Африканская хартия прав и благополучия ребенка
Африканская хартия прав и благосостояния ребенка (также называемая ACRWC или Детская хартия ) была принята Организацией африканского единства (ОАЕ) в 1990 году (в 2001 году ОАЕ юридически стала Африканским союзом ) и вступила в силу. в 1999 году. Как и Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка (КПР), Детская хартия является всеобъемлющим документом, который устанавливает права и определяет универсальные принципы и нормы статуса детей. ACRWC и CRC являются единственными международными и региональными договорами по правам человека , которые охватывают весь спектр гражданских, политических , экономических, социальных и культурных прав .
Он призывает к созданию Африканского комитета экспертов по правам и благополучию ребенка (Комитет экспертов). Его миссия состоит в том, чтобы продвигать и защищать права, установленные ACRWC, практиковать применение этих прав и интерпретировать решения ACRWC в соответствии с требованиями государств-участников, институтов Африканского Союза (АС) или всех других институтов, признанных АС или государство-член.
детей в Африке Сосредоточьтесь на правах
Дети в Африке страдают от множества различных видов насилия , включая экономическую и сексуальную эксплуатацию, гендерную дискриминацию в сфере образования и доступа к здравоохранению, а также их участие в вооруженных конфликтах. Другие факторы, влияющие на африканских детей, включают миграцию, ранние браки, различия между городскими и сельскими районами, домохозяйства, возглавляемые детьми, беспризорные дети и бедность. Кроме того, на долю работающих детей в странах Африки к югу от Сахары приходится около 80 миллионов детей, или 4 из каждых 10 детей в возрасте до 14 лет, что является самым высоким уровнем детского труда в мире.
ACRWC определяет «ребенка» как человека в возрасте до 18 лет. Он признает уникальное и привилегированное место ребенка в африканском обществе и то, что африканские дети нуждаются в защите и особой заботе. Он также признает, что дети имеют право на свободу выражения мнений, ассоциаций, мирных собраний, мысли, религии и совести. Он направлен на защиту частной жизни ребенка и защиту ребенка от всех форм экономической эксплуатации и от работы, которая является опасной, мешает образованию ребенка или ставит под угрозу его или ее здоровье или физическое, социальное, умственное, духовное и моральное разработка. Он призывает к защите от жестокого обращения и плохого обращения, негативной социальной и культурной практики, всех форм эксплуатации или сексуального насилия, включая коммерческую сексуальную эксплуатацию , а также незаконного употребления наркотиков. Его цель – предотвратить , похищение торговлю детьми детей и попрошайничество.
о правах ребенка Конвенции хартия против Детская
Детская Хартия возникла потому, что государства-члены АС считали , что КПР упускает из виду важные социально-культурные и экономические реалии, характерные для Африки. В нем подчеркивается необходимость учитывать культурные ценности и опыт африканских стран при рассмотрении прав ребенка, например:
- Оспаривание традиционных африканских взглядов, которые часто противоречат правам детей, таким как детские браки, родительские права и обязанности по отношению к своим детям, а также детям, рожденным вне брака.
- Прямо заявляя, что Детская Хартия стоит выше любых обычаев, традиций, культурной или религиозной практики, которые не соответствуют правам, обязанностям и обязательствам, предусмотренным Хартией.
- Детская хартия содержит более четкое определение ребенка как лица в возрасте до 18 лет.
- Полный запрет на вербовку детей (т.е. младше 18 лет) в вооруженных конфликтах и касается призыва детей в вооруженные силы.
- Запрет на браки или помолвки с участием детей
- Запретить использование детей в качестве попрошайничества
- Предоставление девочкам права вернуться в школу после беременности
- Содействие позитивным действиям в области образования девочек
- Решение конкретных африканских проблем, затрагивающих детей. Например, он призвал к конфронтации и отмене апартеида и подобных систем; и хотя с апартеидом уже покончено, это положение по-прежнему применимо к детям, живущим при режимах, практикующих этническую, религиозную или другие формы дискриминации.
- Защита внутренне перемещенных детей и детей-беженцев
- Защита беременных женщин и матерей младенцев и детей раннего возраста, находящихся в заключении
- Предоставление возможности самим детям обращаться в Комитет экспертов Детской хартии по поводу нарушения их прав.
- Включая особое упоминание об уходе за ребенком расширенными семьями.
- Поощрение государства оказывать поддержку родителям «в трудную минуту»
- Защита детей-инвалидов.
К основополагающим принципам, регулирующим реализацию этих прав, относятся:
- Недискриминация
- Наилучшие интересы ребенка
- Жизнь, выживание и развитие ребенка
- Участие детей
- Обеспечение ответственности каждого ребенка по отношению к себе и обществу, государству и международному сообществу.
Детской Ратификация хартии
По состоянию на 2016 год ACRWC был ратифицирован 47 из 54 государств Африканского Союза и подписан, но не ратифицирован оставшимися семью государствами. Центральноафриканская Республика , Демократическая Республика Конго , Сахарская Арабская Демократическая Республика , Сан-Томе и Принсипи , Сомали , Южный Судан и Тунис подписали, но не ратифицировали Хартию. Марокко , не входящее в АС государство, также не ратифицировало Соглашение. [1]
- Отдельные структуры в рамках АС, имеющие отношение к Детской Хартии.
- На этом графике показан медленный прогресс процесса подписания и ратификации Детской хартии с момента ее принятия в 1991 году.
- Карта Африки, показывающая текущий статус Детской хартии по состоянию на август 2008 года.
Недостатки и критика [ править ]
- Он не защищает детей от пожизненного заключения без возможности освобождения
- При борьбе с преступной деятельностью не предусмотрены альтернативные меры, такие как реабилитация в обществе.
- Никакого упоминания о таких правах, как хранить молчание, быть защищенным от обратной силы законодательства, оспаривать задержание или получать компенсацию за судебные ошибки.
- Статью 20 можно истолковать как поддерживающую физическое наказание со стороны родителей, поскольку в ней неясно значение «домашнего воспитания»;
- Существует некоторая путаница в отношении статьи 31, касающейся обязанностей детей. Дети обязаны всегда уважать родителей, начальство и старших, что может противоречить праву ребенка участвовать в принятии решений, которые его затрагивают.
- Отсутствие положения, которое требует от стран полностью использовать свои ресурсы, означает, что Детская хартия не позволяет обеспечить или заставить государства предоставлять ресурсы для обеспечения реализации прав детей.
- Хотя Детская хартия предусматривает специальные меры защиты инвалидов, она не включает в себя инвалидность в качестве запрещенного основания для дискриминации.
- В отличие от Конвенции о правах ребенка, которая конкретно закрепляет права за детьми меньшинств, в Африканской Хартии нет аналогичного положения, несмотря на то, что во многих странах региона проживает значительная часть групп меньшинств и коренных народов.
Африканский комитет экспертов по правам и благополучию ребенка (Комитет экспертов) [ править ]
Комитет был сформирован в июле 2001 года, через полтора года после вступления в силу Детской Хартии. Члены избираются Ассамблеей глав государств и правительств Африканского Союза. Критериями отбора участников являются:
- Члены должны быть гражданами государства-участника Детской хартии.
- Они должны быть людьми с высокими моральными качествами, честностью, беспристрастностью и компетентностью в вопросах прав и благополучия ребенка.
- Члены назначаются подписавшими странами и избираются Ассамблеей глав государств Африканского Союза.
- Члены избираются сроком на пять лет и действуют добровольно в своем индивидуальном качестве. Они не могут быть переизбраны.
Комитет экспертов собирается дважды в год, обычно в мае и ноябре в Аддис-Абебе, Эфиопия. Точные даты зависят от других пунктов повестки дня АС в это время. Они уполномочены получать и изучать отчеты страны («государства») о мерах, принятых ими для реализации положений Детской хартии, а также о прогрессе, достигнутом в области защиты прав. Последняя защитная функция Комитета экспертов связана с процедурой расследования. Они имеют право прибегнуть к любому соответствующему методу расследования по любому вопросу, предусмотренному Детской хартией.
благополучию ребенка Африканского комитета экспертов по правам и Члены
В настоящее время членами ACERWC являются (имя, страна, должность):
- Мистер. Беньям Давит Мезмур, Эфиопия , председатель
- Г-жа Фатима Делладж-Себаа, Алжир , 1-й вице-президент
- Профессор Джулия Слот-Нильсен, Южная Африка , 2-й вице-президент
- Г-н Клемент Джулиус Машамба, Танзания , 3-й вице-президент
- Мистер. Альфас Муваваригва Читакунье, Зимбабве , докладчик
- г-н Сиприен Адебайо, Бенин , член; (бывший 1-й вице-президент 2010-2012 гг.)
- Г-жа Аньес Каборе, Буркина-Фасо , член; (бывший председатель, 2010–2012 гг.)
- Мистер. Андрианирайни Расамоэли, Мадагаскар , член
- Миссис. Марьям Увайс, Нигерия , член
- Миссис. Амаль Мухаммад Эль-Хенкари, Ливия , член
- Миссис. Фелисите Мухимпунду, Руанда , член
По состоянию на октябрь 2008 г. в состав избранного Комитета экспертов входили (имя, страна, должность): [ нужно обновить ]
- РС. Г-н Ндиайе Диакате, Сенегала председатель
- Г-жа Мари Шанталь Коффи Аппо, Кот-д'Ивуар , заместитель Председателя
- Ботсвана , репортер
- Достопочтенный. Судья Марта Куме, Кения , член
- Миссис. Мамосеби Т. Пхоло, Лесото , член
- г-н Мусса Сиссоко, Мали , член
- Г-жа Давлат Ибрагим Хасан, Египет , член
- г-н Сиприен Адебайо, Бенин , член
- Миссис. Аньес Каборе, Буркина-Фасо , член
- Мистер. Андрианирайни Расамоэли, Мадагаскар , член
- Миссис. Марьям Увайс, Нигерия , член
с которыми сталкивается Комитет экспертов , Проблемы
- Функциональный секретариат: К. Ф. Малинди-младший, основатель Клуба прав и активист по правам человека и ребенка, отмечает, что Комитету экспертов еще предстоит создать полностью функциональный секретариат, а это означает, что он не может осуществлять свою деятельность или заниматься коммуникациями так же, как страной. отчеты. Он страдает от серьезной нехватки ресурсов.
- Отношение государств-членов: Многие государства-члены без энтузиазма относятся к Детской Хартии и часто не желают назначать подходящих людей для участия в Комитете экспертов. Часто члены комитета уходят в отставку в середине срока своего полномочий.
- Негосударственная отчетность: Анализ истории отчетности государств перед Комитетом экспертов также показывает необязательство стран выполнять свои договорные обязательства в отношении Детской хартии. Ответственность за подготовку и представление страновых отчетов различается от страны к стране, что затрудняет Комитету экспертов контроль за государствами, не выполняющими свои обязательства.
- Правило рассмотрения и соответствующие органы: Дела не могут рассматриваться или расследоваться одновременно в двух или более органах по правам человека. Таким образом, как только дело было передано в Комитет экспертов, оно должно оставаться там до тех пор, пока не будет исчерпан судебный процесс. Проблема в том, что на рассмотрение дел Комитетом экспертов уходит в среднем два с половиной года.
- Другие проблемы: Другими выявленными важными недостатками являются постоянная нехватка юристов, присутствующих на сессиях Комитета и дающих юридические рекомендации по решениям, принимаемым Комитетом; отсутствие скоординированного сотрудничества и связи между Африканской комиссией и Комитетом, а также отсутствие приоритетов со стороны АС в работе Комитета, что приводит к задержкам и отмене сессий.
Отчетность государств-участников [ править ]
Страны, ратифицировавшие Детскую хартию, должны представить первоначальные отчеты в течение двух лет с момента ратификации или вступления Хартии в силу и каждые три года после этого. В 2008 году Комитет экспертов начал процесс рассмотрения первых четырех государственных отчетов, полученных из Египта , Маврикия , Нигерии и Руанды в мае 2008 года.
Отчет государства-участника должен содержать конкретную информацию, касающуюся детей в его стране. Сюда входят политические, правовые и административные вопросы, связанные с требованиями структуры, предоставленной Комитетом экспертов.
В идеале это должен быть всеобъемлющий отчет, включающий вклад государства, гражданского общества и других признанных органов на региональном, континентальном и международном уровнях. Но обычно государственный отчет не включает много информации от гражданского общества. Таким образом, организации гражданского общества могут представить второй или «альтернативный» отчет, содержащий собранную ими информацию.
До недавнего времени этот «альтернативный» отчет мог быть принят только после того, как государство представило свой отчет. Но теперь был введен в действие процесс, согласно которому государству дается 18 месяцев на представление своего отчета, в противном случае «альтернативный» отчет гражданского общества будет принят в качестве отчета этого штата.
После получения отчет становится доступным в качестве общедоступного документа и проходит процедуру:
- Разработка: Процесс разработки — это первый процесс, который происходит. Комитет экспертов определяет полноту, репрезентативность отчета, его соответствие руководящим принципам и т. д., а также извлекает конкретную информацию о правах детей.
- Рассмотрение: В процессе рассмотрения отчеты изучаются, чтобы определить, отражает ли предоставленная информация истинную ситуацию в стране в виде своего рода «фотокопии» или «четкой картины» на данный момент времени. Это включает в себя определение наличия каких-либо пробелов или несоответствий в информации, представленной как в официальных, так и в альтернативных отчетах.
- Последующие действия: В процессе последующих действий к государству и гражданскому обществу снова обращаются, чтобы объяснить и дополнить любые несоответствия или недостающую информацию. Прежде чем Комитет будет удовлетворен, может потребоваться дополнительная информация и собеседования.
- Подача в АС .
После завершения подготовки отчетов государств-участников и альтернативных отчетов они передаются в Секретариат АС для перевода на другие рабочие языки (английский, французский, португальский и арабский). Затем различные члены Комитета экспертов рассматривают отчет в предсессионной рабочей группе, чтобы определить вопросы для дальнейшего обсуждения с государством и запросить любую другую информацию, которая может помочь при рассмотрении отчета. Другие организации, организации гражданского общества, группы ООН, которые предоставили альтернативные отчеты или которые считаются значимыми, могут быть приглашены принять участие в сессии на неофициальной основе. Именно здесь организации гражданского общества могут внести информацию в этот процесс. После этого заседания подготавливается предсессионный отчет.
После подготовки предсессионного отчета члены, назначенные для рассмотрения отчета государства-участника/альтернативного отчета, встречаются для обсуждения углубленного анализа отчета. Их выводы передаются соответствующему государству и обсуждаются с представителями правительства высокого уровня. На этом уровне нет участия неправительственных организаций или гражданского общества.
В результате углубленного обсуждения Комитет экспертов выявит проблемы, прогресс и различия в реализации Детской Хартии государством-участником. Эти рекомендации называются «заключительными замечаниями» и могут включать следующее:
- Шаги, которые необходимо предпринять
- Согласен с рекомендациями
- Предлагайте уникальные решения, подходящие для каждой страны
- Изменения в стране с момента подготовки отчета
- Последующие действия Комитета экспертов для получения дополнительной информации или ясности.
После того как первоначальный отчет государства-участника/альтернативного отчета будет принят, государство должно будет представлять дополнительные отчеты каждые 3 года. Эти отчеты называются «периодическими отчетами». Это позволит сравнить его с предыдущим отчетом и определить, есть ли прогресс или ситуация ухудшилась.
Также могут быть последующие мероприятия и визиты в страны. Государство-участник/Альтернативный доклад и рекомендации направляются на Саммит глав государств и правительств. Гражданское общество также может вмешиваться каждые 3 года, чтобы побудить государство внести улучшения перед подготовкой дополнительных отчетов.
наблюдателя для организаций общества Статус гражданского
Организации гражданского общества и международные институты сыграли значительную роль в работе Комитета экспертов и служили основой работы комитета с момента его создания. Международные неправительственные организации принимали активное участие в работе комитета, предоставляя различные экспертные знания и финансовую поддержку большей части работы.
Хотя вначале участие организаций гражданского общества было минимальным, в последующие годы они взяли на себя ключевую роль в обеспечении выполнения комитетом своего мандата и в предоставлении необходимой поддержки, необходимой для облегчения его работы. Принятие руководящих принципов предоставления статуса наблюдателя теперь также обеспечит, чтобы больше организаций гражданского общества могли официально участвовать и вносить свой вклад в этот процесс.
Согласно предлагаемым руководящим принципам получения статуса наблюдателя, организациям и ассоциациям гражданского общества будет разрешено участвовать в следующих случаях:
- Участие в церемониях открытия и закрытия сессий Комитета экспертов.
- Участие в заседаниях комитета
- Доступ к документам, которые не являются конфиденциальными и не затрагивают вопросы, касающиеся наблюдателей.
- Приглашение к участию в закрытых заседаниях по волнующим их вопросам.
- Выступление с заявлениями по волнующим их вопросам при условии предварительного направления заявления в комитет.
- Отвечая на вопросы, которые могут быть заданы на собраниях.
Руководящие принципы поощряют формирование коалиций организациями гражданского общества с аналогичными целями. Ниже приведены требования для участия организаций гражданского общества в получении статуса наблюдателя:
- Они должны быть зарегистрированы в государстве-члене с мандатом на ведение региональной и международной деятельности.
- Должен быть зарегистрирован не менее трех лет
- Должно быть, работал в области защиты прав детей.
- Они должны иметь признанную штаб-квартиру, демократически принятый устав и представительную структуру.
- Они должны представить список документации, подтверждающей их заявку, по крайней мере, за три месяца до сессии Комитета экспертов.
После получения статуса наблюдателя организация может обратиться к Комитету экспертов с просьбой включить интересующие вопросы в повестку дня и сделать устные заявления на сессиях. Они имеют право получать информацию о времени, месте и повестке дня заседаний комитета. Комитет может пригласить организацию гражданского общества для участия в обсуждениях заседания комитета без права голоса.
Организации гражданского общества также обязаны установить тесные отношения с комитетом и проводить регулярные консультации по всем вопросам, представляющим общий интерес. Организации гражданского общества обязаны представлять отчеты о своей деятельности каждые два года. В случае неисполнения организациями гражданского общества своих обязательств комитет может приостановить или отозвать статус наблюдателя.
Сообщения Комитету экспертов [ править ]
Сообщение представляет собой жалобу, поданную в Комитет экспертов по поводу нарушения прав детей, предусмотренных Детской Хартией. Ниже приведены некоторые рекомендации для тех, кто хочет подать сообщение в Комитет экспертов:
- Сообщение может быть подано отдельными лицами, группами, ассоциациями, неправительственными организациями и т. д.
- Эти лица или группы ДОЛЖНЫ быть признаны государством, АС или международным органом.
- Государство исключено из процесса рассмотрения жалоб
- Любое нарушение прав ребенка может быть рассмотрено.
- Страна, где произошло нарушение, должна быть стороной, подписавшей Детскую хартию.
Особые требования к коммуникации [ править ]
Сообщение должно соответствовать следующим критериям:
- Оно не может быть анонимным
- Это должно быть написано
- Она должна быть подана в разумные сроки или сроки, в зависимости от характера жалобы.
- Оно должно быть написано разумным и не дискредитирующим тоном.
- Оно должно быть совместимо с правилами и законами АС или Детской хартией.
- Оно не должно основываться исключительно на информации в средствах массовой информации.
- Проблемы не должны быть уже решены в результате другого расследования, процедуры или международного регулирования.
- Его необходимо подавать только в том случае, если все местные/внутренние средства правовой защиты были исчерпаны или когда автор сообщения не удовлетворен решением, предложенным на местном/внутреннем уровне.
- Комитет экспертов также может пересмотреть свое собственное решение в сообщении, в котором заявитель может предоставить дополнительную информацию в поддержку своего дела.
- Комитет экспертов может получить сообщение от лица, не являющегося государством-участником (например, организации гражданского общества, отдельного лица, группы людей), если это отвечает наилучшим интересам ребенка.
Если сообщение соответствует вышеуказанным требованиям, то оно может быть рассмотрено Экспертной комиссией. Когда жалоба поступает в комитет, для ее рассмотрения будет назначена группа, которая решит, приемлема ли она. Если это приемлемо, они дадут обратную связь как стране, в которой возникла проблема. Если есть пробелы, комитет попросит страну принять меры для защиты заявителя во время дальнейшего расследования.
Работа по жалобе носит конфиденциальный характер и проводится в закрытом формате прений. После принятия решения сообщение направляется в государственный департамент страны. Член Комитета экспертов назначается для наблюдения и координации этого процесса. После завершения процесса отчет направляется в Комитет глав государств и правительств.
Дети, являющиеся авторами или пострадавшими в процессе коммуникации, теперь имеют возможность высказать свое мнение Комитету экспертов. Это положение гарантирует основополагающий принцип участия детей в решении затрагивающих их вопросов.
Расследования [ править ]
Расследование может быть начато, поскольку Комитет экспертов получил сообщение, указывающее на серьезное нарушение. Миссии по расследованию могут быть инициированы либо государством, передающим вопрос в Комитет экспертов, либо комитет может провести собственное расследование, хотя Комитет может посетить государство-участник только в том случае, если его пригласит сделать это правительство.
Чтобы обеспечить наличие у следственной группы базовых знаний о ситуации, перед каждым расследованием в соответствии с определенными руководящими принципами и на основе имеющейся информации готовится предварительный отчет. Миссия встретится с имеющимися государственными и негосударственными организациями и людьми в стране, где они будут проводить расследование.
После того как миссия завершит расследование, она должна опубликовать предварительные результаты правительству и средствам массовой информации страны расследования. Затем подготавливается окончательный отчет, включающий рекомендации миссии. Этот отчет миссии должен быть приложен к отчету о ходе работы Комитета главам государств и правительств африканских стран.
Страна, в отношении которой проводится расследование, имеет право в течение 6 месяцев после принятия решения Комитетом экспертов представить письменный ответ о том, что они сделали в отношении требований или мер, указанных в отчете миссии.
Ответ страны должен также включать информацию о любых мерах в ответ на рекомендации, сделанные Комитетом после миссии. Организации гражданского общества и «специализированные учреждения», такие как детские организации гражданского общества, также могут быть запрошены для предоставления информации о положении детей в этом государстве.
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ «Амбф ЦМС» . Архивировано из оригинала 07 октября 2021 г. Проверено 4 мая 2013 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Скачать буклет Большая часть информации на этой странице взята из буклета «Африканская хартия прав и благосостояния ребенка: практическое руководство для организаций гражданского общества», подготовленного организацией «Спасите детей» в Швеции в Претории в октябре 2009 года.
- Загрузите копию Детской хартии и список стран, подписавших и ратифицировавших ее .
- Ресурсный центр CRIN Комплексный сайт с информацией и множеством ссылок на ресурсы, касающиеся Детской хартии.
- Прочтите отчеты по 14 странам, полученные ACERWC.
- Прочтите концептуальную записку о процедурах, которым необходимо следовать на предсессионном совещании.
- Веб-сайт Африканского комитета экспертов по правам и благосостоянию ребенка по-прежнему представляет собой полезную информацию .
- Руководящие принципы подготовки первоначальных докладов государств-участников .
- Документ Датского института по правам человека об африканских механизмах рассмотрения жалоб на нарушение прав человека, опубликованный в апреле 2008 г.
- Африканский детский информационный центр Платформа для обмена и распространения информации и налаживания связей между организациями, экспертами и защитниками прав и благополучия ребенка. Такие документы, как протоколы заседаний Комитета экспертов, можно найти в разделе «Мероприятия».
- Африканская хартия прав и благосостояния ребенка. Оценка юридической ценности ее основных положений посредством прямого сравнения с Конвенцией о правах ребенка. Майкл Гоуз, Общественный юридический центр, Бельвиль, 2002 г., ISBN 0-620-29420-5
Исходные материалы, использованные в этом разделе, ссылаются на следующие сайты:
- «Обучайте женщину, вы даете образование нации»: Южная Африка стремится улучшить образование девочек. Архивировано 13 декабря 2009 г. в Wayback Machine WNN — Сеть женских новостей. 28 августа 2007 г. Лис Анциа.
- Представление интересов детей во всем мире Как слушают детей в 250 юрисдикциях
- Договоры о правах детей
- Договоры Африканского союза
- Договоры, заключенные в 1990 г.
- Договоры вступили в силу в 1999 году.
- Договоры о детском труде
- Договоры Алжира
- Договоры Анголы
- Договоры Бенина
- Договоры Ботсваны
- Договоры Буркина-Фасо
- Договоры Бурунди
- Договоры Камеруна
- Договоры Кабо-Верде
- Договоры Чада
- Договоры Коморских Островов
- Договоры Республики Конго
- Договоры Джибути
- Договоры Кот-д'Ивуара
- Договоры Египта
- Договоры Экваториальной Гвинеи
- Договоры Эритреи
- Договоры Эфиопии
- Договоры Габона
- Договоры Гамбии
- Договоры Ганы
- Договоры Гвинеи
- Договоры Гвинеи-Бисау
- Договоры Кении
- Договоры Лесото
- Договоры Либерии
- Договоры Ливийской Арабской Джамахирии
- Договоры Мадагаскара
- Договоры Малави
- Договоры Мали
- Договоры Мавритании
- Договоры Маврикия
- Договоры Мозамбика
- Договоры Намибии
- Договоры Нигера
- Договоры Нигерии
- Договоры Руанды
- Договоры Сенегала
- Договоры Сейшельских островов
- Договоры Сьерра-Леоне
- Договоры Южной Африки
- Договоры Республики Судан (1985–2011 гг.)
- Договоры Эсватини
- Договоры Танзании
- Договоры Того
- Договоры Уганды
- Договоры Замбии
- Договоры Зимбабве
- 1990 год в Эфиопии