Zhrets

A zhrets [ а ] — священник славянской религии , чье имя реконструировано и означает «тот, кто приносит жертвы». Имя встречается преимущественно в восточно- и южнославянской лексике, тогда как у западных славян оно засвидетельствовано только в польском языке . Большая часть сведений о славянском священстве поступает из латинских текстов о язычестве полабских славян . В описаниях видно, что они занимались принесением жертв богам, гаданием и определением дат праздников. Они обладали космологическими знаниями и были основным источником сопротивления христианству .
Этимология
[ редактировать ]Самое раннее свидетельство этого слова - старославянское жьрьць žĭrĭcĭ «священник». [ 1 ] [ 2 ] В других славянских языках оно встречается как русский жрец жрец . [ 1 ] Belarusian жрэц zhrets , [ 2 ] and Russian жрец zhrets , [ 3 ] все произошли от древневосточнославянского жрецъ žrecŭ , [ 2 ] и болгарский и македонский жрец жрец и словенский жрец , и все это означает «языческий жрец». [ 2 ] Чешский жрец был заимствован из древнего восточнославянского языка, [ б ] как и хорватский жрец жрец . [ 2 ] Исключением здесь является польская аттестация żerca , что исторически означает « сваха ». Праславянская žrěti форма реконструируется как *žьrьcь , которое является действующим существительным от глагола *žьrti «освящать, жертвовать», который продолжается OCS жрьти, жрѣти и древневосточнославянскими жерети жерети и буквально означает «тот, кто приносит жертвы». Этот глагол происходит от протоиндоевропейского корня *gʷerH- хвалить» и является родственным литовскому латвийскому gìrt , « dzir̃t , старопрусскому girtwei , санскритскому गृणाति gṛṇā́ti «хвалить», [ 4 ] или латинское grātēs «благодарность». [ 1 ] От этого глагола также происходит *žьrtva «жертвоприношение», продолженное OCS жртва, ⰶⱃⱐⱅⰲⰰ žrĭtva , [ 4 ] [ с ] и другие родственные слова.
В старопольском языке жрец появляется в формах żyrzec , żerzec , żyrca , żerca с начала 15 века по 16 век в польских переводах Нового Завета. [ д ] как эквивалент латинского слова Architriclinus и означает «сваха»; позже оно появляется только в словарях, где фигурирует как синоним латинских слов pronubus и paranymphus , а также польских swat , dziewosłąb , hochmistrz , marszałek weselny . Только в одном свидетельстве слово żyrcowie ( множественное число от żyrca ) использовалось для вызова всех гостей свадьбы. [ и ] Помимо этих слов, Самуэля Линде в словаре упоминаются также слова żerecki из Будны, żertownik «жертвенный стол» в церковском из Пимина и Саковича, żertwa или żertwa и żertować , однако эти слова считаются заимствованиями из старославянского языка. Однако по этой причине слово żyrzec не следует считать заимствованием из OCS, поскольку в текстах OCS латинское слово Architriclinus было славянизировано как Architriklinĭ или заменено другим словом. В отличие от слов восточнославянских языков, польские слова означали никогда не «жрец», а «сват», что объясняется тем, что языческие жрецы, помимо принесения жертв богам, занимались еще и сватовством. Брак долгое время находился вне контроля христианских церквей , и они применяли суровые наказания, прежде чем смогли навязать людям церковные свадьбы. Исследования истории польских браков также позволяют предположить, что сваха обладала священническими качествами. [ 5 ]
Основной формой польского слова считается żyrzec , потому что оно является самым старым и наиболее частым, хотя на основе староцерковнославянской формы žirĭcĭ следует ожидать форму żrzec , żerca . этой причине Ян Лось включил это слово в группу слов łyżka , dźwirze , chrzybiet , где ь удлинился до По i . Нарушение развития слова, возможно, было вызвано также словами ie żyr , pożyrać "пожирать": żerca превратилась в żyrca , а затем, когда во всех польских словах -ir- и -yr- превратились в -er- , żerzec и Жерки . были сформированы [ 5 ]
Описание и функции
[ редактировать ]Бытие
[ редактировать ]Основные сведения о славянском священстве относятся к священству полабских славян . Происхождение развитого полабского священства неясно: Казимеж Ваховский приписывал правителям племени Велети ( Лутичи ) одновременное положение первосвященников, а Лешек Павел Слупецкий, выражающий аналогичную точку зрения, добавляет, что первоначально князь-священник объединял сферы крестца и профанума , которые позже у велетов были разделены. Многие другие исследователи указывают на связь вождя и священства. Генрих Ловмяньский выразил иную позицию – он считал, что развитие западнославянской религии в основных моментах было построено по образцу христианства . Однако в конечном итоге эти взгляды являются предположениями, поскольку средневековые источники не указывают, как происходил отбор священников. [ 6 ]
Полабские славяне
[ редактировать ]
Священники, в отличие от большинства славянских мужчин, имели длинные волосы и бороды и носили длинные одежды. [ 7 ]
По описаниям, полабские жрецы занимались в основном гаданием . Гадали главным образом с помощью лошадей : Саксон Грамматик сообщает, что у рани лошадь трижды водили между рядом копий, вбитых в землю под углом и соединенных друг с другом, и если лошадь начинала идти правой ногу каждый раз, это означало хорошее предзнаменование. По словам Титмара , подобное гадание, только в два этапа, проводилось в Ретре , и Херборд описывает, что у померанцев жрец три или четыре раза водил вооруженную лошадь над девятью копьями, и если лошадь не касалась копья своим ногу, это означало хорошее предзнаменование. Генрих Латвийский описывает, как славяне хотели принести в жертву богам монаха – следует ли язычникам это делать, решало поведение коня, а концом дела было оставить монаха в живых, что ясно указывает на непредсказуемость оракула. Властителем судьбы здесь считается бог , лошадь — лишь передатчик, а жрец — исполнитель оракула. [ 8 ]
Гельмольд описал в своей «Хронике» , что в роще бога Пруэ каждый понедельник народ, князь и жрец собирались, чтобы вершить правосудие. Основная, отдельная часть рощи была доступна только жрецу, людям, желающим принести жертву, или людям, находящимся в опасности. [ 9 ] Саксон описывает также, что рог, который был прикреплен к идолу Световита в Арконе , также использовался жрецами для гадания. [ 10 ] Саксон описывает также ритуал, совершаемый после сбора урожая: в кульминационный момент приносили большой жертвенный калач , размером с человека, который жрец ставил между собой и собравшимся перед храмом народом и просил» ты меня видишь?», а когда ответ был утвердительным, он сказал: «не могли бы вы увидеть меня в следующем году», что должно было быть пожеланием более обильного урожая в следующем году. Александр Гейштор связал этот полабский ритуал с идентичным ритуалом, совершаемым православным священником в Болгарии . [ 11 ]
Священники также знали космологию (жрецы Щецина объясняли тройственную природу космоса), определяли даты праздников и были основным источником сопротивления христианству . [ 7 ]
Другие славянские народы
[ редактировать ]Сведения о славянском священстве, касающиеся западных славян вне полабской группы , а также восточных или южных славян , более скудны. В древневосточных славянских текстах роль жрецов-заклинателей часто исполняют Волхвы .
Политическая власть
[ редактировать ]Велети
[ редактировать ]Лютичи , , конфедерация редарцев , черципанцев кесинцев , и толленцев населяли обширную территорию вокруг реки Пене . Из описания Титмаром системы этой конфедерации можно сделать вывод, что конфедерация не имела централизованной власти, ни один король или князь не признавался, а решения принимались коллективно на собраниях. Отсутствие монархического руководства могло привести к усилению влияния священников. По мнению Бернхарда Гутмана, на политическое значение священства повлиял принцип единства священников Ретры , что также придавало ему важное политическое значение. Немецкий историк Вольфганг Х. Фритце также отмечает значительную роль священников в политике, но указывает, что власть по конституции не находилась в руках священников Ретры. С другой стороны, по мнению чешского историка Либуши Грабовой, значение священников Ретры возросло в результате христианского давления, а сам город Ретра приобрел почти княжескую власть, прежде всего в вопросах внешней политики. Историк Родрих Шмидт также добавляет, что восстание полабских славян в 983 году началось со собрания в Ретре и что там прошли празднования победы восстания 1066 года. Другой историк, Иоахим Херрманн, который также упомянул об этих двух событиях, выразил мнение, что ни одна война не произошла бы без инициативы и согласия жрецов, и видит в завете Лутичей тайный союз, организованный жрецами Ретры, в то время как Манфред Хеллманн придерживался противоположной точки зрения и считал, что священство приобрело значение лишь после победы восстания, в результате которого славянский народ признал превосходство славянских богов над христианскими . По мнению Энтони Д. Смита , разделившего общества на латеральные (латерально-аристократические), которые являются открытыми и динамичными, и вертикальные (вертикально-демократические), подчеркивающие их этнические связи и отделяющие себя от мира, лютичи следует отнести к вертикальная группа, и это сообщество было создано в результате совместного прохождения войн. Вертикальность племени приводит к неприятию религиозный синкретизм , культурная ассимиляция и экзогамия . Типичным для таких обществ является существование специализированного класса жрецов. Эту точку зрения поддерживает Кристиан Любке . [ 12 ]
Рани
[ редактировать ]Основными источниками информации о жречестве рани являются Gesta Грамматика Саксона Danorum и Гельмольда Славорум Chronica . В случае с этим племенем ученые еще сильнее, чем в случае с велетами, указывают на доминирующую роль жрецов в обществе и политике. Обычно они указывают на сведения Гельмольда о том, что рани были единственным славянским племенем, у которого был царь, но его авторитет был слаб по сравнению с авторитетом жреца, или на сведения Саксона о том, что жрецы Световита имели 300 лошадей и столько же всадников. По мнению Свена Вихерта, такая категоричная трактовка предвзята, поскольку большинство ученых вообще упускают из виду первые сведения Гельмольда о священстве, где, по его мнению, король и священник имели равное положение. что Саксон не упоминает о роли жрецов во время переговоров после сдачи Арконы датчанам Указывается также на то , . Более умеренные взгляды высказывал, например, Манфред Хеллманн, признававший сосуществование княжеской и жреческой власти. Иоахим Херрманн и Эвамария Энгель, с другой стороны, признавали, что священники влияли на политические решения с помощью оракулов и своего авторитета. Они также указывают на ситуацию, когда священник Рани, увидев, что христианский священник, пришедший с Саксонские купцы пришли на рынок на Рюгене и провели там христианское богослужение, созвали короля и народ и потребовали выдачи христианского священника, которого он хотел принести в жертву богам в качестве возмещения за распространение христианства. Такая ситуация, по их мнению, доказывает, что у священника не было исполнительной власти . [ 13 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Modern Rodnovery zhrets
-
Славяне, раздающие свой товар , Коста Мандрович , 1885 год.
-
Благословение воина , Андрей Шишкин, 2018
-
Giving a name , Andrey Shishkin, 2012
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Научная транслитерация : Žrec
Русский: [ʐrʲet͡s]
Украинский: [ˈʒrɛtsʲ]
Польский : Żerca IPA: [ˈʐɛr.t͡sa] - ↑ Чешские слова žrec и žertva, встречающиеся в Mater Verborum, являются подделкой Вацлава Ханки ( Urbańczyk 1948 ).
- ^ Фасмер считал русскую же́ртва Жертва заимствованием из старославянского языка из-за появления е вместо ожидаемого ё ( Фасмер 1986 , с. 50).
- ↑ Обычно это относится к свахе в Кане Галилейской ( Urbańczyk 1948 ).
- ^ Аналогичный сдвиг значения от первого лица ко всем гостям свадьбы также произошел в слове swat → swatowie ( Urbańczyk 1948 ).
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Фасмер 1986 , стр. 63.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мартынов 1985 , с.239.
- ^ Билоштан и др. 1971 , с. 545.
- ^ Перейти обратно: а б Дерксен 2008 , стр. 566–567.
- ^ Перейти обратно: а б Урбанчик 1948 .
- ^ Вихерт 2010 , стр. 33–34.
- ^ Перейти обратно: а б Шиевский 2003 , стр. 153.
- ^ Вихерт 2010 , стр. 39–41.
- ^ Гейстор 2006 , стр. 222–223.
- ^ Гейстор 2006 , стр. 118–121.
- ^ Гейстор 2006 , с. 10.
- ^ Вихерт 2010 , стр. 34–37.
- ^ Вихерт 2010 , стр. 37–39.
Библиография
[ редактировать ]- Альварес-Педроса, Джон Энтони (2021). Истоки славянской дохристианской религии . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN 978-90-04-44138-5 .
- Biloshtan, A. P.; Boyko, M. F.; Hradova, V. P.; Kolesnyk, H. M.; Petrovsʹka, O. P.; Yurchuk, L. A. (1971). "ЖРЕЦЬ" [Priest]. In Kostyantynovych, Bilodid Ivan; Dotsenko, P. P.; Yurchuk, L. A. (eds.). Словник української мови в 11 томах [ Dictionary of Ukrainian Movies in 11 volumes ]. Vol. 2. Наукова думка. p. 545.
- Дерксен, Рик (2008). Этимологический словарь славянской унаследованной лексики . Серия Лейденских индоевропейских этимологических словарей. Лейден: Брилл. ISBN 978-900415504-6 .
- Гейстор, Александр (2006). Мифология славян (на польском языке). Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN 978-83-235-0234-0 .
- Мартынов, Виктор Владимирович (1985). "Священник" . Этимологический словарь белорусского языка (на белорусском языке). Том. 3. Минск: Наука и технологии.
- Сной, Марко (2016). «Жруц» . Словенский этимологический словарь (и словенский) (3-е изд.). Любляна: Издательство ZRC. ISBN 978-961254886-5 .
- Шиевский, Анджей (2003). Религия славян . Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN 83-7318-205-5 .
- Урбанчик, Станислав (1948). «Пережиток язычества: Старопольский: Жиржец» . Польский. 1948 г., (май/июнь) (на польском языке) (3). Польская академия обучения (1919–1952). Комиссия польского языка, Общество любителей польского языка: 68–72. ISSN 0021-6941 .
- Vasmer, Max (1986). "жрец" . Этимологический словарь русского языка (in Russian). Vol. 2. Translated by Trubachyov, Oleg (2nd ed.). Moscow: Progress.
- Вихерт, Свен (2010). «Политическая роль языческих жрецов у западных славян» . Studia Mythologica Славика (на немецком языке). 13 :33-42. дои : 10.3986/sms.v13i0.1638 . ISSN 1581-128Х .