Jump to content

Мопсус

Мопс ( / ˈm ɒ греческой p s ə s / ; древнегреческий : Μόψος, Мопсос ) — имя одного из двух знаменитых провидцев в мифологии ; его соперником был Калхас . Исторический или легендарный Мопсос или Мукшуш, возможно, был основателем дома власти на обширных участках прибрежных равнин Памфилии и Киликии (на территории сегодняшней Турции ) в раннем железном веке .

Мифологические фигуры

[ редактировать ]

Историческая личность

[ редактировать ]

Христианский летописец Евсевий Кесарийский был так же убежден в историчности Мопса, как и его языческие предшественники и современники: в своих параллельных хронологиях он вошел под годом, соответствующим 1184/83 году, когда Мопс правил в Киликии . [3] В начале 16 века немецкий летописец Иоганн Авентин поместил его во власть Ингаевона , ок. 22 век до нашей эры, по реке Саве , где, предположительно, он победил Мирину. [4]

Имена, похожие на Мопсос , греческие или анатолийские, также встречаются в ближневосточных языках. С момента открытия двуязычной иероглифической лувийско - финикийской надписи в Каратепе Киликии ) в 1946–1947 гг. высказывалось предположение, что Мопсос был исторической личностью. [5] Надпись датирована ок. 700 г. до н.э., и человек, говорящий в нем, '-ztwd (финикийский)/Азативада (лувианский), называет себя царем днним/Хиява и описывает свою династию как «дом Мп-ша/Мукса». Судя по всему, он потомок Мопса. Родство между более ранней формой Мукса, сохранившейся в лувийской передаче, и позднейшей формой Mp-š/Mopsos, сохранившейся в финикийской передаче, свидетельствует об эволюции греческих лабиовеляров и вряд ли может быть объяснено иначе. [6] Финикийское название народа напоминает одно из гомеровских имен греков, Данаой, с окончанием во множественном числе, тогда как лувийское имя Хиява , вероятно, восходит к хеттскому Ahhiyā(wa) , которое, согласно большинству интерпретаций, является « ахейским ». , или микенско-греческий , поселение в Малой Азии . Древнегреческие авторы приписывают Мопсу центральную роль в колонизации Памфилии . [7]

Датировка исторического Мопсуса XIII веком может быть подтверждена хеттской табличкой из Богазкале , в которой упоминается человек по имени Мукшуш в связи с Мадуватташем из Арзавы и Аттарсией из Аххии . Этот текст датируется правлением Арнувандаша III . Поэтому некоторые учёные [8] деятельность Мопса вдоль побережья Малой Азии и Леванта связывают нападением моря Египет на начале XII в народов с в . Однако идентификация «народа моря» подвергается сомнению другими учеными. [9]

Имя царя, воздвигшего надпись Каратепе, Азативада, вероятно, связано с топонимом Аспендос , названием города в Памфилии, основанного аргивянами по Страбону (14.4.2). Название города написано ΕΣΤFΕΔΙΙΥΣ (Эстведий) на монетах V века до нашей эры. Предположительно, свое имя городу дал более ранний Азативада, предок нашего короля. Имя, похоже, не греческого происхождения (= лувийский «Возлюбленный Бога Солнца [Ва(н)да]»?, [10] или «Бог Солнца (Тивад) любит (его)», согласно более поздней интерпретации. [11] ). Этническая принадлежность самого Мопса не ясна: фрагментарный лидийский историограф Ксанф назвал его лидийским участником кампании в Финикии. [12] Если верить передаче Николая Дамаскина , который его цитирует, то Ксанф писал имя с -ks- , как в хеттских и лувийских текстах. Учитывая, что лидийский также принадлежит к анатолийской языковой семье , возможно, что Ксанф опирался на местную негреческую традицию, согласно которой Мукшуш был лувийцем. [ нужна ссылка ]

Имя Мопсус или Мопсос также упоминается в недавно обнаруженной надписи Чинекёй . Это также иероглифическая лувийско-финикийская двуязычная надпись, подобная надписи Каратепе .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Аполлодор; Мифологическая библиотека; Э; VI; с 3 по 5/VI; 19
  2. ^ Аргонавтика I, стр. 65–68, 1502–1536); также Овидий , Метаморфозы IV, стр. 618–621; Гигин , Басни , с. 14, 128, 172; Цец , К Ликофрону , стр. 881 , 980 .
  3. ^ Mopsus regnauit в Киликии a quo Mopsicrenae et Mopsistae (т.е. Mopsucrene и Mopsuestia): Евсевий, цитируется Джеромом, отмечено в Lane Fox 2008:215 и примечании 23.
  4. ^ Авентин, Йоханнес / Рицлер, Зигмунд фон / Лексер, Маттиас фон: Полное собрание сочинений Иоганна Тюрмайра, называемое Авентинус, Том 4.1, Баварские хроники; Книга I, Мюнхен, 1882: 100–101: http://daten.digitale-sammlungen.de/~db/0001/bsb00016721/images/index.html?id=00016721&groesser=&fip=193.174.98.30&no=&seite=106 ; См. также первое немецкое издание Баварских хроник И. Авентина, Франкфурт, 1566 г.: XXIXr.
  5. ^ Барнетт 1953; Хаммонд 1975: 679–680; Буркерт 1992: 52; Финкельберг 2005: 140–159; Ясинк и Марино, готовится к печати. Финикийский текст был переиздан в книге К. Лоусона Янгера, 1998 г.
  6. ^ Якубович 2015:37
  7. ^ Теопомп , FGrH 115 F 103; Каллисфен , FGrH 124 F 32. Согласно Евсевию , De laaudibus Constantini 13.5, киликийцы поклонялись Мопсу как богу, возможно, как мифическому основателю. Основание статуи римской эпохи, найденное в Силлиуме в Памфилии, носит имя Мопса ( ΜΟΨΟΥ ).
  8. ^ например, Финкельберг 2005: 140-159.
  9. ^ например, Дрюс 1993: 48-72.
  10. ^ Барнетт 1953.
  11. ^ Якубович 2010: 112.
  12. ^ Ксантус, FGrH 765 F 17.
  • Анна Маргарита Ясинк и Мауро Марино, скоро. « Западноанатолийское происхождение династии королевства Це. Архивировано 17 января 2009 г. в Wayback Machine », в: Материалы 6-го Международного конгресса хеттитологов, Рим, 5–9 сентября 2005 г.
  • Чарльз Антон , Классический словарь (1842 г.).
  • Джон Лемприер , 1850. Классический словарь Лемприера . («Мопс», стр. 422). (Лондон. Bracken Books) Переиздание 1994 г., мягкая обложка. ISBN   1-85891-228-8
  • Илья Якубович, 2010. Социолингвистика лувийского языка . Лейден: Брилл.
  • Илья Якубович, 2015. Финикийцы и лувийцы в Киликии раннего железного века, Анатолийские исследования 65, стр. 35–53.
  • К. Лоусон Янгер, 1998. «Финикийская надпись Азативады: комплексное прочтение», Журнал семитских исследований 43, стр. 11–47.
  • Маргалит Финкельберг , 2005. Греки и догреки: Эгейская предыстория и греческая героическая традиция (издательство Кембриджского университета).
  • Н.Г.Л. Хаммонд , 1975. «Конец микенской цивилизации и темные века. (б) Литературная традиция миграций», в: Кембриджская древняя история , том. II, часть 2, изд. Дж. Э. Эдвардс, К. Дж. Гэдд, Н. Г. Хаммонд и Э. Соллбергер, (Издательство Кембриджского университета), стр. 678–712.
  • Р. Д. Барнетт, 1953. «Мопсос», в: Журнал эллинских исследований 73 (1953), стр. 140–143.
  • Роберт Дрюс , 1994: Конец бронзового века: изменения в войне и катастрофа, ок. 1200 г. до н.э. (издательство Принстонского университета).
  • Робин Лейн Фокс, 2008. Путешествующие герои: греки и их мифы в эпическую эпоху Гомера , стр. 206–26.
  • Схолия к Ликофрона «Александре» , примечания на полях Исаака и Иоанниса Цецеса и других из греческого издания Эдуарда Шеера (Вайдманн, 1881). Онлайн-версия в текстовом проекте Topos. . Греческий текст доступен на Archive.org.
  • Уолтер Буркерт , 1992. Революция ориентализации: влияние Ближнего Востока на раннюю архаическую Грецию (Кембридж: издательство Гарвардского университета).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 48fad4a988d68f3cde043bacae285116__1714989060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/16/48fad4a988d68f3cde043bacae285116.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mopsus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)