Аттарсия

Аттарсия [а] был ахийским военачальником, жившим около 1400 г. до н.э. Он известен по единственному хеттскому тексту , в котором рассказывается о его военной деятельности в Западной Анатолии и Аласии . Эти тексты важны, поскольку они предоставляют самые ранние текстовые свидетельства участия микенских греков в делах Западной Анатолии. Ученые отметили потенциальную связь между его именем и именем Атрея из греческой мифологии .
Военные эпизоды
[ редактировать ]В обвинительном заключении Маддуватты описаны два инцидента с участием Аттарсии, которые произошли в Западной Анатолии. В первом инциденте Аттарсия напал на неназванную землю и заставил местного военачальника Маддуватту бежать. Маддуватта нашел убежище у хеттского царя Тудхалии I/II , который назначил его вассальным правителем Зиппаслы и земель реки Сиянта, территорий, которые, по-видимому, располагались где-то рядом с землями Арзава . [1]
Во втором инциденте Аттарсия снова атаковал Маддуватту, на этот раз с армией, которая предположительно включала 100 боевых колесниц и 1000 пехотинцев. Первоначально Аттарсия одержала победу, хотя хеттские сторонники Маддуватты направили армию под командованием Киснапли . В Обвинительном заключении Маддуватты дается краткое описание битвы: [1] [2]
Киснапли пошли в бой против Аттарсии 100 [колесниц и... пехоты] Аттарсии [выстроились в бой]. И они сражались. Был убит один офицер Аттарсии и один наш офицер, Зиданза. Тогда Аттарсия отвернулся [прочь(?)] от Маддуватты и ушел в свою землю. [3]
Это описание было интерпретировано как намек на дуэль между чемпионами двух сторон, хотя также возможно, что только эти две жертвы считались достойными упоминания. [4] После битвы Аттарсия вернулся домой, и Маддуватта был вновь назначен правителем. [1]
Позже Аттарсия совершил набег на остров Алашия вместе с анатолийскими союзниками, включая своего бывшего врага Маддуватту. Это нападение встревожило хеттов, которые объявили Алашую своим данником, но не имели военно-морских ресурсов для прямого контроля над ним. [5]
Текстовый фон
[ редактировать ]Аттарсия известна исключительно из « Обвинительного заключения Маддуватты» (CTH 147), фрагментарного хеттского текста , написанного около 1380 г. до н.э. В этом документе, написанном от имени хеттского царя Арнуванды I , рассказывается о непростых отношениях хеттов с своенравным вассалом по имени Маддуватта . Аттарсия играет роль в нескольких эпизодах, описанных в тексте. [6] [7] Когда « Обвинительный акт Маддуватты» был впервые переведен, ему была присвоена ошибочная дата — конец 13 века до нашей эры. Однако последующие исследования показали, что на самом деле он был на два столетия старше, исходя из архаичных характеристик текстов. [б] [8]
Политический контекст
[ редактировать ]
Хеттское повествование о подвигах Аттарсии представляет собой самое раннее текстовое свидетельство участия микенцев в Анатолии . Эти инциденты являются современниками археологических свидетельств растущего микенского присутствия в Милете , который, возможно, служил базой Аттарсии, как и для более поздних микенских военачальников. [9] Растущая осведомленность хеттов о микенцах подтверждается примерно современными находками из Хаттусы, включая меч в микенском стиле, захваченный у участника восстания Ассува , и осколок горшка, украшенный изображением, которое, по-видимому, изображает солдата в шлеме из кабаньего клыка . [10] [11] [12] Спустя десятилетия после Аттарсии участие микенцев возросло до такой степени, что хеттский царь Хаттусили III даже обратился к царю Аххиявана как к равному. Однако микенцы были изгнаны из Анатолии около 1220 г. до н.э., во время правления Тудхалии IV . [13] [14]
Подвиги Аттарсии также важны тем, что они раскрывают политическую структуру микенского мира. Хотя записи линейного письма B предполагают существование ряда независимых микенских дворцовых государств, одно из возможных прочтений Обвинительного заключения предполагает, что армия Аттарсии состояла из 100 колесниц и 1000 пехотинцев. Поскольку это число больше, чем могло бы собрать любое отдельное микенское дворцовое государство, некоторые исследователи, такие как Йоррит Келдер, утверждают, что Аххиява был союзом или конфедерацией. [15] [16]
Связь с мифическим Атреем
[ редактировать ]Некоторые ученые предположили, что термин Аттарсия может быть связан с греческим именем «Атрей», носившим мифического царя Микен . [17] [18] Однако ученые предупреждают, что даже если связь и существует, это не означает, что сам Аттарсия был основой мифического Атрея. [19]
Мартин Уэст предположил, что Атрей — это вторичная форма, основанная на отчестве Atreïdēs , которое, в свою очередь, происходит от микенского * Atrehiās . [19] Тогда это могло быть получено из преформы *Atresias, *Atersias или *Atarsias, которую легче связать с Attarsiya. [20] Согласно альтернативной точке зрения, предложенной хеттитологом Альбрехтом Гетце , Аттарсия могла быть притяжательным прилагательным, означающим «принадлежащий Атрею», аналогично типичному гомеровскому способу обращения к Агамемнону и Менелаю на протяжении всей «Илиады ». [8]
Еще одной возможной связью с грекофонической сферой является линейного письма B термин ta-ra-si-ja , хорошо засвидетельствованный в пилианских табличках серии JN, слово, которое означает «отделение меди/бронзы» или «единица веса меди/бронзы», или нечто подобное применительно к слесарям. В табличке Пилос JN 415 также встречается прилагательное a-ta-ra-si-jo , означающее « без меди/бронзы». Контекст, в котором происходит та-ра-си-джа в позднеэлладский период, предполагает, что те, кто производил или работал с выделенным сырьем, представляли собой большую рабочую силу, и эта работа имела низкооплачиваемый статус. [21] Стоит отметить в Пилосе около 1200 г. до н.э. независимость кузнецов а-та-ра-си-джо от наделов, предоставленных кузнецам та-ра-си-джа . Очевидно, для любого, кто мог получить достаточное количество меди или бронзы из источников за пределами дворца, было необязательно делать это в качестве а -та-ра-си-дзё . [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Альтернативные транслитерации включают Attar(a)s(h)iya(s), Attar(a)s(h)ija(s).
- ↑ Текст был написан голосом Арнуванды, называя его отца Тудхалией. Первоначальные ученые отождествляли их с Арнувандой III и его отцом Тудхалией IV, а не с Арнувандой I и его отцом Тудхалией I/II .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бекман, Гэри; Брайс, Тревор; Клайн, Эрик (2012). Тексты Аххиява . Общество библейской литературы. п. 98. ИСБН 978-1589832688 .
- ^ Келдер, Йоррит (2005). «Колесницы Аххиявы» (PDF) . Дакия (48–49): 154–155.
- ^ Бекман, Гэри; Брайс, Тревор; Клайн, Эрик (2012). Тексты Аххиява . Общество библейской литературы. п. 81. ИСБН 978-1589832688 .
- ^ Келдер, Йоррит (2005). «Колесницы Аххиявы» (PDF) . Дакия (48–49): 155.
- ^ Бекман, Гэри; Брайс, Тревор; Клайн, Эрик (2012). Тексты Аххиява . Общество библейской литературы. п. 69,99,95. ISBN 978-1589832688 .
- ^ Бекман, Гэри; Брайс, Тревор; Клайн, Эрик (2012). Тексты Аххиява . Общество библейской литературы. стр. 69, 97–100. ISBN 978-1589832688 .
- ^ Келдер, Йоррит (2005). «Колесницы Аххиявы» (PDF) . Дакия (48–49): 151.
- ^ Jump up to: а б Суини, Эммет Джон (2009). Боги, герои и тираны: греческая хронология в хаосе . Нью-Йорк: Издательство Алгора. стр. 101–102. ISBN 978-0-87586-683-3 .
- ^ Келдер, Йоррит (2005). «Колесницы Аххиявы» (PDF) . Дакия (48–49): 152–153.
- ^ Брайс, Тревор (2011). «Поздний бронзовый век на Западе и в Эгейском море». В Стедмане, Шэрон; МакМахон, Грегори (ред.). Оксфордский справочник по Древней Анатолии . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780195376142.013.0015 .
- ^ Бекман, Гэри; Брайс, Тревор; Клайн, Эрик (2012). «Эпилог: новый взгляд на микенско-хеттские взаимосвязи в эпоху поздней бронзы». Тексты Аххиява . Общество библейской литературы. стр. 269–270. ISBN 978-1589832688 .
- ^ Келдер, Йоррит. «Троя и война: археология, документальные источники и эпос» (PDF) . В Келдере, Йоррит; Услу, Гюнай; Шерифоглу, Омер Фарук (ред.). Троя: Город, Гомер и Турция . Издательство W-Books.
- ^ Бекман, Гэри; Брайс, Тревор; Клайн, Эрик (2012). Тексты Аххиява . Общество библейской литературы. стр. 281–282. ISBN 978-1589832688 .
- ^ Винер, Малькольм (апрель 2007 г.). «Гомер и история: старые вопросы, новые доказательства» (PDF) . Эгеум . 28 . Льежский университет. ISBN 9789042924260 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 января 2014 года . Проверено 8 января 2014 г.
- ^ Келдер, Йоррит (2005). «Колесницы Аххиявы» (PDF) . Дакия (48–49): 158.
- ^ Бекман, Гэри; Брайс, Тревор; Клайн, Эрик (2012). Тексты Аххиява . Общество библейской литературы. п. 282. ИСБН 978-1589832688 .
- ^ Брайс, Тревор (1999). Царство хеттов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 402. ИСБН 978-0-19-924010-4 .
- ^ Штраус, Барри (2007). Троянская война: новая история . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 35. ISBN 978-0-7432-6442-6 .
- ^ Jump up to: а б Уэст, Мартин Л. (2001). «Атрей и Аттариссия». Глотта . 77 (3/4). Ванденхук и Рупрехт (GmbH & Co. KG): 262–266. JSTOR 40267129 .
- ^ Мейер-Брюггер, Михаэль (2012). Гомер, интерпретация с помощью большого лексикона. Файлы с Гамбургского коллоквиума с 6 по 8 число. Октябрь 2010 года, чтобы завершить словарь раннего греческого эпоса . Берлин: Де Грюйтер. п. 153. ИСБН 9783110292572 .
- ^ Киллен, Джон Т. (2001). «Некоторые мысли о та-ра-си-джа». Экономика и политика в микенских дворцовых государствах . Киллен, Джон Т.; Вуцаки, София. Кембридж: Дополнительный том Кембриджского филологического общества №. 27. стр. 172–174. ISBN 978-0-906-01426-4 .