Религия в Болгарии
В религии Болгарии доминирует христианство с момента его принятия в качестве государственной религии в 864 году. Доминирующей формой религии является восточное православие в составе Болгарской православной церкви . Во время османского правления на Балканах . ислам распространился на территории Болгарии, и сегодня он остается значительным меньшинством Католическая церковь имеет корни в стране со времен средневековья , а протестантизм пришел в 19 веке; оба они остаются очень небольшими меньшинствами. Сегодня значительная часть болгар нерелигиозны или верующие, не отождествляющие себя с какой-либо конкретной религией , а Болгария была колыбелью некоторых новых религий , в частности нео-теософского движения дуновизма .
С начала 21 века наблюдается упадок обеих исторических религий Болгарии - восточного православия и ислама. Православное христианство сократилось с 7,3 млн или 87% населения по переписи 1992 года до 4,4 млн или 60% в 2011 году и 4,1 млн или 63% в 2021 году, а ислам – с 1,1 млн или 13% в 1992 году до 0,6 млн или 10%. в 2021 году. [1] За тот же период протестантизм и другие невосточные православные и некатолические христианства выросли с примерно двадцати тысяч или 0,3% населения в 1992 году до примерно восьмидесяти тысяч или 1,3% в 2021 году, в то время как неаффилированные люди, в том числе нерелигиозные люди а количество людей, которые имеют какие-либо убеждения, но не идентифицируются с какой-либо конкретной религией, выросло с 0,3 млн или 4% в 2001 году до 1 млн или 16% в 2021 году. [1] До переписи 1992 года болгары были обязаны декларировать историческую религиозную принадлежность своих родителей и/или предков, а с 2001 года людям было разрешено заявлять о личной принадлежности или непринадлежности к какой-либо религии. [2] Более того, начиная с переписи 2011 года, болгарам разрешили уклоняться от ответа на вопрос о религии; Не ответили 22% населения в 2011 году и 9,5% в 2021 году. [1]
После распада социалистической и однопартийной Народной Республики Болгарии (1946–1990) и перехода страны к парламентской республике возрождение ислама было сильнее, чем возрождение восточно-православного христианства. [3] а Болгарская православная церковь стала свидетелем серьезного сокращения своего членства с 2001 года. [2] Авторитет Болгарской Православной Церкви был подорван с 1990-х годов из-за ее сотрудничества с бывшим социалистическим режимом. [4] что было полностью раскрыто с открытием в 2012 году секретных государственных архивов, согласно которым восемьдесят процентов духовенства были бывшими сотрудниками тайной полиции. [5] Статьи 13 Конституции Болгарии определяют восточное православие как традиционную религию страны, но гарантируют свободное исповедание любой религии, отделение религии от государства и недопустимость ее использования в политических целях; Статья 37 утверждает, что свобода выбора различных религиозных или нерелигиозных взглядов неприкосновенна, и государство охраняет гармонию между ними. [6] В отличие от бывшей Югославии 1990-х годов, в Болгарии не было серьезных этнических или религиозных распрей, а религиозные общины страны мирно сосуществуют. На самом деле столица София известна своей так называемой «Площадью религиозной толерантности», где церковь Святой Недели , собор Святого Иосифа , мечеть Баня Баши и Софийская синагога. в непосредственной близости друг от друга расположены самый центр города.
Демография [ править ]
Статистика переписи населения гг 1887–2021 .
Религия | 1887 | 1905 | 1926 | 1946 | 1992 | 2001 | 2011 | 2021 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | |
христианство | 2,450,073 | 77.7 | 3,392,140 | 84.1 | 4,641,257 | 84.7 | 5,967,992+ | 84.9+ | 7,350,016 | 86.6 | 6,638,870 | 83.7 | 4,487,554 | 60.9 | 4,219,270 | 64.7 |
— Болгарский православный | 2,424,371 | 76.9 | 3,344,790 | 82.9 | 4,568,773 | 83.4 | 5,967,992 | 84.9 | 7,274,479 | 85.7 | 6,552,751 | 82.6 | 4,374,135 | 59.4 | 4,091,780 | 62.7 |
— протестант | 1,358 | 0.04 | 5,644 | 0.1 | 6,735 | 0.1 | – | – | 22,067 | 0,3 | 42,308 | 0.5 | 64,476 | 0.9 | 69,852 | 1.1 |
— Римско-католический | 18,505 | 0.6 | 29,084 | 0.7 | 40,347 | 0.7 | – | – | 53,470 | 0.6 | 43,811 | 0.6 | 48,945 | 0.7 | 38,709 | 0.6 |
— Армянский Апостольский | 5,839 | 0.2 | 12,622 | 0.3 | 25,402 | 0.5 | – | – | 9,672 | 0.1 | 6,500 | 0.1 | 1,715 | 0.02 | 5,002 | 0.1 |
—Другие христиане * | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | 13,927 | 0.2 |
ислам | 676,215 | 21.4 | 603,867 | 15.0 | 789,269 | 14.4 | 938,418 | 13.3 | 1,111,838 | 13.1 | 966,978 | 12.2 | 577,139 | 7.8 | 638,708 | 9.8 |
иудаизм | 24,352 | 0.8 | 37,656 | 0.9 | 46,431 | 0.8 | 43,335 | 0.6 | 2,580 | 0.03 | 653 | 0.01 | 706 | 0.01 | 1,736 | 0.03 |
Другие религии* | – | – | – | – | – | – | – | – | 9,302 | 0.1 | 14,284 | 0.2 | 9,023 | 0.1 | 6,451 | 0.1 |
Неаффилированный** | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | 308.116 | 3.9 | 682,162 | 9.3 | 1,036,943 | 15.9 |
Не ответил*** | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | 1,606,269 | 21.8 | 616,681 | 9.5 |
Общая численность населения | 3,154,375 | 4,035,575 | 5,478,741 | 7,029,349 | 8,487,317 | 7,928,901 | 7,364,570 | 6,519,789 | ||||||||
* Категория «другие христиане» выделена из категории «другие религии» после переписи 2021 года. [1] ** В категорию «неаффилированные» входят те, кто после переписи 2001 года ответил либо «нет религии», либо «не мог/не хотел бы определить» свою религию. [1] *** Со времени переписи 2011 года болгарам разрешили уклоняться от ответа на вопрос о религии. [1] |
Линейный график тенденций, гг . 1887–2021
Статистика переписи населения 1887–2021 гг.: [1]
Графики недоступны по техническим причинам. Дополнительную информацию можно найти на Phabricator и на MediaWiki.org . |
Религия по провинциям [ править ]
Религия | христианство | ислам | Другие религии | Неаффилированный | Без ответа | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | |
Благоевград | 196,841 | 67.4 | 52,958 | 18.1 | 173 | 0.1 | 21,736 | 7.4 | 20,519 | 7.0 |
Бургас | 233,008 | 61.3 | 46,320 | 12.2 | 350 | 0.1 | 66,257 | 17.4 | 34,351 | 9.0 |
Добрич | 96,386 | 64.2 | 26,207 | 17.5 | 124 | 0.1 | 15,625 | 10.4 | 11,804 | 7.9 |
Габрово | 76,802 | 78.1 | 4,543 | 4.6 | 53 | 0.05 | 15,243 | 15.5 | 1,746 | 1.8 |
Хасково | 134,343 | 63.5 | 27,914 | 13.2 | 117 | 0.1 | 29,028 | 13.7 | 20,163 | 9.5 |
Кырджали | 19,872 | 14.1 | 88,705 | 62.8 | 45 | 0.03 | 18,862 | 13.4 | 13,693 | 9.7 |
Кюстендил | 96,474 | 86.3 | 107 | 0.1 | 64 | 0.1 | 12,315 | 11.0 | 2,776 | 2.5 |
Охота | 82,468 | 70.9 | 3,009 | 2.6 | 56 | 0.05 | 28,225 | 24.2 | 2,636 | 2.3 |
Монтана | 88,497 | 73.8 | 83 | 0.1 | 39 | 0.03 | 22,992 | 19.2 | 8,339 | 7.0 |
Пазарджик | 149,934 | 65.2 | 29,357 | 12.8 | 116 | 0.1 | 26,505 | 11.5 | 23,902 | 10.4 |
безделушки | 97,117 | 85.1 | 165 | 0.1 | 80 | 0.1 | 14,800 | 13.0 | 2,000 | 1.8 |
Плевен | 165,004 | 73.0 | 5,281 | 2.3 | 104 | 0.05 | 40,804 | 18.0 | 14,927 | 6.6 |
Пловдив | 439,779 | 69.3 | 39,851 | 6.3 | 678 | 0.1 | 95,900 | 15.1 | 58,289 | 9.2 |
Разград | 34,548 | 33.5 | 53,121 | 51.5 | 35 | 0.03 | 8,862 | 8.6 | 6,657 | 6.4 |
Русе | 130,955 | 67.7 | 25,514 | 13.2 | 171 | 0.1 | 24,187 | 12.5 | 12,656 | 6.5 |
количество | 72,792 | 48.1 | 47,752 | 31.5 | 82 | 0.1 | 18,550 | 12.2 | 12,289 | 8.1 |
Силистра | 45,638 | 46.7 | 35,767 | 36.6 | 17 | 0.02 | 9,965 | 10.2 | 6,383 | 6.5 |
Оживить | 103,380 | 59.9 | 11,341 | 6.6 | 100 | 0.1 | 37,453 | 21.7 | 20,416 | 11.8 |
Смолян | 23,079 | 24.0 | 39,217 | 40.7 | 68 | 0.1 | 33,115 | 34.4 | 805 | 0.8 |
София | 177,956 | 76.7 | 360 | 0.2 | 117 | 0.1 | 34,896 | 15.0 | 18,660 | 8.0 |
София Сити | 825,290 | 64.8 | 9,828 | 0.8 | 4,388 | 0.3 | 218,188 | 17.1 | 216,596 | 17.0 |
Стара Загора | 203,134 | 68.5 | 11,899 | 4.0 | 228 | 0.1 | 53,158 | 17.9 | 28,088 | 9.5 |
Тырговиште | 39,836 | 40.6 | 39,481 | 40.2 | 40 | 0.04 | 11,052 | 11.7 | 7,735 | 7.9 |
Варна | 290,407 | 67.2 | 25,738 | 6.0 | 639 | 0.1 | 75,012 | 17.4 | 40,402 | 9.3 |
Велико Тырново | 149,662 | 72.2 | 12,525 | 6.0 | 190 | 0.1 | 30,802 | 14.9 | 14,192 | 6.8 |
Видимый | 64,086 | 85.0 | 51 | 0.1 | 26 | 0.03 | 9,606 | 12.7 | 1,639 | 2.2 |
Враца | 107,264 | 70.2 | 715 | 0.5 | 37 | 0.02 | 41,991 | 27.5 | 2,806 | 1.8 |
Ямбол | 74,718 | 68.1 | 899 | 0.8 | 50 | 0.05 | 21,814 | 19.9 | 12,212 | 11.1 |
* – Соответствующим цветом каждого столбца выделена область, где религиозные или нерелигиозные взгляды в этом столбце имеют относительно высокий процент. – Зеленовато-желтым цветом выделены религии, которые имеют относительное или абсолютное процентное большинство в каждой провинции. |
Религия по этнической принадлежности [ править ]
Религия | Славянские болгары | турецкие болгары | Цыганские болгары | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Число | % | Число | % | Число | % | |
Болгарское православие | 3,980,131 | 77.8 | 4,435 | 0.9 | 75,745 | 28.4 |
протестантизм | 34,152 | 0.7 | – | – | 32,325 | 12.1 |
Римский католицизм | 33,749 | 0.7 | – | – | – | – |
ислам | 107,777 | 2.1 | 447,893 | 88.1 | 45,817 | 17.2 |
Неаффилированный | 436,652 | 8.5 | 28,817 | 5.7 | 78,749 | 29.5 |
Не ответил | 526,033 | 10.3 | 27,233 | 5.4 | 34,084 | 12.8 |
Общая численность населения | 5,118,494 | 508,378 | 266,720 |
История [ править ]
и христианская Болгарские империи века — Языческая . VII– XIV
Болгарская нация возникла в раннем средневековье (7–10 века н.э.) как смесь этнических элементов различного происхождения: южных славян , населявших Балканы с 5 века; дославянское коренное население, фракийцы , которые были эллинизированы и романизированы во время предыдущего иностранного господства; и булгары , тюркское население, мигрировавшее из Средней Азии в регион Дуная и основавшее Первую Болгарскую империю (681–1018). [7] Булгарские тенгрианство ханы славянское доминировали над этим разнородным населением, компоненты которого первоначально сосуществовали как отдельные общины со своими религиозными системами и традициями ( язычество у славян, фракийское язычество у фракийцев и у булгар). [7] Христианство было принято — в его византийской православной форме, тогда ещё являвшейся частью римского католицизма , из соседней Византийской империи — в качестве идеологического и этнического гомогенизатора около 864 года ханом Борисом -Михаилом ; Христианизация Болгарии была в значительной степени политическим приемом, который предоставил болгарским ханам такой же статус, как и другим европейским монархам, но она также встретила значительное сопротивление, особенно со стороны аристократии и даже со стороны сына Бориса-Михаила и наследника престола Владимира-Расате. , который пытался подавить христианство и вернуться к язычеству, поскольку видел в первом орудие политического ига со стороны Византии. [7]
В 870 году христианские иерархи Болгарии приняли участие в Четвертом Константинопольском соборе , и собор предоставил Болгарской Православной Церкви статус автономного архиепископства при Константинопольском Патриархате , от которого она получила своих первых предстоятелей, духовенство и богословские книги. [7] В 919 году болгарский хан Симеон принял новый титул « царь болгар и римлян» ( царь был адаптированной формой латинского титула «цезарь» ; это изменение отражало идеальное приобретение римской имперской традиции) и усилил Болгарскую Православную Церковь. к статусу автокефального патриархата , независимого от Константинопольского патриархата. [7] За шестнадцать лет до этого, в 893 году, церковный собор постановил перейти на старославянский (староболгарский) язык в качестве богослужебного языка, а тем временем была разработана кириллица для написания славянского языка; такие изменения защитили болгар от эллинизации и в конечном итоге имели бы фундаментальное значение для дальнейшей истории части славянских народов . [7] В 927 году автокефалия Болгарской Православной Церкви была признана Константинопольским Патриархатом. [7]
Возникающая Болгарская православная церковь сохранила многие элементы дохристианского язычества. [7] Более того, с X века болгарское христианство глубоко характеризовалось гностическим учением богомильства , развитым в самой Болгарии священником Богомилом , а также аскетическим учением исихазма . [8] и исихазм были высокодуховными, мистическими и медитативными доктринами и практиками, отдававшими предпочтение внутреннему (эзотерическому) пути к Богу монашества . вокруг И богомильство , организованными и распространился на Болгарию в основном как реакция на первое. [8]
14–19 века Болгария - Османская
В 1396 году распадающиеся властители Второй Болгарской империи (1185–1396) были завоеваны Османской империей , турецкой империей, официальной религией которой был ислам , в частности суннизм . [9] В Османской Болгарии (1396–1878 гг.), Как и в других частях Османской империи, население классифицировалось по системе проса (примерно «религиозной нации») по религии, а не по этнической принадлежности, и поэтому болгарские православные христиане были сгруппированы вместе с православными христианами другие этнические группы так называемого Ром-Милле («Римская нация»), все они находятся под юрисдикцией Константинопольского Патриархата - поэтому Болгарская Православная Церковь потеряла свою автокефалию. [10]
Когда османские мусульмане завоевали Болгарию, они сначала стремились подавить христианство, разрушив многие церкви и монастыри и превратив другие в мечети . [10] Многие болгарские православные священники либо погибли, либо бежали в другие страны, а болгарское православное население подвергалось особым налогам и повинностям (статус зимми ), но не было принуждено принять ислам. [10] Насильственное обращение болгарских православных христиан в ислам носило спорадический характер (иногда тех, кто отказывался принять ислам, казнили, а затем канонизировали в качестве новомучеников Болгарской православной церкви), тогда как были случаи стихийного массового и индивидуального обращения в веру новых правителей. религия. [10] Гностицизм не был признан новым правилом, так что большинство богомилов обратились в ислам, а большинство павликиан стали католиками ( банатскими болгарами ). [10]
На протяжении веков османского исламского правления болгарские православные монастыри играли значительную роль в продолжении традиций славянского богослужения и болгарской литературы и, следовательно, в сохранении этнонационального характера славянских болгар, связанного с православным христианством. [10] Необходимость выжить под османским господством усилила консерватизм Болгарской православной церкви и изолировала ее от внешних влияний, так что она осталась нетронутой идеями протестантизма , когда протестантская Реформация распространялась по континентальной Европе. [10] Однако в то же время эта ситуация способствовала тенденции к секуляризации и конформизму по отношению к государству, в результате чего православное духовенство потеряло духовный и моральный авторитет для многих болгар. [10]
С приходом к власти греческой аристократии -фанариотов в Константинополе в поздней Османской империи Константинопольский патриархат стал инструментом грецизации всех православных христиан в империи. [10] Болгары решительно выступали против такой тенденции: отец Паисий Хилендарский (1722–1773), уроженец болгарина из юго-западного города Банско , написал « Славяно-болгарскую историю» на современном болгарском языке как ответ на пропагандируемый «монашеский национализм». Афоном в Греции и призывом к болгарскому национальному пробуждению и свободе от ига греческого языка и культуры. [11] В предшествующем 17 веке болгарские католики в западных частях Болгарии выразили поддержку Священной лиге европейских христианских государств 1684 года против Османской империи, используя как дипломатические связи, так и вооруженную борьбу; Католические восстания были подавлены османскими властями. [11]
С начала 19 века Болгарская Православная Церковь на протяжении десятилетий шла борьбу за восстановление автокефалии Константинопольского Патриархата; в 1860 г. власть Константинополя была открыто отвергнута, а назначенные Константинополем греческие епископы были изгнаны из церкви. [11] В том же году под влиянием французской католической пропаганды бывший православный священник по имени Иосиф Сокольский был перерукоположен в католический священник Папой Пием IX и основал Болгарскую униатскую церковь восточного обряда в общении с Римско-католической церковью; эксперимент продлился недолго: вскоре Сокольского похитили и увезли в Россию, а его небольшая община распалась. [11] В 1870 году османский султан Мехмед VI официально учредил Болгарский православный экзархат, а Константинопольский патриархат объявил его раскольническим и этнонационалистической ересью. [11] вновь стала независимым государством, было настолько переплетено с Болгарской Православной Церковью, что тогдашний великотырновский митрополит Климент ( В конце XIX века правительство Болгарии, которая в 1878 году 1841–1901) возглавил два правительства, хотя и недолговечны. [12]
— социализм, Вторая мировая война коммунизм и 20 век
С начала 20 века в Болгарии распространились секуляристские и светские идеи, и освобожденное болгарское государство начало игнорировать, а иногда и ограничивать автономию и образовательные функции Болгарской Православной Церкви. [12] Роль церкви в обществе начала подвергаться сомнению со стороны зарождающейся интеллигенции, особенно мыслителей -социалистов , большинство из которых были учителями, государственными служащими или служащими. [12] Между социалистами и священнослужителями были интеллектуальные раздоры, и первые предлагали ввести в школах уроки социализма вместо религиозного преподавания. [12] Один из первых марксистов , Димитар Благоев (1856–1924), признавая важную роль, которую церковь играла в прошлой болгарской истории, напал на нее, потому что, по его мнению, в современности она стала «инструментом буржуазии» и сеть «политических клубов» последнего. [12]
В конце Второй мировой войны , в 1943 году, правительство Болгарии подписало соглашение с национал-социалистической Германией и приступило к осуществлению « окончательного решения» против болгарских евреев — их депортации в лагеря смерти. [13] Священный синод Болгарской православной церкви уточнил, что церковь не разделяет расистскую идеологию, и призвал к гуманному обращению с евреями. [13]
9 сентября 1944 года в результате государственного переворота к власти пришел Отечественный фронт — коалиция коммунистов , аграриев и других политических партий. [13] В течение следующих четырех лет коммунисты, спонсируемые Советским Союзом , свергли и запретили все оппозиционные партии, взяли полную власть и предприняли преобразование общества по сталинской модели. [13] Якобы Болгарской Православной Церкви был предоставлен первостепенный статус, и в 1945 году под давлением Москвы и одновременно с созданием Народной Республики Болгария (1945–1990 годы) Константинопольский Патриархат признал автокефалию Церкви, а митрополит Софии Экзархом был избран Стефан I (1878–1957), который, однако, через три года был низложен и сослан за неблагожелательное отношение к экуменизму и советской власти. [13] В 1950 году Священный Синод церкви принял новую конституцию, которая превратила церковь из константинопольского экзархата в собственный патриархат; Кирилл (1901–1971) был избран первым Патриархом полностью восстановленной автокефальной церкви, которой он оставался до своей смерти в 1971 году, когда Максим (1914–2012). его преемником был избран [13]
В то же время в период полного внедрения сталинизма религиозность была фактически ограничена, а Болгарская православная церковь стала инструментом интересов коммунистов во внутренней и внешней политике. [13] После создания коммунистической республики ряд православных священников были арестованы и преданы суду «народными судами»; некоторые из них были приговорены к пожизненному заключению или к смерти. [13] Также некоторые католические священники и протестантские пасторы были обвинены в шпионаже в пользу иностранных держав и других политических преступлениях. [13] С 1945 года государством признавался только гражданский брак, в вооруженных силах была запрещена религиозная деятельность, а также молитвы и занятия религией в школах, а также были сняты все ограничения на атеизм и свободомыслие. [14] Конституция Георгия Димитрова 1947 года, последовавшая за сталинской Конституцией Советского Союза 1936 года, провозгласила свободу религии и вероисповедания, а также отделение религии от государства; Конституция Тодора Живкова 1971 года провозгласила свободу как религиозных обрядов, так и антирелигиозной деятельности, а принципы обеих конституций были подкреплены Законом 1949 года о религиозных конфессиях. [14] Закон вежливо провозглашал атеизм доминирующим взглядом, поддерживаемым государством. [14]
В целом коммунистическая Болгария, взяв за образец Советский Союз, никогда не подражала большевистским крайним методам полного запрета религии и разрушения культовых сооружений. [14] Георгий Димитров, который был коммунистическим лидером с 1946 по 1949 год и родился в протестантской семье, в речи 1946 года по случаю тысячелетия Иоанна Рильского , покровителя Болгарии, похвалил Православную Церковь за ее историческую роль и за сохранение национальной самобытности и культуры. [14] Ислам и тюркизированное меньшинство населения, которое его исповедовало, подвергались худшему обращению, чем христианство при коммунизме; имущество исламских благотворительных организаций ( вакуфов В 1970-е и 1980-е годы были закрыты мечети и ограничена исламская религиозная практика, конфисковано ), исламские имамы подвергались преследованиям, традиционные исламские имена были запрещены и принудительно изменены на болгарские, а также были наложены строгие ограничения на турецкие имена. языке, так что многие болгарские мусульмане уехали из страны в Турцию . [15]
Болгария — современная 1990–21 век
После окончания коммунистического правления в Болгарии в 1990 году Болгарская Православная Церковь получила возможность выйти из духовного и институционального застоя. [15] Однако, уже ослабленная, она испытывала серьезные проблемы как внутри себя, так и во взаимоотношениях с обществом: ее церковная иерархия не обновлялась после коммунизма и поэтому рассматривалась как продолжение коммунистической бюрократии, а внутри общества разгорались жаркие споры о ее причастности с прежним режимом; более того, в 1992 году часть духовенства заявила, что избрание Патриарха Максима недействительно, поскольку фактически он был поставлен коммунистами. [15] Таким образом, духовенство разделилось на две фракции: Священный Синод во главе с Максимом и еще один синод во главе с Пименом Неврокопским, который в 1996 году был избран раскольническим собором в качестве конкурирующего Патриарха. [15]
Ислам восстановился лучше, чем Болгарская Православная Церковь после коммунистического периода, потому что более жестокие преследования, которым подвергались мусульмане, в конечном итоге укрепили их веру, так что в современной Болгарии деятельность мусульман стала более заметной и выраженной, политически активной, а исламские организации стали умноженный. [16] Репатриация тех болгарских мусульман, которые бежали из коммунистической Болгарии в Турцию, также активизировала мусульманское население. [16] Сегодня болгарские мусульмане этнически и религиозно разнообразны: в их состав входят болгары-мусульмане или помаки , турки , цыгане и татары , принадлежащие к суннизму (большинство) и шиизму (меньшинство с сильной суфийской традицией). [16]
Трансформация болгарского общества после падения коммунизма также привела к распространению восточных религий , различных новых религиозных движений , новейших конфессий протестантизма и реставрационизма . [17] Новым религиозным движением, присущим Болгарии, является дуновизм , форма нео-теософии , также известная как Вселенское Белое Братство, которое было основано в начале 20-го века духовным учителем Петром Дыновым (1864–1944) и претерпело большое возрождение в Болгарии. его родина и международное распространение с 1990-х годов. [16] В конце 20-го и начале 21-го века в Болгарии также появились неоязыческие религиозные движения, в том числе славянское родноверие (часто с элементами тюрко-монгольского тенгризма ), кельтский друидизм и фракийский эллинизм . [18] По мнению ученого Антоанеты Николовой, болгарское общество было особенно хорошо восприимчиво к распространению учений восточных религий из-за как традиционного мистического и эзотерического характера болгарского православия, так и влияния дуновизма, последний из которых также напрямую включал в себя восточные элементы. . [19] Кроме того, в коммунистический период дочь лидера Тодора Живкова, Людмила Живкова (1942-1981), проявила сильный интерес к восточному учению и русскому рерихизму - который сам, как и дуновизм, является нео-теософским движением, включающим восточные элементы. и популяризировал их в Болгарии. [20]
Свобода религии в 2020-е годы [ править ]
В 2023 году страна получила 3 балла из 4 по свободе вероисповедания; [21] некоторые местные власти запретили прозелитизм со стороны групп меньшинств.
Религии и жизненные позиции [ править ]
Христианство [ править ]
Согласно официальной переписи населения 2021 года, христианство было доминирующей религией Болгарии, которой придерживались 64,7% населения. [1] Почти все христиане в Болгарии являются православными , включенными в состав Болгарской православной церкви , к которой в 2021 году принадлежали 62,7% населения. [1] Восточное православие объявлено в конституции страны «традиционной религией» Болгарии. [22] В Болгарии есть также католики , протестанты и небольшая община армян , последователей Армянской Апостольской церкви . [1]
Однако с начала 1990-х годов христианство находится в упадке: число болгарских христиан сократилось как в абсолютном количестве, так и в процентном отношении с примерно 7,3 миллиона, или 86,6% населения по переписи 1992 года, до 4,2 миллиона, или вышеупомянутые 64,7% - в 2021 году; Наибольший спад пришелся на Болгарскую православную церковь (с 7,2 миллиона или 85,7% в 1992 году до 4,1 миллиона или вышеупомянутых 62,7% в 2021 году). [1] Число армянских апостолов также уменьшилось; в 1920-е годы их было несколько десятков тысяч, а сегодня около пяти тысяч. [1] С другой стороны, за тот же период число верующих других небольших христианских конфессий, присутствующих в стране, было стабильным или умеренно увеличивалось: католики оставались от сорока до пятидесяти тысяч, или 0,6% населения, в то время как протестанты и другие нерелигиозные конфессии оставались неизменными. - Число католиков и неправославных христиан выросло с двадцати тысяч верующих или 0,3% в 1992 году до примерно восьмидесяти тысяч или 1,3% в 2021 году. [1]
Протестантизм в Болгарии представлен двумя разными течениями: более старыми деноминациями, возникшими в стране в 20 веке, наиболее стабильными из которых являются методизм , конгрегационализм и баптистское христианство , и более новыми деноминациями, включая пятидесятничество и небольшие независимые церкви, а также реставрационизм , который включает мормонизм , Свидетелей Иеговы и унификационизм . [17] Половина протестантов в Болгарии – славянские болгары , а другая половина – цыганские болгары . [1]
Ислам [ править ]
Ислам — вторая по величине религия в Болгарии, ее исповедуют 9,8% населения, или около шестисот тысяч человек, по данным переписи 2021 года. [1] Болгарская мусульманская община этнически разнообразна и включает в себя болгар-мусульман или помаков , а также турецких , цыганских и татарских мусульман. [16] Эти этнические группы также разделены по различным исламским течениям, которым они следуют: большинство из них придерживаются суннизма , тогда как меньшинство придерживается шиизма . [16] Болгарские шииты также известны в стране как Алиани или Казилбаш , что означает «красные головы» и относится к их отличительным традиционным красным головным уборам с двенадцатью полосами, символизирующими имамов двунадесятников Двенадцать , крупнейшей формы шиизма. [16] Большая часть казылбашей обитает в северо-восточной части Болгарии; их религия распространилась на территорию между 15 и 17 веками вместе с суфийскими орденами. [16] Казылбаши . исторически считались суннитами неортодоксальными или еретиками, и поэтому они часто скрывали свою религиозную идентичность [16]
Люди других религий, не аффилированные и не идентифицированные ни религиозно, ни нерелигиозно [ править ]
По данным переписи 2021 года, проживали меньшинства религиозных евреев (1736) и представителей других религий (6451). внутри страны [1] При этом около 1 млн болгар, или 15,9% населения, не заявили о своей религиозной принадлежности; из них 305 102, или 4,7%, заявили, что вообще не исповедуют никакой религии , 472 606, или 7,2% ответили, что они могут/не хотят определить религиозную принадлежность, которая не обязательно подразумевает атеизм . [1] Еще 9,5%, или 616 681 человек, предпочли не отвечать на вопрос переписи населения о религии. [1] С 1990-х годов болгарское общество стало свидетелем распространения восточных религий и новых религиозных движений , включая кришнаизм , школы йоги и веру бахаи . [23]
Своеобразным новым религиозным движением, которое является коренным для самой Болгарии и пережило сильное возрождение с 1990-х годов, является дуновизм , также известный под собирательным названием «Всеобщее Белое Братство», основанное в начале 20-го века Петром Дыновым . [23] Это нео-теософская религия, доктрина которой сочетает в себе идеи восточных религий, богомилизма и более широкого гностицизма , учение о том, что Бог — это мистическая интуиция, которая находится в связи братской любви между всеми душами и условием духовного развития всех людей. . [23] Переплетаясь с эсперанто- движением, энвайронментализмом и вегетарианством , он распространился по всему миру за пределы Болгарии, в Европу , Южную Америку , Северную Америку и Японию , в первую очередь благодаря болгарским эмигрантам. [23] Доктрина движения также утверждает, что славянам вообще надлежит выполнять особую историческую миссию в мире. [23]
Славянское родноверие (часто с тенгризма тюрко-монгольскими элементами ), кельтский друидизм и фракийский эллинизм — неоязыческие движения, присутствующие в Болгарии. [18] По состоянию на 2013 год количество и влияние славянских родноверов были невелики. [24] В течение 1990-х и 2000-х годов в Болгарии было создано несколько групп Родноверов, в том числе Альянс Дуло и Болгарская Орда 1938 года. [25] Некоторые булгарские родноверы идентифицируют себя как потомки тюрко- булгар и поэтому склоняются к среднеазиатскому шаманскому типу родноверов, находящемуся под влиянием древней тюрко-монгольской религии тенгризма; эти родноверы представлены Движением воинов Тангры ( болг . Движение «Воини на Тангра» ). [25] Группы Родноверов в Болгарии характеризуются как имеющие сильную политическую ориентацию, крайне националистические, антизападные и антисемитские. [26] Личности и группы Родноверов сыграли заметную роль в создании крайне правой организации Онгал в 2002 году. [27]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Официальные данные переписи населения, предоставленные Национальным статистическим институтом Болгарии :
- «Религиозная демография в переписях 1887, 1905, 1926, 1946, 1992, 2001 и 2011 годов» . Архивировано из оригинала 18 июня 2022 года.
- «Перепись 2001 года: население по районам и религиозным группам» . Архивировано из оригинала 23 февраля 2017 года.
- «Перепись 2011 года: Население по месту жительства, возрасту и вероисповеданию» [Перепись 2011 года: Население по месту жительства, возрасту и вероисповеданию]. Архивировано из оригинала 3 марта 2018 года.
- «Перепись 2021 года: Этнокультурная характеристика населения» [Перепись 2021 года: Этнокультурная характеристика населения] (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 24 ноября 2022 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Селигман 2014 , с. 83.
- ^ Генов и Калкаджиева 2007 , с. 271; Селигман 2014 , с. 83.
- ^ Генов и Калкаджиева 2007 , с. 268; Годси 2009 , с. 93.
- ^ Дьянков 2014 , с. 145.
- ^ «Конституция Болгарии» . Национальное собрание Республики Болгария . Архивировано из оригинала 16 ноября 2022 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Генов и Калкаджиева 2007 , с. 258.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Николова 2019 , с. 194.
- ^ Генов и Калкаджиева 2007 , с. 259 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Генов и Калкаджиева 2007 , с. 260 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Генов и Калкаджиева 2007 , с. 261 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Генов и Калкаджиева 2007 , с. 263 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Генов и Калкаджиева 2007 , с. 265 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Генов и Калкаджиева 2007 , с. 266 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Генов и Калкаджиева 2007 , с. 268 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Генов и Калкаджиева 2007 , с. 271 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Genov & Kalkandjieva 2007 , pp. 272–273.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дулов 2013 , стр. 195–212.
- ^ Николова 2019 , с. 193–194, 197–200.
- ^ Николова 2019 , с. 201–202.
- ↑ Веб-сайт Freedom House, получено 8 августа 2023 г.
- ^ Генов и Калкаджиева 2007 , с. 272 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Генов и Калкаджиева 2007 , с. 273 .
- ^ Дулов 2013 , с. 204.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дулов 2013 , стр. 206–207.
- ^ Дулов 2013 , с. 206.
- ^ Дулов 2013 , стр. 207–208.
Источники [ править ]
- Дьянков, Симеон (2014). Великое возрождение: уроки победы капитализма над коммунизмом . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780881326987 .
- Дулов, Владимир (2013). «Болгарское общество и разнообразие языческих и неоязыческих тем». В Айтамурто — Каарина; Симпсон, Скотт (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Дарем: Проницательность. стр. 195–212. ISBN 9781844656622 .
- Генов, Румен; Калкаджиева, Даниэла (2007). «Религия и безверие в Болгарии: насколько религиозны болгары?». В Карвальо, Жоаким (ред.). Религия и власть в Европе: конфликт и конвергенция . Плюс издательское дело. стр. 257–278. ISBN 9788884924643 .
- Джордано, Кристиан ; Костова, Добринка; Ломанн-Минка, Эвелин (2000). Болгария: Социальные и культурные ландшафты . Университетское издательство. ISBN 9783727813269 .
- Годси, Кристен (2009). Жизнь мусульман в Восточной Европе: гендер, этническая принадлежность и трансформация ислама в постсоциалистической Болгарии . Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400831357 .
- Николова, Антоанета (2019). Помещения для проникновения восточной мысли в Болгарию (PDF) . 4-я Международная электронная конференция по исследованиям в области гуманитарных и социальных наук. Белград, Сербия: Центр открытого доступа к науке. стр. 193–204. ISBN 9788681294031 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 июня 2022 года.
- Селигман, Адам Б. (2014). Религиозное образование и проблема плюрализма . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199359486 .