Происхождение семьи, частной собственности и государства
Автор | Фридрих Энгельс |
---|---|
Оригинальное название | Происхождение семьи, частной собственности и государства |
Язык | немецкий |
Предметы | Капитализм , Гендерные роли , Нуклеарная семья , Патриархат |
Дата публикации | 1884 |
Опубликовано на английском языке | 1902 |
Текст | Происхождение семьи, частной собственности и государства в Wikisource |
«Происхождение семьи, частной собственности и государства: в свете исследований Льюиса Х. Моргана» ( нем . Der Ursprung der Familie, des Privateigentums und des Staats ) — антропологический трактат Фридриха Энгельса 1884 года . Частично он основан на примечаниях Карла Маркса к Льюиса Х. Моргана книге «Древнее общество» (1877). Книга представляет собой раннюю историческую материалистическую работу и считается одной из первых крупных работ по семейной экономике .
Резюме [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2022 г. ) |
Часть серии о |
Феминистская философия |
---|
Древнее общество [ править ]
«Происхождение семьи, частной собственности и государства» Моргана начинается с обширного обсуждения « Древнего общества» , целью которого является описание основных стадий человеческого развития и согласуется с работой о том, что первым домашним институтом в истории человечества был матрилинейный клан. Морган был новаторским американским антропологом и бизнес-юристом, отстаивавшим земельные права коренных американцев. Традиционно ирокезы жили в общинных длинных домах на основе матрилинейного происхождения и матрилокального проживания , что давало женщинам большую власть. Энгельс подчеркивал теоретическое значение выделения Морганом матрилинейного клана:
Повторное открытие первоначального рода по материнскому праву как стадии, предшествующей появлению рода по отцовскому праву у цивилизованных народов, имеет для истории первобытного общества такое же значение , как теория эволюции Дарвина имеет для биологии, а теория прибавочной стоимости Маркса для политической жизни. экономика.
— Энгельс, Фридрих (1884). «Предисловие к четвертому изданию». Происхождение семьи, частной собственности и государства . Нью-Йорк: Следопыт Пресс . С. 27–38, цитата – на стр. 36.
Первобытный коммунизм , по мнению Моргана и Энгельса, был основан на матрилинейном клане, где женщины жили со своими классификационными сестрами, применяя принцип, согласно которому «ребенок моей сестры - мой ребенок». Поскольку они жили и работали вместе, женщины в этих общинных домохозяйствах чувствовали крепкие узы солидарности друг с другом, что позволяло им при необходимости принимать меры против отказывающихся сотрудничать мужчин. Энгельс приводит этот отрывок из письма Моргану, написанного миссионером, много лет жившим среди сенека-ирокезов:
Что касается их семейного строя, то при заселении старых длинных домов, вероятно, преобладал какой-то один клан, однако женщины брали себе мужей из других кланов; а иногда, для новинки, некоторые из их сыновей приводили к себе молодых жен до тех пор, пока не чувствовали себя достаточно храбрыми, чтобы оставить своих матерей. Обычно женская часть управляла домом и, несомненно, была достаточно клановой. Магазины были общими; но горе несчастному мужу или любовнику, который был слишком нерадив, чтобы внести свою долю в обеспечение. Сколько бы детей и каких бы вещей ни было у него в доме, ему в любой момент могли приказать собрать одеяло и сдвинуться с места; и после таких приказов ему было бы вредно пытаться не подчиняться. В доме ему будет слишком жарко; и, если его не спасет заступничество какой-нибудь тети или бабушки, он должен вернуться в свой род; или, как это часто делалось, пойти и заключить новый супружеский союз в каком-нибудь другом. Женщины были великой силой среди кланов, как и везде. Они не колебались, когда того требовал случай, «сбить рога», как это технически называлось, с головы вождя и отправить его обратно в ряды воинов. Первоначальное назначение вождей также всегда оставалось за ними.
— Морган, Льюис Х. (1877). Древнее общество . Лондон: Макмиллан. п. 455.
По мнению Моргана, рост отчуждаемого имущества лишил женщин прав, вызвав переход к патрилокальному проживанию и отцовскому происхождению:
Таким образом, это изменило положение жены и матери в доме; она была другого рода, как ее дети, так и ее муж; и в условиях моногамии теперь была изолирована от своих сородичей-язычников, живя в отдельном и исключительном доме своего мужа. Ее новое положение имело тенденцию подорвать и разрушить ту власть и влияние, которые создавали происхождение по женской линии и дома с совместным многоквартирным домом.
— Морган, Льюис Х. (1881). Дома и быт американских аборигенов . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета . п. 128.
Развитие человеческого общества и семьи [ править ]
Энгельс добавил политическое влияние к исследованиям Моргана о женщинах в доисторические времена , описывая «ниспровержение материнского права» как «всемирно-историческое поражение женского пола»; он объяснил это поражение возникновением земледелия и скотоводства. В ответ большинство социальных антропологов двадцатого века сочли теорию матрилинейного приоритета несостоятельной. [1] [2] хотя ученые -феминистки 1970-1980-х годов (особенно социалистические и радикальные феминистки ) пытались возродить его с ограниченным успехом. [3] В последние годы биологи-эволюционисты, генетики и палеоантропологи переоценили эти проблемы, многие ссылаясь на генетические и другие доказательства того, что раннее человеческое родство в конце концов могло быть матрилинейным. [4]
Энгельс подчеркивает важность социальных отношений власти и контроля над материальными ресурсами, а не предполагаемых психологических недостатков «примитивных» людей. В глазах Моргана и Энгельса такие термины, как «дикость» и «варварство», были уважительными и почетными, а не отрицательными. Энгельс суммирует три основных этапа Моргана следующим образом:
- Дикость – период, когда преобладает присвоение человеком продуктов в их естественном состоянии; продукты человеческого искусства являются главным образом инструментами, способствующими этому присвоению.
- Варварство – период, в течение которого человек учится разводить домашних животных и заниматься сельским хозяйством, а также овладевает методами увеличения запасов натуральных продуктов посредством деятельности человека.
- Цивилизация – период, когда человек учится более совершенному применению труда к продуктам природы, период собственно промышленности и искусства.
В следующей главе о семье Энгельс пытается связать переход к этим стадиям с изменением способа определения семьи и правил, по которым она управляется. Многое из этого еще взято у Моргана, хотя Энгельс начинает вкраплять в текст свои собственные идеи о роли семьи. Морган признает четыре стадии развития семьи.
Родственно -кровная семья — это первая стадия семьи и, как таковой, главный показатель нашей превосходящей природы по сравнению с животными. В этом штате брачные группы разделены по поколениям. Отношения мужа и жены сразу и сообща предполагаются между мужчинами и женщинами одного поколения. Единственным табу являются сексуальные отношения между двумя поколениями (т.е. отцом и дочерью, бабушкой и внуком).
Пуналуальная семья, вторая стадия, расширяет табу на инцест , включив в него половые сношения между братьями и сестрами, включая всех двоюродных братьев и сестер одного поколения. Это предотвращает большинство кровосмесительных отношений. Разделение патриархальной и матриархальной линий делило семью на роды . Скрещивание внутри рода было запрещено (антропология) , хотя двоюродные братья из отдельных родов все еще могли размножаться.
В парной семье первые признаки парности встречаются в семьях, где у мужа одна основная жена. Инбридинг практически искореняется путем предотвращения браков между двумя членами семьи, даже отдаленно связанными, а отношения также начинают приближаться к моногамии. Большую роль в семье начинают играть собственность и экономика, поскольку парная семья несла ответственность за владение конкретными товарами и имуществом. Полигамия по-прежнему распространена среди мужчин, но уже не среди женщин, поскольку их верность гарантировала бы законность ребенка. Женщины играют высшую роль в семье как хранительницы домашнего хозяйства и хранители законности. Парная семья — форма, характерная для низших ступеней варварства. Однако на данный момент, когда мужчина умер, его наследство все еще было передано его роду, а не его потомству. Энгельс называет это экономическое преимущество мужчины в сочетании с отсутствием у женщины права претендовать на собственность для себя или своих детей (которые стали ее собственностью после развода) как ниспровержение материнского права, которое было «всемирно-историческим поражением женщины». секс». Для Энгельса владение собственностью создало первое существенное разделение между мужчинами и женщинами, в котором женщина была ниже.
О моногамной семье Энгельс пишет:
Оно развивается из парной семьи, как мы уже показали, в период перехода от средней к высшей стадии варварства. Ее окончательная победа является одним из признаков зарождающейся цивилизации. Оно основано на превосходстве мужчин с ярко выраженной целью воспитания детей бесспорной отцовской линии. Последнее необходимо, потому что эти дети впоследствии унаследуют состояние своего отца. Моногамная семья отличается от парной гораздо большей прочностью брака, который уже не может быть расторгнут по желанию любой из сторон. Как правило, только мужчина еще может его расторгнуть и бросить жену.
— Энгельс, Фридрих (1884). «Предисловие к четвертому изданию». Происхождение семьи, частной собственности и государства . Нью-Йорк: Следопыт Пресс . п. 75.
Семья и имущество [ править ]
Идеи Энгельса о роли собственности в создании современной семьи и как таковой современной цивилизации начинают становиться более прозрачными во второй части главы 2, когда он начинает разрабатывать вопрос о моногамных отношениях и свободе вступать в брак. (или отказаться) от таких отношений. Буржуазное право диктует правила взаимоотношений и наследования. Таким образом, два партнера, даже если их брак не заключен по договоренности, всегда будут помнить о сохранении наследства и поэтому никогда не будут полностью свободны в выборе своего партнера. Энгельс утверждает, что отношения, основанные на правах собственности и принудительной моногамии, приведут лишь к распространению сексуальной безнравственности и проституции .
Единственным классом, по мнению Энгельса, который свободен от этих ограничений собственности и, как следствие, от опасности морального разложения, является пролетариат , поскольку у него нет денежных средств, которые являются основой (а также угрозой) буржуазный . брак Таким образом, моногамия гарантируется тем фактом, что это добровольные сексуальные отношения.
Социальная революция, которая, по мнению Энгельса, вот-вот должна была произойти, устранит классовые различия, а следовательно, и необходимость проституции и порабощения женщин. Если бы мужчинам нужно было заботиться только о сексуальной любви, а не о собственности и наследстве, тогда моногамия стала бы естественной.
История публикаций [ править ]
Предыстория [ править ]
После смерти своего друга и единомышленника Карла Маркса в 1883 году Энгельс стал его литературным душеприказчиком, систематизируя его различные сочинения и подготавливая их к публикации. Хотя это занятие и отнимало много времени, оно не полностью занимало свободное время Энгельса, и он продолжал читать и писать на собственные темы. [ нужна ссылка ]
Хотя рукопись Энгельса 1883 года «Диалектика природы» осталась незавершенной и неопубликованной, он успешно опубликовал Der Ursprung der Familie, des Privateigenthums und des Staats: Im Anschluss an Forschungen Льюиса Х. Моргана ( «Происхождение семьи, частной собственности и государства: в свете исследований Льюиса Х. Моргана ) в Цюрихе весной 1884 года.
Написание « Происхождения семьи» началось в начале апреля 1884 года и завершилось 26 мая. [5] Энгельс начал работу над трактатом после прочтения рукописного обзора Маркса « Древнего общества» Льюиса Х. Моргана; или «Исследования линий человеческого прогресса от дикости, через варварство к цивилизации» , впервые опубликованные в Лондоне в 1877 году. [6] Энгельс считал, что Маркс намеревался создать критическую трактовку идей, предложенных Морганом, в целой книге, и стремился создать такую рукопись, чтобы выполнить пожелания своего покойного товарища. [6]
Энгельс признал эти мотивы, отметив в предисловии к первому изданию, что «Маркс оставил за собой привилегию изложить результаты исследований Моргана в связи с его собственным материалистическим пониманием истории», поскольку последний «своим образом открыл заново «В Америке эта теория возникла у Маркса десятилетия назад. [7]
Процесс написания [ править ]
первого антисоциалистического закона Первым побуждением Энгельса было добиться публикации в Германии, несмотря на принятие правительством канцлера Отто фон Бисмарка . 26 апреля 1884 года Энгельс написал письмо своему близкому политическому соратнику Карлу Каутскому , в котором заявил, что пытается «подшутить над Бисмарком», написав что-то, «что он положительно не сможет запретить». [8] Он считал эту цель недостижимой из-за дискуссий Моргана о природе моногамии и взаимосвязи между частной собственностью на собственность и классовой борьбой , однако это делало «абсолютно невозможным формулировку таким образом, чтобы соответствовать антисоциалистическому закону». . [9]
Энгельс рассматривал открытия Моргана как «фактическую основу, которой нам до сих пор не хватало» для предыстории современной классовой борьбы. [9] станет важным дополнением к теории исторического материализма . Он считал, что «тщательная проработка, тщательное взвешивание и представление идей Моргана как единое целое» [9] Это должно было стать политической целью его проекта «Происхождение семьи» .
Работа над книгой была завершена — за исключением правок последней главы — 22 мая 1884 года, когда рукопись была отправлена Эдуарду Бернштейну в Цюрих. [10] Окончательное решение о том, печатать ли книгу в Штутгарте «под фальшивым стилем», скрывая запрещенное имя Энгельса, или сразу же без изменений в швейцарском издании, было передано Энгельсом Бернштейну. [10] Был выбран последний вариант действий: книга вышла в печать в начале октября. [6]
Его первой целью было заявить, что матриархат основан на распущенности, как это доказал Бахофен, который фактически сказал, что он основан на моногамии. [ нужна ссылка ]
Издания [ править ]
Первое издание Der Ursprung der Familie появилось в Цюрихе в октябре 1884 года, причем возможность публикации в Германии была предотвращена Антисоциалистическим законом Бисмарка. [6] Два последующих немецких издания, каждое в точности повторяющее первое цюрихское издание, были опубликованы в Штутгарте в 1886 и 1889 годах. [6]
Книга была переведена на ряд европейских языков и опубликована в течение десятилетия 1880-х годов, включая польский , румынский , итальянский , датский и сербский . [6]
Изменения в текст были внесены Энгельсом для четвертого издания на немецком языке, опубликованного в 1891 году, с попыткой включить современные открытия в области антропологии и этнографии . в работу [6]
Первое англоязычное издание вышло только в 1902 году. [6] когда Чарльз Х. Керр поручил Эрнесту Унтерманну сделать перевод для «Стандартной социалистической серии» популярных карманных изданий, выпущенных его компанией Charles H. Kerr & Co. из Чикаго. Работа широко переиздавалась на протяжении 20-го и 21-го веков и считается одной из плодотворных работ Энгельса. [6]
Ссылки [ править ]
- ^ Малиновский, Б. (1956). Монтегю, М.Ф. Эшли (ред.). Брак: прошлое и настоящее. Дебаты Робера Бриффо и Бронислава Малиновского . Бостон: Портер Сарджент.
- ^ Харрис, М. (1969). Возникновение антропологической теории . Лондон: Рутледж . п. 305.
- ^ Ликок, Э.Б. 1981. Мифы о мужском доминировании. Сборник статей о женщинах в разных культурах . Нью-Йорк: Ежемесячный обзор Press.
- ^ Крис Найт, 2012. Энгельс был прав: раннее человеческое родство было матрилинейным. .
- ↑ Andrushchenko, Marx & Engels 1990 , p. 130.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Andrushchenko, Marx & Engels 1990 , p. 640.
- ^ Фридрих Энгельс, «Предисловие автора к первому изданию», в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» . Эрнест Унтерманн, пер. Чикаго: Чарльз Х. Керр и компания, 1902; стр. 9.
- ^ Фридрих Энгельс в Лондоне Карлу Каутскому в Цюрих, 26 апреля 1884 г., в книге Карла Маркса и Фридриха Энгельса, Собрание сочинений: Том 47: Энгельс, 1883-86. Нью-Йорк: Международные издательства, 1995; стр. 131-132.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Энгельс Каутскому, 26 апреля 1884 г., с. 132.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фридрих Энгельс в Лондоне Эдуарду Бернштейну в Цюрих, 22 мая 1884 г., в книге Карла Маркса и Фридриха Энгельса, Собрание сочинений: Том 47: Энгельс, 1883–86. Нью-Йорк: Международные издательства, 1995; стр. 136-137.
Библиография [ править ]
- Андрущенко Татьяна; Маркс, Карл ; Энгельс, Фридрих (1990). «Вступительная записка к книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства: в свете исследований Льюиса Х. Моргана ». Собрание сочинений . Том. 26: Фридрих Энгельс, 1882–89. Нью-Йорк: Международные издательства.
Внешние ссылки [ править ]
- Происхождение семьи, частной собственности и государства. Эрнест Унтерманн, пер. Чикаго: Чарльз Х. Керр и компания, 1909. — Идентичен первому англоязычному изданию.
- Происхождение семьи, частной собственности и государства. Альтернативный перевод. Нью-Йорк: Международные издатели, без даты [ок. 1933].
- HTML-версия на немецком языке.
- HTML на английском языке в марксистском Интернет-архиве
- Советский учебный буклет