Jump to content

Куруна (яма)

Ритон (сосуд для питья) в форме оленя с гравировкой бога Курунты. Серебро с золотыми вставками. Хеттское царство, имперская эпоха. Центральная Анатолия (ныне Турция). 1400-1200 гг. до н.э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей .

Коротко ( Хит : 𒀭𒆗 , латинизировано: д ЛАММА ) или Курунти(йа) хеттский бог-олень и бог-покровитель сельской местности.

Имя Курунты пишется как (ДЕУС)ЦЕРВУС на иероглифическом лувийском языке или как д КАЛ в хеттской клинописи. [ 1 ] Как д KAL следует читать как д ЛАММА, следуя ассириологической традиции, часто прямо транслитерируется как д Вместо этого ЛАММА. [ 2 ] [ 3 ]

Курунта была засвидетельствована как Рунти (йа) в первом тысячелетии до нашей эры, хотя есть вероятность, что потеря начального слога могла произойти во времена Хеттского Нового царства/периода Империи . [ 4 ]

Персонаж и иконография

[ редактировать ]

Курунта - божество-покровитель, как видно из использования знака. д КАЛ, что соответствует д ЛАММА. Однако между хеттами все еще существуют различия. д КАЛ-божества и Месопотамия д Божества ЛАММА, например, КАЛ и ЛАММА имеют разные значения, [ 3 ] и Арчи добавляет, что в отличие от месопотамских д ДВА Хетта д Божества КАЛ всегда считались мужчинами. [ 5 ] [ а ]

Его священное животное — олень. Хотя олень не был символом всех хеттских божеств-покровителей, он также был символом не только Курунты. [ 7 ] Его обычно изображают стоящим на олене, а хеттские тексты идентифицируют бога, стоящего на олене, как бога сельской местности. [ 8 ] Изображения бога, стоящего на олене и держащего орла, были известны уже во времена Древней Ассирии . [ 9 ] На других изображениях бог держит зайца вместо орла. В Язиликая - бог-покровитель природы (вероятно, Курунта как бог сопровождается знаком рога). [ 10 ] ) изображен только с посохом. [ 11 ] Есть также параллели с Курунтой, следовавшим за богом бури, как это видно на море Мурсили III и рельефе из Алеппо . [ 10 ]

Серебряный ритон Шиммеля изображает сцену подношения двум божествам: одно стоит на олене с орлом и изогнутым посохом, а другое сидит сзади и держит птицу и чашу. Это могло быть одно божество, изображенное дважды, или два отдельных божества. [ 12 ] Арчи предполагает, что женское божество позади того, кто стоит на олене, представляет собой не жену Иннары/Курунты, как обычно предполагается, а его дочь. [ 13 ]

Есть также изображения Курунты с луком и стрелами, что, помимо того, что он был богом-покровителем, также связывает его с охотой. Охотничий аспект подчеркивал и Тудхалия IV. [ 4 ]

Ассоциация с другими божествами

[ редактировать ]

д КАЛ в хеттском контексте обычно читается как Иннара , что может означать любое из божеств-покровителей, включая Курунту и Инару . [ 7 ] Во времена Тудхалии IV (DEUS)CERVUS мог использоваться для обозначения как Иннары, так и Курунты, что, возможно, указывает на то, что Иннара и Курунта перестали рассматриваться как отдельные. [ 1 ]

ЦЕРВУС также использовался для обозначения богов, подобных Курунте, таких как Каруха, [ 4 ] главное мужское божество Каркемиша . [ 14 ]

Поклонение

[ редактировать ]

С самого начала культ бога-оленя находился под властью хеттского царя, который определял свою территорию посредством кампаний и охоты. Иннара также сопровождала хеттского царя в походах. [ 15 ] Культ Курунты стал важным для хеттского государственного культа во время правления Тудхалии IV. [ 7 ] В нескольких иероглифических надписях в разных местах говорится, что Тудхалия установил культовые памятники богу. Коллинз считает, что интерес, который Тудхалия проявляет к богу-оленю, обусловлен его уязвимым королевским положением (его отец, Хаттусили III , узурпировал корону у Урхи-Тешуба ) и поэтому стремился заручиться как можно большей божественной поддержкой. [ 16 ] Поздний хеттский текст описывает все действия и проявления царя как находящиеся под защитой Курунты. [ 15 ]

Курунта, возможно, был богом-оленем, которого почитали в Малатье . [ 17 ] Хотя это также может быть Кархуха , Хаас считает, что это, скорее всего, Курунта. [ 18 ]

Теофорные имена Курунты были засвидетельствованы в Греции, особенно в Кицилии и Песидии, до эллинистического периода. [ 4 ]

Мифология

[ редактировать ]

Хаас, кажется, полагает, что д Божество ЛАММА, упомянутое в «Песне о ЛАММЕ» (из цикла Кумарби), — это Курунта или, по крайней мере, разновидность бога. Хаас утверждает, что акт зарезания бога в конечном итоге символизирует зарезание охотничьего животного. [ 19 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хотя Месопотамия д Божества ЛАММА не всегда женщины. [ 6 ]
  • Арчи, Альфонсо (2019). «Как Бог Природы стал Богом-Покровителем Короля» . Акты IX Международного конгресса хеттитологов . 1 : 49–63.
  • Коллинз, Билли Джин (31 декабря 2010 г.). «Герой, полевой мастер, король: мастерство животных в хеттских текстах и ​​иконографии». В графах, Дерек Б.; Арнольд, Беттина (ред.). Мастер животных в иконографии Старого Света . Археолингва. стр. 59–74.
  • Фоксвог, Д.; Хеймпель, В.; Килмер, AD (1983). "Ламма/Ламассу А.И. Месопотамия. Филологич" . Reallexikon der Assyriologie . 6 : 446–453.
  • Хаас, Волкерт (1 октября 1994 г.). История хеттской религии (на немецком языке). Блестящий. ISBN  978-90-04-29394-6 .
  • Хаас, Волкерт; Кох, Хайдемари (18 мая 2011 г.). Религии Древнего Ближнего Востока: хетты и Иран (на немецком языке). Ванденхук и Рупрехт. ISBN  978-3-647-51695-0 .
  • Ларош, Э. (1983). «Ламма/Ламассу К. Анатолийский» . Reallexicon der Assyriologie . 6 : 455–459.
  • Тарача, Петр (1 апреля 2009 г.). Религии второго тысячелетия Анатолии Харрасовиц. ISBN  978-3447058858 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8de03c2afbb1b2d40d43c95b934f2508__1723436400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/08/8de03c2afbb1b2d40d43c95b934f2508.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kurunta (god) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)