Амазономахия


В мифологии Амазономахия греческой ( английский перевод : «Битва Амазонки»; множественное число, Amazonomachiai ( древнегреческий : Ἀμαζονομαχίαι ) или Amazonomachies ) — это мифологическая битва между древними греками и амазонками , нацией, состоящей исключительно из женщин-воинов. Тема амазономахии была популярна в древнегреческом и римском искусстве .
Амазономахия в мифе
[ редактировать ]На протяжении всей античности амазонки считались расой женщин-воинов, произошедших от Ареса , крайне независимых и опытных в охоте, верховой езде, стрельбе из лука и войне. Они поклонялись Аресу и Артемиде , соответственно богу войны и богине охоты, а их географическое положение было особенно связано со Скифией и Малой Азией . [1] [2]
В греческих эпических повествованиях амазонки воспринимались как негреческие героические фигуры, бросавшие вызов силе и мужественности греческих героев на поле битвы, таких как Ахиллес , Беллерофонт , Геракл (Геркулес), Тезей и афиняне . [1]
Троянская война, Ахилл
[ редактировать ]В утерянном греческом эпосе «Эфиопис» , опубликованном в VIII веке до нашей эры и широко приписываемом Арктину Милетскому , Ахиллес сражается и убивает Пентесилею , царицу амазонок, пришедшую на помощь Трое после смерти Гектора. Устные мифы и пересказы этого эпического падения Трои со ссылкой на амазонок способствовали созданию «Илиады» и «Одиссеи» Гомера . [3]
Девятый подвиг, Геркулес
[ редактировать ]Во время девятых подвигов Геракла поручил Гераклу Эврисфей вернуть царский пояс царицы амазонок Ипполиты для своей дочери. [2] Хотя Геракл и амазонки изначально были открыты для мирных переговоров, злонамеренные махинации Геры спровоцировали недопонимание между амазонками и Гераклом, что привело к кровавой битве, в которой амазонки в конечном итоге потерпели поражение. [1]
Аттическая война, Тезей
[ редактировать ]В некоторых версиях мифа Тесей сопровождал Геракла во время его девятого подвига и либо сбежал, либо похитил Антиопу, сестру Ипполиты (или саму Ипполиту). Затем Антиопа была доставлена в Афины Тесеем, за которого вышла замуж и родила сына Ипполита . В результате похищения амазонки вторглись в Грецию, спровоцировав легендарную Аттическую войну между амазонками и афинянами, закончившуюся поражением амазонок. [4]
Амазономахия в искусстве
[ редактировать ]Война была очень популярной темой в древнегреческом искусстве , представленной в величественных скульптурных сценах на храмах, а также в бесчисленных греческих вазах . Наряду со сценами из «Гомера и гигантомахии» , Амазономахия была популярным выбором , изображая битвы между греческими мужчинами и женщинами-иностранками. Позже, в римском искусстве , появляется множество изображений на боках более поздних римских саркофагов , когда вошло в моду изображать вычурные рельефы батальных сцен. Сцены также были показаны на мозаиках. , увеличилось количество средневековых изображений В эпоху Возрождения, особенно в период барокко .
Ранние греческие щиты
[ редактировать ]Раннее греческое искусство обычно изображало амазонок в бою, часто верхом на лошадях или с оружием, таким как луки и стрелы, мечи, копья и щиты. Судя по существующим свидетельствам, первые свидетельства того, что эти женщины-воительницы вошли в искусство, были в знаковых щитах и украшениях для щитов, причем самый ранний пример был на глиняном щите из Тиринфа примерно 700 г. до н.э. [5]

Древнегреческая керамика
[ редактировать ]Амазонки стали занимать видное место на аттических вазах примерно с 570 г. до н.э. до середины V века. В начале этого периода амазонки наиболее часто изображались на аттической чернофигурной керамике , изображая сцены сражений амазонок во время Троянской войны или, что чаще, во время легендарного девятого подвига Геракла. На некоторых из таких сосудов были написаны имена амазонок, чаще всего называлась Андромаха , хотя ни одно из негеркулесовых сражений не имело таких надписей. Геркулеса нередко изображали на таких судах сражающимся в единоборстве с тремя и более амазонками. [5]
В конечном итоге амазонки стали появляться на краснофигурной керамике , поскольку в последней четверти VI века чернофигурная керамика постепенно стала менее популярной. Примерно в это же время Тесей стал обычным явлением в искусстве, изображающем амазономахию. [5]
Греческая архитектура
[ редактировать ]Изображения сражений амазонок в греческой архитектуре обычно относятся к категории позднеантичной и постклассической архитектурной скульптуры. Примеры этого можно найти на западном фронтоне храма Аполлона в Эретрии (примерно конец VI века до н. э.), а также на метопах или фризах в таких местах, как афинская сокровищница в Дельфах (490 г. до н. э.), Гефестий в Афинах (450 г. до н. э.), храм Зевса в Олимпии (460 г. до н. э.), храм Аполлона в Бассах (410 г. до н. э.), восточный холм в Селинунте (470 г. до н. э.), мавзолей в Галикарнасе (350 г. до н. э.) и храм Артемиды в Магнесии (II век до н. э.). [5]
После Персидских войн греки придавали большее значение таким батальным сценам, ссылаясь на Аттическую войну как на мифологический пример успешной защиты Афин от иностранных захватчиков. В частности, эта аттическая амазономахия изображалась на таких местах, как западный метоп Парфенона ( около 440 г. до н. э.), щит Афины Парфенос (около 440 г. до н. э.) и в Стоа Пойкиле в Афинах (460 г. до н. э.). [5]
Западные метопы Парфенона
[ редактировать ]Каламису, греческому скульптору, приписывают проектирование западных метопов Парфенона посвященного , храма на афинском Акрополе, греческой богине Афине . [6] [7] Западные метопы Парфенона изображают битву греков с амазонками. Несмотря на изуродованное состояние, ученые в целом сходятся во мнении, что эта сцена представляет собой вторжение амазонок в Аттику . [8]
Щит Афины Парфенос
[ редактировать ]Щит Афины Парфенос , созданный Фидием , изображает падшую амазонку. Афина Парфенос представляла собой массивную хризоэлефантиновую скульптуру Афины, главного культового изображения внутри Парфенона в Афинах, которая сейчас утеряна, хотя известна по описаниям и небольшим древним копиям. [8]
Фриз храма Аполлона в Бассах
[ редактировать ]
Басский фриз из храма Аполлона в Бассах содержит ряд плит, изображающих троянскую амазономахию и гераклейскую амазономахию. Троянская амазономахия занимает три блока и отображает возможную смерть Пентесилеи от рук Ахилла. Гераклейская Амазономахия охватывает восемь блоков и представляет собой борьбу Геракла за захват пояса царицы амазонок Ипполиты. [9]
Фриз мавзолея в Галикарнасе
[ редактировать ]
Амазономахии Несколько частей фриза из Мавзолея в Галикарнасе сейчас находятся в Британском музее . Одна часть изображает Геракла , схватившего амазонку за волосы и поразительно держащего за головой дубинку. Считается, что этой амазонкой является царица амазонок Ипполита . Позади Геракла изображена сцена, где греческий воин сталкивает щиты с воином-амазонкой. На другой плите изображена верховая амазонка, атакующая грека, защищающегося поднятым щитом. Считается, что этим греком является Тесей , присоединившийся к Гераклу во время его подвигов.
Другой
[ редактировать ]Майкон изобразил Амазономахию на Стоа Пойкиле Древней Афинской Агоры , которая сейчас утеряна. [10] Фидий изобразил амазономахию на подножье хризоэлефантиновой статуи Зевса в Олимпии . [11]
археологи обнаружили рельефно-декорированные погоны из бронзы, которые были частью нагрудника В 2018 году на кельтском жертвенном месте недалеко от деревни Слатина-над-Бебравой в Словакии греческого воина . Заместитель директора Словацкого археологического института сообщил, что это старейшая оригинальная реликвия греческого искусства на территории Словакии. Исследователи проанализировали эти фрагменты и определили, что когда-то они были частью рельефа, изображающего Амазономахию. [12]

Римские саркофаги
[ редактировать ]Также было найдено множество изображений амазонок римских времен, причем изображения амазономахии были включены в мозаики, монеты, фризы, вотивные рельефы и так далее. Примечательно, что было обнаружено более 60 рельефов саркофагов , изображающих сцены конфликта между амазонками и греками. [5]
Символизм амазономахии
[ редактировать ]Амазономахия представляет собой греческий идеал цивилизации. Амазонки изображались как дикая и варварская раса, тогда как греки изображались как цивилизованная раса человеческого прогресса.Согласно Бруно Снелла взгляду на амазономахию:
Для греков Титаномахия и битва с гигантами оставались символами победы, которую одержал их собственный мир над чужой вселенной; наряду с битвами с амазонками и кентаврами они продолжают сигнализировать о завоевании греками всего варварского, всего чудовищного и грубого. [13]
В Квинта Смирнея » «Падении Трои Пентесилея, царица амазонок, перешедшая на сторону троянцев во время Троянской войны цитируется :
Не в силе мы уступаем мужчинам; одни и те же наши глаза, наши члены те же; один общий свет, который мы видим, один воздух, которым мы дышим; и пища, которую мы едим, не отличается от нее. Что же, в чем нам было отказано, даровано небом человеку? [14]
По мнению Жозины Блок , амазономахия обеспечивает два разных контекста определения греческого героя. Либо амазонки — одно из бедствий, от которых герой избавляет страну после победы над чудовищем; или они являются выражением основного мотива Аттиса , в котором герой избегает человеческой сексуальности в браке и деторождении. [15]

В V веке до нашей эры Ахеменидов империя Персидская начала серию вторжений в Древнюю Грецию . Из-за этого некоторые ученые полагают, что на большей части греческого искусства того времени персы изображались аллегорически, через фигуры кентавров и амазонок. [13]
Такая литература, как Лисия » « Эпитафиос и Исократа, » « Панегирик еще больше усиливает эту параллель с поражением персов, поскольку их версии Аттической войны аналогичным образом достигают кульминации с полным уничтожением сил вторжения. [16]
По словам Джереми МакИнерни, рассказ Клидема об Аттической войне имел политический подтекст таким образом, что поражение Тесея над персами не только представляло собой победу Афин в целом, но и вновь подтверждало определенные ценности афинской демократии, вероятно, в течение определенного периода. Политическая и историческая напряженность в IV веке до нашей эры. [16]
Существуют также более современные интерпретации, которые рассматривают амазономахию как в значительной степени символ конфликта между древнегреческой патриархальной моделью цивилизации и (влиянием) иностранной гендерно трансгрессивной женщины. Различные амазономахии в греческих мифах обычно завершались триумфом какого-нибудь афинского героя-мужчины (например, Геркулеса или Тесея) над знаменитыми амазонками, которые затем были либо убиты в бою, либо сексуально порабощены греческими мужчинами. По мнению этих современных ученых, типичное поражение амазонок, совершенное героем-мужчиной в мифологии (а также надгробия амазонок) служило укреплению и напоминанию греческому населению о превосходстве афинской патриархальной модели цивилизации и общества. [3]
Историческое существование амазономахии
[ редактировать ]Отчеты об амазонских могилах
[ редактировать ]В Афинах были гробницы амазонок, возможно, расположенные в Амазонеоне, к северо-западу от Ареопагоса. Эта местность находилась недалеко от древней агоры Тесея, и Тесей, возможно, находился неподалеку. [3]
Такие писатели, как Плутарх , Клидем и Павсаний, ссылались на существование могил амазонок по всей территории Афин как на исторические свидетельства и ориентиры кампании амазонок против города. Плутарха Как сказано в «Жизни Тесея» : «…тот факт, что [амазонки] расположились лагерем практически внутри города, подтверждается как географическими названиями, так и могилами павших». [17]
Многие из представлений этих писателей о битвах между амазонками и греками были основаны на распределении могил, приписываемых амазонкам, по всей территории Афин. Позже Плутарх цитирует Клидема в его описании того, как аттическая амазономахия соответствовала расположению некоторых могил афинских амазонок:
Левое крыло амазонок простиралось до того, что теперь называется Амазонеионом... и афиняне боролись с этим, нападая на амазонок с холма Мусион, а могилы павших находятся вдоль широкой улицы, ведущей к воротам Герона Халкодон, который теперь называют Пейракскими воротами. [17]
Павсаний (1.2.1) и Плутарх (Тесей 27.5) определили, что могила жены Тесея (Антиопы или Ипполиты) находится недалеко от святилища Геи в Афинах. Сообщается, что еще одна амазонка Молпадия умерла и была похоронена там же во время кампании амазонок. [17]
Согласно (беотскому) Плутарху, амазонки были не только похоронены в Афинах, но также известно, что они бежали и, возможно, участвовали в дальнейших сражениях в других местах, будучи похороненными в таких местах, как Мегара , Беотия , Халкида , а также в Фессалии в Скотуссе и Киноскефалах. [3] [17]
Возможные исторические аналоги
[ редактировать ]
Когда греческая цивилизация начала распространяться на территории вокруг Черного моря, греки начали идентифицировать и ассоциировать этих мифических диких и воинственных чужеземок со скифами в своих произведениях искусства и литературе . В частности, амазонок часто изображали похожими на степных кочевниц-наездниц. [17] По мере того, как греки стали лучше понимать культуры степных кочевников, их изображения амазонок в искусстве и литературе начали включать более реалистичные детали, соответствующие артефактам (оружию, одежде и снаряжению), найденным в курганах (могильных курганах) скифов. [18]
Несмотря на отсутствие убедительных доказательств существования амазонок, некоторые современные ученые и археологи утверждают, что такие степные кочевницы-наездницы потенциально могли существовать как исторические аналоги амазонок. Хотя их фактическая связь с мифическими амазонками является спорной, есть свидетельства, подтверждающие историческое существование таких степных женщин-воительниц, поскольку современные раскопки в 20 веке обнаружили более 1000 гробниц таких племен, как саки-скифы, в евразийских степях. , из которых около 300 из этих захоронений были идентифицированы как захоронения вооруженных женщин-воинов (по состоянию на 2016 г.). [18]
Галерея
[ редактировать ]- Геракл в битве, VI век до н.э.
- Ахилл убивает Пентесилею. Тондо аттического краснофигурного киликса, 470–460 гг. до н.э. Из Вульчи
- Амазономахия, мраморный саркофаг, ок. 160–170 гг. Н.э., Музей Ватикана.
- Амазонка нападает на варвара, скульптурная группа, найденная на вилле Анцио, эпоха Антониана - ок. 138–192 гг. н. э., римская копия с греческого оригинала. Палаццо Массимо Алле Терме .
- Рельеф из руин Галикарнасского мавзолея.
- Фрагменты амазономахии на западном фронтоне храма Асклепия. Около 380 г. до н.э.
- Кутахья археологический музей Саркофаг Амазономахии 8837
- Деталь мозаики начала III века из современного Туниса.
- Амазонка из группы терракот, составляющих амазономахию, ок. 300 г. до н.э.
- Мраморный саркофаг Амазономахии , Археологический музей Салоник.
- Миниатюра XV века из « Истории Труа» ; Тесей показан как современный рыцарь.
- Интерпретация Рубенса , 1617–1818 гг.
- одна из двух версий немца Ансельма Фейербаха , 1873 г.
- Раненая амазонка типа Сосикла . Римская копия греческого оригинала V века до нашей эры.
См. также
[ редактировать ]- Обсуждение таких сражений см. Амазонки в историографии.
- Чтобы узнать о самой известной амазономахии, см. Аттическую войну.
- Информацию об изображении амазономахий в древнем изобразительном искусстве см. в разделах «Амазонки в искусстве» и «Война в древнегреческом искусстве».
- Типы статуй Амазонки
- Кентавромахия
- Гигантомахия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Картрайт, Марк. «Женщины Амазонки» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Амазонка | Греческая мифология и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Дауден, Кен (1997). «Амазонки: развитие и функции» . Рейнский филологический музей . 140 (2): 97–128. ISSN 0035-449X . JSTOR 41234269 .
- ^ Марк, Харрисон В. «Ипполита» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Блок, Жозин (2006). «Амазонки». Новый Поли Онлайн Брилла .
- ^ Дженифер Нилс (5 сентября 2005 г.). Парфенон: от древности до наших дней . Издательство Кембриджского университета. п. 67. ИСБН 978-0-521-82093-6 .
Парфенон (табл. 1, рис. 17), вероятно, самый знаменитый из всех греческих храмов.
- ^ Джей Хэмбидж; Йельский университет. Фонд публикаций Мемориала Резерфорда Троубриджа (1924 г.). Парфенон и другие греческие храмы: их динамическая симметрия . Издательство Йельского университета.
- ^ Jump up to: а б Кастриота, Дэвид (1992). Миф, этос и реальность: официальное искусство в Афинах пятого века до нашей эры
- ^ Купер, Фредерик (1992). Храм Аполлона Басситаса: Скульптура, Том 2
- ^ «Микон | Греческий художник | Британника» . www.britanica.com . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Вудард, Роджер Д. (январь 2008 г.). Кембриджский спутник греческой мифологии . Издательство Кембриджского университета . п. 298. ИСБН 978-0-521-60726-1 .
- ^ as, Petit Press (13 мая 2018 г.). «Археологи нашли старейшую греческую реликвию на территории Словакии» . spectator.sme.sk . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Дюбуа, Пейдж (1982). Кентавры и амазонки: женщины и предыстория великой цепи бытия
- ^ Квинт Смирней. «Падение Трои». Переведено Way. Классическая библиотека А.С. Леба, том 19. Лондон: Уильям Хайнеманн, 1913.
- ^ Блок, Жозин (1994). Ранние амазонки: современные и древние взгляды на устойчивый миф
- ^ Jump up to: а б Макинерни, Джереми (1994). «Политизация прошлого: «Аттис» Клидема» . Классическая античность . 13 (1): 17–37. дои : 10.2307/25011003 . ISSN 0278-6656 . JSTOR 25011003 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ротрофф Сьюзен и Ламбертон Роберт. «Гробницы амазонок», « Подход к древнему артефакту: представление, повествование и функция» , Аврамиду, Амалия и Деметриу, Дениз, 2014, Берлин: Де Грюйтер, стр. 127–138.
- ^ Jump up to: а б Мэр, Адриенн. «Женщины-воины: археология амазонок». Женщины в древности , 2016, стр. 1–17.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вайцманн, Курт , изд., Эпоха духовности: позднеантичное и раннехристианское искусство, третий-седьмой века , вып. 200, 1979, Метрополитен-музей , Нью-Йорк, ISBN 9780870991790 ; полный текст доступен в Интернете в библиотеках Метрополитен-музея.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с амазономахией, на Викискладе?