Jump to content

Бетти Фридан

Бетти Фридан
Фридан в 1960 году
Рожденный
Бетти Наоми Гольдштейн

( 1921-02-04 ) 4 февраля 1921 г.
Умер 4 февраля 2006 г. (04 февраля 2006 г.) (85 лет)
Вашингтон, округ Колумбия, США
Образование
Занятия
  • Писатель
  • активист
Заметная работа Женская мистика (1963)
Супруг
Карл Фридан
( м. 1947; дивизия 1969)
Дети 3, включая Дэниела

Бетти ( / ˈ f r d ən , fr ˈ ; d æ n , fr ɪ - / Фридан [1] 4 февраля 1921 — 4 февраля 2006) — американская писательница -феминистка и активистка. , вышедшей в 1963 году, ведущей фигуре женского движения в Соединенных Штатах, Ее книге «Загадка женственности» часто приписывают начало второй волны американского феминизма в 20 веке. В 1966 году Фридан стала соучредителем и была избрана первым президентом Национальной организации женщин (NOW), целью которой было вовлечение женщин «в основной поток американского общества теперь [в] полностью равноправном партнерстве с мужчинами».

В 1970 году, после ухода с поста первого президента NOW, Фридан организовала общенациональную женскую забастовку за равенство 26 августа, в 50-ю годовщину принятия Девятнадцатой поправки к Конституции США, предоставляющей женщинам право голоса . Национальная забастовка превзошла все ожидания и способствовала расширению феминистского движения; Марш под руководством Фридана только в Нью-Йорке собрал более 50 000 человек.

В 1971 году Фридан присоединилась к другим ведущим феминисткам, чтобы основать Национальное женское политическое собрание . Фридан также была решительным сторонником предложенной поправки о равных правах к Конституции Соединенных Штатов, которая была принята Палатой представителей Соединенных Штатов (354–24 голосами) и Сенатом (84–8) после интенсивного давления со стороны женских групп во главе с NOW. в начале 1970-х годов. После принятия поправки Конгрессом Фридан выступила за ратификацию поправки в штатах и ​​поддержала другие реформы в области прав женщин: она основала Национальную ассоциацию за отмену законов об абортах, но позже критиковала позиции многих либеральных феминисток, ориентированные на аборты.

Считающийся влиятельным писателем и интеллектуалом в Соединенных Штатах, Фридан оставался активным в политике и правозащитной деятельности до конца 1990-х годов, написав шесть книг. Еще в 1960-е годы Фридан критиковала поляризованные и крайние фракции феминизма, которые нападали на такие группы, как мужчины и домохозяйки. Одна из ее более поздних книг, «Второй этап» (1981), подвергла критике то, что Фридан считала экстремистскими крайностями некоторых феминисток. [2]

Ранняя жизнь [ править ]

Фридан родилась Бетти Наоми Гольдштейн. [3] [4] [5] 4 февраля 1921 года в Пеории, штат Иллинойс . [6] Гарри и Мириам (Хорвиц) Гольдштейны, чьи еврейские семьи были выходцами из России и Венгрии. [7] [8] Гарри владел ювелирным магазином в Пеории, а Мириам писала для светской страницы газеты, когда отец Фридана заболел. Новая жизнь ее матери вне дома казалась ей гораздо более приятной.

В юности Фридан была активна как в марксистских , так и в еврейских кругах; Позже она писала, что временами чувствовала себя изолированной от последнего сообщества и чувствовала, что ее «страсть против несправедливости ... возникла из моего чувства несправедливости антисемитизма». [9] Она училась в средней школе Пеории и стала работать в школьной газете. Когда ее заявка на написание колонки была отклонена, она и шесть других друзей запустили литературный журнал Tide , в котором обсуждалась семейная жизнь, а не школьная.

Фридан поступила в женский колледж Смита в 1938 году. На первом году обучения она выиграла стипендию за выдающуюся успеваемость. На втором курсе она заинтересовалась поэзией и опубликовала множество стихов в студенческих изданиях. В 1941 году она стала главным редактором журнала SCAN (Smith College Associated News). Под ее руководством редакционные статьи стали более политическими, заняли решительную антивоенную позицию и иногда вызывали споры. [9] В 1942 году она окончила с отличием факультет Фи Бета Каппа по специальности психология . Во время учебы в Смите она жила в Чапин-Хаусе. [10]

В 1943 году она провела год в Калифорнийском университете в Беркли по программе аспирантуры по психологии у Эрика Эриксона . [11] Она стала более политически активной, продолжая общаться с марксистами (многие из ее друзей находились под следствием ФБР ). [9] В своих мемуарах она утверждала, что тогдашний парень заставил ее отказаться от докторской степени. стипендию для дальнейшего обучения и отказа от академической карьеры.

Писательская карьера [ править ]

Бетти Фридан, фотография Линн Гилберт , 1981 год.
Фридан в 1987 году

До 1963 года [ править ]

Покинув Беркли, Бетти стала журналисткой левых и профсоюзных изданий. Между 1943 и 1946 годами она писала для Federated Press , а с 1946 по 1952 год работала в United Electrical Workers газете UE News . Одним из ее заданий был доклад о работе Комитета Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности . [11]

К тому времени, когда Фридан вышла замуж, в 1952 году ее уволили из профсоюзной газеты UE News, поскольку она была беременна вторым ребенком. [12] После ухода из UE News она стала внештатным автором различных журналов, в том числе Cosmopolitan . [11]

По словам биографа Фридан Дэниела Горовица, Фридан начала свою деятельность как профсоюзный журналист, когда впервые узнала о притеснении и исключении женщин, хотя сама Фридан оспаривала такую ​​интерпретацию своей работы. [13]

Женская мистика [ править ]

На своей 15-й встрече в колледже в 1957 году Фридан провела опрос выпускников колледжей, сосредоточив внимание на их образовании, последующем опыте и удовлетворенности своей нынешней жизнью. Она начала публиковать статьи о том, что она назвала «проблемой, у которой нет названия», и получила восторженные отклики от многих домохозяек, благодарных за то, что они не одни столкнулись с этой проблемой. [14]

Берега усыпаны жертвами женской мистики. Они действительно отказались от собственного образования, чтобы позволить своим мужьям закончить колледж, а затем, возможно, вопреки собственному желанию, десять или пятнадцать лет спустя, они оказались в беде из-за развода. Сильнейшие справлялись более-менее хорошо, но женщине сорока пяти-пятидесяти лет было не так-то просто продвинуться по профессии и построить новую жизнь для себя и своих детей или только для себя одной. [15]

Затем Фридан решила переработать и расширить эту тему в книге « Загадка женственности» . Опубликованный в 1963 году, он изображал роль женщин в индустриальных обществах работающей полный рабочий день , особенно роль домохозяйки, , которую Фридан считала удушающей. [14] В своей книге Фридан описала депрессивную домохозяйку из пригорода, которая бросила колледж в 19 лет, чтобы выйти замуж и вырастить четверых детей. [16] Она рассказала о своем собственном «ужасе» одиночества, написала, что ни разу в жизни не видела позитивную женщину-образец для подражания, которая работала бы вне дома и содержала семью, и привела многочисленные случаи, когда домохозяйки чувствовали себя в такой же ловушке. Исходя из своего психологического опыта, она раскритиковала , Фрейда теорию зависти к пенису отметив множество парадоксов в его работах, и предложила некоторые ответы женщинам, желающим получить дальнейшее образование. [17]

«Проблема, у которой нет названия», была описана Фриданом в начале книги:

Эта проблема долгие годы оставалась скрытой и невысказанной в умах американских женщин. Это было странное волнение, чувство неудовлетворенности, тоски [то есть тоски], от которого страдали женщины в середине 20-го века в Соединенных Штатах. Каждая пригородная [домашняя]жена боролась с этим в одиночку. Заправляя кровати, покупая продукты... она боялась задать даже самой себе немой вопрос: «И это все?» [18]

Фридан утверждала, что женщины так же способны, как и мужчины, к любому виду работы или любой карьере, вопреки аргументам средств массовой информации, педагогов и психологов об обратном. [3] Ее книга была важна не только потому, что она бросила вызов гегемонистскому сексизму в американском обществе, но и потому, что она отличалась от общего акцента аргументов 19-го и начала 20-го века в пользу расширения женского образования , политических прав и участия в социальных движениях . В то время как феминистки «первой волны» часто разделяли эссенциалистский взгляд на женскую природу и корпоративистский взгляд на общество, утверждая, что избирательное право, образование и участие женщин в общественной жизни повысят частоту браков , сделают женщин лучшими женами и матерями и улучшат национальное положение. и международное здоровье и эффективность , [19] [20] [21] Фридан основывала права женщин на том, что она назвала «основной потребностью человека в росте, воле мужчины быть всем, чем он может быть». [22] Ограничения 1950-х годов и ощущение заточённости многих женщин, вынужденных выполнять эти роли, повлияли на американских женщин, которые вскоре начали посещать занятия по повышению сознательности и лоббировать реформу репрессивных законов и социальных взглядов, ограничивающих женщин.

Книга стала бестселлером, что, по мнению многих историков, послужило толчком для « второй волны » женского движения в США и существенно повлияло на национальные и мировые события. [23]

Первоначально Фридан намеревалась написать продолжение «Загадки женственности », которое должно было называться «Женщина: Четвертое измерение» , но вместо этого написала лишь статью с таким названием, которая появилась в « Женском домашнем журнале» в июне 1964 года. [24] [25]

Другие работы [ править ]

Внешние видео
значок видео Интервью в буклетах с Фриданом о «Фонтане возраста» , 28 ноября 1993 г. , C-SPAN [26]

Фридан опубликовал шесть книг. Среди других ее книг — «Второй этап» , «Это изменило мою жизнь: статьи о женском движении» , «За пределами гендера» и «Фонтан возраста» . Ее автобиография Life so Far была опубликована в 2000 году.

Она также писала для журналов и газет:

женском движении в Активизм

женщин организация Национальная

Биллингтон, Фридан, Иретон и Равалт [29]

В 1966 году Фридан стала соучредителем и первым президентом Национальной организации женщин . [29] Некоторые из основателей NOW, в том числе Фридан, были вдохновлены неспособностью Комиссии по равным возможностям трудоустройства обеспечить соблюдение Раздела VII Закона о гражданских правах 1964 года ; на Третьей национальной конференции государственных комиссий по положению женщин им было запрещено издавать резолюцию, в которой рекомендовалось EEOC выполнить свой юридический мандат по прекращению дискриминации по признаку пола в сфере занятости. [30] [31] Таким образом, они собрались в гостиничном номере Фридана, чтобы сформировать новую организацию. [31] На бумажной салфетке Фридан нацарапал аббревиатуру «СЕЙЧАС». [31] Позже еще больше людей стали основателями NOW на Организационной конференции NOW в октябре 1966 года. [32] Фридан вместе с Паули Мюрреем написали заявление о целях NOW; оригинал был нацарапан на салфетке Фриданом. [33] При Фридане NOW яростно выступала за юридическое равенство женщин и мужчин.

СЕЙЧАС лоббировал соблюдение Раздела VII Закона о гражданских правах 1964 года и Закона о равной оплате труда 1963 года , первых двух крупных законодательных побед движения, и заставил Комиссию по равным возможностям в сфере занятости перестать игнорировать и начать относиться к ним с достоинством и безотлагательно. , предъявлены иски, связанные с дискриминацией по признаку пола. Они успешно провели кампанию за принятие Указа 1967 года, распространяющего те же позитивные действия, которые предоставляются чернокожим женщинам, а также за решение EEOC 1968 года, постановляющее о незаконной сегрегации по признаку пола рекламы в сфере помощи, которое позже было поддержано Верховным судом. NOW открыто поддержала легализацию абортов, вопрос, который разделил некоторых феминисток. В 1960-х годах среди женщин также вызвала разногласия Поправка о равных правах , которую СЕЙЧАС полностью одобрили; к 1970-м годам женщины и профсоюзы, выступавшие против ERA, с энтузиазмом отнеслись к этому и начали полностью его поддерживать. NOW также лоббировал создание национальных детских садов. [3]

NOW также помог женщинам получить равный доступ к общественным местам. Например, «Дубовой комнате» в отеля «Плаза» в Нью-Йорке по будням проводились обеды только для мужчин до 1969 года, пока Фридан и другие члены NOW не устроили акцию протеста. [34]

Несмотря на успех, достигнутый СЕЙЧАС при Фридан, ее решение оказать давление на организацию «Равные возможности трудоустройства» с целью использования Раздела VII Закона о гражданских правах 1964 года для обеспечения большего количества возможностей трудоустройства среди американских женщин встретило яростное сопротивление внутри организации. [35] Присоединяясь к аргументам афроамериканских членов группы, многие лидеры NOW признали, что огромное количество афроамериканцев мужского и женского пола, живущих за чертой бедности, нуждается в большем количестве возможностей трудоустройства, чем женщины из среднего и высшего класса. [36] Фридан ушел с поста президента в 1969 году. [37]

В 1973 году Фридан основала Первый женский банк и трастовую компанию.

Женская равенство за забастовка

В 1970 году СЕЙЧАС, под руководством Фридана, сыграло важную роль в отклонении Сенатом США президента Ричарда М. Никсона кандидата в Верховный суд Дж. Харролда Карсвелла , который выступал против Закона о гражданских правах 1964 года, предоставляющего (среди прочего) равенство женщин на рабочем месте. с мужчинами. 26 августа 1970 года, в 50-ю годовщину принятия поправки к Конституции, касающейся избирательного права женщин , Фридан организовала национальную женскую забастовку за равенство и возглавила марш, в котором приняли участие около 20 000 женщин в Нью-Йорке. [38] [39] [40] Хотя основной целью марша было продвижение равных возможностей для женщин в сфере труда и образования, [41] протестующие и организаторы мероприятия также требовали права на аборт и создания центров по уходу за детьми. [41]

Фридан рассказал о Забастовке за равенство:

Всевозможные женские группы по всей стране будут использовать эту неделю 26 августа, в частности, чтобы указать на те области женской жизни, которые еще не затронуты. Например, вопрос равенства перед законом; мы заинтересованы в поправке о равных правах. Вопрос о детских садах, которые совершенно неадекватны обществу и которые необходимы женщинам, если они собираются занять свое законное положение с точки зрения помощи в принятии решений общества. Вопрос о праве женщины контролировать свои репродуктивные процессы, то есть законы, запрещающие аборты в государстве или включающие их в уголовные законы; Я думаю, что это будет закон, к которому мы будем обращаться. [42]

Поэтому я думаю, что отдельные женщины отреагируют по-разному; кто-то не будет готовить в этот день, кто-то будет вести диалог со своим мужем(ами), кто-то будет присутствовать на митингах и демонстрациях, которые пройдут по всей стране. Другие будут писать вещи, которые помогут им определить, куда они хотят идти. Некоторые будут оказывать давление на своих сенаторов и конгрессменов, чтобы они приняли законы, затрагивающие женщин. Я не думаю, что можно прийти к какому-то одному пункту, женщины будут делать свое дело по-своему. [42]

отмену законов об абортах за Национальная ассоциация

Сзади, слева направо: профессор Альберт М. Сакс, Паули Мюррей, доктор Мэри Бантинг; Сидят слева направо: Альма Лутц , суфражистка и гость форума Гарвардской школы права, и Бетти Фридан.

Фридан основал Национальную ассоциацию за отмену законов об абортах , переименованную в Национальную лигу действий за права на аборт после того, как Верховный суд легализовал аборты в 1973 году.

Политика [ править ]

В 1970 году Фридан возглавила других феминисток, сорвавших выдвижение кандидата в Верховный суд Дж. Харролда Карсуэлла , чья история расовой дискриминации и антифеминизма сделала его неприемлемым и непригодным для заседаний в высшем суде страны практически для всех, кто борется за гражданские права и феминистские движения. . Страстные показания Фридана перед Сенатом способствовали провалу выдвижения Карсуэлла. [43]

В 1971 году Фридан вместе со многими другими ведущими лидерами женского движения, включая Глорию Стайнем (с которой у нее было легендарное соперничество), основала Национальное женское политическое собрание . [44]

В 1972 году Фридан безуспешно баллотировался в качестве делегата на Национальном съезде Демократической партии 1972 года в поддержку конгрессмена Ширли Чисхолм . В том году в DNC Фридан сыграла очень заметную роль и выступила на съезде, хотя у нее были разногласия с другими женщинами, особенно со Стейнем, по поводу того, что и как там следует делать. [45]

и Образ единство движения

Одна из самых влиятельных феминисток ХХ века, Фридан (помимо многих других) выступала против приравнивания феминизма к лесбиянству. Еще в 1964 году, в самом начале движения, и всего через год после публикации «Тайны женственности» , Фридан появилась на телевидении, чтобы обратить внимание на тот факт, что средства массовой информации в тот момент пытались отмахнуться от движения как от шутки и центрального аргумента. и споры о том, носить ли бюстгальтеры или нет, и другие вопросы, которые считаются смешными. [46] В 1982 году, после второй волны, она написала книгу для постфеминистских 1980-х годов под названием « Второй этап» о семейной жизни, основанной на том, что женщины преодолели социальные и правовые препятствия. [33] [46] [47]

Она подтолкнула феминистское движение сосредоточиться на экономических вопросах, особенно на равенстве в сфере труда и бизнеса, а также на обеспечении ухода за детьми и других средствах, с помощью которых и женщины, и мужчины могли бы сбалансировать семью и работу. Она попыталась уменьшить внимание к абортам, поскольку проблема уже решена, а также к изнасилованиям и порнографии, которые, по ее мнению, большинство женщин не считают приоритетными. [48]

Связанные проблемы [ править ]

политика Лесбийская

Когда она выросла в Пеории, штат Иллинойс , она знала только одного гея. Она сказала: «Сама идея гомосексуализма вызывала у меня глубокую тревогу». [49] Позже она призналась, что вела себя очень прямолинейно и чувствовала себя некомфортно в отношении гомосексуализма. «Женское движение было не о сексе, а о равных возможностях в сфере труда и всего остального. Да, я полагаю, вам придется сказать, что свобода сексуального выбора является частью этого, но это не должно быть главным вопросом». . [50] [Примечание 1] [Примечание 2] Поначалу она игнорировала лесбиянок в Национальной организации женщин ( СЕЙЧАС ) и возражала против того, что она считала их требованиями равного времени. [49] «Гомосексуальность... это, по моему мнению, не то, чем является женское движение». [51] Выступая против всех репрессий, писала она, она отказалась носить фиолетовую повязку на руке в знак политической солидарности, считая это не частью основных проблем абортов и ухода за детьми . [52]

Но в 1977 году на Национальной женской конференции она поддержала резолюцию о правах лесбиянок, «которой все думали, что я буду против», чтобы «предотвратить любые дебаты» и перейти к другим вопросам, которые, по ее мнению, были более важными и менее вызывающими разногласия в усилиях по добавить Поправку о равных правах ( ERA ) в Конституцию США . [53] Она приняла лесбийскую сексуальность, хотя и не ее политизацию. [54] В 1995 году на Четвертой Всемирной конференции Организации Объединенных Наций по положению женщин в Пекине, Китай, она обнаружила, что китайские власти дали таксистам совет о том, что обнаженные лесбиянки будут «резвиться» в своих машинах, а водители должны повесить простыни на окнах своих такси. и что у лесбиянок будет СПИД, и поэтому водителям следует возить с собой дезинфицирующие средства, чтобы быть «смехотворными», «невероятно глупыми» и «оскорбительными». [55] В 1997 году она писала, что «дети… в идеале будут от матери и отца». [56] В 2000 году она написала: «Теперь я более спокойно отношусь к этому вопросу». [57]

Выбор аборта [ править ]

Она поддержала концепцию, согласно которой аборт — это выбор женщины, что он не должен быть преступлением или исключительно выбором врача или кого-либо еще, причастного к этому, и помогла сформировать NARAL (теперь NARAL Pro-Choice America ) в то время, когда программа планирования семьи не была но поддерживает. [58] Предполагаемые угрозы смертью в адрес ее выступления об абортах привели к отмене двух мероприятий, хотя впоследствии одно из принимающих учреждений, Колледж Лойолы, пригласило ее снова выступить по вопросам абортов и других прав гомосексуалистов, и она так и сделала. [59] Ее проект первого заявления о целях СЕЙЧАС включал в себя план абортов, но СЕЙЧАС не включал его до следующего года. [60]

В 1980 году она считала, что аборт должен происходить в контексте «решения иметь детей» - формулировку, поддержанную римско-католическим священником, организовавшим участие католиков в конференции Белого дома по проблемам семьи в этом году. [61] хотя, возможно, не епископами над ним. [62] Резолюция, воплощающая эту формулировку, была принята на конференции 460 голосами против 114, тогда как резолюция, касающаяся абортов, ERA и «сексуальных предпочтений», была принята только 292–291, и это только после того, как 50 противников абортов вышли из игры и поэтому не проголосовали за нее. это. [63] Она не согласилась с резолюцией, в которой аборты рассматривались в более феминистских терминах и которая была представлена ​​на региональной конференции в Миннеаполисе по итогам той же конференции по проблемам семьи в Белом доме, полагая, что она вызывает большую поляризацию, в то время как ее составители, очевидно, сочли формулировку Фридан слишком консервативной. [64]

По состоянию на 2000 год, писала она, ссылаясь на «СЕЙЧАС» и другие женские организации как на «временной сдвиг», «на мой взгляд, абортам уделяется слишком много внимания. ... [В] недавнем времени лет меня немного беспокоит узкая направленность движения на аборты, как если бы это была единственная и самая важная проблема для женщин, хотя это не так». [65] Она спросила: «Почему бы нам не объединить усилия со всеми, кто истинно уважает жизнь, включая католиков, выступающих против абортов, и не бороться за выбор иметь детей?» [66]

Порнография [ править ]

Она присоединилась к почти 200 другим организациям «Феминистки за свободу слова» , выступившим против Закона о компенсации жертвам порнографии . «Подавлять свободу слова во имя защиты женщин опасно и неправильно», - сказала Фридан. «Даже некоторые рекламные объявления о синих джинсах оскорбительны и унижают достоинство. Я не против бойкота, но не думаю, что их следует подавлять». [67]

Война [ править ]

В 1968 году Фридан подписал « Протест против военных налогов для писателей и редакторов », пообещав отказаться от уплаты налогов в знак протеста против войны во Вьетнаме. [68]

Насилие с применением огнестрельного оружия [ править ]

Фридан вместе с Энн Рейсс Лейн стала сооснователем организации «Женщины против насилия с применением огнестрельного оружия» в 1994 году. [69] [70]

Влияние [ править ]

Фридан приписывают начало современного феминистского движения и написание книги, которая является одним из краеугольных камней американского феминизма. [71] Ее активистская деятельность и книга «Загадка женственности» оказали решающее влияние на авторов, педагогов, писателей, антропологов, журналистов, активисток, организаций, союзов и обычных женщин, принимающих участие в феминистском движении. [72] Аллан Вулф в книге «Мистика Бетти Фридан» пишет: «Она помогла изменить не только мышление, но и жизнь многих американских женщин, но последние книги ставят под сомнение интеллектуальные и личные источники ее работы». [71] велись некоторые дебаты Хотя с момента публикации работы Фридан в «Тайне женственности» , нет никаких сомнений в том, что ее работа за равенство женщин была искренней и целеустремленной.

Джудит Хеннесси ( «Бетти Фридан: Ее жизнь ») и Дэниел Горовиц, профессор американских исследований в Смит-колледже , также писали о Фридане. Горовиц исследовал участие Фридан в женском движении до того, как она начала работать над «Тайной женственности». [9] и указал, что феминизм Фридан зародился не в 1950-х годах, а даже раньше, в 1940-х. [9] Сосредоточив свое исследование на идеях Фридан в феминизме, а не на ее личной жизни. [9] Книга Горовица отвела Фридан важную роль в истории американского феминизма. [9]

Жюстин Блау также находилась под сильным влиянием Фридана. В книге «Бетти Фридан: Феминистка Блау» писала о влиянии феминистского движения на личную и профессиональную жизнь Фридан. [73] Лиза Фреденксен Боханнон в книге «Женское творчество: история Бетти Фридан» углубилась в личную жизнь Фридан и написала о ее отношениях с матерью. [74] Сандра Генри и Эмили Тайц ( Бетти Фридан, борец за права женщин ) и Сьюзен Тейлор Бойд ( Бетти Фридан: Голос прав женщин, Защитники прав человека ) написали биографии о жизни и творчестве Фридан. Журналист Джананн Шеман написала книгу под названием «Интервью с Бетти Фридан», содержащую интервью с Фридан для The New York Times , Work Women и Playboy , среди других. Сосредоточив внимание на интервью, касающихся взглядов Фридан на мужчин, женщин и американскую семью, Шеман проследил жизнь Фридан с помощью анализа « Загадки женственности» . [75]

Фридан (среди других) была показана в документальном фильме 2013 года «Создатели: женщины, которые делают Америку » о женском движении. [76]

В 2014 году биография Фридана была добавлена ​​в Американскую национальную биографию онлайн (ANB). [24] [77]

Личность [ править ]

В некрологе Фридан в New York Times отмечалось, что она была «крайне резкой» и могла быть «тонкокожей и властной, подверженной всплескам кричащего темперамента».

Внимание средств массовой информации будет сосредоточено на феминистках, оценивающих друг друга по личности и внешности, что является источником хорошо задокументированной антипатии Бетти Фридан и Глории Стайнем. [78] В феврале 2006 года, вскоре после смерти Фридан, писательница-феминистка Жермен Грир статью опубликовала в The Guardian : [79] в котором она описала Фридана как напыщенного и эгоистичного , несколько требовательного, а иногда и эгоистичного, сославшись на несколько инцидентов во время турне по Ирану в 1972 году . [3]

Бетти Фридан «практически в одиночку изменила ход человеческой истории». В это верит ее бывший муж Карл Фридан; Бетти тоже в это верила. Это убеждение во многом определяло поведение Бетти; она бы задохнулась от возмущения, если бы не получила того уважения, которого, по ее мнению, заслуживала. Хотя ее поведение часто было утомительным, я решил, что она права. Женщины не получат того уважения, которого они заслуживают, если они не обладают мужской властью; если они представляют женщин, их будут называть «любовью» и ожидать, что они уберут за собой. Бетти хотела изменить это навсегда.

- Жермен Грир, «Бетти, которую я знала», The Guardian (7 февраля 2006 г.) [80]

Действительно, Карл Фридан сказал: «Она изменила ход истории почти в одиночку. Понадобилась целеустремленная, сверхагрессивная, эгоцентричная, почти сумасшедшая динамо-машина, чтобы потрясти мир так, как она это сделала. К сожалению, дома она была тем же самым человеком. , где такое поведение не работает. Она просто никогда этого не понимала». [81]

Писательница Камилла Палья , на которую Фридан осудил в интервью Playboy , написала ей краткий некролог в Entertainment Weekly :

Бетти Фридан не боялась, что ее назовут резкой. Она следовала своим феминистским принципам с яркой воинственностью, которая стала слишком редкостью в эти яппифицированные времена. Она ненавидела девчачье поведение и буржуазные приличия и никогда не теряла своей земной национальности.

- Камилла Палья, 29 декабря 2006 г. / 5 января 2007 г., двойной выпуск «Конец года», [82] раздел Прощание, стр. 94

Правда в том, что я всегда была вспыльчивой сукой. Некоторые говорят, что я смягчился. Я не знаю.

- Бетти Фридан, Жизнь до сих пор [83]

Единственный путь для женщины, как и для мужчины, найти себя, познать себя как личность – это собственный творческий труд.

Бетти Фридан, «Загадка женственности». [84]

Личная жизнь [ править ]

Она вышла замуж за Карла Фридана ( урожденного Фридмана ), театрального продюсера, в 1947 году, когда работала в UE News. Она продолжала работать после замужества; сначала как наемный работник, а после 1952 года как журналист-фрилансер. Пара развелась в мае 1969 года, а Карл умер в декабре 2005 года.

Фридан заявила В своих мемуарах « Жизнь до сих пор » (2000) , что Карл избивал ее во время их брака; такие друзья, как Долорес Александер, вспоминали, как перед пресс-конференциями им приходилось прикрывать синяки под глазами от жестокого обращения с Карлом (Brownmiller 1999, стр. 70). Карл отрицал, что оскорблял ее в интервью журналу Time вскоре после публикации книги, назвав это утверждение «полным вымыслом». [3] Позже она сказала в программе « Доброе утро, Америка» : «Мне почти хотелось бы даже не писать об этом, потому что это было разрекламировано вне контекста. Мой муж не был избивателем жен, и я не была пассивной жертвой избивателя жен. .Мы много ссорились, и он был больше меня».

У Карла и Бетти Фридан было трое детей: Дэниел , Эмили и Джонатан. Она выросла в еврейской семье, но была агностиком. [Примечание 3] В 1973 году Фридан был одним из тех, кто подписал Гуманистический манифест II . [86]

Смерть [ править ]

Фридан умерла от застойной сердечной недостаточности в своем доме в Вашингтоне, округ Колумбия, 4 февраля 2006 года, в свой 85-й день рождения. [Примечание 4]

Документы [ править ]

Некоторые из статей Фридана хранятся в Библиотеке Шлезингера , Институте Рэдклиффа, Гарвардском университете, Кембридже, Массачусетс. [87]

Награды и почести [ править ]

В СМИ [ править ]

Фридана сыграла актриса Трейси Уллман в FX ограниченном сериале «Миссис Америка» 2020 года . [97]

Фридан сыграл в 7-м сезоне 1-го сезона сериала HBO Max «Джулия». Сцена, происходящая на гала-концерте Общественного телевидения в Нью-Йорке, изображает разговор между Фриданом и Джулией Чайлд, в котором Фридан критикует кулинарное шоу Чайлда на WGBH, предполагая, что оно причиняет вред женщинам.

Вымышленная версия ее была персонажем Бритни Спирс мюзикла «Однажды в сказке » в роли «Настоящей феи-крестной», которая дает сказочным принцессам «Женскую тайну», чтобы они могли расширить свои возможности. В сериале она фея-крестная, изгнанная из сказок и уехавшая жить во Флэтбуш, чтобы издать книгу.

Книги [ править ]

  • Женская мистика (1963)
  • Это изменило мою жизнь: статьи о женском движении (1976)
  • Второй этап (1981)
  • Фонтан возраста (1993)
  • За пределами пола (1997)
  • Жизнь до сих пор (2000)

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ О равных возможностях в сфере трудоустройства: равные возможности трудоустройства , доступ к рабочим местам без дискриминации по определенным признакам.
  2. ^ О свободе сексуального выбора: женская сексуальность человека#Феминистские взгляды , как феминизм решает широкий спектр сексуальных проблем.
  3. ^ «Как еврейка-агностик, многие из еврейских друзей которой стали унитариями, она устроила празднование бар-мицвы для Даниила». [85]
  4. ^ "Бетти Фридан, феминистка-крестоносец и автор, чья жгучая первая книга "Загадка женственности " зажгла современное женское движение в 1963 году и в результате навсегда изменила социальную структуру Соединенных Штатов и стран по всему миру, умерла вчера, ей исполнилось 85 лет. По словам пресс-секретаря семьи Эмили Базелон, причиной стала застойная сердечная недостаточность. , большую часть своей взрослой жизни выглядела как «комбинация Гермионы Джинголд и Бетт Дэвис », как Джуди Клемесруд написала в журнале «Нью-Йорк Таймс» в 1970 году». [3]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Произносящий словарь КМУ» . www.speech.cs.cmu.edu .
  2. ^ «Второй этап» . Нью-Йорк Таймс . 22 ноября 1981 года . Проверено 9 марта 2018 г.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Фокс, Маргалит (5 февраля 2006 г.). «Бетти Фридан, которая зажгла дело в «Женской мистике», умирает в 85 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 февраля 2010 г.
  4. Sweet, Коринн (7 февраля 2006 г.). Автор-новатор «Тайны женственности», спровоцировавший вторую волну феминизма . (Лондон) Independent (некролог) [ мертвая ссылка ] , Проверено 2 февраля 2010 г.
  5. ^ Бетти Фридан , в книге «300 женщин, которые изменили мир» . Британская энциклопедия , дата обращения 2 февраля 2010 г.
  6. ^ Крыло Кэти любит Джейсона, Лиз (лето 2006 г.). «СЕЙЧАС оплакивает праматерей феминистского движения за гражданские права» . Национальная организация женщин . Архивировано из оригинала 20 ноября 2006 года . Проверено 19 февраля 2007 г.
  7. ^ Фрост, Брайан-Пол; Сиккенга, Джеффри (2017). История американской политической мысли . Лексингтонские книги. ISBN  978-0739106242 – через Google Книги.
  8. ^ Рейнольдс, Мойра Дэвисон (1994). Женщины-защитницы репродуктивных прав: одиннадцать, возглавившие борьбу в США и Великобритании . МакФарланд и Ко. ISBN  978-0899509402 – через Интернет-архив.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Горовиц (2000)
  10. ^ Смит-Колледж. Мадлен, 1942 год. Нортгемптон: выпускной класс 1942 года. Печать. Архивы, специальные коллекции Смит-колледжа.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хендерсон, Маргарет (июль 2007 г.). «Бетти Фридан 1921–2006». Австралийские феминистские исследования . 22 (53): 163–166. дои : 10.1080/08164640701361725 . S2CID   144278497 .
  12. ^ «Биография Бетти Фридан - факты, день рождения, история жизни - Biography.com» . архив.есть . 18 января 2013 г. Архивировано из оригинала 18 января 2013 г.
  13. ^ Горовиц (2000) , стр. ix – xi.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Спендер, Дейл (1985). Для справки: создание и значение феминистских знаний . Лондон: Женская пресса . стр. 7–18 . ISBN  0704328623 .
  15. ^ Гилберт, Линн (2012). Особые страсти: Бетти Фридан . Серия «Женщины мудрости». Линн Гилберт Инк. Нью-Йорк: ISBN  978-1-61979-593-8 .
  16. ^ Женская мистика , с. 8.
  17. ^ Донадио, Рэйчел (26 февраля 2006 г.). «Непреходящая «мистика» Бетти Фридан » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 марта 2018 г.
  18. ^ Фридан, Бетти (1963). «1 Проблема, у которой нет названия». Женская мистика . WW Norton & Company, Inc. с. 15.
  19. ^ Вальверде, Мариана (1992). « Когда мать расы свободна»: раса, воспроизводство и сексуальность в феминизме первой волны». В Яковетте, Франка; Вальверде, Мариана (ред.). Гендерные конфликты: новые очерки женской истории . Торонто: Университет Торонто Press. стр. 3–4.
  20. ^ Деверо, Сесили (1999). «Новая женщина, новый мир: материнский феминизм и новый империализм в колониях белых поселенцев» (PDF) . Международный форум женских исследований . 22 (2): 175–184. дои : 10.1016/S0277-5395(99)00005-9 . ПМИД   22606720 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2017 года . Проверено 30 апреля 2018 г.
  21. ^ Деверо, Сесили (2006). Рост расы: Нелли Л. МакКлюнг и фантастика евгенического феминизма . Монреаль и Кингстон: Издательство Университета Макгилла-Куина. стр. 24–26.
  22. ^ Фридан, Бетти (1963). Женская мистика . Нью-Йорк: WW Norton & Company. п. 373.
  23. ^ Дэвис, Флора (1991). Сдвигая гору: женское движение в Америке с 1960 года . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. стр. 50–53 . ISBN  978-0671602079 .
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Американская национальная биография онлайн: Фридан, Бетти» . www.anb.org .
  25. ^ Брэдли, Патрисия (2017). Средства массовой информации и формирование американского феминизма, 1963–1975 гг . унив. Пресса Миссисипи. ISBN  978-1604730517 – через Google Книги.
  26. ^ «Фонтан возраста» . С-ПАН . 28 ноября 1993 года . Проверено 26 марта 2017 г.
  27. ^ Сигел (2007) , стр. 90–91.
  28. ^ Сигел (2007) , с. 90
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «(слева направо): Биллингтон; Бетти Наоми Гольдштейн Фридан (1921–2006); Барбара Иретон (1932–1998); и Маргарита Равалт (1895–1989)» . Архив Смитсоновского института . Смитсоновский институт . Проверено 11 июля 2013 г.
  30. ^ «Феминистские хроники, 1953–1993–1966 – Фонд феминистского большинства» . Феминист.орг . Проверено 5 мая 2015 г.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Команда MAKERS (30 июня 2013 г.). «47-летие NOW: чествование основателей и первых участников» . МЕЙКЕРЫ. Архивировано из оригинала 23 июня 2018 года . Проверено 5 мая 2015 г.
  32. ^ Голдсмит, Эллисон (9 февраля 2014 г.). «Почитая наших основателей и пионеров» . Национальная организация женщин . Проверено 5 мая 2015 г.
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Биография Бетти Фридан – жизнь, семья, дети, имя, жена, мать, молодость, книга, информация, рождение» . Известные биографии .
  34. ^ Гэтжи, Кертис (16 января 2005 г.). «Что бы сказала Элоиза?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 января 2015 г.
  35. ^ Фарбер (2004) , с. 256
  36. ^ Фарбер (2004) , с. 257
  37. ^ «Заявление СЕЙЧАС о смерти Фридана» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2013 года.
  38. ^ «Нация: Женщины на марше» , Time , 2 сентября 1970 г., по состоянию на 28 декабря 2013 г.
  39. 1970: Национальная забастовка женщин за равенство. Архивировано 30 декабря 2013 г., в Wayback Machine , Мэри Брестед, Village Voice , 3 сентября 1970 г., по состоянию на 28 декабря 2013 г.
  40. Местный фотограф вспоминает борьбу за гендерное равенство, демонстрацию на острове Свободы. Архивировано 31 декабря 2013 г., в Wayback Machine , Мэтт Хангер, Jersey City Independent , по состоянию на 28 декабря 2013 г.
  41. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Нация: Кто прошел долгий путь, детка?» , Время , 31 августа 1970 г., по состоянию на 28 декабря 2013 г.
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б anon, Обзор 1970 года: 50-летие избирательного права женщин , UPI (United Press International) , по состоянию на 18 июня 2013 г.
  43. ^ «Дары речи - Бетти Фридан» . gos.sbc.edu .
  44. ^ «Национальное женское политическое собрание» . Национальное женское политическое собрание . 26 августа 2016 г. Проверено 18 января 2017 г.
  45. ^ Фриман, Джо (февраль 2005 г.). «Президентская кампания Ширли Чизхолм 1972 года» . Университет Иллинойса в рамках проекта женской истории Чикаго . Архивировано из оригинала 26 января 2015 года.
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Интервью Бетти Фридан CBCtv на YouTube , от CBCtv (канадское телевидение)
  47. ^ «Hulu – PBS Indies: Sisters of '77 – Посмотрите серию целиком сейчас» . Архивировано из оригинала 24 марта 2009 года.
  48. ^ Фридан (1997) , например, стр. 8–9
  49. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фридан (2001) , с. 221
  50. ^ Фридан (2001) , с. 223
  51. ^ Фридан (2001) , с. 222
  52. ^ Фридан (2001) , стр. 248–249.
  53. ^ Фридан (2001) , с. 295
  54. ^ Фридан (1998) , стр. 307–308.
  55. ^ Фридан (2001) , с. 365
  56. ^ Фридан (1997) , с. 91
  57. ^ Фридан (2001) , с. 249
  58. ^ Фридан (2001) , стр. 212–216.
  59. ^ Фридан (2001) , с. 219
  60. ^ Фридан (2001) , с. 176
  61. ^ Фридан (1998) , стр. 94–95.
  62. ^ Фридан (1998) , с. 98
  63. ^ Фридан (1998) , стр. 95–96.
  64. ^ Фридан (1998) , стр. 97–98.
  65. ^ Фридан (2001) , с. 377
  66. ^ Фридан (1998) , стр. 246–248.
  67. ^ Пуэнте, Мария, Билл привлекает порнопродюсеров к ответственности за преступления на сексуальной почве , в USA Today , 15 апреля 1992 г., стр. 09А.
  68. ^ «Протест против военного налога писателей и редакторов», 30 января 1968 г., New York Post
  69. ^ «Кто мы» . wagv.org . Проверено 23 февраля 2024 г.
  70. ^ «Разговор с Энн Рейсс Лейн:« Мы больше не можем жить в этих сообществах » » . latimes.com . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 23 февраля 2024 г.
  71. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вольф, Аллан (сентябрь 1999 г.). «Мистика Бетти Фридан» . Атлантика .
  72. ^ Национальная организация женщин. Дань уважения Бетти Фридан . «Посвящение Бетти Фридан» . Архивировано из оригинала 11 мая 2008 года . Проверено 29 апреля 2008 г.
  73. ^ Блау, Жюстин. Бетти Фридан: феминистка . Публикации Дома Челси, 1990.
  74. ^ Боханнон, Лиза Фреденксен. Женская работа: История Бетти Фридан . Морган Рейнольдс, 2004.
  75. ^ Шеман, Джананн. Интервью с Бетти Фридан . Университетское издательство Миссисипи, 2002.
  76. ^ Вайнрайх, Регина (8 февраля 2013 г.). «Глория Стайнем и лица феминизма: Создатели: женщины, которые делают Америку» . ХаффПост .
  77. ^ «Бетти Фридан, Норман Мейлер среди новых биографий, добавленных в American National Biography Online» . www.hnn.us. ​Архивировано из оригинала 30 апреля 2014 года . Проверено 1 мая 2014 г.
  78. ^ Дин, Мишель (17 февраля 2013 г.). «О «Гневе» Бетти Фридан и «Загадке женственности» . Нация . Проверено 4 апреля 2016 г.
  79. ^ Грир, Жермен (7 февраля 2006 г.). «Бетти, которую я знал» . Хранитель . Лондон . Проверено 26 апреля 2010 г.
  80. ^ Грир, Жермен (7 февраля 2006 г.). «Бетти, которую я знал» . The Guardian – через www.theguardian.com.
  81. Гинзберг Л., «Бывший муженек стреляет в икону феминистки Бетти», New York Post , 5 июля 2000 г.
  82. ^ «Вспоминая тех, кто ушел от нас в этом году» . Развлекательный еженедельник . Проверено 9 марта 2018 г.
  83. ^ Фридан (2001) , с. 379
  84. ^ «Цитаты Бетти Фридан (автор книги «Загадка женственности»)» . www.goodreads.com . Проверено 6 сентября 2016 г.
  85. ^ Горовиц (2000) , с. 170
  86. ^ «Гуманистический манифест II» . Американская гуманистическая ассоциация. Архивировано из оригинала 20 октября 2012 года . Проверено 9 октября 2012 г.
  87. ^ «Фридан, Бетти. Дополнительные статьи Бетти Фридан, 1937–1993 (включительно), 1970–1993 (основная часть): В поисках помощи» . oasis.lib.harvard.edu . Архивировано из оригинала 13 марта 2014 года . Проверено 13 марта 2014 г.
  88. ^ Фелдер, Дебора Г.; Розен, Диана (2017). Пятьдесят еврейских женщин, которые изменили мир . Цитадель Пресс. ISBN  978-0806526560 – через Google Книги.
  89. ^ «Гуманиты года» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2015 года . Проверено 13 марта 2014 г.
  90. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Ресурсный центр женского равенства» . www2.edc.org .
  91. ^ «Бонни Тибурзи - Женщины, которые взлетают, 2020» . Womenthatsoar.com . Проверено 9 марта 2020 г.
  92. ^ «Для Фридана жизнь в бегах» . Нью-Йорк Таймс .
  93. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 7 апреля 2014 года . Проверено 20 марта 2014 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  94. ^ «Дом – Национальный зал женской славы» . Национальный зал женской славы . Архивировано из оригинала 13 января 2013 года.
  95. ^ «Записи Колумбийского университета - Тексты цитат для кавалеров почетных степеней» . Колумбия.edu . Том. 19 № 30. 27 мая 1994 года . Проверено 3 февраля 2022 г.
  96. ^ «Самые вдохновляющие женщины-знаменитости, предприниматели и политические деятели» . Гламур . 7 февраля 2014. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 15 апреля 2015 г.
  97. ^ «Сара Полсон и Джон Слэттери среди 11 актеров ограниченного сериала FX Кейт Бланшетт «Миссис Америка» » . Обертка . Thewrap.com. 14 мая 2019 г. . Проверено 14 мая 2019 г.

Библиография [ править ]

  • Фарбер, Дэвид (2004). Хроника шестидесятых годов . Издательство Наследия. ISBN  141271009X .
  • Фридан, Бетти (1997). Бриджит О'Фаррелл (ред.). За пределами гендера: новая политика работы и семьи . Вашингтон, округ Колумбия: Пресса Центра Вудро Вильсона. ISBN  0-943875-84-6 .
  • Фридан, Бетти (1998) [1981]. Второй этап . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  0-674-79655-1 .
  • Фридан, Бетти (2001). Жизнь до сих пор: Мемуары . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN  0-7432-0024-1 .
  • Горовиц, Дэниел (2000). Бетти Фридан и создание женской мистики : американские левые, холодная война и современный феминизм . Амхерст, Массачусетс: Издательство Массачусетского университета. ISBN  978-1558492769 .
  • Сигел, Дебора (2007). Прерванное сестричество: от радикальных женщин до обезумевших девчонок . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-1-4039-8204-9 .

Дальнейшее чтение [ править ]

Некрологи [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Предшественник
(никто)
Президент Национальной организации женщин
1966–1970
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 82dbf5240e50f28bb3be3471698ef707__1716447660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/07/82dbf5240e50f28bb3be3471698ef707.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Betty Friedan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)