Вильгельм фон Боде
Вильгельм фон Боде | |
---|---|
![]() Вильгельм фон Боде ок. 1920 год | |
Рожденный | |
Умер | 1 марта 1929 г. | (83 года)
Национальность | немецкий |
Вильгельм фон Боде (10 декабря 1845 — 1 марта 1929) — немецкий историк искусства музея и куратор . Родившийся Арнольд Вильгельм Боде в Кальверде и известный как Вильгельм Боде большую часть своей карьеры , он был удостоен дворянства в 1913 году. [1] и после этого принял аристократическое «фон». В 1904 году он был создателем и первым хранителем Музея кайзера Фридриха, который теперь называется Музеем Боде в его честь .
Он написал ряд книг, множество крупных и авторитетных исследований искусства итальянского Возрождения , голландского и фламандского барокко, а также других предметов.
Карьера [ править ]

Боде изучал право в университетах Геттингена и Берлина , но в университетские годы интересовался искусством. Занимаясь юридической практикой в Брауншвейге, он систематически реорганизовал герцогские коллекции произведений искусства и посетил ряд музеев и частных коллекций в Бельгии , Нидерландах и Италии . После изучения истории искусств в Берлине и Вене он получил докторскую степень в Лейпцигском университете в 1870 году на основе своей диссертации Frans Hals und seine Schule . [2]
В 1871 году Боде участвовал в так называемом « конвенте Гольбейна » в Дрездене , на котором ряд выдающихся историков искусства собрались, чтобы определить, какая из двух версий « Гольбейна Младшего Ганса Мадонны Мейера» была оригинальной работой.
В 1872 году он занял должность помощника хранителя скульптуры в королевских музеях Берлина, а в 1883 году стал директором отдела. [1] Он возглавил Gemäldegalerie в 1890 году и стал генеральным директором нынешнего Берлинского государственного музея в 1905 году, сменив Рихарда Шене . Многие из его усилий были посвящены новому музею кайзера Фридриха на Музейном острове ; его тесные отношения с императорской семьей, его политическая проницательность и отношения с художниками и коллекционерами по всей Европе позволили собрать крупную коллекцию для музея. [3] В 1890-е годы Берлин далеко отставал от Мюнхена и Дрездена по своим коллекциям произведений искусства, но при активном участии Вильгельма II Боде смог перенести центр немецкого художественного мира в столицу. [4] Он также отвечал за восстановление музеев Страсбурга , коллекции которых были полностью уничтожены в 1870 году прусскими бомбардировками во время франко-прусской войны . Боде занимал этот пост с 1889 по 1914 год, основав Музей изящных искусств и Кабинет эстампов и рисунков, а также основав часть нынешних коллекций Музея творчества Нотр-Дам .
Сочинения Боде по широкому кругу тем истории искусства, особенно искусства итальянского Возрождения , оказали большое влияние и остаются ключевыми текстами в этой области. Его автобиография «Mein Leben » была опубликована посмертно в 1930 году.
Бюст «Флора» [ править ]
В 1910 году выяснилось, что бюст Флоры , который был куплен Музеем кайзера Фридриха в Берлине под предлогом того, что это работа Леонардо да Винчи , на самом деле мог быть создан английским скульптором Ричардом Коклом Лукасом . [5] Фон Боде, генеральный директор Коллекций прусского искусства Берлинского музея, заметил бюст в лондонской галерее и купил его за несколько фунтов. Боде был убежден, что бюст принадлежит Леонардо, а руководство Берлинского музея и немецкая публика были в восторге от того, что «вытащили великое художественное сокровище из-под самых носов» британского мира искусства. [6]
Вскоре после этого The Times опубликовала статью, в которой утверждалось, что бюст был работой Лукаса, которому было поручено создать его на основе картины. Затем вперед вышел сын Лукаса, Альберт, и под присягой поклялся, что эта история правдива и что он помог своему отцу сделать ее. Альберт смог объяснить, как слои воска образовались из огарков старых свечей; он также рассказал, как его отец запихивал в бюст различный мусор, в том числе газеты. Когда сотрудники берлинского музея убрали фундамент, они обнаружили обломки, как их описал Альберт, включая письмо, датированное 1840-ми годами. [6]
Несмотря на эти доказательства, Боде продолжал утверждать, что его первоначальная атрибуция верна. Чтобы поддержать это, он выставил бюст Флоры среди избранных меньших работ Лукаса – однако эта выставка имела неприятные последствия, поскольку показала, что Лукас регулярно создавал восковые скульптуры, вдохновленные великими произведениями прошлых времен. [6] По поводу бюста выдвигались различные претензии и встречные претензии: от прямой подделки до подлинного произведения XVI века (хотя и не работы Леонардо). В апреле 2021 года бюст был датирован с помощью углерода-14 , что подтвердило, что он создан в XIX веке. [7] [8] Бюст до сих пор выставлен в здании, которое сейчас является музеем Боде, с вопросительным знаком «Англия», «19 век». [9]
Основные работы [ править ]

- Ближневосточные узловатые ковры древнейших времен . Лейпциг
- Этюды по истории голландской живописи , Брауншвейг, 1883 г. [10]
- История немецкой скульптуры , 1887 год.
- Рембрандт , 8 томов, с К. Хофстедом де Гроотом , 1897–1905 гг.
- Цицерон: Путеводитель по наслаждению произведениями искусства Италии Якоба Буркхардта. 1900–1901 гг.
- Искусство и декоративно-прикладное искусство конца XIX века . Берлин, 1901 год.
- Флорентийский скульптор эпохи Возрождения , 1902 год.
- Мастера голландской и фламандской школ живописи , 1917 год.
- Флорентийский скульптор эпохи Возрождения, 1921 год.
- Сандро Боттичелли , 1921 год.
- Итальянские бронзовые статуэтки эпохи Возрождения, 1922 год.
- Итальянская скульптура, 1922 год.
- Моя жизнь , 2 тома, 1930.
в английском переводе Работы
- Каталог коллекции картин и бронзы, находящейся во владении г-на Отто Бейта: введение и описания доктора Вильгельма Боде, 1913 г.
- Коллекция картин покойного герра А. де Риддера на его вилле в Шенберге недалеко от Кронберга в Таунусе: каталогизирована и описана Вильгельмом Боде, переведена Гарри Вирджином, 1913 год.
- Антикварные ковры с Ближнего Востока, перевод Р. М. Рифсталя, 1922 г.
- Сандро Боттичелли, перевод Ф. Ренфилда и Ф. Л. Радстона Брауна, 1925 г.
- Флорентийские скульпторы эпохи Возрождения, перевод Джесси Хейнс, 1928 год.
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Доктор фон Боде мертв; известный искусствовед» . Нью-Йорк Таймс . 2 марта 1929 года.
- ↑ Позже эта работа была расширена с помощью Морица Юлиуса Биндера до работы о Галсе, известной как Боде-Биндер.
- ^ Фокс, Дэниел М. (1963). «Художники в современном государстве: история девятнадцатого века». Журнал эстетики и художественной критики . 22 (2). Издательство Блэквелл : 135–148. дои : 10.2307/427746 . JSTOR 427746 .
- ^ Пол, Барбара (1995). « Коллекционирование - благороднейшая из всех страстей!»: Вильгельм фон Боде и отношения между музеями, торговлей произведениями искусства и частным коллекционированием». Международный журнал политической экономии . 25 (2): 9–32. дои : 10.1080/08911916.1995.11643899 . JSTOR 40470641 .
- ^ «Альбер Дюрер Лукас» . Картины Берлингтона . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Крэддок, Пол (2009). Научное исследование копий, подделок и подделок . Баттерворт-Хайнеманн. стр. 432–434. ISBN 978-0-7506-4205-7 .
- ^ «Это не Леонардо! Ключ к разгадке происхождения воскового бюста находится внутри кашалота» . www.theartnewspaper.com . 15 апреля 2021 г.
- ^ «Леонардо да Винчи определенно не лепил бюст Флоры | CNRS» . www.cnrs.fr.
- ^ Хэриг, Беатрис (февраль 2010 г.). «Дуэль Флоры за восковую улыбку» . Монумент (на немецком языке) . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ Его работы о голландских художниках включали каталоги картин ведущих художников Рембрандта и Франса Хальса.
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с Вильгельмом фон Боде, на Викискладе?
- Запись в Словаре искусствоведов. Архивировано 22 мая 2013 г. в Wayback Machine.
- Музей Боде (официальный сайт). Архивировано 27 ноября 2005 г. в Wayback Machine.
- Работы Вильгельма Боде в Project Gutenberg
- Работы Вильгельма фон Боде или о нем в Internet Archive
- Работы Вильгельма фон Боде в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Вырезки из газет о Вильгельме фон Боде в XX веке. Архив прессы ZBW .
- Немецкие историки искусства
- Немецкие кураторы
- Немецкое безымянное дворянство
- Люди из Бёрде (район)
- Люди из герцогства Брауншвейгского
- Выпускники Геттингенского университета
- 1845 рождений
- 1929 смертей
- Директора Gemäldegalerie, Берлин
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Ученые Рембрандта
- Ученые голландского искусства
- Музей изящных искусств Страсбурга