Сорелианство
Сорелианство — это пропаганда или поддержка идеологии и мышления Жоржа Сореля , французского революционного синдикалиста . Сорельианцы выступают против буржуазной демократии , событий 18 века, светского духа и Французской революции , поддерживая при этом классицизм . [1] Ревизионистская интерпретация марксизма . [1] Сорель считал, что победа пролетариата в классовой борьбе может быть достигнута только силой мифа и всеобщей забастовки . [2] По мнению Сореля, последствия классового конфликта повлекут за собой омоложение как буржуазии, так и пролетариата. [3]
При кажущемся провале синдикализма он объявил о своем отказе от социалистической литературы в 1910 году и заявил в 1914 году, используя афоризм Бенедетто Кроче , что «социализм мертв» из-за «разложения марксизма». [1] Сорель стал сторонником Шарля Морраса в стиле интегрального национализма ( maurrassisme ), начиная с 1909 года, который, по его мнению, имел моральные цели, аналогичные синдикализму, несмотря на то, что был врагом в материальном плане. [1] В этом смысле сорелианство считается предшественником фашизма ; [4] однако он разочаровался в этих идеях во время Первой мировой войны , и с 1918 года до своей смерти, произошедшей в 1922 году, он был сторонником тогдашней русской революции и коммунизма , который он считал возрождением синдикализма. [5]
Концепции [ править ]
забастовка и синдикалистское общество Всеобщая
Хотя Сорель начинал как марксист, в конечном итоге он отверг то, что он считал ортодоксальным марксистским возвышением истории как принятое. Он считал вызов растущих социальных наук новым моральным критерием. [6] Пьер-Жозеф Прудон считал, что справедливое общество может возникнуть только посредством действий, в частности, противостояния врагу; [7] следуя этой линии, Сорель считал, что классовая война между пролетариатом и буржуазией станет результатом всеобщей забастовки, [8] которое, наряду с улучшением условий жизни, он считал отличным от простой цели государственного распределения и как материальную и моральную сущность марксизма и социализма. [9]
У Сореля были проблемы с Прудоном, и он, кажется, стремился отделить его от идеализма, как Прудон отделил справедливость от игры власти, то есть от классовых отношений. [10] В остальном, лишь минимально влияя на него, восхищаясь Фридрихом Ницше , Сорель считал, что империалистический рабочий класс создаст новую аристократию, которая, по его словам, «организует отношения между людьми во благо своего суверенитета» и будет единственным источником права. [11] [8] Он также считал, что пролетарское насилие усилит буржуазию. [12] и сосредоточился на моральном возрождении общества и спасении цивилизации, а не только рабочего класса , считая социализм средством революционного преобразования общества, а не движением пролетариата или движением как таковым. [13]
и миф Индивидуализм
Сорель считал, что между конфликтом и свободой существует тесная связь. [12] Вдохновленный либеральными институтами и плюралистическими произведениями Уильяма Джеймса , Сорель осудил имитацию военного корпуса, превознося воинственный индивидуализм, который он сравнивал с тем, что он называл «американским духом», который, по его словам, был «одушевлен духом свободы». . Он выступал против того, что он назвал «великолепной изоляцией» тоталитарных движений, связывающих всю деятельность с партийными фронтами. Сорель считал миф о всеобщей забастовке социальной основой власти, обеспечивающей согласованность синдикализма. » Ницше Против « сверхчеловека он сравнил всеобщую забастовку с тем, что он назвал «апокалиптическим мифом» или «протестантизмом янки», о практичном, индивидуалистическом американском поселенце, готовом к любому предприятию, не посягающему на свободу личности. Против идеи централизованного империя, он поддерживает прудоновский баланс и преданность слабым, основанную на семейной любви, которая, по его мнению, должна быть частью воинской этики. В сочетании с трудовой этикой именно это обеспечило свободу. [12]
Классовый конфликт омоложение классовое и
Сорель выступал за разделение групп в обществе, включая поддержку синдикалистской модели общества, в котором пролетарские рабочие будут автономны и отделены от буржуазных промышленников. [8] Сорель отвергал классовое сотрудничество или идею переговоров между классами в период борьбы пролетариата с буржуазией. [8] В то же время он считал, что задачей пролетариата является пробудить буржуазию от интеллектуального оцепенения, чтобы восстановить ее мораль и, по его словам, ее «производительную энергию», а также «чувство собственного достоинства», о котором Сорель заявил были потеряны из-за демократических идеалов. [3] Следовательно, Сорель считал, что классовый конфликт в конечном итоге приведет к омоложению как буржуазии, так и пролетариата. [3]
бланкизмом и позитивизмом Ревизия марксизма, утверждения о « разложении марксизма »
Сорель сосредоточил внимание на этическом измерении марксизма, доказывая его полезность для исторического анализа и средство преобразования общества. [13] Вместо этого Сорель критиковал то, что он считал детерминистическими, материалистическими и механистическими компонентами марксизма. [13] Сорель критиковал вульгарный марксизм или вульгарные интерпретации марксизма, которые, по его словам, не соответствовали истинным намерениям Карла Маркса . [13] Сорель утверждал, что Маркс вообще не был материалистом, отмечая, что Маркс не рассматривал психологическое развитие людей как часть экономического процесса. [14] Сорель также отметил, что Маркс описал необходимую идеологическую надстройку общества: право, организацию государства, религию, искусство и философию. [14] В результате Сорель заявил, что «ни одна великая философия не может быть основана без искусства и религии». [14]
Сорель заявил, что, хотя Маркс первоначально осуждал Прудона, поддерживая бланкизм , позже Маркс синтезировал идеи бланкизма и прудонизма вместе. [15] Сорель поддерживал тезис о кризисе марксизма , который марксизм пережил в 1880-х и 1890-х годах, когда во Франции создавались крупные социалистические партии. [15] Сорель считал непрудоновский социализм ошибочным и коррумпированным, а также репрессивным по своей сути. [15] Ссылаясь на Кроче, Сорель заявил, что «разложение марксизма», имея в виду основные цели и темы идеологии, было вызвано бланкистскими элементами Маркса и элементами Фридриха Энгельса позитивистскими . [15] По мнению Сореля, прудонизм более соответствовал целям марксизма, чем бланкизм, ставший популярным во Франции, и Сорель утверждал, что бланкизм был вульгарным и жестко детерминистским искажением марксизма. [15]
и французский национализм интегральный Сорелианизм
Интерес к сорельской мысли возник у французских политических правых , особенно у Шарля Морраса , французского националиста из движения «Французское действие» , и его сторонников. [16] Хотя Моррас был стойким противником марксизма, он поддерживал сорелианство в его оппозиции либеральной демократии . [16] Моррас, как известно, заявил, что «социализм, освобожденный от демократических и космополитических элементов, подходит национализму так же, как хорошо сделанная перчатка подходит к красивой руке». [17] Летом 1909 года Сорель поддержал французский интегральный национализм и похвалил Морраса. [1] Сорель был впечатлен значительным количеством «пылкой молодежи», присоединившейся к Action Française . [18] Поворот Сореля к национализму привел к игнорированию им Маркса в пользу взглядов Прудона. [19] В 1910 году Сорель вместе с Action Française националистами Эдуардом Бертом и Жоржем Валуа согласился создать журнал под названием La Cité française , который будет пропагандировать форму национального синдикализма ; однако от этого отказались. [20] После этого Сорель поддержал другую националистическую газету L'Indépendence и начал писать антисемитские материалы, утверждая, что Франция подверглась нападению со стороны «еврейских захватчиков». [21] В 1911 году, по вопросу о сорельском синдикализме, Валуа заявил на Четвертом конгрессе « Французского действия» : «Это не была простая случайность, что наши друзья столкнулись с активистами синдикализма. кажется, что из-за их нынешних позиций и ориентаций они имеют более чем одну общую цель». [16]
Во время своего сотрудничества с французским национализмом Сорель присоединился к Валуа в Серкле Прудоне , организации, которую Валуа заявил, что она обеспечивает «общую платформу для националистов и левых антидемократов». [22] Организация признала Прудона и Сореля двумя великими мыслителями, которые «подготовили встречу двух французских традиций, противостоявших друг другу на протяжении девятнадцатого века: национализма и подлинного социализма, не испорченного демократией, представленной синдикализмом». [22] Серкль Прудон объявил, что поддерживает замену буржуазной идеологии и демократического социализма новой этикой союза национализма с синдикализмом, поскольку они утверждали, что «два синтезирующих и сближающихся движения, одно крайне правое, а другое крайне левое, которые начали осаду и нападение на демократию». [22] Серкль Прудон поддержал замену либерального порядка новым миром, который был «мужественным, героическим, пессимистичным и пуританским, основанным на чувстве долга и жертвенности: миром, в котором будет преобладать менталитет воинов и монахов». [23] В обществе будет доминировать мощная авангардная пролетарская элита, которая будет служить аристократией производителей и в союзе с интеллектуальной молодежью, преданной действиям против декадентской буржуазии. [24]
и Сорелианство итальянский фашизм
После смерти Сореля в статье в итальянском фашистском доктринальном журнале «Герархия», изданном Бенито Муссолини и Агостино Ланцилло , известным сорелианцем, говорилось: «Возможно, фашизму посчастливится выполнить миссию, которая является неявным стремлением всего творчества Сореля. мастер синдикализма: вырвать пролетариат из-под господства Социалистической партии, воссоздать его на основе духовной свободы и оживить его дыханием творческого насилия. Это было бы настоящей революцией, которая сформировала бы формы. Италия завтрашнего дня». [25]
Известные приверженцы
Помимо самого Сореля, в начале 20 века существовал ряд приверженцев сорелианства. Сорель был наставником Юбера Лагарделя, который, как и Сорель, поддерживал сегрегацию социальных классов и презирал буржуазию, демократию, демократический социализм, парламентаризм , социал-демократию и всеобщее избирательное право . [26] Антонио Грамши находился под влиянием сорельских взглядов на социальный миф. [27] Основываясь на влиянии Сореля, Грамши утверждал, что Италия и Запад пострадали от кризиса культуры и власти из-за того, что он назвал «волной материализма» и неспособности либерализма достичь консенсуса и гегемонии над обществом. [28] Сорель также оказал большое влияние на ранние работы Дьёрдя Лукача , хотя Лукач позже отклонил Сореля как мелкую буржуазию . [29] Сорель повлиял на греческого философа Никоса Казандзакиса , который считал раздор созидательным, а мир рассматривал как упадок. [30] Хосе Карлос Мариатеги был сорелианцем, который утверждал, что Владимир Ленин был сорелианским и ницшеанским героем. [31]
Муссолини, когда он был членом Итальянской социалистической партии , время от времени занимал различные позиции в отношении сорелианства. Муссолини заявил, что он стал синдикалистом во время всеобщей забастовки в Италии 1904 года ; его тесные контакты с синдикалистами датируются 1902 годом. [32] Муссолини рассмотрел «Размышления Сореля о насилии» в 1909 году и поддержал точку зрения Сореля на сознание как часть длительной борьбы, в которой люди демонстрируют возвышающие и самоотверженные добродетели, подобные героям античности. [33] Муссолини также поддерживал точку зрения Сорелина на необходимость насилия в революции. [33] Он последовал за Сорелем в осуждении гуманизма и компромисса между революционными социалистами , реформистскими социалистами и буржуазными демократами. [33] К 1909 году Муссолини поддержал элитизм и антипарламентаризм и стал пропагандистом использования того, что он называл «регенеративным насилием». [33] Когда в 1911 году сорелианцы впервые начали приближаться к отождествлению себя с национализмом и монархизмом , Муссолини полагал, что такое объединение подорвет их авторитет как социалистов. [34]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Стернхелл и др., с. 78.
- ^ Стернхелл и др., стр. 76.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кристенсен и др., стр. 18.
- ^ Стернхелл и др., стр. 90.
- ^ Стэнли 1981 , с. 20.
- ^ Стэнли 1981 , с. 22.
- ^ Стэнли 1981 , стр. 14, 22.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Мидларский, стр. 93.
- ^ Стэнли 1981 , с. 17.
- ^ Стэнли 1981 , с. 14.
- ^ Стэнли 1981 , стр. 54, 244.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стэнли 1981 , с. 245.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Стернхелл, с. 17.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стэнли 1981 , с. 206.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Стэнли 1981 , с. 106.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стернхелл и др., с. 82.
- ^ Холмс, с. 60.
- ^ Стернхелл и др., стр. 80.
- ^ Стюарт, с. 149.
- ^ Стернхелл и др., стр. 83.
- ^ Стернхелл и др., стр. 85.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стернхелл, с. 11.
- ^ Стернхелл, стр. 11–12.
- ^ Стернхелл, с. 12.
- ^ Стернхелл и др., стр. 93.
- ^ Хеллман, с. 35
- ^ Гилл, с. 19.
- ^ Коэн и Арато, с. 144.
- ^ Лёви, Михаэль (2 декабря 2019 г.). «Георг Лукач и Жорж Сорель» . Перевод В.С. Конттрена. от Лоуи, Майкл (1997). «Георг Лукач и Жорж Сорель». Марксистский критический журнал (4): 113–122.
- ^ Хорошо, с. 7.
- ^ Шютте, с. 39.
- ^ Стернхелл и др., стр. 33.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Грегор, с. 96.
- ^ Грегор, с. 123.
Цитируемые работы [ править ]
- Питер Бьен. Казандзакис: Политика духа, Том 2 . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 2007.
- Ханс Дам Кристенсен, Эйстейн Йорт, Нильс Маруп Йенсен. Переосмысление искусства между войнами: новые перспективы в истории искусства . Орхус, Дания: Museum Tusculanum Press, 2001.
- Джин Л. Коэн, Эндрю Арато. Гражданское общество и политическая теория . Массачусетский технологический институт, 1994 г.
- Стивен Гилл. Власть и сопротивление в новом мировом порядке . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2003.
- Энтони Джеймс Грегор, Калифорнийский университет, Беркли. Молодой Муссолини и интеллектуальные истоки фашизма . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Калифорнийский университет Press, 1979.
- Джон Хеллман. Коммунитарный третий путь: новый порядок Александра Марка, 1930–2000 гг . Издательство Университета Макгилла-Куина, 2002.
- Дуглас Р. Холмс. Интегральная Европа: быстрый капитализм, мультикультурализм, неофашизм . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 2000.
- Манус И. Мидларский. Истоки политического экстремизма: массовое насилие в двадцатом веке и за его пределами . Издательство Кембриджского университета, 2011.
- Офелия Шютте. Культурная идентичность и социальное освобождение в латиноамериканской мысли . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 1993.
- Джон Стэнли. Поддерживая Маркса . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction Publishers, 2002.
- Стэнли, Джон (1981). Социология добродетели: политические и социальные теории Жоржа Сореля . Издательство Калифорнийского университета. п. 20. ISBN 9780520037908 .
- Зеев Штернхелл. Ни правые, ни левые: фашистская идеология во Франции . 2-е издание. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1986.
- Зеев Штернхелл, Марио Шнайдер, Майя Ашери. Рождение фашистской идеологии: от культурного бунта к политической революции . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1994.
- Роберт Стюарт. Марксизм и национальная идентичность: социализм, национализм и национал-социализм во французском конце века . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 2006.