Христианский фашизм
Часть серии о |
Фашизм |
---|
![]() |
Христианский фашизм — крайне правая политическая идеология, которая представляет собой пересечение фашизма и христианства . Его иногда называют « христофашизмом », неологизмом, который был придуман в 1970 году теологом освобождения Доротеей Зёлле . [1] [2] [3]
Интерпретация Зёлле
[ редактировать ]Том Ф. Драйвер , Пауля Тиллиха почетный профессор в Союзной теологической семинарии , выразил обеспокоенность, «чтобы поклонение Богу во Христе не отделяло христиан от иудеев, мужчину от женщины, духовенство от мирян, белых от черных или богатых от бедных». По его мнению, христианство находится в постоянной опасности со стороны христофашизма. Он заявил, что «[мы] боимся христофашизма, который мы рассматриваем как политическое направление всех попыток поставить Христа в центр социальной жизни и истории» и что «[большая] часть учения церквей о Христе превратилась в нечто диктаторское по своей сути и готовящее общество к американскому фашизму». [4] [5]
Христофашизм «располагал или позволял христианам навязывать себя не только другим религиям, но и другим культурам и политическим партиям, которые не маршируют под знаменем окончательного, нормативного, победоносного Христа», – как Пауль Ф. Книттер . описывает точку зрения Зёлле [6] [7]
Христомонизм
[ редактировать ]Дуглас Джон Холл, профессор христианской теологии в Университете Макгилла , связывает концепцию христофашизма Зёлле с христомонизмом , который неизбежно заканчивается религиозным триумфализмом и исключительностью, отмечая наблюдение Зёлле за американским фундаменталистским христианством, которое привело его к выводу, что христомонизм легко приводит к христофашизму и насилию . никогда не был далёк от воинствующего христомонизма. (Христомонизм принимает только одну божественную личность, Иисуса Христа , а не Троицу .) Он заявляет, что чрезмерно обожествленная («высокая») христология христианского мира ошибочна своим «почти непреодолимым антииудаизмом ». Он предполагает, что лучший способ защититься от этого — это для христиан не пренебрегать человечностью Иисуса Христа в пользу его божественности и напоминать себе, что Иисус также был еврейским человеком. [2] [8] [9]
Американская история и политика
[ редактировать ]
Крис Хеджес и Дэвид Нейверт утверждают, что истоки американского христофашизма восходят к Великой депрессии , когда американцы впервые поддержали формы фашизма, которые были «явно христианскими» по своей природе. [10] : 88 Хеджес пишет, что «проповедники-фундаменталисты, такие как Джеральд Б. Винрод и Джеральд Л.К. Смит, объединили национальные и христианские символы, чтобы защитить первую в стране грубую форму христофашизма». [11] Смита Христианский националистический крестовый поход заявил, что «христианский характер является основой всего настоящего американизма». [11] Хеджес также считает, что Уильям Дадли Пелли был еще одним видным защитником христофашизма. [10] : 88 Тем не менее, некоторые историки утверждают, что христианский фашизм существовал в довоенных Соединенных Штатах. [12]
В конце 1950-х годов некоторые приверженцы этих философий основали Общество Джона Берча , чьи политические позиции и риторика оказали большое влияние на современных доминионистов . [11] Точно так же движение Posse Comitatus было основано бывшими соратниками Пелли и Смита. [10] : 90 В 1980-е годы был основан Совет национальной политики. [11] и моральное большинство , [13] [14] две организации, которые продолжили традицию, в то время как движения патриотов и ополченцев представляли собой усилия по популяризации этой философии в 1990-х годах. [10] : 90
Случаи насилия против абортов , в том числе взрывы в Атланте и Бирмингеме, совершенные Эриком Рудольфом , и убийство Джорджа Тиллера в его церкви в Уичито, штат Канзас , в 2009 году, также считались действиями, мотивированными христофашизмом. [10] : 90–91 [15]
Использование этого термина вызвало споры в 2007 году, когда Мелисса Макьюэн, блоггер предвыборной кампании тогдашнего кандидата в президенты Джона Эдвардса , в своем личном блоге назвала религиозных консерваторов «христофашистами». [16] [17]
Критика использования термина
[ редактировать ]Антивоенный и правозащитник активист Джордж Хансингер , директор Центра исследований Барта при Принстонской духовной семинарии , считает само обвинение в «фашизме» изощренной теологической атакой на библейское изображение Иисуса. Он считает, что взгляд на Христа, которого обвиняют как христофашистского, на самом деле является настоящим «Иисусом Христом, каким он изображен в Священном Писании». Хансингер противопоставляет свое предпочтительное понимание Иисуса «ненормативной христологии », которую самопровозглашенные антихристофашисты предлагают в качестве альтернативы, которую он критикует как крайний релятивизм , сводящий Иисуса Христа к «объекту просто личных предпочтений и культурного положения». Хунсингер считает, что этот релятивизм может способствовать возникновению тех же проблем, которые Карл Барт видел в христианской церкви Германии в прошлом столетии. [18] Раздоры средневековых гуситских войн побудили некоторых современных историков осудить их методы как фашистские. [19]
См. также
[ редактировать ]- Антисемитизм в христианстве
- Христианский фундаментализм
- Христианская идентичность
- христианство
- Христианский национализм
- Христианский терроризм
- Клерикальный фашизм
- Чарльз Кофлин
- Крайне правая политика
- Крайне правые субкультуры
- Индуистский терроризм
- ПиДжей Медиа
- Алоис Худал
- Политика идентичности
- кинизм
- Национальный католицизм
- Позитивное христианство
- Религиозный антисемитизм
- Религиозный национализм
- Религиозный терроризм
- Правая политика
- Правый популизм
- Правый терроризм
- Стохастический терроризм
Христианско-фашистские движения в Европе и США, возникшие еще во время Второй мировой войны.
[ редактировать ]- ФЕТ и де лас ЖОНС
- Немецкие христиане
- Железный страж
- Лига национально-христианской защиты
- Патриотическое народное движение
- рексизм
- Серебряный Легион Америки
- Они встали
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Зёлле, Доротея (1970). За пределами простого послушания: размышления о христианской этике будущего . Миннеаполис: Издательство Аугсбурга.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Холл, Дуглас Джон (6 ноября 1999 г.). «Исповедование Христа в постхристианском контексте» . Конференция Завета 1999 года, Сеть пресвитерианцев . Атланта, Джорджия: Религия онлайн. Архивировано из оригинала 23 августа 2007 года . Проверено 21 декабря 2007 г.
...скажем ли мы это, представим это, проживем это, не одобряя при этом вид христомонизма (Доротея Зёлле называла это «христофашизмом»!...
- ^ Пиннок, Сара К. (2003). Богословие Доротеи Зёлле . Тринити Пресс Интернешнл. ISBN 1-56338-404-3 .
...установления сомнительного морального превосходства для оправдания организованного насилия в массовом масштабе, извращения христианства, которое она назвала христофашизмом...
- ^ Водитель, Том Фау (1981). Христос в меняющемся мире: к этической христологии . Перекресток. стр. 19 . ISBN 0-8245-0105-5 .
Мы боимся христофашизма...
- ^ Уайлдман, Уэсли Дж. (1998). Верность правдоподобию: скромная христология в двадцатом веке . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-3595-3 .
Драйвер утверждает, что традиционная христология способствует тому, что он называет «христофашизмом». Он имеет в виду под этим, во-первых, абсолютизацию прошлого с целью…
- ^ Вязальщик, Пол Ф. (июль 1983 г.). «Теоцентрическая христология». Богословие сегодня . 40 (2): 130–149. дои : 10.1177/004057368304000204 . S2CID 220984907 .
Дороти Зёлле может даже охарактеризовать большую часть христологии как «христофашизм» в том смысле, что она располагала или позволяла христианам навязывать себя не только другим религиям, но и другим культурам и политическим партиям, которые не маршируют под знаменем окончательного, нормативного, победоносного Христа.
- ^ Хоффман, Джон Чарльз (1986). Закон, свобода и история: роль повествования в терапии, обществе и вере . Издательство Университета Уилфрида Лорье . стр. 127–28. ISBN 0-88920-185-4 .
- ^ Ри, Хелен (2005). «Превосходство христианского монотеизма». Раннехристианская литература: Христос и культура во втором и третьем веках . Рутледж . п. 80. ИСБН 0-415-35487-0 .
- ^ Холл, Дуглас Джон. «Личность Иисуса в плюралистическом мире» . Архивировано из оригинала (Microsoft Word) 28 февраля 2008 года . Проверено 21 декабря 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Нейверт, Дэвид А. (1 мая 2009 г.). Элиминисты: как разговоры о ненависти радикализировали американских правых . ПолиПойнт Пресс. стр. 88–90 . ISBN 978-0-9815769-8-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хеджес, Крис (2008). Американские фашисты: правые христиане и война с Америкой . Саймон и Шустер . п. 140. ИСБН 978-0-7432-8446-2 .
- ^ Роэл Рейес, Стефан (24 ноября 2021 г.). « Христианские патриоты: пересечение протофашизма и клерикального фашизма на довоенном Юге» . Международный журнал истории, культуры и современности . 9 (1–4): 82–110. дои : 10.1163/22130624-00219121 . S2CID 244746966 .
- ^ Уэлч, Шэрон (2007). «Опасная память и альтернативные знания» . В Лоуренсе Брюс Б.; Карим, Аиша (ред.). О насилии: читатель . Издательство Университета Дьюка . п. 364. ИСБН 978-0-8223-3756-0 .
- ^ Зёлле, Доротея (1990). Окно уязвимости: политическая духовность . Крепость Пресс. ISBN 978-0-8006-2432-3 .
- ^ Зербисиас, Антония (2 июня 2009 г.). «Убийство врача – это внутренний терроризм» . Звезда .
- ^ Бродер, Джон М. (9 февраля 2007 г.). «Эдвардс получил урок, как совместить интернет-культуру с президентской кампанией» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Куперман, Алан (2 июня 2007 г.). «Веб-сайт Обамы стремится сплотить верующих» . Вашингтон Пост .
- ^ Хансингер, Джордж (2001). «Где бушует битва: исповедование Христа в Америке сегодня». Разрушительная благодать: исследования по теологии Карла Барта . Издательство Wm B Eerdmans. п. 99. ИСБН 0-8028-4940-7 .
- ^ Эдвардс, И. (2014). Прогулки по Праге: пять интимных пешеходных экскурсий по самым историческим и очаровательным кварталам Праги . Генри Холт и компания . п. 242. ИСБН 978-1-4668-6589-1 . Проверено 2 июня 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Соэль, Дороти (1990). «Христофашизм» Окно уязвимости. 133-141 https://newtranscendentalist.medium.com/christofascism-by-dorothee-s%C3%B6lle-633273379b68
- Пи, Фабио (2020). «Бразильский христофашизм Болсонару в пасхальный период, пораженный Covid-19» . Международный журнал латиноамериканских религий . 4 (2): 318–334. дои : 10.1007/s41603-020-00120-4 . ПМЦ 7521570 .
- Ферч, Стивен и Кристофер М. Пипер. (2023). «Социальная история христофашизма» https://books.google.com/books?hl=en&lr=&id=U6DTEAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA93&ots=mzXQ_ro912&sig=p-GBLQIAXVfLaTYoe2e1Do9UdjM#v=onepage&q&f=false
- Хеджес, Крис (2007) « Американские фашисты: христианские правые и война с Америкой»
- Грей, Мэри (2005). «Разнообразие, гармония и, в конце концов, справедливость: вспоминая Дороти Соэль». Феминистская теология . 13 (3). Публикации SAGE : 343–357. дои : 10.1177/0966735005054916 . S2CID 155047837 .
- Хейворд, Картер (1999). Спасение Иисуса от тех, кто прав: переосмысление того, что значит быть христианином . Крепость Пресс. стр. 11 . ISBN 0-8006-2966-3 .
- Лоудс, Энн (2007). «Христианский фокус: радикальный христоцентризм в христианском богословии - Клайв Марш». Международный журнал систематического богословия . 9 (3): 365–368. дои : 10.1111/j.1468-2400.2007.00279.x .
- Вебстер, Дэниел (16 ноября 2006 г.). «Превентивная война и ложная безопасность — замечания к отделению Епископального сообщества мира в Гудзоне-Мохоке, штат Нью-Йорк» . Национальный совет церквей .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Словарное определение христианского фашизма в Викисловаре
- «Христофашизм», Доротея Зёлле