Jump to content

Шведские ковры и коврики

Старинный шведский ковер из коллекции Дорис Лесли Блау.

Ковры изготавливались вручную в Швеции на протяжении веков и с течением времени принимали множество различных форм и функций. Ковры, сотканные в традиционной восточной манере, особенно в Османской империи и на востоке, первоначально были привезены в Швецию по торговым путям еще в раннем средневековье. В последующие столетия шведские производители ковров часто наполняли свои работы темами и мотивами, традиционно встречающимися в восточных коврах. Со временем шведские ковровщики начали использовать восточные техники изготовления ковров, но темы и мотивы, более соответствующие художественному и культурному наследию Швеции. К началу Нового времени ковры уже давно были важным направлением искусства – особенно народного искусства – в шведской культуре. К началу двадцатого века это ремесло стало рассматриваться как важная художественная и культурная практика по всей Швеции, и дизайнеры начали создавать ковры, которые имели широкую международную привлекательность. Шведские ковры середины двадцатого века остаются одними из самых желанных и востребованных в мире ковров.

История шведских ковров аналогична более широкой истории скандинавских ковров , хотя и с некоторыми отличительными особенностями. Шведы занимались плетением очень долго, прежде чем это ремесло стало восприниматься всерьез как действенное средство шведского художественного самовыражения. [1] Одной из наиболее важных шведских техник изготовления ковров, получивших широкое распространение и применение, стала технология Rollakans , представляющая собой традиционное плоское переплетение. Очень популярные среди шведских народных мастеров, роллаканы часто использовались в качестве покрывал для кроватей и в целях демонстрации, и поэтому часто имели привлекательные узоры по всей поверхности. Такие ковры очень востребованы на современном рынке ковров, поскольку их воспринимают как типично шведские композиции. [ нужна ссылка ]

Подобным уникальным явлением в истории шведского ковроделия является ря , очень характерный шведский стиль ковров. [2] В отличие от своего родственника, плоскотканого роллакана, райа представляет собой ковер с длинным ворсом , который изначально был разработан для защиты от сурового арктического климата Швеции. Используя методы ткачества и завязывания узлов, которые были привезены в раннее средневековье в Швецию путешественниками и торговцами из Османской империи , шведские ковровщики серьезно начали производство ковров, которые впоследствии стали рясами. Эти длинные ворсы использовались по множеству причин с течением времени, выполняя различные роли в шведской культуре и обществе по мере развития вкусов и чувств. [ нужна ссылка ]

Несмотря на то, что это ремесло не шведского происхождения, столетия изготовления ковров прочно утвердили эту практику как важную шведскую культурную традицию. К современному периоду Швеция уже имела давнее наследие ковроделия.

Текстильное искусство Scania

[ редактировать ]
Чехол на подушку для перевозки, Scania , район Бара, конец 18 века. Из коллекции шведского текстиля Халили.

Текстильное искусство ручной работы процветало в Скании с середины восемнадцатого до середины девятнадцатого века. [3] Занятость в Scania была в основном в сельском хозяйстве. [4] и начало восемнадцатого века было временем относительного мира и процветания для фермеров, с гораздо меньшим количеством эпидемий, чем раньше. Таким образом, женщины из семей землевладельцев, обладающие навыками изготовления одежды и мебели, имели свободное время и материалы для изготовления текстиля с упором на красоту, а не на использование в качестве покрытия. [3] Эти ткани обычно хранили в деревянном сундуке и выносили только для особых случаев или для проветривания. [5] В богатых фермах часто имелось специальное помещение для этих сундуков. [6]

В текстиле используются вариации набора дизайнерских мотивов, включая сцены охоты, звезды и геометрические фигуры. Несмотря на это, каждый текстиль индивидуален; они достигают разнообразия за счет цвета, размера, расположения и сочетания мотивов. [7] Дизайны демонстрируют большое сходство в разных техниках, за исключением гобелена «ласточкин хвост», чьи рисунки более реалистичны и натуралистичны. [8] В то время как стилизованные животные внутри восьмиугольников являются обычным мотивом для других тканей, гобелены «ласточкин хвост» чаще имеют натуралистическое животное или птицу внутри круга. [9] Создательница текстиля редко выходила за пределы своей деревни, поэтому ее образы были основаны на природе, местных суевериях и религии. [10] Еще одним влиянием было текстильное искусство других культур. На протяжении тысячелетий торговля тканями осуществлялась по всей Европе и Азии, а известно, что графические рисунки с Ближнего Востока были импортированы в Швецию в четырнадцатом или пятнадцатом веке. [11]

Создателями этих произведений были исключительно женщины: жены фермеров, другие женщины-члены семьи, а иногда и служанки. [12] На некоторых работах есть инициалы, однако личность создателей неизвестна. [13] Создание приданого было важной традицией, и на каждой свадьбе невеста демонстрировала свое мастерство, создавая уникальный текстиль с символичным декором. [14] Начиная с середины девятнадцатого века, коллекции в основном распродавались и использовались в повседневном использовании, подвергаясь износу. [15] До наших дней сохранилось лишь несколько тысяч произведений этого периода. [14]

С этого периода известен только один профессиональный художник по текстилю в Скании: Бенгта Оредсдоттер, также известный как Бенгта Орман. Она работала с конца 1820-х до конца 1850-х годов. [16] Ее стиль, характеризующийся небольшими детализированными мотивами, был известен и подражался последующим поколениям шведских художников по текстилю. [17]

Техники и дизайны

[ редактировать ]
  • Гобелен «ласточкин хвост» , также называемый flamskväv («фламандское переплетение»): они названы в честь соединений между цветными областями, где уточные нити разных областей соединяются вокруг одной и той же нити основы . [7] Эта техника была распространена среди богатых семей Мальмё с середины шестнадцатого до середины восемнадцатого века. [18] Многие гобелены этой эпохи были потеряны во время войны и пожаров. [18] Эти гобелены обычно живописные, изображающие людей, животных или цветы на темном фоне. [19] Религиозные сцены, особенно Благовещение , были обычными сюжетами. [19] Охота была еще одним распространенным предметом. [20]
  • Переплетенный гобелен или рёлакан (различные варианты написания): [21] Гобелен с двойным переплетением, в котором нити утка переплетаются на изнанке ткани, был распространенной техникой на юге Швеции. [22] Дизайн этих гобеленов обычно был геометрическим, включая звезды, розетки и восьмиугольники. Зигзагообразные узоры, изображающие молнии разных цветов и ширины, обычно использовались как в качестве мотива, так и в качестве фонового рисунка. [23] в основном использовался лен В переплетенных гобеленах в качестве основных нитей , а в качестве утка - шерсть, а другие волокна, такие как конопля , джут и хлопок , использовались гораздо реже. [24] Подавляющее большинство этих гобеленов произведено в Scania, поэтому эта техника также известна как «сканианские переплетенные гобелены». [25]
  • Простое переплетение : простое переплетение с небольшим рисунком или без него обычно использовалось для частей тканей, включая основу или основу, к которым добавлялось больше декоративных слоев. [23]
  • Уточный узор : при непрерывном уточном узоре нити утка не поворачиваются на краях мотива. [26] При внеуточном узоре узор создается с помощью дополнительного набора уточных нитей. [26] Это старая техника, восходящая к временам викингов, и она часто использовалась для изнаночной стороны тканей, лицевая сторона которых была создана из переплетенных гобеленов. [26] Существует несколько различных стилей узоров с дополнительным утком, в том числе krabbasnär («крабовая ловушка»), halvkrabba («полукраб»), munkabälte («пояс монаха»), opphämta («ловушка») и dukagäng («пояс монаха»). путь к таблице»). [27]
  • Плетение с узловатым ворсом : flossa ( ворсовые плетения ) были распространены в качестве подушек или покрывал с восемнадцатого века. Цветную шерсть оборачивали вокруг пар нитей основы, чтобы создать ворсовую поверхность, либо разрезая ее в виде петель. [28]
  • Вышивки: это могут быть schattersöm («вышивка на шерсти»), которые имеют вышитый узор на простом фоне, или korsstygn вышивка крестиком ») и tvistsöm («вышивка крестиком»), которые включают полностью вышитую поверхность. [29]

Двадцатый век и далее

[ редактировать ]

К началу двадцатого века художники и дизайнеры по всей Швеции начали работать с коврами. Такие дизайнеры, как Марта Моос-Фьеттерстрем и Барбро Нильссон, начали создавать ковры в 1920-х годах, а к 1940-м годам шведские ковры стали приобретать коллекционеры по всему миру.

После одобрения сторонников модернизма , включая Ле Корбюзье , Рэя Имса и Фрэнка Ллойда Райта , шведские ковры быстро стали очень желанным товаром. Традиционные геометрические и абстрактные узоры, а также длинный ворс ковров Rya считались особенно желанными из-за их эстетического дополнения к твердой древесине , металлу и редкости, предпочитаемым современными дизайнерами. Поскольку домовладельцы начали отдавать предпочтение современной эстетике, Швеции стало трудно удовлетворить спрос на высококачественные ковры Ryas и другие ковры. Студия дизайна, основанная Мартой Моас-Фьеттерстрем в 1919 году, а затем возглавленная Барбро Нильссоном после смерти Моас-Фьеттерстрема в 1941 году, стала важным центром шведского дизайна ковров и остается таковой по сей день. [ нужна ссылка ]

Коллекции шведского текстильного искусства

[ редактировать ]

Небольшие коллекции текстильного искусства сохранились в различных музеях и частных коллекциях. [30]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хансен 1996 , стр. 21, 26.
  2. ^ «Скандинавские ковры — старинные скандинавские ковры от Назмиял» .
  3. ^ Jump up to: а б Хансен 1996 , стр. 21.
  4. ^ Хансен 1996 , стр. 17.
  5. ^ Хансен 1996 , стр. 21, 28, 36.
  6. ^ Хансен 1996 , стр. 36.
  7. ^ Jump up to: а б Хансен 1996 , стр. 53.
  8. ^ Франсес 1996 , с. 14.
  9. ^ Франсес 1996 , с. 12.
  10. ^ Хансен 1996 , стр. 47, 49.
  11. ^ Франсес 1996 , с. 10.
  12. ^ Хансен 1996 , стр. 39.
  13. ^ Халили 1996 , с. 8.
  14. ^ Jump up to: а б Франсес 1996 , с. 9.
  15. ^ Хансен 1996 , стр. 40.
  16. ^ Хансен 1996 , стр. 42–43.
  17. ^ Хансен 1996 , стр. 43, 46.
  18. ^ Jump up to: а б Хансен 1996 , стр. 54.
  19. ^ Jump up to: а б Хансен 1996 , стр. 58.
  20. ^ Хансен 1996 , стр. 60.
  21. ^ Хансен 1996 , стр. 71.
  22. ^ Хансен 1996 , стр. 65.
  23. ^ Jump up to: а б Хансен 1996 , стр. 77.
  24. ^ Хансен 1996 , стр. 153, 166.
  25. ^ Хансен 1996 , стр. 93.
  26. ^ Jump up to: а б с Хансен 1996 , стр. 79.
  27. ^ Хансен 1996 , стр. 80.
  28. ^ Хансен 1996 , стр. 83.
  29. ^ Хансен 1996 , стр. 89.
  30. ^ Хансен 1996 , стр. 208–212.

Источники

[ редактировать ]
  • Хансен, Вивека (1996). «Традиционные брачные плетения Scania». Шведское текстильное искусство: традиционное брачное плетение из Скании: коллекция Халили . Nour Foundation совместно с Textile & Art Publications и IK Foundation. ISBN  1874780072 . ОСЛК   990431053 .
  • Фрэнсис, Майкл (1996). «Международная привлекательность шведского текстильного искусства». Шведское текстильное искусство: традиционное брачное плетение из Скании: коллекция Халили . Nour Foundation совместно с Textile & Art Publications и IK Foundation. ISBN  1874780072 . ОСЛК   990431053 .
  • Халили, Насер Д. (1996). "Предисловие". Шведское текстильное искусство: традиционные брачные плетения из Скании: коллекция Халили . Nour Foundation совместно с Textile & Art Publications и IK Foundation. ISBN  1874780072 . ОСЛК   990431053 .
[ редактировать ]
  • The Textilis Essays (вводные исторические очерки Вивеки Хансен)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3f838310a03eaa6bea830c62349387c1__1654726020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/c1/3f838310a03eaa6bea830c62349387c1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Swedish carpets and rugs - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)