Афшаридский флот
Афшаридский флот | |
---|---|
Основан | 1734 |
Расформирован | Раздел империи Афшаридов |
Страна | Афшаридский Иран |
Тип | Военно-морской |
Роль | Береговая оборона |
Часть | Афшаридские военные |
Гарнизон/штаб | Бушер |
Оборудование | см. ниже |
Знаки отличия | |
Прапорщик | ![]() |
Иран поддерживал морские силы во времена династии Афшаридов , которые были возрождены в 1734 году Надир-шахом , причем пик их активности длился более десяти лет до разделения империи Афшаридов . Он действовал на Каспийском море считала его угрозой , где Российская империя . [ 1 ] со штаб-квартирой в Бушере Южная флотилия сохраняла присутствие в Персидском заливе , а также в Оманском море , эффективно противодействуя морским арабским империям в Султанате Маскат и Имамату Омана , пиратам, базировавшимся на побережьях, которые позже были названы Договором , а также местным повстанцам. и мятежники. Афшаридский флот также заказал несколько судов у британской и голландской Ост-Индской компании . [ 2 ]
История
[ редактировать ]Прелюдия
[ редактировать ]Последняя попытка возродить военно-морские силы Персии была предпринята в 1718 году, но она не увенчалась успехом. [ 3 ] Короли династии Сефевидов не хотели формировать флот. [ 4 ]
Пик
[ редактировать ]В течение первого десятилетия своего существования военно-морской флот продемонстрировал экспансионистский характер, успешно взяв под свой контроль Маскат и большинство островов в Персидском заливе . Они также аннексировали Бахрейн , но не смогли одолеть силы османов или русских на севере. [ 2 ] Военно-морской флот начал приходить в упадок примерно в 1745 году, а к 1747 году, когда умер Надир-шах , он развалился, поскольку большая часть его оборудования находилась в плохом и не подлежащем восстановлению состоянии. [ 5 ]
Последствия
[ редактировать ]Когда Карим-хан Занд стал правителем Ирана, он попросил имамат Омана вернуть персидскому афшариду судно « Рахмани» . Оманцы, приобретшие корабль у арабского племени Бану Маин, отказались от требования и пошли на войну с династией Занд . Персы предприняли нападение на Оман в 1773 году, но безуспешно. Каве Фаррух утверждает, что это событие стало сигналом о том, что персы больше не имеют преимущества на южном побережье Персидского залива. К 1820-м годам персы уступили острова Кешм и Ормуз оманцам. [ 6 ]
Уильям Тейлор Мани сообщил в 1811 году, что один из кораблей, построенных персами в 1738 году, находился в руках Османской империи и служил «турецким флагманом в Буссоре ... и когда около 8 лет назад он был доставлен в док в Бомбее для ремонта, ее древесина была признана совершенно прочной». [ 7 ]
Флаг
[ редактировать ]Современный источник сообщил, что с 1737 года военно-морской флот использовал флаг с «белым фоном и красным персидским мечом посередине», в котором термин «персидский меч» относился к Зульфикару . [ 8 ]
Персонал
[ редактировать ]Среди моряков персидского флота частично были люди хувала . [ 9 ] Некоторые европейские дезертиры также работали на флоте. [ 10 ]
Командиры
[ редактировать ]- Мохаммад Латиф Хан, дарьябейги и основатель войск в Персидском заливе в 1734 году. Он был уволен в 1735 году за поражение в битве против османских галер в Басре , но был восстановлен в должности в 1736 году и служил в этом качестве до своей смерти от отравления в 1737 году. [ 11 ]
- Капитан Ричард Кук, англичанин и лейтенант Мохаммеда Латифа Хана, погибший в бою в 1737 году. [ 12 ]
- Мулла Али Шах, командир восточной эскадрильи, базирующейся в Бандар-Аббасе. [ 13 ]
- Мир Али Хан Торкаман, дарьябейги убит в бою в августе 1740 года. [ 14 ]
- Мохаммад Таки Хан Машхади, дарьябейги после 1742 г. [ 14 ] [ 15 ]
Оборудование
[ редактировать ]Северный флот
[ редактировать ]Персидский северный флот действовал на Каспийском море . К 1745 году в строю находились два фрегата и четыре судна меньшего размера (все отечественной постройки). [ 2 ] Сообщается, что по инициативе русских один из кораблей был сожжен недалеко от Решта в 1752 году. [ 1 ] Прежде чем персы создали северный флот, Надир-шаху пришлось платить большие суммы денег частным российским судам, чтобы доставлять припасы для своих войск во время дагестанской кампании из-за монополизации русских. [ 16 ]
Южный флот
[ редактировать ]Основная точка присутствия Южного флота персидского флота находилась в Персидском заливе и Оманском море , а также в Аравийском море .
- 1734–1736
В 1734 году персы купили две бригантины , а также еще две у местного арабского шейха. у англичан [ 2 ] Две английские бригантины назывались «Патна» и «Рупералл» , принадлежавшие Уэдделлу и Куку соответственно. [ 17 ] Персы захватили Восточный Индианец Нортумберленд в мае 1736 года в Бушере , вынудив капитана корабля продать его «по большой цене» и превратить в военный корабль. [ 18 ] В то время корабль находился в плохом состоянии, и Ост-Индская компания (EIC) «предприняла меры предосторожности, чтобы удовлетворить потенциальные претензии Персии». [ 16 ] В октябре того же года флот был усилен за счет покупки двух английских 20-пушечных фрегатов за 8000 томанов , один из которых получил название Cowan. [ 19 ] Однако записи EIC показывают, что продано только одно судно. [ 20 ] Позже Коуэн был переименован в Фатх-и Шах при персах и превратился в персидский флагман . [ 20 ] [ 21 ] хотя другой источник пишет, что Фатх-и Шах был бывшим Нортумберлендом . [ 22 ] Cowan было частным судном, базирующимся в Бомбее , и было куплено EIC для передачи персам, что принесло им 200% прибыли. [ 20 ] Еще одно судно под названием l'Heureux было куплено у французских провинциальных торговцев. [ 22 ]
- 1737
По состоянию на 1737 год голландский источник сообщил о следующем составе флота Афшаридов:
Корабль | Источник | Примечания |
---|---|---|
Фэтти Сяхи а | Английский | Куплен за 7000 томанов. |
Капитан | Английский | Куплен за 4000 томанов. |
Сделано Мамоди б | Английский | Куплен за 400 томанов. |
Настар Чани | Английский | Куплен за 300 томанов. |
Тёкель с | Басиду | Приобретено за 3000 томанов у Шейха Рашида. |
Фаттилхайе | Басиду | Приобретено за 1300 томанов у Шейха Рашида. |
Готово д | арабский | Куплен за 400 томанов. |
Ильхайджи | Басиду | Куплена за 400 томанов у Шейха Рашида. |
неизвестный транки | Басиду | взято у шейха Рашида |
неизвестный транки | Басиду | взято у шейха Рашида |
неизвестный галвет | персидский | построен Мохаммадом Латифом Ханом |
неизвестный галвет | персидский | построен Мохаммадом Латифом Ханом |
а также пишется Фаттишахи ( персидский : Фатх Шахи ) б ( Персидский : Фатх Махмуди ) с также пишется Таваккул ( персидский : توكل ) д ( персидский : Фатх Рахмани ) | ||
Источник: Пол (1987). [ 23 ] |
- 1741–1742
водоизмещением 1100 тонн Бомбее Базирующееся в судно Shawallum было куплено у его консорциума (Джон Лэмбтон, купцы -парсы Бхоманджи Рустамджи и Маноджи Новроджи, а также базирующаяся в Бомбее компания Shivan Set Dharam Set) и было переименовано в , став новым флагманом Rahimi флот. [ 24 ] Южный флот по состоянию на 1742 год включал 15 судов, большая часть которых была построена в Сурате в Камбейском заливе . [ 2 ] Персия заказала суратскому судостроителю 11 кораблей, первый из которых был поставлен в 1741 году. Корабли были сделаны из тика и славились своей прочностью. [ 25 ] В 1742 году Роберт Галлей был приобретен у англичанина Юстаса Пикока за 1000 томанов . [ 20 ] Еще два корабля, «Мэри» и «Пемброук» , были куплены EIC в Сурате и проданы по цене 186 251 фунтов стерлингов , что эквивалентно 9 312 туманам или 23 280 фунтов стерлингов . [ 26 ] и у Мэри , и у Пембрука На момент продажи были технические проблемы: у последней не было полного такелажа , а у первой были протечки в корпусе и она нуждалась в ежедневной откачке. [ 27 ]
- 1745
К 1745 году флот насчитывал около 30 судов. [ 25 ]
- 1747
В 1747 г. южный флот насчитывал от 20 до 25 судов. [ 16 ]
Заемные корабли
[ редактировать ]ВМС Афшарида арендовали на ограниченный срок следующие суда:
Корабль | Государство флага | Примечания |
---|---|---|
Британия | ![]() |
использовался для береговой охраны в Бандар-Аббасе в 1734 году. [ 28 ] |
Де Ритем | ![]() |
использовался для антипиратского патрулирования в 1736 г. [ 19 ] |
Роберт Галлей | ![]() |
использовался для перевозки пассажиров в 1734 и 1736 гг. [ 29 ] |
Энтони | ![]() |
использовался для нападения на Маскат в 1737 году. [ 12 ] |
Туис Форест | ![]() |
использовался для отправки припасов против Маската в 1737 году. [ 12 ] |
Роза Галлей | ![]() |
использовался для перевозки припасов в 1738 г. [ 30 ] |
Хотя не всегда Сомер | ![]() |
использовался для отправки припасов против Джульфара в 1739 году. [ 31 ] |
Сокол | ![]() |
использовался для подавления мятежа на острове Кайш в 1740 году. [ 14 ] |
Мидденрак | ![]() | |
Круненбург | ![]() | |
Imperatritsa Rossii | ![]() |
использовался для отправки риса для персидских войск в 1742 году. [ 16 ] |
Риддеркерк | ![]() |
использовался для путешествия в Татту в 1742 году. [ 32 ] |
Временами афшаридский флот безуспешно пытался приобрести новые суда. Вскоре после того, как Елизавета Российская унаследовала трон в декабре 1771 года, Персия попросила взаймы десять кораблей российского флота для использования в дагестанской кампании Надера . Подозревая, что они никогда не получат их обратно, российский посол в Персии посоветовал Москве не одалживать их. [ 16 ] В ц. В 1730 году частные британские суда «Северн» и «Эдвард» отказали персам в их аренде. [ 33 ]
Судостроение
[ редактировать ]В 1743 году Надир-шах назначил английского купца Джона Элтона управляющим военно-морским кораблестроением в северном Иране и пожаловал ему титул Джамал Бейг . Элтон располагал штаб-квартирой судоходных предприятий в Лахиджане и Лангаруде . [ 34 ]
См. также
[ редактировать ]- Военные персидской династии Афшаридов
- Военная история Ирана
- Военно-морская история Ирана
- Ахеменидский флот
- Сасанидский флот
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Эксворси 2018 , с. 174
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эксуорси 2000
- ^ Этаж 1987 , с. 31
- ^ Этаж 1987 , с. 33
- ^ Этаж 1987 , с. 52
- ^ Farrokh 2011 , pp. 154
- ^ Бюллетень 2013 , стр. 29
- ^ Шапур Шахбази 1999
- ^ Этаж 1987 , с. 44
- ^ Хороший 2018 , с. 229
- ^ Этаж 1987 , стр. 38, 40–41, 45.
- ^ Перейти обратно: а б с Пол 1987 , с. 43
- ^ Дэвис 1997 , стр. 174–175.
- ^ Перейти обратно: а б с Пол 1987 , с. 47
- ^ Уорд 2014 , с. 54
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мирфендереский 2001 , стр. 18.
- ^ Этаж 1987 , с. 39
- ^ Этаж 1987 , с. 41
- ^ Перейти обратно: а б Пол 1987 , с. 42
- ^ Перейти обратно: а б с д Добрый 2018 год , с. 227
- ^ Блэк 2004 , с. 73
- ^ Перейти обратно: а б Барендсе 2009 , с. 294
- ^ Этаж 1987 , стр. 41–42.
- ^ Барендсе 2009 , стр. 295–296
- ^ Перейти обратно: а б Уорд 2014 , с. 53
- ^ Хороший 2018 , с. 228
- ^ Хороший 2018 , с. 230
- ^ Хорошо 2018 , стр. 217–218.
- ^ Хорошо 2018 , стр. 220–221, 227.
- ^ Хорошо 2018 , стр. 220–221.
- ^ Этаж 1987 , стр. 46.
- ^ Этаж 1987 , с. 49
- ^ Хороший 2018 , с. 220
- ^ Эксворси 2018 , с. 172
Источники
[ редактировать ]- Эксуорси, Майкл (20 декабря 2012 г.) [1 января 2000 г.]. «Военно-морской флот и. Надер Шах и ВМС Ирана» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника (Интернет-изд.).
- Эксуорси, Майкл (2018). Кризис, крах, милитаризм и гражданская война: история и историография Ирана XVIII века . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190250324 .
- Эксуорси, Майкл (2011). «Надир-шах и персидская военно-морская экспансия в Персидском заливе, 1700–1747». Журнал исследований в области аюрведических наук . 21 (1): 31–39. дои : 10.1017/S1356186310000362 . hdl : 10871/9435 . JSTOR 23011520 .
- Барендсе, Рене Дж. (2009). Аравийские моря 1700–1763 гг . Лейден: БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-17661-4 .
- Блэк, Эдвин (2004). Ставка на Багдад: внутри 7000-летней истории войн, прибылей и конфликтов Ирака . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9780471708957 .
- Булли, Энн (2013). Корабли «Бомбей Кантри», 1790–1833 гг . Рутледж. ISBN 978-0700712366 .
- Дэвис, Чарльз Э. (1997). Кроваво-красный арабский флаг: расследование пиратства Касими, 1797-1820 гг . Эксетерский университет Press. ISBN 9780859895095 .
- Фаррох, Каве (2011). Иран в войне: 1500-1988 гг . Издательство Блумсбери. ISBN 9781780962214 .
- Флор, Виллем (1987). «Иранский флот в Персидском заливе в восемнадцатом веке». Иранские исследования . 20 (1): 31–53. дои : 10.1080/00210868708701690 . JSTOR 26842784 .
- Хорошо, Питер (2018). «Ост-Индская компания и основание персидской военно-морской мощи в Персидском заливе при Надер-шахе, 1734-47». В Клулоу, Адам; Мостерт, Тристан (ред.). Голландская и английская Ост-Индские компании: дипломатия, торговля и насилие в Азии раннего Нового времени . Издательство Амстердамского университета. дои : 10.5117/9789462983298 . ISBN 978-90-4853-338-1 . JSTOR j.ctv9hvqf2.13 .
- Мирфендерески, Гив (2001). Дипломатическая история Каспийского моря . Спрингер. дои : 10.1057/9780230107571_4 . ISBN 978-0-230-10757-1 .
- Шапур Шахбази, А. (31 января 2012 г.) [15 декабря 1999 г.]. «ФЛАГИ Персии» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника Фаск. 1. Том. X (Интернет-изд.). Нью-Йорк: Издательство Персидской библиотеки. стр. 100-1 12–27.
- Уорд, Стивен Р. (2014). Бессмертный: Военная история Ирана и его вооруженных сил (обновленное издание). Издательство Джорджтаунского университета. ISBN 9781626160651 .
- Военная история Афшаридского Ирана
- Морская война периода раннего Нового времени
- Расформированные военно-морские силы
- 1734 заведения в Азии
- Воинские части и соединения, созданные в 1730-е гг.
- Воинские части и соединения, расформированные в 1750-е гг.
- История Персидского залива
- История Каспийского моря