Бетти Фридан
Бетти Фридан | |
---|---|
Рожденный | Бетти Наоми Гольдштейн 4 февраля 1921 г. Пеория, Иллинойс , США |
Умер | 4 февраля 2006 г. Вашингтон, округ Колумбия, США | (85 лет)
Образование | |
Занятия |
|
Заметная работа | Женская мистика (1963) |
Супруг | Карл Фридан |
Дети | 3, включая Дэниела |
Бетти ( / ˈ f r iː d ən , fr iː ˈ ; d æ n , fr ɪ - / Фридан [1] 4 февраля 1921 — 4 февраля 2006) — американская писательница -феминистка и активистка. , вышедшей в 1963 году, ведущей фигуре женского движения в Соединенных Штатах, Ее книге «Загадка женственности» часто приписывают начало второй волны американского феминизма в 20 веке. В 1966 году Фридан стала соучредителем и была избрана первым президентом Национальной организации женщин (NOW), целью которой было вовлечение женщин «в основной поток американского общества теперь [в] полностью равноправном партнерстве с мужчинами».
В 1970 году, после ухода с поста первого президента NOW, Фридан организовала общенациональную женскую забастовку за равенство 26 августа, в 50-ю годовщину принятия Девятнадцатой поправки к Конституции США, предоставляющей женщинам право голоса . Национальная забастовка превзошла все ожидания и способствовала расширению феминистского движения; Марш под руководством Фридана только в Нью-Йорке собрал более 50 000 человек.
В 1971 году Фридан присоединилась к другим ведущим феминисткам, чтобы основать Национальное женское политическое собрание . Фридан также была решительным сторонником предложенной поправки о равных правах к Конституции Соединенных Штатов, которая была принята Палатой представителей Соединенных Штатов (354–24 голосами) и Сенатом (84–8) после интенсивного давления со стороны женских групп во главе с NOW. в начале 1970-х годов. После принятия поправки Конгрессом Фридан выступила за ратификацию поправки в штатах и поддержала другие реформы в области прав женщин: она основала Национальную ассоциацию за отмену законов об абортах, но позже критиковала позиции многих либеральных феминисток, ориентированные на аборты.
Считающийся влиятельным писателем и интеллектуалом в Соединенных Штатах, Фридан оставался активным в политике и правозащитной деятельности до конца 1990-х годов, написав шесть книг. Еще в 1960-е годы Фридан критиковала поляризованные и крайние фракции феминизма, которые нападали на такие группы, как мужчины и домохозяйки. Одна из ее более поздних книг, «Второй этап» (1981), подвергла критике то, что Фридан считала экстремистскими крайностями некоторых феминисток. [2]
Ранняя жизнь [ править ]
Фридан родилась Бетти Наоми Гольдштейн. [3] [4] [5] 4 февраля 1921 года в Пеории, штат Иллинойс . [6] Гарри и Мириам (Хорвиц) Гольдштейны, чьи еврейские семьи были выходцами из России и Венгрии. [7] [8] Гарри владел ювелирным магазином в Пеории, а Мириам писала для светской страницы газеты, когда отец Фридана заболел. Новая жизнь ее матери вне дома казалась ей гораздо более приятной.
В юности Фридан была активна как в марксистских , так и в еврейских кругах; Позже она писала, что временами чувствовала себя изолированной от последнего сообщества и чувствовала, что ее «страсть против несправедливости ... возникла из моего чувства несправедливости антисемитизма». [9] Она училась в средней школе Пеории и стала работать в школьной газете. Когда ее заявка на написание колонки была отклонена, она и шесть других друзей запустили литературный журнал Tide , в котором обсуждалась семейная жизнь, а не школьная.
Фридан поступила в женский колледж Смита в 1938 году. На первом году обучения она выиграла стипендию за выдающуюся успеваемость. На втором курсе она заинтересовалась поэзией и опубликовала множество стихов в студенческих изданиях. В 1941 году она стала главным редактором журнала SCAN (Smith College Associated News). Под ее руководством редакционные статьи стали более политическими, заняли решительную антивоенную позицию и иногда вызывали споры. [9] В 1942 году она окончила с отличием факультет Фи Бета Каппа по специальности психология . Во время учебы в Смите она жила в Чапин-Хаусе. [10]
В 1943 году она провела год в Калифорнийском университете в Беркли по программе аспирантуры по психологии у Эрика Эриксона . [11] Она стала более политически активной, продолжая общаться с марксистами (многие из ее друзей находились под следствием ФБР ). [9] В своих мемуарах она утверждала, что тогдашний парень заставил ее отказаться от докторской степени. стипендию для дальнейшего обучения и отказа от академической карьеры.
Писательская карьера [ править ]
До 1963 года [ править ]
Покинув Беркли, Бетти стала журналисткой левых и профсоюзных изданий. Между 1943 и 1946 годами она писала для Federated Press , а с 1946 по 1952 год работала в United Electrical Workers газете UE News . Одним из ее заданий был доклад о работе Комитета Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности . [11]
К тому времени, когда Фридан вышла замуж, в 1952 году ее уволили из профсоюзной газеты UE News, поскольку она была беременна вторым ребенком. [12] После ухода из UE News она стала внештатным автором различных журналов, в том числе Cosmopolitan . [11]
По словам биографа Фридан Дэниела Горовица, Фридан начала свою деятельность как профсоюзный журналист, когда впервые узнала о притеснении и исключении женщин, хотя сама Фридан оспаривала такую интерпретацию своей работы. [13]
Женская мистика [ править ]
На своей 15-й встрече в колледже в 1957 году Фридан провела опрос выпускников колледжей, сосредоточив внимание на их образовании, последующем опыте и удовлетворенности своей нынешней жизнью. Она начала публиковать статьи о том, что она назвала «проблемой, у которой нет названия», и получила восторженные отклики от многих домохозяек, благодарных за то, что они не одни столкнулись с этой проблемой. [14]
Берега усыпаны жертвами женской мистики. Они действительно отказались от собственного образования, чтобы позволить своим мужьям закончить колледж, а затем, возможно, вопреки собственному желанию, десять или пятнадцать лет спустя, они оказались в беде из-за развода. Сильнейшие справлялись более-менее хорошо, но женщине сорока пяти-пятидесяти лет было не так-то просто продвинуться по профессии и построить новую жизнь для себя и своих детей или только для себя одной. [15]
Затем Фридан решила переработать и расширить эту тему в книге « Загадка женственности» . Опубликованный в 1963 году, он изображал роль женщин в индустриальных обществах работающей полный рабочий день , особенно роль домохозяйки, , которую Фридан считала удушающей. [14] В своей книге Фридан описала депрессивную домохозяйку из пригорода, которая бросила колледж в 19 лет, чтобы выйти замуж и вырастить четверых детей. [16] Она рассказала о своем собственном «ужасе» одиночества, написала, что ни разу в жизни не видела позитивную женщину-образец для подражания, которая работала бы вне дома и содержала семью, и привела многочисленные случаи, когда домохозяйки чувствовали себя в такой же ловушке. Исходя из своего психологического опыта, она раскритиковала , Фрейда теорию зависти к пенису отметив множество парадоксов в его работах, и предложила некоторые ответы женщинам, желающим получить дальнейшее образование. [17]
«Проблема, у которой нет названия», была описана Фриданом в начале книги:
Эта проблема долгие годы оставалась скрытой и невысказанной в умах американских женщин. Это было странное волнение, чувство неудовлетворенности, тоски [то есть тоски], от которого страдали женщины в середине 20-го века в Соединенных Штатах. Каждая пригородная [домашняя]жена боролась с этим в одиночку. Заправляя кровати, покупая продукты... она боялась задать даже самой себе немой вопрос: «И это все?» [18]
Фридан утверждала, что женщины так же способны, как и мужчины, к любому виду работы или любой карьере, вопреки аргументам средств массовой информации, педагогов и психологов об обратном. [3] Ее книга была важна не только потому, что она бросила вызов гегемонистскому сексизму в американском обществе, но и потому, что она отличалась от общего акцента аргументов 19-го и начала 20-го века в пользу расширения женского образования , политических прав и участия в социальных движениях . В то время как феминистки «первой волны» часто разделяли эссенциалистский взгляд на женскую природу и корпоративистский взгляд на общество, утверждая, что избирательное право, образование и участие женщин в общественной жизни повысят частоту браков , сделают женщин лучшими женами и матерями и улучшат национальное положение. и международное здоровье и эффективность , [19] [20] [21] Фридан основывала права женщин на том, что она назвала «основной потребностью человека в росте, воле мужчины быть всем, чем он может быть». [22] Ограничения 1950-х годов и ощущение заточённости многих женщин, вынужденных выполнять эти роли, повлияли на американских женщин, которые вскоре начали посещать занятия по повышению сознательности и лоббировать реформу репрессивных законов и социальных взглядов, ограничивающих женщин.
Книга стала бестселлером, что, по мнению многих историков, послужило толчком для « второй волны » женского движения в США и существенно повлияло на национальные и мировые события. [23]
Первоначально Фридан намеревалась написать продолжение «Загадки женственности », которое должно было называться «Женщина: Четвертое измерение» , но вместо этого написала лишь статью с таким названием, которая появилась в « Женском домашнем журнале» в июне 1964 года. [24] [25]
Другие работы [ править ]
Внешние видео | |
---|---|
Интервью в буклетах с Фриданом о «Фонтане возраста» , 28 ноября 1993 г. , C-SPAN [26] |
Фридан опубликовал шесть книг. Среди других ее книг — «Второй этап» , «Это изменило мою жизнь: статьи о женском движении» , «За пределами гендера» и «Фонтан возраста» . Ее автобиография Life so Far была опубликована в 2000 году.
Она также писала для журналов и газет:
- Колонки в журнале Макколла , 1971–1974 гг. [27]
- Статьи для The New York Times Magazine , Newsday , Harper's , Saturday Review , Mademoiselle , Ladies' Home Journal , Family Circle , TV Guide и True . [28]
женском движении в Активизм
женщин организация Национальная
В 1966 году Фридан стала соучредителем и первым президентом Национальной организации женщин . [29] Некоторые из основателей NOW, в том числе Фридан, были вдохновлены неспособностью Комиссии по равным возможностям трудоустройства обеспечить соблюдение Раздела VII Закона о гражданских правах 1964 года ; на Третьей национальной конференции государственных комиссий по положению женщин им было запрещено издавать резолюцию, в которой рекомендовалось EEOC выполнить свой юридический мандат по прекращению дискриминации по признаку пола в сфере занятости. [30] [31] Таким образом, они собрались в гостиничном номере Фридана, чтобы сформировать новую организацию. [31] На бумажной салфетке Фридан нацарапал аббревиатуру «СЕЙЧАС». [31] Позже еще больше людей стали основателями NOW на Организационной конференции NOW в октябре 1966 года. [32] Фридан вместе с Паули Мюрреем написали заявление о целях NOW; оригинал был нацарапан на салфетке Фриданом. [33] При Фридане NOW яростно выступала за юридическое равенство женщин и мужчин.
СЕЙЧАС лоббировал соблюдение Раздела VII Закона о гражданских правах 1964 года и Закона о равной оплате труда 1963 года , первых двух крупных законодательных побед движения, и заставил Комиссию по равным возможностям в сфере занятости перестать игнорировать и начать относиться к ним с достоинством и безотлагательно. , предъявлены иски, связанные с дискриминацией по признаку пола. Они успешно провели кампанию за принятие Указа 1967 года, распространяющего те же позитивные действия, которые предоставляются чернокожим женщинам, а также за решение EEOC 1968 года, постановляющее о незаконной сегрегации по признаку пола рекламы в сфере помощи, которое позже было поддержано Верховным судом. NOW открыто поддержала легализацию абортов, вопрос, который разделил некоторых феминисток. В 1960-х годах среди женщин также вызвала разногласия Поправка о равных правах , которую СЕЙЧАС полностью одобрили; к 1970-м годам женщины и профсоюзы, выступавшие против ERA, с энтузиазмом отнеслись к этому и начали полностью его поддерживать. NOW также лоббировал создание национальных детских садов. [3]
NOW также помог женщинам получить равный доступ к общественным местам. Например, «Дубовой комнате» в отеля «Плаза» в Нью-Йорке по будням проводились обеды только для мужчин до 1969 года, пока Фридан и другие члены NOW не устроили акцию протеста. [34]
Несмотря на успех, достигнутый СЕЙЧАС при Фридан, ее решение оказать давление на организацию «Равные возможности трудоустройства» с целью использования Раздела VII Закона о гражданских правах 1964 года для обеспечения большего количества возможностей трудоустройства среди американских женщин встретило яростное сопротивление внутри организации. [35] Присоединяясь к аргументам афроамериканских членов группы, многие лидеры NOW признали, что огромное количество афроамериканцев мужского и женского пола, живущих за чертой бедности, нуждается в большем количестве возможностей трудоустройства, чем женщины из среднего и высшего класса. [36] Фридан ушел с поста президента в 1969 году. [37]
В 1973 году Фридан основала Первый женский банк и трастовую компанию.
Женская равенство за забастовка
В 1970 году СЕЙЧАС, под руководством Фридана, сыграло важную роль в отклонении Сенатом США президента Ричарда М. Никсона кандидата в Верховный суд Дж. Харролда Карсвелла , который выступал против Закона о гражданских правах 1964 года, предоставляющего (среди прочего) равенство женщин на рабочем месте. с мужчинами. 26 августа 1970 года, в 50-ю годовщину принятия поправки к Конституции, касающейся избирательного права женщин , Фридан организовала национальную женскую забастовку за равенство и возглавила марш, в котором приняли участие около 20 000 женщин в Нью-Йорке. [38] [39] [40] Хотя основной целью марша было продвижение равных возможностей для женщин в сфере труда и образования, [41] протестующие и организаторы мероприятия также требовали права на аборт и создания центров по уходу за детьми. [41]
Фридан рассказал о Забастовке за равенство:
Всевозможные женские группы по всей стране будут использовать эту неделю 26 августа, в частности, чтобы указать на те области женской жизни, которые еще не затронуты. Например, вопрос равенства перед законом; мы заинтересованы в поправке о равных правах. Вопрос о детских садах, которые совершенно неадекватны обществу и которые необходимы женщинам, если они собираются занять свое законное положение с точки зрения помощи в принятии решений общества. Вопрос о праве женщины контролировать свои репродуктивные процессы, то есть законы, запрещающие аборты в государстве или включающие их в уголовные законы; Я думаю, что это будет закон, к которому мы будем обращаться. [42]
Поэтому я думаю, что отдельные женщины отреагируют по-разному; кто-то не будет готовить в этот день, кто-то будет вести диалог со своим мужем(ами), кто-то будет присутствовать на митингах и демонстрациях, которые пройдут по всей стране. Другие будут писать вещи, которые помогут им определить, куда они хотят идти. Некоторые будут оказывать давление на своих сенаторов и конгрессменов, чтобы они приняли законы, затрагивающие женщин. Я не думаю, что можно прийти к какому-то одному пункту, женщины будут делать свое дело по-своему. [42]
отмену законов об абортах за Национальная ассоциация
Фридан основал Национальную ассоциацию за отмену законов об абортах , переименованную в Национальную лигу действий за права на аборт после того, как Верховный суд легализовал аборты в 1973 году.
Политика [ править ]
В 1970 году Фридан возглавила других феминисток, сорвавших выдвижение кандидата в Верховный суд Дж. Харролда Карсуэлла , чья история расовой дискриминации и антифеминизма сделала его неприемлемым и непригодным для заседаний в высшем суде страны практически для всех, кто борется за гражданские права и феминистские движения. . Страстные показания Фридана перед Сенатом способствовали провалу выдвижения Карсуэлла. [43]
В 1971 году Фридан вместе со многими другими ведущими лидерами женского движения, включая Глорию Стайнем (с которой у нее было легендарное соперничество), основала Национальное женское политическое собрание . [44]
В 1972 году Фридан безуспешно баллотировался в качестве делегата на Национальном съезде Демократической партии 1972 года в поддержку конгрессмена Ширли Чисхолм . В том году в DNC Фридан сыграла очень заметную роль и выступила на съезде, хотя у нее были разногласия с другими женщинами, особенно со Стейнем, по поводу того, что и как там следует делать. [45]
и Образ единство движения
Одна из самых влиятельных феминисток ХХ века, Фридан (помимо многих других) выступала против приравнивания феминизма к лесбиянству. Еще в 1964 году, в самом начале движения, и всего через год после публикации «Тайны женственности» , Фридан появилась на телевидении, чтобы обратить внимание на тот факт, что средства массовой информации в тот момент пытались отмахнуться от движения как от шутки и центрального аргумента. и споры о том, носить ли бюстгальтеры или нет, и другие вопросы, которые считаются смешными. [46] В 1982 году, после второй волны, она написала книгу для постфеминистских 1980-х годов под названием « Второй этап» о семейной жизни, основанной на том, что женщины преодолели социальные и правовые препятствия. [33] [46] [47]
Она подтолкнула феминистское движение сосредоточиться на экономических вопросах, особенно на равенстве в сфере труда и бизнеса, а также на обеспечении ухода за детьми и других средствах, с помощью которых и женщины, и мужчины могли бы сбалансировать семью и работу. Она попыталась уменьшить внимание к абортам, поскольку проблема уже решена, а также к изнасилованиям и порнографии, которые, по ее мнению, большинство женщин не считают приоритетными. [48]
Связанные проблемы [ править ]
политика Лесбийская
Когда она выросла в Пеории, штат Иллинойс , она знала только одного гея. Она сказала: «Сама идея гомосексуализма вызывала у меня глубокую тревогу». [49] Позже она призналась, что вела себя очень прямолинейно и чувствовала себя некомфортно в отношении гомосексуализма. «Женское движение было не о сексе, а о равных возможностях в сфере труда и всего остального. Да, я полагаю, вам придется сказать, что свобода сексуального выбора является частью этого, но это не должно быть главным вопросом». . [50] [Примечание 1] [Примечание 2] Поначалу она игнорировала лесбиянок в Национальной организации женщин ( СЕЙЧАС ) и возражала против того, что она считала их требованиями равного времени. [49] «Гомосексуальность... это, по моему мнению, не то, чем является женское движение». [51] Выступая против всех репрессий, писала она, она отказалась носить фиолетовую повязку на руке в знак политической солидарности, считая это не частью основных проблем абортов и ухода за детьми . [52]
Но в 1977 году на Национальной женской конференции она поддержала резолюцию о правах лесбиянок, «которой все думали, что я буду против», чтобы «предотвратить любые дебаты» и перейти к другим вопросам, которые, по ее мнению, были более важными и менее вызывающими разногласия в усилиях по добавить Поправку о равных правах ( ERA ) в Конституцию США . [53] Она приняла лесбийскую сексуальность, хотя и не ее политизацию. [54] В 1995 году на Четвертой Всемирной конференции Организации Объединенных Наций по положению женщин в Пекине, Китай, она обнаружила, что китайские власти дали таксистам совет о том, что обнаженные лесбиянки будут «резвиться» в своих машинах, а водители должны повесить простыни на окнах своих такси. и что у лесбиянок будет СПИД, и поэтому водителям следует возить с собой дезинфицирующие средства, чтобы быть «смехотворными», «невероятно глупыми» и «оскорбительными». [55] В 1997 году она писала, что «дети… в идеале будут от матери и отца». [56] В 2000 году она написала: «Теперь я более спокойно отношусь к этому вопросу». [57]
Выбор аборта [ править ]
Она поддержала концепцию, согласно которой аборт — это выбор женщины, что он не должен быть преступлением или исключительно выбором врача или кого-либо еще, причастного к этому, и помогла сформировать NARAL (теперь NARAL Pro-Choice America ) в то время, когда программа планирования семьи не была но поддерживает. [58] Предполагаемые угрозы смертью в адрес ее выступления об абортах привели к отмене двух мероприятий, хотя впоследствии одно из принимающих учреждений, Колледж Лойолы, пригласило ее снова выступить по вопросам абортов и других прав гомосексуалистов, и она так и сделала. [59] Ее проект первого заявления о целях СЕЙЧАС включал в себя план абортов, но СЕЙЧАС не включал его до следующего года. [60]
В 1980 году она считала, что аборт должен происходить в контексте «решения иметь детей» - формулировку, поддержанную римско-католическим священником, организовавшим участие католиков в конференции Белого дома по проблемам семьи в этом году. [61] хотя, возможно, не епископами над ним. [62] Резолюция, воплощающая эту формулировку, была принята на конференции 460 голосами против 114, тогда как резолюция, касающаяся абортов, ERA и «сексуальных предпочтений», была принята только 292–291, и это только после того, как 50 противников абортов вышли из игры и поэтому не проголосовали за нее. это. [63] Она не согласилась с резолюцией, в которой аборты рассматривались в более феминистских терминах и которая была представлена на региональной конференции в Миннеаполисе по итогам той же конференции по проблемам семьи в Белом доме, полагая, что она вызывает большую поляризацию, в то время как ее составители, очевидно, сочли формулировку Фридан слишком консервативной. [64]
По состоянию на 2000 год, писала она, ссылаясь на «СЕЙЧАС» и другие женские организации как на «временной сдвиг», «на мой взгляд, абортам уделяется слишком много внимания. ... [В] недавнем времени лет меня немного беспокоит узкая направленность движения на аборты, как если бы это была единственная и самая важная проблема для женщин, хотя это не так». [65] Она спросила: «Почему бы нам не объединить усилия со всеми, кто истинно уважает жизнь, включая католиков, выступающих против абортов, и не бороться за выбор иметь детей?» [66]
Порнография [ править ]
Она присоединилась к почти 200 другим организациям «Феминистки за свободу слова» , выступившим против Закона о компенсации жертвам порнографии . «Подавлять свободу слова во имя защиты женщин опасно и неправильно», - сказала Фридан. «Даже некоторые рекламные объявления о синих джинсах оскорбительны и унижают достоинство. Я не против бойкота, но не думаю, что их следует подавлять». [67]
Война [ править ]
В 1968 году Фридан подписал « Протест против военных налогов для писателей и редакторов », пообещав отказаться от уплаты налогов в знак протеста против войны во Вьетнаме. [68]
Насилие с применением огнестрельного оружия [ править ]
Фридан вместе с Энн Рейсс Лейн стала сооснователем организации «Женщины против насилия с применением огнестрельного оружия» в 1994 году. [69] [70]
Влияние [ править ]
Фридан приписывают начало современного феминистского движения и написание книги, которая является одним из краеугольных камней американского феминизма. [71] Ее активистская деятельность и книга «Загадка женственности» оказали решающее влияние на авторов, педагогов, писателей, антропологов, журналистов, активисток, организаций, союзов и обычных женщин, принимающих участие в феминистском движении. [72] Аллан Вулф в книге «Мистика Бетти Фридан» пишет: «Она помогла изменить не только мышление, но и жизнь многих американских женщин, но последние книги ставят под сомнение интеллектуальные и личные источники ее работы». [71] велись некоторые дебаты Хотя с момента публикации работы Фридан в «Тайне женственности» , нет никаких сомнений в том, что ее работа за равенство женщин была искренней и целеустремленной.
Джудит Хеннесси ( «Бетти Фридан: Ее жизнь ») и Дэниел Горовиц, профессор американских исследований в Смит-колледже , также писали о Фридане. Горовиц исследовал участие Фридан в женском движении до того, как она начала работать над «Тайной женственности». [9] и указал, что феминизм Фридан зародился не в 1950-х годах, а даже раньше, в 1940-х. [9] Сосредоточив свое исследование на идеях Фридан в феминизме, а не на ее личной жизни. [9] Книга Горовица отвела Фридан важную роль в истории американского феминизма. [9]
Жюстин Блау также находилась под сильным влиянием Фридана. В книге «Бетти Фридан: Феминистка Блау» писала о влиянии феминистского движения на личную и профессиональную жизнь Фридан. [73] Лиза Фреденксен Боханнон в книге «Женское творчество: история Бетти Фридан» углубилась в личную жизнь Фридан и написала о ее отношениях с матерью. [74] Сандра Генри и Эмили Тайц ( Бетти Фридан, борец за права женщин ) и Сьюзен Тейлор Бойд ( Бетти Фридан: Голос прав женщин, Защитники прав человека ) написали биографии о жизни и творчестве Фридан. Журналист Джананн Шеман написала книгу под названием «Интервью с Бетти Фридан», содержащую интервью с Фридан для The New York Times , Work Women и Playboy , среди других. Сосредоточив внимание на интервью, касающихся взглядов Фридан на мужчин, женщин и американскую семью, Шеман проследил жизнь Фридан с помощью анализа « Загадки женственности» . [75]
Фридан (среди других) была показана в документальном фильме 2013 года «Создатели: женщины, которые делают Америку » о женском движении. [76]
В 2014 году биография Фридана была добавлена в Американскую национальную биографию онлайн (ANB). [24] [77]
Личность [ править ]
В некрологе Фридан в New York Times отмечалось, что она была «крайне резкой» и могла быть «тонкокожей и властной, подверженной всплескам кричащего темперамента».
Внимание средств массовой информации будет сосредоточено на феминистках, оценивающих друг друга по личности и внешности, что является источником хорошо задокументированной антипатии Бетти Фридан и Глории Стайнем. [78] В феврале 2006 года, вскоре после смерти Фридан, писательница-феминистка Жермен Грир статью опубликовала в The Guardian : [79] в котором она описала Фридана как напыщенного и эгоистичного , несколько требовательного, а иногда и эгоистичного, сославшись на несколько инцидентов во время турне по Ирану в 1972 году . [3]
Бетти Фридан «практически в одиночку изменила ход человеческой истории». В это верит ее бывший муж Карл Фридан; Бетти тоже в это верила. Это убеждение во многом определяло поведение Бетти; она бы задохнулась от возмущения, если бы не получила того уважения, которого, по ее мнению, заслуживала. Хотя ее поведение часто было утомительным, я решил, что она права. Женщины не получат того уважения, которого они заслуживают, если они не обладают мужской властью; если они представляют женщин, их будут называть «любовью» и ожидать, что они уберут за собой. Бетти хотела изменить это навсегда.
- Жермен Грир, «Бетти, которую я знала», The Guardian (7 февраля 2006 г.) [80]
Действительно, Карл Фридан сказал: «Она изменила ход истории почти в одиночку. Понадобилась целеустремленная, сверхагрессивная, эгоцентричная, почти сумасшедшая динамо-машина, чтобы потрясти мир так, как она это сделала. К сожалению, дома она была тем же самым человеком. , где такое поведение не работает. Она просто никогда этого не понимала». [81]
Писательница Камилла Палья , на которую Фридан осудил в интервью Playboy , написала ей краткий некролог в Entertainment Weekly :
Бетти Фридан не боялась, что ее назовут резкой. Она следовала своим феминистским принципам с яркой воинственностью, которая стала слишком редкостью в эти яппифицированные времена. Она ненавидела девчачье поведение и буржуазные приличия и никогда не теряла своей земной национальности.
- Камилла Палья, 29 декабря 2006 г. / 5 января 2007 г., двойной выпуск «Конец года», [82] раздел Прощание, стр. 94
Правда в том, что я всегда была вспыльчивой сукой. Некоторые говорят, что я смягчился. Я не знаю.
- Бетти Фридан, Жизнь до сих пор [83]
Единственный путь для женщины, как и для мужчины, найти себя, познать себя как личность – это собственный творческий труд.
— Бетти Фридан, «Загадка женственности». [84]
Личная жизнь [ править ]
Она вышла замуж за Карла Фридана ( урожденного Фридмана ), театрального продюсера, в 1947 году, когда работала в UE News. Она продолжала работать после замужества; сначала как наемный работник, а после 1952 года как журналист-фрилансер. Пара развелась в мае 1969 года, а Карл умер в декабре 2005 года.
Фридан заявила В своих мемуарах « Жизнь до сих пор » (2000) , что Карл избивал ее во время их брака; такие друзья, как Долорес Александер, вспоминали, как перед пресс-конференциями им приходилось прикрывать синяки под глазами от жестокого обращения с Карлом (Brownmiller 1999, стр. 70). Карл отрицал, что оскорблял ее в интервью журналу Time вскоре после публикации книги, назвав это утверждение «полным вымыслом». [3] Позже она сказала в программе « Доброе утро, Америка» : «Мне почти хотелось бы даже не писать об этом, потому что это было разрекламировано вне контекста. Мой муж не был избивателем жен, и я не была пассивной жертвой избивателя жен. .Мы много ссорились, и он был больше меня».
У Карла и Бетти Фридан было трое детей: Дэниел , Эмили и Джонатан. Она выросла в еврейской семье, но была агностиком. [Примечание 3] В 1973 году Фридан был одним из тех, кто подписал Гуманистический манифест II . [86]
Смерть [ править ]
Фридан умерла от застойной сердечной недостаточности в своем доме в Вашингтоне, округ Колумбия, 4 февраля 2006 года, в свой 85-й день рождения. [Примечание 4]
Документы [ править ]
Некоторые из статей Фридана хранятся в Библиотеке Шлезингера , Институте Рэдклиффа, Гарвардском университете, Кембридже, Массачусетс. [87]
Награды и почести [ править ]
- Почетный доктор гуманитарных наук Смит-колледжа (1975). [88]
- Гуманист года по версии Американской гуманистической ассоциации (1975). [89]
- Морта Вайзингера Премия Американского общества журналистов и авторов (1979). [90]
- С 1981 по 1983 год Бонни Тибурзи устроила три обеда «Женщины-достижения» для Клуба «Крылья» в честь определенных женщин, в том числе Фридан. [91]
- Почетный доктор гуманитарных наук Государственного университета в Стоуни-Брук (1985). [92]
- Премия Элеоноры Рузвельт за лидерство (1989) [90]
- Почетный доктор гуманитарных наук Университета Брэдли (1991). [93]
- Введение в Национальный зал женской славы (1993) [94]
- Почетный доктор литературы Колумбийского университета (1994). [95]
- «75 самых важных женщин за последние 75 лет» - журнал Glamour назвал Фридан одной из них (2014). [96]
В СМИ [ править ]
Фридана сыграла актриса Трейси Уллман в FX ограниченном сериале «Миссис Америка» 2020 года . [97]
Фридан сыграл в 7-м сезоне 1-го сезона сериала HBO Max «Джулия». Сцена, происходящая на гала-концерте Общественного телевидения в Нью-Йорке, изображает разговор между Фриданом и Джулией Чайлд, в котором Фридан критикует кулинарное шоу Чайлда на WGBH, предполагая, что оно причиняет вред женщинам.
Вымышленная версия ее была персонажем Бритни Спирс мюзикла «Однажды в сказке » в роли «Настоящей феи-крестной», которая дает сказочным принцессам «Женскую тайну», чтобы они могли расширить свои возможности. В сериале она фея-крестная, изгнанная из сказок и уехавшая жить во Флэтбуш, чтобы издать книгу.
Книги [ править ]
- Женская мистика (1963)
- Это изменило мою жизнь: статьи о женском движении (1976)
- Второй этап (1981)
- Фонтан возраста (1993)
- За пределами пола (1997)
- Жизнь до сих пор (2000)
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ О равных возможностях в сфере трудоустройства: равные возможности трудоустройства , доступ к рабочим местам без дискриминации по определенным признакам.
- ^ О свободе сексуального выбора: женская сексуальность человека#Феминистские взгляды , как феминизм решает широкий спектр сексуальных проблем.
- ^ «Как еврейка-агностик, многие из еврейских друзей которой стали унитариями, она устроила празднование бар-мицвы для Даниила». [85]
- ^ "Бетти Фридан, феминистка-крестоносец и автор, чья жгучая первая книга "Загадка женственности " зажгла современное женское движение в 1963 году и в результате навсегда изменила социальную структуру Соединенных Штатов и стран по всему миру, умерла вчера, ей исполнилось 85 лет. По словам пресс-секретаря семьи Эмили Базелон, причиной стала застойная сердечная недостаточность. , большую часть своей взрослой жизни выглядела как «комбинация Гермионы Джинголд и Бетт Дэвис », как Джуди Клемесруд написала в журнале «Нью-Йорк Таймс» в 1970 году». [3]
Ссылки [ править ]
- ^ «Произносящий словарь КМУ» . www.speech.cs.cmu.edu .
- ^ «Второй этап» . Нью-Йорк Таймс . 22 ноября 1981 года . Проверено 9 марта 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Фокс, Маргалит (5 февраля 2006 г.). «Бетти Фридан, которая зажгла дело в «Женской мистике», умирает в 85 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 февраля 2010 г.
- ↑ Sweet, Коринн (7 февраля 2006 г.). Автор-новатор «Тайны женственности», спровоцировавший вторую волну феминизма . (Лондон) Independent (некролог) [ мертвая ссылка ] , Проверено 2 февраля 2010 г.
- ^ Бетти Фридан , в книге «300 женщин, которые изменили мир» . Британская энциклопедия , дата обращения 2 февраля 2010 г.
- ^ Крыло Кэти любит Джейсона, Лиз (лето 2006 г.). «СЕЙЧАС оплакивает праматерей феминистского движения за гражданские права» . Национальная организация женщин . Архивировано из оригинала 20 ноября 2006 года . Проверено 19 февраля 2007 г.
- ^ Фрост, Брайан-Пол; Сиккенга, Джеффри (2017). История американской политической мысли . Лексингтонские книги. ISBN 978-0739106242 – через Google Книги.
- ^ Рейнольдс, Мойра Дэвисон (1994). Женщины-защитницы репродуктивных прав: одиннадцать, возглавившие борьбу в США и Великобритании . МакФарланд и Ко. ISBN 978-0899509402 – через Интернет-архив.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Горовиц (2000)
- ^ Смит-Колледж. Мадлен, 1942 год. Нортгемптон: выпускной класс 1942 года. Печать. Архивы, специальные коллекции Смит-колледжа.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хендерсон, Маргарет (июль 2007 г.). «Бетти Фридан 1921–2006». Австралийские феминистские исследования . 22 (53): 163–166. дои : 10.1080/08164640701361725 . S2CID 144278497 .
- ^ «Биография Бетти Фридан - факты, день рождения, история жизни - Biography.com» . архив.есть . 18 января 2013 г. Архивировано из оригинала 18 января 2013 г.
- ^ Горовиц (2000) , стр. ix – xi.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Спендер, Дейл (1985). Для справки: создание и значение феминистских знаний . Лондон: Женская пресса . стр. 7–18 . ISBN 0704328623 .
- ^ Гилберт, Линн (2012). Особые страсти: Бетти Фридан . Серия «Женщины мудрости». Линн Гилберт Инк. Нью-Йорк: ISBN 978-1-61979-593-8 .
- ^ Женская мистика , с. 8.
- ^ Донадио, Рэйчел (26 февраля 2006 г.). «Непреходящая «мистика» Бетти Фридан » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ Фридан, Бетти (1963). «1 Проблема, у которой нет названия». Женская мистика . WW Norton & Company, Inc. с. 15.
- ^ Вальверде, Мариана (1992). « Когда мать расы свободна»: раса, воспроизводство и сексуальность в феминизме первой волны». В Яковетте, Франка; Вальверде, Мариана (ред.). Гендерные конфликты: новые очерки женской истории . Торонто: Университет Торонто Press. стр. 3–4.
- ^ Деверо, Сесили (1999). «Новая женщина, новый мир: материнский феминизм и новый империализм в колониях белых поселенцев» (PDF) . Международный форум женских исследований . 22 (2): 175–184. дои : 10.1016/S0277-5395(99)00005-9 . ПМИД 22606720 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2017 года . Проверено 30 апреля 2018 г.
- ^ Деверо, Сесили (2006). Рост расы: Нелли Л. МакКлюнг и фантастика евгенического феминизма . Монреаль и Кингстон: Издательство Университета Макгилла-Куина. стр. 24–26.
- ^ Фридан, Бетти (1963). Женская мистика . Нью-Йорк: WW Norton & Company. п. 373.
- ^ Дэвис, Флора (1991). Сдвигая гору: женское движение в Америке с 1960 года . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. стр. 50–53 . ISBN 978-0671602079 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Американская национальная биография онлайн: Фридан, Бетти» . www.anb.org .
- ^ Брэдли, Патрисия (2017). Средства массовой информации и формирование американского феминизма, 1963–1975 гг . унив. Пресса Миссисипи. ISBN 978-1604730517 – через Google Книги.
- ^ «Фонтан возраста» . С-ПАН . 28 ноября 1993 года . Проверено 26 марта 2017 г.
- ^ Сигел (2007) , стр. 90–91.
- ^ Сигел (2007) , с. 90
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «(слева направо): Биллингтон; Бетти Наоми Гольдштейн Фридан (1921–2006); Барбара Иретон (1932–1998); и Маргарита Равалт (1895–1989)» . Архив Смитсоновского института . Смитсоновский институт . Проверено 11 июля 2013 г.
- ^ «Феминистские хроники, 1953–1993–1966 – Фонд феминистского большинства» . Феминист.орг . Проверено 5 мая 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Команда MAKERS (30 июня 2013 г.). «47-летие NOW: чествование основателей и первых участников» . МЕЙКЕРЫ. Архивировано из оригинала 23 июня 2018 года . Проверено 5 мая 2015 г.
- ^ Голдсмит, Эллисон (9 февраля 2014 г.). «Почитая наших основателей и пионеров» . Национальная организация женщин . Проверено 5 мая 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Биография Бетти Фридан – жизнь, семья, дети, имя, жена, мать, молодость, книга, информация, рождение» . Известные биографии .
- ^ Гэтжи, Кертис (16 января 2005 г.). «Что бы сказала Элоиза?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 января 2015 г.
- ^ Фарбер (2004) , с. 256
- ^ Фарбер (2004) , с. 257
- ^ «Заявление СЕЙЧАС о смерти Фридана» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2013 года.
- ^ «Нация: Женщины на марше» , Time , 2 сентября 1970 г., по состоянию на 28 декабря 2013 г.
- ↑ 1970: Национальная забастовка женщин за равенство. Архивировано 30 декабря 2013 г., в Wayback Machine , Мэри Брестед, Village Voice , 3 сентября 1970 г., по состоянию на 28 декабря 2013 г.
- ↑ Местный фотограф вспоминает борьбу за гендерное равенство, демонстрацию на острове Свободы. Архивировано 31 декабря 2013 г., в Wayback Machine , Мэтт Хангер, Jersey City Independent , по состоянию на 28 декабря 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Нация: Кто прошел долгий путь, детка?» , Время , 31 августа 1970 г., по состоянию на 28 декабря 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б anon, Обзор 1970 года: 50-летие избирательного права женщин , UPI (United Press International) , по состоянию на 18 июня 2013 г.
- ^ «Дары речи - Бетти Фридан» . gos.sbc.edu .
- ^ «Национальное женское политическое собрание» . Национальное женское политическое собрание . 26 августа 2016 г. Проверено 18 января 2017 г.
- ^ Фриман, Джо (февраль 2005 г.). «Президентская кампания Ширли Чизхолм 1972 года» . Университет Иллинойса в рамках проекта женской истории Чикаго . Архивировано из оригинала 26 января 2015 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Интервью Бетти Фридан CBCtv на YouTube , от CBCtv (канадское телевидение)
- ^ «Hulu – PBS Indies: Sisters of '77 – Посмотрите серию целиком сейчас» . Архивировано из оригинала 24 марта 2009 года.
- ^ Фридан (1997) , например, стр. 8–9
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фридан (2001) , с. 221
- ^ Фридан (2001) , с. 223
- ^ Фридан (2001) , с. 222
- ^ Фридан (2001) , стр. 248–249.
- ^ Фридан (2001) , с. 295
- ^ Фридан (1998) , стр. 307–308.
- ^ Фридан (2001) , с. 365
- ^ Фридан (1997) , с. 91
- ^ Фридан (2001) , с. 249
- ^ Фридан (2001) , стр. 212–216.
- ^ Фридан (2001) , с. 219
- ^ Фридан (2001) , с. 176
- ^ Фридан (1998) , стр. 94–95.
- ^ Фридан (1998) , с. 98
- ^ Фридан (1998) , стр. 95–96.
- ^ Фридан (1998) , стр. 97–98.
- ^ Фридан (2001) , с. 377
- ^ Фридан (1998) , стр. 246–248.
- ^ Пуэнте, Мария, Билл привлекает порнопродюсеров к ответственности за преступления на сексуальной почве , в USA Today , 15 апреля 1992 г., стр. 09А.
- ^ «Протест против военного налога писателей и редакторов», 30 января 1968 г., New York Post
- ^ «Кто мы» . wagv.org . Проверено 23 февраля 2024 г.
- ^ «Разговор с Энн Рейсс Лейн:« Мы больше не можем жить в этих сообществах » » . latimes.com . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 23 февраля 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вольф, Аллан (сентябрь 1999 г.). «Мистика Бетти Фридан» . Атлантика .
- ^ Национальная организация женщин. Дань уважения Бетти Фридан . «Посвящение Бетти Фридан» . Архивировано из оригинала 11 мая 2008 года . Проверено 29 апреля 2008 г.
- ^ Блау, Жюстин. Бетти Фридан: феминистка . Публикации Дома Челси, 1990.
- ^ Боханнон, Лиза Фреденксен. Женская работа: История Бетти Фридан . Морган Рейнольдс, 2004.
- ^ Шеман, Джананн. Интервью с Бетти Фридан . Университетское издательство Миссисипи, 2002.
- ^ Вайнрайх, Регина (8 февраля 2013 г.). «Глория Стайнем и лица феминизма: Создатели: женщины, которые делают Америку» . ХаффПост .
- ^ «Бетти Фридан, Норман Мейлер среди новых биографий, добавленных в American National Biography Online» . www.hnn.us. Архивировано из оригинала 30 апреля 2014 года . Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ Дин, Мишель (17 февраля 2013 г.). «О «Гневе» Бетти Фридан и «Загадке женственности» . Нация . Проверено 4 апреля 2016 г.
- ^ Грир, Жермен (7 февраля 2006 г.). «Бетти, которую я знал» . Хранитель . Лондон . Проверено 26 апреля 2010 г.
- ^ Грир, Жермен (7 февраля 2006 г.). «Бетти, которую я знал» . The Guardian – через www.theguardian.com.
- ↑ Гинзберг Л., «Бывший муженек стреляет в икону феминистки Бетти», New York Post , 5 июля 2000 г.
- ^ «Вспоминая тех, кто ушел от нас в этом году» . Развлекательный еженедельник . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ Фридан (2001) , с. 379
- ^ «Цитаты Бетти Фридан (автор книги «Загадка женственности»)» . www.goodreads.com . Проверено 6 сентября 2016 г.
- ^ Горовиц (2000) , с. 170
- ^ «Гуманистический манифест II» . Американская гуманистическая ассоциация. Архивировано из оригинала 20 октября 2012 года . Проверено 9 октября 2012 г.
- ^ «Фридан, Бетти. Дополнительные статьи Бетти Фридан, 1937–1993 (включительно), 1970–1993 (основная часть): В поисках помощи» . oasis.lib.harvard.edu . Архивировано из оригинала 13 марта 2014 года . Проверено 13 марта 2014 г.
- ^ Фелдер, Дебора Г.; Розен, Диана (2017). Пятьдесят еврейских женщин, которые изменили мир . Цитадель Пресс. ISBN 978-0806526560 – через Google Книги.
- ^ «Гуманиты года» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2015 года . Проверено 13 марта 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Ресурсный центр женского равенства» . www2.edc.org .
- ^ «Бонни Тибурзи - Женщины, которые взлетают, 2020» . Womenthatsoar.com . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ «Для Фридана жизнь в бегах» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 7 апреля 2014 года . Проверено 20 марта 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Дом – Национальный зал женской славы» . Национальный зал женской славы . Архивировано из оригинала 13 января 2013 года.
- ^ «Записи Колумбийского университета - Тексты цитат для кавалеров почетных степеней» . Колумбия.edu . Том. 19 № 30. 27 мая 1994 года . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ «Самые вдохновляющие женщины-знаменитости, предприниматели и политические деятели» . Гламур . 7 февраля 2014. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 15 апреля 2015 г.
- ^ «Сара Полсон и Джон Слэттери среди 11 актеров ограниченного сериала FX Кейт Бланшетт «Миссис Америка» » . Обертка . Thewrap.com. 14 мая 2019 г. . Проверено 14 мая 2019 г.
Библиография [ править ]
- Фарбер, Дэвид (2004). Хроника шестидесятых годов . Издательство Наследия. ISBN 141271009X .
- Фридан, Бетти (1997). Бриджит О'Фаррелл (ред.). За пределами гендера: новая политика работы и семьи . Вашингтон, округ Колумбия: Пресса Центра Вудро Вильсона. ISBN 0-943875-84-6 .
- Фридан, Бетти (1998) [1981]. Второй этап . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-79655-1 .
- Фридан, Бетти (2001). Жизнь до сих пор: Мемуары . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-7432-0024-1 .
- Горовиц, Дэниел (2000). Бетти Фридан и создание женской мистики : американские левые, холодная война и современный феминизм . Амхерст, Массачусетс: Издательство Массачусетского университета. ISBN 978-1558492769 .
- Сигел, Дебора (2007). Прерванное сестричество: от радикальных женщин до обезумевших девчонок . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-4039-8204-9 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Блау, Жюстин. Бетти Фридан: феминистка , издание в мягкой обложке, «Женщины достижений», Chelsea House Publications, 1990, ISBN 1-55546-653-2
- Боханнон, Лиза Фредериксон. Женская работа: история Бетти Фридан , издание в твердом переплете, Morgan Reynolds Publishing, 2004 г., ISBN 1-931798-41-9
- Браунмиллер, Сьюзен . В наше время: мемуары о революции , The Dial Press , 1999, ISBN 0-385-31486-8
- Фридан, Бетти. «Прорыв сквозь тайну возраста». 1991 , Материалы конференции памяти Киркпатрика. Манси, Индиана.
- Фридан, Бетти. Фонтан возраста , издание в мягкой обложке, Simon & Schuster, 1994, ISBN 0-671-89853-1
- Фридан, Бетти. Это изменило мою жизнь: статьи о женском движении , издание в твердом переплете, Random House Inc., 1978 г., ISBN 0-394-46398-6
- Фридан, Бетти. Жизнь до сих пор , издание в мягкой обложке, Simon & Schuster, 2000, ISBN 0-684-80789-0
- Фридан, Бетти. The Feminine Mystique , издание в твердом переплете, WW Norton and Company Inc., 1963 г., ISBN 0-393-08436-1
- Фридан, Бетти. Второй этап , издание в мягкой обложке, Abacus 1983, ASIN B000BGRCRC.
- Горовиц, Дэниел (март 1996 г.). «Переосмысление Бетти Фридан и женской мистики : радикализм и феминизм профсоюзов в Америке времен холодной войны». Американский ежеквартальный журнал . 48 (1). Издательство Университета Джонса Хопкинса : 1–42. дои : 10.1353/aq.1996.0010 . S2CID 144768306 .
- Горовиц, Дэниел. «Бетти Фридан и создание женской мистики » , University of Massachusetts Press , 1998, ISBN 1-55849-168-6
- Хеннесси, Джудит. Бетти Фридан: Ее жизнь , издание в твердом переплете, Random House, 1999 г., ISBN 0-679-43203-5
- Генри, Сондра. Тейтц, Эмили. Бетти Фридан: Борец за права женщин , издание в твердом переплете, Enslow Publishers, 1990, ISBN 0-89490-292-X
- Каплан, Мэрион. «Бетти Фридан» , Еврейские женщины: Всеобъемлющая историческая энциклопедия.
- Мельцер, Милтон . Бетти Фридан: Голос за права женщин , издание в твердом переплете, Viking Press, 1985, ISBN 0-670-80786-9
- Московиц, Ева (осень 1996 г.). «Хорошо взорваться: женские журналы и дискурс недовольства, 1945–1965». Журнал женской истории . 8 (3). Издательство Университета Джонса Хопкинса : 66–98. дои : 10.1353/jowh.2010.0458 . S2CID 144197986 .
- Шерман, Джананн. Интервью с Бетти Фридан , издание в мягкой обложке, University Press of Mississippi, 2002 г., ISBN 1-57806-480-5
- Сигел, Дебора, Прерванное сестричество: от радикальных женщин до обезумевших девчонок (Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, 2007 ( ISBN 978-1-4039-8204-9 )), гл. 3 (автор, доктор философии и научный сотрудник Института этического лидерства Вудхалла).
- Тейлор-Бойд, Сьюзен. Бетти Фридан: Голос за права женщин, защитница прав человека , издание в твердом переплете, издательство Gareth Stevens Publishing, 1990 г., ISBN 0-8368-0104-0
Некрологи [ править ]
- Умирает Бетти Фридан, философ современного феминизма – CNN , 4 февраля 2006 г.
- Бетти Фридан, которая зажгла причину в «Загадке женственности», умерла в возрасте 85 лет – The New York Times , 5 февраля 2006 г.
- Салливан, Патрисия (5 февраля 2006 г.). «Голос «Второй волны» феминизма » . Вашингтон Пост . Проверено 31 марта 2010 г.
- Ву, Элейн (4 февраля 2006 г.). «Умерла Бетти Фридан, философ современного феминизма» . Лос-Анджелес Таймс .
- Ву, Элейн (5 февраля 2006 г.). «Катализатор феминистской революции» . Лос-Анджелес Таймс .
- Фини, Марк (5 февраля 2006 г.). «Бетти Фридан, феминистка-мечтательница, умирает в 85 лет» . Бостон Глобус .
- «Бетти Фридан, 1921–2006» . Нация . 9 февраля 2006 г.
- Все, что вы можете сделать, Icon сделает лучше – Жермен Грир вспоминает Бетти Фридан
Внешние ссылки [ править ]
- Женская мистика – 50 лет спустя
- Интервью с Бетти Фридан в общественном телесериале WNED «Женщина» , 1974 год, из Американского архива общественного вещания.
- Веб-сайт Betty Friedan Tribute, размещенный в Университете Брэдли, Пеория, Иллинойс. Архивировано 24 июня 2019 года на Wayback Machine.
- Национальный зал женской славы: Бетти Фридан
- Появления на C-SPAN
- Биография Бетти Фридан из Энциклопедии иудаики
- Сексуальный солипсизм Зигмунда Фрейда (глава 5 «Загадки женственности »)
- Первый измеренный век: Интервью: Бетти Фридан
- Бетти Фридан: поздно расцветшая.
- Безрадостные фантазии, корректирующий каталог ошибок в книге Бетти Фридан «Загадка женственности»
- После жизни, в которой все было так, как есть: Бетти Фридан умирает в возрасте 85 лет , Лис Анциа, Moondance . Весна 2006 г.
- Документы Бетти Фридан, 1933–1985: помощь в поисках. Библиотека Шлезингера . Архивировано 9 мая 2012 года в Wayback Machine , Институт Рэдклиффа, Гарвардский университет.
- Видеосборник Бетти Фридан, около 1970–2006 гг.: «В поисках помощи». Библиотека Шлезингера . Архивировано 9 мая 2012 года в Wayback Machine , Институт Рэдклиффа, Гарвардский университет.
- Аудиоколлекция Бетти Фридан, 1963–2007: В поисках помощи. Библиотека Шлезингера . Архивировано 9 мая 2012 года в Wayback Machine , Институт Рэдклиффа, Гарвардский университет.
- Лекция о Бетти Фридан: евреи и американский феминизм [ постоянная мертвая ссылка ] Доктор Генри Абрамсон из Южного колледжа Туро
- Михалс, Дебра «Бетти Фридан» . Национальный музей женской истории. 2017.
- Интервью с Бетти Фридан , ДИСКУССИЯ С национальными авторами в турне телесериала, серия № 120 (1994)
- 1921 рождений
- смертей в 2006 г.
- Американские писатели научно-популярной литературы XX века
- Американские писательницы XX века
- Американские агностики
- Американские писательницы-феминистки
- Американские активисты за свободу слова
- Американские гуманисты
- Американский народ венгерско-еврейского происхождения
- Американский народ русско-еврейского происхождения
- Американские активисты за права на аборты
- Американские налоговые противники
- Американские женщины-писатели научно-популярной литературы
- Американские активистки за права женщин
- Смертность от застойной сердечной недостаточности
- Активисты Поправки о равных правах
- Феминистские теоретики
- Еврейские агностики
- Американские еврейские активисты
- Американские писатели-евреи-фантасты
- Еврейские феминистки
- Еврейские гуманисты
- Еврейские писательницы
- Президенты Национальной организации женщин
- Выпускники Смит-колледжа
- Писатели из Пеории, штат Иллинойс