Феминистская философия
Часть серии о |
Феминистская философия |
---|
![]() |
Феминистская философия — это подход к философии с феминистской точки зрения, а также использование философских методов к феминистским темам и вопросам. [1] Феминистская философия включает в себя как переосмысление философских текстов и методов в дополнение к феминистскому движению, так и попытки критиковать или переоценивать идеи традиционной философии изнутри феминистских рамок. [2]
Основные возможности [ править ]
Феминистскую философию объединяет центральная проблема гендера . Это также обычно предполагает некоторую форму приверженности справедливости для женщин, какую бы форму она ни принимала. [3] Помимо этих объединяющих черт, феминистская философия представляет собой разнообразную область, охватывающую широкий круг тем с использованием различных подходов. В дальнейшем, феминистская философия предполагает, как раса, сексуальность, социально-экономический класс и другие факторы идентичности влияют на гендерное неравенство. [4] Философы-феминистки, как философы, встречаются как в аналитической , так и в континентальной традициях, и в рамках этих традиций по философским вопросам принимается множество различных точек зрения. Философы-феминистки, как и феминистки, также могут принадлежать к множеству различных разновидностей феминизма . [2]
Феминистскую философию можно понимать как имеющую три основные функции:
- Использование философских методологий и теорий для формулирования и теоретизирования о феминистских проблемах и перспективах. Это может включать в себя философский анализ концепций идентичности (таких как раса, социально-экономический статус, пол, сексуальность, способности и религия) и концепций, которые очень широко используются и теоретизируются в рамках феминистской теории в более широком смысле. Феминистская философия также была важным источником аргументов в пользу гендерного равенства .
- Исследование сексизма и андроцентризма в рамках философской традиции. Это может включать критику текстов и теорий, которые обычно классифицируются как часть философского канона, особенно путем сосредоточения внимания на представлении женщин и женского опыта или исключении женщин из философской традиции. Еще одной важной тенденцией является повторное открытие работ многих женщин-философов, чей вклад не был признан.
- Вклад в философию новыми подходами к существующим вопросам, а также новыми вопросами и областями исследований в свете их критических исследований философской традиции и отражения их озабоченности гендерными вопросами. [3]
Феминистская философия существовала до двадцатого века, но получила такое название в связи с дискурсом феминизма второй волны 1960-х и 1970-х годов. Многие теории второй волны были сосредоточены в первую очередь на гендерном равенстве на рабочем месте и в образовании. [5] Важный проект феминистской философии, возникший в результате феминистского движения третьей волны, заключался в том, чтобы объединить разнообразие опыта женщин из разных расовых групп и социально-экономических классов, а также женщин по всему миру .
Подполя [ править ]
Философы-феминистки работают в широком диапазоне областей, в том числе:
- Феминистская эпистемология , которая бросает вызов традиционным философским идеям познания и рациональности как объективных, универсальных или ценностно-нейтральных. Феминистские эпистемологи часто утверждают, что важна точка зрения, социальная ситуация и ценности в генерировании знаний, в том числе в науке.
- Феминистская этика часто утверждает, что акцент на объективности, рациональности и универсальности в традиционной моральной мысли исключает этические реалии женщин. [3] Одним из наиболее заметных достижений является этика заботы , которая ценит сочувствие, ответственность и ненасилие в развитии моральных систем. Этика ухода также предполагает большее признание межличностных связей и отношений заботы и зависимости, а феминистская этика использует это для критики того, как этика справедливости часто коренится в патриархальном понимании морали. [6] Некоторые специалисты по этике-феминисткам выразили обеспокоенность по поводу того, как ценности, приписываемые этике заботы, часто связаны с женственностью и как такая связь может поддержать идеи о моральном развитии как по существу гендерном. [7]
- Феминистская феноменология исследует, как когнитивные способности (например, мышление, интерпретация, запоминание, знание) и построение нормативности в рамках социальных порядков объединяются, чтобы сформировать реальность человека. Феноменология в феминистской философии часто применяется для разработки улучшенных концепций гендерного воплощенного опыта, интерсубъективности и реляционной жизни, а также сообщества, общества и политических явлений. Феминистская феноменология выходит за рамки других дискурсов, ориентированных на репрезентацию, концентрируя в центре личный и телесный опыт, а также признавая, что опыт часто действует вне языка, поэтому его может быть трудно сформулировать. [8] Размышления о времени как конструкции — более поздняя разработка феминистской феноменологии; недавние работы начали исследовать место темпоральности в этой области и то, как более сложное понимание темпоральности может дополнительно пролить свет на реалии гендерного опыта и существования. [9]
- Феминистская эстетика , которая касается роли пола и сексуальности в искусстве и эстетическом теоретизировании и занимается вопросами, связанными с субъективностью творцов, воспроизведением гендерных норм в искусстве, ролью искусства в инкультурации и представлением женщин в искусстве. как субъекты, так и творцы. [10] Понимание «женщин» и «художников» как взаимоисключающих идентичностей воспроизводилось, по крайней мере, с эпохи романтизма, и это разделение сделало вмешательство феминистской эстетики необходимым, чтобы бросить вызов патриархальному и маскулинному состоянию эстетики. [11]
- Феминистская метафизика сосредотачивается в основном на онтологии гендера и пола , а также природе социального строительства . Историки философии-феминистки также исследуют сексуальные предубеждения, присущие традиционным метафизическим теориям. Один из основных моментов, в которых эта область расходится с классической метафизикой, заключается в ее попытках обосновать социальные конструкции в понимании «фундаментального» и «естественного», вокруг которого строится метафизика. [12] Феминистская метафизика пытается сбалансировать отношения между социальными конструкциями и реальностью, признавая, как различие между тем, что воспринимается как «реальное», и тем, что «социально сконструировано», создает бинарность, которая не учитывает взаимодействие между двумя концепциями. [13] Точно так же эта область направлена на то, чтобы бросить вызов системам классификаций, которые считаются естественными и, следовательно, беспристрастными, путем выявления того, как на такие системы влияют политические и моральные идеологии и предубеждения. [14] Некоторые теоретики подняли вопросы относительно того, противостоят ли определенные фундаментальные аспекты метафизики феминистскому подходу. [15] и поэтому отношения между феминизмом и метафизикой остаются несколько шаткими.
- Феминистская философия науки , основанная на междисциплинарном академическом феминизме , пытается бросить вызов тому, как производство научных знаний, а также методологии, используемые в таких производствах, не свободны от предвзятости. В отличие от других представлений о науке, феминистская философия науки признает научную практику богатой ценностями, а не лишенной ценностей. [16] предполагая, что идеологии, например, связанные с гендером, связаны с моделями и практиками, которые составляют то, что такое наука и какие знания она производит. [17]
См. также [ править ]
- Аналитический феминизм
- Этика ухода
- Этика правосудия
- Феминистская философия науки
- Споры о трансрасизме Гипатии
- Никидион
- Социалистический феминизм
- Женщины в философии
Ссылки [ править ]
- ^ «Феминистская философия» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 14 сентября 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гейтенс, М., Феминизм и философия: взгляды на различия и равенство (Indiana University Press, 1991). — ISBN 978-0-7456-0469-5
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Киттай, Ева Федер и Линда Мартин Алькофф, «Введение: определение феминистской философии» в «Руководстве Блэквелла по феминистской философии» , Blackwell Publishing, 2007. – ISBN 978-0-470-69538-8
- ^ «Философский феминизм | Британика» . www.britanica.com . Проверено 21 ноября 2022 г.
- ^ Макафи, Ноэль (2018). «Феминистская философия» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2018 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 21 ноября 2022 г.
- ^ Гиллиган, Кэрол (1982). Другими голосами: психологическая теория и развитие женщин . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674970960 .
- ^ Боудон М., Пигг С. и Помпос Мэнсфилд Л. (2014). Выбор места обучения женской и феминистской этике и служению: роль сочувствия. Учительница-феминистка, 24 (1/2), 57–82.
- ^ Оксала, Дж. (2011). Сексуальный опыт: Фуко, феноменология и феминистская теория. Гипатия, 26(1), 207–223.
- ^ Шюс, К., Ольковски, Д.Э., и Филдинг, Х.А. (2011). Время в феминистской феноменологии. Блумингтон, СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ: Издательство Университета Индианы.
- ^ Буланова-Дувалко, Л. Ф. (2015). Философские аспекты понимания направления феминистской эстетики Философские аспекты понимания направления феминистской эстетики. Studia Humanitatis (на русском языке) (3). ISSN 2308-8079 .
- ^ Фельски, Р. (1989). За пределами феминистской эстетики: феминистская литература и социальные изменения. Издательство Гарвардского университета.
- ^ Сайдер, Т. (2017). Субстанциональность в феминистской метафизике. Философские исследования, 174 (10), 2467–2478.
- ↑ Подкаст Always/Already (23 ноября 2014 г.) Подкаст Always/Already: Эпизод 12 – Живые альтернативы: феноменология, воплощение и раса [Аудиоподкаст].
- ^ Миккола, М. (2017). О явном антагонизме между феминистской и господствующей метафизикой. Философские исследования, 174 (10), 2435–2448.
- ^ Барнс, Э. (2014). XV-Выходя за рамки фундаментального: феминизм в современной метафизике. Труды Аристотелевского общества (мягкая обложка), 114 (3pt3), 335–351.
- ^ Лонгино, Х.Э., и Хаммондс, Э. (1990). Конфликты и напряженность в феминистском исследовании гендера и науки. В М. Хирш и Э. Ф. Келлер (ред.), Конфликты в феминизме. Нью-Йорк: Рутледж. – ISBN 978-0-415-90178-9
- ^ Ричардсон, СС (2010). Феминистская философия науки: история, вклад и проблемы. Синтез, 177(3), 337–362.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Фулфер, Кэти и Райман, Эмма (2013). Что такое феминистская феноменология?
- Гейтенс, М., Феминизм и философия: взгляды на различия и равенство (Indiana University Press, 1991).
- Халсема, А. (2013). Предмет критики: Рикёр в диалоге с философами-феминистками. Рикёровские исследования , 4 (1), 21–39. https://doi.org/10.5195/errs.2013.168
- Джеймс, В. (2014). Размышление: черный философ-феминистка: возможно ли это? Ипатия, 29 (1), 189–195. дои : 10.1111/hypa.12067
- Ли, Эмили С. (2011). Эпистемология вопроса аутентичности вместо стратегического эссенциализма. Гипатия, 26(2), 258–279.
- ван Леувен, Энн. (2012). Бовуар, Иригарей и возможность феминистской феноменологии. Журнал спекулятивной философии, 26 (2), 474–484.
- Смит, Дэвид В. (2013) Феноменология . В Стэнфордской энциклопедии философии.
- Стоун, Элисон (2007). Введение в феминистскую философию. Кембридж, Великобритания: Политика. стр. 2–3. ISBN 074563883X .