Rya (rug)
![]() Есть | |
Тип | Ковровое покрытие |
---|---|
Материал | Шерсть |
Метод производства | Завязывание узлов |
Производственный процесс | Ремесленное производство |
Место происхождения | Скандинавия |
Представлено | 15 век |
Рья . или рожь — это традиционный скандинавский шерстяной ковер с длинным ворсом от 1 до 3 дюймов [1] Они изготовлены с использованием узла Гиордес, образующего ткань с двусторонним ворсом. [2] rya означает «коврик» Хотя на английском языке , первоначальное значение слова rya в Швеции было покрывало с узловатым ворсом. [3] Первые рясы возникли в начале пятнадцатого века как грубые, тяжелые чехлы с длинным ворсом, которые моряки использовали вместо мехов . [4] С течением времени ковры становились легче и красочнее. [4] Изоляция , которую обеспечивает ryas , защищает от холодного скандинавского климата. [2] [4] Ряс — это ковер с узловатым ворсом , каждый узел которого состоит из трех прядей шерсти , что позволяет ковру проявлять богатую текстуру всех оттенков цвета. [5] Название происходит от деревни на юго-западе Швеции . [6] Термин «ря» может также относиться к породе овец , шерсть которых используется для изготовления ковров «ря» (см. «Рия» (овца) ).
История
[ редактировать ]В начале IX-X веков исламский шелковый текстиль был завезен в Скандинавию купцами- викингами , которые торговали с Россией и Византийской империей . [7] Впоследствии скандинавский регион приобрел ковры с узловатым ворсом у османов в Анатолии . [7] Фактически, ковер Марби, один из самых ранних сохранившихся турецких ковров, был найден в церкви Марби недалеко от Емтланда , Швеция. [7] В конце концов, скандинавы сами начали производить ковры под влиянием восточного дизайна ковров . [7]
Риас в Норвегии восходит к началу 15 века. [8] В это время их носили моряки , охотники на тюленей и рыбаки , чтобы защитить себя от холодного моря. [4]
До появления коврика из рья в Швеции крестьяне спали между меховыми шкурами, но шкуры могли стать жесткими, и мех нельзя было стирать. [3] Крестьяне тогда использовали шерсть, сорванную прямо с овец, без прядения, чтобы максимально близко имитировать мех. [3] Они использовали натуральные цвета шерсти: черный , белый и серый , чтобы создать простые узоры в высоком ворсе. [3] В процессе плетения шерсть завязывалась узлами. [3] Ворсовая сторона ря имела мягкий блеск, напоминающий мех, и располагалась лицом к телу, как раньше использовались меховые шкурки. [3] Узору плоской поверхности другой стороны уделялось меньше внимания, и это была та часть, над которой владелец работал над своими инициалами в виде полосатого геометрического рисунка. [3] Позже перед использованием шерсть помещали в горячую воду, в результате чего шерсть сжималась, становилась жесткой и стягивалась. [3] Следовательно, коврики были более прочными, но не такими мягкими и блестящими, как более ранние ковры rya. [3]
Примерно в 1690 году появился новый вид ря, имитирующий зарубежные цветочные узоры в стиле барокко , сотканные дочерьми и женами бюргеров в Стокгольме , а затем и в стране . [3] У этого нового ря был более короткий ворс и более тесные ряды узлов, что делало ковер легче. [3] Кроме того, сторона ворса теперь обращена вверх, чтобы отображать дизайн. [3] Мотивы из для вышивки крестиком образцов включались в ря, если иностранная ткань в стиле барокко не была доступна для копирования. [3] Новая концепция райя распространилась от южной Швеции до северной Швеции. [3] Таким образом, ря больше не сохранял свою первоначальную практическую роль и вместо этого стал дневным ковром, составив, таким образом, основу современных ковров ря. [3]
В Швеции рясы использовались знатью в качестве постельного белья, а также для демонстрации социального статуса. [6] Однако к 17 веку они утратили популярность у знати и стали постельным бельем для низших сословий. [8] В Финляндии восемнадцатого века ряс стал декоративным, с животными, цветами и символическими рисунками. [8] Их использовали на свадьбах в качестве молитвенных ковриков . [8] невесты Коврики Ря были частью приданого , [9] и невесты венчались стоя на них. [2] Эти ря выставлялись дома как гобелены на память о свадьбе и часто передавались из поколения в поколение как семейные реликвии. [6]

В 1970-х годах ковры ря стали популярны в Соединенных Штатах , хотя законодатели моды не широко рекламировали и продвигали ворсистые ковры. [10] Финские ковры ручной работы были дорогими и считались модными. [10] Некоторые говорят, что ворсистые коврики помогали людям согреться в холодную погоду во время нефтяного кризиса 1973 года , когда энергия была дорогой, но популярность ковров началась еще до этого периода. [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мендельсон, Шерил (1999). Домашний уют: искусство и наука ведения домашнего хозяйства . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Скрибнер. п. 479. ИСБН 0-684-81465-Х .
- ^ Jump up to: а б с Мартин, Кристина (2005). Ткачество: методы, узоры и традиции древнейшего искусства (деревянные книги) . Компания Уокер. п. 36. ISBN 0-8027-1457-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Плат, Иона (1966). Декоративное искусство Швеции . Дуврские публикации. стр. 9 . ISBN 0-486-21478-8 .
- ^ Jump up to: а б с д «Классический современный прожектор на Эге Ря» . classic-modern.co.uk. 2011. Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 5 января 2011 г.
- ^ «Ряс Коврики» . Проверено 5 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с «Скандинавские антикварные ковры и ковры» . НАЗМИЯЛ Инк . Проверено 5 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Скандинавские ковры часть 2» . НАЗМИЯЛ Инк . Проверено 5 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Суоми, Паиви (2001). «История ковра Рья — все виды волокон» . Архивировано из оригинала 25 декабря 2016 года . Проверено 5 января 2011 г.
- ^ «История скандинавских ковров» . НАЗМИЯЛ Инк . Проверено 5 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Хайн, Томас (2009). Великий фанк: стили лохматых, сексуальных и бесстыдных 1970-х . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 175. ИСБН 978-0-374-53167-6 .