Священная лига (1684 г.)
Священная лига 1684 года. Священная Лигуа ( лат .) | |
---|---|
1684–1699 | |
![]() Карта членов Священной лиги Члены Священной Лиги: | |
Статус | Военный союз |
Историческая эпоха | Великая турецкая война |
• Варшавский договор | 31 марта 1683 г. |
• Учредил | 5 марта 1684 г. |
26 апреля 1686 г. | |
26 января 1699 г. |
Священная лига (лат. Sacra Ligua) 1684 года — коалиция европейских стран, сформированная во время Великой турецкой войны . Рожденный в результате Варшавского договора, он был основан как средство предотвращения дальнейшей экспансии Османской империи в Европу. Эта консолидация значительной части европейской военной мощи привела к беспрецедентным военным успехам: большие территории ранее уступленных земель были возвращены в Морее , Далмации и Дунае в ходе так называемого «14-го крестового похода».
Образование Лиги было признано поворотным моментом в истории Османской империи. Неоднократно вынуждая Империю капитулировать, она сместила баланс сил в сторону от османов, что привело к уменьшению османского присутствия в Европе и последующему роспуску Лиги в 1699 году.
Предыстория и происхождение
[ редактировать ]Османский империализм
[ редактировать ]Османская империя аннексировала большую часть Восточной Европы под контролем великого визиря Мехмеда IV посредством многочисленных успешных завоеваний. После капитуляции Польши большей части Правобережной Украины в 1681 году Империя граничила с Польшей, Империей Габсбургов и Российским царством . [1] Они взяли на себя прямой контроль над всей Юго-Восточной Европой, а несколько свободных государств, таких как Валахия , Трансильвания и Молдавия, стали вассалами Империи. [2] Крит , Кипр и другие средиземноморские острова, имеющие стратегическое значение, также были захвачены у Венецианской республики . [3]
Кульминацией османских наступлений стало создание военного коридора из Константинополя через контролируемую Турцией Моравию и Белград к некогда бывшей габсбургской крепости Эрсекуйвар в королевской Венгрии . [4] [5] Следом за этим коридором произошел приток османской культуры , включая строительство новых школ, бань и мечетей , что Трежер назвал «проникновением мусульман» в Европу. [5] На венецианском острове Хиос османы запретили все римско-католические богослужения, превратив предыдущие католические церкви в мечети. Выдающиеся христианские деятели того времени, такие как Папа Иннокентий XI и монах Марко д'Авиано, видели в этих достижениях внешнюю угрозу христианству. [6]
Сепаратистские движения
[ редактировать ]Одновременно с империалистической угрозой в Королевской Венгрии росло растущее сепаратистское движение. При правлении Леопольда I монархия Габсбургов позволяла недовольству протестантской церковью в Венгрии оставаться безнаказанным, включая обращение протестантских церквей и изгнание их служителей. [7] Это контрреформационное движение привело к тому, что население Венгрии все больше разочаровывалось в правлении Габсбургов. Это усилилось после Васварского договора 1664 года, когда Габсбурги отказались преследовать отступающие османские войска за пределами Священной Римской империи, что позволило им разместить гарнизон в Венгрии. Используя уже созданный военный коридор, османские чиновники могли затем беспрепятственно проникнуть в Венгрию, где они потребовали налогов от венгерских богатых и элиты. [8] Когда Габсбурги отказались вмешаться, доверие Венгрии к монархии еще больше упало; Совокупный эффект снижения доверия и растущего присутствия Османской империи вызвал заговор с целью отделения Венгрии от Османской империи. Кульминацией этого стала попытка общения с турецким великим визирем . [9] которое было остановлено лишь раскрытием заговора и последующей казнью главных заговорщиков, [10] оказание давления на Габсбургов, чтобы они дали отпор османскому присутствию на их западной территории.
Варшавский договор
[ редактировать ]Опасаясь дальнейшего продвижения Османской империи в Европу, король Польши Иоанн III Собеский стремился заключить союз с Леопольдом I. Это сразу же вызвало разногласия в польском сейме , где проосманская французская партия имела значительное меньшинство. [11] Дальнейшие переговоры в Сейме привели к насилию среди сенаторов, поскольку французская партия опасалась, что союз приведет к уменьшению влияния Франции на Польшу. Эти опасения были лишь немного смягчены соглашением о том, что к союзу можно было прибегнуть только в том случае, если Вена или Краков находились под угрозой со стороны османов. Только благодаря поддержке Папы Иннокентия XI польский двор в конечном итоге подписал Варшавский договор 31 марта 1683 года. [12] Эта поддержка включала папскую субсидию в размере 200 000 имперских талеров Польше, мобилизацию 60 000 солдат Священной Римской империи и назначение кардинала -протектора Собеского III.
Альянс вступил в силу лишь шесть месяцев спустя, когда османы осадили Вену . После окончания осады и освобождения города польскими войсками Собеский написал Папе Иннокентию XI, выражая ему «неугасимое рвение в распространении христианской веры». [13] Тем не менее Иннокентий был охвачен тревогой, опасаясь, что Вена не выдержит еще одного нападения. Он считал, что без помощи Венеции нет шансов отразить дальнейшее наступление Турции. [14] Венеция уже заявила о своем желании стать частью антитурецкого союза и желала вернуть свою территорию в Средиземноморье у османов, однако союз со Священной Римской империей был осложнен напряженностью между двумя государствами в результате того, что венецианские послы захватили преимуществом доброй воли Иннокентия XI и своими привилегиями в Риме. [15]
Лига
[ редактировать ]Договор
[ редактировать ]
Следуя желанию Венеции присоединиться к союзу, Папа Иннокентий XI задумал создание Священной лиги. Созданный по образцу Варшавского договора, он вынудил участников мобилизовать свои силы исключительно против османской угрозы и продолжать свои кампании до тех пор, пока все участники не согласятся заключить мир. [16] Он был подписан в силу 5 марта 1684 года в Линце представителями Священной Римской империи под властью Габсбургской монархии, Речи Посполитой и Венецианской республики; все другие христианские страны также были приглашены присоединиться. Затем 24 мая он был приведен к присяге Папой и большинством кардиналов Рима, после чего Папа стал покровителем Лиги. По данным альянса,
«Чтобы придать большую силу святому делу и скрепить союз неразрывными узами, союзные державы избирают Папу и его преемников, как общего отца христианского мира, защитником, гарантом и представителем союза». [17]
Лига предусматривала, что все члены должны действовать независимо и что они сохранят за собой всю землю, которую им позволят их завоевания. Это оказалось трудным для Венеции, которая считала, что у них недостаточно пеших войск, и поэтому Леопольд I вернет ранее венецианские земли в Далмации . [18] Это привело к внесению поправки в Лигу в дни, последовавшие за ее созданием, так что Венеция в любом случае получила бы все отвоеванные земли в Далмации.
Название «Священная лига» было названо пропагандистским термином, который подчеркивает крестовый походный характер войны, которую вели ее члены. [19]
Российское царство
[ редактировать ]Переговоры о присоединении Российского царства к союзу начались в начале 1684 года, когда нунций Польши Джироламо Буонвизи начал примирять отношения с Россией. [20] Предыдущие территориальные войны заканчивались перемирием, и формально мир между ними еще не был заключен; [21] Россия также в настоящее время контролировала ранее польский Киев , создавая два барьера, которые необходимо было преодолеть, прежде чем Россия могла присоединиться к какому-либо альянсу. [22]
Иннокентий XI имел аналогичные намерения: в апреле он отправил посла в Москву , а в следующем месяце подарил казакам деньги под предлогом того, что им дадут больше, если Россия присоединится к Лиге. Кульминацией этих попыток дипломатии стало личное приглашение Папы в августе царице Софии с призывом к России присоединиться к Священной лиге; в конечном итоге это было принято 26 апреля 1686 года после заключения мирного договора с Польшей. [23] Россия присоединилась к Лиге при условии, что они должны будут удержать Киев от Польши в обмен на 1,5 миллиона флоринов , с требованием начать войну с османами до конца 1686 года.
Оппозиция
[ редактировать ]Возродив свой давний союз с Османской империей, Франция публично заявила, что откажется от помощи в защите от турецкого вторжения. [24] До Варшавского договора король Людовик XIV осуществлял контроль над польской диетой через платное французское меньшинство, которое стремилось помешать попыткам Собеского III вступить в союз с Леопольдом I. [11] Это поддержали агенты по всей Польше, которые утверждали, что Габсбурги обращались за помощью к Польше только с намерением вернуть себе австрийские земли. [25] В 1692 году был раскрыт заговор с целью поставить французского принца польским королем, что полностью помешало бы формированию Лиги. [11]
Король Людовик XIV попытался установить аналогичный контроль над самим Леопольдом I, посеяв в его сознании сомнение в необходимости союза. [26] Когда это не удалось и Лига добилась успеха, Габсбурги добились крупных территориальных завоеваний и расширили свое влияние дальше на юго-восток Европы. В ответ Франция напала на империю Габсбургов в 1688 году, пытаясь помочь османам, создав второй фронт и одновременно расширив свое влияние в Европе. [27] [28] [а] Эта Девятилетняя война продлила капитуляцию Османской империи и подорвала усилия Австрии в Великой турецкой войне. [28]
Союзники, не являющиеся членами
[ редактировать ]Немецкие княжества
[ редактировать ]Несколько немецких княжеств, над которыми Леопольд I не имел полного контроля, пообещали помочь Священной лиге. Бранденбург , который обычно был в союзе с Францией и сопротивлялся имперскому контролю, пообещал выделить 7000 человек и 150 000 имперских талеров для успеха Лиги в 1685 году после обширных переговоров между Папой и курфюрстом Бранденбурга Фридрихом Вильгельмом . [29] Точно так же Бавария обязалась предоставить 8000 человек, Кельн 2900, Франкония 3000, Швабия 1400, Верхний Рейн 1500 и Швеция 1000 в качестве гаранта имперской конституции . [29]
Персия
[ редактировать ]Несмотря на то, что Лига не была христианской нацией, Лига вступила в союз с Персией и неоднократно пыталась пригласить их присоединиться, стремясь использовать преимущественно шиитских историю противостояния персов османам -суннитам . [30] Первое приглашение было сделано во время первоначального формирования Лиги в 1683 году, которое шах персидский Сулейман отклонил на том основании, что его войска были необходимы для защиты границ Персии от набегов казаков. [31] С аналогичной просьбой выступил архиепископ Наксиванский на рубеже 1684 г., которая также была отклонена. [20]
Необходимость Персии защищать свои границы от казаков отпала, когда Россия присоединилась к Лиге, и 20 июля 1686 года Иннокентий XI еще раз написал шаху, призывая его присоединиться к Священной лиге. [32] В ответ Сулейман подготовил 30-тысячное войско для марша против Османской империи, заявив, что «воспользуется столь благоприятной возможностью». Однако он не привлек Персию к вступлению в Лигу.
Дипломатические отношения
[ редактировать ]С Османской империей
[ редактировать ]После создания Лиги европейские державы добились крупных территориальных завоеваний. [33] в так называемом «14-м крестовом походе» фон Хаммер-Пургшталя. [34] Успехи побудили Османскую империю открыть дипломатические отношения в 1688 году, когда к двору Габсбургов был отправлен посланник в поисках мира. [35] Благодаря своему выгодному положению Габсбурги выдвинули амбициозные условия мира, сосредоточенные на сохранении территориальных завоеваний и передаче власти Венгрии Эмерика Тёкёли , лидера национальных сепаратистских движений. Несмотря на шесть дней переговоров, посланник не смог удовлетворить требования как султана , так и Габсбургов, и мир не был достигнут. [36]
После этой неудачи и восшествия на престол нового султана османы удвоили свои военные усилия и больше не предпринимали попыток дипломатического общения с Лигой в течение почти десятилетия. [33] Однако территориальные завоевания Лиги продолжались, и поражение османов в битве при Зенте в сентябре 1697 года привело к немедленным призывам к миру. [37]
Финансы
[ редактировать ]Финансовые проблемы преследовали членов Лиги в первый год ее существования и чуть не привели к ее роспуску на этом раннем этапе. Вскоре после его создания Собеский III потребовал от Рима все большие суммы денег, заявив, что они необходимы для продолжения военных действий, которые готовила Польша. [38] Когда Иннокентий XI отказался, ему сообщили, что Польша выйдет из Лиги, если не получит требуемых денег. В течение года Иннокентий XI пожертвовал Польше более 1,5 миллиона флоринов. И это несмотря на их отказ начать конфликт с Османской империей, факт, который сильно раздражал Иннокентия XI и был изложен кардиналом Чибо в его письме, где он заявляет, что «если бы эти суммы были использованы в другом месте, они были бы большой помощью». , тогда как в Польше ничего не было сделано». [39] Эти проблемы еще больше обострили отношения между Польшей и Римом, пока первый не использовал свои деньги и не начал завоевание Османской империи в конце 1686 года.
Растворение
[ редактировать ]
По условиям Лиги она должна была расторгнуться по окончании войны с османами. Когда в 1697 году был заключен мир, Лига быстро приняла и положила конец войне по нескольким причинам. [40] Ближе к концу 1698 года членам, особенно Священной Римской империи, необходимо было перебросить войска на противоположную сторону Европы, где вырисовывался вопрос о преемственности испанской короны; Смерть бездетного Карла II Испанского была неизбежна, и остальная Европа увидела шанс заявить права на часть Испании. [41] Венецианцы удерживали недавно завоеванные территории большой ценой, и единственной целью для них был мир. [42] Смерть Собеского III в 1696 году существенно остановила продвижение Польши, равно как и финансовые проблемы и отсутствие поддержки со стороны сейма. [43]
Мир был официально заключен между тремя членами-основателями Священной лиги и Османской империей 26 января 1699 года путем подписания Карловицкого договора . [44] Хотя Россия не подписала договор и не согласилась на перемирие еще на один год, это ознаменовало конец османской угрозы Вене и Кракову и, следовательно, конец Священной лиги. [45]
Последствия
[ редактировать ]
Карловицкий договор гарантировал uti possidetis , что означало, что державы Лиги могли сохранить за собой все завоеванные земли. [37] Империя Габсбургов смогла вернуть Венгрию из-под османского контроля Тёкёли, Венеция вернула себе Морею и регионы в Далмации, Польша вернула себе Подолье , а Россия вернула себе части Новороссии , а также Азак . [46]
По мнению некоторых историков, готовность османов как в 1688, так и в 1697 году открыть дипломатические отношения представляет собой серьезный сдвиг во власти. Йылмаз описывает формирование Священной лиги как «явное изменение баланса между двумя империями в пользу Габсбургов», что контрастирует с успехами, достигнутыми Османской империей за столетие до ее образования. [47] Этому вторит Абу-эль-Хадж, который отмечает, что Османская империя практически не имела формальных дипломатических процедур и полагалась на постоянные военные победы в качестве внешних отношений. [48]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Король Людовик XIV утверждал, что в ответ на его вторжение «Император будет вынужден вывести свои войска из Венгрии, чтобы отправить их на Рейн и даже в Италию».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Двойченко-Марков 1990, с. 73
- ^ Двойченко-Марков 1990, с. 78
- ^ Сеттон 1991, с. 115
- ^ Михельс 2012, с. 4
- ^ Jump up to: а б Сокровище 2003, с. 514
- ^ Хиндман-Ризк 2012, с. 44
- ^ Михельс 2012, с. 6
- ^ Михельс 2012, с. 3
- ^ Йылмаз 2009, с. 1
- ^ Михельс 2012, с. 2
- ^ Jump up to: а б с Пастор 1891, с. 141
- ^ Пастор 1891, с. 147
- ^ Собеский III 1683 г.
- ^ Пастор 1891, с. 179
- ^ Пастор 1891, с. 194
- ^ Пастор 1891, с. 199
- ^ Пастор 1891, стр. 199–200; ср. Дюмон 1731, с. 71
- ^ Пастор 1891, с. 200
- ^ Ноланд 2008, с. 26
- ^ Jump up to: а б Пастор 1891, с. 218
- ^ Брукс 1917, с. 34
- ^ Левиттер 1964, с. 8
- ^ Пастор 1891, с. 219
- ^ Пастор 1891, с. 129
- ^ Пастор 1891, с. 139
- ^ Пастор 1891, с. 137
- ^ Хаттон 1976, с. 295
- ^ Jump up to: а б Хаттон 1976, с. 198
- ^ Jump up to: а б Пастор 1891, с. 223
- ^ Брукс 1917, с. 17
- ^ Брукс 1917, с. 16
- ^ Пастор 1891, с. 220
- ^ Jump up to: а б Сокровище 2003, с. 517
- ^ Сеттон 1991, с. 272
- ^ Йылмаз 2009, с. 8
- ^ Йылмаз 2009, с. 55
- ^ Jump up to: а б Абу-Эль-Хадж 1967, с. 499
- ^ Пастор 1891, с. 217
- ^ Пастор 1891, с. 219
- ^ Абу-Эль-Хадж 1967, с. 510
- ^ Сокровище 2003, с. 518
- ^ Брукс 1917, с. 60
- ^ Брукс 1917, с. 61
- ^ Нолан 2008, с. 553
- ^ Брукс 1917, с. 69
- ^ Агостон и Мастерс 2008, с. 309
- ^ Йылмаз 2009, с. 38
- ^ Абу-Эль-Хадж 1967, с. 498
Источники
[ редактировать ]- Абу-Эль-Хадж, Рифаат (1967). «Османская дипломатия в Карловице» . Журнал Американского восточного общества . 87 (4): 498–512. дои : 10.2307/597591 . JSTOR 597591 . Проверено 8 ноября 2020 г.
- Агостон, Габор; Мастерс, Брюс (2008). Энциклопедия Османской империи . Издательство информационной базы. ISBN 978-0816062591 .
- Брукс, Виола (1917). Отношения Турции и Австрии 1683-1699 (Диссертация). Университет Иллинойса.
- Двойченко-Марков, Дмитрий (1990). «Георгий Дука господарь Молдавии и гетман Украины, 1678-1684» . Институт балканских исследований . 31 (1): 73–86 . Проверено 8 ноября 2020 г.
- Дюмон, Жан (1731). Универсальный дипломатический орган международного права (на латыни).
- Хаттон, Рагнхильд (1976). Хаттон, Рагнхильд (ред.). Людовик XIV и Европа . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. дои : 10.1007/978-1-349-15659-7 . ISBN 978-1-349-15659-7 .
- Хиндман-Ризк, Нелия (2012). Паломничество в эпоху глобализации: конструкции сакрального и светского в поздней современности . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1443839044 .
- Собеский III, Иоанн (1683). «Письмо Собеского Папе Иннокентию XI» (на польском языке). Письмо Папе Иннокентию XI . Проверено 8 ноября 2020 г.
- Левиттер, Люциан (1965). «Русско-польский договор 1686 года и его предшественники» (PDF) . Польское обозрение . 9 (3): 5–29. JSTOR 25776561 . Проверено 8 ноября 2020 г.
- Михельс, Георг (2012). «Готова к отделению от Османской империи: Габсбургская Венгрия после Васварского мирного договора (1664-1674)» . Венгерские культурные исследования . 5 : 65–76. дои : 10.5195/ахеа.2012.69 . Проверено 8 ноября 2020 г.
- Нолан, Катал (2008). Войны эпохи Людовика XIV . Гринвуд Пресс. ISBN 978-0313330469 .
- Сеттон, Кеннет (1991). Венеция, Австрия и турки в семнадцатом веке . Американское философское общество. ISBN 978-0-87169-192-7 .
- Сокровище, Джеффри (2003). Становление современной Европы 1648—1780 гг . Рутледж. ISBN 0-203-42598-7 .
- фон Пастор, Людвиг (1891). История пап с конца средневековья: Том XXXII . Кеган Пол и Ко.
- Йилмаз, Ясдер (2009). Османская попытка мира при дворе Габсбургов во время войны Османской и Священной лиги (Диссертация). Билкентский университет. hdl : 11693/14659 . Проверено 8 ноября 2020 г.
- Военные Османской империи
- 1684 заведения в Европе
- 1699 закрытий
- Военные союзы 17 века
- 1684 г. в международных отношениях
- Военные союзы с участием Священной Римской империи
- Военные союзы с участием России
- 1684 год в Европе
- 1684 год в Османской империи.
- 1684 г. в Священной Римской империи.
- Священные лиги