Ахеменидский флот
Ахеменидский флот | |
---|---|
Активный | 525 г. до н.э. – 330 г. до н.э. |
Страна | Персия |
Тип | Древний флот |
Размер | Не менее 36 000–42 000 мужчин (современные оценки) |
Центральная база | |
Флот |
|
Помолвки | |
Знаки отличия | |
Прапорщик |
Флот ( древнеперсидский : 𐎴𐎠𐎺 nāva ) Ахеменидов — древний флот Персидской империи , существовавший между 525 и 330 годами до нашей эры.
Этимология
[ редактировать ]В древнеперсидском языке , письменном языке надписей Ахеменидов, слово, используемое для обозначения «военно-морского флота» или «флота», было « нава », существительное во множественном числе женского именительного падежа. Оно имеет тот же корень, что и индоевропейские слова, такие как «флот» и «мореходство». В современном использовании персидского языка это слово сохранило свою форму и значение ( букв. « военные корабли » ). [ нужна ссылка ]
Историография
[ редактировать ]Никаких соответствующих первичных документов о нем не обнаружено, не раскопаны руины персидских военно-морских сооружений и остатки кораблей. Хотя независимая персидская традиция утеряна, все, что мы знаем об ахеменидском флоте, записано древнегреческими историками, такими как Геродот . В результате современное восприятие этого флота является правдоподобной гипотезой . [1]
История
[ редактировать ]Ученые делят историю деятельности военно-морского флота на два отдельных периода: с 525 по 479 год и с 479 по 330 год до нашей эры. [1]
Первый период (525–479 до н. э.)
[ редактировать ]Камбис основал флот для завоевания Египта в битве при Пелусии . После него Дарий I развернул флот для укрепления господства над побережьем Малой Азии , а также прилегающими к ней островами. [1] Во время правления Дария персы захватили Самос ( ок. 517 г. до н. э.), завоевали Фракию , вели войну со Скифией ( ок. 512 г. до н. э.) и подавили восстания, начавшиеся в 500 г. до н. э., приведшие к битве при Ладе (494 г. до н. э.). [1]
Второй период (479–330 до н. э.)
[ редактировать ]Военно-морской флот потерял свое присутствие в Эгейском море , а его численность сократилась. В битве при Эвримедонте ( ок. 468 г. до н.э.) персы потерпели поражение и потеряли, по сообщению Фукидида, 200 кораблей . Следующее поражение произошло в ок. 450 г. до н.э., когда они проиграли войну на Кипре (около современной Ларнаки ). [1]
Организация
[ редактировать ]Создание организации, инфраструктуры и финансовой основы флота Ахеменидов приписывают Дарию I. [1]
Базы
[ редактировать ]Штаб-квартира
[ редактировать ]Побережья Финикии , а также Кипра и Киликии всегда играли стратегическую роль в флоте Ахеменидов. [2] Страбон и Геродот упомянули две центральные базы военно-морского флота: одну в Киликии , а другую в Киме - Фокее (обе расположены на территории современной Турции). [1] Центры, готовившие экипажи для судов, были изолированы от центральных баз. [1] Киликийская база тщательно охранялась большим количеством войск, расквартированных в гарнизоне, чьи выплаты финансировались за счет местной дани в этой сатрапии . [1] Вполне вероятно, что Акко служил третьей основной базой. [1]
По словам Каве Фарруха , первый военно-морской штаб, в котором размещалось высшее командование ВМФ, располагался вдоль реки Шатт-эль-Араб , где она ведет к Персидскому заливу (находится на территории современной провинции Хузестан ). иранской [3] Однако Киликия была главной базой и всегда была готова к развертыванию, поскольку в отличие от Шатт-эль-Араб она предназначалась для проецирования силы . [3]
Другие военно-морские базы
[ редактировать ]Меньшие эскадрильи были размещены в других местах, например, в Сидоне и Галикарнасе . [1] а также Самос . [4] Важной базой была верфь, расположенная в Триполисе , где ливанские лесоматериалы . неподалеку находились [2] Долина Нила также служила стратегической операционной базой, когда Египет был сатрапией . [5] Такая же ситуация наблюдалась и на Кипре . [6] Поселения Ахеменидов, такие как Бахрейн , Оман , Йемен и Индийский субконтинент, были постоянными пунктами назначения военных кораблей. [3]
Вполне вероятно, что базы существовали в Абдере и Мюсе , хотя это сомнительно. [4]
Область деятельности
[ редактировать ]Военно-морские силы активно присутствовали в Черном , Эгейском , Средиземном и Персидском заливах . [3] Они патрулировали реки и прибрежные районы, такие как Шатт-эль-Араб и Евфрат в Месопотамии, Нил в Египте и Синд на Индийском субконтиненте. [3]
Иерархия командования и личный состав
[ редактировать ]Иерархия командования военно-морским флотом не определена, но греческие источники указывают, что высшие командиры выбирались из числа имперской аристократии. [1] Есть сообщения о командирах кораблей и командирах флотов различного неперсидского происхождения, например, карийцев . [1] Сообщается также, что во флоте служили командиры греческого происхождения, в том числе даже один афинянин . [1] О моряках более низкого ранга почти ничего не известно. [1] После создания флота персы нанимали финикийских гребцов и моряков, но позже набирали их и из других подвластных народов. [1] Морские пехотинцы , стоявшие в войсках, были либо персами, мидянами или скифами . [7]
Военнослужащие, вероятно, были наняты с полной оплатой, поскольку длительная командировка приводила к радикальным изменениям в их общинах, особенно если она включала один или два сбора урожая. [8]
Флот
[ редактировать ]Суда
[ редактировать ]Первые военно-морские корабли Ахеменидов, построенные на финикийских верфях, имели длину 40 метров (130 футов) и ширину 6 метров (20 футов) и могли перевозить в лучшем случае 300 солдат. [3] По словам Кристофера Таплина, кипрские корабли «в различных случаях являются важным элементом персидского флота». [9]
Персидские триеры
[ редактировать ]Персы были первой нацией, которая использовала триеры в огромных масштабах. [10] Фактически, первым, кто ввел в эксплуатацию большую триеру, был Камбис . [10] К 490 г. до н.э. основу флота составляли триеры, а после 483 г. до н.э. в Афинах их было несколько. [4] Некоторые триеры были модифицированы как солдатские, а некоторые — для перевозки лошадей и припасов или строительства мостов. [4]
- Дизайн и размеры
Персидские триеры отличались от греческих и использовали финикийский дизайн. Третий уровень гребцов на греческих судах за счет добавления аутригера , но персы увеличили высоту отсека для их размещения. [4] Сообщается, что они имели длину от 110 футов (34 м) до 120 футов (37 м) и ширину 15 футов (4,6 м). [4] Корабли, скорее всего, были способны развивать скорость 12 узлов (22 км/ч) при хороших условиях плавания. [11] Они могли достичь полной скорости за 30 секунд после полной остановки. [12]
Оборудованные одной мачтой с квадратным парусом , триеры имели руль, состоящий из двух лопастных весел , по одному с каждой стороны кормы , соединенных перекладиной. [4] Таран . был сделан из бронзы , длинный и суженный к одной точке [4]
- Вооружение
Металлические тараны предназначались для врезания корпусов вражеских кораблей после удара. [3] Оборудование на судах включало абордажные крюки (используемые для ловли и остановки вражеских кораблей) и две мангонели , последние бросали камни или легковоспламеняющиеся снаряды. [3]
- Экипаж
Сообщается, что в типичной персидской триере было 170 гребцов, причем в верхней шеренге - 62, а в средней и нижней - по 54. [4] Помимо гребцов, на борту триер находились 14 морских пехотинцев, а также несколько запасных гребцов и весла на случай необходимости. [4] По словам Геродота, в 480 г. до н. э. на каждой триере находилось 200 человек и 30 морских пехотинцев. [4] Триеры были слишком переполнены, чтобы хранить собственные припасы, и для доставки еды и воды им полагались вспомогательные суда. [12] Для экипажа было нормальным высадиться вечером, чтобы поесть и поспать. [12]
Другие военные корабли
[ редактировать ]Военно-морской флот Ахеменидов позже использовал более совершенные суда, такие как квинкверемы . [1] Другими типами судов флота были триаконтеры , пентеконтеры и легкие лодки. [4] Меньшие суда, используемые для речного патрулирования, могли перевозить максимум 100–200 военнослужащих. [3]
Транспортные суда
[ редактировать ]военный флот имел большое количество судов, используемых для перевозки продовольствия и других грузов, обычно водоизмещением от 100 до 150 тонн. На момент вторжения в Египет в 373 г. до н.э. [13] В значительном количестве использовались также корабли грузоподъемностью от 350 до 500 тонн. [13] У них также были коневозы ( гиппагои ). специально построенные для этой цели [4] который мог легко перевозить 30 лошадей. [14] Персидские конные транспортные корабли По словам Энтони Дж. Папаласа, это были хорошие парусные корабли, которые пользовались попутным ветром, и добавляет, что они, вероятно, были спроектированы так, чтобы соответствовать скорости триеры. [11] Вероятно, коневозы представляли собой галеры с небольшой осадкой , что позволяло лошадям сходить в воду и садиться по аппарели. [11]
Мостовые суда
[ редактировать ]Известно, что Ахемениды использовали суда для соединения берегов рек. Мосты были построены путем соединения судов друг с другом и соединения их вместе, чтобы построить проезжую часть из досок. [3] Ксенофонт сообщает о таких мостах: один построен с использованием 37 лодок на Тигре , а другой с помощью семи на Меандре . [3]
Размер
[ редактировать ]в первые годы правления Камбиса флот Ахеменидов располагал примерно 300 триерами, что равнялось сумме флота Египта и его союзника Поликрата Самосского Предполагается, что . [1] Позже это число было увеличено вдвое: в 494 и 490 годах до нашей эры упоминалось 600 триер. [1] Первоначальный состав военно-морского флота (300 триер) мог насчитывать до 51 000 гребцов и тысячи матросов и морских пехотинцев. [8]
Согласно греческим источникам, первоначальное количество судов во флоте со временем было увеличено в четыре раза. [1] В отчете Геродота о военно-морских силах под командованием Ксеркса I число военных кораблей, находящихся на вооружении, оценивалось в 1207, в дополнение к 3000 транспортных кораблей. По словам Мэтта Уотерса, современные академические оценки варьируются от 500 до 1000 судов. [15] Ученые утверждают, что в это число входило большое количество резервных кораблей, и у флота не было достаточного количества полных экипажей, чтобы управлять ими всеми. [1] Геродот также утверждает, что персы прибыли на Марафонскую битву (490 г. до н. э.) с 600 триерами и несколькими судами для перевозки лошадей. Хотя некоторые ученые отвергают эту цифру, Энтони Дж. Папалас утверждает, что доказательства подтверждают этот отчет. [11] Учитывая, что на каждом корабле было в среднем 50 гребцов (абсолютный минимум для тририма), а также от 10 до 20 матросов и морских пехотинцев, то флот насчитывал по меньшей мере от 36 000 до 42 000 человек. [8]
После битвы при Саламине (480 г. до н. э.) флот начал приходить в упадок и так и не восстановил свой пиковый статус. [1] Самая большая цифра, оцененная после 404 г. до н.э., составляет 400 триер. [1] Их численность по-прежнему равнялась, если не больше, флотам Афинского союза . [1]
Флаг
[ редактировать ]Ксенофонт писал в «Анабасисе » : «его ( Кира Младшего ) знамя представляло собой беркута с распростертыми крыльями, установленного на длинном древке, и это продолжается даже по сей день как знамя персидского царя». [16] Хотя подтверждений этому мало, некоторые ученые утверждают, что Александровская мозаика содержала изображение штандарта (в той части, которая сейчас повреждена), головы птицы желтого цвета на красной ткани. также найдена В Ападане простая квадратная мемориальная доска, вполне возможно, что на ней изображен орел. [16]
Влияние и наследие
[ редактировать ]Флот Ахеменидов был первым настоящим «имперским флотом», появившимся в истории. [3] Персам также приписывают создание «флота триеры» как нового военно-морского стандарта своего времени. [10] Создание флота Ахеменидов заложило основу иранской военно-морской техники , а также «мощную персидскую морскую традицию , которая сохранялась в регионе до прибытия Британской Ост-Индской компании и Королевского флота к середине 19 века нашей эры». [3]
Военно-морские силы в значительной степени затронули приморские подданные Ахеменидской империи. Они находились под гораздо более жестким контролем из столицы и активно участвовали в военных кампаниях Ахеменидов. [8] Сидонцы получали финансовую выгоду от расположенной в их городе военно-морской базы. [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Валлинга, HT (2007), «Древние военно-морские силы Персии» , в Хаттендорфе, Джон Дж. (редактор), Оксфордская энциклопедия морской истории , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195130751.001.0001 , ISBN 9780195307405
- ^ Перейти обратно: а б Бриант, Пьер (2002), От Кира до Александра: История Персидской империи , Eisenbrauns, стр. 713, ISBN 9781575061207
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Фаррох, Каве (2007). Тени в пустыне: Древняя Персия в войне . Издательство Оспри. стр. 68–69. ISBN 978-1-84603-108-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Финк, Деннис Л. (2014), Марафонская битва в стипендии: исследования, теории и противоречия с 1850 года , Макфарланд, стр. 21, ISBN 9780786479733
- ^ Марко, Гленн (2000), Финикийцы , Калифорнийский университет Press, стр. 61, ISBN 9780520226142
- ^ Бакли, Терри (2006), Аспекты греческой истории: подход, основанный на источниках , Routledge, стр. 189, ISBN 9781134857326
- ^ Янг, Т. Кайлер (2011), «Персы, вооруженные силы» , Мейерс, Эрик М. (редактор), Оксфордская энциклопедия археологии на Ближнем Востоке , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195065121.001.0001 , ISBN 9780199892280
- ^ Перейти обратно: а б с д Валлинга, ХТ (2005), Греческое приключение Ксеркса: военно-морская перспектива , BRILL, стр. 14–18, doi : 10.1163/9789047406549 , ISBN 978-90-04-14140-7
- ^ Туплин, Кристофер (1996), «Кипр до и под властью Ахеменидов», «Ахеменидские исследования », Франц Штайнер Верлаг, стр. 39, ISBN 9783515069014
- ^ Перейти обратно: а б с Мюррей, Уильям М. (2007), «Древние военно-морские силы, обзор» , в Хаттендорфе, Джон Дж. (редактор), Оксфордская энциклопедия морской истории , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195130751.001.0001 , ISBN 9780195307405
- ^ Перейти обратно: а б с д Папалас, Энтони Дж. (ноябрь 2018 г.), «Марафонская битва и персидский флот», The Mariner's Mirror , 104 (4): 388–401, doi : 10.1080/00253359.2018.1518005 , S2CID 165288091
- ^ Перейти обратно: а б с Габриэль, Ричард А. (2002), Великие армии древности , Гринвуд, с. 167, ISBN 978-0-275-97809-9
- ^ Перейти обратно: а б Энсон, Эдвард М. (январь 1989 г.), «Персидский флот в 334 году», Классическая филология , 84 (1): 44–49, doi : 10.1086/367136 , JSTOR 270044 , S2CID 161438115
- ^ Мейер, Фик (2014), История мореплавания в классическом мире , Routledge, стр. 43, номер домена : 10.4324/9781315779980 , ISBN 9781315779980
- ^ Уотерс, Мэтт (2014). Древняя Персия: Краткая история империи Ахеменидов, 550–330 гг . до н.э. Издательство Кембриджского университета. п. 121. ИСБН 9781107652729 .
- ^ Перейти обратно: а б Фогтл, Симона (2017), Барнс, Анейля; Салерно, Мариаросария (ред.), Символы и модели в Средиземноморье: восприятие через культуры , Cambridge Scholars Publishing, стр. 117–118, ISBN 978-1527502710
- ^ Жигулов, Вадим С. (2016), Социальная история Ахеменидов в Финикии: быть финикийцем, Ведение переговоров между империями , Routledge, с. 84, ISBN 9781134938094