Гозо, финикийский корабль, затонувший
![]() Залив Ксленди на Гозо, где было обнаружено кораблекрушение. | |
Расположение | У побережья залива Шленди на острове Гозо. |
---|---|
Область | Залив Шленди, у побережья Гозо. |
Тип | Место затонувшего корабля |
История | |
Строитель | финикийцы |
Основан | 7 век до н.э. |
Заброшенный | Затонул в конце VII века до нашей эры. |
Периоды | Железный век |
Культуры | финикийский |
Спутник | Финикия |
Связано с | Экипаж торгового судна |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | Раскопки под руководством Тимми Гамбина с момента открытия в 2007 году. |
Археологи |
|
Состояние | Сохранение, отбор проб и изучение продолжаются. |
Право собственности | Мальта |
— Финикийский корабль, затонувший на Гозо, произошедшее в седьмом веке до нашей эры это затонувшее финикийское торговое судно , и лежащее на глубине 110 метров (360 футов). Затонувший корабль был обнаружен в 2007 году во время гидролокационной съемки у побережья мальтийского острова Гозо . С 2014 года он стал объектом междисциплинарного проекта, возглавляемого Мальтийским университетом вместе со многими другими национальными и международными организациями. Археологические раскопки кораблекрушения на Гозо — это первое морское археологическое исследование, в ходе которого дайверы исследуют затонувшие корабли на глубине более 100 метров (330 футов).
Историческая справка
[ редактировать ]
Финикийцы, талассократический народ, известный торговлей и судостроением, долгое время присутствовали на мальтийских островах и оказывали влияние на их историю. С середины второго тысячелетия до нашей эры финикийцы осуществляли морское сообщение из своих материковых городов на побережье современного Ливана ; их обширные торговые пути простирались от Британских островов до Месопотамии . Финикийцы построили торговые аванпосты и колонии по всему Средиземноморью, чтобы облегчить поставки и хранение сырья и товаров. [2] [3] Где-то после 1000 г. до н. э. финикийские торговцы колонизировали мальтийские острова, удобно расположенные в центре Средиземноморья между Европой и Северной Африкой . [4] [5] Они населяли территорию, ныне известную как Мдина , и окружающий ее город Рабат , который они называли Малет . [6] [7] Эта территория перешла под контроль Карфагена после падения Тира в 332 г. до н. э. [5] [8] Пуническое влияние сохранялось на мальтийских островах в раннюю римскую эпоху, о чем свидетельствуют знаменитые Циппи из Мелькарта, жившие во втором веке до нашей эры , которые сыграли решающую роль в расшифровке финикийского языка . [9] [10]
Финикийские кораблекрушения
[ редактировать ]В Средиземном море есть около шести мест финикийских кораблекрушений, датируемых восьмым-шестым веком до нашей эры. Два из них расположены у побережья Палестины/Израиля, на глубине около 400 метров (1300 футов). [11] три на мелководье у побережья Испании и один во Франции. [12] [13]
Местоположение и открытие
[ редактировать ]Кораблекрушение Гозо было обнаружено в 2007 году командой под руководством Мальтийского университета во время исследования морского дна примерно в 900 метрах (3000 футов) от побережья Шленди , на мальтийском острове Гозо . Команда обнаружила аномалии сонара на глубине 110 метров (360 футов), что побудило к дальнейшему расследованию, которое привело к обнаружению затонувшего финикийского торгового корабля с хорошо сохранившимся грузом, датируемым седьмым веком до нашей эры. [14] [15] [16] [17] Археологические раскопки кораблекрушения на Гозо — это первое морское археологическое исследование, в ходе которого исследуются затонувшие корабли на глубине более 100 метров (330 футов). [17] ANR Дальнейшие археологические исследования у побережья Мальты проводились в рамках проекта GROPLAN в сотрудничестве с Мальтийским университетом и Техасским университетом A&M . [2]
Описание
[ редактировать ]Размер кораблекрушения составляет 12 на 5 метров (39 на 16 футов). Археологические артефакты погребены под отложениями на глубине до 1,8 метра (5,9 футов). [14] Корабль остался, а его верхний слой груза лежал на высоте 1 метра (3,3 фута) над относительно плоским морским дном из крупного песка; он состоит из жерновов и глиняных сосудов, используемых для перевозки вина, оливкового масла и других расходных материалов. [14] [16] [17] На обоих концах корабля хранились керн-камни, которыми размалывали зерна; они были обнаружены в первозданном состоянии, что указывает на то, что они никогда не использовались и предназначались для торговли. Исследования показывают, что точильные камни были изготовлены из вулканической породы, добытой в Пантеллерии на Сицилии . [17] [18] Место крушения очень хорошо сохранилось, за исключением некоторых незначительных повреждений, вызванных методами донной ловли местных рыбаков. [14]
Груз и артефакты
[ редактировать ]Цифровое картографирование и изображения этого места и видимых артефактов в высоком разрешении были выполнены в 2014 году международной командой ученых. Исследование проводилось с помощью пилотируемой подводной лодки , которая была задействована для получения 3D-фотограмметрического изображения, которое помогло идентифицировать как минимум семь типов керамических сосудов. [16] [17] [19] В 2016–2017 годах в результате исследования обломков было обнаружено 12 предметов, в том числе урны уникальной формы, предположительно изготовленные на острове Гозо. [16] Водолазы под руководством морских археологов с кафедры классики и археологии Мальтийского университета также обнаружили шесть неповрежденных керамических предметов и многочисленные керамические осколки, среди которых были амфоры тирренского стиля, типичные для Италии и западной Сицилии . [16]
Проблемы восстановления артефактов
[ редактировать ]Извлечение артефактов из других частей корабля оказалось затруднительным из-за глубины места кораблекрушения. Чтобы облегчить всплытие артефакта, был затоплен причальный груз, чтобы поставить корабль исследователя на якорь недалеко от места кораблекрушения. Опытным дайверам потребовалось восемь минут, чтобы добраться до места, где они могли находиться не более 14 минут; на всплытие объектов ушло дополнительно два с половиной часа. [16] [17] [20]
Сохранение
[ редактировать ]В июне 2021 года министр культуры Мальты Хосе Эррера обсудил варианты поднятия затонувшего корабля со дна моря и выставления его в запланированном музее Гозо или другом отдельном музее. Другой вариант, который обсуждал министр, — оставить корабль на месте в качестве подводной туристической достопримечательности. [21]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Исследование архаичного кораблекрушения у залива Ксленди, Гозо» . Финикийский кораблекрушение . Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Финикийский корабль, затонувший у берегов Мальты» . Общество библейской археологии . 12 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 8 декабря 2019 года . Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ «Финикийский затонувший корабль – это подводный мир открытий» . Времена Мальты . Архивировано из оригинала 7 октября 2020 года . Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ «Знаменитые даты в истории Мальты» . Департамент информации – Правительство Мальты. 6 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 25 ноября 2009 г. Проверено 6 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Эшби, Томас (1915). «Римская Мальта» . Журнал римских исследований . 5 : 23–80. дои : 10.2307/296290 . JSTOR 296290 .
- ^ «Мдина и рыцари» . Эдрихтон.com. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
- ^ Кассар, Кармель (2000). Краткая история Мальты . Мсида : Публикации Мирева. стр. 53–55. ISBN 1870579526 .
- ^ Тертеров, Марат (2005). Ведение бизнеса с Мальтой . издательства GMB Publishing Ltd. ISBN 978-1-905050-63-5 . Архивировано из оригинала 6 сентября 2015 года . Проверено 1 июля 2015 г.
- ^ The Art Journal: Иллюстрированный каталог промышленности всех стран . Том. 2. Добродетель. 1853. с. VII. Архивировано из оригинала 4 сентября 2015 года . Проверено 15 февраля 2014 г.
- ^ де Паскуале, Кармен (2009). «Мальтийский кипус в Лувре» . Сокровища Мальты . 16 (1). Fondazzjoni Patrimonju Malti. Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 14 января 2021 г.
- ^ Баллард, РД; Макканн, AM; Йоргер, Д.; Уиткомб, Л.; Минделл, Д.; Олесон, Дж.; Сингх, Х.; Фоли, Б.; Адамс, Дж.; Пьехота, Д.; Джангранде, К. (1 сентября 2000 г.). «Открытие древней истории в морских глубинах с использованием передовых технологий глубокого погружения» . Глубоководные исследования. Часть I: Статьи океанографических исследований . 47 (9): 1591–1620. Бибкод : 2000DSRI...47.1591B . дои : 10.1016/S0967-0637(99)00117-X .
- ^ Баллард, Роберт Д.; Стагер, Лоуренс Э.; Мастер, Дэниел; Йоргер, Дана; Минделл, Дэвид; Уиткомб, Луи Л.; Сингх, Ханумант; Пьехота, Деннис (2002). «Кораблекрушения железного века на глубокой воде у Ашкелона, Израиль» . Американский журнал археологии . 106 (2): 151–168. дои : 10.2307/4126241 . ISSN 0002-9114 . JSTOR 4126241 . S2CID 193054065 .
- ^ Абдельхамид, Сельма. «Финикийские кораблекрушения 8-6 веков до н. э. – Обзор и промежуточные выводы» . Marburger Beiträge zur Archäologie, 2 .
- ^ Jump up to: а б с д Гамбин, Тимми (октябрь 2017 г.). Между востоком и западом – финикийское кораблекрушение у острова Гозо (PDF) (Отчет). Мальтийский университет – факультет классической литературы и археологии. Архивировано из оригинала (PDF) 6 ноября 2020 года . Проверено 6 ноября 2020 г. .
- ^ Гамбин, Тимми (ноябрь 2018 г.). Финикийское кораблекрушение у Гозо – сезон 2018 г. (PDF) (Отчет). Мальтийский университет – факультет классической литературы и археологии. Архивировано из оригинала (PDF) 6 ноября 2020 года . Проверено 6 ноября 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Археология, Современный мир (25 апреля 2018 г.). «Раскопки затонувшего финикийского корабля у берегов Гозо, Мальта» . Мировая археология . Архивировано из оригинала 5 ноября 2019 года . Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Исследование архаичного кораблекрушения у залива Ксленди, Гозо» . Проект финикийского кораблекрушения . Архивировано из оригинала 11 августа 2020 года . Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ «Ныряльщики обнаруживают финикийские сокровища среди затонувшего древнего корабля» . Телеграф . Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ «Исследования финикийского затонувшего корабля на острове Гозо, Мальта, продолжаются» . Будущее Ocean 4 (на итальянском языке). 29 января 2019 года . Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ Гамбен, Т.; Драп, П.; Чеминский, Б.; Хиттинен, К.; Козак, Г. (2018). «Исследование затонувшего финикийского корабля у залива Шленди, Гозо: отчет о методологиях, использованных для исследования глубоководного участка» (PDF) . Подводные технологии . 35 (3). Общество подводных технологий: 71. doi : 10.3723/ut.35.071 . ISSN 1756-0543 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 ноября 2020 года.
- ^ Бальзан, Юрген (6 июля 2021 г.). «Эррера намерен поднять затонувший 2700-летний корабль Гозо» . Новостная книга . Проверено 23 июля 2021 г.