История философии в Польше
История философии в Польше параллельна эволюции философии в Европе в целом.
Обзор [ править ]
Польская философия опиралась на более широкие течения европейской философии и, в свою очередь, способствовала их развитию. Некоторые из наиболее значительных польских вкладов были сделаны в тринадцатом веке схоластическим философом и ученым Вителло , а в шестнадцатом веке - эрудитом эпохи Николаем Возрождения Коперником . [1]
Впоследствии Речь Посполитая приняла участие в интеллектуальном брожении эпохи Просвещения , которое для многоэтнического Речи Посполитой закончилось вскоре после разделов 1772-1795 годов и политического уничтожения, которое продлилось следующие 123 года, вплоть до распада трех государств. Раздел империй в Первой мировой войне .
Период мессианства , между ноября 1830 года и восстаниями января 1863 года , отражал европейские романтические и идеалистические тенденции, а также стремление поляков к политическому возрождению . Это был период максималистских метафизических систем .
Крах январского восстания 1863 года вызвал мучительную переоценку ситуации в Польше . Поляки отказались от прежней практики «измерять свои ресурсы по стремлениям» и с головой погрузились в упорный труд и учебу. романиста Болеслава Пруса «[А] Позитивист», писал друг Юлиан Охорович , был «любым, кто основывает утверждения на поддающихся проверке фактах; кто не высказывается категорически о сомнительных вещах и вообще не говорит о тех, которые недоступны. " [2]
Двадцатый век принес новое оживление в польскую философию. Растет интерес к западным философским течениям. Тщательно подготовленные польские философы внесли существенный вклад в специализированные области — в психологию , историю философии , теорию познания и особенно математическую логику . [3] Ян Лукасевич получил мировую известность благодаря своей концепции многозначной логики и своей « польской записи ». [4] Альфреда Тарского Работы по теории истины принесли ему мировую известность. [5]
После Второй мировой войны мирового уровня, , на протяжении более четырех десятилетий, польские философы и историки философии такие как Владислав Татаркевич, продолжали свою работу, часто перед лицом невзгод, вызванных доминированием политически навязанной официальной философии. Феноменолог Роман Ингарден сделал влиятельные работы в области эстетики и Гуссерля в стиле метафизики ; его ученик Кароль Войтыла приобрел уникальное влияние на мировой арене как Папа Иоанн Павел II .
Схоластика [ править ]
Можно сказать, что формальная история философии в Польше началась в пятнадцатом веке, после возрождения Краковского университета королем Владиславом II Ягелло в 1400 году. [6]
Однако истинные истоки польской философии восходят к тринадцатому веку, и Вителло (ок. 1230 – ок. 1314), силезец, родившийся от польской матери и тюрингского поселенца, современник Фомы Аквинского, проведший часть своей жизнь в Италии в центрах высшей интеллектуальной культуры. Помимо того, что он был философом , он был учёным , специализировавшимся в оптике . Его знаменитый трактат «Перспектива» , основанный на арабской «Книге оптики» , Альхазена был уникальным в латинской литературе. [7] и, в свою очередь, вдохновил Роджера Бэкона на создание лучшей работы, части V его Opus maius , «О перспективной науке», а также его дополнительного трактата « Об умножении видения » . [8] Вителло «Перспектива» также внесла важный вклад в психологию : она утверждала, что зрение само по себе воспринимает только цвета и свет , в то время как все остальное, особенно расстояние и размер объектов, устанавливается посредством ассоциации и бессознательной дедукции . [6]
Вителло Концепция бытия была редкостью в Средние века , не августинистской, как среди консерваторов, и не аристотелевской , как среди прогрессистов, а неоплатонической . Это была эманационная концепция, которая считала излучение основной характеристикой бытия и приписывала излучению природу света . Эта «метафизика света» склонила Вителло к оптическим исследованиям, а может быть, наоборот, его оптические исследования привели к его метафизике . [9]
По словам польского историка философии Владислава Татаркевича , ни один польский философ со времен Вителло не пользовался столь выдающимся европейским статусом, как этот мыслитель, принадлежавший, в некотором смысле, к предыстории польской философии. [10]
С начала пятнадцатого века польская философия, сосредоточенная в Краковском университете , развивалась обычным путем. В нем больше не жили выдающиеся мыслители, такие как Вителло, но в нем присутствовали представители всех крыльев зрелой схоластики , как античной, так и современной . [10]
Первым из них, дошедшим до Кракова, стало движение «Модерна» , которое в то время было наиболее распространенным движением в Европе . [11] В физике , логике и этике терминизм номинализм ( ) преобладал в Кракове под влиянием французского ученого Жана Буридана (умер около 1359 г.), который был ректором и Парижского университета выразителем взглядов Уильяма Оккама. . Буридан сформулировал теорию « импульса » — силы , которая заставляет тело, однажды приведенное в движение , продолжать движение — и заявил, что импульс пропорционален скорости , составляющей и количеству материи тело: Буридан, таким образом, предвидел Галилей и Исаак Ньютон . Его теория импульса имела важное значение, поскольку она также объясняла движения небесных тел , не прибегая к помощи духов — «intelligentiae» , которым перипатетики (последователи Аристотеля ) приписывали эти движения. [12] В Кракове физику теперь излагал (св.) Ян Канти (1390–1473), который разработал концепцию «толчка». [10]
Общей чертой краковской схоластики была склонность к компромиссу — к примирению номинализма со старой традицией. Например, номиналист Бенедикт Гессе, в принципе принимая теорию импульса , не применял ее к небесным сферам. [10]
Во второй половине пятнадцатого века в Кракове via antiqua преобладал стиль . Номинализм отступил, и старая схоластика восторжествовала. [11]
В этот период томизма главный центр находился в Кёльне , откуда он оказал влияние на Краков. Кёльн, бывший родина Альберта Великого , сохранил образ мышления Альберта. Таким образом, кёльнские философы образовали два крыла — томистов и альбертистов, и даже кёльнские томисты проявили Альберта неоплатонические черты, утверждающие эманацию , иерархию бытия для и метафизику света характерные . [10]
Основными краковскими приверженцами томизма кельнского типа были Ян Глоговский (ок. 1445–1507) и Якуб Гостынин (ок. 1454–1506). Другим, более чистым учителем томизма был Михал Фалькенер из Вроцлава (ок. 1450–1534). [13]
Почти в то же время в Польше появился скотизм принесенный из Парижа , впервые Михалом Тварогом из Быстржикова (ок. 1450–1520). Тварог учился в Париже в 1473–1477 годах, в период, когда после ( 1473 анафематствования номиналистов год) скотистская школа наслаждалась там своим величайшим триумфом. Выдающийся ученик Тварога Ян Стобницкий (ок. 1470–1519) уже был умеренным скотистом, принимавшим во внимание теории оккамистов , томистов и гуманистов . [14]
Когда номинализм возродился в Западной Европе на рубеже шестнадцатого века, особенно благодаря Жаку Лефевра д'Этапле ( Faber Stapulensis ), он вскоре снова появился в Кракове и начал снова брать там верх над томизмом и скотизмом . В частности, его вновь представил ученик Лефевра Ян Шиллинг , уроженец Кракова, который учился в Париже в первые годы шестнадцатого века. Другим последователем Лефевра был Гжегож Ставишинский , краковский профессор, который, начиная с 1510 года, публиковал работы француза в Кракове. [14]
Таким образом, Польша как отдельный философский центр выступила лишь на рубеже XV века, когда творческий период схоластической философии уже прошел. На протяжении всего пятнадцатого века в Польше существовали все течения схоластики. Появление гуманизма в Польше обнаружило бы, что схоластика была более энергичной, чем в других странах. Действительно, схоластика пережила 16 и 17 века и даже часть 18 века в Краковском и Виленском университетах , а также в многочисленных иезуитских , доминиканских и францисканских колледжах. [15]
Конечно, в шестнадцатом веке, с приходом эпохи Возрождения , схоластика пришла в упадок; 17 века но во время Контрреформации и даже в начале 18 века схоластика снова стала главной философией Польши. [16]
Ренессанс [ править ]
Дух гуманизма , достигший Польши к середине пятнадцатого века, не был очень «философским». Скорее, это послужило стимулом для лингвистических исследований, политической мысли и научных исследований. Но в них проявилась философская установка, отличная от позиции предыдущего периода. [17]
Эмпирическое естествознание процветало в Кракове еще в пятнадцатом веке, наряду со спекулятивной философией. Самым совершенным продуктом этого расцвета был Николай Коперник (1473–1543, польский : Миколай Коперник ). Он был не только учёным, но и философом. По словам Татаркевича , он, возможно, был величайшим — во всяком случае, самым известным — философом, которого когда-либо создавала Польша. Вдохновение для своего кардинального открытия он черпал из философии; он познакомился через Марсилио Фичино с философией Платона и пифагорейцев ; а из сочинений философов Цицерона и Плутарха он узнал о древних , выступавших за движение Земли. [18]
Коперник, возможно, также находился под влиянием краковской философии: во время его учебы там терминистскую физику преподавали с особым упором на « толчок ». Его собственное мышление руководствовалось философскими соображениями. Он пришел к гелиоцентрическому тезису (как он написал в юношеском трактате) « ratione postea equidem sensu »: не наблюдение , а открытие логического противоречия в системе Птолемея послужило ему отправной точкой, привели к созданию новой астрономии. В своем посвящении Папе Павлу III он представил свою работу на суд «философов». [19]
В свою очередь, теория Коперника изменила взгляд человека на структуру Вселенной и на место, занимаемое в ней Землей и человеком, и, таким образом, приобрела далеко идущее философское значение. [19]
Коперник был вовлечен не только в естествознание и натурфилософию, но и — благодаря своему постулированию количественной теории денег. [20] и « Закона Грешема » (в 1519 году Томаса Грешема ). рождения [21] ) — в философии человека. [19]
В начале шестнадцатого века Платон , ставший образцом для философии в Италии , особенно в Медицианской Флоренции , был в некотором роде представлен в Польше Адамом Ловичем , автором «Беседов о бессмертии» . [19]
Однако в целом Польша оставалась аристотелевской . Себастьян Петриций Пильзненский ( 1554–1626 делал упор ) в теории познания на эксперимент и индукцию ; и в психологии - на чувстве и воле ; в то время как в политике он проповедовал демократические идеи. Центральной особенностью Петриция было соединение философской теории с требованиями практической национальной жизни. В 1601–1618 гг., в период, когда переводы на современные языки еще были редкостью, он осуществил польские переводы практических сочинений Аристотеля . При Петрице народная польская философская терминология начала развиваться не намного позже, чем французская и немецкая. [22]
Еще одно течение Возрождения , новый стоицизм , было представлено в Польше Якубом Гурским (ок. 1525–1585), автором знаменитой «Диалектики» (1563 г.) и многих работ по грамматике , риторике , теологии и социологии . Он склонялся к эклектизму , пытаясь примирить стоиков с Аристотелем . [23]
Более поздним, более чистым представителем стоицизма в Польше был Адам Бурский (ок. 1560–1611), автор « Диалектики Цицерона» (1604), смело провозглашавший стоический сенсуализм и эмпиризм и — до Фрэнсиса Бэкона — призывавший к использованию индуктивного метода . [23]
Звездой среди плеяды прогрессивных политических философов эпохи польского Возрождения был Анджей Фрич Моджевский (1503–1572), который выступал за равенство всех перед законом, подотчетность монарха и правительства перед нацией и социальную помощь слабый и обездоленный. [24] Его главной работой была «De Republica emendanda» («О реформе республики», 1551–1554 гг.).
Другим известным политическим мыслителем был Вавжинец Гржимала Гослицкий (1530–1607), наиболее известный в Польше и за рубежом благодаря своей книге De optimo senatore («Совершенный сенатор», 1568). Он выдвинул точку зрения (которая на долгое время привела к запрету книги в Англии как подрывную монархию ), что правитель может законно управлять страной только с согласия народа. [25]
После первых десятилетий 17 века войны , вторжения и внутренние раздоры , охватившие Речь Посполитую , привели к упадку философии. Если в последующий период и существовала независимая философская мысль, то это была среди религиозных инакомыслящих , особенно польских ариан , [26] также известные как антитринитаристы , социнианцы и польские братья — предшественники британских и американских социниан, унитаристов и деистов , которые занимали видное место в интеллектуальных и политических течениях 17, 18 и 19 веков. [27]
Польские диссиденты создали оригинальную этическую теорию, радикально осуждающую зло и насилие . Центры интеллектуальной жизни, такие как Лешно, как чешский педагог принимали таких выдающихся мыслителей , Ян Амос Коменский (Коменский) и поляк Ян Йонстон . Джонстон был наставником и врачом семьи Лещинских , приверженцем Бэкона и экспериментальных знаний, а также автором книги Naturae Constantia , опубликованной в Амстердаме в 1632 году, чей геометрический метод и натуралистическая , почти пантеистическая концепция мира, возможно, повлияли на Бенедикта Спинозу . [26]
Сама семья Лещинских произвела на свет польско-литовского короля XVIII века Станислава Лещинского (1677–1766; правил в Речи Посполитой 1704–11 и снова 1733–36), « le philosophe bienfaisant » («благодетельный философ»). ) - фактически, независимый мыслитель, чьи взгляды на культуру опередили взгляды Жан-Жака Руссо и который первым в широком масштабе привнес в польскую интеллектуальную жизнь французское влияние, которое впоследствии стало столь сильным. [28]
В 1689 году, в результате исключительной судебной ошибки, польский бывший философ-иезуит Казимеж Лищиньский , автор рукописного трактата « De non existentia Dei» («О несуществовании Бога»), был обвинен в атеизме священником, который был его священником. должник, был осужден и казнен самым жестоким образом. [29] [30]
Просвещение [ править ]
После полуторавекового упадка, в середине XVIII века, польская философия начала возрождаться. Центром этого движения была Варшава . Хотя в столице Польши тогда еще не было высших учебных заведений, Краков , Замостье или Вильно уже не были проводниками прогресса. Первоначальный толчок к возрождению исходил от религиозных мыслителей: от членов пиаристов и других педагогических орденов. Ведущим покровителем новых идей был епископ Анджей Станислав Залуский . [26]
За схоластикой , которая до этого доминировала в польской философии, последовало Просвещение . Первоначально основное влияние оказали Кристиан Вольф и, косвенно, Готфрид Вильгельм Лейбниц . король Посполитой Речи Избранный и Август III Саксонский отношения между Польшей и ее соседкой Саксонией усилили Германии влияние . Учение Вольфа было привезено в Варшаву в 1740 году театином Порталупи ; с 1743 г. его главным польским защитником был Вавжинец Мицлер де Колоф (1711–78), придворный врач Августа III . [31]
При Речи Посполитой последнем короле Станиславе Августе Понятовском (годы правления 1764–1795 гг.) Польское Просвещение радикализировалось и попало под французское влияние. Философской основой движения перестало быть учение Вольфа и стал сенсуализм Кондильяка рационалистическое . Этот дух проник в Польскую комиссию национального образования , которая завершила реформы, начатые пиаристом священником- Станиславом Конарским . Члены Комиссии поддерживали связь с французскими энциклопедистами и вольнодумцами , с Даламбером и Кондорсе , Кондильяком и Руссо . Комиссия отменила школьное обучение теологии и даже философии. [32]
Эта эмпирическая и позитивистская философия Просвещения породила несколько выдающихся польских мыслителей. Хотя они действовали во время правления Станислава Августа Понятовского , они опубликовали свои главные работы только после потери независимости Речи Посполитой в 1795 году. Наиболее важными из этих фигур были Ян Снядецкий , Станислав Сташич и Гуго Коллонтай . [33]
Другим приверженцем этой эмпирической философии Просвещения был министр просвещения Варшавского герцогства и Конгресса Польши, учрежденного Венским конгрессом , Станислав Костка Потоцкий (1755–1821). В некоторых местах, например, в Кшеменеце и его лицее на юго-востоке Польши, эта философия сохранилась и в девятнадцатом веке. Хотя это была запоздалая философия с западной точки зрения, она в то же время была философией будущего. Это был период между Даламбером и Контом ; и хотя эта разновидность позитивизма временно угасала на Западе, она продолжалась в Польше. [34]
На рубеже девятнадцатого века, когда слава Иммануила Канта распространилась по остальной Европе, в Польше философия Просвещения все еще была в полном расцвете. Кантизм нашел здесь враждебную почву. Еще до того, как Канта поняли, его осудили самые уважаемые писатели того времени: Ян Снядецкий , Сташиц , Коллонтай , Тадеуш Чацкий , позже Аниол Доугирд (1776–1835). Ян Снядецкий предостерегал против этого «фанатичного, темного и апокалиптического ума» и писал: «Пересматривать Локка и Кондильяка , желать априорного знания вещей, которые человеческая природа может постичь только по их последствиям, есть прискорбное заблуждение ума». [35]
Однако младший брат Яна Снядецкого, Енджей Снядецкий , был первым уважаемым польским ученым, выступившим (1799 г.) на стороне Канта. И, применив кантианские идеи к естественным наукам , он сделал нечто новое, что было предпринято гораздо позже Иоганном Мюллером , Германом Людвигом Фердинандом фон Гельмгольцем и другими известными учеными девятнадцатого века. [36]
Другим польским сторонником кантизма был Юзеф Каласанти Санявский (1764–1843), который был учеником Канта в Кенигсберге . Но, приняв основные положения критической теории познания, он все еще колебался между метафизическим агностицизмом Канта и новой метафизикой идеализма . Таким образом, этот один человек представил Польше как антиметафизического Канта, так и посткантианскую метафизику. [37]
Со временем главным польским сторонником Канта станет Феликс Яронский (1777–1827), читавший лекции в Кракове в 1809–1818 годах. Однако его симпатии к Канту были лишь частичными, и эта половинчатость была типична для польского кантизма в целом. В Польше не было настоящего кантианского периода. [38]
В течение целого поколения, между эпохой французского Просвещения и эпохой польской национальной метафизики , шотландская философия здравого смысла стала доминирующим мировоззрением в Польше. В начале девятнадцатого века шотландская школа здравого смысла господствовала в большинстве европейских стран — в Британии до середины века и почти так же долго во Франции. Но в Польше шотландская философия с самого начала слилась с кантизмом, предвосхитив в этом отношении Запад. [39]
Кантианские и шотландские идеи типичным образом объединил Енджей Снядецкий (1768–1838). Младший брат Яна Снядецкого , Енджей был выдающимся ученым, биологом и врачом и обладал более творческим умом из них двоих. Он получил образование в университетах Кракова , Падуи и Эдинбурга и с 1796 года был профессором в Вильно , где занимал кафедру химии и фармации . Он был противником метафизики что постижение первопричин бытия , считая , «невозможно осуществимо и ненужно». Но враг метафизики, каким бы он ни был, он не был эмпириком — и в этом заключалась его связь с Кантом. «Эксперимент и наблюдение могут лишь собрать... материалы, из которых только здравый смысл может построить науку». [40]
Аналогичной позиции, избегающей как позитивизма , так и метафизических спекуляций , родственной шотландцам, но связанной в некоторых чертах с кантовской критикой , занимали в период перед ноябрьским восстанием 1830 года практически все университетские профессора в Польше: в Вильно — Даугирд; в Кракове — Юзеф Эмануэль Янковский (1790–1847); а в Варшаве — Адам Игнаций Забеллевич (1784–1831) и Кристин Лах-Ширма (1791–1866). [41]
мессианизм Польский
В начале XIX века, вслед за поколением, пропитанным идеями Просвещения , Польша перешла непосредственно к максималистской философской программе, к абсолютной метафизике , к синтезам , к великим системам , к реформированию мира через философию; и порвал с позитивизмом , доктринами Просвещения и заповедями шотландской школы здравого смысла . [42]
Польский метафизический расцвет произошел между восстаниями ноября 1830 г. и января 1863 г. и был вызван духовными устремлениями политически униженного народа. [42]
Метафизика поляков, хотя и опиралась на немецкий идеализм , значительно отличалась от него; это был скорее спиритуалист, чем идеалист. Для него характерна теистическая вера в личного Бога , в бессмертие души и в превосходство духовных сил над телесными. [42]
Польская метафизика видела миссию философии не только в поисках истины , но и в преобразовании жизни и спасении человечества . Оно было проникнуто верой в метафизический смысл нации и убеждено, что человек может осуществить свое призвание только в общении духов, которыми является нация, что нации определяют эволюцию человечества и, в частности, что польской нации было поручено роль Мессии для народов. [42]
Эти три черты — основание метафизики на понятии души и на понятии нации и возложение на последнее реформаторско - сотериологических задач — отличали польских метафизиков. Некоторые, такие как Хёне-Вронский , видели Мессию в философии самой ; другие, например поэт Мицкевич , видели его в польской нации . Поэтому Хёне-Вронский, а позднее Мицкевич приняли для своего учения название « мессианство ». Мессианизм стал применяться в общем к польской метафизике девятнадцатого века, так же как термин « идеализм » применяется к немецкой метафизике. [43]
В первой половине девятнадцатого века в Польше появилось множество метафизиков, единодушных в отношении этих основных положений, хотя и разительно расходящихся в деталях. Их единственным центром был Париж , где жил Юзеф Мария Хёне-Вронский (1778–1853). В остальном они жили изолированно: Бронислав Трентовский (1808–69) в Германии ; Юзеф Голуховский (1797–1858) в Конгрессе Польши ; Август Чешковский (1814–94) и Кароль Либельт (1807–75) в Великопольше (западная Польша); Юзеф Кремер (1806–75) в Кракове . Большинство из них активизировались лишь после Ноябрьского восстания 1830 года . [44]
Важную роль в мессианском движении также сыграли польские романтики поэты - Адам Мицкевич (1798–1855), Юлиуш Словацкий (1809–49) и Зигмунт Красинский (1812–59), а также религиозные деятели, такие как Анджей Товянский. (1799–1878). [43]
У философов и поэтов метод рассуждений, а зачастую и результаты, различались. Поэты желали создать специфически польскую философию, философы — абсолютную универсальную философию. Мессианские философы знали современную европейскую философию и черпали из нее свои знания; поэты создали скорее доморощенную метафизику. [45]
Самым важным отличием мессианистов было то, что одни были рационалистами , другие мистиками . Философия Вронского была не менее рационалистической, чем философия Гегеля , а поэты высказывали мистическую философию. [43]
Мессианисты были не единственными польскими философами, действовавшими в период между восстаниями 1830 и 1863 годов. Гораздо более широко известны в Польше были такие католические мыслители, как отец Петр Семененко (1814–1886), Флориан Бохвич (1779–1856) и Элеонора Земенцка (1819–1869), первая женщина-философ в Польше. Католическая философия того периода была более распространенной и пылкой, чем глубокой или творческой. [46] Также активными были чистые гегельянцы , такие как Титус Щеневский (1808–1880), и левые гегельянцы, такие как Эдвард Дембовский (1822–46). [47]
Выдающийся представитель философии здравого смысла Михал Вишневский (1794–1865) учился в бастионе Просвещения, Кшеменеце ; в 1820 году во Франции он посещал лекции Виктора Кузена ; а в 1821 году в Британии он встретил главу Шотландской школы здравого смысла тогдашней Дугалда Стюарта . [48]
Активными также были предшественники позитивизма , такие как Юзеф Супинский (1804–93) и Доминик Шульц (1797–1860) — связующее звено между ранней эпохой Просвещения братьев Снядецких и наступающей эпохой позитивизма . [49]
Позитивизм [ править ]
Философия позитивизма , сложившаяся в Польше после Январского восстания 1863, вряд ли была тождественна философии Огюста Конта . Фактически это был возврат к линии Яна Снядецкого и Гуго Коллонтая – линии, которая оставалась непоколебимой даже в мессианский период – теперь обогащенной идеями Конта. [50] Однако оно лишь отчасти принадлежало философии . Он объединил идеи Конта с идеями Джона Стюарта Милля и Герберта Спенсера , поскольку его интересовало то, что было общим для них всех: трезвое, эмпирическое отношение к жизни. [51]
Польский позитивизм был реакцией против философских спекуляций, а также против романтизма в поэзии и идеализма в политике. Это было не столько научное движение, сколько литературное , политическое и социальное . Оригинальных книг было издано немного, но многие были переведены из философской литературы Запада — не самого Конта, а более лёгких писателей: Ипполита Тэна , Милля, Спенсера, Александра Бэйна , Томаса Генри Хаксли , немцев Вильгельма Вундта и Фридриха Альберта Ланге , Датский философ Хёффдинг . [50]
Катастрофический исход Январского восстания 1863 года породил недоверие к романтизму, отвращение к идеалам и иллюзиям и повернул поиски искупления в сторону трезвого мышления и работы, направленной на реалистические цели. Лозунгом стала «органическая работа» — термин, обозначающий кампанию за улучшение экономики, которая считалась главным условием прогресса. Поляки готовились к такой работе, изучая естественные науки и экономику : они впитали биологические теории Чарльза Дарвина теории Милля , экономические , Томаса Бакла Генри детерминистскую теорию цивилизации . Со временем они осознали связь между своими убеждениями и целями и позитивистской философией Огюста Конта и позаимствовали ее название и лозунги. [52]
Это движение, которое началось еще раньше в Австрией управляемой Галиции , со временем сосредоточилось в Россией управляемом Конгрессе Польши, сосредоточенном вокруг Варшавы , и поэтому широко известно как «варшавский позитивизм». [53] Его основным местом проведения был Варшавский Przegląd Tygoczenia (Еженедельный обзор); [52] Варшавский университет («Главная школа») был закрыт русскими в 1869 году.
Пионерами варшавского позитивизма были естествоиспытатели и врачи , а не философы, и тем более журналисты и литераторы : Александр Свентоховский (1849–1938), Петр Хмелевский (1848–1904), Адольф Дыгасинский (1839–1902), [54] Болеслав Прус (1847–1912). Прус разработал оригинальную утилитаризмом систему, вдохновленную этическую , в своей книге «Самые общие жизненные идеалы» ; [55] его публичная лекция 1873 года «Об открытиях и изобретениях» , впоследствии напечатанная в виде брошюры, представляет собой удивительно пророческий вклад в то, что в следующем столетии станет областью логологии («науки о науке») .
Лидером движения был Пруса друг Юлиан Охорович (1850–1917), образованный философ с докторской степенью Лейпцигского университета . В 1872 году он писал: «Позитивистом мы будем называть того, кто основывает утверждения на проверяемых фактах, кто не высказывается категорически о сомнительных вещах и вообще не говорит о недоступных». [52]
Варшавские позитивисты, в число которых входили верные католики, такие как отец Францишек Крупинский сформировали общий фронт против мессианства (1836–1898), вместе с неокантианцами . Польские кантианцы довольно слабо ассоциировались с Кантом и принадлежали к движению позитивистов. Среди них были Владислав Мечислав Козловский (1858–1935), Петр Хмелевский (1848–1904) и Мариан Массониус (1862–1945). [56]
Самым блестящим философским умом этого периода был Адам Марбург (1855–1913). Он был позитивистом в своем понимании философии как дисциплины и в своем бескомпромиссном отказе от спекуляций и кантианцем в своей интерпретации сознания и в своем сосредоточении философии на теории познания . [57]
В Кракове отец Стефан Павлицкий (1839–1916), профессор философии Краковского университета , был человеком широкой культуры и философских взглядов, но ему не хватало таланта к письму или преподаванию. За тридцать с лишним лет его правления краковская философия стала в основном исторической дисциплиной, чуждой тому, что происходило на Западе и в Варшаве. [58]
20 век [ править ]
Еще до того, как Польша восстановила независимость в конце Первой мировой войны , ее интеллектуальная жизнь продолжала развиваться. Так было, в частности, в русских , находившейся под властью Варшаве , где вместо подпольных лекций и тайных научных организаций в 1905 году был создан Wolna Wszechnica Polska (Свободный польский университет), а неутомимый Владислав Верыхо (1868–1916) в 1898 году основал первый в Польше философский журнал Przegląd Filozoficzny («Философское обозрение»), а в 1904 году — Философское общество. [59]
В 1907 году Верихо основал Психологическое общество, а затем Психологический и философский институты. Примерно в 1910 году небольшое количество профессионально подготовленных философов резко увеличилось, поскольку вернулись люди, вдохновленные подпольными лекциями Марбурга, на изучение философии во Австрии, , находившихся под властью Львове и Кракове или за границей. [59]
В Кракове , особенно после 1910 года, наблюдалось оживление философского движения, особенно в Польской академии образования , где по инициативе Владислава Генриха в 1911 году был создан Комитет истории польской философии и существовало огромное рост числа философских работ и публикаций уже не только исторического характера . [60]
Во Львове Польское Казимеж Твардовский (1866–1938) с 1895 года стимулировал живое философское движение, в 1904 году основал философское общество , [61] а в 1911 году начал публикацию « Руха Филозофического» («Философское движение»). [60]
Растет интерес к западным философским течениям, активно обсуждаются прагматизм и бергсонизм , психоанализ , Анри Пуанкаре , конвенционализм феноменология Гуссерля Эдмунда и , школа Марбурга методологии наук социальных Вильгельма Дильтея и Генриха Риккерта . В то же время на польской земле развивались оригинальные идеи. [60]
Те, кто отличился в польской философии в предвоенные годы ХХ века, образовали две группы.
Одна группа развивалась отдельно от высших учебных заведений и научных обществ и обращалась не столько к подготовленным философам, сколько к более широким кругам, которые она (хотя и ненадолго) охватила. Он представлял собой реакцию на предшествующий период позитивизма и включал Станислава Бжозовского (1878–1911), Винцентия Лютославского (1863–1954) и, в некоторой степени, Эдварда Абрамовского (1868–1918). [62]
Вторая группа философов, положивших начало польской философии ХХ века, носила академический характер. Среди них были Владислав Генрих (1869–1957) в Кракове , Казимеж Твардовский (1866–1938) во Львове и Леон Петражицкий (1867–1931) за границей — все трое были активными членами Польской академии обучения . Несмотря на значительные различия между ними, у них были общие черты: все трое были эмпириками, занимавшимися не метафизикой, а основами философии; их интересовала сама философия, а не только ее история; они понимали философию в позитивных терминах, но никто из них не был позитивистом старого стиля. [63]
После восстановления независимости Польши в 1918 году к двум старым университетам ( Краковский университет , Львовский университет ) присоединились четыре новых ( Варшавский университет , Познаньский университет , Виленский университет , Люблинский университет ). Появились новые философские журналы; все университетские города образовали философские ассоциации; проводились съезды польских философов; философия стала более профессиональной, академической, научной. [64]
Характерной чертой межвоенного периода было то, что максималистские , метафизические течения начали угасать. [65] Доминирующим стремлением в философской теории теперь была не широта, а точность . Это был период специализации , соответствующий убеждению, что общая философия не даст точных результатов, которые можно было бы получить в логике , психологии или истории философии . [66]
Некоторые люди действительно разработали общие философские взгляды: в частности, Тадеуш Котарбинский (1886–1981), Станислав Игнаций Виткевич (1885–1939) и Роман Ингарден (1893–1970). [67]
Однако в остальном специализация была правилом. Краковская школа, верная традициям, продемонстрировала в высшей степени исторический характер и выпустила медиевиста всемирно известного отца Константина Михальского (1879–1947). [68] Львовская школа сосредоточилась на анализе понятий ; и при этом он учитывал оба их аспекта, субъективный и объективный — следовательно, психологический и логический . Сам Твардовский продолжал работать на грани психологии и логики; его ученики, однако, обычно разделились в своих интересах, специализируясь либо на психологии, либо на логике. [66]
Аналитическая школы программа, которую Твардовский передал своим ученикам и которую они, в свою очередь, распространили по всей Польше, была родственна программе Франца Брентано Твардовского ( альма-матер ) в Австрии и программе британской аналитической школы , которая также возникла как реакция на спекулятивные системы. [69]
Выпускники . Львовской школы работали по трем направлениям Некоторые посвятили себя психологии : Стефан Блаховский (1889–1962), профессор Познани , полностью; Владислав Витвицкий (1878–1948), профессор Варшавы , частично. Другие занимались теорией познания : в их число входили Казимеж Айдукевич (1890–1963), профессор во Львове и после Второй мировой войны в Познани , чьи взгляды напоминали неопозитивизм и который разработал оригинальную теорию радикального конвенционализма . Третья группа работала в области математической, или символической, логики . [68]
Важнейшим центром математической логики была Варшава. Варшавскую школу логики возглавляли Ян Лукасевич (1878–1956) и Станислав Лесневский (1886–1939), профессора Варшавского университета . Первым из их учеников, добившихся известности еще до Второй мировой войны , был Альфред Тарский (1902–83), [68] с 1939 года в США , где стал профессором Калифорнийского университета в Беркли . Другой ученик Лукасевича, Болеслав Собоциньский (28 июня 1906 – 31 октября 1980), стал профессором философии в Университете Нотр-Дам . Варшавская логика приобрела всемирное значение, подобное логике краковского средневековья . [68]
Однако Варшава не была единственным польским местом проведения исследований по логике. Их инициировал в Кракове ( Ян Слешинский он же Иван Слешинский, он же Иван Владиславович Слешинский, 1854–1931), профессор математики и логики. В Кракове, а затем и во Львове , логические исследования проводил Леон Хвистек (1884–1944), многогранный и несколько эксцентричный мыслитель — математик, философ, эстетик , художник, — чье имя стало широко ассоциироваться с его концепцией «множественные реальности». [70]
После смерти Петражицкого выдающимся философом- юристом стал Чеслав Знамеровский (1888–1967), профессор философии в Познани. [71] Другим ведущим мыслителем того периода, работавшим на грани социологии и философии как в Польше, так и в Соединенных Штатах , был Флориан Знанецкий (1882–1958). [72]
В межвоенный период среди философов-членов Польской академии обучения были Владислав Генрих (1869–1957; Краков), Казимеж Твардовский (1866–1938; Львов), Леон Петражицкий (1867–1931; Варшава) и следующее поколение. : Константин Михальский (1879–1947), Ян Лукасевич (1878–1956) и Владислав Татаркевич (1886–1980). Исторические работы Михальского произвели революцию в преобладающих взглядах на via Moderna позднего в философии средневековья . Лукасевич получил мировую известность благодаря своей концепции многозначной логики и известен своей « польской записью ». Татаркевич первым подготовил на польском языке обширную всеобъемлющую историю западной философии и « Историю эстетики», также работал над систематизацией понятий эстетики а и этики . [73]
После мировой войны Второй Роман Ингарден (1893–1970), Тадеуш Котарбинский (1886–1981) и Альфред Тарский стали членами Польской академии наук . [3]
В течение примерно четырех десятилетий после Второй мировой войны в Польше непропорционально заметная официальная роль отводилась марксистской философии . Это, а также современные социально-политические течения побудили Лешека Колаковского (1927–2009), писавшего в изгнании , публиковать влиятельные критические анализы марксистской теории и коммунистической практики. Колаковский также написал замечательную историю позитивистской философии от Юма до Венского кружка . [74]
Не менее известен своей критикой советского марксизма Юзеф Мария Боченский (1902–95), ОП , католический философ Доминиканского ордена , читавший лекции в Риме в Папском университете Святого Фомы Аквинского ( Ангеликум ) и во Фрибурском университете в Швейцария . Боченский также получил известность за свои работы в области логики и этики .
Среди других польских философов послевоенного периода были Анджей Заблудовский (1938–2008), логик и философ-аналитик мирового влияния, особенно в области теории индукции , работавший в Варшавском университете, за исключением трехдесятилетнего перерыва, начавшегося в 1968 году; Марек Зимек (1942–2011), историк немецкой трансцендентальной философии и лауреат степени почетного доктора Боннского университета ; и Ян Воленский (род. 1940), широко эрудированный мыслитель из Ягеллонского университета в Кракове , специализирующийся на истории львовско-варшавской школы и аналитической философии . [75] [76]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Владислав Татаркевич , Зарысская история философии в Польше (Краткая история философии в Польше), стр. 32.
- ^ Владислав Татаркевич , История философии, том 3, стр. 177.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Татаркевич , Зарис... , с.
- ^ Казимеж Куратовский , Полвека польской математики , стр. 23–24, 33.
- ^ Казимеж Куратовский , Полвека польской математики , с. 30 и пассим .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Татаркевич, Зарис... , с.
- ^ Татаркевич , Зарис... , с.
- ^ Уилл Дюрант , Эпоха веры , с. 1011.
- ^ Татаркевич, Зарис... , с. 5–6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Татаркевич, Зарис... , с.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Татаркевич, История философии , т. 1, с.
- ^ Татаркевич, История философии , т. 1, стр. 303–4.
- ^ Татаркевич, Зарис... , с. 6–7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Татаркевич, Зарис... , с.
- ^ Татаркевич, Зарис... , с. 7–8.
- ^ Татаркевич , Зарис... , с. 7–8.
- ^ Татаркевич, Зарис... , с.
- ^ Владислав Татаркевич , «Очерк истории философии в Польше», перевод с польского Кристофера Каспарека , The Polish Review , vol. XVIII, нет. 3, 1973, с. 77.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Татаркевич, Зарис... , с.
- ^ Николай Коперник, меморандум о денежно-кредитной политике, 1517 г.
- ^ «Коперник, кажется, составил некоторые заметки [о вытеснении хороших монет из обращения обесцененными монетами], когда он был в Ольштыне в 1519 году. Он положил их в основу отчета по этому вопросу, написанного на немецком языке, который он представил на прусский сейм, состоявшийся в 1522 году в Грудзёндзе ... Позже он составил исправленную и расширенную версию своего небольшого трактата, на этот раз на латыни, и изложил общую теорию денег для представления сейму 1528 года». Ангус Армитидж, Мир Коперника , 1951, с. 91.
- ^ Татаркевич, Зарис... , с. 9–10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Татаркевич, Зарис... , с.
- ^ Татаркевич, История философии , т. 2, с.
- ^ Джозеф Каспарек , Конституции Польши и Соединенных Штатов: родство и генеалогия , стр. 245–50.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Татаркевич, Зарис... , с.
- ^ Каспарек, Конституции... , стр. 218–24.
- ^ Татаркевич , Зарис... , с.
- ^ (Граф), Валериан Красинский (23 мая 2018 г.). «Исторический очерк подъема, прогресса и упадка Реформации в Польше: и влияния, которое библейские доктрины оказали на эту страну в литературном, моральном и политическом отношении» . Напечатано для автора и продано Мюрреем через Google Книги.
- ^ «Казнь дворянина Лищинского, обвиненного в атеизме, религиозное убийство по приказу Сейма 1689 года, осталась единичным случаем». Антони Чолоньевский , Дух польской истории , перевод Джейн (Эдди) Арктовской, The Polish Book Importing Co., Inc., 1918, стр. 38.
- ^ Татаркевич, Зарис... , с. 11–12.
- ^ Татаркевич, Зарис... , с.
- ^ Татаркевич, Зарис... , с. 12–13.
- ^ Татаркевич, Зарис... , с.
- ^ Татаркевич, Зарис... , с.
- ^ Татаркевич , История философии , т. 2, с. 187–88.
- ^ Татаркевич, Зарис... , с. 14–15.
- ^ Татаркевич, Зарис... , с.
- ^ Татаркевич, Зарис... , с. 15–16.
- ^ Татаркевич, История философии , т. 2, с.
- ^ Татаркевич , Зарис... , с. 16–17.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Татаркевич, Зарис... , с.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Татаркевич, Зарис... , с.
- ^ Татаркевич, История философии , т. 2, с.
- ^ Татаркевич, Зарис , стр. 18.
- ^ Татаркевич, История философии , т. 3, с.
- ^ Татаркевич , Зарис... , с.
- ^ Татаркевич , История философии , т. 3, с.
- ^ Татаркевич , Зарис... , с. 24. Татаркевич, История философии , т. 3, с.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Татаркевич, История философии , т. 3, с.
- ^ Татаркевич, Зарис... , с.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Татаркевич, История философии , т. 3, с.
- ^ Татаркевич, Зарис... , с. 25–26.
- ^ Татаркевич , История философии , т. 3, с.
- ^ Эдвард Песчиковский, Болеслав Прус , стр. 138–39.
- ^ Татаркевич, История философии , т. 3, стр. 177–78.
- ^ Татаркевич , История философии , т. 3, с. 177–78.
- ^ Татаркевич , История философии , т. 3, с.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Татаркевич, История философии , т. 3, с.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Татаркевич, Зарис... , с.
- ^ «Твардовский, Казимеж», Универсальная энциклопедия PWN , том 4, стр. 512.
- ^ Татаркевич, Зарис... , с. 27–28.
- ^ Татаркевич , Зарис... , с. 29–30.
- ^ Татаркевич, История философии , т. 3, стр. 363–64.
- ^ Татаркевич, Зарис... , с.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Татаркевич, История философии , т. 3, с.
- ^ Татаркевич, Зарис... , с. 30–31.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Татаркевич, Зарис... , с.
- ^ Татаркевич, История философии , т. 3, с.
- ^ Татаркевич, История философии , т. 3, с.
- ^ Татаркевич, История философии , т. 3, стр. 367–68.
- ^ Татаркевич, История философии , т. 3, с.
- ^ Татаркевич, Зарис... , с. 31–32.
- ^ Лешек Колаковский , Позитивистская философия от Юма до Венского кружка , Penguin Books, 1972, ASIN B000OIXO7E.
- ^ Фонд польской науки (17 декабря 2013 г.). «Лауреат премии ФНП в области гуманитарных и социальных наук, профессор Ян Воленский» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 г. – на YouTube.
- ^ АкадемикТВ (23 октября 2014 г.). «Нужен ли Бог, чтобы объяснить мир? – спор между Яном Воленским и Яцеком Войтысяком» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 г. – на YouTube.
Ссылки [ править ]
- Владислав Татаркевич , История философии , 3 тома, Варшава, Национальное научное издательство , 1978.
- Владислав Татаркевич , Zarys dziejów Philosophy w Polsce (Краткая история философии в Польше), [в серии:] История польского обучения в монографиях (История польского обучения в монографиях), [том] XXXII, Краков, Polska Akademia Umiejętności ( Польская академия образования ), 1948. Эта монография основана на соответствующих разделах более ранних изданий авторской « Истории философии» .
- Владислав Татаркевич , «Очерк истории философии в Польше», перевод с польского Кристофера Каспарека , The Polish Review , vol. XVIII, нет. 3, 1973, стр. 73–85.
- Уилл Дюрант , Эпоха веры: история средневековой цивилизации – христианской, исламской и иудейской – от Константина до Данте : 325–1300 гг. н.э. , [в серии:] История цивилизации , Нью-Йорк, Саймон и Шустер , 1950 г. .
- Ангус Армитидж, Мир Коперника , Нью-Йорк, Mentor Books, 1951.
- Джозеф Каспарек , Конституции Польши и Соединенных Штатов: родство и генеалогия , Майами, Американский институт польской культуры, 1980.
- Эдвард Песчиковский, Болеслав Прус , 2-е издание, Варшава, Национальное научное издательство , 1985.
- Казимеж Куратовский , Полвека польской математики: воспоминания и размышления , Оксфорд, Pergamon Press , 1973, ISBN 0-08-023046-6 .
- Лешек Колаковский , Позитивистская философия от Юма до Венского кружка , Penguin Books, 1972.
- Франческо Конильоне «Во имя науки». Польская философия ХХ века , Милан, ФранкоАнджели, 1996.
- Encyklopedia Powszechna PWN (Универсальная энциклопедия PWN), 4 тома, Варшава, Национальное научное издательство , 1976.
- Энциклопедия Польши , Краков, Wydawnictwo Ryszard Kluszczyński, 1996.
- Польский биографический словарь .
- ЗНАК , 5/2005/600, с. 23–102.