Jump to content

Амазономахия

Амазонка с варваром и греком, римская копия греческого оригинала, деталь, ок. 160 г. н.э., мрамор; Галерея Боргезе
Мозаика Амазономахии IV века нашей эры из Дафны, пригорода Антиохии на Оронте (современная Антакья , Турция); Лувр , крыло Денон
Помощь сейчас в Вене

В мифологии Амазономахия греческой ( английский перевод : «Битва Амазонки»; множественное число, Amazonomachiai ( древнегреческий : Ἀμαζονομαχίαι ) или Amazonomachies ) — это мифологическая битва между древними греками и амазонками , нацией, состоящей исключительно из женщин-воинов. Тема амазономахии была популярна в древнегреческом и римском искусстве .

Амазономахия в мифе

[ редактировать ]

На протяжении всей античности амазонки считались расой женщин-воинов, произошедших от Ареса , крайне независимых и опытных в охоте, верховой езде, стрельбе из лука и войне. Они поклонялись Аресу и Артемиде , соответственно богу войны и богине охоты, а их географическое положение было особенно связано со Скифией и Малой Азией . [1] [2]

В греческих эпических повествованиях амазонки воспринимались как негреческие героические фигуры, бросавшие вызов силе и мужественности греческих героев на поле битвы, таких как Ахиллес , Беллерофонт , Геракл (Геркулес), Тезей и афиняне . [1]

Троянская война, Ахилл

[ редактировать ]

В утерянном греческом эпосе «Эфиопис» , опубликованном в VIII веке до нашей эры и широко приписываемом Арктину Милетскому , Ахиллес сражается и убивает Пентесилею , царицу амазонок, пришедшую на помощь Трое после смерти Гектора. Устные мифы и пересказы этого эпического падения Трои со ссылкой на амазонок способствовали созданию «Илиады» и «Одиссеи» Гомера . [3]

Девятый подвиг, Геркулес

[ редактировать ]

Во время девятых подвигов Геракла поручил Гераклу Эврисфей вернуть царский пояс царицы амазонок Ипполиты для своей дочери. [2] Хотя Геракл и амазонки изначально были открыты для мирных переговоров, злонамеренные махинации Геры спровоцировали недопонимание между амазонками и Гераклом, что привело к кровавой битве, в которой амазонки в конечном итоге потерпели поражение. [1]

Аттическая война, Тезей

[ редактировать ]

В некоторых версиях мифа Тесей сопровождал Геракла во время его девятого подвига и либо сбежал, либо похитил Антиопу, сестру Ипполиты (или саму Ипполиту). Затем Антиопа была доставлена ​​в Афины Тесеем, за которого вышла замуж и родила сына Ипполита . В результате похищения амазонки вторглись в Грецию, спровоцировав легендарную Аттическую войну между амазонками и афинянами, закончившуюся поражением амазонок. [4]

Амазономахия в искусстве

[ редактировать ]

Война была очень популярной темой в древнегреческом искусстве , представленной в величественных скульптурных сценах на храмах, а также в бесчисленных греческих вазах . Наряду со сценами из «Гомера и гигантомахии» , Амазономахия была популярным выбором , изображая битвы между греческими мужчинами и женщинами-иностранками. Позже, в римском искусстве , появляется множество изображений на боках более поздних римских саркофагов , когда вошло в моду изображать вычурные рельефы батальных сцен. Сцены также были показаны на мозаиках. , увеличилось количество средневековых изображений В эпоху Возрождения, особенно в период барокко .

Ранние греческие щиты

[ редактировать ]

Раннее греческое искусство обычно изображало амазонок в бою, часто верхом на лошадях или с оружием, таким как луки и стрелы, мечи, копья и щиты. Судя по существующим свидетельствам, первые свидетельства того, что эти женщины-воительницы вошли в искусство, были в знаковых щитах и ​​украшениях для щитов, причем самый ранний пример был на глиняном щите из Тиринфа примерно 700 г. до н.э. [5]

Геракл сражается с амазонками, сторона А аттической чернофигурной шейной амфоры.

Древнегреческая керамика

[ редактировать ]

Амазонки стали занимать видное место на аттических вазах примерно с 570 г. до н.э. до середины V века. В начале этого периода амазонки наиболее часто изображались на аттической чернофигурной керамике , изображая сцены сражений амазонок во время Троянской войны или, что чаще, во время легендарного девятого подвига Геракла. На некоторых из таких сосудов были написаны имена амазонок, чаще всего называлась Андромаха , хотя ни одно из негеркулесовых сражений не имело таких надписей. Геркулеса нередко изображали на таких судах сражающимся в единоборстве с тремя и более амазонками. [5]

В конечном итоге амазонки стали появляться на краснофигурной керамике , поскольку в последней четверти VI века чернофигурная керамика постепенно стала менее популярной. Примерно в это же время Тесей стал обычным явлением в искусстве, изображающем амазономахию. [5]

Греческая архитектура

[ редактировать ]

Изображения сражений амазонок в греческой архитектуре обычно относятся к категории позднеантичной и постклассической архитектурной скульптуры. Примеры этого можно найти на западном фронтоне храма Аполлона в Эретрии (примерно конец VI века до н. э.), а также на метопах или фризах в таких местах, как афинская сокровищница в Дельфах (490 г. до н. э.), Гефестий в Афинах (450 г. до н. э.), храм Зевса в Олимпии (460 г. до н. э.), храм Аполлона в Бассах (410 г. до н. э.), восточный холм в Селинунте (470 г. до н. э.), мавзолей в Галикарнасе (350 г. до н. э.) и храм Артемиды в Магнесии (II век до н. э.). [5]

После Персидских войн греки придавали большее значение таким батальным сценам, ссылаясь на Аттическую войну как на мифологический пример успешной защиты Афин от иностранных захватчиков. В частности, эта аттическая амазономахия изображалась на таких местах, как западный метоп Парфенона ( около 440 г. до н. э.), щит Афины Парфенос (около 440 г. до н. э.) и в Стоа Пойкиле в Афинах (460 г. до н. э.). [5]

Западные метопы Парфенона

[ редактировать ]

Каламису, греческому скульптору, приписывают проектирование западных метопов Парфенона посвященного , храма на афинском Акрополе, греческой богине Афине . [6] [7] Западные метопы Парфенона изображают битву греков с амазонками. Несмотря на изуродованное состояние, ученые в целом сходятся во мнении, что эта сцена представляет собой вторжение амазонок в Аттику . [8]

Щит Афины Парфенос

[ редактировать ]

Щит Афины Парфенос , созданный Фидием , изображает падшую амазонку. Афина Парфенос представляла собой массивную хризоэлефантиновую скульптуру Афины, главного культового изображения внутри Парфенона в Афинах, которая сейчас утеряна, хотя известна по описаниям и небольшим древним копиям. [8]

Фриз храма Аполлона в Бассах

[ редактировать ]
Блок из Басского фриза , ок. 420-400 гг. до н. э.

Басский фриз из храма Аполлона в Бассах содержит ряд плит, изображающих троянскую амазономахию и гераклейскую амазономахию. Троянская амазономахия занимает три блока и отображает возможную смерть Пентесилеи от рук Ахилла. Гераклейская Амазономахия охватывает восемь блоков и представляет собой борьбу Геракла за захват пояса царицы амазонок Ипполиты. [9]

Фриз мавзолея в Галикарнасе

[ редактировать ]
Мавзолей в Галикарнасе

Амазономахии Несколько частей фриза из Мавзолея в Галикарнасе сейчас находятся в Британском музее . Одна часть изображает Геракла , схватившего амазонку за волосы и поразительно держащего за головой дубинку. Считается, что этой амазонкой является царица амазонок Ипполита . Позади Геракла изображена сцена, где греческий воин сталкивает щиты с воином-амазонкой. На другой плите изображена верховая амазонка, атакующая грека, защищающегося поднятым щитом. Считается, что этим греком является Тесей , присоединившийся к Гераклу во время его подвигов.

Майкон изобразил Амазономахию на Стоа Пойкиле Древней Афинской Агоры , которая сейчас утеряна. [10] Фидий изобразил амазономахию на подножье хризоэлефантиновой статуи Зевса в Олимпии . [11]

археологи обнаружили рельефно-декорированные погоны из бронзы, которые были частью нагрудника В 2018 году на кельтском жертвенном месте недалеко от деревни Слатина-над-Бебравой в Словакии греческого воина . Заместитель директора Словацкого археологического института сообщил, что это старейшая оригинальная реликвия греческого искусства на территории Словакии. Исследователи проанализировали эти фрагменты и определили, что когда-то они были частью рельефа, изображающего Амазономахию. [12]

Саркофаг, изображающий битву греков с амазонками.

Римские саркофаги

[ редактировать ]

Также было найдено множество изображений амазонок римских времен, причем изображения амазономахии были включены в мозаики, монеты, фризы, вотивные рельефы и так далее. Примечательно, что было обнаружено более 60 рельефов саркофагов , изображающих сцены конфликта между амазонками и греками. [5]

Символизм амазономахии

[ редактировать ]

Амазономахия представляет собой греческий идеал цивилизации. Амазонки изображались как дикая и варварская раса, тогда как греки изображались как цивилизованная раса человеческого прогресса.Согласно Бруно Снелла взгляду на амазономахию:

Для греков Титаномахия и битва с гигантами оставались символами победы, которую одержал их собственный мир над чужой вселенной; наряду с битвами с амазонками и кентаврами они продолжают сигнализировать о завоевании греками всего варварского, всего чудовищного и грубого. [13]

В Квинта Смирнея » «Падении Трои Пентесилея, царица амазонок, перешедшая на сторону троянцев во время Троянской войны цитируется :

Не в силе мы уступаем мужчинам; одни и те же наши глаза, наши члены те же; один общий свет, который мы видим, один воздух, которым мы дышим; и пища, которую мы едим, не отличается от нее. Что же, в чем нам было отказано, даровано небом человеку? [14]

По мнению Жозины Блок , амазономахия обеспечивает два разных контекста определения греческого героя. Либо амазонки — одно из бедствий, от которых герой избавляет страну после победы над чудовищем; или они являются выражением основного мотива Аттиса , в котором герой избегает человеческой сексуальности в браке и деторождении. [15]

Геракл в битве с амазонкой, VI век до н.э.

В V веке до нашей эры Ахеменидов империя Персидская начала серию вторжений в Древнюю Грецию . Из-за этого некоторые ученые полагают, что на большей части греческого искусства того времени персы изображались аллегорически, через фигуры кентавров и амазонок. [13]

Такая литература, как Лисия » « Эпитафиос и Исократа, » « Панегирик еще больше усиливает эту параллель с поражением персов, поскольку их версии Аттической войны аналогичным образом достигают кульминации с полным уничтожением сил вторжения. [16]

По словам Джереми МакИнерни, рассказ Клидема об Аттической войне имел политический подтекст таким образом, что поражение Тесея над персами не только представляло собой победу Афин в целом, но и вновь подтверждало определенные ценности афинской демократии, вероятно, в течение определенного периода. Политическая и историческая напряженность в IV веке до нашей эры. [16]

Существуют также более современные интерпретации, которые рассматривают амазономахию как в значительной степени символ конфликта между древнегреческой патриархальной моделью цивилизации и (влиянием) иностранной гендерно трансгрессивной женщины. Различные амазономахии в греческих мифах обычно завершались триумфом какого-нибудь афинского героя-мужчины (например, Геркулеса или Тесея) над знаменитыми амазонками, которые затем были либо убиты в бою, либо сексуально порабощены греческими мужчинами. По мнению этих современных ученых, типичное поражение амазонок, совершенное героем-мужчиной в мифологии (а также надгробия амазонок) служило укреплению и напоминанию греческому населению о превосходстве афинской патриархальной модели цивилизации и общества. [3]

Историческое существование амазономахии

[ редактировать ]

Отчеты об амазонских могилах

[ редактировать ]

В Афинах были гробницы амазонок, возможно, расположенные в Амазонеоне, к северо-западу от Ареопагоса. Эта местность находилась недалеко от древней агоры Тесея, и Тесей, возможно, находился неподалеку. [3]

Такие писатели, как Плутарх , Клидем и Павсаний, ссылались на существование могил амазонок по всей территории Афин как на исторические свидетельства и ориентиры кампании амазонок против города. Плутарха Как сказано в «Жизни Тесея» : «…тот факт, что [амазонки] расположились лагерем практически внутри города, подтверждается как географическими названиями, так и могилами павших». [17]

Многие из представлений этих писателей о битвах между амазонками и греками были основаны на распределении могил, приписываемых амазонкам, по всей территории Афин. Позже Плутарх цитирует Клидема в его описании того, как аттическая амазономахия соответствовала расположению некоторых могил афинских амазонок:

Левое крыло амазонок простиралось до того, что теперь называется Амазонеионом... и афиняне боролись с этим, нападая на амазонок с холма Мусион, а могилы павших находятся вдоль широкой улицы, ведущей к воротам Герона Халкодон, который теперь называют Пейракскими воротами. [17]

Павсаний (1.2.1) и Плутарх (Тесей 27.5) определили, что могила жены Тесея (Антиопы или Ипполиты) находится недалеко от святилища Геи в Афинах. Сообщается, что еще одна амазонка Молпадия умерла и была похоронена там же во время кампании амазонок. [17]

Согласно (беотскому) Плутарху, амазонки были не только похоронены в Афинах, но также известно, что они бежали и, возможно, участвовали в дальнейших сражениях в других местах, будучи похороненными в таких местах, как Мегара , Беотия , Халкида , а также в Фессалии в Скотуссе и Киноскефалах. [3] [17]

Возможные исторические аналоги

[ редактировать ]
Деталь вазы, ок. 420 г. до н.э.

Когда греческая цивилизация начала распространяться на территории вокруг Черного моря, греки начали идентифицировать и ассоциировать этих мифических диких и воинственных чужеземок со скифами в своих произведениях искусства и литературе . В частности, амазонок часто изображали похожими на степных кочевниц-наездниц. [17] По мере того, как греки стали лучше понимать культуры степных кочевников, их изображения амазонок в искусстве и литературе начали включать более реалистичные детали, соответствующие артефактам (оружию, одежде и снаряжению), найденным в курганах (могильных курганах) скифов. [18]

Несмотря на отсутствие убедительных доказательств существования амазонок, некоторые современные ученые и археологи утверждают, что такие степные кочевницы-наездницы потенциально могли существовать как исторические аналоги амазонок. Хотя их фактическая связь с мифическими амазонками является спорной, есть свидетельства, подтверждающие историческое существование таких степных женщин-воительниц, поскольку современные раскопки в 20 веке обнаружили более 1000 гробниц таких племен, как саки-скифы, в евразийских степях. , из которых около 300 из этих захоронений были идентифицированы как захоронения вооруженных женщин-воинов (по состоянию на 2016 г.). [18]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Картрайт, Марк. «Женщины Амазонки» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 9 мая 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Амазонка | Греческая мифология и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 10 мая 2024 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д Дауден, Кен (1997). «Амазонки: развитие и функции» . Рейнский филологический музей . 140 (2): 97–128. ISSN   0035-449X . JSTOR   41234269 .
  4. ^ Марк, Харрисон В. «Ипполита» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 9 мая 2024 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Блок, Жозин (2006). «Амазонки». Новый Поли Онлайн Брилла .
  6. ^ Дженифер Нилс (5 сентября 2005 г.). Парфенон: от древности до наших дней . Издательство Кембриджского университета. п. 67. ИСБН  978-0-521-82093-6 . Парфенон (табл. 1, рис. 17), вероятно, самый знаменитый из всех греческих храмов.
  7. ^ Джей Хэмбидж; Йельский университет. Фонд публикаций Мемориала Резерфорда Троубриджа (1924 г.). Парфенон и другие греческие храмы: их динамическая симметрия . Издательство Йельского университета.
  8. ^ Jump up to: а б Кастриота, Дэвид (1992). Миф, этос и реальность: официальное искусство в Афинах пятого века до нашей эры
  9. ^ Купер, Фредерик (1992). Храм Аполлона Басситаса: Скульптура, Том 2
  10. ^ «Микон | Греческий художник | Британника» . www.britanica.com . Проверено 3 марта 2023 г.
  11. ^ Вудард, Роджер Д. (январь 2008 г.). Кембриджский спутник греческой мифологии . Издательство Кембриджского университета . п. 298. ИСБН  978-0-521-60726-1 .
  12. ^ as, Petit Press (13 мая 2018 г.). «Археологи нашли старейшую греческую реликвию на территории Словакии» . spectator.sme.sk . Проверено 3 марта 2023 г.
  13. ^ Jump up to: а б Дюбуа, Пейдж (1982). Кентавры и амазонки: женщины и предыстория великой цепи бытия
  14. ^ Квинт Смирней. «Падение Трои». Переведено Way. Классическая библиотека А.С. Леба, том 19. Лондон: Уильям Хайнеманн, 1913.
  15. ^ Блок, Жозин (1994). Ранние амазонки: современные и древние взгляды на устойчивый миф
  16. ^ Jump up to: а б Макинерни, Джереми (1994). «Политизация прошлого: «Аттис» Клидема» . Классическая античность . 13 (1): 17–37. дои : 10.2307/25011003 . ISSN   0278-6656 . JSTOR   25011003 .
  17. ^ Jump up to: а б с д и Ротрофф Сьюзен и Ламбертон Роберт. «Гробницы амазонок», « Подход к древнему артефакту: представление, повествование и функция» , Аврамиду, Амалия и Деметриу, Дениз, 2014, Берлин: Де Грюйтер, стр. 127–138.
  18. ^ Jump up to: а б Мэр, Адриенн. «Женщины-воины: археология амазонок». Женщины в древности , 2016, стр. 1–17.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

СМИ, связанные с амазономахией, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8094c4bb288645e0ccda78060fa669f9__1722347820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/f9/8094c4bb288645e0ccda78060fa669f9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Amazonomachy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)