Борчалы (ковер)
Борчалы ( азербайджанский : Borçalı ) описывает подкатегорию внутри газахской группы азербайджанского языка. [1] ковры , хотя регион их происхождения сейчас находится на территории Грузии . [2] [3] Название этого ковра связано с названием Борчалинского района , расположенного на юго-востоке Грузии, недалеко от границы района Газахского Азербайджана . Крупные села этого региона, в том числе Гурдлар, Ахурлы, Качаган, Садахлы (Сашихлы), Даштепе и Лембели, когда-то славились ковроткачеством. [4] хотя в последние десятилетия искусство ковроткачества практически полностью вымерло, [5] остались только две известные деревни, где до сих пор ткут ковры в стиле Борчалы: Косалар и Муганло (ранее Иормуганло). [6] Население Борчалы (ныне известного как Марнеули), включая вышеупомянутые села, состоит в основном из этнических азербайджанцев . [1] [7]
История
[ редактировать ]По легенде, изложенной искусствоведом и ковроткачом Лятифом Керимовым , нынешнее население Борчалы происходило из многочисленного племени Бозчалу , жившего в районе города Сулдуз в Иранском Азербайджане . По приказу правителей династии Сефевидов это племя было переселено на север Газаха, на территорию Грузии, в Борчалы. В их распоряжение были переданы хлопковые районы. Это племя еще называют Гарапапаг. С именем этого племени связано название центра ковроткачества Попаглы, расположенного в трех километрах от Газаха, и зон ковроткачества Гараязы и Гарачепа, расположенных на севере Газаха. [1]
По мнению Керимова, предки жителей Борчалы заимствовали ремесло ковроткачества у ковровой школы таких поселений Иранского Азербайджана, как Тебриз, Ардебиль, Сараб, Гарадаг и особенно расположенные вокруг озера Урмия, Эрак, Биджар, Эсна (Сенне), Фарахан. Подпав под влияние Газахской ковровой школы и вдохновившись ее традициями, они продолжили свое развитие. Под влиянием этих двух школ ковроткачества возникла подгруппа борчалинской ковровой школы, представленная центрами ковроткачества Гараязы, Гарачеп, Лембели и др. [1]
Художественные особенности
[ редактировать ]В зависимости от художественного строения борчалинские ковры бывают нескольких типов. В орнаментальных мотивах борчалинских ковров можно увидеть следы изображения тотемов или отголоски мифологических верований. Мотивы, которые когда-то были религиозными и мистическими, передавались из поколения в поколение по традиции, сохранившейся до наших дней. Но в последнее время эти мотивы утратили свое религиозное значение и превратились в обычные декоративные элементы. [1]
Первый тип
[ редактировать ]К первому типу борчалинских ковров относятся те, которые местные ткачи называют Чобанкере. [8] Характерными элементами этих ковров являются два гола (гёль), расположенные вертикально на центральной оси симметрично в срединном поле, а также изображения деревьев по четырем сторонам центральных голов (гёль). На некоторых коврах этого типа встречаются также изображения птиц, верблюда и элемента «мектеб оджаги» - школьного очага. [1]
Второй тип
[ редактировать ]Второй тип образуют ковры, которые в Газахском районе получили название «Фархлы», а в Борчалы – «Гурбагаоглы» или «с лягушкой». Эти ковры также широко производились в селе Гяурарх, расположенном в 12 километрах к юго-востоку от Марнеули. Состав этого типа ковров различен. В некоторых, в среднем поле, можно встретить гёлеподобные элементы, расположенные в ряд друг за другом. В других коврах сочетание этих гол (göl) образует вытянутую фигуру. Центрами производства ковров второго типа до недавнего времени были села Гяурарх, Гурбагаоглы, расположенные в 12 километрах к юго-востоку от Марнеули, а в Газахском районе - село Фарахлы. [1]
В 1930-е годы Лятиф Керимов был участником собрания старейших ковровщиц Газаха, которое длилось два дня. За это время Керимову удалось поговорить с несколькими старыми ковроткачами и выяснить происхождение некоторых узоров. Говорили о форме и происхождении гёлеподобного элемента, расположенного в срединном поле упомянутого ковра. Одна из ковровщиц рассказала, что на этом элементе изображена лягушка. "Лягушка, - сказала она, - прекрасное животное. В воде это рыба, на суше соловей. Полученные сведения, по мнению Керимова, позволяют предположить, что рисунок гёлеподобного элемента среднего поля восходит к образу лягушки, которая когда-то была тотемом определенного племени, но со временем этот элемент утратил свое религиозно-мистическое значение и превратился в декоративно-орнаментальный мотив. [1]
Третий тип
[ редактировать ]Третий тип составляют ковры, известные среди ковроделов под названием «Зийинатнишан» или «Зейванишан». Их производят в основном в селе Гызылджа или Гызылгаджилы, расположен на северо-западе Марнеули. Этот ковер отличается не бордюрной полосой или каким-либо отдельным элементом, а крестообразным медальоном, расположенным в центре среднего поля. Существует ошибочное мнение, что этот медальон представляет собой крест. Этот медальон считается главной особенностью этого ковра и на самом деле изображает богатыря в войлочном плаще и большой лохматой шерстяной шапке (папаге) из овчины. [1]
Четвертый тип
[ редактировать ]К этому типу относятся ковры, получившие у ковроткачей название «лембели». Расположенные в центре среднего поля ковров узоры гол (гёл) по размерам крупнее, чем на других коврах Газахской группы. Фон этих голов (göl) обычно белый. В центре гола (гёля), по мнению старейших ковроткачей, находится «чанахлы бага» — черепаха или, как во втором типе, очень стилизованное изображение «гурбага» — лягушки. Иногда ковры этого типа имеют в центре поля три одинаковых гола (göl). [1]
Пятый тип
[ редактировать ]Ковры этого типа, называемые также «лембели», хотя и имеют сходство с коврами первого и четвертого типов, но отличаются от них размером и цветом голов (гёлей) среднего поля. Но главное отличие в том, что эти голы (göl) чередуются через один. [1]
Технические особенности
[ редактировать ]Ковры Борчалы бывают разных форматов и размеров. Ковры, сотканные в деревне Лембели, имеют сравнительно большие размеры. Плотность узлов: на каждый квадратный дециметр приходится от 30х30 до 35х35 узлов (на каждый квадратный метр - от 80 000 до 120 000 узлов). Высота ворса 8-12 мм. [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Karimov, Latif (1983). Азербайджанский ковёр (PDF) . Vol. III. Baku : Gənclik. Archived from the original (PDF) on 2022-03-31 . Retrieved 2021-07-09 .
- ^ «Развитие коврового искусства в Азербайджане» (на азербайджанском языке). azerbaijan.az Архивировано из оригинала 1 мая 2021 года . Проверено 9 июля 2021 г.
- ^ Азербайджанский ковер (PDF) . Баку : Наука. 2007. с. 26. ISBN 978-5-8066-1758-4 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 июня 2021 г.
- ^ Азербайджанский ковер (PDF) . Баку : Наука. 2007. с. 55. ИСБН 978-5-8066-1758-4 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 июня 2021 г.
- ^ Благотворительный сайт ReWoven с рассказом о том, как поддерживаются последние ткацкие деревни.
- ^ Статья 2021 г. о последних выживших ткачах Борчалы.
- ^ Азербайджанский ковер (PDF) . Баку : Азербайджанская национальная библиотека . 2012. с. 22.
- ^ Азербайджанский ковер (PDF) . Баку : Наука. 2007. с. 59. ИСБН 978-5-8066-1758-4 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 июня 2021 г.