Ковер Милас
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2024 г. ) |
Ковры и коврики Милас (также Миляс или Мелас) — это турецкие ковры и коврики , которые имеют характеристики, присущие району Милас в провинции Мугла на юго-западе Турции . Существует также несколько вариантов определения ковров Милас. Эти варианты называются такими именами, как Ада Милас , Патлыканлы , Чынгылли Кафер , Гемисую и Элкойнунда , в зависимости от стиля, цвета и других характеристик.
Миласский район и туркменские традиции
[ редактировать ]Милас – один из регионов Турции, жители которого сохранили свое тюркменское наследие в самом живом виде (термин «тюркмен» часто используется в Турции для обозначения связи с прежним полукочевым образом жизни). Помимо одежды и традиций, это наследие также включает в себя искусство ковроткачества. Принято считать, что особый вид ковров Милас появился в 16 веке, начиная с секкады ( молитвенного коврика ), меньшего по размеру. [1] К 18-му и 19-му векам можно было различить два типа ковров Милас: традиционные (или классические) и барочные , на основе их цветов и рисунков.
Классические ковры Милас
[ редактировать ]
Классические ковры и коврики Милас, можно сказать, сохранили основы оригинальных молитвенных ковриков XVI века, с обычно прямоугольной нишей (« михраб ») в передней части, обозначающей место, где лоб верующего касается земли. коврик в момент коленопреклонения во время молитвы. Внутренняя рамка этой ниши украшена растительными мотивами , а над нишей расположено специально созданное поле, называемое алем , со ссылкой на небесные обещания. [1]
Тип под названием «Ада Милас» является одним из старейших образцов классических ковров Милас. Название могло произойти, по разным версиям, от королевы Ады Карийской , уроженки этого самого региона и современницы Александра Македонского , или от гипотезы, согласно которой этот тип ковров впервые был соткан выходцами из остров Истанкёй (Кос), « ада » означает «остров» на турецком языке , или от стилизованных букетов гвоздик (еще одно значение слова « ада »), иногда изображаемых расставленными на ветке вокруг ковра.
Существует множество других подобных стилей, таких как кошачьи лапы , подошвы , выемки , всегда изображаемые в абстрактной манере. Эти боковые украшения всегда располагаются в повторяющемся порядке по окружности ковра, а их ряд называется «водяной кроватью» ( «су ятаги» ).
Ковры Милас в стиле барокко
[ редактировать ]Ковры Милас в стиле барокко несут в себе отголоски европейского влияния, плотно привнесенного в искусство и архитектуру Османской империи, начиная с правления султана Абдул-Меджида I в начале 19 века. В них зигзагообразные цветочные узоры заменяют упорядоченные и абстрактные мотивы классических ковров Milas. [1]
Медаленные ковры Милас
[ редактировать ]Еще одна группа ковров и ковриков Милас, на этот раз отличающаяся по своей первоначальной концепции, - это те, которые называются «медалями». Их прототип появился в деревне Караджахисар недалеко от Миласа, и в этой деревне и ее окрестностях до сих пор производят ковры и коврики по тому же рисунку, которые также называют коврами и коврами Караджахисар, рассматриваемыми внутри категории ковров и ковриков Милас. Вместо ниши и алема , расположенных спереди, как в традициях молитвенных ковриков, ковры и коврики Караджахисар характеризуются расположенным в центре и более крупным полем, называемым «живот» ( «гёбек» ), с медальоподобным орнаментом вокруг, а также абстрактные узоры из листьев и ветвей, вытканные по бокам ковра. Они ткутся на основе белого и красного цветов, независимо от того, какую пропорцию могут занимать эти цвета на конечном этапе готового изделия. Молитвенные коврики обычно ткут более плотно, а ковры и коврики Караджахисара - более свободные.
Цвета
[ редактировать ]Что касается окончательных цветов, отличительными оттенками ковров и ковриков Milas являются коричневые, своеобразные тона красновато-коричневого и очень темно-желтого цветов. Шерсть зарекомендовала себя как основной материал для ковров Милас еще в 18 веке, а натуральные красители до сих пор широко используются. Хотя современные промышленные красители могут более или менее полностью заменить вкус и стойкость красителей, полученных естественным путем, натуральные красители созревают так же, как и традиционные ковры.
Желтый цвет получают из листьев персиковых и абрикосовых деревьев, характерный красновато-коричневый (который также часто встречается в артефактах, датируемых карийцами , жителями того же региона в древности) - из Эрики обыкновенной , коричневый - из листьев грецкого ореха , самого темный, коричнево-желтый от желудей , зеленый от мяты , а шерсть чернеет, если ее оставить на неделю в земле.
Ткацкие центры
[ редактировать ]Ковры и ковры Караджахисар (недалеко от Миласа) и Гереме (на побережье) — два наиболее часто тканых типа ковров и ковров Милас в наши дни, каждый тип считается особенностью отдельной группы деревень. Деревни, в которых регулярно ткут ковры Милас, в основном, но не исключительно, расположены к югу от города Милас, например, деревни Караджахисар, Орен (Гереме), Чомакдаг, Дёртепе, Бозалан, Икизкёй, Пынаркёй, Мезгит, Гюрджегиз, Акчакая. Более плотные ковры Ada Milas обычно ткут по запросу.
Влияние международного туризма
[ редактировать ]Благодаря тому, что близлежащий Бодрум стал международным туристическим центром и интеллектуальным центром, ковры и ковровые покрытия Милас занимают привилегированное положение среди различных турецких традиций ковроткачества и вошли в модные тенденции как в Турции, так и за ее пределами. На всей территории района Милас продолжают работать до 7000 ткацких станков, постоянно или с перерывами в зависимости от спроса.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гардетти, Майкл Энджел; Мутху, Субраманиан (8 октября 2021 г.). Устойчивое развитие и культура ручного ткачества: мастерство и добавленная стоимость . Спрингер Природа. стр. 100-1 64–65. ISBN 978-981-16-5272-1 .