Патера
В культуре классической античности патера ( материальной Латинское произношение: [ˈpatera] ) gold phiale ( древнегреческий : φιάλη [phyi.á.lεː] ) [2] Это неглубокая керамическая или металлическая чаша для возлияния . Он часто имеет выпуклое углубление ( омфалос , «пупок») в центре нижней части, чтобы облегчить его удерживание, и в этом случае его иногда называют мезомфалическим фиале . Обычно у него нет ни ручек, ни ножек.
Хотя эти два термина могут использоваться как взаимозаменяемые, особенно в контексте этрусской культуры , фиале чаще встречается в отношении греческих форм, а патера — в римской среде. [3] Форму следует отличать от чашки для питья с ручками, которая представляет собой киликс , а круглое блюдо с парой С-образных ручек не является патерой , хотя некоторые патеры имеют одиночные длинные прямые ручки.
Использовать
[ редактировать ]Возлияние было центральным и жизненно важным аспектом древнегреческой религии и одной из самых простых и распространенных форм религиозной практики. [4] Это одно из основных религиозных действий, определяющих благочестие в Древней Греции, начиная с бронзового века и даже доисторической Греции . [5] Возлияния были частью повседневной жизни, и благочестивые могли совершать их каждый день утром и вечером, а также перед едой. [6] Возлияние чаще всего состояло из смеси вина и воды, но могло также быть несмешанным вином, медом, маслом, водой или молоком. [7]
Форма возлияния, называемая спонде, обычно представляет собой ритуальное выливание вина из кувшина или чаши, которую держат в руке. Самым распространенным ритуалом было переливание жидкости из ойнохоэ (винного кувшина) в фиале . [8] Возлияние обычно сопровождало молитву. [9] Греки во время молитвы стояли либо с поднятыми руками, либо в акте возлияния, вытянув правую руку, чтобы держать фиале . [10] выливали вино После того как из кубка , оставшуюся часть содержимого выпивал празднующий. [11]
В римском искусстве возлияние изображается совершаемым на алтаре, менсе (жертвенном столе) или треножнике . Это была самая простая форма жертвоприношения, и сама по себе она могла быть достаточным подношением. [12] Вступительный обряд ( prefatio ) жертвоприношения животного включал в себя возлияние благовоний и вина на горящий жертвенник. [13] И императоры , и божества часто изображаются, особенно на монетах, льющими возлияния из патеры . [14] Сцены возлияния и сама патера обычно обозначают качество pietas , религиозного долга или почтения. [15]
- Серебряный фиал с амазономахией (430-420 гг. до н.э., коллекция Василия Бойкова , София , Болгария )
- Золотой фиал с пчелами -репуссе , желудями и буковыми орехами, а также греческой и пунической надписью (4–3 века до н.э., Метрополитен ) [16]
- Этрусский жрец с фиале (2 век до н. э.)
- Серебряная патера из Испании ( Римская Испания ), II–I века до н. э.)
- Патера с Марком Аврелием ( Грузия , II век нашей эры)
- Римский священник, capite velato (2–3 века нашей эры)
- Серебряная патера из Сирии с фигурами времен основания Рима (2 век нашей эры, Британский музей). [17]
Архитектура
[ редактировать ]В архитектуре овальные элементы на гипсовых фризах зданий можно назвать патерами (множественное число). [18] [19]
См. также
[ редактировать ]- Parabiago patera , которая на самом деле представляет собой блюдо или тарелку.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Музей Саймона Джанашиа в Грузии 122.jpg
- ^ Между этими двумя терминами нет значимого различия: Нэнси Томпсон де Граммонд и Эрика Саймон, Религия этрусков (University of Texas Press, 2006), стр. 171; Гоча Р. Цецхладзе, Археология Северного Причерноморья: недавние открытия и исследования (Brill, 2001), с. 239; Рабун Тейлор, Моральное зеркало римского искусства (Издательство Кембриджского университета, 2008), стр. 104, 269; Ребекка Миллер Аммерма, Святилище Санта-Венеры в Пестуме (University of Michigan Press, 2002), стр. 64, 66.
- ^ Патеру не следует путать с греческим ( Πατέρας ) Патерасом или Отцом.
- ^ Луиза Брюит Зайдман и Полина Шмитт Пантель, Религия в древнегреческом городе , перевод Пола Картледжа (Cambridge University Press, 1992, 2002, первоначально опубликовано в 1989 году на французском языке), стр. 28.
- ^ Уолтер Буркерт , Греческая религия (Harvard University Press, 1985, первоначально опубликовано в 1977 году на немецком языке), стр. 70, 73.
- ^ Гесиод , Работы и дни 724–726; Зайдман и Пантель, Религия в древнегреческом городе , с. 39.
- ^ Зайдман и Пантель, Религия в древнегреческом городе , с. 40; Буркерт, Греческая религия, стр. 72–73.
- ^ Зайдман и Пантель, Религия в древнегреческом городе , с. 40.
- ^ Буркерт, Греческая религия , стр. 70–71.
- ^ Уильям Д. Ферли, «Молитвы и гимны», в книге «Спутник греческой религии» (Wiley-Blackwell, 2010), стр. 127; Ян Н. Бреммер, «Греческие нормативные жертвоприношения животных», стр. 138 в том же томе.
- ^ Зайдман и Пантель, Религия в древнегреческом городе , с. 40.
- ^ Катя Моеде, «Рельефы, общественные и частные», в «Спутнике римской религии» (Блэквелл, 2007), стр. 165, 168.
- ^ Моэде, «Помощи, государственные и частные», стр. 165, 168; Николь Белайш, «Религиозные действующие лица в повседневной жизни: практики и связанные с ними убеждения», в «Спутнике римской религии» , стр. 280.
- ^ Джонатан Уильямс, «Религия и римские монеты», в книге «Спутник римской религии» , стр. 153–154.
- ^ Джон Шейд, «Жертвоприношения богам и предкам», в «Спутнике римской религии», стр. 265.
- ^ «Золотая фиале (чаша для возлияния)», Метрополитен-музей, номер доступа. 62.11.1
- ^ Коллекция Британского музея )
- ^ «22, Норт-стрит, Эшфорд, Кент» .
- ^ Колдер Лот (05 октября 2010 г.). «Классические комментарии: патера» . Институт классической архитектуры и искусства. Архивировано из оригинала 10 августа 2011 г.