Культура Османской империи
Культура Османская империя |
---|
![]() |
Изобразительное искусство |
Исполнительское искусство |
Языки и литература |
Спорт |
Другой |
Культура Османской империи развивалась на протяжении нескольких столетий по мере того, как правящая администрация турок поглощала , адаптировала и модифицировала различные местные культуры завоеванных земель и их народов. На развитие оказали влияние обычаи и языки близлежащих исламских обществ, таких как Иордания, Египет и Палестина, а персидская культура внесла значительный вклад через турок-сельджуков , предшественников османов . Несмотря на более поздние объединения, Османская династия , как и ее предшественники в Султанате Рум и Империи Сельджуков, находилась под влиянием персидской культуры , языка, привычек, обычаев и кухни. На протяжении всей своей истории Османская империя имела значительное подданное население православных подданных , Армяне , евреи и ассирийцы , которым была предоставлена определенная степень автономии в рамках системы проса османского правительства и чьи отличительные культуры были приняты и адаптированы Османским государством.
По мере расширения Османской империи она ассимилировала культуру многих регионов, находящихся под ее властью и за ее пределами, находясь под особым влиянием тюркской, греко-римской, арабской и персидской культуры.
Литература
[ редактировать ]Поэзия
[ редактировать ]
Как и во многих формах османско-турецкого искусства, поэзия, созданная для османского придворного круга, имела сильное влияние классических персидских традиций ; [1] большое количество персидских персидские размеры и формы (например, газели заимствований вошло в литературный язык, использовались ).
К 19 веку и эпохе реформ Танзимата в турецкой поэзии начало проявляться влияние турецкой народной литературы , до этого в основном устной, а также возрастало влияние литературы Европы; соответствующий упадок произошел в классической придворной поэзии. Тевфик Фикрет , родившийся в 1867 году, часто считается основоположником современной турецкой поэзии. Рекайзаде Махмуд Экрем , османский писатель и интеллектуал, также начал свою раннюю карьеру с написания стихов в газете Ибрагима Шинаси , Тасвир-и Эфкар . литературному движению в Империи — Сервет-и Фюнун Позже в своей карьере он помог зародиться . Реджайзаде Махмуд Экрем опубликовал такие стихи, как «Ах Ниджад!», «Шевки Йок» и «Гюзелим». [2]
Народная литература
[ редактировать ]Поэты-музыканты (озан) путешествовали по Центральной Азии с 9 века, рассказывая эпосы, истории и совершая религиозные действия с помощью своих копуз. Эта традиция существовала в Анатолии во времена Сельджуков и Османской империи, но с исламским вмешательством. . Название ашик было принято начиная с 14-15 веков, оно было эквивалентом имени озан. Ашики были поэтами с инструментом под названием баглама (саз), они путешествовали по Анатолии и рассказывали эпосы из древнетюркской традиции с исламским влиянием». [3]
Проза
[ редактировать ]До XIX века османская проза была исключительно документальной и была гораздо менее развита, чем османская поэзия, отчасти потому, что большая ее часть следовала правилам первоначально арабской традиции рифмованной прозы ( садж ). Тем не менее, ряд жанров – рассказ о путешествиях, политический трактат и биография – были актуальны.
С 19 века стало ощущаться возрастающее влияние европейского романа , и особенно французского романа. Шемсеттина Сами , «Таашук-у Талат ве Фитнат» широко считающийся первым турецким романом, был опубликован в 1872 году; другими известными османскими прозаиками были Ахмет Митхат и Халит Зия Ушаклыгил .
Архитектура
[ редактировать ]
Османская архитектура во многом представляла собой синтез сельджукских и византийских традиций. Наибольшего развития он достиг в крупных общественных зданиях, таких как мечети и караван-сараи , 16 века.

Самая значительная фигура в этой области, архитектор и инженер 16-го века Мимар Синан прошлое , был новообращенным мусульманином, имеющим янычарское . Его самыми известными работами были мечеть Селимие в Эдирне и мечеть Сулеймана в Константинополе . Один из его учеников, Седефкар Мехмед Ага , спроектировал Голубую мечеть начала 17 века , считающуюся последним великим зданием классической османской архитектуры .
Декоративное искусство
[ редактировать ]Каллиграфия
[ редактировать ]
Каллиграфия имела престижный статус при османах, ее традиции были сформированы работами аббасидского каллиграфа Якута аль-Мустасими из Багдада , чье влияние распространилось по всему исламскому миру, причем сам аль-Мустасими, возможно, имел анатолийское происхождение.
Сценарий Дивани — это курсивный и характерный османский стиль арабской каллиграфии, разработанный в 16 и начале 17 веков. Он был изобретен Хусамом Руми и достиг своего наибольшего развития при Сулеймане I Великолепном (1520–1566 гг.). Высокодекоративное письмо отличалось сложностью линий и тесным расположением букв в словах. Другие формы включали плавное, округлое письмо Нашики , изобретенное каллиграфом Аббасидов X века Али Мухаммадом ибн Муклой , и Талик , основанный на персидском стиле Насталик.
Среди известных османских каллиграфов — Сейид Касим Губари , Шейх Хамдулла , Ахмед Карахисари и Хафиз Осман .
Миниатюры
[ редактировать ]Османская традиция рисовать миниатюры для иллюстрации рукописей или использования в специальных альбомах находилась под сильным влиянием персидского искусства, хотя она также включала элементы византийской традиции освещения и живописи. [ нужна ссылка ] Греческая академия художников Наккашейн-и-Рум была основана во дворце Топкапы в 15 веке, а в начале следующего века к ней была добавлена аналогичная персидская академия Наккашейн-и-Ирани .
Мы можем приблизительно установить период правления Мехмеда II (1451–1481 гг.) как момент «рождения» производства османских миниатюр, причем первые найденные экземпляры относятся к этой эпохе. Многие рукописи той эпохи свидетельствуют о желании двора основать студию живописи в недавно аннексированной столице империи Стамбуле. Этот проект, похоже, увенчался успехом в 1480-х годах, хотя у нас есть четкие доказательства его существования и открытия новых мастерских в других городах примерно в 1825 году. [4]
Ковроткачество и текстильное искусство
[ редактировать ]
Искусство ковроткачества имело особое значение в Османской империи, ковры имели огромное значение как как декоративная мебель, богатая религиозной и другой символикой, так и как практическое соображение, поскольку в жилых помещениях было принято снимать обувь. [5] Ткачество таких ковров зародилось в кочевых культурах Центральной Азии (ковры представляли собой легко транспортируемый вид мебели) и со временем распространилось на оседлые общества Анатолии. Ковры, коврики и узорчатые килимы турки использовали не только для пола в комнате, но и в качестве вешалки на стенах и дверных проемах, где они обеспечивали дополнительную изоляцию. Их также обычно дарили мечетям , которые часто собирали их большие коллекции. [6]
Ковры хереке имели особенно высокий статус: они были сделаны из шелка или комбинации шелка и хлопка и заплетены замысловатыми узлами. Среди других значительных образцов - ковры «Дворец», « Ёрук », «Ушак » и « Милас » или «Тюркмен». «Йёрюк» и «Туркмен» представляли собой более стилизованный дизайн, тогда как во «Дворце» преобладали натуралистические рисунки.
Ювелирные изделия
[ редактировать ]Османская империя была известна качеством своих золотых и серебряных дел мастеров , и особенно ювелирными изделиями, которые они производили. Ювелирные изделия имели особое значение, поскольку их обычно дарили на свадьбах в качестве подарка, который можно было использовать в качестве сбережений. [7] Серебро было наиболее распространенным материалом, а золото предназначалось для изделий более высокого статуса; проекты часто представляли собой сложную филигранную работу и включали персидские и византийские мотивы. Развитие дизайна отражало вкусы османского двора персидское искусство Сефевидов , например, стало оказывать влияние после османского поражения Исмаила I после битвы при Чалдыране в 1514 году. [8] В сельских районах Империи украшения были проще и часто включали золотые монеты (османский алтын ), но образцы Константинополя, тем не менее, распространились по всей территории Османской империи и нашли отражение даже в металлических изделиях Египта и Северной Африки.
Большинство ювелиров и ювелиров были армянами-христианами и евреями, но интерес османов к родственному часовому искусству привел к тому, что многие европейские ювелиры, часовщики и граверы по драгоценным камням переехали в Константинополь , где они работали в квартале иностранцев Галата . [9]
Производительность
[ редактировать ]Музыка
[ редактировать ]
Помимо музыкальных традиций входящих в ее состав народов, Османская империя развила особый стиль придворной музыки — османскую классическую музыку . Это была преимущественно вокальная форма, с инструментальным сопровождением, построенная на макамларе — наборе мелодических систем, с соответствующим набором ритмических рисунков, называемых усул .
Еще одной отличительной особенностью османской музыки были мехтераны — военные оркестры, используемые янычарами и в свитах высокопоставленных чиновников. Эти оркестры были предками современных османских военных оркестров, а также духовых ансамблей, популярных в традиционной балканской музыке.
![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( апрель 2022 г. ) |
Танец
[ редактировать ]Танцы были важным элементом османской культуры, вобравшей в себя фольклорные танцевальные традиции многих разных стран и земель на трех континентах; от Балканского полуострова и Черноморского региона до Кавказа , Ближнего Востока и Северной Африки .
Танцы также были одним из самых популярных развлечений в гареме дворца Топкапы .
Танцовщицы живота по имени Ченги были в основном из цыганской общины. Сегодня, проживая в цыганских кварталах Стамбула, таких как Сулукуле, Куштепе, Дженнет и Касымпаша, они по-прежнему доминируют в традиционных танцах живота и музыкальных развлекательных шоу в традиционных тавернах города.
Были также танцоры-мужчины по имени Кёчек , которые принимали участие в развлекательных шоу и праздниках в сопровождении цирковых акробатов по имени Камбаз , исполняя сложные трюки и другие шоу, вызывавшие любопытство.
Медда
[ редактировать ]
Медда играл , или рассказчик, перед небольшой группой зрителей, например, публикой в кофейне . Пьеса, как правило, была посвящена одной теме, медда играла разных персонажей, и обычно начиналась с привлечения внимания к морали, содержащейся в истории. Меддах использовал такой реквизит , как зонтик, носовой платок или другие головные уборы, чтобы сигнализировать об изменении характера, и умел манипулировать своим голосом и имитировать различные диалекты . Шоу не было ограничено по времени; хороший медда умел корректировать историю в зависимости от взаимодействия с аудиторией.
Медды обычно были странствующими художниками, чей маршрут пролегал из одного большого города в другой, например, по городам Дороги специй ; традиция предположительно восходит ко . временам Гомера Методы медды были такими же, как и методы странствующих рассказчиков, которые рассказывали греческие эпосы, такие как « Илиада» и «Одиссея» , даже несмотря на то, что главными историями теперь были «Ферхат иле Ширин» или «Лейла и Меджнун» . В репертуар медды входили и правдивые истории, видоизменяемые в зависимости от аудитории, исполнителя и политической ситуации.
Известно, что стамбульские медды включали в свои истории музыкальные инструменты: в этом заключалось главное отличие между ними и восточноанатолийскими Денгбеджинами .
В 2008 году искусство медды было перезанесено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества .
Карагёзский спектакль теней
[ редактировать ]
Турецкий театр теней, также известный как Карагёз («Черноглазый») по имени одного из его главных героев, произошел от Восточного театра теней . Сегодня ученые обычно считают, что техника, в которой один кукловод создает голоса для диалога, рассказывает историю и, возможно, даже поет, одновременно манипулируя марионетками, является индонезийским изобретением. По словам Георга Якоба, точная дата теневого спектакля Карагёза и Хачивата неизвестна. Однако сама игра теней была изобретена в Китае, а затем перенесена в турецкую традицию при участии монголов. [10] Другая теория состоит в том, что традиция игры теней пришла в Османскую империю из Египта. А известно, что эту традицию Египет получил с острова Ява при взаимодействии через арабских купцов начиная с VII-X веков. [11]
Разделы игры и персонажи
[ редактировать ]Спектакль теней Карагез состоит из четырех частей: Введение; Мутавере (Разговор); Глава; Концовка.
Во вступительной части Хасиват выходит на сцену под звуки Нареке – инструмента, который звучит как жужжание пчелы, и начинает читать стихи, что является приглашением для Карагёза выйти на сцену. [12]
С точки зрения персонажей Карагез и Хачиват были отражением османского общества. Зрителям была показана космополитическая структура Империи, особенно Стамбула. Вот список некоторых персонажей пьесы теней: [11]
- Главные герои: Карагёз и Хачиват.
- Женщины: Зенне
- Персонажи из Стамбула: Челеби, Тирьяки, Беберухи и Матиз.
- Провинциальные персонажи: лаз, курд, Кайсери, Кастамонулу, Эгинли.
- Мусульманские персонажи за пределами Анатолии: Мухацир (турецкий балканский иммигрант), араб, перс, арнавут (албанец).
- Персонажи-немусульмане: Ром (грек), Франк (европейец), Эрмени (армянин), Еврей (еврей).
- Хулиганы и пьяницы: Эфе, Зейбек , Матиз, Кюльханбейи, Сархош (Пьяный)
- Персонажи, испытывающие психические или физические неудачи: Химхим, Заика, Сумасшедший, наркоман каннабиса, Деньо.
- Артисты: мужчина-танцор Кёчек, женщина-танцовщица Ченги, певица, фокусник, акробат, музыкант, иллюзионист, гуляка.
- Сверхъестественные персонажи: Волшебник, Кадылар (Ведьмы), Джины и Демоны,
Средняя игра или медиана
[ редактировать ]«Орта Оюну» — это театральная постановка на открытой сцене, в которой участвуют два главных героя — «Кавуклу» и «Пишекар». Спектакль основан на дискурсе, два главных героя «Орта Оюну» рассказывают друг другу анекдоты, чтобы создать атмосферу юмора, подобную Карагёзу и Хачивату. Однако стиль игры Медяна более гибок по сравнению с Карагёзом и Хачиватом .
Первое упоминание имени Орта Оюну встречается в 1834 году в свадебной надписи Салихи Султана в таких стихах: [13]
Предложение было вокруг квадрата Нишин-и / Это было из средней пьесы «Ханьдань».
Свой окончательный вид Медиан принял в начале XIX века. Сельджукские пьесы, основанные на исполнительском подражании и персонификации, были обычным явлением. Однако благодаря сочетанию раков (танца), музыки (музыки), мухавере (дискурса) и театральности пьеса Орта Оюну приняла свою окончательную форму. Другие влиятельные пьесы, такие как Карагез и Хачиват , Кукла (кукольный спектакль), данс (танец), медда (энкомиастика) и престижность, также сыграли важную роль в формировании Медьяна, потому что эти пьесы также были основаны на персонификации.
Формирующими элементами Орта Оюну являются музыка, различные формы танцев и волшебства разных регионов Османской империи. Наряду с этим, культурные способы насмешек, подражания и бесед также играют свою роль в Орта Оюну.
Сцена и персонажи
[ редактировать ]
Игра проходила на открытой площадке, где вокруг поля собирались люди. «Орта Оюну» уникальна тем, что в ней отсутствует конкретный сюжет, делается упор на импровизацию. Большую роль в спектакле играет музыка, особенно народные песни и стихи. Помимо Кавуклу и Пишекара, есть второстепенные персонажи, такие как Куркунабазлар, Ченгилер (танцовщицы) и Кёчеклер (танцоры молодых мужчин, имитирующие танцовщиц). Другие персонажи представляли различные стереотипы из разных османских просов, включая арабов, армян, албанцев, курдов, лазов и евреев. Площадка для выступлений была известна как «Мейдан» (Площадь), и было еще одно пространство под названием «Ени Дюнья» (Новый Свет), где зрители, мужчины и женщины, наблюдали за спектаклем. Мужское отделение называлось «мэвки» (позиция), а женское — «кафес» (клетка). [14] Исмаил Дюмбюллю, скончавшийся в 1973 году, был последней заметной фигурой, связанной с Орта Оюну. [13]
Спорт
[ редактировать ]Период Танзимата был особенно важен с точки зрения развития спорта и гимнастики в Османской империи. Как и в других областях, таких как образование, влияние Франции является наиболее заметным. Известно, что в Мектеб-и Харбие (Академии штабных офицеров) занятия по гимнастике были добавлены в учебную программу в 1863 году, что делает его первым обязательным современным спортивным уроком Империи – Риязат-и Бедение. [15]

Другие школы, такие как Мектеб-и Султани ( Галатасарай Лисеси – Средняя школа Галатасарая ) и Роберт-колледж, были пионерами Османской империи в гимнастике. Средняя школа Галатасарая была школой Фаика Устюнидмана, который позже будет известен как «Шейхюль-Идман» из-за его лидерства в обучении учеников гимнастики. Селим Сирри Таркан также был одним из пионеров спорта Османской империи, он был первым человеком, который выдвинул идеал участия в Олимпийских играх.
Султан Абдулазиз после своего визита в Европу приказал перевести книги по гимнастике, которые будут использоваться в качестве школьных учебников в Османской империи. В 1869 году Рюштиелер (неполные средние школы), в 1870 году Мектеб-и Тиббие (Османская медицинская школа), в 1887 году Идадилер (средние школы) теперь включали в свои программы занятия гимнастикой и фехтованием. [16]
Спортивные клубы
Еврейский гимнастический клуб Константинополя, основанный в 1895 году, был первым из спортивных клубов Стамбула, за которым вскоре последовал спортивный клуб Куртулуш, основанный в 1896 году османскими греками. [17] Открытие этих спортивных клубов символизировало общий рост спорта и спортивной культуры в Стамбуле того времени. В последующие годы были основаны гимнастический клуб «Бешикташ», спортивный клуб «Галатасарай» и спортивный клуб «Фенербахче» — «большая тройка» Стамбула. [18] Физические упражнения, а также футбол и гимнастика были обычным явлением среди преимущественно состоятельных членов этих клубов. В отличие от довольно эксклюзивной «большой тройки», спортивный клуб «Вефа», созданный после прогрессивной младотурецкой революции в 1908 году, служил народным любительским спортивным и футбольным клубом. [18]

На рубеже двадцатого века по всему Стамбулу возникли клубы, привлекающие множество молодых людей, будь то мусульмане, христиане или евреи. [19] Почти все спортивные клубы были этнически и религиозно однородными, однако все они уделяли особое внимание физическому состоянию. [20] Более того, функции этих учреждений выходили за рамки спорта, поскольку они обучали молодых людей правильной гигиене, одежде и осанке, а также служили средой для мужского общения и общения. [19]
Развитие спортивных клубов способствовало развитию командных видов спорта в Стамбуле, в основном футбола, что контрастировало с более традиционными османскими видами спорта, такими как борьба в масле и стрельба из лука. [21] Например, после открытия в 1905 году «Галатасарай» функционировал исключительно как футбольный клуб. [22] Этот переход к командным соревнованиям представляет собой общую модернизацию спорта в Стамбуле, модернизацию, которую также можно увидеть, например, в гимнастическом клубе «Бешикташ», когда в традиционную турецкую борьбу были внедрены новые технологии ковров. [23]
Спортивные клубы произвели революцию в спортивных репортажах в Османской империи, поскольку публикации начали освещать клубные игры. [24] «Футбол» , написанный на османском турецком языке и первоначально выпущенный в 1910 году, стал первым спортивным журналом Стамбула, в основном освещавшим клубные футбольные матчи. [25]
Рост читательской аудитории, связанной со спортом, совпал с ростом культуры спортивных зрителей в Стамбуле. В 1905 году была создана Футбольная лига Константинопольской ассоциации, которая организовывала футбольные матчи среди спортивных клубов, а также развлекала тысячи зрителей. [26] Построенный в 1909 году по благословению султана Абдул-Хамида II, Юнион-клуб стал первым надежным стадионом, на котором могли собираться тысячи стамбульских зрителей, чтобы посмотреть спортивные состязания. [27] Вопреки строгой гомосоциальной исключительности многих клубов, Юнион-клуб разрешал женщинам наблюдать за спортивными соревнованиями. [28] Благодаря такому росту зрительской аудитории, в частности, «Галатасарай» и «Фенербахче» стали признаны выдающимися клубами города. [29] Несмотря на то, что Юнион-клуб тесно связан с футболом, он проводил множество мероприятий, организованных различными спортивными клубами Стамбула, включая скачки, гимнастику и многое другое. Например, в 1911 году Юнион-клуб стал местом проведения первых армянских Олимпийских игр. [30]
В прошлом веке многие из этих клубов только продолжали набирать популярность. Сейчас в составе Турецкой Республики Суперлига представляет собой самую популярную футбольную лигу региона, а «Галатасарай» и «Фенербахче» являются самыми популярными командами лиги. [ нужна ссылка ]
Османская кухня
[ редактировать ]
Кухню Османской Турции можно разделить на кухню самого Османского двора, которая представляла собой весьма изысканное и продуманное сочетание многих кулинарных традиций, существовавших в Империи, ее предшественниках (особенно Византийской империи), и региональные кухни Османской империи. крестьянства и меньшинств Империи, на которых оказывала влияние продукция их соответствующих территорий. Рис , например, был основным продуктом высокостатусной кухни (имперские повара нанимались в зависимости от их навыков приготовления), но на большей части территории Анатолии, где хлеб был основным зерновым продуктом питания, он считался предметом роскоши.
Напитки
[ редактировать ]
- Турецкий кофе – вероятно, завезенный из левантийской арабской культуры, кофе стал центральным элементом османского общества – часто сопровождался наргиле ( наргиле / кальян ).
- Айран – традиционный йогуртовый напиток, до сих пор популярный во многих регионах бывшей Империи.
- Шербет – пряный холодный морс.
- Ракы – традиционный турецкий алкогольный напиток.
Еда
[ редактировать ]- Лукум ( лукум )
- Конфеты
- Рок-конфеты
- Вставить
- Мякоть сухофруктов
- Колбаса
- Шашлык
- Маффин
- Пахлава
- Лахмакун
- Роторный
- Кебаб
Галерея
[ редактировать ]- Экскурсия на лодке по ручью Гёксу
- Дама из османского двора играет на дефе в гареме.
- Плитка с цветочным орнаментом и полосой облаков, около 1578 года, Изникская плитка, Османская империя, в коллекции Метрополитен-музея. [31]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]![]() | Такие конструкции, как там же. , лок. цит. и idem не одобряются в Википедии руководством по стилю сносок , поскольку их легко сломать. Пожалуйста, улучшите эту статью , заменив ее именованными ссылками ( краткое руководство ) или сокращенным заголовком. ( Октябрь 2019 г. ) |
- ^ «Турецкая литература | История, авторы, книги, характеристики и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ https://dergipark.org.tr/tr/download/article-file/758839. Архивировано 21 апреля 2022 г. в Wayback Machine Айтас, Гиясеттин. «Взгляды Рекайзаде Махмута Экрема на диванную литературу, народную литературу, религию и культуру». Идил Журнал искусства и языка 1, вып. 2 (2012): 60–75. https://doi.org/10.7816/idil-01-02-05.
- ^ де Зеув, Ганс (24 сентября 2020 г.). Турецкая длинношеая лютня Саз или Баглама . Archaeopress Publishing Ltd. doi : 10.2307/j.ctv177tjt1 . ISBN 978-1-78969-433-8 . S2CID 230660042 .
- ^ Атиль, Есин (1973). «Османская миниатюрная живопись при султане Мехмеде II» . Арс Ориенталис . 9 : 103–120. ISSN 0571-1371 . JSTOR 4629273 .
- ^ Форохи, С. Подданные султана: культура и повседневная жизнь в Османской империи , IB Tauris, 2005, ISBN 1-85043-760-2 , с. 152
- ^ Вилка, стр.153
- ^ Вилка, стр.108.
- ^ Ньюман, А. (редактор) Общество и культура на Ближнем Востоке раннего Нового времени , BRILL, 2003, ISBN 90-04-12774-7 , стр.177.
- ^ Гёчек, Ф. Восток встречает Запад: Франция и Османская империя в восемнадцатом веке , ОУП, 1987, ISBN 0-19-504826-1 , стр.106.
- ^ Георг Якоб, geschicte des schattenthearts, Ганновер, 1925, цитируется в Огуз Даге, «Забавные и несовместимые лингвистические элементы в пьесах Хачивата и Карагёза», магистерская диссертация (Университет Ататюрка, 2006 г.) [1] Архивировано 31 марта 2020 г. машина обратного пути
- ^ Jump up to: а б Озек, Дженгиз (2016). «500 лет Карагёза» . Мойн-Мойн - Журнал исследований театра анимационных форм . 1 (15): 234–241. дои : 10.5965/2595034701152016234 . ISSN 2595-0347 .
- ^ Даг, Огуз. «ЗАБАВНЫЕ И НЕСОВМЕСТИМЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ПЬЕСАХ ХАЧИВАТА И КАРАГЕЗА», магистерская диссертация (Университет Ататюрка, 2006 г.) http://www.takey.com/Thesis_175.pdf. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Албайрак, Нуреттин. «Срединная игра» (PDF) . Энциклопедия ислама турецкого фонда Diyanet Foundation : 402. Архивировано из оригинала (PDF) 10 февраля 2018 года.
- ^ Балай, Метин (2010). «ОСМАНСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ И СРЕДНЯЯ ИГРА» . Театральный поиск (на турецком языке): 93–109, стр. 94–95. дои : 10.1501/TAD_0000000253 . ISSN 1300-1523 .
- ^ БУЛГУ, Нефисе и ЧЕЛИК, Вели Онур. «Физическое воспитание и спорт в контексте вестернизации в позднеосманский период». Журнал Института социальных наук Сельчукского университета, вып. 24 (2010): 140. http://dergisosyalbil.selcuk.edu.tr/susbed/article/download/217/201. Архивировано 1 февраля 2020 г. на Wayback Machine.
- ^ БУЛГУ, Нефисе и ЧЕЛИК, Вели Онур. «Физическое воспитание и спорт в контексте вестернизации в позднеосманский период». Журнал Института социальных наук Сельчукского университета, вып. 24 (2010): 141. http://dergisosyalbil.selcuk.edu.tr/susbed/article/download/217/201. Архивировано 1 февраля 2020 г. на Wayback Machine.
- ^ Мурат Джихан Йылдыз, «Укрепление мужских тел и построение крепких сообществ: физическая культура в поздней Османской империи». Архивировано 15 мая 2022 г. в Wayback Machine (докторская диссертация, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, 2015 г.), апрель 2014 г., 1,76, доступ в марте. 1, 2018.
- ^ Jump up to: а б Там же, 2.
- ^ Jump up to: а б Там же, 26.
- ^ Там же, 70.
- ^ Там же, 58.
- ^ Там же, 103.
- ^ Кравиц, Биргит. Спортификация и наследие традиционной турецкой борьбы на масле. Международный журнал истории спорта, том 29, выпуск 15. Октябрь 2012 г. Стр. 2149.
- ^ Там же, Йылдыз, 160-161.
- ^ Там же, 154.
- ^ Там же, 211.
- ^ Там же, 213.
- ^ Там же, 214-215.
- ^ Али Сами, «История клуба Галатасарай», Идман (28 мая 1913 г.), стр. 9; Мехмет Насухи, «История спортивного клуба Фенербахче», Идман (28 июня 1913 г.), стр. 46-47.
- ^ Там же, Йылдыз, 227.
- ^ «Плитка с цветочным узором и полосами облаков» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Hatvesanat.com Источник по искусству исламской каллиграфии (в основном (на турецком языке) )
- Osmanlimedeniyeti.com. Архивировано 1 августа 2005 г. в Wayback Machine. Множество статей об истории и культуре Османской империи, включая искусство, культуру, литературу, экономику, архитектуру (на турецком языке).
- KalemGuzeli.net Традиционное искусство Османской империи (в основном (на турецком языке) )