Казимеж Лищиньский
Казимеж Лищиньский | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Лыщице, Брест , Речь Посполитая | 4 марта 1634 г.
Умер | 30 марта 1689 г. (55 лет) Варшава , Речь Посполитая |
Причина смерти | Исполнение |
Национальность | Польский |
Другие имена | Казимир Лижински |
Занятия | |
Заметная работа | О несуществовании Бога |
Эра | Эпоха Просвещения |
Область | |
Основные интересы | Религиозный скептицизм |
Известные идеи | Атеизм в Польше |
Казимеж Лыщиньский (англ. Польское произношение: [kaˈʑimjɛʂ wɨʂˈtʂɨɲskʲi] ; 4 марта 1634 г. - 30 марта 1689 г.), [ 1 ] также известный на английском языке как Казимир Лижинский , был польским дворянином , философом и солдатом в рядах семьи Сапеги , который был обвинен, предан суду и казнен за атеизм в 1689 году. [ 2 ] [ 3 ]
В течение восьми лет он изучал философию как иезуит , а затем стал подсендеком (судьей по снабжению) в судебных делах против иезуитов, касающихся поместий. Он написал трактат под названием « О небытии Бога» и позже был казнен по обвинению в атеизме . Суд над ним подвергся критике [ 4 ] и рассматривается как случай легализованного убийства на религиозной почве в Польше. [ 5 ]
Жизнь
[ редактировать ]Образование и работа
[ редактировать ]
ныне Брестская область Казимеж Лищиньский родился в городе Лыщице ( Брестской области Белоруссии). Он стал дворянином , помещиком, [ 4 ] философ и солдат на службе семьи Сапег . Восемь лет он изучал философию как иезуит , но покинул орден. [ 6 ] а затем стал судьей ( podsędek ) в судебных делах против иезуитов, касающихся поместий. Он также был членом Сейма Речи Посполитой . [ 6 ]
Лищинский прочитал книгу Генри Олдстеда под названием Theologia Naturalis , в которой была попытка доказать существование божественности. Но его аргументы были настолько запутанными, что Лищинский смог вывести множество противоречий. Высмеивая Альдстеда, Лыщиньский написал на полях книги слова « ergo non-est Deus » («следовательно, Бога не существует»). [ 4 ]
Это обнаружил один из должников Лищинского, Ян Казимир Бжоска , который был нунцием Бреста Ловчи в Польше или стольником Брацлавиц или . Бжещи одолженную ему Лищиньским, обвинил последнего в атеизме и передал вышеупомянутую работу в качестве доказательства Витвицкому, епископу Познани Бжоска, не желая возвращать большую сумму денег , . Бжоска также украл и доставил в суд рукописную копию De no-existentia Dei , которая была первым польским философским трактатом, представляющим реальность с атеистической точки зрения, и над которым Лыщинский работал с 1674 года. [ 7 ]
Пробный
[ редактировать ]Витвицкий вместе с Залуским епископом киевским с усердием взялся за это дело. Король Ян III Собеский попытался помочь Лыщинскому, приказав судить его в Вильнюсе , но это не могло спасти Лыщинского от духовенства . Первая привилегия Лыщинского как польского дворянина, заключавшаяся в том, что он не мог быть заключен в тюрьму до осуждения, была нарушена. Дело Лищинского было передано на сейм 1689 года, где его обвинили в отрицании существования Бога и богохульстве против Девы Марии и святых . Его приговорили к смертной казни за атеизм . [ 4 ]
Исполнение
[ редактировать ]
Приговор был приведен в исполнение до полудня на Рыночной площади Старого города в Варшаве , где ему вырвали язык, а затем обезглавили . [ 4 ] После этого его труп был вывезен за пределы города и кремирован.

Епископ Залуский так описал казнь:
После отречения виновного отводили на эшафот, где палач раскаленным железом разрывал ему язык и рот, которыми он был жесток против Бога ; после чего его руки, орудия отвратительного производства, были сожжены на медленном огне, кощунственная бумага была брошена в огонь; наконец, он сам, это чудовище своего века, этот богоубийца был брошен в искупительное пламя; искупительное, если такое преступление может быть искуплено. [ 4 ]
О несуществовании Бога
[ редактировать ]Лыщинский написал трактат De no-existentia Dei ( О несуществовании Бога ), в котором утверждается, что Бога не существует и что религии — изобретения человека. [ 8 ]
На основании публичного доноса состоялся суд в комиссии Сейма . имеется реальная стенограмма заседания В библиотеке Корника , в том числе речь подстрекателя Великого Княжества Литовского Регня Шимона Куровича Забистовского, цитирующая фрагменты De no-existentia Dei . Сам трактат был уничтожен Сеймом, но сохранившиеся цитируемые фрагменты таковы:
- Я – мы умоляем вас, о богословы, вашим Богом, если вы таким образом не погашаете свет Разума, не вытесняете ли вы солнце из этого мира, не сбрасываете ли вы своего Бога с неба, приписывая для него невозможное, характеристики и атрибуты которого противоречат сами себе.
- II – Человек – творец Бога, а Бог – это концепция и творение Человека. Следовательно, люди — архитекторы и инженеры Бога, а Бог — не истинное существо, а существо, существующее только в уме; будучи химерным по своей природе, потому что Бог и химера — это одно и то же.
- III – Религия была создана людьми без религии, поэтому им можно было поклоняться, хотя Бога не существует. Благочестие было привнесено неблагочестивыми. Страх Божий был распространен бесстрашными, так что в конце концов люди стали бояться их. Преданность, называемая благочестивой, — это замысел Человека. Учение, будь то логическое или философское, хвастающееся тем, что учит истине Божией, является ложным, и наоборот, то, что осуждается как ложное, является самым истинным.
- IV – простые люди обманываются более хитрыми выдумкой Бога для собственного угнетения; тогда как то же самое угнетение прикрывается народом таким образом, что, если бы мудрые попытались освободить их истиной, они были бы подавлены самими людьми.
- V – тем не менее мы не испытываем ни в себе, ни в ком другом такого императива разума, который обеспечил бы нам истину божественного откровения. Увы, если бы они присутствовали в нас, то каждый должен был бы их признать и не иметь сомнений и не противоречить Писаниям Моисея и Евангелиям – что неверно – и не было бы разных общин и их последователей, таких как Магомет и т. д. .Такой императив не известен и есть не только сомнения, но есть такие, которые отрицают откровение, и это не глупцы, а мудрецы, которые правильным рассуждением что доказывают? как раз наоборот, что я и доказываю здесь. Делая вывод, что Бога не существует». [ 9 ]
Во время суда Лищинский утверждал, что произведение должно было быть о дебатах католика и атеиста, в которых в конечном итоге победит католик (он сообщил сейму, что произведение имело бы другое название, чем De no-existentia Dei ). . Первым должен был выступать атеист, а затем католик. Он утверждал, что написал только первую половину произведения (это лишь аргумент атеиста), а затем перестал писать по совету священника.
Статус в современной Польше
[ редактировать ]
Независимо от того, был ли Лищинский настоящим атеистом, в коммунистической Польше его стали чествовать как мученика за атеистическое дело. В серии статей философ Анджей Новицкий представил романтизированный взгляд на Лыщинского, заявив, что «с точки зрения широты интеллектуального кругозора, глубины философской эрудиции и смелости мысли он, вне всякого сомнения, был самым выдающимся польским умом того времени». ." [ 10 ]
По словам Помиана [ ВОЗ? ] «Похоже, что Лищинский был приговорен к смертной казни за написание трактата под названием «De no-existentia Dei»... и все, что осталось, это несколько записей, сделанных во время суда. Помимо этого, а также того факта, что его казнь вызвал в то время некоторые споры из-за того, что был дворянином, о Лыщинском почти ничего не известно. Значимость Лыщинского как мученика за атеистическое дело привела к его романтизации со стороны Новицкого и к его спасению из темной клетки на темных закоулках истории. Появилось огромное количество работ как о том, что о нем неизвестно, так и о том, что именно. содержание его мысли могло быть таким: Новицкий смело пишет: «Польская интеллектуальная жизнь не может похвастаться ни одной фигурой, которая могла бы сравниться с Лыщиньским. По широте интеллектуального кругозора, основательности философской эрудиции и смелости мысли он был, вне всякого сомнения, самым выдающимся польским умом той эпохи». Как жаль, что никто не знает, каково было содержание его мыслей. Судя по записям, сделанным на суде, Лищинский был на удивление «современен», вплоть до нелепости, в своей критике религии: все его замечания могли бы быть. были сделаны Маркс или Ленин ... Лищинский ясно заявляет о своем неверии в Бога. Однако несоответствие этой идеи заключается в неспособности понять ее происхождение в контексте польского общества того времени ... нет независимых или четких свидетельств существования других людей с подобными наклонностями во времена Лищинского. Сказать, что Лыщинский просто опередил свое время, ничего не значит: это признание отсутствия объяснения» ( Помян-Сжедницкий 1982 , стр. 103–104).
В марте 2014 года его личность и идеи стали ключевой темой публичного выступления во время Шествия атеистов 2014 года в Польше . [ 11 ] [ 12 ] во время которого была воспроизведена его казнь. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]- Просвещение в Польше
- История философии в Польше
- Безверие в Польше
- Религия в Литве
- Религия в Беларуси
- Религия в Польше
Цитаты и сноски
[ редактировать ]- ^ Новицкий, Анджей . «Казимеж Лищиньский 1634–1689» . Racjonalista.pl (на польском языке) . Проверено 19 марта 2019 г.
- ^ Александр Гейштор и др. 1979, История Польши , стр. 261: Литовский дворянин Казимеж Лищинский был даже обезглавлен за свой предполагаемый или реальный атеизм (1689 г.).
- ^ Ежи Клочовский, 2000, История польского христианства , стр. 155: Самым известным эпизодом был приговор Сейма к смертной казни Казимира Лищинского, дворянина, обвиненного в атеизме, в 1689 году.
- ^ Jump up to: а б с д и ж ( Скоробогатый 1840 , стр. 412–415, «Глава XV») Казимир Лищинский, дворянин и помещик Литвы, человек весьма почтенного характера, просматривал книгу протестантского богослова Генри Олдстеда «Theologia Naturalis» и обнаружив, что аргументы, которые автор использовал для доказательства существования божественности, были настолько запутанными, что можно было вывести из них совершенно противоположные следствия, он добавил на полях следующие слова — «ergo non-est Deus», очевидно высмеивая доводы автора. Это обстоятельство выяснил Бжоска, нунций Бреста в Литве, должник Лищинского, который обвинил его в атеисте, вручив в качестве доказательства своего обвинения копию произведения с упомянутой выше аннотацией епископу Витвицкому. Познания, который взялся за это дело с величайшей яростностью. Его ревностно поддерживал Залуский, епископ Киодский, прелат, известный своей большой ученостью и не лишенный заслуг в других отношениях, что, однако, не оказывало сдерживающего воздействия на религиозный фанатизм. Король, который был очень далек от одобрения таких чудовищ, попытался спасти несчастного Лищинского, приказав судить его в Вильно; но ничто не могло защитить несчастного от фанатичной ярости духовенства, представленного двумя епископами; и первая привилегия польского дворянина, заключавшаяся в том, что его нельзя заключать в тюрьму до осуждения, и которая до сих пор свято соблюдалась даже в отношении величайших преступников, была нарушена. По простому обвинению его должника, поддержанному епископами, дело было вынесено на сейм 1689 года, на котором духовенство, и особенно епископ Залуский, обвинили Лищинского в отрицании существования Бога и произнесли богохульства против блаженного. Богородица и святые. Несчастная жертва, напуганная своим опасным положением, признала все, что ему вменяли, полностью отреклась от всего, что он мог сказать и написать против доктрины Римско-католической церкви, и заявила о своем полном подчинении ее власти. Однако это не помогло ему, и его обвинители были даже возмущены тем, что сейм разрешил ему защищаться, и предоставил трехдневный срок для сбора доказательств его невиновности, как и положено обвинению духовенства в их решение является достаточным доказательством для осуждения виновного. Фанатизм диеты самым возмутительным образом возбуждался кощунственным представлением о том, что божество следует умилостивлять кровью его обидчиков. Сейм постановил, что Лищинскому следует вырвать язык, а затем обезглавить и сжечь. Этот жестокий приговор был приведен в исполнение, и сам епископ Залуский рассказывает о том, что он считал актом благочестия и справедливости! Король пришел в ужас от этой новости и воскликнул, что инквизиция не может сделать ничего хуже. В данном случае необходимо отдать должное папе Иннокентию XI, который вместо того, чтобы возложить кардинальскую шапку на епископа Познании, резко осудил это позорное дело.
- ^ Дух польской истории Антони Чолоньевского . Перевод Джейн (Эдди) Арктовской. Опубликовано Польской компанией по импорту книг, 1918 г., с. 38 «Казнь дворянина Лищинского, обвиненного в атеизме, религиозном убийстве по приказу сейма 1689 года, осталась единичным случаем».
- ^ Jump up to: а б с Тео Мехтенберг (3 февраля 2015 г.). «Атеистическое движение в католической Польше» (PDF) . Польша анализирует (на немецком языке). Немецко-польский институт . Проверено 4 февраля 2019 г.
- ^ Януш Тазбир, 1966, Historia Kościola Katolickiego w Polsce. 1460–1795 : с католиками, которых подозревали в атеизме, обращались гораздо суровее, чем с протестантами, открыто заявлявшими о своих убеждениях. Примером может служить суд над дворянином Казмежем Лищиньским, приговоренным к смертной казни за атеизм в 1689 году. Считается, что Лыщинский написал более длинный трактат о существовании Бога, в котором выразил свою привязанность к атеизму. Рукопись этого трактата была украдена его личным врагом Яном Казимежем Бжошкой, который отправил ее познанскому епископу Станиславу Витвицкому, который обвинил богохульника в суде. Другие епископы поддержали это обвинение. По сути, сейм приговорил Лищинского к смертной казни через обезглавливание и отрезание ему языка. Говорят, что король Ян Собеский выразил свое недовольство, заявив, что инквизиция не приняла бы более строгого решения. После апелляции короля казнь ограничилась только обезглавливанием. Тело богохульника было сожжено. Суд не был хорошо принят в Риме. Папа считал, что епископы злоупотребили своими правами и что приговор был слишком суровым. Однако стоит отметить, что суд над Лищиньским - единственный известный в 17 веке пример казни дворянина из-за его убеждений.
- ↑ АТЕИЗМ . Архивировано 2 октября 2008 г. в Польском обществе Wayback Machine Фомы Аквинского, стр. 17.
- ^ Анджей Новицкий, 1957 г.
- ^ ( Помянь-Сжедницкий 1982 , стр. 103–104)
- ^ «Марш атеистов в Варшаве. Расстрел на рыночной площади» . Архивировано из оригинала 26 августа 2014 года . Проверено 25 августа 2014 г.
- ^ «Коалиция Атеистическая: Встреча с польскими атеистами» . Архивировано из оригинала 26 августа 2014 года . Проверено 25 августа 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Скоробохати, Валерьян (1840), Исторический очерк подъема, прогресса и упадка Реформации в Польше, V1 , Мичиганский университет
- Л. Лыщинский, Семья придворных Лыщинских , С. Питербург 1907.
- А. Новицкий , Пять фрагментов из произведения Казимира Лыщинского «De notexistentia dei» (по сценарию из Библиотеки Курника № 443), «Euhemer», № 1, 1957, стр. 72–81.
- Новицкий А. , Понятийный аппарат размышлений Казимира Лыщинского (1634–1689) о религии и отношениях между людьми , «Euhemer, Zeszyty Filozoficzne», № 3, 1962, стр. 53–81.
- А. Новицкий , Студия над Лыщиньским , «Euhemer, Zeszyty Filozoficzne», № 4, 1963, стр. 22–83.
- Новицкий А. , Пять сведений о Лыщинском в парижской газете 1689 года , «Euhemer, Zeszyty Filozoficzne», № 4, 1963, стр. 40–44.
- Новицкий А. , Дело Казимира Лищинского в сейме в Варшаве в свете рукописи Дневника сейма, находящейся в Губернском государственном архиве в Гданьске , «Euhemer, Zeszyty Filozoficzne», № 4, 1963, стр. 23–39.
- Атеизм Казимира Лыщинского , (в:) А. Новицкого , Лекции по критике религии в Польше , Варшава, 1965, стр. 51–68.
- Януш Тазбир , История католической церкви в Польше (1460–1795) , Варшава, 1966.
- Помян-Сжедницкий, Мацей (1982), Религиозные изменения в современной Польше: секуляризация и политика , Routledge, стр. 103–4, ISBN 0-7100-9245-8
- Помян-Клочовский, Ежи (2000), История польского христианства , издательство Кембриджского университета, стр. 155, ISBN 0-521-36429-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- А. Новицкий: Казимеж Лыщиньский , Общество содействия светской культуре, Лодзь, 1989, стр. 80.
- Интернет-список атеистов и агностиков Казимира Лыщинского
- 1634 рождения
- 1689 смертей
- Философы-атеисты
- Белорусские атеисты
- Белорусские философы
- Казненные белорусские люди
- Люди казнены за ересь
- Люди, казненные Речью Посполитой
- Люди, казненные Польшей путем обезглавливания
- Люди из Брестской области.
- Польские атеисты
- Бывшие иезуиты
- Казненные поляки
- Преследование атеистов
- Атеисты 17 века
- Польские философы XVII века