Зульфикар



Часть серии о |
Или |
---|
![]() |
Зульфакар ( арабский : Зу аль-Факар , латинизированный : Ḏū-l-Faqār , IPA: [ðuː‿l.faqaːr] ), также пишется Зу аль-Факар , Зульфакар , Зу аль-Факар или Зульфакар) , — меч Али ибн Аби Талиба (Имама Али).
Оружие Ближнего Востока обычно имеет цитату, в которой упоминается Зульфикар: [1] а ближневосточные мечи иногда изготавливаются с разделенным кончиком по отношению к оружию. [2]
Имя
[ редактировать ]Значение имени неопределенно. Слово ḏhu ( ذُو ) означает «обладатель, господин», а конструкция идафа «обладатель...» распространена в арабской фразеологии, например, в Зу аль-Карнайне , Зу аль-Кифле , Зу аль-Каде и Зу аль-Кифле. -Хиджа .
Значение слова факар ( فَقَار ) означает «разделитель, дифференциация». Его часто произносят как фикар вместо факар ; Лейн ссылается на то, что власти предпочитают факар , однако вокализация фикар по-прежнему находит более широкое распространение. Слово факар имеет значение «позвонки спины, кости позвоночника, расположенные в правильном порядке друг на друге», но может также относиться и к другим примерам регулярно расположенных рядов, в частности, это название звезды пояса Ориона .
Интерпретации названия меча, встречающиеся в исламских богословских трудах или народном благочестии, делятся на четыре категории: [3]
- ссылка на звезды пояса Ориона, подчеркивающая небесное происхождение меча.
- интерпретация слова факар как незнакомого множественного числа слова фукра «выемка, канавка, углубление», интерпретируемого как ссылка на своего рода украшение из равномерно расположенных насечек или вмятин на мече.
- ссылка на «выемку», образованную предполагаемым окончанием меча в двух точках
- ссылка на буквальные позвонки позвоночника, что дает интерпретацию в смысле «более тяжелый из позвонков; расщепитель позвоночника».
Последняя интерпретация порождает популярное изображение меча в виде двуконечного ятагана в современной шиитской иконографии. Хегер (2008) рассматривает две дополнительные возможности:
- Первоначально это название относилось просто к обоюдоострому мечу, μάχαιρα δίστομη Нового Завета. [ нужна ссылка ]
- фикар - это искаженное слово фирак, «различие, разделение», и это название первоначально относилось к метафорическому мечу, позволяющему различать добро и зло. [ нужна ссылка ]
Призыв и изображение
[ редактировать ]

Зульфикар часто изображался на османских флагах , особенно используемых кавалерией янычар , в 16 и 17 веках.
Зульфикар также часто используется в талисманах . Обычная талисманная надпись или заклинание представляет собой двойное утверждение:
Нет меча, кроме Зу аль-Факара, и нет юноши, кроме Али.
ла сайфа илла уль ль-факари ва-ла фата илла алий и
«Нет меча, кроме Зульфикара, и нет Героя, кроме Али »
Порядок фразы, состоящей из двух частей, иногда меняется на обратный: вместо этого говорится: «Нет героя, кроме Али , и нет меча, кроме Зульфикара». Запись этого заявления как часть более длинной талисманной надписи была опубликована Тевфиком Ханааном в книге «Расшифровка арабских талисманов» (1938). Хегер (2008) предполагает, что формула талисмана может быть старой и возникла как христианское заклинание. [4]
Легендарный фон
[ редактировать ]В легенде восклицание ла сайфа илла ху л-Факари ва-ла фата илла Алий и был сделан Аллахом для пророка Мухаммеда (видел), Мухаммед дал меч имаму Али ибн Аби Талибу взамен его старого сломанного меча. [5]
Ат-Тирмизи приписывает Ибн Аббасу традицию о том, что Мухаммад приобрел меч в день Бадра , после того как он увидел его во сне, относящемся к дню Ухуда . [6]
Современные ссылки
[ редактировать ]В Каджарском Иране производились настоящие мечи на основе легендарного двуконечного дизайна. Так, в коллекции Хиггинса хранится церемониальная сабля с лезвием из шершавой стали , датированная концом XIX века, с расщелиной кончиком. Куратор отмечает, что «переломы кончика не были редкостью для ранних клинков из Аравии», предполагая, что легендарная конструкция с двойным острием основана на обычном типе повреждений, получаемых клинками в бою. Наконечник этого образца расколот в плоскости лезвия, т.е. «примерно на 8» своей длины от острия лезвие вертикально разделено вдоль своей оси, образуя расположенные рядом лезвия, каждое из которых закончено само по себе». по мнению куратора, «виртуозное достижение мастера». [7] Другой клинок XIX века из той же коллекции имеет расщепленное лезвие, а также пилообразные зубья по краю, что сочетает в себе две возможные интерпретации имени Зу-л-Факар . Этот клинок, вероятно, изготовлен индийским мастером и был совмещен с более старой индийской рукоятью ( эпохи Великих Моголов ). [8]
«Зульфикар» и его фонетические вариации стали использоваться в качестве имени, как и в случае с бывшим премьер-министром Пакистана Зульфикаром Али Бхутто . [ нужна ссылка ]
В Иране название меча использовалось как эпоним в военном контексте; таким образом, в 1925 году Реза Шах Пехлеви переименовал военный орден «Портрет командующего правоверных» в орден Зольфагара . [9] 58- я такаварская дивизия Шахруда также названа в честь меча. [ нужна ссылка ]
Иранский основной боевой танк также назван в честь меча Зульфикар . [10]
Галерея
[ редактировать ]- Рисунок фатимидской версии Зульфикара X века; самое раннее визуальное изображение в истории, вырезанное на Баб ан-Насре , одних из ворот Каира .
- Османский флаг Зульфикара, захваченный во время битвы при Гуруслау (1601 г.), нарисованный по образцу Кароя Черны, трансильванских и турецких флагов (1898 г.)
- Император Великих Моголов Шах Джахан возглавляет армию Великих Моголов . В левом верхнем углу боевые слоны несут эмблемы легендарного Зульфикара (17 век).
- Флаг Кара Махмуд-паши ( Османская Албания , 1796 г.).
- Крупный план пилообразного и зазубренного конца меча «Зульфикар» индийского производства XIX века, хранящегося в коллекции Хиггинса (инвентарный номер 2240); около 1800.
- Герб Пехлеви Ирана с изображением меча Зульфикар в нижнем левом секторе щита (1925 г. и позже).
- Два меча Зульфикара на китайском исламском свитке, 1845 год.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гаудинг, Мадонна (октябрь 2009 г.). Библия «Знаки и символы: полное руководство по загадочным знакам» . Стерлинг Издательская компания. п. 105. ИСБН 9781402770043 .
- ^ Sothebys, нет (январь 1985 г.). Исламские произведения искусства, ковры и текстиль . Сотбис, Лондон. п. 438.
- ^ Кристоф Хегер в: Маркус Гросс и Карл-Хайнц Олиг (ред.), Основные моменты: первые два века ислама , 2008, стр. 278–290 .
- ^ перепечатано в 2004 г. в журнале «Магия и гадание в раннем исламе» , стр. 125–177, цитируется по Хегеру (2008), стр. 283.
- ^ Хегер (2008), стр. 286.
- ^ ат-Тирмизи, Абу Иса Мухаммад. Книга о военных экспедициях: Хадис 1561 г. (Заиф Хадис - слабое повествование) . Архивировано из оригинала 9 августа 2017 г. Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ Коллекция Хиггинса, инвентарный 321.a. номер
- ^ Коллекция Хиггинса, инвентарный номер 2240 .
- ^ «Орден Зольфагара» . Иранская коллекция. Архивировано из оригинала 31 августа 2013 года . Проверено 16 января 2013 г.
- ^ «Иранский основной боевой танк Зульфикар» . Основы брони. Архивировано из оригинала 3 мая 2011 г. Проверено 22 декабря 2022 г.