Богостроительство
Часть серии о |
марксизм |
---|
Богостроительство — это идея, предложенная некоторыми видными ранними марксистами из большевистской фракции Российской социал-демократической рабочей партии . Вдохновленная » Огюста Конта , «Религией человечества эта концепция имела прецедент во время Французской революции с культом разума . Идея предполагала, что вместо отмены религии должен существовать метарелигиозный контекст, в котором религии рассматривались прежде всего с точки зрения психологического и социального эффекта ритуалов , мифов и символизма и который пытался использовать эту силу для достижения целей. прокоммунистические цели, как путем создания новых ритуалов и символики, так и путем переосмысления существующих ритуалов и символики в социалистическом контексте. В отличие от ленинского атеизма , Богостроители заняли официальную позицию агностицизма . [1]
Источник
[ редактировать ]Анатолий Луначарский был сторонником впередистского крыла большевистской фракции. Хотя позже он снова присоединился к большевикам и действительно стал членом Народного комиссариата просвещения после октября 1917 года, первоначально он был тесно связан с соперником Владимира Ленина , его зятем Александром Богдановым . В своем двухтомном труде «Религия и социализм» (1908–11) Луначарский изложил свою теорию богостроительства ( богостроительство , «Богостроительство»):
Научный социализм — самая религиозная из всех религий, а истинный социал-демократ — самый глубоко религиозный из всех людей. [2]
Он предложил новое религиозное чувство, которое соответствовало бы мировоззрению коммунизма, создав новую религию, совместимую с наукой и не основанную на каких-либо сверхъестественных верованиях.
Луначарский утверждал, что, хотя традиционная религия была ложной и использовалась в целях эксплуатации, она все же культивировала эмоции, моральные ценности, желания и другие аспекты жизни, важные для человеческого общества. [3] : 20 Он считал, что эти аспекты следует трансформировать в позитивные гуманистические ценности новой коммунистической морали, а не полностью уничтожать религию, когда она служила психологической и моральной основой для миллионов людей. По его идее, Бог постепенно будет заменен новым видением человечества, и благодаря этому социализм достигнет больших успехов.
Он и его сторонники утверждали, что марксизм слишком механически детерминирован по отношению к людям и что он сам по себе не сможет вдохновить массы людей. Они также утверждали, что символика и ритуалы играют необходимую социальную и психологическую роль. По поводу социальной ценности религии Луначарский писал: [1]
С социалистической точки зрения отношение пролетарского движения к религиозным организациям строится на основе их позиций в классовой борьбе. Социализм смотрит на религиозные движения с точки зрения общего блага, а также физического, морального и умственного развития, что предполагает следующее:
1. Социализм борется с религиозными суевериями и предрассудками, основанными на эмпирическом познании объективной и субъективной науки.
2. Социализм борется против религиозных интеллектуалов, служащих буржуазии, так же, как и против светских интеллектуалов, поддерживающих буржуазию.
3. Социализму чужд воинствующий атеизм, основанный на противодействии предрассудкам и насилию над людьми.
4. Социалистическая свобода предполагает также свободу вероисповедания и самостоятельный поиск истины для каждого человека.
5. Социализм не может догматически придерживаться какой-либо одной позиции по поводу утверждений «Бог есть» или «Бога нет», а занимает позицию агностицизма или «открытых возможностей».
6. Социализм объединяет светские и религиозные идеологические группы в борьбе за пролетариат. Любые действия, направленные на слияние социализма с религиозным фанатизмом или воинствующим атеизмом, являются действиями, направленными на раскол пролетарского класса и имеют формулу «разделяй и властвуй», что играет на руку буржуазной диктатуре.
«Религия человечества» Людвига Фейербаха , вдохновившая его, [ нужна ссылка ] считал, что Бога заменит человек как объект поклонения. Это означало не то, что будут поклоняться отдельным личностям, а скорее весь потенциал человеческого рода и все его достижения станут объектом поклонения. Вместо того, чтобы проецировать человеческие ценности на небеса и подчинять людей их собственным иллюзорным творениям, этим ценностям поклонялись бы все человечество, обладающее ими коллективно. Эта религия поможет людям ценить себя и найти общую цель, общность и универсальный смысл в себе как коллективе. [ нужна ссылка ]
Наряду с Фейербахом они черпали вдохновение также из Рихарда Авенариуса » «Натурфилисофа , Эрнста Маха » «Эмпириокритицизма , а также от Фридриха Ницше . [ нужна ссылка ] Луначарский также особенно интересовался греческими школами мистерий , особенно Элевсинскими мистериями . Луначарский рассматривал Элевсинские мистерии как модель того, как общинный ритуал можно использовать в качестве средства обучения моральным концепциям. [1]
Они понимали, что термин «религия» означает связь между людьми как личностями, связь между людьми и сообществами, а также связь между людьми и обществами в прошлом и будущем. Луначарский писал: «Ради великой борьбы за жизнь... необходимо человечеству почти органически слиться в целостное единство. Не механическое или химическое... а психическое, сознательно-эмоциональное соединение... на самом деле это религиозная эмоция». [3] : 93 Он утверждал, что атеизм сам по себе пессимистичен, потому что жизнь становится бессмысленной, и что для решения этой проблемы необходимо обратиться к удовольствию религии, придающей смысл. Атеизм не придавал людям смысла в их жизни, как это делала религия, и как только религия была устранена, люди почувствовали бы себя опустошенными, если бы на ее место не было что-то поставлено. Вместо этого Луначарский предложил представить человечество как трансцендентную сущность.
Луначарский желал изменить заповедь любить Бога превыше всего: [3] : 94
Ты должен любить и обожествлять материю превыше всего остального, [любить и обожествлять] телесную природу или жизнь своего тела как первопричину вещей, как существование без начала и конца, которое было и будет во веки веков... Бог человечество в своем высшем потенциале. Но нет человечества в высшем потенциале... Давайте же возлюбим потенциалы человечества, наши потенциалы и представим их в гирлянде славы, чтобы любить их еще больше.
Луначарский считал, что марксизм имеет религиозные компоненты, включая веру в неизбежную победу социализма, а также веру в науку и материальное существование как производящие все человеческие отношения. Эти элементы могли помочь в Богостроительстве. Луначарский интерпретировал события революции 1905 года как выражение религиозных сил в стране. [3] : 94 Религия, которую предстоит создать, будет поклоняться социальному идеалу социализма в его обожествлении человечества.
Луначарский и его сторонники отвергли божественность Христа, но глубоко уважали его и по-новому интерпретировали как революционного лидера и первого в мире коммуниста. [ нужна ссылка ] В новой религии будет молитва, обращенная к прогрессу, человечности и человеческому гению. Особое внимание уделялось коллективной, а не индивидуальной молитве из-за желания использовать духовную практику для поддержки общего революционного действия. В этой новой религии будут храмы и ритуалы, а также театр с символическими пьесами, пробуждающими духовные чувства. Луначарский считал, что театр и символизм являются важными инструментами психологической и социологической трансформации, «борьбы человеческой души» с угнетением. [3] : 94–5
Отказ
[ редактировать ]Представление Анатолия Луначарского о том, что религия представляет собой сложное явление, имеющее множество аспектов, контрастировало со взглядами других советских лидеров в первые дни СССР, которые думали, что религия исчезнет с изменением материальных условий, в соответствии с марксистской презумпцией, что религия и вся идеология была просто продуктом материальных условий.
Владимир Ленин был в ярости от этой концепции и считал крайне вредной позицию Луначарского, якобы превратившего марксизм в мягкий либеральный реформизм . [3] : 20 Он считал, что это скрывает тот факт, что религия была инструментом идеологической эксплуатации и что эта идея заключалась в компромиссе с реакционными силами. [4]
Победа Ленина в Октябрьской революции 1917 года привела к отказу от этой школы мысли, за исключением случая Александра Богданова . [5]
У Ленина были сильные взгляды на религию уже много лет назад:
Религия является одной из форм духовного угнетения, которое повсеместно тяжко давит на массы людей, отягощенные своей постоянной работой на благо других, нуждой и изоляцией. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую жизнь после смерти, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, чудеса и т.п. Тех, кто всю жизнь трудится и живет в нужде, религия учит быть покорными и терпеливыми, находясь здесь, на земле, и утешаться надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит заниматься благотворительностью еще на земле, предлагая им тем самым очень дешевый способ оправдать все свое существование в качестве эксплуататоров и продавая им за умеренную цену билеты в благополучие на небесах. Религия – это опиум для народа . Религия — это своего рода духовная выпивка, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свою потребность в жизни, более или менее достойной человека. [6]
Маркс отверг также идею Фейербаха о религии человечества; этот пример послужил аргументом Ленина. Ленин не пошел на компромисс с религией даже в такой форме, и он чувствовал, что в конечном итоге она выродится в предательство дела большевиков. [3] : 21 Сам Луначарский после революции уступил атеистическим взглядам, изменив в позднейшей пропаганде свои взгляды на Христа, назвав его мифической личностью, а не исторической фигурой. [3] : 95
Наследие Луначарского
[ редактировать ]Идею Луначарского переняли ряд других ведущих большевиков, в том числе Максим Горький и Александр Богданов . [ нужна ссылка ]
Луначарский выступал за критику священнослужителей за неспособность придерживаться библейского учения и других стратегий, основанных на более глубоком понимании религии. Хотя он призывал к умеренности (не из принципиальных соображений, а из прагматических соображений), и это игнорировалось, упрощенные взгляды на религию как просто классовое явление были отвергнуты в пользу понимания ее как более сложного явления.
Идеи, связанные с богостроительством, действительно появились в последующие годы.
Начиная с 1926 года русско-советский писатель и врач В. Вересаев выступал за разработку красивых и стандартизированных ритуалов для важных событий, таких как присвоение имен младенцам, свадьбы и похороны. Он утверждал, что в государстве уже существует множество ритуалов (парады, демонстрации и т. д.), но они «удручающе бездарны и жалки». [3] : 92 Он и многие другие утверждали, что люди ходили в церковь из-за разочарования в бюрократическом безразличии и низком качестве советских государственных браков или регистрации рождений. Один сельский учитель-коммунист, поддержавший его, утверждал, что он не будет проповедовать атеизм крестьянам, потому что, когда их делают атеистами, их лишают всех ритуалов вместе с религией и не дают ничего взамен. Поддержавший его комсомольский активист представил случай, когда человек , у которого умерла жена, был похоронен посредством эмоционально холодной и равнодушной светско-коммунистической церемонии, и мужчина, сильно подавленный этим, выпил полную бутылку водки, плача в слезы. Ленин утверждал, что религия — это своего рода духовная выпивка, действующая на людей как наркотик, в то время как этот человек вместо религии обратился к выпивке. [3] : 92
Вересаев, однако, подвергся нападкам со стороны марксистской интеллигенции, и его идеи, как и идеи Луначарского, были отвергнуты. Вересаев предупреждал, что в результате «жизнь станет скучной и человек превратится в пустую емкость», и что эти люди, выступавшие против него, были «сутулыми людьми с выдвинутыми лбами, близорукими глазами и толстыми очками», которые не ценили красоты и не нуждались в ритуалах в своей жизни. [3] : 92 [7] [8]
Однако идея Луначарского о «богостроительстве» не получила существенного возрождения до 1960-х годов.
Русская Православная Церковь видела всю эту новую религию в категории лжепророков, предсказанных Христом, и связывала ее с сатанизмом . Советский автор Ласковая указывала на сходство идей Луначарского с концепцией Смерти Бога западных богословов, таких как Дитрих Бонхеффер и Джон А. Т. Робинсон . [3] : 95
Возрождение богостроительства
[ редактировать ]В феврале 1962 года в Москве прошла «Всесоюзная конференция по научной пропаганде». Среди обсуждавшихся идей предлагалось, что «религиозные люди должны воспитываться на принципах коммунистической морали и этики, религиозные обычаи и традиции должны быть заменены религиозными праздниками и ритуалами для удовлетворения эстетических и эмоциональных потребностей верующих». [3] : 91 [9] [10] [11] [12]
В 1965 году, когда нападки Никиты Хрущева на религию, казалось, не принесли эффективных результатов, в советской прессе стали появляться новые предложения о том, что следует учредить псевдорелигиозные обряды, которые создали бы мистическую связь между людьми и обещанным коммунистическим обществом. будущее, прославленное в трудах настоящего. [3] : 95 Обряды и службы будут ориентированы на утопическое будущее, обещанное коммунистическим обществом. Будут отмечаться события и дни прославления коммунизма. Для прославления коммунизма как величайшего достижения человечества будут построены специальные храмы с символическими художественными украшениями, в храмах будут сочиняться и исполняться оратории. [3] : 95
Новые сторонники этой схемы богостроительства не зашли так далеко, как Луначарский, и старались избегать явного оспаривания прежнего упрека Ленина. Теоретическая дискуссия мало что дала из того, что она предлагала, но она привела к введению особых ритуалов, создаваемых на некоторых официальных мероприятиях. Например, в 1966 году был учрежден «Всесоюзный день сельхозработника», основанный на обрядах, связанных с Иоанно-Предтеченским днем . Новые церемонии должны были помочь призвать людей к социальному, политическому и идеологическому единству общества при социализме. [3] : 96 На Украине его называли «Праздником Серпа и Молота», о котором описывают:
- Ранним декабрьским утром трактористы [из окрестностей] собираются в Житомире . При въезде в город их встречают представители городских заводов, которые докладывают им о ходе социалистического соревнования и приглашают шоферов на свои заводы, где крестьяне и рабочие ведут углубленные и деловые дискуссии. . Затем на площади Ленина состоится парад аграрной техники. Торжественно, в сопровождении оркестра, лучшие рабочие и крестьяне получают свои награды и дипломы. Затем все они публично объявляют о квотах на предстоящий год в городском театре. [3] : 96 [13]
В 1960-х годах были изобретены специальные обряды и церемонии, чтобы отпраздновать выдачу паспортов в день шестнадцатилетия. Другой обряд был создан для посвящения в ряды рабочих и крестьян. Еще в конце 1950-х годов государство также заключало более торжественные гражданские браки, церемонии наречения имени младенцев и похороны, чтобы конкурировать с церковью.
На Западной Украине клубы воинствующих атеистов в послехрущевские годы создали новые светские обряды взамен церковных. [3] : 115
Язычество вновь возникло в областях, из которых церковь была уничтожена, и это использовалось в аргументах тех, кто выступал в пользу богостроительства и необходимости того, чтобы люди имели религию. [ нужна ссылка ]
Официальная советская пропаганда провозглашала большие успехи в этих обрядах, отрывающих людей от церкви, однако это могло быть неправдой. Официальные цифры, свидетельствующие о снижении числа крещений или церковных браков, возможно, отражают увеличение числа людей, просящих пасторов делать такие вещи тайно, а не фактическое снижение числа крещений после введения улучшенных светских обрядов. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Луначарский, Анатолий . 1908. Религия и социализм . Москва.
- ^ Тумаркина, Нина (1981). «Религия, большевизм и истоки культа Ленина». Русское обозрение . 40 (1): 35–46. дои : 10.2307/128733 . JSTOR 128733 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Поспеловский, Дмитрий В. 1987. История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики , История советского атеизма в теории и практике и верующий, Том 1. Нью-Йорк: St Martin's Press.
- ' ^ Laskovaia, Bogoiskatel'stvo i bogostroitel'stvo prezhde i teper . Moscow: Moskovskii rabochii, 1976.
- ^ Valentinov, Nikolaĭ . 1953. Vstrechi's Leninym . NY: Chekhov Publishing House. pp. 283–304.
- ^ Lenin, Vladimir. 1905 December 3. " Socialism and Religion ." Novaya Zhizn 28.
- ^ Вересаев, В. Ноябрь 1926 г. «Об обрядах». Красная новь (11): 174–85.
- ^ Veresaev, V. 1926 January. "Khudozhestvennomu oformleniiu byta'" and "Ob briadakh starykh i novykh." Krasnaia nov (1).
- ^ Ushinin, D. [pseudonym]. 1966. "Novye veianiia v ateisticheskoi propagande SSSR." Grani 60. p. 206
- ^ Пауэлл. Антирелигиозный . п. 69 и др .; и Пауэлл. 1974, 16 августа. "Новые советские обряды и ритуалы". Исследовательский бюллетень Радио Свобода 258(74) (русское изд.). Мюнхен.
- ^ Chebotar', G. 1970. "Novye obriady v drevnem Polotske." Nauvka i religiia ( 7):33–34.
- ^ Lobacheva, N. P. 1972. "O protsesse formirovaniia novoi semeinoi obriadnosti." Sovetskaia ethnografiia (1):3–13.
- ^ Кампар, П.П. 1967. "Советская Гражданская Обрядность". М. Мысль. проходить.