Скандинавские ковры
Скандинавия имеет давнюю и гордую традицию изготовления ковров наравне со многими регионами мира, которые, возможно, более тесно связаны с этим ремеслом, такими как Китай и Персия . Ковры изготавливались вручную мастерами скандинавских стран Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции на протяжении веков и часто играли важную культурную роль в каждой из этих стран. Современные скандинавские ковры, особенно шведские, сегодня являются одними из самых востребованных ковров в мире, во многом благодаря вкладу таких дизайнеров, как Марта Моас-Фьеттерстрем . [1] История скандинавских ковров является важной главой в культурном изучении Скандинавии, поскольку она многое раскрывает об эстетических и социальных традициях этого региона.
История
[ редактировать ]История ковроделия в Скандинавии сложна. Действительно, история того, как кустарное изготовление ковров стало культурным институтом по всей Скандинавии, во многом является историей того, как это ремесло распространилось по всей Европе , с момента его возникновения как традиционного восточного вида искусства. Действительно, ковровщики Скандинавии – как и многие другие их европейские коллеги – находились под сильным влиянием эстетики, а также технологий производства ковровщиков Анатолии и Малой Азии , с которыми скандинавы раннего средневековья имели дело . значительные контакты через международные торговые пути. К десятому веку нашей эры скандинавы активно торговали с Византийской империей в Константинополе , создавая значительный интерес к прекрасным коврам по всей Скандинавии. [2]
Между правым и двенадцатым веками нашей эры большое количество традиционно изготовленных византийских ковров было завезено в Северную Европу, в том числе в скандинавские королевства Дания , Норвегия и Швеция . [3] Из-за сурового климата этих стран, который часто считается одной из самых холодных и суровых зим на Земле, искусно изготовленные византийские ковры прекрасно вписываются: лучшие византийские ковры часто вешаются в величественных домах в целях изоляции и часто используются в качестве изоляционных материалов. одеяла скандинавских дворян. [4] [2] Долгое время именно такое расположение доминировало в Скандинавии: восточные ковры были завезены из Восточной империи в Скандинавию, при этом в Скандинавии ткали очень мало оригинальных изделий. Однако после столетий знакомства с прекрасными восточными коврами жители Скандинавии начали развивать свой собственный особый стиль ремесленного изготовления ковров.
К четырнадцатому веку нашей эры скандинавы развили искусство Рия ( или Рийи). [5] Эти характерные ковры представляли собой новое развитие в художественной форме, рассказывающей историю мастеров, создавших их: в отличие от восточных ковров Восточной империи, к которым привыкли скандинавы, Рьяс изготавливался с толстым лохматым длинным ворсом: эти ковры были специально разработаны, чтобы помочь скандинавским народам пережить печально известные суровые зимы. Вскоре после своего появления райас распространился повсюду в средневековой Скандинавии, часто заменяя традиционные восточные ковры, а также плащи и одеяла. Великолепные образцы такого рода буксиров были найдены при археологических раскопках старых поселений викингов , особенно в Йорке, Англия . [2]
Помимо того, что традиционные рясы служили настенными покрытиями и одеялами как для дворян, так и для простолюдинов, они также использовались в свадебных церемониях по всей Скандинавии, на протяжении всего средневековья. Ряс, сотканный для таких случаев, представляет собой очень разные изделия, часто с инициалами жениха и невесты, датой свадебной церемонии, набором двойных сердец, а также символами и знаками, обозначающими семьи жениха и невесты. Свадебные рясы имели чрезвычайно важное значение и, возможно, представляют собой наиболее яркое развитие скандинавского ковроделия. [6]
Несмотря на то, что скандинавская традиция изготовления ковров развивалась с 1500-х по 1800-е годы, более традиционно восточные темы были включены в лучшие скандинавские ковры, причем наиболее заметное место занимал мотив Древа Жизни . Символ Древа Жизни, являющийся резервным элементом персидских ковров, был адаптирован ковровщиками Скандинавии для обозначения генеалогического древа и связей. [ нужна ссылка ]
К 1880-м годам традиционные скандинавские ковры – и особенно Рьяс – пользовались огромной популярностью по всей Северной Европе . Кроме того, в Швеции начали производить ковры очень своеобразного стиля — роллакан. Эти изделия, как правило, представляли собой плоские ковры, украшенные сложными гобеленами, что делало их очень отличающимися от обычно абстрактных ковров с толстым ворсом Рьяс, даже несмотря на то, что они использовались для аналогичных целей. [ нужна ссылка ]
Начавшись скромно, ремесло изготовления ковров в Скандинавии превратилось в сложную форму искусства с различными возможностями для изучения мастерами. И хотя ковры Риа потеряли популярность у скандинавской знати и впоследствии были отнесены к области народного искусства , [ когда? ] [ нужна ссылка ] В середине двадцатого века произошел огромный взрыв популярности традиционного ковра Rya – явление, которое продолжается и сегодня. [ нужна ссылка ]
На протяжении веков Риас изготавливали с абстрактными геометрическими узорами и всегда делали из толстого лохматого ворса. Этот стиль дизайна был особенно привлекателен для дизайнеров -модернистов середины двадцатого века Европы и Северной Америки , которые считали, что мохнатые, красочные ковры хорошо компенсируют более резкие и холодные элементы дизайна, которые доминировали в их собственной эстетике: в доме с множеством прямых линии, твердая древесина и металл, мягкий и красочный дизайн ковров Rya создавал ощущение тепла и цвета, что часто создавало уютный дом. Известно, что такие влиятельные дизайнеры, как Рэй Имс , Ле Корбюзье и Фрэнк Ллойд Райт , наслаждались эффектом традиционного скандинавского ковра. [ нужна ссылка ]
Техника изготовления ковров
[ редактировать ]Искусство изготовления ковров древнее и чрезвычайно сложное, не говоря уже о культурном значении для народов, среди которых развивались подобные традиции. Сложные списки типов узлов и техник ткачества, долгое время использовавшихся мастерами-ткачами Китая и Персии, свидетельствуют о важности изготовления ковров для этих культур. Хотя изготовление ковров пришло в Скандинавию значительно позже, чем в традиционные культуры изготовления ковров в восточном мире, в этих странах Северной Европы действительно возникла столь же сложная и изощренная методология плетения прекрасных ковров. [ нужна ссылка ]
Коврики Рия, например, ткутся с использованием комбинации техник, включающих плетение гобеленов, рукоделие и ковровые узлы. [7] Традиционно скандинавские ковры Rya изготавливались вручную ремесленниками, которые добавляли симметричные турецкие узлы (или узлы Ghiordes) непосредственно к основе через специально сотканную основу. Небольшие отверстия в переплетении позволяли ковровщикам вставлять узлы на равном расстоянии друг от друга, используя гобеленовую иглу большего размера. [ нужна ссылка ]
В отличие от многих других ковриков, имеющих культурное значение, Рьяс использовался ворсом вниз, чтобы лучше изолировать владельца. Таким образом, элементы дизайна и орнаменты были вплетены в обратную сторону ковров, причем ворс состоял из однотонных цветов. Со временем ситуация изменилась, и появились красочные Ryas, которые привлекли внимание дизайнеров середины двадцатого века, которые так много сделали для их популяризации. [ нужна ссылка ]
Трудно говорить об истории и стиле скандинавских ковров, не упомянув Марту Моас-Фьеттерстрем. Одна из самых важных фигур во всей истории скандинавского ковроделия, Марта Моас-Фьеттерстрём была дизайнером ковров середины двадцатого века, чьи изделия являются одними из самых примечательных ковров, когда-либо созданных. [1] Работая с 1919 года до своей смерти в 1941 году, Моас-Фьеттерстрем сосредоточилась на создании ковров, которые передавали интимность мира природы посредством модернистского подхода к линиям и геометрическим фигурам. Благодаря экспонатам в некоторых из самых эксклюзивных художественных музеев мира и огромной репутации в мире дизайна более чем через 70 лет после ее смерти, достижения Моас-Фьеттерстрем иллюстрируют важность скандинавских ковров. [ нужна ссылка ]
Современные тенденции дизайна
[ редактировать ]Во многом благодаря влиянию Марты Моос-Фьеттерстрём скандинавские ковры оставались чрезвычайно популярными на протяжении последних 70 лет. Действительно, после ее смерти в 1941 году спрос на ковры, изготовленные в ее неповторимом стиле, резко возрос. [1] Моас-Фьеттерстрем после своей смерти оставила потомкам более 700 дизайнов ковров, а также тщательно подробные инструкции по их изготовлению, включая различные методы, которые следует использовать при их изготовлении. Помимо огромного количества своих оригинальных работ, Моас-Фьеттерстрем также вдохновила множество художников, чьи ковры пользуются огромным спросом во всем мире. [1]
Коврики, созданные такими художниками, как Анн-Мари Форсберг , Барбро Нильссон , Марианна Рихтер и другими, доступны и изготавливаются вручную в оригинальной студии Моас-Фьеттерстрёма в Бостаде , где ковры изготавливаются вручную с 1919 года. [1] Трудно переоценить влияние, которое эти дизайнеры и их работы оказали на мир дизайна интерьеров. Несмотря на то, что вкусы изменились с 1920-х и 1930-х годов, когда Моас-Фьеттерстрем сама занималась дизайном ковров, скандинавские ковры обладают качеством, которое на протяжении десятилетий интриговало ведущих дизайнеров и декораторов. Если и есть какая-то тенденция в мире ремесленных ковров, так это растущая популярность скандинавских ковров. [1]
Многие дизайнеры, декораторы интерьера и современные провидцы середины двадцатого века были впечатлены уникальной скудной и геометрической композицией традиционных скандинавских ковров, особенно тех, которые созданы Моос-Фьеттерстрем и ее коллегами. Внимание к деталям и цветовой трактовке ковров Måås-Fjetterström, а также подход к геометрии и теории линий в наиболее известных произведениях в совокупности создают именно такие изделия, которые идеально дополняют эстетику дизайна таких людей, как Рэй Имс , Ле Корбюзье и Фрэнк Ллойд Райт . Основной причиной огромной популярности скандинавских ковров середины века является активное использование таких изделий в собственных дизайнерских работах этих людей. [1]
Галереи и дизайн-студии по всему миру в последнее время начали вкладывать значительные средства в те скандинавские ковры, которые считаются лучшими и наиболее отражающими эстетические ценности знаменитых современных скандинавских ковровщиков и дизайнеров середины века. Галереи, специализирующиеся на антикварных коврах, такие как коллекция Назмиял в Нью-Йорке , покупают и продают огромное количество скандинавских ковров, подчеркивая растущую популярность таких произведений и растущий общественный спрос на скандинавские ковры. Повышенный спрос на такие ковры со стороны галерей и студий связан с вполне реальным повышенным спросом со стороны декораторов, коллекционеров и потребителей. [ нужна ссылка ]
Растущее влияние скандинавских производителей ковров является подтверждением важности этого ремесла для шведского народа. Хотя изготовление ковров не является художественной традицией скандинавского происхождения, оно стало очень важным средством художественного самовыражения в Скандинавии. Поскольку вкус к скандинавским коврам и коврикам продолжает расти во всем мире, скандинавские производители ковров будут продолжать создавать уникальные и долговечные произведения, которые представляют те элементы дизайна и эстетические идеалы, которые наиболее важны для культуры региона. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Индекс» . Марта Маас-Фьеттерстром AB . Архивировано из оригинала 22 декабря 2012 года . Проверено 30 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Мировой текстиль: краткая история (Мир искусства) .
- ^ «Шведские ковры | Винтажные шведские килимы и коллекция ковров» . Nazmiyalantiquerugs.com . Проверено 15 апреля 2016 г.
- ^ «Шведские ковры | Винтажные шведские килимы и коллекция ковров» . Nazmiyalantiquerugs.com . Проверено 15 апреля 2016 г.
- ^ ШВЕДСКОЕ ТЕКСТИЛЬНОЕ ИСКУССТВО: Традиционное брачное плетение из Скании (Коллекция шведского текстильного искусства Нассера Д. Халили) (изд. В твердом переплете).
- ^ Племенные и деревенские ковры: полное руководство по дизайну, узорам и мотивам .