Jump to content

История философии в Польше

История философии в Польше параллельна эволюции философии в Европе в целом.

Обзор [ править ]

Польская философия опиралась на более широкие течения европейской философии и, в свою очередь, способствовала их развитию. Некоторые из наиболее значительных польских вкладов были сделаны в тринадцатом веке схоластическим философом и ученым Вителло , а в шестнадцатом веке - эрудитом эпохи Николаем Возрождения Коперником . [1]

Впоследствии Речь Посполитая приняла участие в интеллектуальном брожении эпохи Просвещения , которое для многоэтнического Речи Посполитой закончилось вскоре после разделов 1772-1795 годов и политического уничтожения, которое продлилось следующие 123 года, вплоть до распада трех государств. Раздел империй в Первой мировой войне .

Период мессианства , между ноября 1830 года и восстаниями января 1863 года , отражал европейские романтические и идеалистические тенденции, а также стремление поляков к политическому возрождению . Это был период максималистских метафизических систем .

Крах январского восстания 1863 года вызвал мучительную переоценку ситуации в Польше . Поляки отказались от прежней практики «измерять свои ресурсы по стремлениям» и с головой погрузились в упорный труд и учебу. романиста Болеслава Пруса «[А] Позитивист», писал друг Юлиан Охорович , был «любым, кто основывает утверждения на поддающихся проверке фактах; кто не высказывается категорически о сомнительных вещах и вообще не говорит о тех, которые недоступны. " [2]

Двадцатый век принес новое оживление в польскую философию. Растет интерес к западным философским течениям. Тщательно подготовленные польские философы внесли существенный вклад в специализированные области — в психологию , историю философии , теорию познания и особенно математическую логику . [3] Ян Лукасевич получил мировую известность благодаря своей концепции многозначной логики и своей « польской записи ». [4] Альфреда Тарского Работы по теории истины принесли ему мировую известность. [5]

После Второй мировой войны мирового уровня, , на протяжении более четырех десятилетий, польские философы и историки философии такие как Владислав Татаркевич, продолжали свою работу, часто перед лицом невзгод, вызванных доминированием политически навязанной официальной философии. Феноменолог Роман Ингарден сделал влиятельные работы в области эстетики и Гуссерля в стиле метафизики ; его ученик Кароль Войтыла приобрел уникальное влияние на мировой арене как Папа Иоанн Павел II .

Схоластика [ править ]

Страница из рукописи De perspectiva с миниатюрой автора Вителло.
Обложка Vitellonis Thuringopoloni opticae libri decem (Десять книг по оптике Тюринго - Поляка Вителло )

Можно сказать, что формальная история философии в Польше началась в пятнадцатом веке, после возрождения Краковского университета королем Владиславом II Ягелло в 1400 году. [6]

Однако истинные истоки польской философии восходят к тринадцатому веку, и Вителло (ок. 1230 – ок. 1314), силезец, родившийся от польской матери и тюрингского поселенца, современник Фомы Аквинского, проведший часть своей жизнь в Италии в центрах высшей интеллектуальной культуры. Помимо того, что он был философом , он был учёным , специализировавшимся в оптике . Его знаменитый трактат «Перспектива» , основанный на арабской «Книге оптики» , Альхазена был уникальным в латинской литературе. [7] и, в свою очередь, вдохновил Роджера Бэкона на создание лучшей работы, части V его Opus maius , «О перспективной науке», а также его дополнительного трактата « Об умножении видения » . [8] Вителло «Перспектива» также внесла важный вклад в психологию : она утверждала, что зрение само по себе воспринимает только цвета и свет , в то время как все остальное, особенно расстояние и размер объектов, устанавливается посредством ассоциации и бессознательной дедукции . [6]

Вителло Концепция бытия была редкостью в Средние века , не августинистской, как среди консерваторов, и не аристотелевской , как среди прогрессистов, а неоплатонической . Это была эманационная концепция, которая считала излучение основной характеристикой бытия и приписывала излучению природу света . Эта «метафизика света» склонила Вителло к оптическим исследованиям, а может быть, наоборот, его оптические исследования привели к его метафизике . [9]

По словам польского историка философии Владислава Татаркевича , ни один польский философ со времен Вителло не пользовался столь выдающимся европейским статусом, как этот мыслитель, принадлежавший, в некотором смысле, к предыстории польской философии. [10]

Двор Краковского университета , Коллегиума Майуса места польского высшего образования с 1400 года.

С начала пятнадцатого века польская философия, сосредоточенная в Краковском университете , развивалась обычным путем. В нем больше не жили выдающиеся мыслители, такие как Вителло, но в нем присутствовали представители всех крыльев зрелой схоластики , как античной, так и современной . [10]

Первым из них, дошедшим до Кракова, стало движение «Модерна» , которое в то время было наиболее распространенным движением в Европе . [11] В физике , логике и этике терминизм номинализм ( ) преобладал в Кракове под влиянием французского ученого Жана Буридана (умер около 1359 г.), который был ректором и Парижского университета выразителем взглядов Уильяма Оккама. . Буридан сформулировал теорию « импульса » — силы , которая заставляет тело, однажды приведенное в движение , продолжать движение — и заявил, что импульс пропорционален скорости , составляющей и количеству материи тело: Буридан, таким образом, предвидел Галилей и Исаак Ньютон . Его теория импульса имела важное значение, поскольку она также объясняла движения небесных тел , не прибегая к помощи духов — «intelligentiae» , которым перипатетики (последователи Аристотеля ) приписывали эти движения. [12] В Кракове физику теперь излагал (св.) Ян Канти (1390–1473), который разработал концепцию «толчка». [10]

Общей чертой краковской схоластики была склонность к компромиссу — к примирению номинализма со старой традицией. Например, номиналист Бенедикт Гессе, в принципе принимая теорию импульса , не применял ее к небесным сферам. [10]

Во второй половине пятнадцатого века в Кракове via antiqua преобладал стиль . Номинализм отступил, и старая схоластика восторжествовала. [11]

В этот период томизма главный центр находился в Кёльне , откуда он оказал влияние на Краков. Кёльн, бывший родина Альберта Великого , сохранил образ мышления Альберта. Таким образом, кёльнские философы образовали два крыла — томистов и альбертистов, и даже кёльнские томисты проявили Альберта неоплатонические черты, утверждающие эманацию , иерархию бытия для и метафизику света характерные . [10]

Основными краковскими приверженцами томизма кельнского типа были Ян Глоговский (ок. 1445–1507) и Якуб Гостынин (ок. 1454–1506). Другим, более чистым учителем томизма был Михал Фалькенер из Вроцлава (ок. 1450–1534). [13]

Почти в то же время в Польше появился скотизм принесенный из Парижа , впервые Михалом Тварогом из Быстржикова (ок. 1450–1520). Тварог учился в Париже в 1473–1477 годах, в период, когда после ( 1473 анафематствования номиналистов год) скотистская школа наслаждалась там своим величайшим триумфом. Выдающийся ученик Тварога Ян Стобницкий (ок. 1470–1519) уже был умеренным скотистом, принимавшим во внимание теории оккамистов , томистов и гуманистов . [14]

Когда номинализм возродился в Западной Европе на рубеже шестнадцатого века, особенно благодаря Жаку Лефевра д'Этапле ( Faber Stapulensis ), он вскоре снова появился в Кракове и начал снова брать там верх над томизмом и скотизмом . В частности, его вновь представил ученик Лефевра Ян Шиллинг , уроженец Кракова, который учился в Париже в первые годы шестнадцатого века. Другим последователем Лефевра был Гжегож Ставишинский , краковский профессор, который, начиная с 1510 года, публиковал работы француза в Кракове. [14]

Таким образом, Польша как отдельный философский центр выступила лишь на рубеже XV века, когда творческий период схоластической философии уже прошел. На протяжении всего пятнадцатого века в Польше существовали все течения схоластики. Появление гуманизма в Польше обнаружило бы, что схоластика была более энергичной, чем в других странах. Действительно, схоластика пережила 16 и 17 века и даже часть 18 века в Краковском и Виленском университетах , а также в многочисленных иезуитских , доминиканских и францисканских колледжах. [15]

Конечно, в шестнадцатом веке, с приходом эпохи Возрождения , схоластика пришла в упадок; 17 века но во время Контрреформации и даже в начале 18 века схоластика снова стала главной философией Польши. [16]

Ренессанс [ править ]

Николай Коперник
Коперник « De Revolutionibus» , 1543 год. Нажмите на изображение, чтобы прочитать книгу.

Дух гуманизма , достигший Польши к середине пятнадцатого века, не был очень «философским». Скорее, это послужило стимулом для лингвистических исследований, политической мысли и научных исследований. Но в них проявилась философская установка, отличная от позиции предыдущего периода. [17]

Эмпирическое естествознание процветало в Кракове еще в пятнадцатом веке, наряду со спекулятивной философией. Самым совершенным продуктом этого расцвета был Николай Коперник (1473–1543, польский : Миколай Коперник ). Он был не только учёным, но и философом. По словам Татаркевича , он, возможно, был величайшим — во всяком случае, самым известным — философом, которого когда-либо создавала Польша. Вдохновение для своего кардинального открытия он черпал из философии; он познакомился через Марсилио Фичино с философией Платона и пифагорейцев ; а из сочинений философов Цицерона и Плутарха он узнал о древних , выступавших за движение Земли. [18]

Коперник, возможно, также находился под влиянием краковской философии: во время его учебы там терминистскую физику преподавали с особым упором на « толчок ». Его собственное мышление руководствовалось философскими соображениями. Он пришел к гелиоцентрическому тезису (как он написал в юношеском трактате) « ratione postea equidem sensu »: не наблюдение , а открытие логического противоречия в системе Птолемея послужило ему отправной точкой, привели к созданию новой астрономии. В своем посвящении Папе Павлу III он представил свою работу на суд «философов». [19]

В свою очередь, теория Коперника изменила взгляд человека на структуру Вселенной и на место, занимаемое в ней Землей и человеком, и, таким образом, приобрела далеко идущее философское значение. [19]

Коперник был вовлечен не только в естествознание и натурфилософию, но и — благодаря своему постулированию количественной теории денег. [20] и « Закона Грешема » (в 1519 году Томаса Грешема ). рождения [21] ) — в философии человека. [19]

В начале шестнадцатого века Платон , ставший образцом для философии в Италии , особенно в Медицианской Флоренции , был в некотором роде представлен в Польше Адамом Ловичем , автором «Беседов о бессмертии» . [19]

Себастьяна Петриция Чучело могилы , Краков

Однако в целом Польша оставалась аристотелевской . Себастьян Петриций Пильзненский ( 1554–1626 делал упор ) в теории познания на эксперимент и индукцию ; и в психологии - на чувстве и воле ; в то время как в политике он проповедовал демократические идеи. Центральной особенностью Петриция было соединение философской теории с требованиями практической национальной жизни. В 1601–1618 гг., в период, когда переводы на современные языки еще были редкостью, он осуществил польские переводы практических сочинений Аристотеля . При Петрице народная польская философская терминология начала развиваться не намного позже, чем французская и немецкая. [22]

Еще одно течение Возрождения , новый стоицизм , было представлено в Польше Якубом Гурским (ок. 1525–1585), автором знаменитой «Диалектики» (1563 г.) и многих работ по грамматике , риторике , теологии и социологии . Он склонялся к эклектизму , пытаясь примирить стоиков с Аристотелем . [23]

Более поздним, более чистым представителем стоицизма в Польше был Адам Бурский (ок. 1560–1611), автор « Диалектики Цицерона» (1604), смело провозглашавший стоический сенсуализм и эмпиризм и — до Фрэнсиса Бэкона — призывавший к использованию индуктивного метода . [23]

Анджей Фрич Моджевский

Звездой среди плеяды прогрессивных политических философов эпохи польского Возрождения был Анджей Фрич Моджевский (1503–1572), который выступал за равенство всех перед законом, подотчетность монарха и правительства перед нацией и социальную помощь слабый и обездоленный. [24] Его главной работой была «De Republica emendanda» («О реформе республики», 1551–1554 гг.).

1733 г. Английский перевод книги De Гослицкого optimo senatore.

Другим известным политическим мыслителем был Вавжинец Гржимала Гослицкий (1530–1607), наиболее известный в Польше и за рубежом благодаря своей книге De optimo senatore («Совершенный сенатор», 1568). Он выдвинул точку зрения (которая на долгое время привела к запрету книги в Англии как подрывную монархию ), что правитель может законно управлять страной только с согласия народа. [25]

После первых десятилетий 17 века войны , вторжения и внутренние раздоры , охватившие Речь Посполитую , привели к упадку философии. Если в последующий период и существовала независимая философская мысль, то это была среди религиозных инакомыслящих , особенно польских ариан , [26] также известные как антитринитаристы , социнианцы и польские братья — предшественники британских и американских социниан, унитаристов и деистов , которые занимали видное место в интеллектуальных и политических течениях 17, 18 и 19 веков. [27]

Джон Джонсон

Польские диссиденты создали оригинальную этическую теорию, радикально осуждающую зло и насилие . Центры интеллектуальной жизни, такие как Лешно, как чешский педагог принимали таких выдающихся мыслителей , Ян Амос Коменский (Коменский) и поляк Ян Йонстон . Джонстон был наставником и врачом семьи Лещинских , приверженцем Бэкона и экспериментальных знаний, а также автором книги Naturae Constantia , опубликованной в Амстердаме в 1632 году, чей геометрический метод и натуралистическая , почти пантеистическая концепция мира, возможно, повлияли на Бенедикта Спинозу . [26]

Сама семья Лещинских произвела на свет польско-литовского короля XVIII века Станислава Лещинского (1677–1766; правил в Речи Посполитой 1704–11 и снова 1733–36), « le philosophe bienfaisant » («благодетельный философ»). ) - фактически, независимый мыслитель, чьи взгляды на культуру опередили взгляды Жан-Жака Руссо и который первым в широком масштабе привнес в польскую интеллектуальную жизнь французское влияние, которое впоследствии стало столь сильным. [28]

В 1689 году, в результате исключительной судебной ошибки, польский бывший философ-иезуит Казимеж Лищиньский , автор рукописного трактата « De non existentia Dei» («О несуществовании Бога»), был обвинен в атеизме священником, который был его священником. должник, был осужден и казнен самым жестоким образом. [29] [30]

Просвещение [ править ]

Анджей Станислав Залуский

После полуторавекового упадка, в середине XVIII века, польская философия начала возрождаться. Центром этого движения была Варшава . Хотя в столице Польши тогда еще не было высших учебных заведений, Краков , Замостье или Вильно уже не были проводниками прогресса. Первоначальный толчок к возрождению исходил от религиозных мыслителей: от членов пиаристов и других педагогических орденов. Ведущим покровителем новых идей был епископ Анджей Станислав Залуский . [26]

Станислав Конарский

За схоластикой , которая до этого доминировала в польской философии, последовало Просвещение . Первоначально основное влияние оказали Кристиан Вольф и, косвенно, Готфрид Вильгельм Лейбниц . король Посполитой Речи Избранный и Август III Саксонский отношения между Польшей и ее соседкой Саксонией усилили Германии влияние . Учение Вольфа было привезено в Варшаву в 1740 году театином Порталупи ; с 1743 г. его главным польским защитником был Вавжинец Мицлер де Колоф (1711–78), придворный врач Августа III . [31]

При Речи Посполитой последнем короле Станиславе Августе Понятовском (годы правления 1764–1795 гг.) Польское Просвещение радикализировалось и попало под французское влияние. Философской основой движения перестало быть учение Вольфа и стал сенсуализм Кондильяка рационалистическое . Этот дух проник в Польскую комиссию национального образования , которая завершила реформы, начатые пиаристом священником- Станиславом Конарским . Члены Комиссии поддерживали связь с французскими энциклопедистами и вольнодумцами , с Даламбером и Кондорсе , Кондильяком и Руссо . Комиссия отменила школьное обучение теологии и даже философии. [32]

Хьюго Коллонтай

Эта эмпирическая и позитивистская философия Просвещения породила несколько выдающихся польских мыслителей. Хотя они действовали во время правления Станислава Августа Понятовского , они опубликовали свои главные работы только после потери независимости Речи Посполитой в 1795 году. Наиболее важными из этих фигур были Ян Снядецкий , Станислав Сташич и Гуго Коллонтай . [33]

Другим приверженцем этой эмпирической философии Просвещения был министр просвещения Варшавского герцогства и Конгресса Польши, учрежденного Венским конгрессом , Станислав Костка Потоцкий (1755–1821). В некоторых местах, например, в Кшеменеце и его лицее на юго-востоке Польши, эта философия сохранилась и в девятнадцатом веке. Хотя это была запоздалая философия с западной точки зрения, она в то же время была философией будущего. Это был период между Даламбером и Контом ; и хотя эта разновидность позитивизма временно угасала на Западе, она продолжалась в Польше. [34]

Ян Снядецкий
Станислав Сташич

На рубеже девятнадцатого века, когда слава Иммануила Канта распространилась по остальной Европе, в Польше философия Просвещения все еще была в полном расцвете. Кантизм нашел здесь враждебную почву. Еще до того, как Канта поняли, его осудили самые уважаемые писатели того времени: Ян Снядецкий , Сташиц , Коллонтай , Тадеуш Чацкий , позже Аниол Доугирд (1776–1835). Ян Снядецкий предостерегал против этого «фанатичного, темного и апокалиптического ума» и писал: «Пересматривать Локка и Кондильяка , желать априорного знания вещей, которые человеческая природа может постичь только по их последствиям, есть прискорбное заблуждение ума». [35]

Однако младший брат Яна Снядецкого, Енджей Снядецкий , был первым уважаемым польским ученым, выступившим (1799 г.) на стороне Канта. И, применив кантианские идеи к естественным наукам , он сделал нечто новое, что было предпринято гораздо позже Иоганном Мюллером , Германом Людвигом Фердинандом фон Гельмгольцем и другими известными учеными девятнадцатого века. [36]

Юзеф Каласанти Санявский

Другим польским сторонником кантизма был Юзеф Каласанти Санявский (1764–1843), который был учеником Канта в Кенигсберге . Но, приняв основные положения критической теории познания, он все еще колебался между метафизическим агностицизмом Канта и новой метафизикой идеализма . Таким образом, этот один человек представил Польше как антиметафизического Канта, так и посткантианскую метафизику. [37]

Со временем главным польским сторонником Канта станет Феликс Яронский (1777–1827), читавший лекции в Кракове в 1809–1818 годах. Однако его симпатии к Канту были лишь частичными, и эта половинчатость была типична для польского кантизма в целом. В Польше не было настоящего кантианского периода. [38]

В течение целого поколения, между эпохой французского Просвещения и эпохой польской национальной метафизики , шотландская философия здравого смысла стала доминирующим мировоззрением в Польше. В начале девятнадцатого века шотландская школа здравого смысла господствовала в большинстве европейских стран — в Британии до середины века и почти так же долго во Франции. Но в Польше шотландская философия с самого начала слилась с кантизмом, предвосхитив в этом отношении Запад. [39]

Енджей Снядецкий

Кантианские и шотландские идеи типичным образом объединил Енджей Снядецкий (1768–1838). Младший брат Яна Снядецкого , Енджей был выдающимся ученым, биологом и врачом и обладал более творческим умом из них двоих. Он получил образование в университетах Кракова , Падуи и Эдинбурга и с 1796 года был профессором в Вильно , где занимал кафедру химии и фармации . Он был противником метафизики что постижение первопричин бытия , считая , «невозможно осуществимо и ненужно». Но враг метафизики, каким бы он ни был, он не был эмпириком — и в этом заключалась его связь с Кантом. «Эксперимент и наблюдение могут лишь собрать... материалы, из которых только здравый смысл может построить науку». [40]

Лах-Ширма

Аналогичной позиции, избегающей как позитивизма , так и метафизических спекуляций , родственной шотландцам, но связанной в некоторых чертах с кантовской критикой , занимали в период перед ноябрьским восстанием 1830 года практически все университетские профессора в Польше: в Вильно — Даугирд; в Кракове Юзеф Эмануэль Янковский (1790–1847); а в Варшаве Адам Игнаций Забеллевич (1784–1831) и Кристин Лах-Ширма (1791–1866). [41]

мессианизм Польский

Юзеф Мария Хёне-Вроньский
Анджей Товянский
Юзеф Голуховский
Адам Мицкевич
Юлиуш Словацкий
Юзеф Кремер
Зигмунт Красинский
Кароль Либелт
Михал Вишневский
Бронислав Трентовски
Август Чешковски

В начале XIX века, вслед за поколением, пропитанным идеями Просвещения , Польша перешла непосредственно к максималистской философской программе, к абсолютной метафизике , к синтезам , к великим системам , к реформированию мира через философию; и порвал с позитивизмом , доктринами Просвещения и заповедями шотландской школы здравого смысла . [42]

Польский метафизический расцвет произошел между восстаниями ноября 1830 г. и января 1863 г. и был вызван духовными устремлениями политически униженного народа. [42]

Метафизика поляков, хотя и опиралась на немецкий идеализм , значительно отличалась от него; это был скорее спиритуалист, чем идеалист. Для него характерна теистическая вера в личного Бога , в бессмертие души и в превосходство духовных сил над телесными. [42]

Польская метафизика видела миссию философии не только в поисках истины , но и в преобразовании жизни и спасении человечества . Оно было проникнуто верой в метафизический смысл нации и убеждено, что человек может осуществить свое призвание только в общении духов, которыми является нация, что нации определяют эволюцию человечества и, в частности, что польской нации было поручено роль Мессии для народов. [42]

Эти три черты — основание метафизики на понятии души и на понятии нации и возложение на последнее реформаторско - сотериологических задач — отличали польских метафизиков. Некоторые, такие как Хёне-Вронский , видели Мессию в философии самой ; другие, например поэт Мицкевич , видели его в польской нации . Поэтому Хёне-Вронский, а позднее Мицкевич приняли для своего учения название « мессианство ». Мессианизм стал применяться в общем к польской метафизике девятнадцатого века, так же как термин « идеализм » применяется к немецкой метафизике. [43]

В первой половине девятнадцатого века в Польше появилось множество метафизиков, единодушных в отношении этих основных положений, хотя и разительно расходящихся в деталях. Их единственным центром был Париж , где жил Юзеф Мария Хёне-Вронский (1778–1853). В остальном они жили изолированно: Бронислав Трентовский (1808–69) в Германии ; Юзеф Голуховский (1797–1858) в Конгрессе Польши ; Август Чешковский (1814–94) и Кароль Либельт (1807–75) в Великопольше (западная Польша); Юзеф Кремер (1806–75) в Кракове . Большинство из них активизировались лишь после Ноябрьского восстания 1830 года . [44]

Важную роль в мессианском движении также сыграли польские романтики поэты - Адам Мицкевич (1798–1855), Юлиуш Словацкий (1809–49) и Зигмунт Красинский (1812–59), а также религиозные деятели, такие как Анджей Товянский. (1799–1878). [43]

У философов и поэтов метод рассуждений, а зачастую и результаты, различались. Поэты желали создать специфически польскую философию, философы — абсолютную универсальную философию. Мессианские философы знали современную европейскую философию и черпали из нее свои знания; поэты создали скорее доморощенную метафизику. [45]

Самым важным отличием мессианистов было то, что одни были рационалистами , другие мистиками . Философия Вронского была не менее рационалистической, чем философия Гегеля , а поэты высказывали мистическую философию. [43]

Мессианисты были не единственными польскими философами, действовавшими в период между восстаниями 1830 и 1863 годов. Гораздо более широко известны в Польше были такие католические мыслители, как отец Петр Семененко (1814–1886), Флориан Бохвич (1779–1856) и Элеонора Земенцка (1819–1869), первая женщина-философ в Польше. Католическая философия того периода была более распространенной и пылкой, чем глубокой или творческой. [46] Также активными были чистые гегельянцы , такие как Титус Щеневский (1808–1880), и левые гегельянцы, такие как Эдвард Дембовский (1822–46). [47]

Выдающийся представитель философии здравого смысла Михал Вишневский (1794–1865) учился в бастионе Просвещения, Кшеменеце ; в 1820 году во Франции он посещал лекции Виктора Кузена ; а в 1821 году в Британии он встретил главу Шотландской школы здравого смысла тогдашней Дугалда Стюарта . [48]

Активными также были предшественники позитивизма , такие как Юзеф Супинский (1804–93) и Доминик Шульц (1797–1860) — связующее звено между ранней эпохой Просвещения братьев Снядецких и наступающей эпохой позитивизма . [49]

Позитивизм [ править ]

Александр Свентоховский
Адольф Дыгасинский
Юлиан Охорович
Болеслав Прусский

Философия позитивизма , сложившаяся в Польше после Январского восстания 1863, вряд ли была тождественна философии Огюста Конта . Фактически это был возврат к линии Яна Снядецкого и Гуго Коллонтая – линии, которая оставалась непоколебимой даже в мессианский период – теперь обогащенной идеями Конта. [50] Однако оно лишь отчасти принадлежало философии . Он объединил идеи Конта с идеями Джона Стюарта Милля и Герберта Спенсера , поскольку его интересовало то, что было общим для них всех: трезвое, эмпирическое отношение к жизни. [51]

Польский позитивизм был реакцией против философских спекуляций, а также против романтизма в поэзии и идеализма в политике. Это было не столько научное движение, сколько литературное , политическое и социальное . Оригинальных книг было издано немного, но многие были переведены из философской литературы Запада — не самого Конта, а более лёгких писателей: Ипполита Тэна , Милля, Спенсера, Александра Бэйна , Томаса Генри Хаксли , немцев Вильгельма Вундта и Фридриха Альберта Ланге , Датский философ Хёффдинг . [50]

Катастрофический исход Январского восстания 1863 года породил недоверие к романтизму, отвращение к идеалам и иллюзиям и повернул поиски искупления в сторону трезвого мышления и работы, направленной на реалистические цели. Лозунгом стала «органическая работа» — термин, обозначающий кампанию за улучшение экономики, которая считалась главным условием прогресса. Поляки готовились к такой работе, изучая естественные науки и экономику : они впитали биологические теории Чарльза Дарвина теории Милля , экономические , Томаса Бакла Генри детерминистскую теорию цивилизации . Со временем они осознали связь между своими убеждениями и целями и позитивистской философией Огюста Конта и позаимствовали ее название и лозунги. [52]

Петр Хмелевский
Мариан Массониус

Это движение, которое началось еще раньше в Австрией управляемой Галиции , со временем сосредоточилось в Россией управляемом Конгрессе Польши, сосредоточенном вокруг Варшавы , и поэтому широко известно как «варшавский позитивизм». [53] Его основным местом проведения был Варшавский Przegląd Tygoczenia (Еженедельный обзор); [52] Варшавский университет («Главная школа») был закрыт русскими в 1869 году.

Пионерами варшавского позитивизма были естествоиспытатели и врачи , а не философы, и тем более журналисты и литераторы : Александр Свентоховский (1849–1938), Петр Хмелевский (1848–1904), Адольф Дыгасинский (1839–1902), [54] Болеслав Прус (1847–1912). Прус разработал оригинальную утилитаризмом систему, вдохновленную этическую , в своей книге «Самые общие жизненные идеалы» ; [55] его публичная лекция 1873 года «Об открытиях и изобретениях» , впоследствии напечатанная в виде брошюры, представляет собой удивительно пророческий вклад в то, что в следующем столетии станет областью логологии («науки о науке») .

Адам Магербург

Лидером движения был Пруса друг Юлиан Охорович (1850–1917), образованный философ с докторской степенью Лейпцигского университета . В 1872 году он писал: «Позитивистом мы будем называть того, кто основывает утверждения на проверяемых фактах, кто не высказывается категорически о сомнительных вещах и вообще не говорит о недоступных». [52]

Варшавские позитивисты, в число которых входили верные католики, такие как отец Францишек Крупинский сформировали общий фронт против мессианства (1836–1898), вместе с неокантианцами . Польские кантианцы довольно слабо ассоциировались с Кантом и принадлежали к движению позитивистов. Среди них были Владислав Мечислав Козловский (1858–1935), Петр Хмелевский (1848–1904) и Мариан Массониус (1862–1945). [56]

Стефан Павлицкий

Самым блестящим философским умом этого периода был Адам Марбург (1855–1913). Он был позитивистом в своем понимании философии как дисциплины и в своем бескомпромиссном отказе от спекуляций и кантианцем в своей интерпретации сознания и в своем сосредоточении философии на теории познания . [57]

В Кракове отец Стефан Павлицкий (1839–1916), профессор философии Краковского университета , был человеком широкой культуры и философских взглядов, но ему не хватало таланта к письму или преподаванию. За тридцать с лишним лет его правления краковская философия стала в основном исторической дисциплиной, чуждой тому, что происходило на Западе и в Варшаве. [58]

20 век [ править ]

Винцентий Лютославски

Еще до того, как Польша восстановила независимость в конце Первой мировой войны , ее интеллектуальная жизнь продолжала развиваться. Так было, в частности, в русских , находившейся под властью Варшаве , где вместо подпольных лекций и тайных научных организаций в 1905 году был создан Wolna Wszechnica Polska (Свободный польский университет), а неутомимый Владислав Верыхо (1868–1916) в 1898 году основал первый в Польше философский журнал Przegląd Filozoficzny («Философское обозрение»), а в 1904 году — Философское общество. [59]

В 1907 году Верихо основал Психологическое общество, а затем Психологический и философский институты. Примерно в 1910 году небольшое количество профессионально подготовленных философов резко увеличилось, поскольку вернулись люди, вдохновленные подпольными лекциями Марбурга, на изучение философии во Австрии, , находившихся под властью Львове и Кракове или за границей. [59]

Казимеж Твардовский
Эдвард Абрамовски

В Кракове , особенно после 1910 года, наблюдалось оживление философского движения, особенно в Польской академии образования , где по инициативе Владислава Генриха в 1911 году был создан Комитет истории польской философии и существовало огромное рост числа философских работ и публикаций уже не только исторического характера . [60]

Во Львове Польское Казимеж Твардовский (1866–1938) с 1895 года стимулировал живое философское движение, в 1904 году основал философское общество , [61] а в 1911 году начал публикацию « Руха Филозофического» («Философское движение»). [60]

Растет интерес к западным философским течениям, активно обсуждаются прагматизм и бергсонизм , психоанализ , Анри Пуанкаре , конвенционализм феноменология Гуссерля Эдмунда и , школа Марбурга методологии наук социальных Вильгельма Дильтея и Генриха Риккерта . В то же время на польской земле развивались оригинальные идеи. [60]

Леон Петражицкий
Станислав Бжозовский
Роман Ингарден , Виткевич
Станислав Игнаций Виткевич
Флориан Знанецкий

Те, кто отличился в польской философии в предвоенные годы ХХ века, образовали две группы.

Одна группа развивалась отдельно от высших учебных заведений и научных обществ и обращалась не столько к подготовленным философам, сколько к более широким кругам, которые она (хотя и ненадолго) охватила. Он представлял собой реакцию на предшествующий период позитивизма и включал Станислава Бжозовского (1878–1911), Винцентия Лютославского (1863–1954) и, в некоторой степени, Эдварда Абрамовского (1868–1918). [62]

Владислав Витвицкий

Вторая группа философов, положивших начало польской философии ХХ века, носила академический характер. Среди них были Владислав Генрих (1869–1957) в Кракове , Казимеж Твардовский (1866–1938) во Львове и Леон Петражицкий (1867–1931) за границей — все трое были активными членами Польской академии обучения . Несмотря на значительные различия между ними, у них были общие черты: все трое были эмпириками, занимавшимися не метафизикой, а основами философии; их интересовала сама философия, а не только ее история; они понимали философию в позитивных терминах, но никто из них не был позитивистом старого стиля. [63]

После восстановления независимости Польши в 1918 году к двум старым университетам ( Краковский университет , Львовский университет ) присоединились четыре новых ( Варшавский университет , Познаньский университет , Виленский университет , Люблинский университет ). Появились новые философские журналы; все университетские города образовали философские ассоциации; проводились съезды польских философов; философия стала более профессиональной, академической, научной. [64]

Ян Лукасевич
Станислав Лесневский
Альфред Тарский
Владислав Татаркевич
Тадеуш Котарбинский

Характерной чертой межвоенного периода было то, что максималистские , метафизические течения начали угасать. [65] Доминирующим стремлением в философской теории теперь была не широта, а точность . Это был период специализации , соответствующий убеждению, что общая философия не даст точных результатов, которые можно было бы получить в логике , психологии или истории философии . [66]

Константин Михальский

Некоторые люди действительно разработали общие философские взгляды: в частности, Тадеуш Котарбинский (1886–1981), Станислав Игнаций Виткевич (1885–1939) и Роман Ингарден (1893–1970). [67]

Однако в остальном специализация была правилом. Краковская школа, верная традициям, продемонстрировала в высшей степени исторический характер и выпустила медиевиста всемирно известного отца Константина Михальского (1879–1947). [68] Львовская школа сосредоточилась на анализе понятий ; и при этом он учитывал оба их аспекта, субъективный и объективный — следовательно, психологический и логический . Сам Твардовский продолжал работать на грани психологии и логики; его ученики, однако, обычно разделились в своих интересах, специализируясь либо на психологии, либо на логике. [66]

Аналитическая школы программа, которую Твардовский передал своим ученикам и которую они, в свою очередь, распространили по всей Польше, была родственна программе Франца Брентано Твардовского ( альма-матер ) в Австрии и программе британской аналитической школы , которая также возникла как реакция на спекулятивные системы. [69]

Выпускники . Львовской школы работали по трем направлениям Некоторые посвятили себя психологии : Стефан Блаховский (1889–1962), профессор Познани , полностью; Владислав Витвицкий (1878–1948), профессор Варшавы , частично. Другие занимались теорией познания : в их число входили Казимеж Айдукевич (1890–1963), профессор во Львове и после Второй мировой войны в Познани , чьи взгляды напоминали неопозитивизм и который разработал оригинальную теорию радикального конвенционализма . Третья группа работала в области математической, или символической, логики . [68]

Важнейшим центром математической логики была Варшава. Варшавскую школу логики возглавляли Ян Лукасевич (1878–1956) и Станислав Лесневский (1886–1939), профессора Варшавского университета . Первым из их учеников, добившихся известности еще до Второй мировой войны , был Альфред Тарский (1902–83), [68] с 1939 года в США , где стал профессором Калифорнийского университета в Беркли . Другой ученик Лукасевича, Болеслав Собоциньский (28 июня 1906 – 31 октября 1980), стал профессором философии в Университете Нотр-Дам . Варшавская логика приобрела всемирное значение, подобное логике краковского средневековья . [68]

Однако Варшава не была единственным польским местом проведения исследований по логике. Их инициировал в Кракове ( Ян Слешинский он же Иван Слешинский, он же Иван Владиславович Слешинский, 1854–1931), профессор математики и логики. В Кракове, а затем и во Львове , логические исследования проводил Леон Хвистек (1884–1944), многогранный и несколько эксцентричный мыслитель — математик, философ, эстетик , художник, — чье имя стало широко ассоциироваться с его концепцией «множественные реальности». [70]

Лешек Колаковский

После смерти Петражицкого выдающимся философом- юристом стал Чеслав Знамеровский (1888–1967), профессор философии в Познани. [71] Другим ведущим мыслителем того периода, работавшим на грани социологии и философии как в Польше, так и в Соединенных Штатах , был Флориан Знанецкий (1882–1958). [72]

В межвоенный период среди философов-членов Польской академии обучения были Владислав Генрих (1869–1957; Краков), Казимеж Твардовский (1866–1938; Львов), Леон Петражицкий (1867–1931; Варшава) и следующее поколение. : Константин Михальский (1879–1947), Ян Лукасевич (1878–1956) и Владислав Татаркевич (1886–1980). Исторические работы Михальского произвели революцию в преобладающих взглядах на via Moderna позднего в философии средневековья . Лукасевич получил мировую известность благодаря своей концепции многозначной логики и известен своей « польской записью ». Татаркевич первым подготовил на польском языке обширную всеобъемлющую историю западной философии и « Историю эстетики», также работал над систематизацией понятий эстетики а и этики . [73]

После мировой войны Второй Роман Ингарден (1893–1970), Тадеуш Котарбинский (1886–1981) и Альфред Тарский стали членами Польской академии наук . [3]


В течение примерно четырех десятилетий после Второй мировой войны в Польше непропорционально заметная официальная роль отводилась марксистской философии . Это, а также современные социально-политические течения побудили Лешека Колаковского (1927–2009), писавшего в изгнании , публиковать влиятельные критические анализы марксистской теории и коммунистической практики. Колаковский также написал замечательную историю позитивистской философии от Юма до Венского кружка . [74]

Не менее известен своей критикой советского марксизма Юзеф Мария Боченский (1902–95), ОП , католический философ Доминиканского ордена , читавший лекции в Риме в Папском университете Святого Фомы Аквинского ( Ангеликум ) и во Фрибурском университете в Швейцария . Боченский также получил известность за свои работы в области логики и этики .

Среди других польских философов послевоенного периода были Анджей Заблудовский (1938–2008), логик и философ-аналитик мирового влияния, особенно в области теории индукции , работавший в Варшавском университете, за исключением трехдесятилетнего перерыва, начавшегося в 1968 году; Марек Зимек (1942–2011), историк немецкой трансцендентальной философии и лауреат степени почетного доктора Боннского университета ; и Ян Воленский (род. 1940), широко эрудированный мыслитель из Ягеллонского университета в Кракове , специализирующийся на истории львовско-варшавской школы и аналитической философии . [75] [76]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Владислав Татаркевич , Зарысская история философии в Польше (Краткая история философии в Польше), стр. 32.
  2. ^ Владислав Татаркевич , История философии, том 3, стр. 177.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Татаркевич , Зарис... , с.
  4. ^ Казимеж Куратовский , Полвека польской математики , стр. 23–24, 33.
  5. ^ Казимеж Куратовский , Полвека польской математики , с. 30 и пассим .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Татаркевич, Зарис... , с.
  7. ^ Татаркевич , Зарис... , с.
  8. ^ Уилл Дюрант , Эпоха веры , с. 1011.
  9. ^ Татаркевич, Зарис... , с. 5–6.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Татаркевич, Зарис... , с.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Татаркевич, История философии , т. 1, с.
  12. ^ Татаркевич, История философии , т. 1, стр. 303–4.
  13. ^ Татаркевич, Зарис... , с. 6–7.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Татаркевич, Зарис... , с.
  15. ^ Татаркевич, Зарис... , с. 7–8.
  16. ^ Татаркевич , Зарис... , с. 7–8.
  17. ^ Татаркевич, Зарис... , с.
  18. ^ Владислав Татаркевич , «Очерк истории философии в Польше», перевод с польского Кристофера Каспарека , The Polish Review , vol. XVIII, нет. 3, 1973, с. 77.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Татаркевич, Зарис... , с.
  20. ^ Николай Коперник, меморандум о денежно-кредитной политике, 1517 г.
  21. ^ «Коперник, кажется, составил некоторые заметки [о вытеснении хороших монет из обращения обесцененными монетами], когда он был в Ольштыне в 1519 году. Он положил их в основу отчета по этому вопросу, написанного на немецком языке, который он представил на прусский сейм, состоявшийся в 1522 году в Грудзёндзе ... Позже он составил исправленную и расширенную версию своего небольшого трактата, на этот раз на латыни, и изложил общую теорию денег для представления сейму 1528 года». Ангус Армитидж, Мир Коперника , 1951, с. 91.
  22. ^ Татаркевич, Зарис... , с. 9–10.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Татаркевич, Зарис... , с.
  24. ^ Татаркевич, История философии , т. 2, с.
  25. ^ Джозеф Каспарек , Конституции Польши и Соединенных Штатов: родство и генеалогия , стр. 245–50.
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Татаркевич, Зарис... , с.
  27. ^ Каспарек, Конституции... , стр. 218–24.
  28. ^ Татаркевич , Зарис... , с.
  29. ^ (Граф), Валериан Красинский (23 мая 2018 г.). «Исторический очерк подъема, прогресса и упадка Реформации в Польше: и влияния, которое библейские доктрины оказали на эту страну в литературном, моральном и политическом отношении» . Напечатано для автора и продано Мюрреем через Google Книги.
  30. ^ «Казнь дворянина Лищинского, обвиненного в атеизме, религиозное убийство по приказу Сейма 1689 года, осталась единичным случаем». Антони Чолоньевский , Дух польской истории , перевод Джейн (Эдди) Арктовской, The Polish Book Importing Co., Inc., 1918, стр. 38.
  31. ^ Татаркевич, Зарис... , с. 11–12.
  32. ^ Татаркевич, Зарис... , с.
  33. ^ Татаркевич, Зарис... , с. 12–13.
  34. ^ Татаркевич, Зарис... , с.
  35. ^ Татаркевич, Зарис... , с.
  36. ^ Татаркевич , История философии , т. 2, с. 187–88.
  37. ^ Татаркевич, Зарис... , с. 14–15.
  38. ^ Татаркевич, Зарис... , с.
  39. ^ Татаркевич, Зарис... , с. 15–16.
  40. ^ Татаркевич, История философии , т. 2, с.
  41. ^ Татаркевич , Зарис... , с. 16–17.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Татаркевич, Зарис... , с.
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Татаркевич, Зарис... , с.
  44. ^ Татаркевич, История философии , т. 2, с.
  45. ^ Татаркевич, Зарис , стр. 18.
  46. ^ Татаркевич, История философии , т. 3, с.
  47. ^ Татаркевич , Зарис... , с.
  48. ^ Татаркевич , История философии , т. 3, с.
  49. ^ Татаркевич , Зарис... , с. 24. Татаркевич, История философии , т. 3, с.
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Татаркевич, История философии , т. 3, с.
  51. ^ Татаркевич, Зарис... , с.
  52. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Татаркевич, История философии , т. 3, с.
  53. ^ Татаркевич, Зарис... , с. 25–26.
  54. ^ Татаркевич , История философии , т. 3, с.
  55. ^ Эдвард Песчиковский, Болеслав Прус , стр. 138–39.
  56. ^ Татаркевич, История философии , т. 3, стр. 177–78.
  57. ^ Татаркевич , История философии , т. 3, с. 177–78.
  58. ^ Татаркевич , История философии , т. 3, с.
  59. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Татаркевич, История философии , т. 3, с.
  60. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Татаркевич, Зарис... , с.
  61. ^ «Твардовский, Казимеж», Универсальная энциклопедия PWN , том 4, стр. 512.
  62. ^ Татаркевич, Зарис... , с. 27–28.
  63. ^ Татаркевич , Зарис... , с. 29–30.
  64. ^ Татаркевич, История философии , т. 3, стр. 363–64.
  65. ^ Татаркевич, Зарис... , с.
  66. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Татаркевич, История философии , т. 3, с.
  67. ^ Татаркевич, Зарис... , с. 30–31.
  68. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Татаркевич, Зарис... , с.
  69. ^ Татаркевич, История философии , т. 3, с.
  70. ^ Татаркевич, История философии , т. 3, с.
  71. ^ Татаркевич, История философии , т. 3, стр. 367–68.
  72. ^ Татаркевич, История философии , т. 3, с.
  73. ^ Татаркевич, Зарис... , с. 31–32.
  74. ^ Лешек Колаковский , Позитивистская философия от Юма до Венского кружка , Penguin Books, 1972, ASIN B000OIXO7E.
  75. ^ Фонд польской науки (17 декабря 2013 г.). «Лауреат премии ФНП в области гуманитарных и социальных наук, профессор Ян Воленский» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 г. – на YouTube.
  76. ^ АкадемикТВ (23 октября 2014 г.). «Нужен ли Бог, чтобы объяснить мир? – спор между Яном Воленским и Яцеком Войтысяком» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 г. – на YouTube.

Ссылки [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4ad965ce323b2076147100b20b5f7a3f__1717902180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/3f/4ad965ce323b2076147100b20b5f7a3f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of philosophy in Poland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)