Jump to content

Религия в Беларуси

Религия в Беларуси (2020) [1]

  Другой христианин (1,0%)
  Другие религии (0,2%)
Церковь Всех Святых ( православная ) в Минске .

Христианство является основной религией в Беларуси , а восточное православие является самой крупной конфессией. Наследие государственного атеизма советской эпохи проявляется в том, что часть белорусов (особенно в восточной части страны) нерелигиозны. в стране возникли другие нетрадиционные и новые религии Более того, после распада Советского Союза .

По оценкам МВД на 2011 год, 73,3% белорусов — православные христиане, 14,8% — нерелигиозные ( атеисты и агностики ), 9,7% — христиане-католики (как латино-католические , так и белорусско-греко-католические ), 3,5% являются представителями других религий (в основном пятидесятники ). [1] [2]

История [ править ]

К концу XII века Европа в целом была разделена на две большие области: Западную Европу с доминированием католицизма и Восточную Европу с православным и византийским влиянием. Границу между ними примерно обозначила река Буг . Это поставило территорию, ныне известную как Беларусь, в уникальное положение, где эти два влияния смешивались и взаимодействовали.

До 14 века в Беларуси доминировала православная церковь. 1385 Кревская уния года сломала эту монополию и сделала католицизм религией правящего класса. Ягайло , тогдашний правитель Великого княжества Литовского , приказал всему населению Литвы перейти в католицизм. Через 1,5 года после Кревской унии был создан Виленский епископат, получивший от литовских князей много земель. К середине XVI века католицизм стал сильным в Литве и граничащих с ней северо-западных частях Беларуси, но православная церковь по-прежнему доминировала в Беларуси.

В XVI веке в христианстве начался кризис: в католицизме началась протестантская Реформация период ереси и на православной территории начался . С середины 16 в. протестантские стали распространяться в Великом княжестве Литовском идеи . Первая протестантская церковь в Беларуси была создана в Бресте Николаем «Черным» Радзивиллом . Протестантизм не выжил из-за Контрреформации в Польше .

Религия в постсоветской Беларуси [ править ]

Возрождение религии в Беларуси в посткоммунистическую эпоху привело к возрождению старого исторического конфликта между православием и католицизмом. Эта религиозная сложность усугублялась связями двух конфессий с учреждениями за пределами республики. Белорусскую Православную Церковь возглавил этнический русский митрополит Филарет, возглавлявший экзархат Московского Патриархата Русской Православной Церкви . Католическую архиепархию Беларуси возглавил этнический поляк кардинал Казимир Свионтак , имевший тесные связи с церковью в Польше. Однако, несмотря на эти связи, архиепископ Свионтак, много лет бывший узником советских лагерей и пастором в Пинске, запретил размещение польской национальной символики в католических храмах Беларуси. [3]

Молодые белорусские религиозные движения испытывают трудности с самоутверждением в этих двух крупнейших религиозных институтах из-за исторической практики проповедования на русском языке в православных церквях и на польском языке в католических церквях. Попытки внедрить белорусский язык в религиозную жизнь, в том числе в богослужение, также не увенчались успехом из-за культурного преобладания русских и поляков в своих церквях, а также низкого использования белорусского языка в повседневной жизни. [3]

В определенной степени декларация независимости Беларуси 1991 года и закон 1990 года, сделавший белорусский язык официальным языком республики, породили новое отношение к православной и католической церквям. Некоторые религиозно непредвзятые молодые люди обратились в униатскую церковь ( греко-католическую ) в ответ на сопротивление православной и католической иерархии принятию белорусского языка в качестве средства общения со своей паствой. Однако в целом национальные активисты не добились большого успеха в попытках вызвать новый интерес к Греко-католической церкви. [3]

Считается, что Греко -католическая церковь, филиал которой существовал в Беларуси с 1596 по 1839 год и на момент упразднения насчитывала около трех четвертей белорусского населения, использовала белорусский язык в своей литургии и пастырской деятельности. Когда в начале 1990-х годов церковь была восстановлена ​​в Беларуси, ее приверженцы рекламировали ее как «национальную» церковь. Скромный рост Греко-католической церкви сопровождался жаркими общественными дебатами как богословского, так и политического характера. Поскольку первоначальная преданность Греко-католической церкви явно принадлежала Речи Посполитой , восстановленная церковь рассматривается некоторыми представителями Православной церкви в Беларуси с подозрением, как средство одновременно Варшавы и Ватикана и поощрение дистанцирования от Москва. [3]

Демография по регионам [ править ]

в 2017 году религиозный состав Беларуси оценивался следующим образом По данным исследования «Поколения и гендер» , и большая выборка могла позволить оценить религиозный состав на региональном уровне. [1]

Восточное православие преобладает на всей территории страны, в то время как в западной части страны имеется сильное католическое меньшинство, составляющее 6,7% от общей численности населения и 32,3% населения в Гродненской области . Многие католики в Беларуси принадлежат к этническим меньшинствам, таким как поляки (которые составляют 3,1% от общей численности населения согласно последней переписи 2009 года). [4] ), но включают и многих этнических белорусов.

Религиозные конфессии в Беларуси, 2017 г. [1]
% Всего Беларусь Брестская область Витебская область Gomel Region Grodno Region Минская область Mogilev Region Минск Сити
Христиане 91.5 96.7 88.2 94.5 96.4 92.5 85.8 87.5
Восточное православие 83.3 93.0 79.1 92.3 61.0 86.0 84.5 82.2
католицизм 6.7 1.8 8.3 0.9 32.3 5.2 0.8 4.0
протестантизм 0.5 0.8 0.2 0.8 0.4 0.3 0.1 0.5
Другие христианские конфессии 1.0 1.1 0.6 0.5 2.7 1.0 0.4 0.8
Нет религии 7.8 3.1 11.4 5.0 3.3 6.9 13.1 10.9
ислам 0.2 0 0.2 0.1 0.1 0.3 0.2 0.5
буддизм 0.1 0.1 0 0 0 0.1 0.2 0.3
иудаизм 0.1 0 0.1 0 0 0.1 0.2 0.1
Другие религии 0.3 0 0.2 0.1 0.2 0.1 0.6 0.6

Статистика [ править ]

До 1917 года в Беларуси действовало 2466 религиозных общин, в том числе: 1650 православных, 127 католических, 657 еврейских, 32 протестантских и несколько мусульманских общин. При коммунистах деятельность этих общин была жестко ограничена. Многие религиозные общины были разрушены, а их лидеры сосланы или казнены; оставшиеся общины иногда использовались правительством в своих целях, например, в целях привития патриотизма во время Второй мировой войны. [3] [5]

В 1993 году одно белорусское издание сообщило о следующем количестве религиозных общин: 787 православных, 305 католиков, 170 пятидесятников, 141 баптист, 26 старообрядцев, 17 адвентистов седьмого дня, 9 апостольских христиан, 8 греко-католиков, 8 новоапостольских, 8 мусульманских. , 7 еврейских и 15 других религиозных групп. [3]

2015 года Опрос Pew Research Center , основанный на выборке из 1000 человек, показал, что 94% из них заявили, что являются христианами, 3% - нерелигиозными - категория, в которую входят атеисты, агностики и те, кто описал свою религию как «ничего особенного». а 3% принадлежали к другим конфессиям. [6] Христиане разделились на 73%, объявивших себя православными, 12% католиков и 9% других христиан. [7]

Религиозные группы [ править ]

Католическая церковь Святого Сердца Иисуса в Илье.

Христианство [ править ]

Восточное православие [ править ]

Церковь Всех Святых ( православная ) в Минске .

Хотя Русская Православная Церковь была разрушена во время Второй мировой войны. [ нужна ссылка ] и продолжал приходить в упадок до начала 1980-х годов из-за политики правительства, он претерпел небольшое возрождение с наступлением перестройки и празднованием в 1988 году 1000-летия христианства в России. В 1990 году Беларусь была назначена экзархатом Русской Православной Церкви, в результате чего была создана Белорусская Православная Церковь. В начале 1990-х годов 60 процентов населения считали себя православными. В церкви была одна семинария, три женского монастыря и один монастырь. [3]

Католическая церковь [ править ]

Интерьер католической церкви Святого Каймира в Логойске .

Советская политика в отношении католической церкви находилась под сильным влиянием признания католиками внешней власти, Папы, как главы церкви, а также тесных исторических связей церкви в Беларуси с Польшей. В 1989 году пять официальных католических епархий, существовавших со времен Второй мировой войны и не имевших епископа, были реорганизованы в пять епархий (охватывающих 455 приходов) и Минскую и Могилёвскую архиепископию. В начале 1990-х годов численность католического населения в Беларуси колебалась от 8 до 20 процентов; по одной оценке, 25 процентов католиков являются этническими поляками. Церковь имела одну семинарию в Беларуси. [3]

Греческий католицизм [ править ]

На начало 2005 года в Белорусской Греко-Католической Церкви насчитывалось 20 приходов, из которых 13 получили государственное признание. По состоянию на 2003 год в каждом из городов - Минске, Полоцке и Витебске действовало по два белорусских греко-католических прихода; и только по одному в Бресте, Гродно, Могилеве, Молодечно и Лиде. Число верующих, постоянно прикрепленных к ним, насчитывало около 3000 человек, в то время как еще около 4000 человек жили за пределами пастырской сферы приходов. Сегодня здесь 16 священников и 9 семинаристов. В Полоцке есть небольшой Студийский монастырь. Приходы состоят из двух благочиний, каждый из которых возглавляет протоиерей. Настоятелем восточного благочиния является игумен Полоцкого монастыря. Епарха (епископа) в Белорусской Греко-Католической Церкви нет. Архимандрит Сергий Гаек, ВПК, является Апостольским визитатором Греко-Католической Церкви в Беларуси. Богослужение ведется на белорусском языке.

Протестантизм [ править ]

Церковь Благодати ( Царква Благадач ), протестантская церковь в Минске.

До Второй мировой войны количество протестантов в Беларуси было довольно низким по сравнению с другими христианами, но с тех пор они показали рост. В 1917 году существовало 32 протестантские общины. В 1990 году в стране насчитывалось более 350 протестантских общин. [3]

Иудаизм [ править ]

Первые еврейские общины появились в Беларуси в конце XIV века и продолжали увеличиваться вплоть до геноцида Второй мировой войны. В основном жители городов, почти 1,3 миллиона евреев страны в 1914 году составляли от 50 до 60 процентов населения городов и поселков. Советская перепись 1989 года насчитала около 142 000 евреев, или 1,1 процента населения, многие из которых с тех пор эмигрировали. Хотя границы Беларуси менялись с 1914 по 1922 год, значительная часть их сокращения была результатом войны. В конце 1992 года в Беларуси действовало около семидесяти еврейских организаций, половина из которых действовала по всей стране. [3]

Ислам [ править ]

Мечеть в Ивье .

Мусульмане в Беларуси представлены небольшими общинами этнических татар . Все они являются последователями суннитского ислама . Некоторые из этих татар — потомки эмигрантов и военнопленных, поселившихся в Белоруссии, из Поволжья , после XI века. [3] В 1997 г. существовало 23 мусульманские общины, в том числе 19 в западных регионах Беларуси. [8]

Неоязычество [ править ]

Язычество в Беларуси представлено преимущественно родноверием славянским неоязычеством . [9] Владимир Сацевич – лидер Родновера. [9]

Свобода религии [ править ]

В 2023 году Freedom House оценил свободу вероисповедания в Беларуси на 1 из 4. [10]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Поколения и гендерное исследование, Беларусь, волна 1, 2020» . ggpsurvey.ined.fr . Архивировано из оригинала 16 октября 2022 г. Проверено 25 августа 2019 г.
  2. Веб-сайт правительства Беларуси, дата обращения 25 апреля 2023 г.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Ян Запрудник и Елена Федор. «Религия». Беларусь (страноведческое исследование) . Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса; Елена Федор, изд. Июнь 1995 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в открытом доступе .
  4. ^ Статистика взята с сайта belstat.gov.by (бюллетень). См. стр. 22. Архивировано 17 сентября 2010 г. в архиве Wayback Machine RAR сжатия данных . «171,5 КБ». {{cite web}}: Отсутствует или пусто |url= ( help ) 171.5KB file . Listing total population of Belarus with population by age and sex, marital status, education, nationality, language and livelihood ("Общая численность населения; численность населения по возрасту и полу, состоянию в браке, уровню образования, национальностям, языку, источникам средств к существованию") (in Belarusian)
  5. ^ «Об этой коллекции — Страноведение | Цифровые коллекции | Библиотека Конгресса» . Lcweb2.loc.gov . Проверено 10 января 2017 г.
  6. ^ АНАЛИЗ (10 мая 2017 г.). «Религиозные верования и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе» (PDF) . Пью Форум. Архивировано из оригинала (PDF) 13 мая 2017 года . Проверено 12 мая 2017 г.
  7. ^ Религиозные убеждения и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе: Национальная и религиозная идентичность сходятся в регионе, где когда-то доминировали атеистические режимы.
  8. ^ «Мировые религии, представленные в Беларуси: магометанство» . Внешинтурист. Архивировано из оригинала 12 марта 2007 года . Проверено 17 февраля 2013 г.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Алексей Ластовский. Руссоцентризм как идеологический проект белорусской идентичности . В обзоре политической сцены Беларуси №1, 2011. с. 27 - цитата: «[...] Еще одним своеобразным местом создания и пропаганды идей русоцентризма является серия международных научно-практических конференций, проводимых под руководством Владимира Сацевича. Сам Сацевич ведет общественную деятельность по нескольким направлениям. Он является председателем комитета «Экология человека» при Белорусском социально-экологическом союзе, членом координационного совета Союза борьбы за народную трезвость, одновременно выступает организатором Родноверия (славянского нео- Языческое) движение в Беларуси. По итогам конференций издаются сборники под характерным названием «Славянское вече» (всего к 2009 году было издано четыре таких сборника). можно найти манифесты родноверов/неоязычников [...]». Институт политических исследований Политической сферы Университета Витаутаса Великого.
  10. Freedom House, страница Беларуси, дата обращения 25 апреля 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 373c4481f08ba55c087fb79b25cbb29e__1719707220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/37/9e/373c4481f08ba55c087fb79b25cbb29e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religion in Belarus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)