Jump to content

Zhrets

Славянский жрец огня Ян Матейко , ок. 1870 г.

A zhrets [ а ] священник славянской религии , чье имя реконструировано и означает «тот, кто приносит жертвы». Имя встречается преимущественно в восточно- и южнославянской лексике, тогда как у западных славян оно засвидетельствовано только в польском языке . Большая часть сведений о славянском священстве поступает из латинских текстов о язычестве полабских славян . В описаниях видно, что они занимались принесением жертв богам, гаданием и определением дат праздников. Они обладали космологическими знаниями и были основным источником сопротивления христианству .

Этимология

[ редактировать ]

Самое раннее свидетельство этого слова - старославянское жьрьць žĭrĭcĭ «священник». [ 1 ] [ 2 ] В других славянских языках оно встречается как русский жрец жрец . [ 1 ] Belarusian жрэц zhrets , [ 2 ] and Russian жрец zhrets , [ 3 ] все произошли от древневосточнославянского жрецъ žrecŭ , [ 2 ] и болгарский и македонский жрец жрец и словенский жрец , и все это означает «языческий жрец». [ 2 ] Чешский жрец был заимствован из древнего восточнославянского языка, [ б ] как и хорватский жрец жрец . [ 2 ] Исключением здесь является польская аттестация żerca , что исторически означает « сваха ». Праславянская žrěti форма реконструируется как *žьrьcь , которое является действующим существительным от глагола *žьrti «освящать, жертвовать», который продолжается OCS жрьти, жрѣти и древневосточнославянскими жерети жерети и буквально означает «тот, кто приносит жертвы». Этот глагол происходит от протоиндоевропейского корня *gʷerH- хвалить» и является родственным литовскому латвийскому gìrt , « dzir̃t , старопрусскому girtwei , санскритскому गृणाति gṛṇā́ti «хвалить», [ 4 ] или латинское grātēs «благодарность». [ 1 ] От этого глагола также происходит *žьrtva «жертвоприношение», продолженное OCS жртва, ⰶⱃⱐⱅⰲⰰ žrĭtva , [ 4 ] [ с ] и другие родственные слова.

В старопольском языке жрец появляется в формах żyrzec , żerzec , żyrca , żerca с начала 15 века по 16 век в польских переводах Нового Завета. [ д ] как эквивалент латинского слова Architriclinus и означает «сваха»; позже оно появляется только в словарях, где фигурирует как синоним латинских слов pronubus и paranymphus , а также польских swat , dziewosłąb , hochmistrz , marszałek weselny . Только в одном свидетельстве слово żyrcowie ( множественное число от żyrca ) использовалось для вызова всех гостей свадьбы. [ и ] Помимо этих слов, Самуэля Линде в словаре упоминаются также слова żerecki из Будны, żertownik «жертвенный стол» в церковском из Пимина и Саковича, żertwa или żertwa и żertować , однако эти слова считаются заимствованиями из старославянского языка. Однако по этой причине слово żyrzec не следует считать заимствованием из OCS, поскольку в текстах OCS латинское слово Architriclinus было славянизировано как Architriklinĭ или заменено другим словом. В отличие от слов восточнославянских языков, польские слова означали никогда не «жрец», а «сват», что объясняется тем, что языческие жрецы, помимо принесения жертв богам, занимались еще и сватовством. Брак долгое время находился вне контроля христианских церквей , и они применяли суровые наказания, прежде чем смогли навязать людям церковные свадьбы. Исследования истории польских браков также позволяют предположить, что сваха обладала священническими качествами. [ 5 ]

Основной формой польского слова считается żyrzec , потому что оно является самым старым и наиболее частым, хотя на основе староцерковнославянской формы žirĭcĭ следует ожидать форму żrzec , żerca . этой причине Ян Лось включил это слово в группу слов łyżka , dźwirze , chrzybiet , где ь удлинился до По i . Нарушение развития слова, возможно, было вызвано также словами ie żyr , pożyrać "пожирать": żerca превратилась в żyrca , а затем, когда во всех польских словах -ir- и -yr- превратились в -er- , żerzec и Жерки . были сформированы [ 5 ]

Описание и функции

[ редактировать ]

Основные сведения о славянском священстве относятся к священству полабских славян . Происхождение развитого полабского священства неясно: Казимеж Ваховский приписывал правителям племени Велети ( Лутичи ) одновременное положение первосвященников, а Лешек Павел Слупецкий, выражающий аналогичную точку зрения, добавляет, что первоначально князь-священник объединял сферы крестца и профанума , которые позже у велетов были разделены. Многие другие исследователи указывают на связь вождя и священства. Генрих Ловмяньский выразил иную позицию – он считал, что развитие западнославянской религии в основных моментах было построено по образцу христианства . Однако в конечном итоге эти взгляды являются предположениями, поскольку средневековые источники не указывают, как происходил отбор священников. [ 6 ]

Полабские славяне

[ редактировать ]
Гадание перед боем , Юзеф Рышкевич , 1890 г.

Священники, в отличие от большинства славянских мужчин, имели длинные волосы и бороды и носили длинные одежды. [ 7 ]

По описаниям, полабские жрецы занимались в основном гаданием . Гадали главным образом с помощью лошадей : Саксон Грамматик сообщает, что у рани лошадь трижды водили между рядом копий, вбитых в землю под углом и соединенных друг с другом, и если лошадь начинала идти правой ногу каждый раз, это означало хорошее предзнаменование. По словам Титмара , подобное гадание, только в два этапа, проводилось в Ретре , и Херборд описывает, что у померанцев жрец три или четыре раза водил вооруженную лошадь над девятью копьями, и если лошадь не касалась копья своим ногу, это означало хорошее предзнаменование. Генрих Латвийский описывает, как славяне хотели принести в жертву богам монаха – следует ли язычникам это делать, решало поведение коня, а концом дела было оставить монаха в живых, что ясно указывает на непредсказуемость оракула. Властителем судьбы здесь считается бог , лошадь — лишь передатчик, а жрец — исполнитель оракула. [ 8 ]

Гельмольд описал в своей «Хронике» , что в роще бога Пруэ каждый понедельник народ, князь и жрец собирались, чтобы вершить правосудие. Основная, отдельная часть рощи была доступна только жрецу, людям, желающим принести жертву, или людям, находящимся в опасности. [ 9 ] Саксон описывает также, что рог, который был прикреплен к идолу Световита в Арконе , также использовался жрецами для гадания. [ 10 ] Саксон описывает также ритуал, совершаемый после сбора урожая: в кульминационный момент приносили большой жертвенный калач , размером с человека, который жрец ставил между собой и собравшимся перед храмом народом и просил» ты меня видишь?», а когда ответ был утвердительным, он сказал: «не могли бы вы увидеть меня в следующем году», что должно было быть пожеланием более обильного урожая в следующем году. Александр Гейштор связал этот полабский ритуал с идентичным ритуалом, совершаемым православным священником в Болгарии . [ 11 ]

Священники также знали космологию (жрецы Щецина объясняли тройственную природу космоса), определяли даты праздников и были основным источником сопротивления христианству . [ 7 ]

Другие славянские народы

[ редактировать ]

Сведения о славянском священстве, касающиеся западных славян вне полабской группы , а также восточных или южных славян , более скудны. В древневосточных славянских текстах роль жрецов-заклинателей часто исполняют Волхвы .

Политическая власть

[ редактировать ]

Лютичи , , конфедерация редарцев , черципанцев кесинцев , и толленцев населяли обширную территорию вокруг реки Пене . Из описания Титмаром системы этой конфедерации можно сделать вывод, что конфедерация не имела централизованной власти, ни один король или князь не признавался, а решения принимались коллективно на собраниях. Отсутствие монархического руководства могло привести к усилению влияния священников. По мнению Бернхарда Гутмана, на политическое значение священства повлиял принцип единства священников Ретры , что также придавало ему важное политическое значение. Немецкий историк Вольфганг Х. Фритце также отмечает значительную роль священников в политике, но указывает, что власть по конституции не находилась в руках священников Ретры. С другой стороны, по мнению чешского историка Либуши Грабовой, значение священников Ретры возросло в результате христианского давления, а сам город Ретра приобрел почти княжескую власть, прежде всего в вопросах внешней политики. Историк Родрих Шмидт также добавляет, что восстание полабских славян в 983 году началось со собрания в Ретре и что там прошли празднования победы восстания 1066 года. Другой историк, Иоахим Херрманн, который также упомянул об этих двух событиях, выразил мнение, что ни одна война не произошла бы без инициативы и согласия жрецов, и видит в завете Лутичей тайный союз, организованный жрецами Ретры, в то время как Манфред Хеллманн придерживался противоположной точки зрения и считал, что священство приобрело значение лишь после победы восстания, в результате которого славянский народ признал превосходство славянских богов над христианскими . По мнению Энтони Д. Смита , разделившего общества на латеральные (латерально-аристократические), которые являются открытыми и динамичными, и вертикальные (вертикально-демократические), подчеркивающие их этнические связи и отделяющие себя от мира, лютичи следует отнести к вертикальная группа, и это сообщество было создано в результате совместного прохождения войн. Вертикальность племени приводит к неприятию религиозный синкретизм , культурная ассимиляция и экзогамия . Типичным для таких обществ является существование специализированного класса жрецов. Эту точку зрения поддерживает Кристиан Любке . [ 12 ]

Основными источниками информации о жречестве рани являются Gesta Грамматика Саксона Danorum и Гельмольда Славорум Chronica . В случае с этим племенем ученые еще сильнее, чем в случае с велетами, указывают на доминирующую роль жрецов в обществе и политике. Обычно они указывают на сведения Гельмольда о том, что рани были единственным славянским племенем, у которого был царь, но его авторитет был слаб по сравнению с авторитетом жреца, или на сведения Саксона о том, что жрецы Световита имели 300 лошадей и столько же всадников. По мнению Свена Вихерта, такая категоричная трактовка предвзята, поскольку большинство ученых вообще упускают из виду первые сведения Гельмольда о священстве, где, по его мнению, король и священник имели равное положение. что Саксон не упоминает о роли жрецов во время переговоров после сдачи Арконы датчанам Указывается также на то , . Более умеренные взгляды высказывал, например, Манфред Хеллманн, признававший сосуществование княжеской и жреческой власти. Иоахим Херрманн и Эвамария Энгель, с другой стороны, признавали, что священники влияли на политические решения с помощью оракулов и своего авторитета. Они также указывают на ситуацию, когда священник Рани, увидев, что христианский священник, пришедший с Саксонские купцы пришли на рынок на Рюгене и провели там христианское богослужение, созвали короля и народ и потребовали выдачи христианского священника, которого он хотел принести в жертву богам в качестве возмещения за распространение христианства. Такая ситуация, по их мнению, доказывает, что у священника не было исполнительной власти . [ 13 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Научная транслитерация : Žrec
    Русский: [ʐrʲet͡s]
    Украинский: [ˈʒrɛtsʲ]
    Польский : Żerca IPA: [ˈʐɛr.t͡sa]
  2. Чешские слова žrec и žertva, встречающиеся в Mater Verborum, являются подделкой Вацлава Ханки ( Urbańczyk 1948 ).
  3. ^ Фасмер считал русскую же́ртва Жертва заимствованием из старославянского языка из-за появления е вместо ожидаемого ё ( Фасмер 1986 , с. 50).
  4. Обычно это относится к свахе в Кане Галилейской ( Urbańczyk 1948 ).
  5. ^ Аналогичный сдвиг значения от первого лица ко всем гостям свадьбы также произошел в слове swat swatowie ( Urbańczyk 1948 ).

Библиография

[ редактировать ]
  • Альварес-Педроса, Джон Энтони (2021). Истоки славянской дохристианской религии . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN  978-90-04-44138-5 .
  • Biloshtan, A. P.; Boyko, M. F.; Hradova, V. P.; Kolesnyk, H. M.; Petrovsʹka, O. P.; Yurchuk, L. A. (1971). "ЖРЕЦЬ" [Priest]. In Kostyantynovych, Bilodid Ivan; Dotsenko, P. P.; Yurchuk, L. A. (eds.). Словник української мови в 11 томах [ Dictionary of Ukrainian Movies in 11 volumes ]. Vol. 2. Наукова думка. p. 545.
  • Дерксен, Рик (2008). Этимологический словарь славянской унаследованной лексики . Серия Лейденских индоевропейских этимологических словарей. Лейден: Брилл. ISBN  978-900415504-6 .
  • Гейстор, Александр (2006). Мифология славян (на польском языке). Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN  978-83-235-0234-0 .
  • Мартынов, Виктор Владимирович (1985). "Священник" . Этимологический словарь белорусского языка (на белорусском языке). Том. 3. Минск: Наука и технологии.
  • Сной, Марко (2016). «Жруц» . Словенский этимологический словарь (и словенский) (3-е изд.). Любляна: Издательство ZRC. ISBN  978-961254886-5 .
  • Шиевский, Анджей (2003). Религия славян . Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN  83-7318-205-5 .
  • Урбанчик, Станислав (1948). «Пережиток язычества: Старопольский: Жиржец» . Польский. 1948 г., (май/июнь) (на польском языке) (3). Польская академия обучения (1919–1952). Комиссия польского языка, Общество любителей польского языка: 68–72. ISSN   0021-6941 .
  • Vasmer, Max (1986). "жрец" . Этимологический словарь русского языка (in Russian). Vol. 2. Translated by Trubachyov, Oleg (2nd ed.). Moscow: Progress.
  • Вихерт, Свен (2010). «Политическая роль языческих жрецов у западных славян» . Studia Mythologica Славика (на немецком языке). 13 :33-42. дои : 10.3986/sms.v13i0.1638 . ISSN   1581-128Х .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7954e1310a3b5493fc5f94a6d36c691c__1717560840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/1c/7954e1310a3b5493fc5f94a6d36c691c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zhrets - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)