Jump to content

Богостроительство

Богостроительство — это идея, предложенная некоторыми видными ранними марксистами из большевистской фракции Российской социал-демократической рабочей партии . Вдохновленная » Огюста Конта , «Религией человечества эта концепция имела прецедент во время Французской революции с культом разума . Идея предполагала, что вместо отмены религии должен существовать метарелигиозный контекст, в котором религии рассматривались прежде всего с точки зрения психологического и социального эффекта ритуалов , мифов и символизма и который пытался использовать эту силу для достижения целей. прокоммунистические цели, как путем создания новых ритуалов и символики, так и путем переосмысления существующих ритуалов и символики в социалистическом контексте. В отличие от ленинского атеизма , Богостроители заняли официальную позицию агностицизма . [1]

Источник

[ редактировать ]

Анатолий Луначарский был сторонником впередистского крыла большевистской фракции. Хотя позже он снова присоединился к большевикам и действительно стал членом Народного комиссариата просвещения после октября 1917 года, первоначально он был тесно связан с соперником Владимира Ленина , его зятем Александром Богдановым . В своем двухтомном труде «Религия и социализм» (1908–11) Луначарский изложил свою теорию богостроительства ( богостроительство , «Богостроительство»):

Научный социализм — самая религиозная из всех религий, а истинный социал-демократ — самый глубоко религиозный из всех людей. [2]

Он предложил новое религиозное чувство, которое соответствовало бы мировоззрению коммунизма, создав новую религию, совместимую с наукой и не основанную на каких-либо сверхъестественных верованиях.

Луначарский утверждал, что, хотя традиционная религия была ложной и использовалась в целях эксплуатации, она все же культивировала эмоции, моральные ценности, желания и другие аспекты жизни, важные для человеческого общества. [3] : 20  Он считал, что эти аспекты следует трансформировать в позитивные гуманистические ценности новой коммунистической морали, а не полностью уничтожать религию, когда она служила психологической и моральной основой для миллионов людей. По его идее, Бог постепенно будет заменен новым видением человечества, и благодаря этому социализм достигнет больших успехов.

Он и его сторонники утверждали, что марксизм слишком механически детерминирован по отношению к людям и что он сам по себе не сможет вдохновить массы людей. Они также утверждали, что символика и ритуалы играют необходимую социальную и психологическую роль. По поводу социальной ценности религии Луначарский писал: [1]

С социалистической точки зрения отношение пролетарского движения к религиозным организациям строится на основе их позиций в классовой борьбе. Социализм смотрит на религиозные движения с точки зрения общего блага, а также физического, морального и умственного развития, что предполагает следующее:

1. Социализм борется с религиозными суевериями и предрассудками, основанными на эмпирическом познании объективной и субъективной науки.

2. Социализм борется против религиозных интеллектуалов, служащих буржуазии, так же, как и против светских интеллектуалов, поддерживающих буржуазию.

3. Социализму чужд воинствующий атеизм, основанный на противодействии предрассудкам и насилию над людьми.

4. Социалистическая свобода предполагает также свободу вероисповедания и самостоятельный поиск истины для каждого человека.

5. Социализм не может догматически придерживаться какой-либо одной позиции по поводу утверждений «Бог есть» или «Бога нет», а занимает позицию агностицизма или «открытых возможностей».

6. Социализм объединяет светские и религиозные идеологические группы в борьбе за пролетариат. Любые действия, направленные на слияние социализма с религиозным фанатизмом или воинствующим атеизмом, являются действиями, направленными на раскол пролетарского класса и имеют формулу «разделяй и властвуй», что играет на руку буржуазной диктатуре.

«Религия человечества» Людвига Фейербаха , вдохновившая его, [ нужна ссылка ] считал, что Бога заменит человек как объект поклонения. Это означало не то, что будут поклоняться отдельным личностям, а скорее весь потенциал человеческого рода и все его достижения станут объектом поклонения. Вместо того, чтобы проецировать человеческие ценности на небеса и подчинять людей их собственным иллюзорным творениям, этим ценностям поклонялись бы все человечество, обладающее ими коллективно. Эта религия поможет людям ценить себя и найти общую цель, общность и универсальный смысл в себе как коллективе. [ нужна ссылка ]

Наряду с Фейербахом они черпали вдохновение также из Рихарда Авенариуса » «Натурфилисофа , Эрнста Маха » «Эмпириокритицизма , а также от Фридриха Ницше . [ нужна ссылка ] Луначарский также особенно интересовался греческими школами мистерий , особенно Элевсинскими мистериями . Луначарский рассматривал Элевсинские мистерии как модель того, как общинный ритуал можно использовать в качестве средства обучения моральным концепциям. [1]

Они понимали, что термин «религия» означает связь между людьми как личностями, связь между людьми и сообществами, а также связь между людьми и обществами в прошлом и будущем. Луначарский писал: «Ради великой борьбы за жизнь... необходимо человечеству почти органически слиться в целостное единство. Не механическое или химическое... а психическое, сознательно-эмоциональное соединение... на самом деле это религиозная эмоция». [3] : 93  Он утверждал, что атеизм сам по себе пессимистичен, потому что жизнь становится бессмысленной, и что для решения этой проблемы необходимо обратиться к удовольствию религии, придающей смысл. Атеизм не придавал людям смысла в их жизни, как это делала религия, и как только религия была устранена, люди почувствовали бы себя опустошенными, если бы на ее место не было что-то поставлено. Вместо этого Луначарский предложил представить человечество как трансцендентную сущность.

Луначарский желал изменить заповедь любить Бога превыше всего: [3] : 94 

Ты должен любить и обожествлять материю превыше всего остального, [любить и обожествлять] телесную природу или жизнь своего тела как первопричину вещей, как существование без начала и конца, которое было и будет во веки веков... Бог человечество в своем высшем потенциале. Но нет человечества в высшем потенциале... Давайте же возлюбим потенциалы человечества, наши потенциалы и представим их в гирлянде славы, чтобы любить их еще больше.

Луначарский считал, что марксизм имеет религиозные компоненты, включая веру в неизбежную победу социализма, а также веру в науку и материальное существование как производящие все человеческие отношения. Эти элементы могли помочь в Богостроительстве. Луначарский интерпретировал события революции 1905 года как выражение религиозных сил в стране. [3] : 94  Религия, которую предстоит создать, будет поклоняться социальному идеалу социализма в его обожествлении человечества.

Луначарский и его сторонники отвергли божественность Христа, но глубоко уважали его и по-новому интерпретировали как революционного лидера и первого в мире коммуниста. [ нужна ссылка ] В новой религии будет молитва, обращенная к прогрессу, человечности и человеческому гению. Особое внимание уделялось коллективной, а не индивидуальной молитве из-за желания использовать духовную практику для поддержки общего революционного действия. В этой новой религии будут храмы и ритуалы, а также театр с символическими пьесами, пробуждающими духовные чувства. Луначарский считал, что театр и символизм являются важными инструментами психологической и социологической трансформации, «борьбы человеческой души» с угнетением. [3] : 94–5 

Представление Анатолия Луначарского о том, что религия представляет собой сложное явление, имеющее множество аспектов, контрастировало со взглядами других советских лидеров в первые дни СССР, которые думали, что религия исчезнет с изменением материальных условий, в соответствии с марксистской презумпцией, что религия и вся идеология была просто продуктом материальных условий.

Владимир Ленин был в ярости от этой концепции и считал крайне вредной позицию Луначарского, якобы превратившего марксизм в мягкий либеральный реформизм . [3] : 20  Он считал, что это скрывает тот факт, что религия была инструментом идеологической эксплуатации и что эта идея заключалась в компромиссе с реакционными силами. [4]

Победа Ленина в Октябрьской революции 1917 года привела к отказу от этой школы мысли, за исключением случая Александра Богданова . [5]

У Ленина были сильные взгляды на религию уже много лет назад:

Религия является одной из форм духовного угнетения, которое повсеместно тяжко давит на массы людей, отягощенные своей постоянной работой на благо других, нуждой и изоляцией. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую жизнь после смерти, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, чудеса и т.п. Тех, кто всю жизнь трудится и живет в нужде, религия учит быть покорными и терпеливыми, находясь здесь, на земле, и утешаться надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит заниматься благотворительностью еще на земле, предлагая им тем самым очень дешевый способ оправдать все свое существование в качестве эксплуататоров и продавая им за умеренную цену билеты в благополучие на небесах. Религия – это опиум для народа . Религия — это своего рода духовная выпивка, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свою потребность в жизни, более или менее достойной человека. [6]

Маркс отверг также идею Фейербаха о религии человечества; этот пример послужил аргументом Ленина. Ленин не пошел на компромисс с религией даже в такой форме, и он чувствовал, что в конечном итоге она выродится в предательство дела большевиков. [3] : 21  Сам Луначарский после революции уступил атеистическим взглядам, изменив в позднейшей пропаганде свои взгляды на Христа, назвав его мифической личностью, а не исторической фигурой. [3] : 95 

Наследие Луначарского

[ редактировать ]

Идею Луначарского переняли ряд других ведущих большевиков, в том числе Максим Горький и Александр Богданов . [ нужна ссылка ]

Луначарский выступал за критику священнослужителей за неспособность придерживаться библейского учения и других стратегий, основанных на более глубоком понимании религии. Хотя он призывал к умеренности (не из принципиальных соображений, а из прагматических соображений), и это игнорировалось, упрощенные взгляды на религию как просто классовое явление были отвергнуты в пользу понимания ее как более сложного явления.

Идеи, связанные с богостроительством, действительно появились в последующие годы.

Начиная с 1926 года русско-советский писатель и врач В. Вересаев выступал за разработку красивых и стандартизированных ритуалов для важных событий, таких как присвоение имен младенцам, свадьбы и похороны. Он утверждал, что в государстве уже существует множество ритуалов (парады, демонстрации и т. д.), но они «удручающе бездарны и жалки». [3] : 92  Он и многие другие утверждали, что люди ходили в церковь из-за разочарования в бюрократическом безразличии и низком качестве советских государственных браков или регистрации рождений. Один сельский учитель-коммунист, поддержавший его, утверждал, что он не будет проповедовать атеизм крестьянам, потому что, когда их делают атеистами, их лишают всех ритуалов вместе с религией и не дают ничего взамен. Поддержавший его комсомольский активист представил случай, когда человек , у которого умерла жена, был похоронен посредством эмоционально холодной и равнодушной светско-коммунистической церемонии, и мужчина, сильно подавленный этим, выпил полную бутылку водки, плача в слезы. Ленин утверждал, что религия — это своего рода духовная выпивка, действующая на людей как наркотик, в то время как этот человек вместо религии обратился к выпивке. [3] : 92 

Вересаев, однако, подвергся нападкам со стороны марксистской интеллигенции, и его идеи, как и идеи Луначарского, были отвергнуты. Вересаев предупреждал, что в результате «жизнь станет скучной и человек превратится в пустую емкость», и что эти люди, выступавшие против него, были «сутулыми людьми с выдвинутыми лбами, близорукими глазами и толстыми очками», которые не ценили красоты и не нуждались в ритуалах в своей жизни. [3] : 92  [7] [8]

Однако идея Луначарского о «богостроительстве» не получила существенного возрождения до 1960-х годов.

Русская Православная Церковь видела всю эту новую религию в категории лжепророков, предсказанных Христом, и связывала ее с сатанизмом . Советский автор Ласковая указывала на сходство идей Луначарского с концепцией Смерти Бога западных богословов, таких как Дитрих Бонхеффер и Джон А. Т. Робинсон . [3] : 95 

Возрождение богостроительства

[ редактировать ]

В феврале 1962 года в Москве прошла «Всесоюзная конференция по научной пропаганде». Среди обсуждавшихся идей предлагалось, что «религиозные люди должны воспитываться на принципах коммунистической морали и этики, религиозные обычаи и традиции должны быть заменены религиозными праздниками и ритуалами для удовлетворения эстетических и эмоциональных потребностей верующих». [3] : 91  [9] [10] [11] [12]

В 1965 году, когда нападки Никиты Хрущева на религию, казалось, не принесли эффективных результатов, в советской прессе стали появляться новые предложения о том, что следует учредить псевдорелигиозные обряды, которые создали бы мистическую связь между людьми и обещанным коммунистическим обществом. будущее, прославленное в трудах настоящего. [3] : 95  Обряды и службы будут ориентированы на утопическое будущее, обещанное коммунистическим обществом. Будут отмечаться события и дни прославления коммунизма. Для прославления коммунизма как величайшего достижения человечества будут построены специальные храмы с символическими художественными украшениями, в храмах будут сочиняться и исполняться оратории. [3] : 95 

Новые сторонники этой схемы богостроительства не зашли так далеко, как Луначарский, и старались избегать явного оспаривания прежнего упрека Ленина. Теоретическая дискуссия мало что дала из того, что она предлагала, но она привела к введению особых ритуалов, создаваемых на некоторых официальных мероприятиях. Например, в 1966 году был учрежден «Всесоюзный день сельхозработника», основанный на обрядах, связанных с Иоанно-Предтеченским днем . Новые церемонии должны были помочь призвать людей к социальному, политическому и идеологическому единству общества при социализме. [3] : 96  На Украине его называли «Праздником Серпа и Молота», о котором описывают:

Ранним декабрьским утром трактористы [из окрестностей] собираются в Житомире . При въезде в город их встречают представители городских заводов, которые докладывают им о ходе социалистического соревнования и приглашают шоферов на свои заводы, где крестьяне и рабочие ведут углубленные и деловые дискуссии. . Затем на площади Ленина состоится парад аграрной техники. Торжественно, в сопровождении оркестра, лучшие рабочие и крестьяне получают свои награды и дипломы. Затем все они публично объявляют о квотах на предстоящий год в городском театре. [3] : 96  [13]

В 1960-х годах были изобретены специальные обряды и церемонии, чтобы отпраздновать выдачу паспортов в день шестнадцатилетия. Другой обряд был создан для посвящения в ряды рабочих и крестьян. Еще в конце 1950-х годов государство также заключало более торжественные гражданские браки, церемонии наречения имени младенцев и похороны, чтобы конкурировать с церковью.

На Западной Украине клубы воинствующих атеистов в послехрущевские годы создали новые светские обряды взамен церковных. [3] : 115 

Язычество вновь возникло в областях, из которых церковь была уничтожена, и это использовалось в аргументах тех, кто выступал в пользу богостроительства и необходимости того, чтобы люди имели религию. [ нужна ссылка ]

Официальная советская пропаганда провозглашала большие успехи в этих обрядах, отрывающих людей от церкви, однако это могло быть неправдой. Официальные цифры, свидетельствующие о снижении числа крещений или церковных браков, возможно, отражают увеличение числа людей, просящих пасторов делать такие вещи тайно, а не фактическое снижение числа крещений после введения улучшенных светских обрядов. [3]

  1. ^ Jump up to: а б с Луначарский, Анатолий . 1908. Религия и социализм . Москва.
  2. ^ Тумаркина, Нина (1981). «Религия, большевизм и истоки культа Ленина». Русское обозрение . 40 (1): 35–46. дои : 10.2307/128733 . JSTOR   128733 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Поспеловский, Дмитрий В. 1987. История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики , История советского атеизма в теории и практике и верующий, Том 1. Нью-Йорк: St Martin's Press.
  4. ' ^ Laskovaia, Bogoiskatel'stvo i bogostroitel'stvo prezhde i teper . Moscow: Moskovskii rabochii, 1976.
  5. ^ Valentinov, Nikolaĭ . 1953. Vstrechi's Leninym . NY: Chekhov Publishing House. pp. 283–304.
  6. ^ Lenin, Vladimir. 1905 December 3. " Socialism and Religion ." Novaya Zhizn 28.
  7. ^ Вересаев, В. Ноябрь 1926 г. «Об обрядах». Красная новь (11): 174–85.
  8. ^ Veresaev, V. 1926 January. "Khudozhestvennomu oformleniiu byta'" and "Ob briadakh starykh i novykh." Krasnaia nov (1).
  9. ^ Ushinin, D. [pseudonym]. 1966. "Novye veianiia v ateisticheskoi propagande SSSR." Grani 60. p. 206
  10. ^ Пауэлл. Антирелигиозный . п. 69 и др .; и Пауэлл. 1974, 16 августа. "Новые советские обряды и ритуалы". Исследовательский бюллетень Радио Свобода 258(74) (русское изд.). Мюнхен.
  11. ^ Chebotar', G. 1970. "Novye obriady v drevnem Polotske." Nauvka i religiia ( 7):33–34.
  12. ^ Lobacheva, N. P. 1972. "O protsesse formirovaniia novoi semeinoi obriadnosti." Sovetskaia ethnografiia (1):3–13.
  13. ^ Кампар, П.П. 1967. "Советская Гражданская Обрядность". М. Мысль. проходить.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b698c8495e9f03cff1ec861c15d8fe49__1713357360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/49/b698c8495e9f03cff1ec861c15d8fe49.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
God-Building - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)