Jump to content

Райтон

Райтон
Золотой ритон иранского периода Ахеменидов , раскопанный в Экбатане . В Национальном музее Ирана .
Материал Керамика, металл, рог, камень
Размер Размер чашки для практического использования, больший для церемониального использования, обычно примерно конической формы с носиком или псевдо-носиком внизу.
Письмо Могут быть надписаны и иным образом украшены
Созданный Доисторические времена до наших дней
Ритон со смертью Орфея из коллекции Василия Бойкова
Серебряный ритон с протомой козла и смертью Орфея , ок. 420–410 гг. до н.э., хранится в коллекции Васила Бойкова , София , Болгария. Рог плавно и изящно изгибается под прямым углом. Нижние две трети его покрыты каннелюрами с дугообразными верхними кончиками. Фигуральная сцена под пылающим ободком представляет убийство Орфея. Музыкант - центральная фигура, упавшая на правое колено, в окружении трех нападающих фракийских женщин. В правой руке он держит шестиструнную лиру, а в левой, завернув в мантию, деревянную палку с набалдашником, которой он тщетно пытается защитить себя. [1]

Ритон r / ˈ r ˌ t ɒ n , ˈ t ə n ) — это примерно конический контейнер , / ( мн.: ритоны или , следуя греческому множественному числу, рита из которого жидкости предназначались для питья или наливания. какая-нибудь церемония, например, возлияние или просто за столом. Ритон обычно имеет форму головы животного. Изделия производились на обширных территориях древней Евразии , особенно от Персии до Балкан . У многих есть отверстие внизу, через которое лилась жидкость; другие этого не делали и использовались просто как чашки для питья, с той особенностью, что их обычно нельзя было поставить на поверхность, не проливая содержимое.

Английское слово ритон происходит от древнегреческого слова ῥυτόν ( rhy̆tón или rhŭtón ) . Коническая форма ритона известна в Эгейском регионе с бронзового века , или 2-го тысячелетия до нашей эры. Однако дело ни в коем случае не ограничивалось этим регионом. Похожий по форме на рог для питья и, возможно, происходящий от него , он был широко распространен в Евразии с доисторических времен.

Имя и функция

[ редактировать ]

Лидделл и Скотт [2] дать стандартное происхождение от греческого rhein — «течь», что, по мнению Юлиуса Покорного , [3] происходит от индоевропейского *sreu- , «поток». Поскольку rhutos означает «поток», среднее слово rhuton будет своего рода объектом, связанным с заливкой, что эквивалентно английскому pourer . Многие сосуды, считавшиеся ритонами, имели широкое горлышко вверху и отверстие в виде конического сужения внизу, из которого вытекала жидкость. Идея состоит в том, что кто-то зачерпнул вино или воду из сосуда для хранения или подобного источника, поднял его, открыл отверстие большим пальцем и позволил жидкости стечь в рот (или на землю при возлиянии ) таким же образом, как вино сегодня пьет из бурдюка .

Смит отмечает [4] что это использование засвидетельствовано в классических картинах и принимает Афинея этимологию , согласно которой оно было названо ἀπὸ τῆς ῥύσεως , «из текущего». [5] Смит также отнес это название к недавней форме (в классические времена) сосуда, ранее называвшегося керас , «рог», в смысле рога для питья. [6] Слово ритон отсутствует в том, что известно о микенском греческом языке , древнейшей форме греческого языка, написанной Б. линейным письмом с бычьей головой Однако ритон , многие образцы которого сохранились, упоминается как ке-ра-а на табличке KN K 872. [7] опись сосудов в Кноссе ; показано бычьей идеограммой (*227 VAS ; также известный как ритон ). Вентрис и Чедвик восстановили это слово как прилагательное *kera(h)a с микенским интервокальным h . [8]

Сосуд для питья из ритона с деталями животных; такие сосуды широко производились в Персии во времена Империи Ахеменидов (550–330 до н.э.), хотя реалистичные детали животных, как видно на этом единственном экземпляре, датируются более поздней Парфянской империей (247 г. до н.э. – 224 г. н.э.).
Ритоновый рог для вина с протомом льва, Иран, парфянский период , I век до н.э. – I век нашей эры, серебро и позолота, хранится в галерее Артура М. Саклера.

Рита в форме быков наполняется через большое отверстие и опорожняется через вторичное, меньшее. Это означает, что требуются две руки: одна, чтобы закрыть вторичное отверстие, и одна, чтобы заполнить ритон . Это заставило некоторых ученых поверить, что ритоны обычно заполнялись с помощью двух человек или с помощью цепи или веревки, продеваемой через ручку. Ритоны , созданные по образцу животных, были разработаны таким образом, чтобы создавалось впечатление, будто животное пьет, когда сосуд наполняется. [ нужна ссылка ] Бычий ритон весил около трех килограммов в пустом состоянии и до шести килограммов в наполненном.

Другие ритоны с животными темами были созданы по образцу кабанов, львов и львиц (например, рог с головой льва ). Некоторые формы, такие как львица Рита , можно было заполнить простым погружением в воду благодаря форме и плавучести судна. Горизонтально спроектированные риты , подобные тем, что созданы по образцу львиц, можно было заполнить, опустив в жидкость и поддержав. Вертикально спроектированные риты , подобные тем, что созданы по образцу кабанов, требовали другой руки, чтобы закрыть основное отверстие и предотвратить проливание жидкости при наполнении сосуда.

Риту часто использовали для процеживания жидкостей, таких как вино, пиво и масло. Некоторые риты использовались в кровавых ритуалах и жертвоприношениях животных. В этих случаях кровь могла быть разжижена вином. Некоторые сосуды были созданы по образцу животного, с которым они предназначались для использования во время ритуала, но так было не всегда. [9]

Широкий провенанс

[ редактировать ]
Римская фреска из Геркуланума, демонстрирующая использование ритона , ок. 50 г. до н.э.

Невозможно доказать, что каждый рог для питья или сосуд для возлияния был пробит снизу, особенно на доисторических этапах существования формы. Функция черпака была бы на первом месте. Однако, как только отверстия появились, они предложили зооморфную интерпретацию и пластическое украшение в виде голов животных – быков, лошадей, оленей и даже собак – с жидкостью, вытекающей изо рта животных.

Риты встречаются среди останков цивилизаций, говорящих на разных языках и языковых группах на Ближнем и Среднем Востоке и вокруг него, таких как Персия , начиная со второго тысячелетия до нашей эры. Они часто имеют форму голов или рогов животных и могут быть очень богато украшены и дополнены драгоценными металлами и камнями. На минойском Крите бычьи головы из серебра и золота с круглыми отверстиями для вина (позволяющими вину выливаться изо рта быков) казались особенно распространенными, поскольку некоторые из них были обнаружены в больших дворцах ( Археологический музей Ираклиона ).

Известно, что одним из старейших примеров изображения фигуры животного, держащего в руках длинный сосуд конической формы с плоским концом, был обнаружен в Сузах, на юго-западе Ирана, в протоэламскую эпоху около 3-го тысячелетия до нашей эры. Это серебряная фигурка коровы. с телом сидящей женщины, фактически предлагающей сосуд между обоими бычьими копытами.

Ритоны были очень распространены в древней Персии, где их называли такук (تکوک).После победы греков над Персией много серебра, золота и других предметов роскоши, в том числе многочисленные ритоны в Афины было привезено . Персидским ритонам сразу же стали подражать греческие художники. [10] Не все риты были столь ценны; многие из них представляли собой просто украшенные конические керамические чашки.

Греческий символизм

[ редактировать ]
Мраморная подставка для стола, украшенная группой, включающей Диониса , Пана и Сатира ; Дионис держит ритон (сосуд для питья) в форме пантеры; следы красного и желтого цвета сохранились на волосах фигур и ветвях ; из малоазиатской мастерской, 170–180 гг. н.э., Национальный археологический музей, Афины , Греция.

Классическая афинская керамика, такая как краснофигурные вазы, обычно расписана на темы мифологии. Одна стандартная тема изображает сатиров, символизирующих непристойность, с ритой и бурдюками. Рогообразные риты тщательно вплетены в композицию с прямостоячими мужскими органами сатиров, но эта откровенно сексуальная и несколько юмористическая тема, по-видимому, является поздним развитием, соответствующим афинскому юмору, как это выражено в пьесах Аристофана . Богато украшенные и драгоценные риты великих цивилизаций прежних времен скорее грандиозны, чем непристойны, что придает демократическим росписям на вазах дополнительное сатирическое измерение.

Связь сатиров с вином и ритой представлена ​​в Нонна эпосе «Дионисия». Он описывает сатиров при первом вытаптывании винограда во время изобретения виноделия Дионисом :

...из фруктов пузырился красный сок с белой пеной. Они собирали его бычьими рогами вместо чаш, которых еще не видели, так что с тех пор чаша смешанного вина получила это божественное имя «Винный рог». [11]

Карой Кереньи , цитируя этот отрывок, [12] замечает: «В основе этого богато разработанного мифа, в котором поэт вспоминает даже о рите , нелегко отделить критские элементы от элементов, происходящих из Малой Азии ». Связь, на которую он ссылается, представляет собой каламбур, которого нет в английском переводе: вино смешанное ( kerannymenos ), которое, по-видимому, содержит бычий рог ( keras ), древнегреческое название ритона .

В мифе ихор с Олимпа падает среди камней. Из него растут виноградные лозы. Один растет вокруг сосны, где змея, вьющаяся по дереву, поедает виноград. Дионис, увидев змею, преследует ее в нору в скалах. Следуя оракулу Реи , критской горной богини, Дионис выдалбливает яму и топчет в ней виноград, танцуя и крича. Богиня, скалы, змея и танцы — это критские темы. Культ Диониса был анатолийским. В самом абстрактном смысле ритон — это вместилище субстанции жизни, воспеваемое ритуальным танцем на винограде.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Рог имеет непрерывную и изящную кривую, изгибающуюся под прямым углом. Нижние две трети его покрыты каннелюрами с дугообразными верхними кончиками. Фигуральная сцена под пылающим ободком представляет убийство Орфея. Музыкант - центральная фигура, упавшая на правое колено, в окружении трех нападающих фракийских женщин. В правой руке он держит шестиструнную лиру, а в левой, завернув в мантию, деревянную палку с набалдашником, которой он тщетно пытается защитить себя.
  2. ^ ῥυτόν . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
  3. ^ «среу» . Индоевропейский этимологический словарь . Берн: Франке. 1959. с. 1003.
  4. ^ Смит, Уильям; Уэйт, Уильям; Мариндин, GE, ред. (1901). «Ритон». Словарь греческих и римских древностей . Том. II (3-е исправленное, расширенное изд.). Лондон: Джон Мюррей.
  5. ^ ῥύσις в Лидделле и Скотте
  6. ^ валторна у Лидделла и Скотта .
  7. ^ «КН ​​872 К(1)(102)» . ДАМОС: База данных микенцев в Осло . Университет Осло .
  8. ^ Вентрис, Майкл; Чедвик, Джон (1973). Документы на микенском греческом языке (2-е изд.). Кембридж: Университетское издательство. стр. 330, 552.
  9. ^ Кёль, Роберт Б. «Монографии по предыстории, том 19: Рита Эгейского бронзового века». ИНСТАП Академик Пресс, 2006.
  10. ^ Баккер, Джанин. «Персидское влияние на Грецию» . История Ирана . Иранское камерное общество . Проверено 15 июня 2012 г.
  11. ^ Дионисия XII 361-362.
  12. ^ Кереньи, Карл (1996). Дионис: архетипический образ нерушимой жизни . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 58–60.
  13. ^ Ритон. Верхняя часть роскошного сосуда для питья вина выполнена из серебряной пластины с позолоченным краем с рельефной веткой плюща. Нижняя часть выполнена из литой лошади Протома. Работа греческого мастера, вероятно, для фракийского аристократа. Возможно, Фракия, конец IV века до н.э. НГ Прага, Дворец Кинских, NM-HM10 1407.
  14. ^ Альберге, Даля (7 декабря 2021 г.). «Американский миллиардер сдал украденное искусство на сумму 70 миллионов долларов» . www.theguardian.com . Проверено 7 декабря 2021 г.
  15. ^ "152. Ритон (голова оленя) - Классика" . www.georgeortiz.com . Проверено 7 декабря 2021 г.
  16. ^ Манган, Дэн; Форкин, Джим (6 декабря 2021 г.). «Пионер хедж-фондов Майкл Стейнхардт сдает 180 украденных предметов старины на сумму 70 миллионов долларов, - говорит окружной прокурор Манхэттена Вэнс» . CNBC . Проверено 7 декабря 2021 г.
[ редактировать ]

Еще фотографии Риты:

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1513ff7ad51155462f562029d8f5008d__1700073060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/8d/1513ff7ad51155462f562029d8f5008d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rhyton - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)