Древнегреческие мифы о потопе
Греческая мифология описывает различные великие наводнения на протяжении древней истории. В разных источниках упоминаются потоп Огига , потоп Девкалиона и потоп Дардана , хотя часто со схожими или даже противоречивыми деталями. Как и большинство мифов о потопе , эти истории часто затрагивают темы божественного возмездия, спасителя культурного героя и рождения нации или наций. В дополнение к этим наводнениям греческая мифология также говорит, что мир периодически уничтожался пожарами, как, например, в мифе о Фаэтоне .
Источники
[ редактировать ]«Многие великие потопы произошли в течение девяти тысяч лет, ибо именно столько лет прошло с того времени, о котором я говорю; и за все это время и благодаря стольким изменениям никогда не было каких-либо значительных скопление почвы, спускающейся с гор, как и в других местах, но земля повсюду отвалилась и исчезла из поля зрения. В результате по сравнению с тем, что было тогда, остались только кости истощенных. тело, как их можно назвать, как в случае с маленькими островами, все более богатые и мягкие части почвы отпали, и остался лишь скелет земли». |
Платона «Критий» (111b) [1] |
Платон упоминает великие наводнения в нескольких своих диалогах, в том числе «Тимей» , «Критий» и «Законы» . В «Тимее» (22) и « Критии» (111–112) он описывает «великий потоп всех», указывая, что потоп, который пережили Девкалион и Пирра, предшествовал 9000 лет истории до времен Солона , в 10-м веке. тысячелетие до нашей эры . В «Законах» , книга III, [2] утверждает, что произошло большое наводнение десять тысяч лет [3] до своего времени, в отличие от «одной или двух тысяч лет, прошедших» с момента открытия музыки и других изобретений. Платон также ссылается на хорошо известное событие великого разрушения в «Статсмене» (270), где «выживает лишь небольшая часть человечества». [4] предположительно, также имеется в виду потоп Девкалиона. [2] Кроме того, в текстах сообщается, что «за девять тысяч лет произошло много великих потопов», с тех пор как Афины и Атлантида были доминирующими. [5]
Огигес
[ редактировать ]Огигийский потоп назван так потому, что произошел во времена Огига . [6] мифический царь Аттики . Слова Огиг и Огигиан являются синонимами «первобытного», «первобытного» и «самого раннего рассвета». Другие говорят, что он был основателем и царем Фив . Во многих традициях говорится, что Огигийский наводнение охватило весь мир и было настолько разрушительным, что Аттика оставалась без царей до правления Кекропа . [7]
Девкалион
[ редактировать ]Легенда о Девкалионе , рассказанная Библиотекой, имеет некоторое сходство с другими мифами о потопе, такими как «Эпос о Гильгамеше» (который, как пишет Стефани Уэст, вероятно, был источником этого мифа). [8] ); история Ноева ковчега в иудео-христианском повествовании; и история ковчега Ману в индуистской, буддийской и джайнской религиях . Титан Прометей посоветовал своему сыну Девкалиону построить сундук. Все остальные люди погибли, за исключением нескольких, которым удалось бежать в высокие горы. Горы в Фессалии расступились, и весь мир за Истмом и Пелопоннесом был захвачен. Девкалион и его жена Пирра , проплыв в сундуке девять дней и ночей, высадились на Парнасе . В более старой версии истории, рассказанной Геллаником, «ковчег» Девкалиона приземлился на горе Офрис в Фессалии . В другом сообщении говорится, что он приземлился на вершине, вероятно, Фуке в Арголиде , позже названной Немеей . Когда дожди прекратились, он принес жертву Зевсу . Тогда по велению Зевса он бросал за собой камни, и они становились мужчинами, а камни, брошенные Пиррой, становились женщинами. Библиотека слова приводит это как этимологию греческого Лаоса ( λᾱός , «народ»), происходящего от laas («камень»). [9] Мегаряне рассказывали , что Мегар, сын Зевса и нимфы ситнид, спасся от наводнения Девкалиона, доплыв до вершины горы Герания, руководствуясь криками журавлей . [10]
Из Теогонии Библиотеки
[ редактировать ]Согласно теогонии Библиотеки , Прометей слепил людей из воды и земли и дал им огонь, который, не зная Зевса, он спрятал в стебле фенхеля. Когда Зевс узнал об этом, он приказал Гефесту прибить Прометея к скифской горе Кавказ. Прометея пригвоздили к горе и держали связанным долгие годы. Каждый день на него налетал орел и пожирал доли его печени, выросшие за ночь. Это было наказание, которое Прометей заплатил за кражу огня, пока Геракл впоследствии не освободил его.
У Прометея был сын Девкалион. Он, царствовая в областях около Фтии, женился на Пирре , дочери Эпиметея (брата Прометея) и Пандоры (первой женщины, созданной богами). И когда Зевс хотел уничтожить людей бронзового века, Девкалион по совету Прометея построил сундук. Заполнив его провиантом, он погрузился в него вместе с Пиррой. Зевс, пролив с неба сильный дождь, затопил большую часть Греции, так что все люди были уничтожены, за исключением немногих, которые бежали в высокие горы по соседству, когда Пелопоннес был разбит. Но Девкалион, плывя в сундуке над морем девять дней и столько же ночей, доплыл до Парнаса и там, когда дождь прекратился, высадился на берег и принес жертву Зевсу, богу Побега. И Зевс послал к нему Гермеса и позволил ему выбирать, что он хочет, и он решил получить людей.
По велению Зевса он взял камни и бросил их себе через голову, и камни, брошенные Девкалионом, стали мужчинами, а камни, брошенные Пиррой, превратились в женщин. Поэтому людей метафорически называли людьми (лаосами) от лаас, «камень». И у Девкалиона были дети от Пирры: первый Эллен , отцом которого, как некоторые говорят, был Зевс, второй Амфиктион , который правил Аттикой после Краная , и третья дочь Протогония, которая стала матерью Этлия от Зевса. У Эллина были Дор, Ксуф и Эол от нимфы Орсеиды. Тех, кого называли греками, он назвал эллинами (Ἕλληνες) в честь себя и разделил страну между своими сыновьями. Ксуф получил Пелопоннес и родил Ахея и Иона от Креусы , дочери Эрехфея , а от Ахея и Иона ахейцы и ионийцы получили свои имена. Дор получил страну против Пелопоннеса и назвал поселенцев дорийцами в свою честь.
Эол правил областями вокруг Фессалии и назвал жителей Эолийцами. Он женился на Энарете , дочери Деймаха , и родил семерых сыновей, Крефея , Сизифа , Афамаса , Салмонея , Деиона, Магнеса , Перьера , и пять дочерей, Канака , Алкиону , Писидику , Калику , Перимеду . У Перимеда были Гипподамы и Орест от Ахелоя; а у Писидики были Антиф и Актер от Мирмидона. Алкион был женат на Цейксе (сыне Эосфора ), и в нескольких источниках оба они описаны как превратившиеся в безмятежные птицы , что привело к появлению термина «безмятежные дни» .
Мотив божества погоды, возглавившего пантеон, вызвавшего великий потоп, а затем обманщика, создавшего людей из глины, спасающего человека, присутствует и в шумерской мифологии , поскольку Энлиль вместо Зевса вызывает потоп, а Энки , а не Прометей , спасает человека. Стефани Уэст писала, что, возможно, это связано с тем, что греки заимствовали истории с Ближнего Востока. [8]
Наннакус
[ редактировать ]Нанакус был легендарным царем Фригии до Потопа Девкалиона. Нанакус предсказал Потоп и организовал публичные молитвы, чтобы предотвратить эту катастрофу. После смерти Нанака, которого сильно оплакивали его подданные, случился Девкалионов потоп. [11]
Дардан
[ редактировать ]У этого фильма та же основная сюжетная линия.По словам Дионисия Галикарнасского , Дардан оставил Фенея в Аркадии, чтобы колонизировать земли в северо-восточной части Эгейского моря . Когда произошел потоп Дардана, земля была затоплена, и гора, на которой он и его семья выжили, образовала остров Самофракия . Он покинул Самофракию на надутой коже на противоположные берега Малой Азии и поселился на горе Иде . Из-за страха нового наводнения они воздержались от строительства города и пятьдесят лет жили под открытым небом. Его внук Трос в конце концов перебрался с высокогорья на большую равнину, на холм, по которому с Иды стекало множество рек. Там он построил город, названный в его честь Троей . [12] Сегодня мы называем этот район « Дарданеллы » (ранее известный как Геллеспонт ), узкий пролив на северо-западе Турции , соединяющий Эгейское море с Мраморным морем . Название происходит от Дардана , древнего города на азиатском берегу пролива, имя которого мифологизировано как происходящее от Дардана, сына Зевса и Электры .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Критий Платона 111b
- ^ Перейти обратно: а б Платон, «Законы», книга III, 677а.
- ^ Греческий . оригинальный текст: « myriakis myria ἔτη δειλανθανεν », где мириас — это мириады или 10 000 (лет)
- ^ «Платон, государственный деятель, раздел 270с» .
- ^ Люси, СП (1971), «Конец Атлантиды: новый свет на старую легенду» (Харпер Коллинз)
- ^ Запись Ωγύγιος в Liddell & Scott
- ↑ Гастер, Теодор Х. Миф, легенда и обычаи в Ветхом Завете. Архивировано 4 февраля 2002 г. в Wayback Machine , Harper & Row, Нью-Йорк, 1969.
- ^ Перейти обратно: а б Уэст, С. (1994). Прометей ориентализированный. Музей Гельветикум, 51(3), 129-149.
- ^ Вход λᾶας в Liddell & Scott
- ^ Павсаний , Описание Греции , 1. 40. 1.
- ^ Фрейзер, Джеймс Джордж (1916). «Древние истории о великом потопе». Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 46 . JSTOR: 231–283. дои : 10.2307/2843393 . ISSN 0307-3114 . JSTOR 2843393 .
- ^ Платон, Законы, Книга III, 682a.