Антонио Грамши
Антонио Грамши | |
---|---|
Рожденный | Антонио Франческо Грамши 22 января 1891 г. Алесь , Королевство Италия |
Умер | 27 апреля 1937 г. (46 лет) Рим , Италия |
Альма-матер | Туринский университет |
Заметная работа | Тюремные тетради |
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа | |
Основные интересы | |
Известные идеи |
|
Секретарь Коммунистической партии Италии | |
В офисе 14 августа 1924 г. - 8 ноября 1926 г. | |
Предшественник | Амадео Бордига |
Преемник | Пальмиро Тольятти |
Член Палаты депутатов | |
В офисе 24 мая 1924 г. - 9 ноября 1926 г. | |
избирательный округ | Венеция |
Личные данные | |
Политическая партия | ПСИ (1913–1921) ПКд'И (1921–1937) |
Подпись | |
Антонио Франческо Грамши (англ. Великобритания : / ˈ ɡ r æ m ʃ i / GRAM -shee , [2] США : / ˈ ɡ r ɑː m ʃ i / GRAHM -shee , [3] Итальянский: [anˈtɔːnjo franˈtʃesko ˈɡramʃi] ; 22 января 1891 — 27 апреля 1937) — итальянский философ-марксист , лингвист , журналист, писатель и политик. Он писал по философии , политической теории , социологии , истории и лингвистике . Он был одним из основателей и одно время лидером Итальянской коммунистической партии . Ярый критик Бенито Муссолини и фашизма , он был заключен в тюрьму в 1926 году, где оставался до своей смерти в 1937 году.
Во время своего заключения Грамши написал более 30 блокнотов и 3000 страниц истории и анализа. Его «Тюремные тетради» считаются весьма оригинальным вкладом в политическую теорию ХХ века . [4] Грамши черпал идеи из разных источников — не только других марксистов , но и таких мыслителей, как Никколо Макиавелли , Вильфредо Парето , Жорж Сорель и Бенедетто Кроче . Тетради охватывают широкий спектр тем, включая историю Италии и итальянского национализма , Французскую революцию , фашизм , тейлоризм и фордизм , гражданское общество , государство , исторический материализм , фольклор , религию , а также высокую и массовую культуру .
Грамши наиболее известен своей теорией культурной гегемонии , которая описывает, как государство и правящий капиталистический класс — буржуазия — используют культурные институты для поддержания богатства и власти в капиталистических обществах. По мнению Грамши, буржуазия развивает гегемонистскую культуру, используя идеологию, а не насилие, экономическую силу или принуждение. Он также пытался порвать с экономическим детерминизмом ортодоксальной марксистской мысли, поэтому его иногда называют неомарксистом . [5] Он придерживался гуманистического понимания марксизма, рассматривая его как философию практики и абсолютный историзм, превосходящий традиционный материализм и традиционный идеализм .
Жизнь [ править ]
Ранняя жизнь [ править ]
Грамши родился в Алесе , в провинции Ористано , на острове Сардиния , четвёртый из семи сыновей Франческо Грамши (1860–1937) и Джузеппины Марсиас (1861–1932). [6] Франческо Грамши родился в небольшом городке Гаэта , в провинции Латина , Лацио (сегодня это центральный итальянский регион Лацио, но в то время Гаэта еще была частью Терра ди Лаворо в Южной Италии ), в зажиточной семье. выходцы из южных итальянских регионов Кампания и Калабрия и арбереше (итало-албанского) происхождения. [7] [8] Сам Грамши считал, что семья его отца покинула Албанию совсем недавно, в 1821 году. [9] [10] [11] Албанское происхождение семьи его отца подтверждается фамилией Грамши, итальянизированной формой Грамши , которая происходит от определенного существительного топонима Грамш , небольшого городка в центрально-восточной Албании. [12] Мать Грамши принадлежала к сардинской землевладельческой семье из Соргоно , в провинции Нуоро . [13] Франческо Грамши работал чиновником низшего звена. [7] а его финансовые трудности и проблемы с полицией вынудили семью передвигаться по нескольким деревням Сардинии, пока они, наконец, не обосновались в Гиларзе . [14]
В 1898 году отец Грамши был признан виновным в растрате и заключен в тюрьму, в результате чего его семья оказалась в нищете. Молодому Грамши пришлось бросить учебу и работать на различных случайных работах до освобождения отца в 1904 году. [15] В детстве Грамши страдал от проблем со здоровьем, в частности, от порока развития позвоночника, который задерживал его рост, поскольку его взрослый рост составлял менее 5 футов. [16] и оставил его серьезно горбатым. На протяжении десятилетий сообщалось, что его состояние было вызвано несчастным случаем в детстве, в частности, тем, что его уронила няня, но совсем недавно было высказано предположение, что это произошло из-за болезни Потта . [17] форма туберкулеза, которая может вызвать деформацию позвоночника. Грамши также на протяжении всей своей жизни страдали от различных внутренних расстройств.
Грамши пошел в среднюю школу в Санту Луссурджиу и окончил ее в Кальяри . [18] где он поселился у своего старшего брата Дженнаро, бывшего солдата, чье время на материке сделало его воинствующим социалистом . В то время симпатии Грамши были еще не к социализму, а скорее к сардинскому автономизму. [19] а также недовольство обедневших сардинских крестьян и шахтеров, жестокое обращение с которыми со стороны жителей материка позже во многом способствовало его интеллектуальному росту. [20] [21] [22] Они воспринимали свое пренебрежение как результат привилегий, которыми пользовалась быстро индустриализирующаяся Северная Италия , и были склонны обратиться к растущему сардинскому национализму , жестоко подавляемому войсками с материковой Италии. [23] в качестве ответа. [24]
Турин [ править ]
В 1911 году Грамши выиграл стипендию для обучения в Туринском университете , сдав экзамен одновременно с Пальмиро Тольятти . [25] В Турине он читал литературу и увлекался лингвистикой , которую изучал у Маттео Бартоли . Грамши находился в Турине в период индустриализации, когда заводы Fiat и Lancia набирали рабочих из более бедных регионов. Возникли профсоюзы, начали возникать первые промышленные социальные конфликты. [26] Грамши часто посещал социалистические круги, а также общался с сардинскими эмигрантами на материковой части Италии. И его предыдущий опыт на Сардинии, и его окружение на материке сформировали его мировоззрение. Грамши вступил в Итальянскую социалистическую партию (PSI) в конце 1913 года, где позже занял ключевую должность и наблюдал из Турина за русской революцией . [27]
Несмотря на талант к учебе, Грамши имел финансовые проблемы и плохое здоровье. Вместе с его растущей политической приверженностью это привело к тому, что он отказался от образования в начале 1915 года, в возрасте 24 лет. К этому времени он приобрел обширные знания в области истории и философии. В университете он познакомился с идеями Антонио Лабриолы , Родольфо Мондольфо , Джованни Джентиле и, что наиболее важно, Бенедетто Кроче , возможно, самого уважаемого итальянского интеллектуала своего времени. Лабриола особенно пропагандировал разновидность гегелевского марксизма, которую он назвал «философией практики ». [28] Хотя позже Грамши использовал эту фразу, чтобы избежать тюремной цензуры, его отношение к этому течению мысли на протяжении всей его жизни было неоднозначным.
Начиная с 1914 года, статьи Грамши для социалистических газет, таких как «Il Grido del Popolo» ( Крик народа , принесли ему репутацию известного журналиста. В 1916 году он стал соредактором пьемонтского издания Avanti! , официальный орган Социалистической партии. Грамши, красноречивый и плодовитый автор политических теорий, оказался выдающимся комментатором, писавшим обо всех аспектах социальных и политических событий Турина. [29] Грамши в это время также занимался обучением и организацией туринских рабочих; он впервые выступил публично в 1916 году и выступил с докладами на такие темы, как Ромен Роллан , Французская революция , Парижская Коммуна и эмансипация женщин . После ареста лидеров Социалистической партии, последовавшего за революционными беспорядками в августе 1917 года, Грамши стал одним из ведущих социалистов Турина; он был избран во временный комитет партии, а также стал редактором Il Grido del Popolo . [30]
В апреле 1919 года вместе с Тольятти, Анджело Таской и Умберто Террачини Грамши основал еженедельную газету L'Ordine Nuovo (Новый порядок). В октябре того же года, несмотря на то, что ИОО была разделена на различные враждебные фракции, подавляющим большинством голосов она предложила присоединиться к Третьему Интернационалу . Владимир Ленин считал группу L'Ordine Nuovo наиболее близкой по ориентации к большевикам , и она получила его поддержку против антипарламентской программы левого Амадео коммуниста Бордиги . [31]
В ходе тактических дебатов внутри партии группа Грамши выделялась главным образом благодаря своей защите рабочих советов , которые возникли в Турине спонтанно во время крупных забастовок 1919 и 1920 годов. Для Грамши эти советы были подходящим средством дать рабочим возможность взять под свой контроль задачу организации производства и рассматривать их как подготовку «весь класс к целям завоевания и управления». [32] Хотя он считал, что его позиция в то время соответствовала ленинской политике «Вся власть Советам», [33] его позиция о том, что эти итальянские советы были коммунистическими, а не просто одним из органов политической борьбы против буржуазии, подверглась нападкам со стороны Бордиги за предательство синдикалистской тенденции, находящейся под влиянием идей Жоржа Сореля и Даниэля Де Леона . К моменту поражения туринских рабочих весной 1920 года Грамши был почти одинок в защите советов.
Коммунистическая партия Италии [ править ]
Неспособность рабочих советов превратиться в национальное движение убедила Грамши в коммунистической партии в ленинском необходимости создания смысле. Группа вокруг L'Ordine Nuovo постоянно выступала против центристского руководства PSI и в конечном итоге объединилась с гораздо более крупной фракцией воздержанных Бордиги. 21 января 1921 года в городе Ливорно (Ливорно) была основана Коммунистическая партия Италии ( Partito Comunista d'Italia , PCd'I). В противовес Бордиге Грамши поддерживал « Ардити дель Пополо» — воинственную антифашистскую группировку, боровшуюся против « чернорубашечников » . Грамши должен был быть лидером партии с момента ее создания, но подчинялся Бордиге, чей акцент на дисциплине, централизме и чистоте принципов доминировал в программе партии, пока последний не потерял лидерство в 1924 году. [34] В 1922 году Грамши отправился в Россию в качестве представителя новой партии. Здесь он познакомился с Юлией Шухт (Юлия Аполлоновна Шухт, 1896–1980), молодой скрипачкой, на которой он женился в 1923 году и от которой у него было двое сыновей, Делио (1924–1982) и Джулиано (1926–2007). [35] Грамши никогда не видел своего второго сына. [36]
Русская миссия совпала с приходом фашизма в Италию, и Грамши вернулся с инструкциями создать, вопреки желанию руководства ПКДИ, единый фронт левых партий против фашизма. В идеале такой фронт имел бы в центре PCd'I, через который Москва контролировала бы все левые силы, но другие оспаривали это потенциальное превосходство, поскольку социалисты имели значительную долю, в то время как коммунисты казались относительно молодыми и слишком радикальными. Многие считали, что возможная коалиция во главе с коммунистами будет функционировать слишком далеко от политических дебатов и, таким образом, подвергнется риску изоляции.
В конце 1922 — начале 1923 года правительство Бенито Муссолини начало кампанию репрессий против оппозиционных партий, арестовав большую часть руководства ПКДИ, включая Бордигу. В конце 1923 года Грамши отправился из Москвы в Вену , где попытался возродить партию, раздираемую фракционной борьбой. В 1924 году Грамши, теперь признанный главой PCd'I, был избран депутатом от Венето . Он начал организовывать выпуск официальной газеты партии под названием L'Unità (Единство), живя в Риме, а его семья осталась в Москве. На своем Лионском конгрессе в январе 1926 года партия приняла тезисы Грамши, призывающие к созданию единого фронта для восстановления демократии в Италии.
В 1926 году маневры Иосифа Сталина внутри партии большевиков побудили Грамши написать письмо в Коминтерн , в котором он выразил сожаление по поводу оппозиции, возглавляемой Львом Троцким , но также подчеркнул некоторые предполагаемые ошибки лидера. Тольятти, находясь в Москве в качестве представителя партии, получил письмо, вскрыл его, прочитал и решил не вручать. Это вызвало сложный конфликт между Грамши и Тольятти, который они так и не разрешили. [37]
и Тюремное заключение смерть
9 ноября 1926 года фашистское правительство приняло новую волну законов о чрезвычайном положении, взяв в качестве предлога предполагаемое покушение на Муссолини, произошедшее несколькими днями ранее. Фашистская полиция арестовала Грамши, несмотря на его парламентскую неприкосновенность , и доставила его в римскую тюрьму Регина Коэли . На суде прокурор Грамши заявил: «В течение двадцати лет мы должны остановить функционирование этого мозга». [38] Он получил немедленный приговор к пяти годам лишения свободы на острове Устика , а в следующем году он получил приговор к 20 годам тюремного заключения в Тури, Апулия , недалеко от Бари .
За 11 лет заключения его здоровье ухудшилось. За этот период «у него выпали зубы, пищеварительная система разрушилась так, что он не мог есть твердую пищу … у него были судороги, когда его рвало кровью, и он страдал настолько сильными головными болями, что он бился головой о стены своей камеры». [39] [40] Международная кампания, организованная Пьеро Сраффой из Кембриджского университета и невесткой Грамши Татьяной, была развернута с требованием освобождения Грамши. [41] В 1933 году его перевели из тюрьмы в Тури в клинику в Формии ; [42] ему по-прежнему отказывали в адекватной медицинской помощи. [43] Два года спустя его перевели в клинику Кизисана в Риме. Он должен был быть освобожден 21 апреля 1937 года и планировал уйти на пенсию на Сардинию для выздоровления , но сочетание атеросклероза , туберкулеза легких , высокого кровяного давления , стенокардии , подагры и острых желудочных расстройств означало, что он был слишком болен, чтобы двигаться. [43]
Грамши умер 27 апреля 1937 года в возрасте 46 лет. Его прах захоронен в Cimitero Acattolico в Риме. Переведя Грамши из тюрьмы в больницу, когда он серьезно заболел, режим Муссолини пытался избежать обвинений в том, что именно его заключение стало причиной его смерти. Тем не менее, его смерть была напрямую связана с условиями содержания в тюрьме. [44] Внук Грамши, Антонио-младший, предположил, что Грамши работал с советским правительством, чтобы облегчить переезд в Москву, но изменил курс, когда в 1936 году политический климат в России ухудшился . [45]
Философская работа [ править ]
Грамши был одним из самых влиятельных марксистских мыслителей 20-го века и особенно ключевым мыслителем в развитии западного марксизма . За время своего заключения он написал более 30 блокнотов и 3000 страниц истории и анализа. Эти сочинения, известные как « Тюремные тетради» , содержат прослеживание Грамши итальянской истории и национализма , а также некоторые идеи марксистской теории , критической теории и теории образования, связанные с его именем, такие как:
- Культурная гегемония как средство сохранения и легитимизации капиталистического государства
- Необходимость народного рабочего образования для поощрения развития интеллектуалов из рабочего класса.
- Анализ современного капиталистического государства, в котором проводится различие между политическим обществом , которое доминирует напрямую и принудительно, и гражданским обществом , где лидерство формируется посредством согласия.
- Абсолютный историзм
- Критика экономического детерминизма , противостоящая фаталистическим интерпретациям марксизма.
- Критика философского материализма
Гегемония [ править ]
Часть серии о |
марксизм |
---|
Гегемония — термин, ранее использовавшийся марксистами, такими как Владимир Ленин, для обозначения политического руководства рабочего класса в демократической революции. [46] : 15–17 Грамши значительно расширил эту концепцию, разработав острый анализ того, как правящий класс капиталистов — буржуазия — устанавливает и сохраняет свой контроль. [46] : 20
Классический марксизм предсказывал, что социалистическая революция неизбежна в капиталистических обществах. К началу 20 века такой революции не произошло в наиболее развитых странах, а революции 1917–1923 годов , например, в Германии или Biennio Rosso в Италии, потерпели неудачу. Поскольку капитализм казался более укоренившимся, чем когда-либо, Грамши предположил, что он поддерживает контроль не только с помощью насилия, политического и экономического принуждения, но также и с помощью идеологии . Буржуазия ценностями разработала гегемонистскую культуру, которая пропагандировала свои собственные ценности и нормы, так что они стали здравого смысла для всех. Представители рабочего класса и других классов отождествляли свое благо с благом буржуазии и помогали поддерживать статус-кво, а не восставать.
Чтобы противостоять представлению о том, что буржуазные ценности представляют собой естественные или нормальные ценности для общества, рабочему классу необходимо было развивать собственную культуру. В то время как Ленин считал, что культура является вспомогательной для политических целей, Грамши считал фундаментальным условием достижения власти в первую очередь достижение культурной гегемонии. По мнению Грамши, класс не может доминировать в современных условиях, просто продвигая свои собственные узкие экономические интересы, и он также не может доминировать исключительно посредством силы и принуждения. [47] Скорее, он должен проявлять интеллектуальное и моральное лидерство и заключать союзы и компромиссы с различными силами. [47] Грамши называет этот союз социальных сил историческим блоком , взяв термин у Жоржа Сореля . Этот блок формирует основу согласия с определенным социальным порядком, который производит и воспроизводит гегемонию господствующего класса посредством связи институтов, социальных отношений и идей. [47] Таким образом, теория Грамши подчеркивала важность политической и идеологической надстройки как в сохранении, так и в разрушении отношений экономической базы.
Грамши заявил, что буржуазные культурные ценности связаны с фольклором , популярной культурой и религией, и поэтому большая часть его анализа гегемонистской культуры направлена на них. Он также был впечатлен влиянием, которое имела католическая церковь , и заботой, которую она предприняла, чтобы предотвратить возникновение чрезмерного разрыва между религией образованных и менее образованных людей. Грамши рассматривал марксизм как сочетание чисто интеллектуальной критики религии, свойственной гуманизму эпохи Возрождения , и элементов Реформации , которые понравились массам. По Грамши, марксизм мог бы заменить религию только в том случае, если бы он отвечал духовным потребностям людей, а для этого людям пришлось бы думать о нем как о выражении своего собственного опыта.
Интеллигенция и образование [ править ]
Грамши много думал о роли интеллектуалов в обществе. [48] Он заявил, что все люди являются интеллектуалами, поскольку все обладают интеллектуальными и рациональными способностями, но не все люди обладают социальной функцией интеллектуалов. [49] Он видел в современных интеллектуалах не болтунов, а практичных руководителей и организаторов, которые добились гегемонии с помощью идеологических аппаратов, таких как образование и средства массовой информации. Более того, он проводил различие между традиционной интеллигенцией , которая считает себя (по его мнению, ошибочно) классом, отличным от общества, и мыслительными группами, которые каждый класс органически производит из своих собственных рядов. [48] Такие органические интеллектуалы не просто описывают социальную жизнь в соответствии с научными правилами, но вместо этого выражают на языке культуры те чувства и переживания, которые массы не могли выразить для себя. По мнению Грамши, обязанностью органических интеллектуалов было говорить о затемненных предписаниях народной мудрости или здравого смысла ( senso comune ) в соответствующих политических сферах. Эти интеллектуалы будут представлять исключенные социальные группы общества, или то, что Грамши называл подчиненными . [50]
В соответствии с теориями Грамши о культурной гегемонии, он утверждал, что капиталистической власти необходимо бросить вызов путем создания контргегемонии . Под этим он имел в виду, что в рамках позиционной войны органические интеллектуалы и другие представители рабочего класса должны развивать альтернативные ценности и альтернативную идеологию в отличие от буржуазной идеологии. Он утверждал, что причина, по которой это не должно было произойти в России, заключалась в том, что российский правящий класс не обладал подлинной культурной гегемонией. Таким образом, большевикам удалось относительно легко провести маневренную войну ( Русскую революцию 1917 года ), поскольку гегемония правящего класса так и не была полностью достигнута. Он считал, что окончательная маневренная война возможна только в развитых и передовых капиталистических обществах, когда позиционная война будет выиграна органическими интеллектуалами и рабочим классом, создающими контргегемонию.
Необходимость создания культуры рабочего класса и контргегемонии связана с призывом Грамши к такому образованию, которое могло бы развивать интеллектуалов рабочего класса, задача которых заключалась не в том , чтобы внедрить марксистскую идеологию в сознание пролетариата как набор иностранных идей. Эти идеи заключаются лишь в том, чтобы обновить существующую интеллектуальную деятельность масс и сделать ее изначально критичной по отношению к статус-кво. Его идеи о системе образования для этой цели соответствуют идее критической педагогики и народного образования , как теоретизировал и практиковал в последующие десятилетия Пауло Фрейре в Бразилии, и имеют много общего с мыслью Франца Фанона . По этой причине сторонники образования взрослых и народного образования по сей день считают сочинения и идеи Грамши важными. [51]
Государство и гражданское общество [ править ]
Теория гегемонии Грамши связана с его концепцией капиталистического государства. Грамши не понимает государство в узком смысле правительства. Вместо этого он делит его между политическим обществом (полиция, армия, правовая система и т. д.) — ареной политических институтов и законного конституционного контроля — и гражданским обществом (семья, система образования, профсоюзы и т. д.) — обычно рассматривается как частная или негосударственная сфера, которая является посредником между государством и экономикой. [52] Он подчеркивает, что это разделение носит чисто концептуальный характер и что в реальности они часто совпадают. [53]
Грамши утверждает, что капиталистическое государство правит посредством силы и согласия: политическое общество — это царство силы, а гражданское общество — это царство согласия. Он утверждает, что при современном капитализме буржуазия может сохранить свой экономический контроль, позволяя удовлетворять определенные требования профсоюзов и массовых политических партий внутри гражданского общества в политической сфере. Таким образом, буржуазия участвует в пассивной революции , выходя за рамки своих непосредственных экономических интересов и позволяя формам своей гегемонии меняться. Грамши утверждает, что такие движения, как реформизм и фашизм, а также научный менеджмент и конвейера методы Фредерика Уинслоу Тейлора и Генри Форда соответственно, являются примерами этого.
Опираясь на Никколо Макиавелли , Грамши утверждает, что современный принц — революционная партия — является силой, которая позволит рабочему классу развивать органических интеллектуалов и альтернативную гегемонию внутри гражданского общества. Для Грамши сложная природа современного гражданского общества означает, что позиционная война, проводимая революционерами посредством политической агитации, профсоюзов, развития пролетарской культуры и других способов создания противостоящего гражданского общества, была необходима наряду с маневренной войной. — прямая революция — для того, чтобы совершить успешную революцию без опасности контрреволюции или вырождения.
Несмотря на свое утверждение о том, что границы между ними могут быть размыты, Грамши отвергает поклонение государству, возникающее в результате приравнивания политического общества к гражданскому обществу, как это делали якобинцы и фашисты. Он считает, что историческая задача пролетариата состоит в создании регулируемого общества, в котором политическое общество уменьшается, а гражданское общество расширяется. Он определяет отмирание государства как полное развитие способности гражданского общества саморегулироваться. [52]
Историзм [ править ]
Как и молодой Маркс , Грамши был решительным сторонником историзма . [54] По мнению Грамши, весь смысл вытекает из связи между человеческой практической деятельностью (или практикой ) и объективными историческими и социальными процессами, частью которых она является. Идеи невозможно понять вне их социального и исторического контекста, вне их функции и происхождения. Концепции, с помощью которых мы организуем наше знание о мире, вытекают главным образом не из нашего отношения к объектам , а, скорее, из социальных отношений между пользователями этих концепций. В результате не существует такой вещи, как неизменная человеческая природа , а есть только исторически изменчивые социальные отношения. Более того, философия и наука не отражают независимую от человека реальность. Скорее, можно сказать, что теория верна, когда в любой данной исторической ситуации она выражает реальную тенденцию развития этой ситуации.
Для большинства марксистов истина была истиной, независимо от того, когда и где она была известна, и научные знания, включая марксизм, накапливались исторически как продвижение истины в этом обыденном смысле. С этой точки зрения марксизм (или марксистская теория истории и экономики) не принадлежал к иллюзорному царству надстройки, поскольку это наука. Напротив, Грамши считал, что марксизм верен в социально-прагматическом смысле: формулируя сознание пролетариата классовое , марксизм выражал истину своего времени лучше, чем любая другая теория. Эта антисциентистская и антипозитивистская позиция была обязана влиянию Бенедетто Кроче . В то же время следует подчеркнуть, что абсолютный историзм Грамши порвал с тенденцией Кроче к обеспечению метафизического синтеза исторических судеб. Хотя Грамши отвергает это обвинение, его историческое понимание истины подверглось критике как форма релятивизма . [55]
экономизма Критика
В предтюремной статье под названием «Революция против капитала » Грамши писал, что Октябрьская революция в России лишила силы идею о том, что социалистическая революция должна ждать полного развития капиталистических производительных сил. [56] Это отражало его мнение о том, что марксизм не является детерминистской философией. Принцип причинного примата производительных сил был ошибочным пониманием марксизма. И экономические, и культурные изменения являются выражением основного исторического процесса, и трудно сказать, какая сфера имеет приоритет над другой.
Вера с самых ранних лет рабочего движения в то, что оно неизбежно победит в силу исторических законов, была продуктом исторических обстоятельств угнетенного класса, ограничивавшегося главным образом оборонительными действиями. От этой фаталистической доктрины необходимо отказаться как от помехи, как только рабочий класс сможет взять на себя инициативу. Поскольку марксизм — это философия практики, он не может полагаться на невидимые исторические законы как на движущую силу социальных изменений. История определяется человеческой практикой и, следовательно, включает в себя человеческую волю. Тем не менее сила воли не может добиться всего, чего ей хочется в той или иной ситуации: когда сознание рабочего класса достигнет необходимой для действия стадии развития, оно столкнется с историческими обстоятельствами, которые не могут быть произвольно изменены. Исторической неизбежностью не предопределено, какое из нескольких возможных событий произойдет в результате.
Его критика экономического детерминизма распространилась на критику, которую практикуют синдикалисты итальянских профсоюзов. Он считал, что многие профсоюзные деятели остановились на реформистском, постепенном подходе, отказываясь бороться не только на экономическом фронте, но и на политическом фронте. По мнению Грамши, точно так же, как правящий класс может выходить за рамки своих непосредственных экономических интересов, чтобы реорганизовать формы своей гегемонии, так и рабочий класс должен представлять свои собственные интересы как соответствующие всеобщему развитию общества. В то время как Грамши рассматривал профсоюзы как один из органов контргегемонистской силы в капиталистическом обществе, лидеры профсоюзов просто видели в этих организациях средство улучшения условий внутри существующей структуры. Грамши называл взгляды этих профсоюзных активистов вульгарным экономизмом, который он приравнивал к скрытому реформизму и либерализму .
Критика материализма [ править ]
В силу своей веры в то, что человеческая история и коллективная практика определяют, имеет ли какой-либо философский вопрос смысл или нет, взгляды Грамши противоречат метафизическому материализму и теории копирования, выдвинутой Фридрихом Энгельсом . [57] [58] и Ленин, [59] хотя он прямо об этом не заявляет. Для Грамши марксизм не имеет дело с реальностью, которая существует сама по себе, независимо от человечества. [60] Концепция объективной вселенной вне человеческой истории и человеческой практики была аналогична вере в Бога. [61] Грамши определял объективность как универсальную интерсубъективность, которая должна утвердиться в будущем коммунистическом обществе. [61] Таким образом, естественная история имела смысл только по отношению к человеческой истории. По его мнению, философский материализм возник из-за отсутствия критического мышления. [62] и нельзя сказать, что он выступает против религиозных догм и суеверий. [63] Несмотря на это, Грамши смирился с существованием этой, возможно, более грубой формы марксизма. Марксизм был философией пролетариата, подчиненного класса, и поэтому часто мог быть выражен только в форме народных суеверий и здравого смысла. [64] Тем не менее, было необходимо эффективно бросить вызов идеологиям образованных классов, а для этого марксисты должны представить свою философию в более сложной форме и попытаться по-настоящему понять взгляды своих оппонентов.
Наследие [ править ]
По данным американского социалистического журнала Jacobin , Грамши «является одним из наиболее цитируемых итальянских авторов — безусловно, самым цитируемым итальянским марксистом за всю историю — и одним из самых знаменитых марксистских философов двадцатого века » . неортодоксальный марксизм распространится по всему миру». [65]
Идея Грамши исходит от организованных левых политических сил , но также стала важной фигурой в текущих академических дискуссиях в области культурных исследований и критической теории . Политические теоретики из политического центра и политических правых также нашли понимание его концепций; например, его идея гегемонии стала широко цитироваться. Его влияние особенно сильно в современной политической науке , такой как неограмшианство . Его критики обвиняют его в пропаганде идеи борьбы за власть посредством идей. Они считают, что грамшианский подход к философскому анализу, отраженный в современных академических противоречиях, находится в противоречии с открытыми либеральными исследованиями, основанными на аполитическом прочтении классиков западной культуры.
Наследие Грамши как социалиста было встречено неоднозначно. [46] : 6–7 Тольятти, который возглавил партию (переименованную в 1943 году в Итальянскую коммунистическую партию , PCI) после Второй мировой войны и чей постепенный подход был предшественником еврокоммунизма , заявил, что практика PCI в этот период соответствовала мысли Грамши. [66] [67] Предполагается, что его, скорее всего, исключили бы из партии, если бы были известны его истинные взгляды, особенно его растущая враждебность к Иосифу Сталину . [41]
Одна из проблем для Грамши касалась его выступлений на темы насилия и того, когда оно может быть оправдано или нет. Когда был убит социалист Джакомо Маттеотти , Грамши не осудил это убийство. Маттеотти уже призывал к верховенству закона и был убит фашистами за эту позицию. Это убийство вызвало кризис итальянского фашистского режима, которым Грамши мог воспользоваться. [68] Историк Жан-Ив Фретинье утверждает, что Грамши и социалисты в целом были наивны в своей оценке фашистов и в результате недооценили жестокость, на которую был способен режим. [69]
Футбольная ассоциация [ править ]
Как и его соотечественник-туринец и коммунист Пальмиро Тольятти , Грамши интересовался ассоциативным футболом , который становился спортом с огромным количеством поклонников и был избран фашистским режимом в Италии национальным видом спорта, и, как говорят, был сторонником «Ювентуса» , как и его соотечественник. были и другие известные коммунистические и левые лидеры. [70] [71] [72] 16 декабря 1988 года газета PCI l'Unità опубликовала на первой полосе статью под названием «Грамши болел за «Ювентус». Подписанный Джорджио Фабре, он содержал несколько писем, в которых Грамши спрашивал у Пьеро Сраффа «новости из нашего «Ювентуса». Несмотря на то, что эти письма позже оказались ложными, статья остается частью библиографии Грамшиана и вызвала многочисленные реакции, в том числе со стороны Джампьеро Бониперти , который на следующий день от имени клуба заявил в La Stampa : «Мы рады узнать, что Среди наших болельщиков были личности, которые ознаменовали эпоху с политической, экономической и интеллектуальной точки зрения. Это показывает, что «Ювентус» действительно обладает чем-то особенным, очарованием, которое никогда не теряло силы с годами». Интерес Грамши к футболу восходит к статье от 16 августа 1918 года в газете PSI Avanti! под названием «Футбол и Скопоне». Пятнадцать лет спустя он указал на вырождение аплодисментов на стадионах, которое возникло с приходом фашизма и последующей национализацией спорта, что, по его словам, уничтожило политические и профсоюзные обязательства. [73]
Библиография [ править ]
Коллекции [ править ]
- Предтюремные сочинения (издательство Кембриджского университета)
- Тюремные записные книжки (три тома) (издательство Колумбийского университета)
- Отрывки из тюремных тетрадей (международные издательства)
Эссе [ править ]
- Газеты и рабочие (1916)
- Люди или машины? (1916)
- Один год истории (1918)
См. также [ править ]
- Артикуляция (социология)
- Теология освобождения
- Школа Праксис
- Субальтерн (постколониализм)
- Подчиненные исследования
- Объединение Италии
Ссылки [ править ]
- ^ «Гуманистический марксизм Грамши» . 23 июня 2016 г.
- ^ «Грамши, Антонио» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 14 мая 2021 года . Проверено 6 июля 2023 г.
- ^ «Грамши» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 3 мая 2019 г.
- ^ Сассун 1991d , с. 446.
- ^ Хараламбос и Холборн 2013 , стр. 597–598.
- ^ «Италия, Ористано, Ористано. Гражданское состояние (Трибунале), 1866–1940» . Семейный поиск . Архивировано из оригинала 9 ноября 2016 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «IGSN 9 – Новые новости о отцовской семье Грамши» . Международное общество Грамши . Проверено 15 марта 2017 г.
- ^ «Итальянцы албанского происхождения, отличившиеся на протяжении веков» . Иль Торинезе (на итальянском языке). 8 января 2016 года . Проверено 5 мая 2018 г.
- ^ Пипа, Арши (1989). Языковая политика в социалистической Албании . Боулдер, Колорадо: Восточноевропейские монографии. п. 234. ИСБН 978-0-88033-168-5 . «Я сам не принадлежу к какой-либо расе. Мой отец недавнего албанского происхождения. Семья бежала из Эпира после или во время войн 1821 года <за независимость Греции> и быстро итальянизировалась». Lettere dal carcere (Письма из тюрьмы), изд. С. Каприоглои и Э. Фубини (Эйнауди, Турин, 1965), стр. 507–508».
- ^ «IGSN 9 – Новые новости о отцовской семье Грамши» . www.internationalgramscisociety.org .
- ^ «Генеалогия Грамшисов» .
- ^ Манзелли, Джангвидо (2004). «Итальянский и албанский: сходство и контрасты» . В Гецци, Кьяра; Герини, Федерика; Молинелли, Пьера (ред.). Сравнение итальянского языка и языков иммигрантов: размышления о педагогической практике, Материалы конференции-семинара, Бергамо, 23–25 июня 2003 г. Издания Гуэрра. п. 161. ИСБН 978-8877157072 . «Антонио Грамши, родившийся в Алеше (Ористано) в 1891 году, основатель Коммунистической партии Италии в 1921 году, арестованный в 1926 году, умер в Риме в 1937 году, носил в своей фамилии очевидное албанское происхождение семьи (Грамш или Грамши, с последний определенный артикль в -i — это название города в центральной Албании)».
- ^ Джермино, Данте Л. (1990). Антонио Грамши: архитектор новой политики . Батон-Руж: Издательство Университета штата Луизиана . п. 157. ИСБН 978-0-8071-1553-4 .
- ^ Хоар и Смит 1971 , с. XVIII.
- ^ Хоар и Смит 1971 , стр. xviii–xix.
- ^ Крехан, Кейт (2002). Грамши, культура и антропология . Издательство Калифорнийского университета. п. 14. ISBN 0520236025 .
- ^ Маркович, Дэниел М. (2011) «Грамши, Антонио», в Энциклопедии теории литературы и культуры , изд. Майкл Райан, ISBN 9781-405183123
- ^ Сантанджело 2021 , с. 216.
- ^ Антонио Грамши, Исторический словарь Треккани . Treccani.it (8 ноября 1926 г.). Проверено 24 апреля 2017 г.
- ^ Хоар и Смит 1971 , с. XIX.
- ^ Антонио Грамши и сардинский вопрос , под редакцией Гвидо Мелиса, Кальяри, Делла Торре, 1975
- ^ «Почему Антонио Грамши важен для социологов» . МысльКо .
- ^ Холл, Стюарт (июнь 1986 г.). « Значимость Грамши для изучения расы и этнической принадлежности ». Журнал коммуникационных исследований 10 (2), 5–27, Sage Journals
- ^ (на итальянском языке) Грамши и лабораторный остров La Nuova Sardegna . Архивировано 25 апреля 2021 года в Wayback Machine . Ricerca.gelocal.it (3 мая 2004 г.). Проверено 24 апреля 2017 г.
- ^ Хоар и Смит 1971 , с. хх.
- ^ Хоар и Смит 1971 , с. XXV.
- ^ Дейана, Джан Луиджи (23 июня 2017 г.). «Наследие Антонио Грамши» .
- ^ Хоар и Смит 1971 , с. XXI.
- ^ Хоар и Смит 1971 , с. ххх.
- ^ Хоар и Смит 1971 , стр. xxx–xxxi.
- ^ Лешек Колаковский – Основные течения марксизма – Его возникновение, рост и упадок – Том III – Распад . Издательство Оксфордского университета. 1978. С. 223 . ISBN 978-0-19-824570-4 .
- ^ Стивен, Марк (9 мая 2023 г.). Классовая война: литературная история . Книги Версо. стр. 197 . ISBN 978-1-83976-069-3 .
- ^ Фемия, Дж. (1998). Макиавеллистское наследие: очерки итальянской политической мысли . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. п. 107. ИСБН 978-0-230-37992-3 . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ Хоар и Смит 1971 , с. XLVI.
- ^ Фотография жены Грамши и их двух сыновей на итальянском веб-сайте Антонио Грамши .
- ^ Крехан, Кейт (2002). Грамши, культура и антропология . Издательство Калифорнийского университета. п. 17. ISBN 0520236025 .
- ^ Вакка, Джузеппе (2012). Жизнь и мысли Антонио Грамши . Турин: Эйнауди.
- ^ Хоар и Смит 1971 , с. lxxxix.
- ^ Хоар и Смит 1971 , с. xcii.
- ^ Гарретт, Пол Майкл (4 июля 2018 г.). «Размышления с Антонио Грамши». Социальная работа и социальная теория . Политическая пресса. стр. 103–122. дои : 10.51952/9781447341925.ch006 . ISBN 978-1-4473-4192-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джонс 2006 , с. 25.
- ^ Хоар и Смит 1971 , с. xiii.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хоар и Смит 1971 , с. xciv.
- ^ Эбнер 2011 , стр. 76, 105, 144, 150. Эбнер говорит, что Муссолини «организовал дела таких выдающихся антифашистов, как Грамши» (стр. 150), но на самом деле режим «редко предоставлял свободу ведущим коммунистам». Партийные боевики» (с. 144). Либеральные критики политики тюремного заключения Муссолини сравнивали такую политику с «медленной смертью» (стр. 105). О утверждениях Муссолини о мягком режиме см., в частности, главу 5 «Политика помилования».
- ^ Грамши-младший, Антонио (1 декабря 2016 г.). «Антонио Грамши-младший, мой дедушка» . Новый левый обзор . № 102 . Проверено 8 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Андерсон, Перри (ноябрь – декабрь 1976 г.). «Антиномии Антонио Грамши» . Новый левый обзор . Я (100). Обзор новых левых: 5–78.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сассун 1991c , с. 230.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кирнан 1991 , с. 259.
- ^ Грамши 1971 , с. 9.
- ^ Крехан, Кейт (2016). Здравый смысл Грамши: неравенство и его повествования . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-6219-7 .
- ^ Мэйо, Питер (июнь 2008 г.). «Антонио Грамши и его значение для образования взрослых» (PDF) . Образовательная философия и теория . 40 (3): 418–435. дои : 10.1111/j.1469-5812.2007.00357.x . S2CID 143570823 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сассун 1991b , с. 83.
- ^ Грамши 1971 , с. 160.
- ^ Грамши 1971 , стр. 404–407.
- ^ Лешек Колаковский – Основные течения марксизма – Его возникновение, рост и упадок – Том III – Распад . Издательство Оксфордского университета. 1978. стр. 228–231 . ISBN 978-0-19-824570-4 .
- ^ Сассун 1991a , с. 221.
- ^ Фридрих Энгельс: Анти-Дюринг
- ^ Фридрих Энгельс: Диалектика природы
- ^ Ленин: Материализм и эмпириокритицизм .
- ^ Грамши 1971 , стр. 440–448.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грамши 1971 , с. 445.
- ^ Грамши 1971 , стр. 444–445.
- ^ Грамши 1971 , с. 420.
- ^ Грамши 1971 , стр. 419–425.
- ^ Маккаферри, Марсия (1 ноября 2021 г.). «Как идеи Антонио Грамши стали глобальными» . Якобинец . Проверено 26 июля 2023 г.
- ^ Фемиа, Джозеф П. (апрель 1987 г.). «Мирный путь к социализму?». Политическая мысль Грамши: гегемония, сознание и революционный процесс (изд. в мягкой обложке). Оксфордский университет Пресс. стр. 190–216. doi : 10.1093/acprof:oso/9780198275435.003.0006 . ISBN 978-9-0045-0334-2 .
- ^ Лигуори, Гвидо (21 декабря 2021 г.). «Грамши и итальянский путь к социализму (1956–59)». Оспариваемый Грамши: интерпретации, дебаты и полемика, 1922–2012 гг . Исторический материализм. Перевод Брауде, Ричарда (изд. электронной книги). Брилл. стр. 94–123. дои : 10.1163/9789004503342_005 . ISBN 978-0-1982-7543-5 . S2CID 245586587 .
- ^ Фретинье 2021 , стр. 156–159.
- ^ Фретинье 2021 , стр. 182–183.
- ^ Ромео, Илария (7 февраля 2018 г.). «Между революцией и «Ювентусом». Страсть лидеров PCI к футболу» . Красная полоса (на итальянском языке) . Проверено 4 июля 2023 г.
По этому поводу адвокат Аньелли заявил в «Ла Стампа»: «Я отправил в газету фотографию матча «Ювентуса» 1948 года, где я был рядом с Тольятти. Он, как и все коммунистические лидеры определенного поколения и определенного класса, был выходцем из «Ювентуса». У меня никогда не было возможности проверить, любит ли Берлингуер «Ювентус»; но по некоторым его реакциям, которые я имел возможность видеть на стадионе, мне кажется, что его сердце тоже было черно-белым» (из открытого письма Лучано Лама Аньелли отвечает Ламе на «Ювентус», «La Stampa» , 6 марта 1991 г., стр. 33).
[В связи с этим [Джанни] Аньелли заявил в "Ла Стампа": "Я отправил в газету фотографию матча "Ювентуса" в 1948 году, где я был рядом с Тольятти. Он, как и все коммунистические лидеры определенного поколения и определенного класс, был болельщиком «Ювентуса», но по некоторым его реакциям, которые я имел возможность видеть на стадионе, мне кажется, что его сердце тоже было черно-белым» (из открытого письма Лучано Ламе, — отвечает Аньелли. Ламе о Жюве, "Ла Стампа", 6 марта 1991 г., стр. 33).] - ^ Кочча, Паскуале (25 сентября 2021 г.). «Коммунисты выходят на поле боя» . Манифест (на итальянском языке) . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Майненте, Андреа (3 августа 2022 г.). «Коммунистический Ювентус» . Журнал Contrasti (на итальянском языке) . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Маньо, Микеле (25 сентября 2021 г.). «Грамши и Тольятти, революция и Ювентус» . Журнал Start (на итальянском языке) . Проверено 4 июля 2023 г.
«И вы рассчитываете начать революцию, не зная результатов «Ювентуса»?» Другими словами, не зная настроения людей, вы просите подняться? Глава КПРФ, поклонник «Старой синьоры», таким образом упрекнул своего заместителя в непризнании важности такого массового явления, как футбол, избранный фашизмом в качестве национального вида спорта, способного повлиять на менталитет и обычаи населения. рабочий класс. Этот момент уже привлек внимание Антонио Грамши на заре двадцатого века. Об этом свидетельствует знаменитая статья «Футбол и Скопоне», опубликованная 16 августа 1918 года в «Аванти!».
["И вы ожидаете, что мы совершим революцию, не зная результатов "Ювентуса"?" То есть, не зная настроений народа, как вы попросите [народ] подняться? Глава КПРФ, фанат «Старой синьоры», таким образом упрекнул своего заместителя в игнорировании важности такого массового явления, как футбол, избранный фашизмом в качестве национального вида спорта, способного повлиять на менталитет и нравы трудящихся. сорт. Этот момент уже привлек внимание Антонио Грамши на заре двадцатого века. Свидетельствуйте знаменитую статью «Футбол и Скопоне», опубликованную 16 августа 1918 года в журнале «Аванти»!]
Цитированные источники [ править ]
- Альтюссер, Луи (1971), Ленин и философия , Лондон: Monthly Review Press, ISBN 978-1583670392 .
- Андерсон, Перри (ноябрь – декабрь 1976 г.). «Антиномии Антонио Грамши» . Новый левый обзор . Я (100). Обзор новых левых: 5–78.
- Эбнер, Майкл (2011). Обычное насилие в Италии Муссолини . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. С. 76, 105, 144, 150.
- Фретинье, Жан-Ив (2021). Жить — значит сопротивляться: Жизнь Антонио Грамши . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 156–159, 182–183.
- Грамши, Антонио (1971). Выдержки из тюремных тетрадей . Международные издательства. ISBN 0-7178-0397-Х .
- Хараламбос, Майкл; Холборн, Мартин (2013), Темы и перспективы социологии (8-е изд.), Нью-Йорк: HarperCollins , ISBN 978-0-00-749882-6
- Хоар, Квинтин; Смит, Джеффри Ноуэлл (1971), «Введение», «Выдержки из тюремных тетрадей » Грамши, Антонио, Хоара, Квентина; Смит, Джеффри Ноуэлл (ред.), Нью-Йорк: International Publishers, стр. xvii–xcvi, ISBN. 0-7178-0397-Х
- Джонс, Стивен (2006), Антонио Грамши , критические мыслители Routledge, Routledge, ISBN 0-415-31947-1 .
- Кирнан, В.Г. (1991). «Интеллектуалы». В Боттоморе, Том ; Харрис, Лоуренс; Кирнан, В.Г.; Милибэнд, Ральф (ред.). Словарь марксистской мысли (2-е изд.). Блэквелл Паблишерс Лтд. 259. ИСБН 0-631-16481-2 .
- Колаковский, Лешек (2005). Основные течения марксизма . Лондон: WW Norton & Company. ISBN 978-0-393-32943-8 .
- Сассун, Энн Шоустэк (1991a). «Антонио Грамши». В Боттоморе, Том ; Харрис, Лоуренс; Кирнан, В.Г .; Милибэнд, Ральф (ред.). Словарь марксистской мысли (2-е изд.). Blackwell Publishers Ltd., стр. 221–223. ISBN 0-631-16481-2 .
- Сассун, Энн Шоустэк (1991b). «Гражданское общество». В Боттоморе, Том ; Харрис, Лоуренс; Кирнан, В.Г .; Милибэнд, Ральф (ред.). Словарь марксистской мысли (2-е изд.). Blackwell Publishers Ltd., стр. 83–85. ISBN 0-631-16481-2 .
- Сассун, Энн Шоустэк (1991c). «Гегемония». В Боттоморе, Том ; Харрис, Лоуренс; Кирнан, В.Г .; Милибэнд, Ральф (ред.). Словарь марксистской мысли (2-е изд.). Blackwell Publishers Ltd., стр. 229–231. ISBN 0-631-16481-2 .
- Сантанджело, Федерико (2021). «Между цезаризмом и космополитизмом: Юлий Цезарь как историческая проблема в Грамши». В Зуккетти, Эмилио; Чимино, Анна Мария (ред.). Антонио Грамши и древний мир . Тейлор и Фрэнсис. стр. 201–221. ISBN 978-0429510359 .
- Сассун, Энн Шоустэк (1991d), «Тюремные тетради», в Боттоморе, Том ; Харрис, Лоуренс; Кирнан, В.Г .; Милибэнд, Ральф (ред.), Словарь марксистской мысли (2-е изд.), Blackwell Publishers Ltd., стр. 446–447, ISBN 0-631-16481-2
Дальнейшее чтение [ править ]
- Адамсон, Уолтер Л. (2014). Гегемония и революция: политическая и культурная теория Антонио Грамши . Брэттлборо, Вирджиния: Echo Point Books & Media. ISBN 9781626549098 .
- Андерсон, Перри (ноябрь – декабрь 1976 г.). «Антиномии Антонио Грамши» . Новый левый обзор . Я (100). Обзор новых левых: 5–78.
- Акечи, Франческо (сентябрь – декабрь 2018 г.). «Грамши нового начала» (PDF) . Международный журнал культурных, лингвистических и литературных исследований (на итальянском языке) (Тетрадь 12, Приложение к № 19): 223.
- Боггс, Карл (1984). Две революции: Грамши и дилеммы западного марксизма . Лондон: Саут-Энд Пресс . ISBN 978-0-89608-226-7 .
- Боттомор, Том (1992). Словарь марксистской мысли . Издательство Блэквелл. ISBN 978-0-631-18082-1 .
- Дайнотто, Роберто М.; Джеймсон, Фредрик, ред. (28 августа 2020 г.). Грамши в мире . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-1-4780-0849-1 .
- Дэвидсон, Аластер (2018). Антонио Грамши: На пути к интеллектуальной биографии . Книги Хеймаркет. ISBN 9781608468256 .
- Фемия, Джозеф В. (1981). Политическая мысль Грамши: гегемония, сознание и революционный процесс . Кларендон Пресс. ISBN 0-19-827251-0 .
- Фонсека, Марко (2016). Критика гражданского общества Грамши. К новой концепции гегемонии . Рутледж. ISBN 978-1-13-848649-2 .
- Грамши, Антонио (1971). Выдержки из тюремных тетрадей . Международные издательства. ISBN 978-0-7178-0397-2 .
- Гривз, Найджел (2009). Марксизм Грамши: восстановление философии истории и политики . Издательство Трубадор. ISBN 978-1-84876-127-8 .
- Харман, Крис (9 апреля 2007 г.). «Грамши, тюремные тетради и философия» . Международный социализм .
- Хендерсон, Хэмиш (зима 1987–1988 гг.). Росс, Рэймонд Дж. (ред.). «Антонио Грамши». Ценкраст . 28 : 22–26. ISSN 0264-0856 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - Джей, Мартин (1986). Марксизм и тотальность: приключения концепции от Лукача до Хабермаса . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-05742-5 .
- Джолл, Джеймс (1977). Антонио Грамши . Нью-Йорк: Викинг Пресс. ISBN 978-0-670-12942-3 .
- Колаковский, Лешек (1981). Основные течения марксизма, Vol. III: Распад . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-285109-3 .
- Холл, Стюарт (июнь 1986 г.). «Значимость Грамши для изучения расы и этнической принадлежности». Журнал коммуникационных исследований . 10 (2): 5–27. дои : 10.1177/019685998601000202 . S2CID 53782 .
- Майтан, Ливио (1978). Революционный марксизм Антонио Грамши . Милан: Новые международные издания.
- МакНелли, Марк (11 августа 2015 г.). Антонио Грамши . Спрингер. ISBN 978-1-137-33418-3 .
- Оннис, Омар; Муредду, Мануэль (2019). прославленный Жизнь, смерть и чудеса сорока сардинских личностей (на итальянском языке). Шестой: Домус де Янас. ISBN 978-88-97084-90-7 . OCLC 1124656644 .
- Пасторе, Херардо (2011). Антонио Грамши: Социальный вопрос и социологический вопрос . Херардо Пасторе. ISBN 978-88-7467-059-8 .
- Сантуччи, Антонио А. (2010). Антонио Грамши . Ежемесячный обзор прессы. ISBN 978-1-58367-210-5 .
- Томас, Питер Д. (2009). Грамшианский момент: философия, гегемония и марксизм . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-16771-1 .
- Камметт, Джон М. (1967). Антонио Грамши и истоки итальянского коммунизма . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0804701426 .
Внешние ссылки [ править ]
- Памятник месту рождения Антонио Грамши, Алеш, Сардиния (на итальянском языке)
- Недавние дебаты по поводу Грамши. Между «ортодоксальностью» и ревизионизмом в Nitalenium Edizioni (на итальянском языке)
Институты [ править ]
- Международное общество Грамши
- Фонд Института Грамши
- Ассоциация мест рождения Антонио Грамши
- Антонио Грамши , 1891–1937 (на итальянском языке)
Тексты Грамши [ править ]
- Сочинения Грамши в Интернет-архивной библиотеке марксистов
- Journal.telospress.com Грамши: «Заметки о языке» – Телос
Статьи о Грамши [ править ]
- Статьи о Грамши на Journal.telospress.com
- Труделл, Меган; и др.: «Революционное наследие Грамши» , International Socialism 2007, выпуск 117.
- Мартин, Джеймс: Антонио Грамши , Стэнфордская энциклопедия философии . 13 января 2023 г.
- Робайна, Роберто: «Грамши и революция: необходимое разъяснение» , Международный социализм
- Якопович, Дэн: «Революция и партия в мысли Грамши: современное применение»
- Вклад Грамши в сферу образования взрослых и народного образования – www.infed.org
- «Жизнь и творчество Антонио Грамши» - www.theory.org.uk (в архиве)
- Хеджес, Крис : «Антонио Грамши и битва против фашизма» – Truthdig . 4 июня 2017 г.
- Джессоп, Боб : Лекции по Грамши (четыре занятия со звуком).
- Антонио Грамши
- 1891 рождений
- 1937 смертей
- Итальянские философы XX века
- Итальянские политики ХХ века
- Арбереши люди
- Похороны на протестантском кладбище в Риме.
- Писатели-экономисты
- Экофеминистки
- Исполнительный комитет Коммунистического Интернационала
- Итальянские антикапиталисты
- Итальянские антифашисты
- Итальянские авентинские сепаратисты
- Итальянские экологи
- Итальянские феминистки
- Итальянские журналисты-мужчины
- Итальянские марксисты
- Редакторы итальянских газет
- Основатели итальянской газеты
- Итальянцы албанского происхождения
- Итальянцы происхождения Арбереше
- Итальянцы, умершие в тюрьме
- Итальянские политические философы
- Итальянские социалисты
- Политики Итальянской Социалистической партии
- Журналисты, умершие в тюрьме
- Марксистские гуманисты
- Итальянские журналисты-марксисты
- Марксистские феминистки
- Теоретики марксизма
- Итальянские писатели-марксисты
- Жители провинции Ористано
- Заключенные, умершие в итальянском заключении
- Выпускники Туринского университета
- Лауреаты премии Виареджио
- Итальянские писатели
- Авторы писем 20-го века
- Итальянские коммунисты