Куруна (яма)

Коротко ( Хит : 𒀭𒆗 , латинизировано: д ЛАММА ) или Курунти(йа) — хеттский бог-олень и бог-покровитель сельской местности.
Имя
[ редактировать ]Имя Курунты пишется как (ДЕУС)ЦЕРВУС на иероглифическом лувийском языке или как д КАЛ в хеттской клинописи. [ 1 ] Как д KAL следует читать как д ЛАММА, следуя ассириологической традиции, часто прямо транслитерируется как д Вместо этого ЛАММА. [ 2 ] [ 3 ]
Курунта была засвидетельствована как Рунти (йа) в первом тысячелетии до нашей эры, хотя есть вероятность, что потеря начального слога могла произойти во времена Хеттского Нового царства/периода Империи . [ 4 ]
Персонаж и иконография
[ редактировать ]Курунта - божество-покровитель, как видно из использования знака. д КАЛ, что соответствует д ЛАММА. Однако между хеттами все еще существуют различия. д КАЛ-божества и Месопотамия д Божества ЛАММА, например, КАЛ и ЛАММА имеют разные значения, [ 3 ] и Арчи добавляет, что в отличие от месопотамских д ДВА Хетта д Божества КАЛ всегда считались мужчинами. [ 5 ] [ а ]
Его священное животное — олень. Хотя олень не был символом всех хеттских божеств-покровителей, он также был символом не только Курунты. [ 7 ] Его обычно изображают стоящим на олене, а хеттские тексты идентифицируют бога, стоящего на олене, как бога сельской местности. [ 8 ] Изображения бога, стоящего на олене и держащего орла, были известны уже во времена Древней Ассирии . [ 9 ] На других изображениях бог держит зайца вместо орла. В Язиликая - бог-покровитель природы (вероятно, Курунта как бог сопровождается знаком рога). [ 10 ] ) изображен только с посохом. [ 11 ] Есть также параллели с Курунтой, следовавшим за богом бури, как это видно на море Мурсили III и рельефе из Алеппо . [ 10 ]
Серебряный ритон Шиммеля изображает сцену подношения двум божествам: одно стоит на олене с орлом и изогнутым посохом, а другое сидит сзади и держит птицу и чашу. Это могло быть одно божество, изображенное дважды, или два отдельных божества. [ 12 ] Арчи предполагает, что женское божество позади того, кто стоит на олене, представляет собой не жену Иннары/Курунты, как обычно предполагается, а его дочь. [ 13 ]
Есть также изображения Курунты с луком и стрелами, что, помимо того, что он был богом-покровителем, также связывает его с охотой. Охотничий аспект подчеркивал и Тудхалия IV. [ 4 ]
Ассоциация с другими божествами
[ редактировать ]д КАЛ в хеттском контексте обычно читается как Иннара , что может означать любое из божеств-покровителей, включая Курунту и Инару . [ 7 ] Во времена Тудхалии IV (DEUS)CERVUS мог использоваться для обозначения как Иннары, так и Курунты, что, возможно, указывает на то, что Иннара и Курунта перестали рассматриваться как отдельные. [ 1 ]
ЦЕРВУС также использовался для обозначения богов, подобных Курунте, таких как Каруха, [ 4 ] главное мужское божество Каркемиша . [ 14 ]
Поклонение
[ редактировать ]С самого начала культ бога-оленя находился под властью хеттского царя, который определял свою территорию посредством кампаний и охоты. Иннара также сопровождала хеттского царя в походах. [ 15 ] Культ Курунты стал важным для хеттского государственного культа во время правления Тудхалии IV. [ 7 ] В нескольких иероглифических надписях в разных местах говорится, что Тудхалия установил культовые памятники богу. Коллинз считает, что интерес, который Тудхалия проявляет к богу-оленю, обусловлен его уязвимым королевским положением (его отец, Хаттусили III , узурпировал корону у Урхи-Тешуба ) и поэтому стремился заручиться как можно большей божественной поддержкой. [ 16 ] Поздний хеттский текст описывает все действия и проявления царя как находящиеся под защитой Курунты. [ 15 ]
Курунта, возможно, был богом-оленем, которого почитали в Малатье . [ 17 ] Хотя это также может быть Кархуха , Хаас считает, что это, скорее всего, Курунта. [ 18 ]
Теофорные имена Курунты были засвидетельствованы в Греции, особенно в Кицилии и Песидии, до эллинистического периода. [ 4 ]
Мифология
[ редактировать ]Хаас, кажется, полагает, что д Божество ЛАММА, упомянутое в «Песне о ЛАММЕ» (из цикла Кумарби), — это Курунта или, по крайней мере, разновидность бога. Хаас утверждает, что акт зарезания бога в конечном итоге символизирует зарезание охотничьего животного. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Архи 2019 , с. 51.
- ^ Архи 2019 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Ларош 1983 , с. 455.
- ^ Jump up to: а б с д Тарача 2009 , с. 111.
- ^ Архи 2019 , с. 49-51.
- ^ Foxvog, Heimpel & Kilmer 1983 , стр. 447.
- ^ Jump up to: а б с Коллинз 2010 , с. 66.
- ^ Коллинз 2010 , с. 67.
- ^ Хаас 1994 , с. 452.
- ^ Jump up to: а б Коллинз 2010 , с. 68.
- ^ Хаас 1994 , с. 453.
- ^ Коллинз 2010 , с. 63.
- ^ Архи 2019 , с. 53.
- ^ Архи 2019 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б Архи 2019 , с. 59.
- ^ Коллинз 2010 , с. 70.
- ^ Хаас и Кох 2011 , с. 225.
- ^ Хаас и Кох 2011 , с. 192.
- ^ Хаас и Кох 2011 , с. 191.
Ссылки
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2019). «Как Бог Природы стал Богом-Покровителем Короля» . Акты IX Международного конгресса хеттитологов . 1 : 49–63.
- Коллинз, Билли Джин (31 декабря 2010 г.). «Герой, полевой мастер, король: мастерство животных в хеттских текстах и иконографии». В графах, Дерек Б.; Арнольд, Беттина (ред.). Мастер животных в иконографии Старого Света . Археолингва. стр. 59–74.
- Фоксвог, Д.; Хеймпель, В.; Килмер, AD (1983). "Ламма/Ламассу А.И. Месопотамия. Филологич" . Reallexikon der Assyriologie . 6 : 446–453.
- Хаас, Волкерт (1 октября 1994 г.). История хеттской религии (на немецком языке). Блестящий. ISBN 978-90-04-29394-6 .
- Хаас, Волкерт; Кох, Хайдемари (18 мая 2011 г.). Религии Древнего Ближнего Востока: хетты и Иран (на немецком языке). Ванденхук и Рупрехт. ISBN 978-3-647-51695-0 .
- Ларош, Э. (1983). «Ламма/Ламассу К. Анатолийский» . Reallexicon der Assyriologie . 6 : 455–459.
- Тарача, Петр (1 апреля 2009 г.). Религии второго тысячелетия Анатолии Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 .