Надпись Чинекёй
Надпись Чинекёй | |
---|---|
![]() Статуя в настоящее время находится в Археологическом музее Аданы. | |
Созданный | в. 800 г. до н.э. |
Обнаруженный | 1997 Адана , Турция |
Текущее местоположение | Адана , Провинция Адана , Турция |
Язык | Иероглифический лувийский и финикийский |

Надпись Чинекёй — древняя двуязычная надпись, написанная на иероглифическом лувийском и финикийском языках. Надпись датирована второй половиной VIII века до нашей эры. Он был обнаружен в 1997 году недалеко от деревни Чине , которая расположена примерно в 30 км к югу от Аданы , столицы провинции Адана (древняя Киликия ) на юге Турции .
Впервые о находке сообщили и описали в 1999 году. [ 1 ] а первое издание надписи было опубликовано в 2000 году. [ 2 ] Важные дополнения к интерпретации надписи были сделаны в 2007 году. [ 3 ] 2012, [ 4 ] 2015, [ 5 ] и 2017. [ 6 ]
Другая важная надпись того же типа известна как надпись Каратепе , которая была известна ранее. Обе эти надписи прослеживают происхождение царей древней Аданы от «дома Мопса » (на иероглифическом лувийском языке как Мукса и на финикийском как Мопсос в форме mps ). Он был легендарным королем древности.
Фон
[ редактировать ]Объект, на котором найдена надпись, — памятник богу бури Тархунзе . Автором надписи был правитель, известный в ассирийских текстах как Урикки, что эквивалентно Вар(а)ика в лувийском языке. Вопрос о том, тот же ли это человек, что и Авар(и)ку из надписи Каратепе , или другой, остается дискуссионным. [ 7 ] [ 8 ] Он был вассальным царем Куве (ассирийское имя), современной Киликии . На лувийском языке этот регион назывался «Хиява». [ 9 ]
В этой монументальной надписи Урикки упомянул отношения между своим царством и ассирийскими повелителями. Также в финикийской версии надписи Аварику утверждает, что построил в своем царстве 15 крепостей. [ 9 ] В лувийской версии той же надписи то же предложение неверно истолковано как указание на разрушение крепостей. [ 10 ]
Сирия как лувийское обозначение Ассирии
[ редактировать ]

Надпись Чинекёй имеет особое значение для определения происхождения ( этимологии ) термина Сирия — вопроса, который обсуждался среди учёных с 1871 года, когда Теодор Нёльдеке предложил лингвистическое объяснение, основанное на происхождении Сирии от Ассирии . [ 11 ] Это объяснение получило поддержку большинства ученых. Обнаружение надписи Чинекёй предоставило дополнительные доказательства прямой связи между терминами Сирия и Ассирия . В финикийской части надписи упоминается ʾŠR (Ашур), а также ʾŠRYM (ассирийцы), тогда как лувийский раздел передает то же содержание с использованием SU-RA/i (Сирия). Анализируя надпись, историк Роберт Роллингер отметил в 2006 году, что лувийский раздел предоставляет убедительные доказательства первоначального использования термина Сирия как синонима Ассирии , тем самым решая вопрос. [ 12 ] [ 13 ]
Исследованный фрагмент финикийской надписи гласит:
- И царь [Ашшура и (?)]
- весь «Дом» Ашшура ('ШР) был для меня отцом [и]
- мать, и ДННИМ, и ассирийцы ('ШРЫМ)
- были единым «Домом».
Соответствующий раздел лувийской надписи гласит:
- §VI И затем, ассирийский царь (su+ra/i-wa/i-ni-sa(URBS)) и весь ассирийский «Дом» (su+ra/i-wa/i-za-ha( УРБС)) стали для меня отцом[отцом]и матерью,
§VII и Хиява и Ассирия (su+ra/i-wa/i-ia-sa-ha(URBS)) были объединены в единый «Дом».
- §VI И затем, ассирийский царь (su+ra/i-wa/i-ni-sa(URBS)) и весь ассирийский «Дом» (su+ra/i-wa/i-za-ha( УРБС)) стали для меня отцом[отцом]и матерью,
Отмечая консенсус ученых в интерпретации терминов Сирия/Ассирия в надписи Чинекёй, некоторые исследователи также проанализировали аналогичные термины, которые появляются в других современных надписях, предлагая некоторые дополнительные интерпретации. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ипек, Тосун и Текоглу 1999 , с. 173–188.
- ^ Текоглу и др. 2000 , с. 961-1007.
- ^ Ланфранчи 2007 , с. 186-195.
- ^ Пейн 2012 , с. 42-44.
- ^ Якубович 2015а , с. 40-4
- ^ Хокинс 2017 , с. 211-216.
- ^ Саймон 2014 , с. 91–103.
- ^ Брайс 2016 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б Брайс 2012 , с. 156.
- ^ Якубович 2015а , с. 46.
- ^ Нёльдеке 1871 , с. 443–468.
- ^ Роллингер 2006a , с. 72-82.
- ^ Роллингер 2006b , с. 283-287.
- ^ Саймон 2012 , с. 167–180.
- ^ Пейн 2012 , с. 42-44, 84, 87, 117.
- ^ Виден 2013 , с. 10.
- ^ Динсол и др. 2014 , с. 149.
- ^ Хокинс и Виден, 2016 , с. 11-12, 14, 18.
Источники
[ редактировать ]- Брайс, Тревор Р. (2012). Мир неохеттских царств: политическая и военная история . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-150502-7 .
- Брайс, Тревор Р. (2016). «Возвращение к Земле Хиява (Ке)» . Анатолийские исследования . 66 : 67–79. дои : 10.1017/S0066154616000053 . JSTOR 24878364 . S2CID 163486778 .
- Динсол, Али; Динчол, Белкис; Хокинс, Джон Дэвид; Маркетти, Николо; Пекер, Хасан (2014). «Стела Сухи I из Каркемиша» . Ориенталия . 83 (2): 143–153.
- Хокинс, Джон Дэвид; Виден, Марк (2016). «Очерк истории Каркамиша в раннем железном веке (Железо I – IIB)» (PDF) . Каркемиш в контексте . Оксфорд-Филадельфия: Oxbow Books. стр. 9–21.
- Хокинс, Джон Дэвид (2017). «Конец надписи Чинекёй» . На заре истории: древние исследования Ближнего Востока в честь Дж. Н. Постгейта . Айзенбраунс: Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 211–216. ISBN 9781575064710 .
- Ипек, Исмет; Тосун, Казим; Текоглу, Рекаи (1999). «Результаты исследования по спасению поздних хеттов в Адане, 1997 г.» (PDF) . IX. Семинар по спасению музеев при раскопках . Анкара: Типография Национальной библиотеки Министерства культуры. стр. 173–188.
- Ланфранчи, Джованни Б. (2005). «Лувийско-финикийское двуязычие Чинекея и присоединение Киликии к Ассирийской империи» . От Шумера до Гомера . Мюнстер: Угарит Верлаг. стр. 481–496. ISBN 9783934628663 .
- Ланфранчи, Джованни Б. (2007). «Лувийско-финикийские двуязычные жители Чинекея и Каратепе: идеологический диалог» (PDF) . Разные пути?: Коммуникация, пространство и восприятие в Старом Свете . Франкфурт-на-Майне: Verlag Antike. стр. 179–217.
- Ланфранчи, Джованни Б. (2009). «Счастливый сын царя Ассирии: Варикас и двуязычный чинекёй (Киликия)» . О Боге(ах), Деревьях, Королях и Учёных . Хельсинки: Финское восточное общество. стр. 127–150.
- Ланфранчи, Джованни Б. (2011). «Расширение Неоассирийской империи и ее периферий: военное, политическое и идеологическое сопротивление» . Была ли Троя в Киликии? Нынешний спор вокруг «Илиады» Гомера . Дармштадт: Научное книжное общество. стр. 225–239.
- Нёльдеке, Теодор (1871). «Ассирийско-сирийский Сирос» . Гермес . 5 (3): 443–468. JSTOR 4471183 .
- Пейн, Анник (2012). Иероглифические лувийские надписи железного века . Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 9781589836587 .
- Роллингер, Роберт (2006a). «Ассирийцы, сирийцы, сирийцы и левкосиросы» . Мир Востока 36 : 72–82. JSTOR 25684050 .
- Роллингер, Роберт (2006b). «Условия снова Ассирия и Сирия» (PDF) . Журнал ближневосточных исследований . 65 (4): 283–287. дои : 10.1086/511103 . S2CID 162760021 .
- Саймон, Жолт (2012). «Где находится земля суры иероглифической лувийской надписи KARKAMIŠ A4b и почему греки называли каппадокийцев сирийцами?» . Altorientalische Forschungen . 39 (1): 167–180. дои : 10.1524/aofo.2012.0011 . S2CID 163257058 .
- Саймон, Жолт (2014). «Аварикус и Варикас: два короля Хиявы» . Журнал ассириологии . 104 (1): 91–103. дои : 10.1515/za-2014-0005 . S2CID 163412988 .
- Текоглу, Речай; Лемэр, Андре; Ипек, Исмет; Тосун, Казым (2000). «Королевский лувито-финикийский двуязычный язык Чинекёй» (PDF) . Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности . 144 (3): 961–1007. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Виден, Марк (2013). «После хеттов: царства Каркамиш и Палистин в Северной Сирии» (PDF) . Вестник Института классических исследований . 56 (2): 1–20. дои : 10.1111/j.2041-5370.2013.00055.x .
- Якубович, Илья (2015а). «Финикийцы и лувийцы в Киликии раннего железного века» . Анатолийские исследования . 65 : 35–55. дои : 10.1017/S0066154615000010 . S2CID 162771440 .
- Якубович, Илья (2015б). «Аданава или Аххиява? Ответ на дополнение Дж. Д. Хокинса» . Анатолийские исследования . 65 : 56–58. дои : 10.1017/S0066154615000034 . S2CID 162544286 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Надпись 800 г. до н.э. показывает происхождение названия «Сирия».
- Новая находка усиливает связь между суройе-асурое [ постоянная мертвая ссылка ] (на шведском языке)
- Новое открытие расширяет связь между Сурой и Асурой (на немецком языке).