Ахейцы (Гомер)
Троянская война |
---|
Ахейцы : или ахейцы ( / ə ˈ k iː ən z / ; древнегреческий : Ἀχαιοί , латинизированный в Akhaioí , «ахейцы» или «ахейцы») — одно из имен Гомера , которое используется для обозначения греков совокупности.
Считается, что термин «ахейский» связан с хеттским термином Аххиява и египетским термином Эквеш , которые появляются в текстах позднего бронзового века и, как полагают, относятся к микенской цивилизации или какой-то ее части.
В исторический период этот термин вышел из употребления как общий термин для греков и обычно использовался для жителей региона Ахея , региона в северо-центральной части Пелопоннеса . Города-государства этого региона позже образовали конфедерацию, известную как Ахейский союз , имевшую влияние в III и II веках до нашей эры.
Этимология
[ редактировать ]По словам Маргалита Финкельберга [1] имя Ἀχαιοί ( ранее Ἀχαιϝοί), возможно, произошло через промежуточную форму *Ἀχαϝyοί от гипотетического древнегреческого слова [2] форма, отраженная в хеттской форме Адиява ; последнее засвидетельствовано в хеттских архивах, например, в письме Тавагалавы . Однако Роберт С. П. Бикс усомнился в ее обоснованности и предложил догреческую версию *Хорошо. В а- . [3]
Гомерическое и более позднее использование
[ редактировать ]У Гомера термин «ахейцы» является одним из основных терминов, используемых для обозначения греков в целом. Оно используется в «Илиаде» 598 раз , часто сопровождаясь эпитетом «длинноволосый». Другими распространенными именами, используемыми у Гомера, являются данайцы ( / ˈ d æ n eɪ . ən z / ; Δαναοί Danaoi ; используется 138 раз в «Илиаде» ) и аргивяне ( / ˈ ɑːr ɡ aɪ v z / ; Ἀργεῖοι Argeioi ; используется 182 раза в «Илиаде»). Илиада ), а панэллины ( Πανέλληνες Panhellenes, «Все греки») и эллины ( / ˈ h ɛ l iː n z / ; [4] Ἕλληνες эллины ) оба появляются только один раз ; [5] Все вышеупомянутые термины использовались как синонимы для обозначения общей греческой идентичности. [6] [7] В некоторых английских переводах «Илиады » ахейцы повсюду называются просто греками .
Позже, к архаическому и классическому периодам, термин «ахейцы» относился к жителям гораздо меньшего региона Ахея . Геродот идентифицировал ахейцев северного Пелопоннеса как потомков более ранних, гомеровских ахейцев. По мнению Павсания , писавшего во 2 веке нашей эры, термин «ахейцы» первоначально был дан тем грекам, населявшим Арголиду и Лаконию . [8]
Павсаний и Геродот рассказывают легенду о том, что ахейцы были изгнаны со своей родины дорийцами во время легендарного дорийского вторжения на Пелопоннес. Затем они переселились в регион, позже названный Ахеей.
Научный консенсус еще не достигнут относительно происхождения исторических ахейцев от гомеровских ахейцев и до сих пор горячо обсуждается. Бывший акцент на предполагаемой расе, например, статья Джона А. Скотта о светлых локонах ахейцев по сравнению с темными локонами «средиземноморского» Посейдона , [9] на основании намеков Гомера, было отвергнуто некоторыми. Противоположное убеждение, что «ахейцы», как их понимал Гомер, — это «имя без страны», этнос, созданный в эпической традиции . [10] имеет современных сторонников среди тех, кто приходит к выводу, что «ахейцы» были переопределены в V веке до нашей эры как современные носители эолического греческого языка .
Карл Белох предположил, что не было дорийского вторжения, а скорее, что пелопоннесские дорийцы были ахейцами. [11] Эдуард Мейер , не соглашаясь с Белохом, вместо этого выдвинул предположение, что настоящие ахейцы были материковыми додорийскими греками. [12] Его вывод основан на исследованиях сходства языков ахейцев и доисторических аркадцев. Уильям Прентис не согласился с обоими, отметив, что археологические данные свидетельствуют о том, что вместо этого ахейцы мигрировали из «южной Малой Азии в Грецию, вероятно, сначала поселившись в нижней Фессалии », вероятно, до 2000 года до нашей эры. [13]
Хеттские документы
[ редактировать ]В некоторых хеттских текстах упоминается народ на западе под названием Аххиява ( хеттский : 𒄴𒄭𒅀𒉿 Адиява ). [14] В самом раннем упоминании об этой земле содержится письмо, в котором описываются нарушения договора хеттского вассала Маддуватты : [15] это называется Аххия . Другим важным примером является письмо Тавагалавы, написанное неназванным хеттским царем (скорее всего, Хаттусили III ) периода империи (14–13 века до н.э.) царю Аххиявы , в котором он рассматривался как равный и подразумевал, что Милет ( Миллаванда ) находился под его властью. контроль. [16] Это также относится к более раннему « эпизоду Вилусы », связанному с враждебностью со стороны Аххиявы . Аххия(ва) отождествлялась с ахейцами времен Троянской войны , а город Вилуса с легендарным городом Троей (обратите внимание на сходство с раннегреческим Ϝίλιον Вилионом , позднее Ἴλιον Илионом , названием акрополя Трои).
Эмиль Форрер , швейцарский хеттитолог, работавший над табличками Богазкой в Берлине, сказал, что ахейцы догомеровой Греции были напрямую связаны с термином «Земля Аххиявы», упомянутым в хеттских текстах. [17] Его выводы в то время были оспорены другими хеттитологами (например, Иоганнесом Фридрихом в 1927 году и Альбрехтом Гетце в 1930 году), а также Фердинандом Зоммером, опубликовавшим его Die Ahhijava-Urkunden ( «Документы Аххиявы» ) в 1932 году. [17] Точная связь термина Аххиява с ахейцами, помимо сходства в произношении, горячо обсуждалась учеными, даже после открытия, что микенское линейное письмо B является ранней формой греческого языка ; предыдущие дебаты были подведены в 1984 году Гансом Г. Гютербоком из Института Востока . [18] Более поздние исследования, основанные на новых прочтениях и интерпретациях хеттских текстов, а также на материальных свидетельствах контактов микенцев с материковой Анатолией, пришли к выводу, что Аххиява относится к микенскому миру или, по крайней мере, к его части. [19]
Стипендия до 2011 года была проверена Гэри М. Бекманом и др. В этом обзоре было отмечено растущее признание гипотезы ахиява-микенцев. Что касается точного местоположения Аххиявы: [20]
Сейчас кажется наиболее разумным отождествлять Аххияву прежде всего с материковой частью Греции, хотя в некоторых контекстах термин «Ахиява» мог иметь более широкий смысл, возможно, охватывая все регионы, которые были заселены микенцами или находились под контролем микенцев.
Фактически, авторы заявляют, что «теперь нет никаких сомнений в том, что Аххиява был ссылкой хеттов на часть или весь микенский мир бронзового века», и что Форрер «в конце концов был во многом прав». [20]
Египетские источники
[ редактировать ]Было высказано предположение, что Эквеш из египетских записей может относиться к Ахее (по сравнению с хеттским Аххиява ), тогда как Дениен и Танаджу могут относиться к классическому греческому данаою . [21] Самое раннее текстовое упоминание о микенском мире содержится в «Анналах Тутмоса III» ( ок. 1479–1425 до н. э.), где говорится о посланниках царя Танаю, ок. 1437 г. до н. э. , преподнося поздравительные подарки египетскому царю, чтобы инициировать дипломатические отношения, когда последний вел кампанию в Сирии. [21] Танаджу также упоминается в надписи в заупокойном храме Аменхотепа III . Последний правил Египтом в ок. 1382–1344 гг. до н.э. Более того, в этой надписи упоминается и список городов и областей Танаю; среди перечисленных городов — Микены, Навплион , Кифера , Мессения и Фиваида (область Фив ). [21]
Предполагается , что на 5-м году правления фараона Мернептаха конфедерация ливийских и северных народов напала на западную дельту. Среди этнических имен отбитых захватчиков есть Эквеш или Эквеш, которых некоторые считают ахейцами, хотя в египетских текстах конкретно упоминается, что эти Эквеши были обрезаны. Гомер упоминает о нападении ахейцев на дельту, а Менелай говорит о том же в книге IV «Одиссеи » Телемаху , когда рассказывает о своем возвращении домой после Троянской войны . Некоторые древнегреческие авторы также говорят, что время Троянской войны Елена провела в Египте, а не в Трое , и что после Трои греки отправились туда, чтобы вернуть ее. [22]
Греческая мифология
[ редактировать ]В греческой мифологии предполагаемые культурные различия среди эллинов были представлены как легендарные линии происхождения, которые идентифицировали группы родства, причем каждая линия происходила от одноименного предка. Говорят, что каждый из греческих этн был назван в честь своих предков: Ахей из ахейцев, Данай из данайцев, Кадм из кадмеев ( фиванцев ), Эллен из эллинов (не путать с Еленой Троянской ). , Эол из эолийцев , Ион из ионийцев и Дор из дорийцев .
Кадм из Финикии , Данай из Египта и Пелопс из Анатолии закрепились в материковой Греции и были ассимилированы и эллинизированы. Эллен, Грайкос, Магнес и Македон были сыновьями Девкалиона и Пирры , единственных людей, переживших Великий потоп ; [23] Говорят, что первоначально этот этнос назывался Грайкой в честь старшего сына, но позже был переименован в эллинов в честь Эллина, который оказался самым сильным. [24] Сыновьями Эллина и нимфы Орсеиды были Дор, Ксуф и Эол . [25] Сыновьями Ксуфа и Креусы, дочери Эрехфеи, были Ион и Ахей. [25]
По словам Гигина , 22 ахейца за десять лет пребывания в Трое убили 362 троянца . [26] [27]
Генеалогия аргивян
[ редактировать ]
|
См. также
[ редактировать ]- Ахея (современная провинция)
- Ахея (римская провинция)
- Ахейский союз
- Эгейская цивилизация
- Дениен
- Историчность «Илиады»
- Гомер
- Микенская Греция
- Микенский язык
- Военные Микенской Греции
- Троя
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Маргалит Финкельберг, «От Аххиявы до Ἀχαιοί», Glotta 66 (1988): 127–134.
- ^ По мнению Финкельберга, это происхождение не требует окончательного греческого и индоевропейского происхождения слова: «Очевидно, что этот вывод не может предоставить убедительного доказательства того, что Аххиява представляет собой греческое слово, тем более, что ни этимология этого слова, ни его родственные нам известны».
- ^ RSP Beekes , Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, стр. 181.
- ^ Запись «эллин» в словаре английского языка Коллинза .
- ^ См. Илиаду , II.2.530 для «панэллинов» и Илиаду II.2.653 для «эллинов».
- ^ Carledge 2011 , Глава 4: Аргос, с. 23: «Поздний бронзовый век в Греции также условно называют «микенским», как мы видели в предыдущей главе. Но в принципе его можно было назвать «аргивским», «ахейским» или «данаанским», поскольку три названия то, что Гомер действительно относится к грекам, в совокупности были «аргивянами», «ахейцами» и «данайцами».
- ^ Надь 2014 , Тексты и комментарии - Введение № 2: «Панэллинизм - наименее общий знаменатель древнегреческой цивилизации ... Импульс панэллинизма уже действует в поэзии Гомера и Гесиода. В Илиаде имена «ахейцы» и «Данаанцы» и «аргивяне» используются как синонимы в смысле панэллинов = «все эллины» = «все греки».
- ^ Павсаний. Описание Греции , VII.1.
- ^ Скотт 1925 , стр. 366–367.
- ^ Как Уильям К. Прентис выразил этот давний скептицизм по поводу подлинной ахейской этнической принадлежности в далеком прошлом, в начале своей статьи «Ахейцы» (см. Prentice 1929 , стр. 206).
- ^ Белох 1893 , Том I, стр. 88 (Примечание № 1) и 92.
- ^ Мейер 1884–1902 , Том II, Часть 1: Время египетской великой державы — V. Материковая Греция и микенская культура .
- ^ Прентис 1929 , стр. 206–218.
- ^ Хаксли 1960 , с. 22; Гютербок 1983 , стр. 133–138; Меллинк 1983 , стр. 138–141.
- ↑ Перевод «Грехов Маддуватты». Архивировано 28 февраля 2007 г., в Wayback Machine.
- ↑ Перевод письма Тавагалавы, заархивированный 21 октября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Гютербок 1984 , с. 114.
- ^ Гютербок 1984 , стр. 114–122.
- ^ Windle 2004 , стр. 121–122; Брайс 1999 , с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б Тексты Аххиява. Редакторы: Гэри М. Бекман, Тревор Брайс, Эрик Х. Клайн; Общество библейской литературы, 2011; ISBN 158983268X
- ^ Перейти обратно: а б с Келдер 2010 , стр. 125–126.
- ^ Например, у Еврипида, Стесихора и Геродота; ХЕЛЕН wsu.edu
- ^ Гесиод. Каталог женщин , Фрагменты.
- ^ Аристотель. Метеорология , I.14.
- ^ Перейти обратно: а б Псевдо-Аполлодор Библиотека , I.7.3 .
- ^ Гигин Басни , 114
- ^ В частности: Ахиллес 72, Антилох 2, Протесилай 4, Пенелей 2, Эврипил 1, Аякс 14, Тоас 2, Лейт 20, Фрасимед 2, Агамемнон 16, Диомед 18, Менелай 8, Филоктет 3, Мерион 7, Одиссей 12, Идоменей 13, Леонтей 5, Аякс 28, Патрокл 54, Полипоэт 1, Тевцер 30, Неоптолем 6; всего 362 трояна.
Источники
[ редактировать ]- Бикс, Робертс Стивен Пол (2010). Этимологический словарь греческого языка: догреческие заимствования на греческом языке . Лейден: Брилл. ISBN 9789004174184 .
- Белох, Карл Юлиус (1893). История Греции (Том I) . Страсбург и Берлин.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Брайс, Тревор (1999). Царство хеттов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-924010-4 .
- Картледж, Пол (2011). Древняя Греция: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-960134-9 .
- Финкельберг, Маргарет (1988). «От Аххиявы до Ἀχαιοί» Глотта . 66 : 127–134.
- Гютербок, Ганс Г. (апрель 1983 г.). «Хетты и Эгейский мир: Часть 1. Новый взгляд на проблему Аххиявы». Американский журнал археологии . 87 (2). Археологический институт Америки: 133–138. дои : 10.2307/504928 . JSTOR 504928 . S2CID 191376388 .
- Гютербок, Ганс Г. (июнь 1984 г.). «Хетты и ахейцы: новый взгляд». Труды Американского философского общества . 128 (2). Американское философское общество: 114–122. JSTOR 986225 .
- Хаксли, Джордж Леонард (1960). Ахейцы и хетты . Оксфорд: Винсент Бакстер Пресс.
- Келдер, Йоррит М. (2010). «Интерес Египта к Микенской Греции» . Jaarbericht "Ex Oriente Lux" (JEOL) . 42 : 125–140.
- Меллинк, Махтелд Дж. (апрель 1983 г.). «Хетты и Эгейский мир: Часть 2. Археологические комментарии об ахиява-ахайцах в Западной Анатолии». Американский журнал археологии . 87 (2). Археологический институт Америки: 138–141. дои : 10.2307/504929 . JSTOR 504929 . S2CID 194070218 .
- Мейер, Эдуард (1884–1902). История древности (Том 1–5) . Штутгарт-Берлин.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Надь, Грегори (2014). «Героическое и антигероическое в классической греческой цивилизации» . Кембридж, Массачусетс: президент и члены Гарвардского колледжа. Архивировано из оригинала 20 мая 2016 г. Проверено 7 февраля 2014 г.
- Прентис, Уильям К. (апрель – июнь 1929 г.). «Ахейцы». Американский журнал археологии . 33 (2). Археологический институт Америки: 206–218. дои : 10.2307/497808 . JSTOR 497808 . S2CID 245265139 .
- Скотт, Джон А. (март 1925 г.). «Комплекс ахейцев». Классический журнал . 20 (6). Классическая ассоциация Ближнего Запада и Юга: 366–367. JSTOR 3288466 .
- Виндл, Иоахим Латач (2004). Трой и Гомер: к разгадке старой загадки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-926308-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джордан, Герберт (2009–2012). «Илиада Гомера (перевод Герберта Джордана): ахейцы, аргивяне, дананы или греки?» .
- Салимбетти, Андреа (30 сентября 2013 г.). «Греческий век бронзы» .