Погребальный храм Аменхотепа III
![]() Вид с воздуха на погребальный храм Аменхотепа III. | |
Расположение | Верхний Египет |
---|---|
Координаты | 25 ° 43'16 "N 32 ° 36'36" E / 25,721 ° N 32,610 ° E |
Тип | Заупокойный храм |
История | |
Строитель | Аменхотеп, сын Хапу |
Погребальный храм Аменхотепа III , также известный как Ком эль-Хеттан , был построен главным архитектором Аменхотепом, сыном Хапу , для фараона Аменхотепа III во времена 18-й династии Нового царства . [ 1 ] Заупокойный храм расположен на западном берегу реки Нил, напротив города Луксор на восточном берегу. В свое время погребальный храм Аменхотепа III был крупнейшим построенным погребальным комплексом в Фивах. [ 1 ] Сохранились только части плана заупокойного храма, а также Колоссы Мемнона , которые представляют собой две большие каменные статуи, расположенные у входа, высотой 18 метров (59 футов). [ 2 ] Поскольку погребальный храм был построен относительно близко к реке, ежегодное наводнение привело к более быстрому разрушению этого места. Новое исследование показывает, что большая часть разрушений погребального храма может быть связана с последствиями землетрясения. [ 3 ] Долгое время предполагалось, что землетрясение произошло около 27 г. до н. э.; однако исследования погребального храма и окружающих колоссов опровергли эти временные рамки и вместо этого продемонстрировали, что это произошло около 1200 г. до н.э. Не исключены дополнительные землетрясения после землетрясения 1200 г. до н.э. [ 3 ] [ 4 ] Колоссы Мемнона и проект храма Аменхотепа III помогли максимально сохранить это место. [ 5 ]

История раскопок
[ редактировать ]
Доктор Хуриг Сурузян был главным раскопщиком в начале 2000-х годов, и это место посетил доктор Захи Хавасс , хотя погребальный храм ранее также раскапывался в конце 1900-х годов. Лоран Бавай исследовал керамику, найденную на этом месте во время раскопок 1999–2002 годов. Гипостильный зал был очищен Мириам Секо Альварес . [ 5 ] С начала 2000-х годов в заупокойном храме было проведено несколько раскопок, в ходе которых была получена новая информация, включая северную стену, неукрашенные гранитные куски, кушитов как связанных пленников, списки нубийских городов, окружающих Нил, и колоссальные статуи из красного гранита. [ 6 ] Недавние геоархеологические исследования показали, что главная ось храма была построена на естественном удлиненном холме, который возвышался значительно над уровнем поймы периода Нового царства. [ 7 ] В результате территория Храма в западной части большую часть времени оставалась высокой и сухой и могла подвергаться затоплению только во время очень редких сильных паводков. Еще одним важным открытием того же проекта стал ранее неизвестный рукав Нила на западной стороне долины Нила. [ 7 ] [ 8 ] Он пролегал примерно с юга на север, а Колоссы Мемнона располагались на западном берегу реки, открывая впечатляющий вход в храмовый комплекс со стороны реки. [ 7 ] Затем эта ветвь шла на север мимо Рамессеума и других заупокойных храмов, а затем повернула обратно на восток и снова присоединилась к главному руслу Нила где-то напротив Карнакского храма. [ 8 ] Эта же ветвь, вероятно, использовалась в различных процессийных церемониях, соединявших храмы на восточном и западном берегу. [ 8 ] Вероятно, его также использовали для доставки на это место строительных материалов, в том числе колоссальных статуй. [ 7 ]
Макет
[ редактировать ]
Храм обращен на восток, что, скорее всего, связано с восходом солнца на востоке, поскольку Аменхотеп III почитал бога солнца Амона . Перед заупокойным храмом можно найти Колоссы Мемнона, и при входе длинный Гипостильный зал ведет к Перистильному солнечному двору, и вся территория окружена тремя пилонами , также известными как ворота. [ 6 ] Солнечный двор разделен на северную и южную половины и состоит из статуй Аменхотепа III и богов. На северной стороне находились статуи из коричневого кварцита из Нижнего Египта , а на южной стороне — статуи из красного гранита из Асуана в Верхнем Египте . [ 9 ]
Цель
[ редактировать ]Основной целью заупокойного храма было место для подношений Аменхотепу III после его кончины и перехода в загробную жизнь. [ 10 ] Весь храм также символизирует курган и «возникновение мира из первобытных вод творения» каждый раз, когда река Нил затопляла храм, поскольку египтяне считали, что Земля образована курганом, вышедшим из воды. [ 2 ] Поэтому считается, что храм был намеренно построен на пойме, чтобы эта идеология могла воплотиться в жизнь. [ 1 ] Аменхотеп III хотел, чтобы его почитали как бога на Земле, а не только в загробной жизни. Он построил этот огромный заупокойный храм, чтобы оставить в наследство то, что он был живым богом, правящим на Земле. Осматривая останки внутри храма, можно увидеть, что храм указывает на объединение Египта и фестиваль Сед Аменхотепа III. Статуи, найденные в храме, использовались во время ритуалов, обычно проводимых во время фестиваля Сед; однако фрагменты рельефа показывают, что храм еще не стоял во время первого фестиваля Сед Аменхотепа III. Временные рамки, когда в храме могло произойти празднование в более поздние сроки, — II перет 29 или III перет 1. [ 11 ] Эти торжества проходили во дворе храма в течение последних десяти лет правления Аменхотепа III. [ 12 ] Важность фестиваля Сед заключается в том, что он изображает реконструкцию объединения Египта. Чтобы еще больше укрепить идею объединения, были использованы строительные материалы как из Верхнего, так и из Нижнего Египта, что демонстрирует, что Аменхотеп III поддерживал сема-тави (объединение) обеих земель. Кроме того, Аменхотеп III утвердил идею Маат (справедливости и мира) на острове (хаос), установив статуи фауны. [ нужны разъяснения ] и, следовательно, имея контроль над ними, а также изображая связанных египетских врагов (таких как нубийцы, азиаты, месопотамцы, эгейцы и хетты) рядом со своими статуями. [ 2 ]
Основные выводы
[ редактировать ]Статуи
[ редактировать ]
В храме находятся сотни, а возможно, и тысячи статуй. Большое количество статуй уникальны для этого храма, а редкость и форма статуй также были характерны для этого храма. Большинство статуй предназначались для таких богов, как Сехмет (богиня с головой льва), животных (таких как лев-крокодил, сфинкс, шакалы, жуки-скарабеи и белый бегемот), других египетских богов и Аменхотепа III как бога. Назначение статуй коррелирует с более широкой целью заупокойного храма: фестивалем Сед. [ 11 ] В рамках фестиваля есть множество ритуалов, составляющих III первый Сед Аменхотепа. [ нужны разъяснения ] Статуи Сехмет служили важной цели на ритуальных праздниках. Глядя на статуи, некоторые статуи Сехмет стоят, некоторые сидят, а некоторые держат папирусный скипетр в левой руке и символ жизни в правой руке. Жан Йойотт , французский египтолог, комментирует, что богиня Сехмет играла важную роль «повелительницы пьянства», наделяющей Аменхотепа III целебными свойствами, призванными излечивать любые болезни. Также она сыграла важную роль на королевском юбилее, чтобы «защитить короля-солнце от врагов солнца». [ 13 ]
Два конкретных ритуала, в которых использовались другие статуи животных, — это солнечный ритуал и создание карты неба. Создание карты неба в заупокойном храме наблюдалось на протяжении всей XVIII династии, особенно Тутмоса III , в честь небесных божеств. Статуи Сехмета использовались в процессе создания карты неба, помимо сфинкса льва-крокодила, статуй бегемота и статуи быка. Сфинкс-лев-крокодил — это найденное трехмерное изображение. [ нужны разъяснения ] Глядя на белого бегемота, можно предположить, что он сыграл роль в ритуале белого бегемота, который наблюдался при Тутмосе III . Во время конкретного солнечного праздника в течение дня были замечены статуи Асбета, Маата, Ху, Гора и Исиды. [ нужны разъяснения ] [ 11 ] Помимо статуй Фестиваля Сед, недавние раскопки вокруг пилонов обнаружили несколько колоссов, разбросанных по всему храму. Наиболее примечательными сохранившимися колоссами являются Колоссы Мемнона , расположенные у первого пилона. За Колоссами Мемнона были найдены фрагменты кварцитового колосса, такие как грудь, упавшее туловище и колено. Рядом со вторым пилоном был найден еще один колосс Аменхотепа III, сделанный из монолитного кварцита. Исследование постаментов колоссов выявило образы объединения Египта и иностранных земель, находившихся под властью Египта. [ 6 ]

Керамика
[ редактировать ]Часть керамики исследовал Лоран Бавай, бельгийский египтолог, который нашел кубки на кольцевой основе, пивные банки и винные амфоры. Эти части были найдены в Солнечном дворе Перистила и Третьем пилоне. [ 5 ] Керамика, найденная в погребальном храме, может быть датирована как Новым Царством, так и позднеримским периодом. Более того, черепки керамики, найденные на разрушенной эрозией северной стене храма, свидетельствовали о возникновении землетрясений. [ 4 ]
Звезды
[ редактировать ]Две наиболее известные стелы в заупокойном храме — Северная и Южная стелы. Северный, найденный в Перистильном дворе, где он находится в полной форме, в 2010–2012 годах подвергся нескольким консервациям. Точно так же южные стелы были воздвигнуты в середине 20-го века и упоминают Аменхотепа III, описывающего храм как «увеличенный». [ 14 ] [ 10 ]
Будущее храма
[ редактировать ]Доктор Захи Хавасс , Мансур Бораик, Али эль-Асфар и Ибрагим Солиман хотят вернуть артефакты и находки из заупокойного храма Аменхотепа III на первоначальное место, поскольку они разбросаны по разным музеям. Многие новые статуи и колоссы продолжают раскапываться, но есть еще много статуй и артефактов, поврежденных землетрясением, которые ждут, чтобы их установили и выставили напоказ. Те, кто занимается сохранением храма, надеются создать музей под открытым небом и в конечном итоге привлечь внимание к важности сохранения храма; однако из-за отсутствия финансирования текущего прогресса добиться не удалось. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]- Колоссальная кварцитовая статуя Аменхотепа III найдена в Погребальном храме.
- Мединет Хабу (Храм-заупокойник Рамсеса III)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Козлов, Ариэль; Брайан, Бетси (1992). Ослепительное солнце Египта: Аменхотеп III и его мир . Книжный магазин Кливлендского музея искусств. ISBN 0940717166 .
- ^ Перейти обратно: а б с Уилкинсон, Ричард (2000). Полное собрание храмов Древнего Египта . Темза и Гудзон. ISBN 9780500051009 .
- ^ Перейти обратно: а б Караханян, Аркадий; Авагян, Ара; Сурузян, Хуриг (2010), «Археосейсмологические исследования в храме Аменхотепа III, Луксор, Египет» , Древние землетрясения , Геологическое общество Америки, doi : 10.1130/2010.2471(17) , ISBN 978-0-8137-2471-3 , получено 27 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сурузян, Уриг (2011). «Пятый отчет о раскопках и консервационных работах в Ком-эль-Хеттане с 9 по 12 сезоны (2007–2010 гг.)». Объявления Немецкого археологического института . 85 : 273-304.
- ^ Перейти обратно: а б с Сороузян, Уриг (2004). «Храм Аменхотепа III в Фивах: раскопки и консервация в Ком-эль-Хеттане. Третий отчет о пятом сезоне 2002/2003 г.». Сотрудники Немецкого археологического института . 60 : 171–236.
- ^ Перейти обратно: а б с Сурузян, Уриг (2005). «Недавние открытия и новые южные топонимы в погребальном храме Аменхотепа III, Ком-эль-Хеттан». Судан и Нубия . 9 : 76–81.
- ^ Перейти обратно: а б с д Тунен, WHJ; Грэм, А.; Массон-Бергхофф, А.; Питерс, Дж.; Винкельс, Т.Г.; Пеннингтон, Британская Колумбия; Хантер, Массачусетс; Стратт, К.Д.; Баркер, Д.С.; Эмери, В.Л.; Солларс, Л.; Сурузян, Х. (1 июня 2019 г.). «Особняк Аменхотепа III, построенный миллионами лет, в Фивах (Луксор, Египет): затопление возвышенностей речными наводнениями и отложениями Нила». Журнал археологической науки: отчеты . 25 : 195–205. дои : 10.1016/j.jasrep.2019.03.003 . S2CID 146471744 .
- ^ Перейти обратно: а б с Тунен, Виллем Х.Дж.; Грэм, Ангус; Пеннингтон, Бенджамин Т.; Хантер, Мораг А.; Стратт, Кристиан Д.; Баркер, Доминик С.; Массон-Бергхофф, Аурелия; Эмери, Вирджиния Л. (2018). «Голоценовая речная история западного берега Нила в древних Фивах, Луксоре, Египте и ее связь с культурной динамикой и гидроклиматической изменчивостью в масштабе всего бассейна» . Геоархеология . 33 (3): 273–290. дои : 10.1002/gea.21631 .
- ^ Козлов, Ариэль (2012). Аменхотеп III: сияющий фараон Египта . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107638549 .
- ^ Перейти обратно: а б с «ДАЭА» . msu-anthropology.github.io . Проверено 7 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Квирк, Стивен (1999). «Программа статуй погребального храма Аменхотепа III». Храм в Древнем Египте: новые открытия и новейшие исследования . Британский музей. стр. 57–67. ISBN 0714109932 .
- ^ «Статуи Сфинкса и Сехмет, найденные в погребальном храме фараона Аменхотепа III» . Археология вики . Проверено 27 февраля 2023 г.
- ^ Сурузян, Уриг (2007). «Храм Аменхотепа III в Фивах: раскопки и консервация в Ком-эль-Хеттане. Четвертый отчет о шестом, седьмом и восьмом сезонах в 2004, 2004–2005 и 2006 годах. Сообщения Немецкого археологического института». Объявления Немецкого археологического института . 63 :247-335.
- ^ Фонд Герды Хенкель. «Реставрационные работы в храме Аменхотепа III в Фивах, Колоссы Мемнона и проект консервации храма Аменхотепа III» . LISA WISSENSCHAFTSPORTAL GERDA HENKEL STIFTUNG (на немецком языке) . Проверено 7 мая 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]