Меч Кладенец
Меч-кладенец (также меч-кладенец ; русский : меч-кладенец . [mʲetɕ klədʲɪˈnʲets] ) — волшебный меч в русских сказках и былинах (русской эпической поэзии), переводимый как «стальной меч», «скрытый меч» или «меч-кладенец». Волшебный меч» в английском переводе.
«Саморазмахивающий меч» или мех-самосек (также мех-самосёк , самосёк . [səmɐˈsʲɵk] ) также рассматривается некоторыми комментаторами как эквивалент, хотя другие считают их разными.
Этимология
[ редактировать ]Макса Фасмера Словарь определяет кладенец как модификатор, обозначающий «волшебный меч в русских сказках», [1] а меч кладенец в текстах переводится как «волшебный меч». [2]
Слово «кладенец» предположительно может быть связано со славянским словом клад ( клад ) «клад, клад», хотя «ряд филологов сомневается», что эта основа слова фигурирует в образовании «[этого] русского эпитета этого меча». ". [3]
В некоторых источниках указывается, что меч -кладенец как сокровище часто связан с мотивом спрятанного внутри стены, под скалой или под священным деревом в ожидании открытия богатырем - героем. [3] [4] а Георгий Вернадский доходит до того, что переводит оружие кладенец как «скрытый меч». [5] Хотя Вернадский не в состоянии уточнить, альтернативная этимология связывает термин кладенец с класт ' ( класть ) «класть или класть», [6] и его интерпретация находится в этом лагере.
Одно из рациональных объяснений состоит в том, что слово происходит от уклад [ ны ] ( укладъ, укладный ) «сталь», а кладенец определяется как значение «сделанный из стали» в Словаре русского языка, изданном Российской академией наук (а позже и в Словаре архаичных и устаревших слов, опубликовано в «Науке» ). [7] [8] [9] Следовательно, в некоторых источниках это слово переводится как «стальной меч». [7]
Another explanation, credited to Alexander Veselovsky (1888), theorizes that kladenets may be a corrupted pronunciation of Kgl'arentsya or Kgl'adentsya ( кгляренцыя, кгляренция or кгляденцыя, кгляденция ), [а] the sword of Bova Korolevich . [11] Русско- украинская сказка о Бове была адаптирована из средневекового итальянского романа о Буово д'Антона , в котором оригинальное название меча — Кларенса. [11] или Кьяренца . [7] [12] Эта этимология подтверждена словарем Макса Фасмера в статье, в которой кладенец определяется как «волшебный меч в русских сказках». [7] [1] или «волшебный меч». [2]
искаженная форма меч-колунец ( меч-колуне́ц ). Также засвидетельствована [9]
Сертификаты
[ редактировать ]некоторых вариантах сказки о богатыре Еруслане Лазаревиче В упоминается меч-кладенец наряду с Огненным Щитом Пламенным и Копьем . [13] [14]
Меч упоминается вскользь в сказке Гроза-богатырь, Иван Коровий сын ( Афанасьев № 136), но существенной роли в сказке не играет. [2] [7]
Одиночка
[ редактировать ]Хотя Вернадский упоминает «самомах-меч» ( меч-самосек ) наряду с мечом-кладенцем как банальный элемент в русских народных сказках, он представляет мечи как отличные друг от друга, поскольку кладенец- мечом должен владеть богатырь. [15]
Другие источники, однако, представляют эти два меча ( мех-кладенец и меч-самосек ) как эквивалентные, например, мифологический словарь под руководством Елеазара М. Мелетинского в качестве ответственного редактора. [4] Аргументация не совсем разъяснена, но в этом словаре объясняется мнение о том, что кладенец (сокровище) часто связан с мотивом сокрытия внутри стены, [4] а в приведенном им примере сказки, «Сказании о городе Вавилоне» ( Skazanie o Vaviloné Grade Сказания о Вавилоне-граде ), самосек -меч называется еще «Аспид -змей », [4] и владелец меча Навуходоносор приказал спрятать его внутри стены . [16]
В другом месте самокасающийся меч под предводительством святого Георгия обезглавливает татарского царя. [3]
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Фасмер 1967 , «ну», Этимологический словарь , с. 243
- ^ Jump up to: а б с Хейни, Джек В. (2014). "#136. Гроза-богатырь, Иван Коровий сын" . Полное собрание народных сказок А. Н. Афанасьева . Том. 1. Университет. Пресса Миссисипи. ISBN 9781626743151 . .
- ^ Jump up to: а б с Вернадский, Джордж (1959), Истоки России , Clarendon Press, стр. 137
- ^ Jump up to: а б с д А. Ч. (1998). "Mech-kladenets" Меч-кладенёц . В Мелетинском, Елеазар М. (ред.). Мифология Мифология . Большая российская энциклопедия. p. 364. ISBN 9785852702807 .
- ^ Вернадский (1959) , с. 137: «...'спрятанный меч' ( меч-кладенец ).. этот меч обычно изображается спрятанным под скалой или под священным деревом».
- ^ Фасмер 1967 , «Класть», Этимологический словарь , с. 244
- ^ Jump up to: а б с д и Левчин, Сергей (2014). «Взрывной богатырь Иван Коровий сын» . Русские народные сказки из сборника А. Афанасьева: Двуязычная книга . Минеола, Нью-Йорк: Дувр. ISBN 9780486782980 . , с. 157 и примечание 36.
- ^ 2nd Sect. Imp. Acad. Sci. (1907) , Dictionary of the Russian Language, Volume 4: K–Kampilyt , p. 917. Quote: "по Слов. Акад. и Д. (Словарь Академіи Наук) означающий булатный, укладный или стальной (According to the Dictionary of the Academy of Sciences, means Bulat steel or steel, or stalwort steel)".
- ^ Jump up to: а б Pushkinsky Dom (2001) , Byliny Pechory (Slovar' fol'klora [Dictionary of Folklore] series, vol. 2 ), p. 602
- ^ Греве, Рита (1956), Исследования по роману «Буово д'Антона» в России , По поручению О. Харрассовица, Висбаден, с. 44 . Цитируется по Фасмеру 1967 , с. 243.
- ^ Jump up to: а б Весселофский А. (1888), «О русском Бово д'Антона» , Архив славянской филологии (на немецком языке), 9 : 310 . Цитируется по Фасмеру, 1967 , «кладенец», Этимологический словарь , с. 243
- ^ Делькорно Бранка, Даниэла, изд. (2008), Studien über den Roman Buovo d'Antona in Russland , Кароччи, стр. 82, 85, ISBN 9788843044412
- ^ Savushkina, Nina Ivanova [in Russian] , ed. (1965). "Yeruslan Lazarevich" Еруслан Лазаревич . Russkiye narodnyye skazki Русские народные сказки . Худож. лит-ра. p. 274 (260–281).
- ^ Korolkova, Anna Nikolaevna [in Russian] ; Pomerantseva, Erna Vasilyevna , eds. (1969), "Yeruslan Lazarevich" Еруслан Лазаревич (указатель No. 650 ll) , Russkiye narodnyye skazki Русские народные сказки , Наука , с. 57 (47–64) , перепечатано Эгитас (2014).
- ^ Вернадский (1959) , с. 137: «В русском фольклоре часто упоминается как «самомашный меч» (меч-самосек), так и «скрытый меч» (меч-кладенец).
- ^ Меленкамп, Нобл Меррилл (1956), Внешняя и внутренняя политика Ивана III, 1462-1505 , том. 9, с. 206.
Согласно повествованию, Навуходоносор был непобедим в войне благодаря своему владению самодействующим мечом, который после его смерти Навуходоносор приказал замуровать в городских стенах
.
Библиография
[ редактировать ]- Institut russkoy literatury (Pushkinsky Dom) Институт русской литературы (Пушкинский дом), ed. (2001). Byliny Pechory: Sever Yevropeyskoy Rossii Былины Печоры: Север Европейской России . Slovar' fol'klora Словарь фольклора. Vol. 2. Nauka . p. 602. ISBN 9785773501220 . электронный текст [Институт русской литературы (Пушкинский дом) изд. (2001), Печорские былины: Север Европейской России (серия «Словарь фольклора», т. 2), с. 602] (на русском языке)
- Vasmer, Max (1967), Etimologicheskiy slovar' russkogo yazyka Этимологический словарь русского языка [ Этимологический словарь русского языка ] (на русском языке), т. 2, стр. 243, 244.
- Второе отделение Императорской Академии наук Второе отделение Императорской Академии наук, изд. (1906–1907). Словарь русского языка: К.-Кампилит. Словарь русскаго языка: К.-Кампилйтъ . Словарь. Том. 4. Флегон Пресс. п. 917. [Второе отделение Императорских академий наук изд. (1907), Словарь русского языка, том 4: К–Кампилит , с. 917] (на русском языке)