Jump to content

Религия в Болгарии

Религия в Болгарии (перепись 2021 г.) [1]

  Другие христиане (0,3%)
  Ислам (9,8%)
  Другие религии (0,1%)
  Не ответил (9,5%)
Собор Александра Невского в Софии входит в число крупнейших православных храмов мира и соборной церкви Патриарха Болгарии .

В религии Болгарии доминирует христианство с момента его принятия в качестве государственной религии в 864 году. Доминирующей формой религии является восточное православие в составе Болгарской православной церкви . Во время османского правления на Балканах . ислам распространился на территории Болгарии, и сегодня он остается значительным меньшинством Католическая церковь имеет корни в стране со времен средневековья , а протестантизм пришел в 19 веке; оба они остаются очень небольшими меньшинствами. Сегодня значительная часть болгар нерелигиозны или верующие, не отождествляющие себя с какой-либо конкретной религией , а Болгария была колыбелью некоторых новых религий , в частности нео-теософского движения дуновизма .

С начала 21 века наблюдается упадок обеих исторических религий Болгарии - восточного православия и ислама. Православное христианство сократилось с 7,3 млн или 87% населения по переписи 1992 года до 4,4 млн или 60% в 2011 году и 4,1 млн или 63% в 2021 году, а ислам – с 1,1 млн или 13% в 1992 году до 0,6 млн или 10%. в 2021 году. [1] За тот же период протестантизм и другие невосточные православные и некатолические христианства выросли с примерно двадцати тысяч или 0,3% населения в 1992 году до примерно восьмидесяти тысяч или 1,3% в 2021 году, в то время как неаффилированные люди, в том числе нерелигиозные люди а количество людей, которые имеют какие-либо убеждения, но не идентифицируются с какой-либо конкретной религией, выросло с 0,3 млн или 4% в 2001 году до 1 млн или 16% в 2021 году. [1] До переписи 1992 года болгары были обязаны декларировать историческую религиозную принадлежность своих родителей и/или предков, а с 2001 года людям было разрешено заявлять о личной принадлежности или непринадлежности к какой-либо религии. [2] Более того, начиная с переписи 2011 года, болгарам разрешили уклоняться от ответа на вопрос о религии; Не ответили 22% населения в 2011 году и 9,5% в 2021 году. [1]

После распада социалистической и однопартийной Народной Республики Болгарии (1946–1990) и перехода страны к парламентской республике возрождение ислама было сильнее, чем возрождение восточно-православного христианства. [3] а Болгарская православная церковь стала свидетелем серьезного сокращения своего членства с 2001 года. [2] Авторитет Болгарской Православной Церкви был подорван с 1990-х годов из-за ее сотрудничества с бывшим социалистическим режимом. [4] что было полностью раскрыто с открытием в 2012 году секретных государственных архивов, согласно которым восемьдесят процентов духовенства были бывшими сотрудниками тайной полиции. [5] Статьи 13 Конституции Болгарии определяют восточное православие как традиционную религию страны, но гарантируют свободное исповедание любой религии, отделение религии от государства и недопустимость ее использования в политических целях; Статья 37 утверждает, что свобода выбора различных религиозных или нерелигиозных взглядов неприкосновенна, и государство охраняет гармонию между ними. [6] В отличие от бывшей Югославии 1990-х годов, в Болгарии не было серьезных этнических или религиозных распрей, а религиозные общины страны мирно сосуществуют. На самом деле столица София известна своей так называемой «Площадью религиозной толерантности», где церковь Святой Недели , собор Святого Иосифа , мечеть Баня Баши и Софийская синагога. в непосредственной близости друг от друга расположены самый центр города.

Демография [ править ]

Церковь Святого Георгия в Софии – старейшая церковь Болгарии.
Члены Вселенского Белого Братства герметическо - теософской религиозной организации, основанной в самой Болгарии, практикующие паневритмию на Семи Рильских озерах .

Статистика переписи населения гг 1887–2021 .

Религиозная принадлежность в Болгарии, перепись 1887–2021 гг. [1]
Религия 1887 1905 1926 1946 1992 2001 2011 2021
Число % Число % Число % Число % Число % Число % Число % Число %
христианство 2,450,073 77.7 3,392,140 84.1 4,641,257 84.7 5,967,992+ 84.9+ 7,350,016 86.6 6,638,870 83.7 4,487,554 60.9 4,219,270 64.7
Болгарский православный 2,424,371 76.9 3,344,790 82.9 4,568,773 83.4 5,967,992 84.9 7,274,479 85.7 6,552,751 82.6 4,374,135 59.4 4,091,780 62.7
протестант 1,358 0.04 5,644 0.1 6,735 0.1 22,067 0,3 42,308 0.5 64,476 0.9 69,852 1.1
Римско-католический 18,505 0.6 29,084 0.7 40,347 0.7 53,470 0.6 43,811 0.6 48,945 0.7 38,709 0.6
Армянский Апостольский 5,839 0.2 12,622 0.3 25,402 0.5 9,672 0.1 6,500 0.1 1,715 0.02 5,002 0.1
—Другие христиане * 13,927 0.2
ислам 676,215 21.4 603,867 15.0 789,269 14.4 938,418 13.3 1,111,838 13.1 966,978 12.2 577,139 7.8 638,708 9.8
иудаизм 24,352 0.8 37,656 0.9 46,431 0.8 43,335 0.6 2,580 0.03 653 0.01 706 0.01 1,736 0.03
Другие религии* 9,302 0.1 14,284 0.2 9,023 0.1 6,451 0.1
Неаффилированный** 308.116 3.9 682,162 9.3 1,036,943 15.9
Не ответил*** 1,606,269 21.8 616,681 9.5
Общая численность населения 3,154,375 4,035,575 5,478,741 7,029,349 8,487,317 7,928,901 7,364,570 6,519,789
* Категория «другие христиане» выделена из категории «другие религии» после переписи 2021 года. [1]
** В категорию «неаффилированные» входят те, кто после переписи 2001 года ответил либо «нет религии», либо «не мог/не хотел бы определить» свою религию. [1]
*** Со времени переписи 2011 года болгарам разрешили уклоняться от ответа на вопрос о религии. [1]

Линейный график тенденций, гг . 1887–2021

Статистика переписи населения 1887–2021 гг.: [1]

  Болгарское православие
  Другие христиане
  ислам
  Иудаизм и другие религии
  Неаффилированный
  Не ответил

Религия по провинциям [ править ]

Религиозная принадлежность в Болгарии по областям, перепись 2021 года* [1]
Религия христианство ислам Другие религии Неаффилированный Без ответа
Число % Число % Число % Число % Число %
Благоевград 196,841 67.4 52,958 18.1 173 0.1 21,736 7.4 20,519 7.0
Бургас 233,008 61.3 46,320 12.2 350 0.1 66,257 17.4 34,351 9.0
Добрич 96,386 64.2 26,207 17.5 124 0.1 15,625 10.4 11,804 7.9
Габрово 76,802 78.1 4,543 4.6 53 0.05 15,243 15.5 1,746 1.8
Хасково 134,343 63.5 27,914 13.2 117 0.1 29,028 13.7 20,163 9.5
Кырджали 19,872 14.1 88,705 62.8 45 0.03 18,862 13.4 13,693 9.7
Кюстендил 96,474 86.3 107 0.1 64 0.1 12,315 11.0 2,776 2.5
Охота 82,468 70.9 3,009 2.6 56 0.05 28,225 24.2 2,636 2.3
Монтана 88,497 73.8 83 0.1 39 0.03 22,992 19.2 8,339 7.0
Пазарджик 149,934 65.2 29,357 12.8 116 0.1 26,505 11.5 23,902 10.4
безделушки 97,117 85.1 165 0.1 80 0.1 14,800 13.0 2,000 1.8
Плевен 165,004 73.0 5,281 2.3 104 0.05 40,804 18.0 14,927 6.6
Пловдив 439,779 69.3 39,851 6.3 678 0.1 95,900 15.1 58,289 9.2
Разград 34,548 33.5 53,121 51.5 35 0.03 8,862 8.6 6,657 6.4
Русе 130,955 67.7 25,514 13.2 171 0.1 24,187 12.5 12,656 6.5
количество 72,792 48.1 47,752 31.5 82 0.1 18,550 12.2 12,289 8.1
Силистра 45,638 46.7 35,767 36.6 17 0.02 9,965 10.2 6,383 6.5
Оживить 103,380 59.9 11,341 6.6 100 0.1 37,453 21.7 20,416 11.8
Смолян 23,079 24.0 39,217 40.7 68 0.1 33,115 34.4 805 0.8
София 177,956 76.7 360 0.2 117 0.1 34,896 15.0 18,660 8.0
София Сити 825,290 64.8 9,828 0.8 4,388 0.3 218,188 17.1 216,596 17.0
Стара Загора 203,134 68.5 11,899 4.0 228 0.1 53,158 17.9 28,088 9.5
Тырговиште 39,836 40.6 39,481 40.2 40 0.04 11,052 11.7 7,735 7.9
Варна 290,407 67.2 25,738 6.0 639 0.1 75,012 17.4 40,402 9.3
Велико Тырново 149,662 72.2 12,525 6.0 190 0.1 30,802 14.9 14,192 6.8
Видимый 64,086 85.0 51 0.1 26 0.03 9,606 12.7 1,639 2.2
Враца 107,264 70.2 715 0.5 37 0.02 41,991 27.5 2,806 1.8
Ямбол 74,718 68.1 899 0.8 50 0.05 21,814 19.9 12,212 11.1
*
Соответствующим цветом каждого столбца выделена область, где религиозные или нерелигиозные взгляды в этом столбце имеют относительно высокий процент.
– Зеленовато-желтым цветом выделены религии, которые имеют относительное или абсолютное процентное большинство в каждой провинции.

Религия по этнической принадлежности [ править ]

Основные этнические группы Болгарии по основным религиям, перепись 2021 года [1]
Религия Славянские болгары турецкие болгары Цыганские болгары
Число % Число % Число %
Болгарское православие 3,980,131 77.8 4,435 0.9 75,745 28.4
протестантизм 34,152 0.7 32,325 12.1
Римский католицизм 33,749 0.7
ислам 107,777 2.1 447,893 88.1 45,817 17.2
Неаффилированный 436,652 8.5 28,817 5.7 78,749 29.5
Не ответил 526,033 10.3 27,233 5.4 34,084 12.8
Общая численность населения 5,118,494 508,378 266,720

История [ править ]

и христианская Болгарские империи века — Языческая . VII– XIV

Болгарская нация возникла в раннем средневековье (7–10 века н.э.) как смесь этнических элементов различного происхождения: южных славян , населявших Балканы с 5 века; дославянское коренное население, фракийцы , которые были эллинизированы и романизированы во время предыдущего иностранного господства; и булгары , тюркское население, мигрировавшее из Средней Азии в регион Дуная и основавшее Первую Болгарскую империю (681–1018). [7] Булгарские тенгрианство ханы славянское доминировали над этим разнородным населением, компоненты которого первоначально сосуществовали как отдельные общины со своими религиозными системами и традициями ( язычество у славян, фракийское язычество у фракийцев и у булгар). [7] Христианство было принято — в его византийской православной форме, тогда ещё являвшейся частью римского католицизма , из соседней Византийской империи — в качестве идеологического и этнического гомогенизатора около 864 года ханом Борисом -Михаилом ; Христианизация Болгарии была в значительной степени политическим приемом, который предоставил болгарским ханам такой же статус, как и другим европейским монархам, но она также встретила значительное сопротивление, особенно со стороны аристократии и даже со стороны сына Бориса-Михаила и наследника престола Владимира-Расате. , который пытался подавить христианство и вернуться к язычеству, поскольку видел в первом орудие политического ига со стороны Византии. [7]

В 870 году христианские иерархи Болгарии приняли участие в Четвертом Константинопольском соборе , и собор предоставил Болгарской Православной Церкви статус автономного архиепископства при Константинопольском Патриархате , от которого она получила своих первых предстоятелей, духовенство и богословские книги. [7] В 919 году болгарский хан Симеон принял новый титул « царь болгар и римлян» ( царь был адаптированной формой латинского титула «цезарь» ; это изменение отражало идеальное приобретение римской имперской традиции) и усилил Болгарскую Православную Церковь. к статусу автокефального патриархата , независимого от Константинопольского патриархата. [7] За шестнадцать лет до этого, в 893 году, церковный собор постановил перейти на старославянский (староболгарский) язык в качестве богослужебного языка, а тем временем была разработана кириллица для написания славянского языка; такие изменения защитили болгар от эллинизации и в конечном итоге имели бы фундаментальное значение для дальнейшей истории части славянских народов . [7] В 927 году автокефалия Болгарской Православной Церкви была признана Константинопольским Патриархатом. [7]

Возникающая Болгарская православная церковь сохранила многие элементы дохристианского язычества. [7] Более того, с X века болгарское христианство глубоко характеризовалось гностическим учением богомильства , развитым в самой Болгарии священником Богомилом , а также аскетическим учением исихазма . [8] и исихазм были высокодуховными, мистическими и медитативными доктринами и практиками, отдававшими предпочтение внутреннему (эзотерическому) пути к Богу монашества . вокруг И богомильство , организованными и распространился на Болгарию в основном как реакция на первое. [8]

14–19 века Болгария - Османская

В 1396 году распадающиеся властители Второй Болгарской империи (1185–1396) были завоеваны Османской империей , турецкой империей, официальной религией которой был ислам , в частности суннизм . [9] В Османской Болгарии (1396–1878 гг.), Как и в других частях Османской империи, население классифицировалось по системе проса (примерно «религиозной нации») по религии, а не по этнической принадлежности, и поэтому болгарские православные христиане были сгруппированы вместе с православными христианами другие этнические группы так называемого Ром-Милле («Римская нация»), все они находятся под юрисдикцией Константинопольского Патриархата - поэтому Болгарская Православная Церковь потеряла свою автокефалию. [10]

Когда османские мусульмане завоевали Болгарию, они сначала стремились подавить христианство, разрушив многие церкви и монастыри и превратив другие в мечети . [10] Многие болгарские православные священники либо погибли, либо бежали в другие страны, а болгарское православное население подвергалось особым налогам и повинностям (статус зимми ), но не было принуждено принять ислам. [10] Насильственное обращение болгарских православных христиан в ислам носило спорадический характер (иногда тех, кто отказывался принять ислам, казнили, а затем канонизировали в качестве новомучеников Болгарской православной церкви), тогда как были случаи стихийного массового и индивидуального обращения в веру новых правителей. религия. [10] Гностицизм не был признан новым правилом, так что большинство богомилов обратились в ислам, а большинство павликиан стали католиками ( банатскими болгарами ). [10]

На протяжении веков османского исламского правления болгарские православные монастыри играли значительную роль в продолжении традиций славянского богослужения и болгарской литературы и, следовательно, в сохранении этнонационального характера славянских болгар, связанного с православным христианством. [10] Необходимость выжить под османским господством усилила консерватизм Болгарской православной церкви и изолировала ее от внешних влияний, так что она осталась нетронутой идеями протестантизма , когда протестантская Реформация распространялась по континентальной Европе. [10] Однако в то же время эта ситуация способствовала тенденции к секуляризации и конформизму по отношению к государству, в результате чего православное духовенство потеряло духовный и моральный авторитет для многих болгар. [10]

С приходом к власти греческой аристократии -фанариотов в Константинополе в поздней Османской империи Константинопольский патриархат стал инструментом грецизации всех православных христиан в империи. [10] Болгары решительно выступали против такой тенденции: отец Паисий Хилендарский (1722–1773), уроженец болгарина из юго-западного города Банско , написал « Славяно-болгарскую историю» на современном болгарском языке как ответ на пропагандируемый «монашеский национализм». Афоном в Греции и призывом к болгарскому национальному пробуждению и свободе от ига греческого языка и культуры. [11] В предшествующем 17 веке болгарские католики в западных частях Болгарии выразили поддержку Священной лиге европейских христианских государств 1684 года против Османской империи, используя как дипломатические связи, так и вооруженную борьбу; Католические восстания были подавлены османскими властями. [11]

С начала 19 века Болгарская Православная Церковь на протяжении десятилетий шла борьбу за восстановление автокефалии Константинопольского Патриархата; в 1860 г. власть Константинополя была открыто отвергнута, а назначенные Константинополем греческие епископы были изгнаны из церкви. [11] В том же году под влиянием французской католической пропаганды бывший православный священник по имени Иосиф Сокольский был перерукоположен в католический священник Папой Пием IX и основал Болгарскую униатскую церковь восточного обряда в общении с Римско-католической церковью; эксперимент продлился недолго: вскоре Сокольского похитили и увезли в Россию, а его небольшая община распалась. [11] В 1870 году османский султан Мехмед VI официально учредил Болгарский православный экзархат, а Константинопольский патриархат объявил его раскольническим и этнонационалистической ересью. [11] вновь стала независимым государством, было настолько переплетено с Болгарской Православной Церковью, что тогдашний великотырновский митрополит Климент ( В конце XIX века правительство Болгарии, которая в 1878 году 1841–1901) возглавил два правительства, хотя и недолговечны. [12]

— социализм, Вторая мировая война коммунизм и 20 век

С начала 20 века в Болгарии распространились секуляристские и светские идеи, и освобожденное болгарское государство начало игнорировать, а иногда и ограничивать автономию и образовательные функции Болгарской Православной Церкви. [12] Роль церкви в обществе начала подвергаться сомнению со стороны зарождающейся интеллигенции, особенно мыслителей -социалистов , большинство из которых были учителями, государственными служащими или служащими. [12] Между социалистами и священнослужителями были интеллектуальные раздоры, и первые предлагали ввести в школах уроки социализма вместо религиозного преподавания. [12] Один из первых марксистов , Димитар Благоев (1856–1924), признавая важную роль, которую церковь играла в прошлой болгарской истории, напал на нее, потому что, по его мнению, в современности она стала «инструментом буржуазии» и сеть «политических клубов» последнего. [12]

В конце Второй мировой войны , в 1943 году, правительство Болгарии подписало соглашение с национал-социалистической Германией и приступило к осуществлению « окончательного решения» против болгарских евреев — их депортации в лагеря смерти. [13] Священный синод Болгарской православной церкви уточнил, что церковь не разделяет расистскую идеологию, и призвал к гуманному обращению с евреями. [13]

9 сентября 1944 года в результате государственного переворота к власти пришел Отечественный фронт — коалиция коммунистов , аграриев и других политических партий. [13] В течение следующих четырех лет коммунисты, спонсируемые Советским Союзом , свергли и запретили все оппозиционные партии, взяли полную власть и предприняли преобразование общества по сталинской модели. [13] Якобы Болгарской Православной Церкви был предоставлен первостепенный статус, и в 1945 году под давлением Москвы и одновременно с созданием Народной Республики Болгария (1945–1990 годы) Константинопольский Патриархат признал автокефалию Церкви, а митрополит Софии Экзархом был избран Стефан I (1878–1957), который, однако, через три года был низложен и сослан за неблагожелательное отношение к экуменизму и советской власти. [13] В 1950 году Священный Синод церкви принял новую конституцию, которая превратила церковь из константинопольского экзархата в собственный патриархат; Кирилл (1901–1971) был избран первым Патриархом полностью восстановленной автокефальной церкви, которой он оставался до своей смерти в 1971 году, когда Максим (1914–2012). его преемником был избран [13]

В то же время в период полного внедрения сталинизма религиозность была фактически ограничена, а Болгарская православная церковь стала инструментом интересов коммунистов во внутренней и внешней политике. [13] После создания коммунистической республики ряд православных священников были арестованы и преданы суду «народными судами»; некоторые из них были приговорены к пожизненному заключению или к смерти. [13] Также некоторые католические священники и протестантские пасторы были обвинены в шпионаже в пользу иностранных держав и других политических преступлениях. [13] С 1945 года государством признавался только гражданский брак, в вооруженных силах была запрещена религиозная деятельность, а также молитвы и занятия религией в школах, а также были сняты все ограничения на атеизм и свободомыслие. [14] Конституция Георгия Димитрова 1947 года, последовавшая за сталинской Конституцией Советского Союза 1936 года, провозгласила свободу религии и вероисповедания, а также отделение религии от государства; Конституция Тодора Живкова 1971 года провозгласила свободу как религиозных обрядов, так и антирелигиозной деятельности, а принципы обеих конституций были подкреплены Законом 1949 года о религиозных конфессиях. [14] Закон вежливо провозглашал атеизм доминирующим взглядом, поддерживаемым государством. [14]

В целом коммунистическая Болгария, взяв за образец Советский Союз, никогда не подражала большевистским крайним методам полного запрета религии и разрушения культовых сооружений. [14] Георгий Димитров, который был коммунистическим лидером с 1946 по 1949 год и родился в протестантской семье, в речи 1946 года по случаю тысячелетия Иоанна Рильского , покровителя Болгарии, похвалил Православную Церковь за ее историческую роль и за сохранение национальной самобытности и культуры. [14] Ислам и тюркизированное меньшинство населения, которое его исповедовало, подвергались худшему обращению, чем христианство при коммунизме; имущество исламских благотворительных организаций ( вакуфов В 1970-е и 1980-е годы были закрыты мечети и ограничена исламская религиозная практика, конфисковано ), исламские имамы подвергались преследованиям, традиционные исламские имена были запрещены и принудительно изменены на болгарские, а также были наложены строгие ограничения на турецкие имена. языке, так что многие болгарские мусульмане уехали из страны в Турцию . [15]

Болгария — современная 1990–21 век

После окончания коммунистического правления в Болгарии в 1990 году Болгарская Православная Церковь получила возможность выйти из духовного и институционального застоя. [15] Однако, уже ослабленная, она испытывала серьезные проблемы как внутри себя, так и во взаимоотношениях с обществом: ее церковная иерархия не обновлялась после коммунизма и поэтому рассматривалась как продолжение коммунистической бюрократии, а внутри общества разгорались жаркие споры о ее причастности с прежним режимом; более того, в 1992 году часть духовенства заявила, что избрание Патриарха Максима недействительно, поскольку фактически он был поставлен коммунистами. [15] Таким образом, духовенство разделилось на две фракции: Священный Синод во главе с Максимом и еще один синод во главе с Пименом Неврокопским, который в 1996 году был избран раскольническим собором в качестве конкурирующего Патриарха. [15]

Ислам восстановился лучше, чем Болгарская Православная Церковь после коммунистического периода, потому что более жестокие преследования, которым подвергались мусульмане, в конечном итоге укрепили их веру, так что в современной Болгарии деятельность мусульман стала более заметной и выраженной, политически активной, а исламские организации стали умноженный. [16] Репатриация тех болгарских мусульман, которые бежали из коммунистической Болгарии в Турцию, также активизировала мусульманское население. [16] Сегодня болгарские мусульмане этнически и религиозно разнообразны: в их состав входят болгары-мусульмане или помаки , турки , цыгане и татары , принадлежащие к суннизму (большинство) и шиизму (меньшинство с сильной суфийской традицией). [16]

Трансформация болгарского общества после падения коммунизма также привела к распространению восточных религий , различных новых религиозных движений , новейших конфессий протестантизма и реставрационизма . [17] Новым религиозным движением, присущим Болгарии, является дуновизм , форма нео-теософии , также известная как Вселенское Белое Братство, которое было основано в начале 20-го века духовным учителем Петром Дыновым (1864–1944) и претерпело большое возрождение в Болгарии. его родина и международное распространение с 1990-х годов. [16] В конце 20-го и начале 21-го века в Болгарии также появились неоязыческие религиозные движения, в том числе славянское родноверие (часто с элементами тюрко-монгольского тенгризма ), кельтский друидизм и фракийский эллинизм . [18] По мнению ученого Антоанеты Николовой, болгарское общество было особенно хорошо восприимчиво к распространению учений восточных религий из-за как традиционного мистического и эзотерического характера болгарского православия, так и влияния дуновизма, последний из которых также напрямую включал в себя восточные элементы. . [19] Кроме того, в коммунистический период дочь лидера Тодора Живкова, Людмила Живкова (1942-1981), проявила сильный интерес к восточному учению и русскому рерихизму - который сам, как и дуновизм, является нео-теософским движением, включающим восточные элементы. и популяризировал их в Болгарии. [20]

Свобода религии в 2020-е годы [ править ]

В 2023 году страна получила 3 ​​балла из 4 по свободе вероисповедания; [21] некоторые местные власти запретили прозелитизм со стороны групп меньшинств.

Религии и жизненные позиции [ править ]

Христианство [ править ]

Собор Успения Богородицы в Варне .
Католический собор Святого Иосифа в Софии.

Согласно официальной переписи населения 2021 года, христианство было доминирующей религией Болгарии, которой придерживались 64,7% населения. [1] Почти все христиане в Болгарии являются православными , включенными в состав Болгарской православной церкви , к которой в 2021 году принадлежали 62,7% населения. [1] Восточное православие объявлено в конституции страны «традиционной религией» Болгарии. [22] В Болгарии есть также католики , протестанты и небольшая община армян , последователей Армянской Апостольской церкви . [1]

Однако с начала 1990-х годов христианство находится в упадке: число болгарских христиан сократилось как в абсолютном количестве, так и в процентном отношении с примерно 7,3 миллиона, или 86,6% населения по переписи 1992 года, до 4,2 миллиона, или вышеупомянутые 64,7% - в 2021 году; Наибольший спад пришелся на Болгарскую православную церковь (с 7,2 миллиона или 85,7% в 1992 году до 4,1 миллиона или вышеупомянутых 62,7% в 2021 году). [1] Число армянских апостолов также уменьшилось; в 1920-е годы их было несколько десятков тысяч, а сегодня около пяти тысяч. [1] С другой стороны, за тот же период число верующих других небольших христианских конфессий, присутствующих в стране, было стабильным или умеренно увеличивалось: католики оставались от сорока до пятидесяти тысяч, или 0,6% населения, в то время как протестанты и другие нерелигиозные конфессии оставались неизменными. - Число католиков и неправославных христиан выросло с двадцати тысяч верующих или 0,3% в 1992 году до примерно восьмидесяти тысяч или 1,3% в 2021 году. [1]

Протестантизм в Болгарии представлен двумя разными течениями: более старыми деноминациями, возникшими в стране в 20 веке, наиболее стабильными из которых являются методизм , конгрегационализм и баптистское христианство , и более новыми деноминациями, включая пятидесятничество и небольшие независимые церкви, а также реставрационизм , который включает мормонизм , Свидетелей Иеговы и унификационизм . [17] Половина протестантов в Болгарии – славянские болгары , а другая половина – цыганские болгары . [1]

Ислам [ править ]

Мечеть Ахмет-бея в Разграде .

Ислам — вторая по величине религия в Болгарии, ее исповедуют 9,8% населения, или около шестисот тысяч человек, по данным переписи 2021 года. [1] Болгарская мусульманская община этнически разнообразна и включает в себя болгар-мусульман или помаков , а также турецких , цыганских и татарских мусульман. [16] Эти этнические группы также разделены по различным исламским течениям, которым они следуют: большинство из них придерживаются суннизма , тогда как меньшинство придерживается шиизма . [16] Болгарские шииты также известны в стране как Алиани или Казилбаш , что означает «красные головы» и относится к их отличительным традиционным красным головным уборам с двенадцатью полосами, символизирующими имамов двунадесятников Двенадцать , крупнейшей формы шиизма. [16] Большая часть казылбашей обитает в северо-восточной части Болгарии; их религия распространилась на территорию между 15 и 17 веками вместе с суфийскими орденами. [16] Казылбаши . исторически считались суннитами неортодоксальными или еретиками, и поэтому они часто скрывали свою религиозную идентичность [16]

Люди других религий, не аффилированные и не идентифицированные ни религиозно, ни нерелигиозно [ править ]

Ашкеназская синагога в Варне.

По данным переписи 2021 года, проживали меньшинства религиозных евреев (1736) и представителей других религий (6451). внутри страны [1] При этом около 1 млн болгар, или 15,9% населения, не заявили о своей религиозной принадлежности; из них 305 102, или 4,7%, заявили, что вообще не исповедуют никакой религии , 472 606, или 7,2% ответили, что они могут/не хотят определить религиозную принадлежность, которая не обязательно подразумевает атеизм . [1] Еще 9,5%, или 616 681 человек, предпочли не отвечать на вопрос переписи населения о религии. [1] С 1990-х годов болгарское общество стало свидетелем распространения восточных религий и новых религиозных движений , включая кришнаизм , школы йоги и веру бахаи . [23]

Своеобразным новым религиозным движением, которое является коренным для самой Болгарии и пережило сильное возрождение с 1990-х годов, является дуновизм , также известный под собирательным названием «Всеобщее Белое Братство», основанное в начале 20-го века Петром Дыновым . [23] Это нео-теософская религия, доктрина которой сочетает в себе идеи восточных религий, богомилизма и более широкого гностицизма , учение о том, что Бог — это мистическая интуиция, которая находится в связи братской любви между всеми душами и условием духовного развития всех людей. . [23] Переплетаясь с эсперанто- движением, энвайронментализмом и вегетарианством , он распространился по всему миру за пределы Болгарии, в Европу , Южную Америку , Северную Америку и Японию , в первую очередь благодаря болгарским эмигрантам. [23] Доктрина движения также утверждает, что славянам вообще надлежит выполнять особую историческую миссию в мире. [23]

Славянское родноверие (часто с тенгризма тюрко-монгольскими элементами ), кельтский друидизм и фракийский эллинизм неоязыческие движения, присутствующие в Болгарии. [18] По состоянию на 2013 год количество и влияние славянских родноверов были невелики. [24] В течение 1990-х и 2000-х годов в Болгарии было создано несколько групп Родноверов, в том числе Альянс Дуло и Болгарская Орда 1938 года. [25] Некоторые булгарские родноверы идентифицируют себя как потомки тюрко- булгар и поэтому склоняются к среднеазиатскому шаманскому типу родноверов, находящемуся под влиянием древней тюрко-монгольской религии тенгризма; эти родноверы представлены Движением воинов Тангры ( болг . Движение «Воини на Тангра» ). [25] Группы Родноверов в Болгарии характеризуются как имеющие сильную политическую ориентацию, крайне националистические, антизападные и антисемитские. [26] Личности и группы Родноверов сыграли заметную роль в создании крайне правой организации Онгал в 2002 году. [27]

Ссылки [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Официальные данные переписи населения, предоставленные Национальным статистическим институтом Болгарии :
    • «Религиозная демография в переписях 1887, 1905, 1926, 1946, 1992, 2001 и 2011 годов» . Архивировано из оригинала 18 июня 2022 года.
    • «Перепись 2001 года: население по районам и религиозным группам» . Архивировано из оригинала 23 февраля 2017 года.
    • «Перепись 2011 года: Население по месту жительства, возрасту и вероисповеданию» [Перепись 2011 года: Население по месту жительства, возрасту и вероисповеданию]. Архивировано из оригинала 3 марта 2018 года.
    • «Перепись 2021 года: Этнокультурная характеристика населения» [Перепись 2021 года: Этнокультурная характеристика населения] (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 24 ноября 2022 года.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Селигман 2014 , с. 83.
  3. ^ Генов и Калкаджиева 2007 , с. 271; Селигман 2014 , с. 83.
  4. ^ Генов и Калкаджиева 2007 , с. 268; Годси 2009 , с. 93.
  5. ^ Дьянков 2014 , с. 145.
  6. ^ «Конституция Болгарии» . Национальное собрание Республики Болгария . Архивировано из оригинала 16 ноября 2022 года.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Генов и Калкаджиева 2007 , с. 258.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Николова 2019 , с. 194.
  9. ^ Генов и Калкаджиева 2007 , с. 259 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Генов и Калкаджиева 2007 , с. 260 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Генов и Калкаджиева 2007 , с. 261 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Генов и Калкаджиева 2007 , с. 263 .
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Генов и Калкаджиева 2007 , с. 265 .
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Генов и Калкаджиева 2007 , с. 266 .
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Генов и Калкаджиева 2007 , с. 268 .
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Генов и Калкаджиева 2007 , с. 271 .
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Genov & Kalkandjieva 2007 , pp. 272–273.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дулов 2013 , стр. 195–212.
  19. ^ Николова 2019 , с. 193–194, 197–200.
  20. ^ Николова 2019 , с. 201–202.
  21. Веб-сайт Freedom House, получено 8 августа 2023 г.
  22. ^ Генов и Калкаджиева 2007 , с. 272 .
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Генов и Калкаджиева 2007 , с. 273 .
  24. ^ Дулов 2013 , с. 204.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дулов 2013 , стр. 206–207.
  26. ^ Дулов 2013 , с. 206.
  27. ^ Дулов 2013 , стр. 207–208.

Источники [ править ]

  • Дьянков, Симеон (2014). Великое возрождение: уроки победы капитализма над коммунизмом . Издательство Колумбийского университета. ISBN  9780881326987 .
  • Дулов, Владимир (2013). «Болгарское общество и разнообразие языческих и неоязыческих тем». В Айтамурто — Каарина; Симпсон, Скотт (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Дарем: Проницательность. стр. 195–212. ISBN  9781844656622 .
  • Генов, Румен; Калкаджиева, Даниэла (2007). «Религия и безверие в Болгарии: насколько религиозны болгары?». В Карвальо, Жоаким (ред.). Религия и власть в Европе: конфликт и конвергенция . Плюс издательское дело. стр. 257–278. ISBN  9788884924643 .
  • Джордано, Кристиан ; Костова, Добринка; Ломанн-Минка, Эвелин (2000). Болгария: Социальные и культурные ландшафты . Университетское издательство. ISBN  9783727813269 .
  • Годси, Кристен (2009). Жизнь мусульман в Восточной Европе: гендер, этническая принадлежность и трансформация ислама в постсоциалистической Болгарии . Издательство Принстонского университета. ISBN  9781400831357 .
  • Николова, Антоанета (2019). Помещения для проникновения восточной мысли в Болгарию (PDF) . 4-я Международная электронная конференция по исследованиям в области гуманитарных и социальных наук. Белград, Сербия: Центр открытого доступа к науке. стр. 193–204. ISBN  9788681294031 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 июня 2022 года.
  • Селигман, Адам Б. (2014). Религиозное образование и проблема плюрализма . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199359486 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dfd5cd1092ea156f7d71ba252248f43d__1710904440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/df/3d/dfd5cd1092ea156f7d71ba252248f43d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religion in Bulgaria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)