Шведские ковры и коврики
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Ковры изготавливались вручную в Швеции на протяжении веков и с течением времени принимали множество различных форм и функций. Ковры, сотканные в традиционной восточной манере, особенно в Османской империи и на востоке, первоначально были привезены в Швецию по торговым путям еще в раннем средневековье. В последующие столетия шведские производители ковров часто наполняли свои работы темами и мотивами, традиционно встречающимися в восточных коврах. Со временем шведские ковровщики начали использовать восточные техники изготовления ковров, но темы и мотивы, более соответствующие художественному и культурному наследию Швеции. К началу Нового времени ковры уже давно были важным направлением искусства – особенно народного искусства – в шведской культуре. К началу двадцатого века это ремесло стало рассматриваться как важная художественная и культурная практика по всей Швеции, и дизайнеры начали создавать ковры, которые имели широкую международную привлекательность. Шведские ковры середины двадцатого века остаются одними из самых желанных и востребованных в мире ковров.
История
[ редактировать ]История шведских ковров аналогична более широкой истории скандинавских ковров , хотя и с некоторыми отличительными особенностями. Шведы занимались плетением очень долго, прежде чем это ремесло стало восприниматься всерьез как действенное средство шведского художественного самовыражения. [1] Одной из наиболее важных шведских техник изготовления ковров, получивших широкое распространение и применение, стала технология Rollakans , представляющая собой традиционное плоское переплетение. Очень популярные среди шведских народных мастеров, роллаканы часто использовались в качестве покрывал для кроватей и в целях демонстрации, и поэтому часто имели привлекательные узоры по всей поверхности. Такие ковры очень востребованы на современном рынке ковров, поскольку их воспринимают как типично шведские композиции. [ нужна ссылка ]
Подобным уникальным явлением в истории шведского ковроделия является ря , очень характерный шведский стиль ковров. [2] В отличие от своего родственника, плоскотканого роллакана, райа представляет собой ковер с длинным ворсом , который изначально был разработан для защиты от сурового арктического климата Швеции. Используя методы ткачества и завязывания узлов, которые были привезены в раннее средневековье в Швецию путешественниками и торговцами из Османской империи , шведские ковровщики серьезно начали производство ковров, которые впоследствии стали рясами. Эти длинные ворсы использовались по множеству причин с течением времени, выполняя различные роли в шведской культуре и обществе по мере развития вкусов и чувств. [ нужна ссылка ]
Несмотря на то, что это ремесло не шведского происхождения, столетия изготовления ковров прочно утвердили эту практику как важную шведскую культурную традицию. К современному периоду Швеция уже имела давнее наследие ковроделия.
Текстильное искусство Scania
[ редактировать ]
Текстильное искусство ручной работы процветало в Скании с середины восемнадцатого до середины девятнадцатого века. [3] Занятость в Scania была в основном в сельском хозяйстве. [4] и начало восемнадцатого века было временем относительного мира и процветания для фермеров, с гораздо меньшим количеством эпидемий, чем раньше. Таким образом, женщины из семей землевладельцев, обладающие навыками изготовления одежды и мебели, имели свободное время и материалы для изготовления текстиля с упором на красоту, а не на использование в качестве покрытия. [3] Эти ткани обычно хранили в деревянном сундуке и выносили только для особых случаев или для проветривания. [5] В богатых фермах часто имелось специальное помещение для этих сундуков. [6]
В текстиле используются вариации набора дизайнерских мотивов, включая сцены охоты, звезды и геометрические фигуры. Несмотря на это, каждый текстиль индивидуален; они достигают разнообразия за счет цвета, размера, расположения и сочетания мотивов. [7] Дизайны демонстрируют большое сходство в разных техниках, за исключением гобелена «ласточкин хвост», чьи рисунки более реалистичны и натуралистичны. [8] В то время как стилизованные животные внутри восьмиугольников являются обычным мотивом для других тканей, гобелены «ласточкин хвост» чаще имеют натуралистическое животное или птицу внутри круга. [9] Создательница текстиля редко выходила за пределы своей деревни, поэтому ее образы были основаны на природе, местных суевериях и религии. [10] Еще одним влиянием было текстильное искусство других культур. На протяжении тысячелетий торговля тканями осуществлялась по всей Европе и Азии, а известно, что графические рисунки с Ближнего Востока были импортированы в Швецию в четырнадцатом или пятнадцатом веке. [11]
Создателями этих произведений были исключительно женщины: жены фермеров, другие женщины-члены семьи, а иногда и служанки. [12] На некоторых работах есть инициалы, однако личность создателей неизвестна. [13] Создание приданого было важной традицией, и на каждой свадьбе невеста демонстрировала свое мастерство, создавая уникальный текстиль с символичным декором. [14] Начиная с середины девятнадцатого века, коллекции в основном распродавались и использовались в повседневном использовании, подвергаясь износу. [15] До наших дней сохранилось лишь несколько тысяч произведений этого периода. [14]
С этого периода известен только один профессиональный художник по текстилю в Скании: Бенгта Оредсдоттер, также известный как Бенгта Орман. Она работала с конца 1820-х до конца 1850-х годов. [16] Ее стиль, характеризующийся небольшими детализированными мотивами, был известен и подражался последующим поколениям шведских художников по текстилю. [17]
Техники и дизайны
[ редактировать ]- Гобелен «ласточкин хвост» , также называемый flamskväv («фламандское переплетение»): они названы в честь соединений между цветными областями, где уточные нити разных областей соединяются вокруг одной и той же нити основы . [7] Эта техника была распространена среди богатых семей Мальмё с середины шестнадцатого до середины восемнадцатого века. [18] Многие гобелены этой эпохи были потеряны во время войны и пожаров. [18] Эти гобелены обычно живописные, изображающие людей, животных или цветы на темном фоне. [19] Религиозные сцены, особенно Благовещение , были обычными сюжетами. [19] Охота была еще одним распространенным предметом. [20]
- Переплетенный гобелен или рёлакан (различные варианты написания): [21] Гобелен с двойным переплетением, в котором нити утка переплетаются на изнанке ткани, был распространенной техникой на юге Швеции. [22] Дизайн этих гобеленов обычно был геометрическим, включая звезды, розетки и восьмиугольники. Зигзагообразные узоры, изображающие молнии разных цветов и ширины, обычно использовались как в качестве мотива, так и в качестве фонового рисунка. [23] в основном использовался лен В переплетенных гобеленах в качестве основных нитей , а в качестве утка - шерсть, а другие волокна, такие как конопля , джут и хлопок , использовались гораздо реже. [24] Подавляющее большинство этих гобеленов произведено в Scania, поэтому эта техника также известна как «сканианские переплетенные гобелены». [25]
- Простое переплетение : простое переплетение с небольшим рисунком или без него обычно использовалось для частей тканей, включая основу или основу, к которым добавлялось больше декоративных слоев. [23]
- Уточный узор : при непрерывном уточном узоре нити утка не поворачиваются на краях мотива. [26] При внеуточном узоре узор создается с помощью дополнительного набора уточных нитей. [26] Это старая техника, восходящая к временам викингов, и она часто использовалась для изнаночной стороны тканей, лицевая сторона которых была создана из переплетенных гобеленов. [26] Существует несколько различных стилей узоров с дополнительным утком, в том числе krabbasnär («крабовая ловушка»), halvkrabba («полукраб»), munkabälte («пояс монаха»), opphämta («ловушка») и dukagäng («пояс монаха»). путь к таблице»). [27]
- Плетение с узловатым ворсом : flossa ( ворсовые плетения ) были распространены в качестве подушек или покрывал с восемнадцатого века. Цветную шерсть оборачивали вокруг пар нитей основы, чтобы создать ворсовую поверхность, либо разрезая ее в виде петель. [28]
- Вышивки: это могут быть schattersöm («вышивка на шерсти»), которые имеют вышитый узор на простом фоне, или korsstygn (« вышивка крестиком ») и tvistsöm («вышивка крестиком»), которые включают полностью вышитую поверхность. [29]
Двадцатый век и далее
[ редактировать ]К началу двадцатого века художники и дизайнеры по всей Швеции начали работать с коврами. Такие дизайнеры, как Марта Моос-Фьеттерстрем и Барбро Нильссон, начали создавать ковры в 1920-х годах, а к 1940-м годам шведские ковры стали приобретать коллекционеры по всему миру.
После одобрения сторонников модернизма , включая Ле Корбюзье , Рэя Имса и Фрэнка Ллойда Райта , шведские ковры быстро стали очень желанным товаром. Традиционные геометрические и абстрактные узоры, а также длинный ворс ковров Rya считались особенно желанными из-за их эстетического дополнения к твердой древесине , металлу и редкости, предпочитаемым современными дизайнерами. Поскольку домовладельцы начали отдавать предпочтение современной эстетике, Швеции стало трудно удовлетворить спрос на высококачественные ковры Ryas и другие ковры. Студия дизайна, основанная Мартой Моас-Фьеттерстрем в 1919 году, а затем возглавленная Барбро Нильссоном после смерти Моас-Фьеттерстрема в 1941 году, стала важным центром шведского дизайна ковров и остается таковой по сей день. [ нужна ссылка ]
Коллекции шведского текстильного искусства
[ редактировать ]Небольшие коллекции текстильного искусства сохранились в различных музеях и частных коллекциях. [30]
- Северный музей , Стокгольм
- Музей истории культуры, Лунд
- Национальный музей, Стокгольм
- Национальный музей, Копенгаген
- Музей Мальмё
- Музей Треллеборга
- Ассоциация древних памятников Истада
- Музей Остерлена
- Музей округа Кристианстад
- Хельсингборгский музей
- Музей Ландскроны
- Музей Эслера
- Музей Хёрбю
- Музей округа Блекинге
- Музей Карлсхамна
- Музей округа Смеланд
- Музей округа Халланд
- Рохский музей прикладного искусства, Гетеборг
- Коллекция шведского текстиля Халили
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хансен 1996 , стр. 21, 26.
- ^ Jump up to: а б Хансен 1996 , стр. 21.
- ^ Хансен 1996 , стр. 17.
- ^ Хансен 1996 , стр. 21, 28, 36.
- ^ Хансен 1996 , стр. 36.
- ^ Jump up to: а б Хансен 1996 , стр. 53.
- ^ Франсес 1996 , с. 14.
- ^ Франсес 1996 , с. 12.
- ^ Хансен 1996 , стр. 47, 49.
- ^ Франсес 1996 , с. 10.
- ^ Хансен 1996 , стр. 39.
- ^ Халили 1996 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Франсес 1996 , с. 9.
- ^ Хансен 1996 , стр. 40.
- ^ Хансен 1996 , стр. 42–43.
- ^ Хансен 1996 , стр. 43, 46.
- ^ Jump up to: а б Хансен 1996 , стр. 54.
- ^ Jump up to: а б Хансен 1996 , стр. 58.
- ^ Хансен 1996 , стр. 60.
- ^ Хансен 1996 , стр. 71.
- ^ Хансен 1996 , стр. 65.
- ^ Jump up to: а б Хансен 1996 , стр. 77.
- ^ Хансен 1996 , стр. 153, 166.
- ^ Хансен 1996 , стр. 93.
- ^ Jump up to: а б с Хансен 1996 , стр. 79.
- ^ Хансен 1996 , стр. 80.
- ^ Хансен 1996 , стр. 83.
- ^ Хансен 1996 , стр. 89.
- ^ Хансен 1996 , стр. 208–212.
Источники
[ редактировать ]- Хансен, Вивека (1996). «Традиционные брачные плетения Scania». Шведское текстильное искусство: традиционное брачное плетение из Скании: коллекция Халили . Nour Foundation совместно с Textile & Art Publications и IK Foundation. ISBN 1874780072 . ОСЛК 990431053 .
- Фрэнсис, Майкл (1996). «Международная привлекательность шведского текстильного искусства». Шведское текстильное искусство: традиционное брачное плетение из Скании: коллекция Халили . Nour Foundation совместно с Textile & Art Publications и IK Foundation. ISBN 1874780072 . ОСЛК 990431053 .
- Халили, Насер Д. (1996). "Предисловие". Шведское текстильное искусство: традиционные брачные плетения из Скании: коллекция Халили . Nour Foundation совместно с Textile & Art Publications и IK Foundation. ISBN 1874780072 . ОСЛК 990431053 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- The Textilis Essays (вводные исторические очерки Вивеки Хансен)