Женщины в Демократической Республике Конго
![]() Конголезская женщина возле Валунгу , Южное Киву | |
Общая статистика | |
---|---|
Материнская смертность (на 100 000) | 540 (2010) |
Женщины в парламенте | 8.2% (2012) |
Женщины старше 25 лет со средним образованием | 10.7% (2010) |
Женщины в рабочей силе | 70.2% (2011) |
Индекс гендерного неравенства [1] | |
Ценить | 0.601 (2021) |
Классифицировать | 151 место из 191 |
Глобальный индекс гендерного разрыва [2] | |
Ценить | 0.575 (2022) |
Классифицировать | 144 место из 146 |
Часть серии о |
Женщины в обществе |
---|
![]() |
Женщины в Демократической Республике Конго не достигли полного равенства с мужчинами, и их борьба продолжается и по сей день. Хотя режим Мобуту на словах подчеркивал важную роль женщин в обществе и хотя женщины пользуются некоторыми законными правами (например, правом владеть собственностью и правом участвовать в экономическом и политическом секторах), обычаи и правовые ограничения по-прежнему ограничивают свои возможности. [3]
Неполноценность женщин всегда была неотъемлемой частью социальной системы коренных народов и вновь стала подчеркиваться в колониальную эпоху. В колониальную эпоху статус африканских женщин в городских районах был низким. Взрослые женщины считались законными горожанами, если они были женами, вдовами или пожилыми людьми. В противном случае они считались femmes libres (свободными женщинами) и облагались налогом как приносящие доход проститутки , независимо от того, были они ими или нет. С 1939 по 1943 год более 30% взрослых конголезских женщин в Стэнливилле (ныне Кисангани ) были зарегистрированы таким образом. Налоги, которые они платили, составляли второй по величине источник налоговых поступлений в Стэнливилле. [3]
Социальные проблемы
[ редактировать ]Сексуальное насилие
[ редактировать ]Военная ситуация сделала жизнь женщин более опасной. Насилие в отношении женщин, похоже, воспринимается многими слоями общества как нормальное явление. [4] В июле 2007 года Международный комитет Красного Креста выразил обеспокоенность ситуацией на востоке ДРК. [5]
Возник феномен «маятникового смещения», когда люди ночью спешат в безопасное место. По словам Якина Эртюрка, специального докладчика ООН по вопросу о насилии в отношении женщин, посетившего восточную часть Конго в июле 2007 года, насилие в отношении женщин в Северном и Южном Киву включало в себя «невообразимую жестокость». «Вооруженные группы нападают на местные общины, грабят, насилуют, похищают женщин и детей и заставляют их работать в качестве сексуальных рабынь», - сказал Эртюрк. [6] Местная инициатива женщин Букаву направлена на восстановление после насилия на основе расширения прав и возможностей женщин. [7]
фильм В декабре 2008 года GuardianFilms разместила на веб-сайте газеты Guardian , в котором рассказывается о проекте по записи показаний более 400 женщин и девочек, подвергшихся насилию со стороны мародерствующих ополченцев. [8]
Калечащие операции на женских половых органах
[ редактировать ]Помимо изнасилований во время гражданских войн в Конго , существуют и другие серьезные угрозы физическому благополучию женщин в Демократической Республике Конго. Калечащие операции на женских половых органах (КОЖПО), хотя и не широко распространены, существуют среди некоторых групп населения в северных частях ДРК. Распространенность КОЖПО оценивается в 5% женщин в ДРК. [9] КОЖПО теперь является незаконным: закон предусматривает наказание от двух до пяти лет тюремного заключения и штраф в размере 200 000 конголезских франков для любого человека, который нарушает «физическую или функциональную целостность» половых органов. [10] [11]
Женское здоровье
[ редактировать ]Уровень материнской смертности высок, поскольку доступ к охране материнского здоровья ограничен. [12] Кроме того, женщина может использовать противозачаточные средства только с разрешения мужа, что лишает ее возможности предотвратить заражение СПИДом от него. [13]
Женщины непропорционально сильно страдают от ВИЧ в ДРК: из 390 000 взрослых, инфицированных ВИЧ, 71,79% составляют женщины. Уровень новых случаев ВИЧ-инфекции среди женщин в возрасте 15–24 лет был в четыре раза выше, чем среди мужчин той же демографической группы. Женщины также реже имеют доступ к лечению, чем мужчины. 73% взрослых мужчин, живущих с ВИЧ, проходят лечение, по сравнению с 58% взрослых женщин. [14]
Уголовным кодексом Демократической Республики Конго (ДРК) аборты запрещены, но общепринято, что аборт может быть сделан для спасения жизни женщины. Однако доступ к безопасным абортам в ДРК крайне ограничен, и женщины редко имеют доступ к надежным медицинским процедурам. [15] ДРК подписала Мапутский протокол , который предписывает штатам легализовать аборты в случаях, когда физическое и психическое здоровье женщины находится под угрозой, а также в случаях изнасилования, инцеста и аномалий развития плода. [16] Правительство Конго ратифицировало Мапутский протокол в марте 2018 года, и в связи с характером правовой системы страны это расширило категории легальных абортов в соответствии с Мапутским протоколом. [17]
Детские браки
[ редактировать ]Детские браки в Демократической Республике Конго занимают восемнадцатое место в мире. [18] В детском браке одна или обе стороны не достигли возраста восемнадцати лет. [19] В Демократической Республике Конго (ДРК) 37% девушек выходят замуж до достижения восемнадцати лет, а 10% девушек выходят замуж до пятнадцати лет. [18] Хотя это значительно меньше, чем уровень детских браков среди девочек, 6% мальчиков в ДРК вступают в брак до восемнадцати лет. [18]
Хотя детские браки широко распространены в ДРК, они незаконны. Законный возраст вступления в брак — восемнадцать. [18] Существует множество международных законов и соглашений, запрещающих эту практику. [18] Однако ДРК является одной из семи стран Африканского союза, подписавших, но не ратифицировавших Африканскую хартию прав и благосостояния ребенка (ACRWC) , которая прямо запрещает детские браки. [20]
Родители иногда принуждают своих дочерей вступать в детский брак, чтобы получить финансовые или социальные льготы. [21] Другие причины включают традиции и конфликты в регионе, которые приводят к более высокому уровню детских браков. [18] [22] [23] Однако детские браки имеют последствия, поскольку замужние девочки испытывают худшие показатели здоровья, более низкий уровень образования, более высокий уровень насилия и психологические последствия. [20] [24] [25] [26]
Многие организации и программы были инициированы по борьбе с детскими браками, особенно в международном масштабе со стороны Организации Объединенных Наций . [27] Защитники против повсеместного распространения детских браков боролись за информационно-пропагандистские программы или программы вмешательства. [25]Торговля людьми
[ редактировать ]ДРК является страной происхождения и назначения для мужчин, женщин и детей, подвергающихся торговле людьми, в частности, условиям принудительного труда и принудительной проституции . Большая часть этой торговли носит внутренний характер, и большая часть ее совершается вооруженными группировками и правительственными силами, неподконтрольными правительству, в нестабильных восточных провинциях ДРК. [28]
Проституция
[ редактировать ]Отсутствие продовольственной безопасности и крайняя бедность в настоящее время являются основными причинами того, почему женщины в ДРК становятся проститутками. [29] Трейдеры составляют большинство клиентов, а также чиновники, работающие в национальных и международных НПО. Многие секс-работники зарабатывают от 2 до 5 долларов, причем оплата иногда производится в виде еды или других товаров. Проститутки, работающие в барах и ночных клубах, получают от 10 до 20 долларов. [30] и известны как «лондонцы», поскольку в субботу вечером они одеваются как британские девушки. [31] «ВИП-проституция» осуществляется в отелях, секс-работники зарабатывают от 50 до 100 долларов. [30] [32] Многие конголезские проститутки — приехавшие из-за границы или бездомные дети, обвиненные в колдовстве. [33] [34]
Экономика и общество
[ редактировать ]«Существовали пищевые табу, которые запрещали женщинам есть определенные продукты (обычно самые желанные), поскольку «они не равны мужчинам». Женщинам не разрешается есть в присутствии других мужчин, и им часто разрешается есть только то, что осталось от мужа». [35]
Городские женщины
[ редактировать ]Возможности трудоустройства по найму и профессиональные должности оставались редкими даже после обретения независимости. [36] Например, в Кисангани не было женщин в законодательстве , медицине или правительстве в 1979 году, через девятнадцать лет после обретения независимости, . Более того, возможности получения образования для девочек оставались ограниченными по сравнению с возможностями для мальчиков. [3]
К 1990-м годам женщины добились успехов в профессиональном мире, и сейчас все большее число женщин работает в профессиональных сферах, на государственной службе, в армии и университетах. Но они по-прежнему недостаточно представлены в официальной рабочей силе, особенно на должностях более высокого уровня, и, как правило, зарабатывают меньше, чем их коллеги-мужчины на тех же должностях. [3]
Кроме того, в некоторых законах четко указано, что женщины юридически подчиняются мужчинам. Замужняя женщина должна иметь разрешение мужа на открытие банковского счета, прием на работу, получение коммерческой лицензии, а также аренду или продажу недвижимости. В статье 45 Гражданского кодекса указано, что муж имеет права на имущество жены, даже если в брачном договоре указано, что каждый из супругов отдельно владеет своим имуществом. [3] Женщины должны получить одобрение своего мужа, прежде чем получить какое-либо предложение о работе.
Приспосабливаясь к этой ситуации, городские женщины воспользовались коммерческими возможностями в неформальной экономике, находящейся вне контроля мужчин. Обычно они ведут бизнес без банковских счетов, без бухгалтерской отчетности и без отчетности обо всей своей торговле. Исследование предприятий Кисангани, проведенное антропологом Джанет МакГаффи, показало, что 28 процентов владельцев крупного бизнеса города, не зависящих от политических связей, составляют женщины; эти женщины специализировались на междугородной дистрибуции, розничной и полуоптовой торговле . Около 21 процента розничных магазинов в торгово-административной зоне города были женскими, и в рыночной торговле женщины доминировали. [3]
Сельские женщины
[ редактировать ]
Сельские женщины находят меньше таких стратегий. Обремененные основной массой сельскохозяйственных работ, сбором дров, переноской воды и уходом за детьми, они, как правило, сталкиваются с увеличением своего трудового бремени по мере ухудшения экономики. В восточных высокогорьях ДРК условия стали особенно суровыми. Государство способствовало расширению товарных культур посевных площадей на экспорт, особенно кофе и хинина , сократило количество и качество земель, доступных для выращивания продовольственных культур в крестьянских хозяйствах. [3]
Плантации, принадлежащие политико-торговой и новой коммерческой элите, все больше расширяются на общинные земли, вытесняя существующие продовольственные культуры товарными культурами. В крестьянских домохозяйствах контроль мужчин над распределением приусадебных земель под экспортные и продовольственные культуры привел к более широкому использованию земли под экспортные культуры и уменьшению доступа женщин к земле и продовольственным культурам. [3]
Даже когда производители-мужчины переходят к выращиванию продовольственных культур, домохозяйство не обязательно получает прибыль с точки зрения питания. Продукты питания, необходимые для домашнего потребления, часто продаются за наличные, наличные, необходимые для оплаты предметов первой необходимости, одежды, платы за обучение, налогов и так далее. Более дорогие и питательные продовольственные культуры, такие как сорго, часто продаются производителями, которые едят только свои более дешевые и менее питательные продовольственные культуры, такие как маниока . широкое распространение недоедания среди детей. Результатом стало [3]
Среди групп, где женщины имеют больше власти, ситуация менее тяжелая. среди племени лемба Например, женщины имеют больше права голоса не только в определении того, что выращивать, но и в том, что потребляют. В стране, где наиболее распространена практика, согласно которой мужчинам сначала подают лучшую еду, а оставшуюся часть достают женщинам и детям, женщины лемба традиционно откладывают отборные продукты и соусы для себя и своих детей, прежде чем кормить мужчин. их еда. Соответственно, их питание и питание их детей лучше. [3]
Сельские женщины, возможно, несут на себе основную тяжесть государственных поборов. В некоторых случаях женщины объединялись, чтобы противостоять росту пошлин и налогов, налагаемых на них. Политолог Кэтрин Ньюбери изучила группу женщин Тембо, выращивающих маниоку и арахис к западу от озера Киву , которые успешно протестовали против введения чрезмерных коллективных налогов и рыночных налогов, взимаемых с них, когда они выходили на рынок. Местный вождь был настроен враждебно. Но благожелательная местная католическая церковь, предоставившая площадку для встреч и помощь в написании писем, помогла, как и этническая однородность группы. Хотя они не смогли выдвинуть женщину на выборах в местный совет, им удалось проголосовать за мужчин, дружелюбных к их позиции. Вновь избранные члены совета поспешили приостановить взимание налогов и сборов. [3]
Женские организации
[ редактировать ]Не все женские организации добились одинакового успеха. В Кисангани Ассоциация женщин-торговцев (Association des Femmes Commerçantes — Afco) не смогла защитить интересы собравшихся женщин-торговцев. Вместо этого группа превратилась в средство реализации классовых интересов, а именно интересов президента из среднего класса. Макгаффи явно видел в этом случае триумф классовой солидарности над гендерной солидарностью. [3]
Продолжающейся проблемой для женщин является ограниченная интеграция женского опыта и перспектив в инициативы западных агентств по развитию . Как документально подтвердила Брук Шепф, мало усилий было приложено для создания сетей по распространению сельскохозяйственных знаний для женщин, которые продолжают вносить подавляющую часть сельскохозяйственного труда. Кроме того, производственные цели проекта редко учитывали эффект отвлечения женщин от текущего производства продуктов питания и работы по дому для достижения целей новых программ. Развитие в таком контексте часто означало шаг назад, а не шаг вперед с точки зрения «развитых» женщин. [3]
Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин в 2006 году выразил обеспокоенность тем, что в послевоенный переходный период продвижение прав человека женщин и гендерного равенства не рассматривается как приоритет. [37]
В докладе Африканской ассоциации защиты прав человека за 2006 год, подготовленном для этого комитета, представлен широкий обзор проблем, с которыми сталкиваются женщины в ДРК в законодательстве и в повседневной жизни. [38]
В 2015 году такие деятели диаспоры, как Эммануэль Вейи, начали комментировать тяжелое положение женщин и необходимость сделать их прогресс ключевым вопросом на предстоящих демократических выборах (которые не состоялись). [39]
Женский голос в общественном диалоге
[ редактировать ]Продолжающийся цикл насилия в Конго убил больше людей, чем любой другой конфликт со времен Второй мировой войны, и заставил многих покинуть свои дома и поселиться в лагерях для перемещенных лиц. Некоторые женщины-активистки, которых также затронула война в стране, взяли на себя рискованную роль, обратившись к группе военных на армейском посту. Женщины попросили защиты для тех, кто живет в лагерях и вокруг них во время выполнения своих повседневных обязанностей. Акцию активистов считают вдохновляющим подходом, который поможет улучшить отношения между солдатами и гражданскими лицами, снизить уязвимость и напряженность в районах лагерей. [40] Попытка женщин включает в себя оценку ситуации с безопасностью и переговоры с некоторыми повстанцами посредством индивидуальных и групповых дискуссий, особенно во время эскалации и когда возрастает напряженность между враждующими группировками. Этих женщин считали храбрыми за то, что они представили свои дела о безопасности тем самым военным группировкам, которые ООН обвиняет в предполагаемых преступниках. [41]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Отчет о человеческом развитии 2021/2022» (PDF) . ОТЧЕТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗВИТИИ . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ «Отчет о глобальном гендерном разрыве, 2022 год» (PDF) . Всемирный экономический форум . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Олден Алмквист (декабрь 1993 г.). Сандра В. Медиц и Тим Меррилл (ред.). Заир: Страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Статус женщин.
- ^ «Эксперт ООН по вопросу насилия в отношении женщин выражает серьезную обеспокоенность после визита в Демократическую Республику Конго» . Архивировано из оригинала 17 февраля 2008 г. Проверено 1 апреля 2008 г.
- ^ «ДРК: «Гражданские лица несут на себе основную тяжесть насилия в Южном Киву» » . 2 июля 2007 г.
Международный комитет Красного Креста (МККК) выразил обеспокоенность по поводу злоупотреблений в отношении гражданского населения, особенно женщин и детей, в Южном Киву на востоке Демократической Республики Конго, заявив, что он часто получает сообщения о похищениях, казнях, изнасилованиях и грабеж.
- ^ «ДРК: «Маятниковое смещение» в Киву» . Август 2007.
- ^ «Центр лечения и ухода за женщинами при травмах Букаву» .
- ^ Беннетт, Кристиан (5 декабря 2008 г.). «Изнасилование в беззаконной стране» . Хранитель . Лондон.
- ^ «ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В ДРКОНГО» (PDF) . Проверено 28 сентября 2023 г.
- ^ «ОТВЕТЫ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАПРОСЫ (RIR)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 апреля 2014 г. Проверено 28 сентября 2023 г.
- ^ Закон о сексуальном насилии, ДРК 2006 г. (Законы о сексуальном насилии) гласит ( на французском языке ): «Статья 3, параграф 7: Сексуальное нанесение увечий; статья 174g; наказывается тюремным заключением на срок от двух до пяти лет и штраф в размере двухсот тысяч постоянных конголезских франков для любого, кто совершает действие, причиняющее вред физической или функциональной неприкосновенности половых органов человека. Если нанесение увечий приводит к смерти, наказанием является пожизненное тюремное заключение». [1]
- ^ Центр изучения подросткового возраста (CSA) и населения, показатель приверженности Индексу сексуального и репродуктивного риска женщин для стран Африки к югу от Сахары, Центр изучения подросткового возраста (CSA) и населения, 2009 г.) 12. Цитируется по адресу www. Womanstats. .org
- ^ ООН, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), http://www.un.org/womenwatch/daw/cedaw/ - доступ к отчетам можно получить по адресу http://www.bayefsky.com, 1997 г. 36. Цитируется по сайту www. Womanstats.org.
- ^ «Информационный бюллетень о Демократической Республике Конго, 2017 год» . www.unaids.org. Проверено 28 января 2020 г.
- ^ Искусственный аборт и уход после аборта в Киншасе, Демократическая Республика Конго. (2018, 27 сентября). Получено 28 января 2020 г. с https://www.guttmacher.org/fact-sheet/abortion-kinshasa .
- ^ Африканский союз, Протокол к Африканской хартии прав человека и народов о правах женщин в Африке, 2003 г., http://www.achpr.org/files/instruments/women-protocol/achpr_instr_proto_women_eng.pdf. Архивировано в 2022–2003 гг. -02 в Wayback Machine .
- ^ Расширение доступа к безопасному аборту в Демократической Республике Конго. (2019, 22 ноября). Получено 28 января 2020 г. с https://www.prb.org/expanding-access-to-safe-abortion-in-the-democratic-republic-of-congo/.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Невесты, девушки Нет. «Атлас» . Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ Кампания по искоренению детских браков в Африке (октябрь 2015 г.). «Влияние традиционных и религиозных практик детских браков на социально-экономическое развитие Африки» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б Масвиква, Белинда; Рихтер, Линда; Кауфман, Джей; Нанди, Ариджит (2015). «Законы о минимальном брачном возрасте и распространенность детских браков и подросткового рождения: данные из стран Африки к югу от Сахары» . Международные перспективы сексуального и репродуктивного здоровья . 41 (2): 58–68. дои : 10.1363/4105815 . ISSN 1944-0391 . JSTOR 10.1363/4105815 . ПМИД 26308258 .
- ^ «Информационный бюллетень Димитры» (PDF) .
- ^ «Конвенция о согласии на брак, минимальном возрасте для вступления в брак и регистрации браков» . УВКПЧ . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ Мулумеодерхва, Маройи (25 июля 2016 г.). « Девушка, которая забеременела или провела ночь с мужчиной, уже не девушка»: принудительный брак в Восточной Демократической Республике Конго» . Сексуальность и культура . 20 (4): 1042–62. дои : 10.1007/s12119-016-9373-y . S2CID 151592533 .
- ^ Ошибка цитирования: именованная ссылка
Child marriage in Democratic Republic of the Congo :1
был вызван, но так и не был определен (см. страницу справки ). - ^ Jump up to: а б Лэндис, Дебби; Фальб, Кэтрин; Микелис, Илария; Бакомере, Терезита; Старк, Линдси (29 декабря 2018 г.). «Насилие, благополучие и уровень участия в формальном образовании среди девочек-подростков в Восточной Демократической Республике Конго: роль детских браков» . Исследования в области социальной справедливости . 12 (2): 273–290. дои : 10.26522/ssj.v12i2.1632 . ISSN 1911-4788 . S2CID 128350419 .
- ^ Сефф, Илана; Уильямс, Анаис; Хуссейн, Фара; Лэндис, Дебби; Поултон, Кэтрин; Фальб, Кэтрин; Старк, Линдси (08 мая 2019 г.). «Принудительный секс и ранние браки: понимание связей и норм в гуманитарной среде». Насилие в отношении женщин . 26 (8): 787–802. дои : 10.1177/1077801219845523 . ISSN 1077-8012 . ПМИД 31066342 . S2CID 147704679 .
- ^ Нур, Наваль М. (ноябрь 2006 г.). «Последствия детских браков для здоровья в Африке» . Новые инфекционные заболевания . 12 (11): 1644–1649. дои : 10.3201/eid1211.060510 . ISSN 1080-6040 . ПМЦ 3372345 . ПМИД 17283612 .
- ^
источника В эту статью включен текст из общедоступного : «Демократическая Республика Конго». Отчет о торговле людьми, 2010 год . Государственный департамент США (14 июня 2010 г.).
- ^ «Женщины ДРК вынуждены заниматься проституцией, чтобы выжить» . Iol.co.za. Проверено 26 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Принудительная проституция в Демократической Республике Конго: вероятность причинения вреда женщинам, которые возвращаются в ДРК» (PDF) . Ecoi.net . Проверено 26 января 2017 г.
- ^ Баркхэм, Патрик (19 декабря 2005 г.). «За незащищенный секс платят вдвойне, поэтому бедность способствует распространению ВИЧ» . Хранитель . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ Фридман, Джейн (9 марта 2016 г.). Гендер, насилие и политика в Демократической Республике Конго . Рутледж. ISBN 9781317129851 . Проверено 26 января 2017 г. - через Google Книги.
- ^ «Китайские проститутки сопротивляются попыткам спасти их из Африки» . Таймс в прямом эфире . Проверено 11 апреля 2012 г.
- ^ «Беспризорные дети Конго предпочитают проституцию смерти» . Радио Нидерландов по всему миру . Проверено 11 апреля 2012 г.
- ^ ООН, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), http://www.un.org/womenwatch/daw/cedaw/ - доступ к отчетам можно получить по адресу http://www.bayefsky.com, 1997 г. 25. Цитируется на сайте www. Womanstats.org.
- ^ «Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2017 год» . www.state.gov . Проверено 31 октября 2018 г.
- ^ «Заключительные комментарии Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин: Демократическая Республика Конго» (PDF) .
- ^ «Насилие в отношении женщин в Демократической Республике Конго (ДРК)» . Архивировано из оригинала (PDF) 7 апреля 2013 г. Проверено 1 апреля 2008 г.
- ^ «Является ли Эммануэль Вейи «тем изменением», в котором нуждается ДРК?» . Африканская повестка дня . 12 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 26 августа 2016 г. Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ Каннингем, Хью; Бахати, Сифа; Мобер, Камилла (24 октября 2022 г.). «Эти женщины приносят мир в охваченное войной Конго» . Пулитцеровский центр . Проверено 25 ноября 2022 г.
- ^ «СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ, СВЯЗАННОЕ С КОНФЛИКТОМ: ДОКЛАД ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ» (PDF) . Объединенные Нации. 29 марта 2022 г. Проверено 25 ноября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]