Агаджлы


«Агаджлы» ( азерб . Ağaclı ) — азербайджанские ковры, относящиеся к тебризскому типу. [1] [2] [3] Свое название эти ковры получили не по месту производства, а в соответствии со своим составом. Таким образом, композиция среднего поля этих ковров состоит преимущественно из одного или нескольких деревьев и кустов и, в редких случаях, из группы деревьев, изображающих сад или лес. Деревья представлены по-разному. Весенние или осенние деревья обычно цветут или плодоносят (гранаты, яблоки), иногда это кипарисы, ивы, плакучие ивы и другие декоративные деревья. [4]
ковры Агаджлы XIX века и работы Лятифа Керимова В Азербайджанском национальном музее ковра в Баку экспонируются (1965, 1974). Ковер Агаджлы, также изготовленный Керимовым в 1953 году, хранится в Национальном художественном музее Азербайджана (Баку).
Особенности
[ редактировать ]Раньше такие особенности деревьев, как искривленный, разветвленный ствол и т. д. считались сверхъестественным явлением и вызывали поклонение. Плакучая ива («маджнун союд»), например, была символом любви, дуб — олицетворением силы и мужества, а гранатовое дерево символизировало изобилие удачи. И конечно же, азербайджанские ремесленники, особенно мастера ковроткачества, использовали в своих работах эти символические изображения. [5] А изображения деревьев на коврах были стилизованы. [4]
Композиция ковров Агаджлы, сотканных в 15-16 веках в Тебризе , [6] более сложный, а цвета более естественные. Сады и леса на этих коврах показаны в плоскостном изображении, а сам пейзаж имеет передний и задний план. Художественная композиция ковров Агаджлы, сотканных в Северном Азербайджане , с похожими узорами и деталями, очень проста. Иногда встречаются ковры «Агаджлы», в верхней части среднего поля которых находится лячак. Ковры Агаджлы более простой композиции имеют небольшие размеры. Их узлы имеют низкую плотность. Ковры более сложного состава крупнее и плотнее. Иногда при создании композиции «Агаджлы» народные мастера изображают даже корни деревьев. [4]
Стоит отметить, что композиция с изображением деревьев очень распространена в народном искусстве Средней Азии и Кавказа , в том числе и Азербайджана, однако ковры Агаджлы тебризской художественной школы, созданные в 15-17 веках, являются считается более оригинальным. [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Азербайджанский ковер (PDF) . Баку : Азербайджанская национальная библиотека . 2012. с. 389.
- ^ «Развитие коврового искусства в Азербайджане» (на азербайджанском языке). azerbaijan.az Архивировано из оригинала 1 мая 2021 года . Проверено 25 июня 2021 г.
- ^ Abdullayeva, Najiba (1971). Ковровое искусство Азербайджана (PDF) . Baku : Elm. p. 26. Archived from the original (PDF) on 2021-06-25.
- ^ Jump up to: а б с д Karimov, Latif (1983). Азербайджанский ковёр (PDF) . Vol. III. Baku : Gənclik. Archived from the original (PDF) on 2022-03-31 . Retrieved 2021-06-25 .
- ^ Ирада Сариева (20 апреля 2015 г.). «Тебризская школа ковроткачества - как одна из великих отраслей нашей культуры...» (на азербайджанском языке). Азербайджанская Национальная Библиотека . Архивировано из оригинала 13 марта 2017 года . Проверено 25 июня 2021 г.
- ^ Азербайджанский ковер (PDF) . Баку : Наука. 2007. с. 27. ISBN 978-5-8066-1758-4 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 июня 2021 г.