Феминизм в Сенегале
Часть серии о |
Феминизм |
---|
![]() |
![]() |
Феминизм в Сенегале стал заметным в 1980-х годах с созданием организации «Йеву-Йеви» . Вторая волна 1990-х годов была более индивидуальной и панафриканистской . [1] [2] Третья волна в 2000-х и 2010-х годах носила более интерсекциональный характер : она допускала как ЛГБТ-сообщество , так и ношение хиджаба , а также широко использовала социальные сети . [1]
Хронология
[ редактировать ]Исследователи Баррел Гуйе и Селли Ба рассматривают сенегальский феминизм в форме трех волн: явный элитный феминизм с Йеву-Юви в 1980-х годах; более скрытая панафриканская волна 1990-х годов; и перекрестная волна, более настаивающая на сенегальской и африканской идентичности в 2000-х и 2010-х годах. [1]
Пост-независимость
[ редактировать ]До трех волн Гуйе и Ба Союз сенегальских женщин был создан несколькими десятилетиями ранее, в 1956 году, а затем слился с тем, что позже стало известно как Социалистическая партия Сенегала , партия, которая удерживала политическую власть в Сенегале в течение нескольких десятилетий. Были созданы и другие женские организации, в том числе Ассоциация африканских женщин за исследования и развитие (AFARD), созданная в 1977 году, некоторые из членов которой сыграли ключевую роль в создании Yewwu-Yewwi. [1]
1980-е и 1990-е годы
[ редактировать ]Yewwu-Yewwi (YY) была создана в 1984 году основателями, в том числе социологом Мари Анжеликой Саване . [2] YY была откровенно феминистской, призывая к «сопротивлению и борьбе» против патриархальных норм и институтов как в частной, так и в общественной жизни. YY выступает против многоженства , поддерживает права женщин на контрацепцию и аборты , равные права женщин и мужчин в политике и в зарплате. Гуйе и Ба считают, что YY успешно создала «национальный и международный импульс» в улучшении статуса женщин. [1]
По словам Гуйе и Ба, члены YY были в основном элитными и левыми. устно нападали на нее Исламисты как на «приспешников сатаны» и «развращающего» общество, как на «уродливых женщин» и «легких женщин», а некоторые подвергались физическим нападениям. YY не стал включать в себя более широкие социальные группы или молодежь, что привело к его окончательному распаду. [1]
Вторая волна сенегальского феминизма выиграла от волны YY, но была более индивидуальной и скрытой, а также включала в себя более панафриканистский взгляд. Конкретные вопросы второй волны включали продолжение действий по противодействию калечащим операциям на женских половых органах и детским бракам . [1]
2000-е и 2010-е годы
[ редактировать ]Третья волна рассматривается Гуйе и Ба как дальнейшее настаивание на разнообразной, интерсекциональной , сенегальской форме феминизма, которая не является западной моделью феминизма, которая открыта для ЛГБТ-сообщества , не выступает против полигамии и не допускает ношения хиджаб должен быть угнетающим. Гуйе и Ба рассматривают третью волну как достижение феминистских целей посредством компромисса с патриархальным статус-кво как практическую стратегию, а не через провокацию. [1]
Преобладающее использование онлайн-социальных сетей третьей волной без контактов с большим количеством неграмотных женщин, не имеющих доступа к Интернету, рассматривалось Гуйе и Ба как ограничение способности волны добиться серьезных изменений. [1]
Во время дискуссии о сенегальском феминизме в марте 2015 года Мари-Анжелика Саване возражала против того, чтобы обсуждение гендера заменило обсуждение угнетения. Она считала, что молодое поколение неспособно сохранить достижения YY , и сказала, что ношение хиджаба не является частью сенегальской культуры. [2]
2020-е годы
[ редактировать ]В апреле 2023 года социолог-феминистка Фату Соу поддержала создание Réseau des féministes du Sénégal (англ. Сеть феминисток в Сенегале ) . Она похвалила организации в сети за открытое заявление о том, что они феминистские, как указано в «Хартии феминистских принципов для африканских феминисток», созданной во время Африканского феминистского форума 2009 года, проходившего в Аккре ; а также за готовность организаций работать вместе, несмотря на разнообразные интересы и конфликты. женщин Соу утверждает, что Африка – единственный континент, на котором существует конвенция о правах – Мапутский протокол . [3]
Законодательные достижения
[ редактировать ]Третьей волне сенегальских феминисток приписывают несколько законодательных изменений. [1] В 2004 году в Закон № 91-22 от 16 февраля 1991 года об образовании были внесены изменения, сделавшие образование обязательным для всех детей в возрасте от шести до шестнадцати лет. [4] В 2010 году Закон 2010-11 от 28 мая 2010 года установил «абсолютный паритет» во всех институтах, которые «частично или полностью» являются выборными . В списках кандидатов должны чередоваться кандидаты «двух полов». [5] Закон был реализован: в результате парламентских выборов 2012 года 64 женщины-парламентарии получили в общей сложности 150 мест. [6] (43%), а на выборах 2022 года женщины получили 73 места из 165 (44%). [7] В 2020 году Закон 2020-05 от 10 января 2020 года ввел уголовную ответственность за изнасилование и педофилию . [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бочка Гуйе; Селли Ба (7 июля 2021 г.), Сенегальский феминизм между поколениями: от радикализма к более инклюзивному феминизму , Фонд Генриха Бёлля , Викиданные Q125142417 , заархивировано из оригинала 25 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Усман Лайе Диоп (16 марта 2015 г.). «Феминизм в Сенегале: когда гендер берет верх» . Enquête Plus (на французском языке). Викиданные Q125142259 . Архивировано из оригинала 25 марта 2024 года.
- ^ Фату Соу (21 апреля 2023 г.), Проблемы феминизма в Сенегале (на французском языке), трехконтинентальный центр, Викиданные Q125143496 , заархивировано из оригинала 25 марта 2024 г.
- ^ Закон № 91-22 от 16 февраля 1991 г. о ориентации национального образования, измененный (PDF) (на французском языке), официальный журнал Сенегала, 16 февраля 1991 г., Викиданные Q125145857 , заархивировано (PDF) из оригинала 26 марта 2024 г.
- ^ «Закон № 2010-11 от 28 мая. Закон № 2010-11 от 28 мая 2010 г., устанавливающий абсолютное равенство между мужчинами и женщинами. 2010 г. устанавливающий абсолютное паритет между мужчинами и женщинами» (PDF) . официальный журнал Сенегала (на французском языке). 28 мая 2010 г. Викиданные Q125145915 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 марта 2024 года.
- ^ Выборы в законодательные органы Сенегала: число женщин-депутатов увеличилось почти вдвое (на французском языке), Структура «ООН-женщины» , 12 июля 2012 г., Викиданные Q125176572 , заархивировано из оригинала 27 марта 2024 г.
- ^ Кейша Гитари (12 сентября 2022 г.), в Сенегале самая высокая доля женщин-парламентариев в Западной Африке (на французском языке), BBC News , Wikidata Q125176756 , заархивировано из оригинала 27 марта 2024 г.
- ^ «Закон № 2020-05 от 10 января 2020 года вносит изменения в Закон № 65-60 от 21 июля 1965 года об Уголовном кодексе, касающийся криминализации изнасилования и педофилии» (PDF) . официальный журнал Сенегала (на французском языке). 13 января 2010 г. Викиданные Q125146172 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 марта 2024 года.