Ванна

Купала , Купало — предполагаемое славянское божество , которое впервые упоминается в 17 веке и сравнивается с греческой богиней Церерой . Однако современные исследователи славянской мифологии отрицают существование такого божества.
Источники
[ редактировать ]Первым источником, в котором упоминается божество Купало, является Хустынская летопись, датируемая XVII веком:
Пятый Купало был, как я полагаю, богом изобилия, как Церера у греков . Ему благодарили глупые люди во время жатвы. Память этого демона Купало до сих пор празднуется в некоторых наших землях юродивыми, начиная с 23 июня, в канун Рождества Иоанна Предтечи, до жатвы и дольше так: в Вечером простой народ обоих полов собирается вместе и плетет венки из съедобных трав или корней. Обмотав вокруг себя травы, они разжигают огонь. В другом месте они воздвигают зеленую ветку и, взявшись за руки, кружат вокруг этого костра, распевая свои песни, в которых упоминается Купало. Затем они перепрыгивают через упомянутый огонь, посвящая себя этому демону. [ 1 ]
В 17 веке Купала признан божеством также в Киевском Синопсисе и Житии святого Владимира . [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Историчность и интерпретации
[ редактировать ]Современные исследователи обычно отрицают существование славянского божества по имени Купала. По мнению Владимира Топорова , мифологические персонажи, известные из более поздних источников, такие как Ярило , Купала, Погвизд , Лада , Полель и другие, не могут считаться богами. [ 3 ] Фольклорист и этнограф Андрей Топорков заявил, что Купало был лишь народным праздником, и признание его божеством сомнительно. [ 4 ] По словам Станислава Урбанчика , Купала — это «литературный вымысел, упорно поддерживаемый мифологами как правда». [ 2 ] о божестве нет сведений В более ранних источниках, упоминающих о праздновании Купальской ночи, . [ 5 ]
Некоторые исследователи, такие как Мартин Питро и Петр Вокач, [ 6 ] и Линда Ивантис, [ 7 ] полагают, что Купало был не божеством, а ритуальной фигурой или чучелом, использовавшимся во время Купаловой ночи. Исходный материал подтверждает существование чучел с таким названием, например Украинский. набрать номер. купало "обрядовое чучело, используемое в праздновании Ивановской ночи ", или белорусское набрать номер. купала "человек, руководящий Иоанновскими играми". [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Kleinhempel & Klimov 2022 , p. 112.
- ^ Перейти обратно: а б Урбанчик 1991 , стр. 181.
- ^ Toporov 1995 , p. 211.
- ^ Топорков 2002 , с. 212.
- ↑ Holobuts'ky & Karadobri 2009 , p. 499.
- ^ Питро и Вокач 2002 , стр. 79.
- ^ Ивантис 1989 , с. 14.
- ^ Славский 1969 , стр. 375.
Библиография
[ редактировать ]- Кляйнхемпель, Ульрих Р.; Климов, Игорь О. (2022). «В поисках цветка папоротника на Ивана Купалу (Ивановскую ночь)». В Чаталике, Молли; Юэ, Юэ (ред.). Травы и эволюция человеческого общества . Издательство Кембриджских ученых . ISBN 978-1-5275-7970-5 .
- Holobuts'ky, Volodymyr О.; Karadobri, Tetyana A. (2009). "Купала, Купайло" . Encyclopedia of History of Ukraine (в Russian). Vol. 5. Valeriy A. Smoliy (red.). Kyiv: Научная мысль. p. 499. ISBN 978-966-00-0855-4 .
{{cite book}}
: Проверять|isbn=
значение: контрольная сумма ( справка ) - Ивантис, Линда Дж. (1989). Русское народное поверье . ME Sharpe, Inc. ISBN 0873324226 .
- Питро, Мартин; Вокач, Петр (2002). Боги древних славян (на чешском языке). Прага: ISV. ISBN 80-85866-91-9 .
- Славский, Францишек (1969). «Купала». Этимологический словарь польского языка . Том 3. Краков: Общество любителей польского языка.
- Toporkov, Andrey L. (2002). "Кабинетная мифология". In Tolstaya, Svetlana M. (ed.). Славянская мифология: Энциклопедический словарь (in Russian). Moscow: Международные отношения.
- Toporov, Vladimir N. (1995). "Боги". In Tolstoy, Nikita I. (ed.). Славянские древности: Этнолингвистический словарь (in Russian). Vol. 1. Moscow: Международные отношения. pp. 348–352. ISBN 5-7133-0704-2 .
- Урбанчик, Станислав (1991). Древние славяне. Вера и поклонение . Вроцлав: Оссолинеум.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Зохиос, Стаматис (2023). «Купала и Коляда. Два (еще) примера славянской псевдомифологии» . У Патриса Лажуа; Стаматис Зохиос (ред.). Новые исследования по религии и мифологии славян-язычников . Том. 2. Франция: Издания Lingva. стр. 159–198.