Jump to content

Армянский ковер

Армянский ковер "Гоар" с армянской надписью, 1700 г., Арцах ( Нагорный Карабах )

Термин «армянский ковер» обозначает, помимо прочего, тафтинговые ковры или узловатые , сотканные в Армении или армянами с дохристианских времен до наших дней. [1] [2] [3] Он также включает в себя ряд плоских тканых тканей. Этот термин охватывает большое количество типов и подразновидностей. Из-за присущей им хрупкости от античности до периода позднего средневековья почти ничего не сохранилось — ни ковров, ни фрагментов.

Традиционно в Армении ковры с древних времен использовались для покрытия полов, украшения внутренних стен, диванов, стульев, кроватей и столов. [4] До сих пор ковры часто служат входными завесами, украшением церковных алтарей и ризниц. Начав развиваться в Армении как часть повседневной жизни, ковроткачество стало обязательным в каждой армянской семье, причем ковроткачество и ковроделие были почти женским занятием. [5] Армянские ковры – это уникальные «тексты», составленные из орнаментов, где сакральные символы отражают дошедшие до нас из глубины веков верования и религиозные представления древних предков армян. Армянские ковроделы и ковроделы строго хранили традиции. Подражание и представление одного и того же орнамента-идеограммы в неограниченном количестве вариаций стилей и цветов составляют основу создания любого нового армянского ковра. В этом отношении характерной чертой армянских ковров является торжество разнообразия орнаментов, усиленное широкой гаммой натуральных цветов и оттенков.

Этимология слова «ковер» в армянском и других языках.

[ редактировать ]

По-армянски ковер — ковёр » арм ( « . [6] или « горг » ( арм . горг ). [7] Хотя оба слова в армянском языке являются синонимами, слово «ковёр» чаще всего используется для ковров без ворса, а «горг» — для ковров с ворсом.

Два наиболее часто используемых термина для обозначения тканых шерстяных напольных покрытий взяты непосредственно из армянского опыта: ковер и кали/хали. Термин «каперт» ( армянский : կապերտ ), образованный от корня «кап» ( армянский : կապ ), что означает «узел». [8] [9] позже ставший «ковром» ( армянский : կարպետ разговорном армянском языке, используется в армянском переводе Библии Матфея V века ( ) в 9:16 и Марка 2:21). [10] Предполагается, что слово «ковер» вошло во французский ( французский : коврет ) и английский (английский: ковровое покрытие ) в 13 веке (через средневековую латынь carpita , что означает «толстая шерстяная ткань»). [11] как следствие торговли коврами через портовые города Армянского Киликийского царства . Франческо Бальдуччи Пеголотти , флорентийский купец, находившийся на Кипре , сообщил в своей «La pratica della mercatura» , что с 1274 по 1330 год ковры (каперты) импортировались из армянских городов Аяс и Сис во Флоренцию. [12]

Армянское слово «горг» ( арм . գորգ ) впервые упоминается в письменных источниках в 13 веке. Это слово («горг») есть в надписи, высеченной на каменной стене церкви Каптаван в Арцахе ( Карабах ) и датированной 1242—1243 годами нашей эры. [13] [14] Григор Капанцян, профессор арменоведения, считал, что армянское «горг» ( арм . գորգ ) является производным от хеттско-армянской лексики, где оно существовало в формах «курк» и «куркас». Эдгар Х. Стертевант , эксперт по хеттским исследованиям, объясняет этимологию слова «коорк»/«куркас» как «попона». [15]

Что касается персидского «кали», которое вошло в турецкий язык как «кали» или как «хали» в Анатолии, османском турецком и армянском языках, [16] оно происходит от города Феодосиополис-Карин-Эрзерум, известного у арабов как Кали-кала от армянского «Карной кагхак», «город Карин». Само название « Эрзерум », как известно, имеет армянское происхождение от употребления Арцен ар-Рум. Этот последний термин возник после разрушения сельджуками в 1041 году важного армянского торгового центра Артцена, в 15 километрах к востоку от Феодосиополоса-Карина, после чего жители бежали в Карин, затем в Рум, то есть на византийскую территорию, переименовав это Артцен в Руме или Арзерум/Эрзерум/Эрзурум. [17]

Этикетка армянского ковра в западном мире

[ редактировать ]

Обозначение «Армянский ковер» в английском языке существует с 1850-х годов. [18] Он появился в западных научных трудах во второй половине XIX века, о чем свидетельствуют труды австрийского искусствоведа Алоиса Ригля , который упомянул армянский ковер, созданный в 1202 году. [18]

Армянские центры ковроткачества,
19-20 века

Искусство армянского ковроткачества уходит корнями в древние времена. Однако из-за хрупкости ковров сохранилось очень мало экземпляров. Был обнаружен только один экземпляр древнего (дохристианского) периода, и существует относительно небольшое количество экземпляров периода раннего средневековья, которые можно найти в частных коллекциях, а также в различных музеях по всему миру.

«Сложная история армянского ткачества и рукоделия разыгрывалась на Ближнем Востоке , в обширном, древнем и этнически разнообразном регионе. Лишь немногие люди, подобно армянам, могут похвастаться непрерывным и последовательным опытом производства прекрасного текстиля из с 1-го тысячелетия до нашей эры по настоящее время армяне сегодня благословлены разнообразием и богатством текстильного наследия, переданного за тридцать столетий усердной практики, но они обременены необходимостью сохранить традицию, почти разрушенную во время геноцида армян 1915 года ; и подрывается технологией, которая отправляет ткани ручной работы в музеи и позволяет машинам производить идеальные, но безжизненные ткани». [19] [20]

Ранняя история

[ редактировать ]
The Pazyryk rug

В Армении были раскопаны различные фрагменты ковров, датируемые VII веком до нашей эры или ранее. Полные или почти полные ковры этого периода до сих пор не найдены. Самый старый, единственный, сохранившийся узловатый ковер - это ковер Пазырык , раскопанный из замерзшей гробницы в Сибири, датируемый V-III веками до нашей эры, ныне хранящийся в Эрмитаже в Санкт -Петербурге . Хотя этот квадратный тафтинговый ковер, почти совершенно неповрежденный, востребован многими культурами, многие эксперты считают, что он имеет кавказское, в частности, армянское происхождение. Ковер соткан с использованием армянского двойного узла, а нити красного цвета изготовлены из армянской кошенили . [21] [22] Выдающийся специалист по старинным коврам Ульрих Шурман говорит о нем: «На основании всех имеющихся свидетельств я убежден, что пазырыкский ковер был погребальным аксессуаром и, скорее всего, шедевром армянского мастерства». [23] Гантцхорн согласен с этим тезисом. На руинах Персеполя в Иране , где различные народы изображены несущими дань, рисунок лошади с Пазырыкского ковра совпадает с рельефом, изображающим часть армянской делегации. [24] Историк Геродот, писавший в V веке до нашей эры, также сообщает нам, что жители Кавказа ткали красивые ковры ярких цветов, которые никогда не выцветали. [25]

Христианский период

[ редактировать ]

Помимо ковра Пазырык, после того как Армения объявила себя первым христианским государством в 301 году нашей эры, изготовление ковров приобрело явно христианскую художественную форму и идентичность. [26] В средние века Армения была крупным экспортером ковров в такие далекие места, как Китай. [27] Например, во многих средневековых китайских произведениях искусства были изображены ковры, рисунок которых был типичным для армянских ковров, а на некоторых даже были изображены ясные христианские кресты. Искусство армянского ковра в этот период развивалось вместе с армянской церковной архитектурой, армянскими хачкарами и иллюминированным рукописным искусством, с типичными мотивами ковров, использующими те же элементы этих рисунков. Крестообразная форма с ее вариациями в конечном итоге стала доминировать в дизайне армянских ковров. [26]

Геноцид армян

[ редактировать ]
Армянский ковер-сирота, также известный как ковер Газир.

В период геноцида армян с 1894 по 1923 год произошли демографические изменения в армянской традиции изготовления ковров и ковров в Анатолии (Западная Армения, а также Турция). Несмотря на то, что ковры из этого региона получили коммерческое название «Турецкий ковер», есть основания полагать, что большинство ткачей в Османской империи были армянами. Однако после 1923 года ковроделие в недавно созданной Турецкой республике было ошибочно объявлено «исторически турецким ремеслом», как утверждает, например, Музей турецкого и исламского искусства , где многие армянские ковры изображаются как «турецкое или исламское искусство». [24]

Во время Геноцида, помимо катастрофической гибели многих опытных ковроткачей, тысячи армянских детей также остались сиротами, и Ближневосточная помощь спасла многих из этих детей, некоторые из которых оказались в северной части Бейрута, где располагалась фабрика по производству ковров. будет создан под руководством доктора Якоба Куэнцлера, швейцарского миссионера. [28] Эта фабрика была создана с целью обучения юных сирот (в основном девочек) ковроткачеству, чтобы они могли продолжать зарабатывать на жизнь в дальнейшей взрослой жизни. Таким образом, за короткий период на этой фабрике были созданы «коврики-сироты», самый известный из которых был подарен сиротами Белому дому в 1925 году в знак благодарности и доброй воли к американскому народу. Ковер, известный как « Армянский ковер-сирота» , изображает библейский райский сад с различными животными и символами и имеет размеры 12 на 18 футов и завязан 4 миллионами узлов. Говорят, что этот ковер был изготовлен 400 сиротами в течение 18 месяцев с 1924 по 1925 год. [29]

Советский период

[ редактировать ]

После недолговечной республики в 1920 году Армения перешла под советскую власть, и в течение короткого периода ковроткачество на Кавказе, а также в Центральной Азии приняло новый оборот. Советский Союз коммерциализировал торговлю и спонсировал большую часть производства. Таким образом, изготовление ковров превратилось из преимущественно домашнего ремесла в преимущественно коммерческое ремесло. Однако в сельской местности традиции ковроделия в некоторых семьях продолжались. Хотя коммерческие производители ковров в основном могли свободно заниматься своим искусством, религиозные темы не поощрялись. В этот период несколько изменился и рисунок армянских ковров, хотя общий характер остался. Было также изготовлено множество «советских ковров» с изображением коммунистических лидеров.

Современная эпоха

[ редактировать ]

После распада Советского Союза ковроткачество в Армении и Нагорном Карабахе продолжилось. Снова возродились частные компании, а также домашние мастерские. Среди некоторых ткачей возродился также традиционный метод использования мотивов ковров из армянских церквей, рукописного искусства и хачкаров. После первой войны в Нагорном Карабахе было создано несколько мастерских по изготовлению ковров, чтобы помочь многочисленным перемещенным армянам найти работу. Сегодня традиционное искусство изготовления армянских ковров сохраняется благодаря ткачам Армении и Нагорного Карабаха, использующим все методы, техники и узоры древних времен. [ нужна ссылка ] Это примечательно, учитывая историю Армении. Люди армянского происхождения, живущие в других странах, также продолжают эту традицию, например, американец армянского происхождения Грач Козибейокян , ученый и ткач в третьем поколении, который организует выставки, посвященные армянским ковровым традициям. [30] [31]

Развитие армянского ковроткачества и ковроткачества.

[ редактировать ]
Армянские ковры продаются на уличном рынке "Вернисаж" в Ереване.

Армянское ковроткачество, которое в начальный период по технике исполнения совпадало с суконным ткачеством, прошло долгий путь развития, начиная от простых тканей, сотканных на плетениях различной формы, до ворсовых узловатых ковров, ставших роскошными и изысканными изделиями. искусств.

Ковроткачество исторически является основной традиционной профессией для большинства армянских женщин, в том числе многих армянских семей. Выдающиеся карабахские ковроткачи тоже были мужчинами. Самый старый сохранившийся армянский ковер из региона, который в средневековую эпоху назывался Арцахом , происходит из деревни Бананц (недалеко от Гандзака ) и датируется началом 13 века. [32] Впервые армянское слово, обозначающее ковер, горг , было использовано в исторических источниках в армянской надписи 1242-1243 годов на стене церкви Каптаван в Арцахе. [33]

Историк искусства Гравард Акопян отмечает, что «арцахские ковры занимают особое место в истории армянского ковроделия». [33] Общими темами и узорами, встречающимися на армянских коврах, были изображения драконов и орлов. Они были разнообразны по стилю, богаты красками и орнаментальными мотивами и даже разделялись на категории в зависимости от того, какие животные на них изображались, например, артсвагорги (ковры-орлы), вишапагорги (ковры-драконы) и отсагорги (змее-ковры). ковры). [33] Ковер, упомянутый в каптаванских надписях, состоит из трех арок, «покрытых растительным орнаментом», и имеет художественное сходство с иллюминированными рукописями, созданными в Арцахе. [33]

Кроме того, искусство ковроткачества было тесно связано с изготовлением занавесей, о чем свидетельствует отрывок Киракоса Гандзакеци , армянского историка XIII века из Арцаха, который восхвалял Арзу-Хатун, жену регионального князя Вахтанга Хаченаци, и ее дочерей. за их опыт и мастерство в ткачестве. [34]

Армянские ковры были известны и иностранцам, приезжавшим в Арцах; арабский географ и историк Аль-Масуди отмечал, что среди других произведений искусства он никогда больше в жизни не видел подобных ковров. [35]

По мнению различных авторов, происхождение восточных ковров и ковриков не имело никакой связи с кочевым племенами и Средней Азией . Они считают, что «восточный ковер не имеет кочевого происхождения и не находится в Средней Азии; это продукт древних восточных цивилизаций на Армянском нагорье, на пересечении древнейших торговых путей между западом, севером и югом». [24]

Развитие ковроткачества в Армении было крайней необходимостью, продиктованной климатическими условиями всего Армянского нагорья . Тип, размер и толщина ковров и ковриков также зависели от климата каждого конкретного региона на территории Армянского нагорья . [36] Жилые дома и другие постройки в Армении строились исключительно из камня или вырубались в скалах, традиционно без деревянного пола внутри. Этот факт был доказан результатами раскопок, проведенных в средневековых армянских городах, таких как Двин , Арташат , Ани и других. [4] В Армении имеется необходимый источник сырья, включая шерстяную пряжу и другие волокна, а также натуральные красители . [37] Наиболее распространенным сырьем для производства пряжи для ковров и ковровых изделий была овечья шерсть, а также козья шерсть, шелк, лен, хлопок и другое.

начало развиваться ковроткачество В XIII и XIV веках, когда на Ближнем Востоке , Армения «была одним из самых продуктивных регионов» в этом отношении. Это было обусловлено наличием «шерсти хорошего качества, чистой воды и красителей». [38]

Одним из важнейших условий развития ковроткачества было наличие городов, где могли развиваться декоративно-прикладное искусство. Эти города и поселки также служили крупными торговыми центрами, расположенными на основных древних торговых путях, проходивших по Армянскому нагорью , в том числе на одной из ветвей Шелкового пути , проходившего через Армению. [39]

Абд ар-Рашид аль-Бакуви писал, что «ковры и ас-залали, называемые «кали», вывозятся из Каликалы (Карина), которая располагалась на стратегическом пути между Персией и Европой. По словам арабского географа XIII века Якута аль-Хамави, происхождение слова кали/хали/хали, узловатый ковер, происходит от одного из ранних и важных центров армянских ковров, Феодосиополя, Карина по-армянски, Каликалы по-арабски, современного Эрзерума. Он говорит: «А Каликала. на fabrique des Tapis qu'on nomme qali du nom abrege de la ville». [40] [41] Академик Иосиф Орбели прямо пишет, что слово «ковёр» армянского происхождения. [42]

Между осязаемой реальностью Пазырыкского ковра и монгольским господством на Ближнем Востоке в 13 веке практически ничего не сохранилось, даже фрагментов. Наши знания о восточных коврах полностью основаны на литературных источниках. Из них есть три категории: арабские географы и историки, представляющие наиболее важных свидетелей изготовления ковров, итальянские купцы и путешественники и армянские историки. Наиболее распространенный термин для обозначения этих ближневосточных напольных и настенных покрытий в этих источниках - армянские ковры или ковры из Армении. Только позже, когда османы завоевали эти территории, включая всю Армению в 16 веке, стал использоваться термин «турецкий ковер», но в 19 веке он также был заменен термином «персидский ковер» или «ковёр», потому что великий Торговые агенты Англии, США и Германии начали устанавливать ткацкие станки для массового ткачества в Иране, чтобы удовлетворить постоянно растущий спрос на восточные ковры в своих странах.

Средневековые арабские источники – аль-Баладхури историк 9-го века ( персидский ), Ибн Хаукал 10-го века ( арабский писатель, географ и летописец ), Якут (арабский географ 13-го века) и Ибн Халдун (14-го века). арабские эрудиты ) среди самых известных — регулярно рассказывают о чудесных армянских коврах Кали-Калы и средневековой армянской столице Двине («Дабиль» в арабских источниках), а также об использовании ими армянского красного кошенильного красителя , известного по-армянски как вордан. кармир («красный червь»), основной цвет многих армянских ковров. Марко Поло сообщает следующее о своем путешествии по Киликийской Армении:«О Туркмении можно сказать следующее: туркменское население разделено на три группы. Туркмены – мусульмане, характеризующиеся очень простым образом жизни и крайне грубой речью. Они живут в горных районах и разводят крупный рогатый скот. Их лошади и их выдающиеся способности Особенно почитаются мулы. Две другие группы, армяне и греки, живут в городах и крепостях. Они зарабатывают на жизнь преимущественно торговлей и ремеслами, а также коврами, непревзойденными и более великолепными по цвету, чем где-либо еще. мире, там производятся и шелка всех цветов. Эта страна, о которой легко можно было бы рассказать гораздо больше, подвластна хану Восточно-Татарской империи». [43] [44]

По мнению арабского географа XIII века Якута аль-Хамави , слово кали/хали/хали, узловатый ковер, происходит от одного из ранних и важных центров армянских ковров, Феодосиополя, Карина на армянском языке, Каликалы на арабском языке, современный Эрзерум. Он говорит: «А Qaliqala on fabrique des Tapis qu'on nomme qali du nom abrege de la ville». [40] [41] Академик Иосиф Орбели прямо пишет, что слово «ковёр» армянского происхождения. [45]

Производители ковров в Армении

[ редактировать ]

По состоянию на 2016 год на территории Армении действуют 5 фирм по производству ковров : [46]

« Арцахский ковер» (ковры ручной работы) действует с 2013 года в Степанакерте , столице самопровозглашенной Республики Арцах . [47]

  1. ^ Темурджян, Б. С. (1955). «Ковроткачество в Армении» . Ереван: Институт истории АН Армянской ССР.
  2. ^ Davtyan Давтян С., С.; АН Армянской ССР (1975). "Armenian Carpet" ("Армянский карпет") . Yerevan: Academy of Science of the Armenian SSR.
  3. ^ Куймджян, Дикран; Кворкян и Б. Ачджян (1991). «Ковры с армянскими надписями», в разделе «Армянские ковры и текстиль» . Марсель. стр. 247–253. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ Jump up to: а б Н. Марр, Армгиз, 1939, Ереван, с. 197 - на русском языке
  5. ^ «Армяне. Конец 19 - начало 20 века» в Российском этнографическом музее, Санкт-Петербург, Россия. Архивировано 24 декабря 2009 года, в Wayback Machine.
  6. ^ Армяно-русский словарь, Издательство АН Армянской ССР, Ереван, 1987, с. 345
  7. ^ Армяно-русский словарь, Издательство АН Армянской ССР, Ереван, 1987, с. 167
  8. ^ Армяно-английский, англо-армянский словарь.
  9. ^ Армяно-русский словарь, Издательство АН Армянской ССР, Ереван, 1987, с. 337
  10. ^ Матфея 9:16. Кто-нибудь бросит каперет, не проливая древнюю долину., Марка 2:21. «Кто сделает caperet new antap arkane... и т. д.», Ованн Зограпян, Писания Ветхого и Нового Заветов (критическое издание на армянском языке), Венеция, 1805, стр. 654, 671.
  11. ^ «ковер» в «Интернет-словаре этимологии», «ковер - конец 13 века, «грубая ткань»; середина 14 века, «скатерть, покрывало»; от о.фр. carpite «тяжело украшенная ткань», от ML carpita» толстая шерстяная ткань», pp. от L. carpere «чесать, срывать», называлась так, вероятно, потому, что делалась из распущенной, клочья, «собранной» ткани; от PIE *kerp- «собирать, срывать, собирать урожай» (см. Значение перенесено с 15 века на напольные покрытия. С 16-19 веков часто с оттенком презрения при употреблении в отношении мужчин (например, ковер-рыцарь, 1570-е годы) по ассоциации с роскошью, дамскими будуарами и гостиными. ковер «вызванный для выговора» - 1900, разговорный язык США (но ср. ковр (ст.) «вызвать (кого-то) для выговора», 1823, сленг британских слуг Подмести (что-то) под ковер в переносном смысле). впервые записано в 1963 году. Глагол, означающий «покрывать ковром», относится к 1620-м годам. Связано: ковровое покрытие.
  12. ^ Пеголетти, Практика торговли, под редакцией Аллана Эванса. Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки, 1936 г.
  13. ^ Голоссарий. Карпет
  14. ^ Х. Акопян, «Средневековое искусство Арцаха», Ереван, Армянская ССР, «Парберакан, 1990, стр. 84, ISBN   5-8079-0195-9
  15. ^ Стертевант, Эдгар Х. (1931). Хеттский глоссарий: слова известного или предполагаемого значения с шумерскими идеограммами и аккадскими словами, распространенными в хеттских текстах . Язык , Том. 7, № 2, стр. 3-82., Языковая монография № 9.
  16. ^ Джеймс В. Редхаус, Турецкий и английский лексикон, Константинополь, 1921, стр. 1423
  17. ^ Халил Инальчик, «Эрзурум», Энциклопедия ислама, Лейден-Лондон, 1965, стр.712.
  18. ^ Jump up to: а б Мозаффари, Али; Барри, Джеймс (2022). «Наследие и территориальные споры в армяно-азербайджанском конфликте: сравнительный анализ музеев ковров Баку и Шуши» . Международный журнал исследований наследия . 28 (3): 325. дои : 10.1080/13527258.2021.1993965 . hdl : 10536/DRO/DU:30158379 . S2CID   240207752 .
  19. ^ «Текстиль Армении: обзор» . Архивировано из оригинала 25 января 2010 г. Проверено 24 февраля 2010 г. Дикран Куймджян, «Текстиль Армении: обзор», Каталог выставки под названием «Trames de memoire d'Armenie: broderies et Tapis sur les chemins de l'exil de 1900-1940», посвященной армянским беженцам в текстильной промышленности на юге Франции. после геноцида 1915 года пройдет в Музеоне Арлатен в Арле, Франция, с июня по декабрь 2007 года в рамках Года Армении во Франции.
  20. ^ Куймджян, Дикран (2007). «Текстиль Армении: Обзор» в «Ткани Армении: ковры и вышивка по тропам ссылки (1900-1940)» . Арль: Muséon Arlaten. Архивировано из оригинала 25 января 2010 г.
  21. ^ Ашхундж Погосян , О происхождении коврика Пазырык, Ереван, 2013 (PDF), стр. 1-21 (на армянском языке) , стр. 22-37 (на английском языке).
  22. ^ Конференция СССР по обмену опытом ведущих реставраторов и исследователей. Изучение, сохранение и реставрация этнографических объектов. Тезисы докладов, Рига, 16–21 ноября 1987 г. С. 17–18 (на русском языке).
    Л.С. Гавриленко, Р.Б. Румянцева, Д.Н. Глебовская, Применение тонкослойной хромотографии и электронной спектроскопии для анализа красителей древних тканей. Исследование, консервация и реставрация этнографических предметов. Тезисы докладов, СССР, Рига, 1987, стр. 17-18.

    В ковре нити темно-синего и голубого цвета окрашены индиго по карминоносным червецам, нити красного цвета - аналогичными червецами типа араратской кошенили .

  23. ^ Ульрих Шурманн, Пазырык. Его использование и происхождение, Мюнхен, 1982, стр.46.
  24. ^ Jump up to: а б с Фолькмар Ганцхорн, «Восточные ковры», 1998 г. ISBN   3-8228-0545-9
  25. ^ Девять книг истории Геродота. Томас Гейсфорд, Питер Лоран, Лондон, 1846 г., CLIO I стр.99
  26. ^ Jump up to: а б Аллен, Джим (20 марта 2008 г.). «Армянские ковры без надписей» . Архивировано из оригинала 2 декабря 2009 года . Проверено 7 декабря 2021 г.
  27. ^ Бурнутян, Джордж А. «Армяне в Иране (ок. 1500–1994)» . Проверено 7 декабря 2021 г.
  28. ^ «Как швейцарская пара спасла 8000 сирот во время Геноцида армян» . Армянский национальный комитет Америки . 09.05.2017 . Проверено 10 июля 2024 г.
  29. ^ Вартабедян, Том (21 июля 2010 г.). «Армянский ковер-сирота» оправдывает свое название . Армянский еженедельник . Проверено 10 июля 2024 г.
  30. ^ « Тканое наследие: Армянские ковры-сироты» Грача Козибейокяна» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2020 г. Проверено 24 января 2016 г.
  31. ^ Диксон, Гленн (6 июля 2018 г.). «Вековая традиция армянского ковроделия отказывается сметаться под ковер» . Смитсоновский журнал . Смитсоновский институт.
  32. ^ Акопян, Гравард Х (1990). Средневековое искусство Арцаха . Ереван, Армянская ССР: Диаспора. п. 84. ИСБН  5-8079-0195-9 .
  33. ^ Jump up to: а б с д Акопян. Средневековое искусство Арцаха , с. 84.
  34. ^ (на армянском языке) Киракос Гандзакеци . История Армении . Ереван, Армянская ССР. Армянская академия наук , 1961, с. 216, цитируется по делу Акопяна. Средневековое искусство Арцаха , с. 84, примечание 18.
  35. ^ Улубаян, Баграт А (1975). Княжество Хачен, с 10 по 16 века (на армянском языке). Ереван, Армянская ССР. Армянская академия наук. п. 267.
  36. ^ Давид Цицишвили "Коврики и ковры с Кавказа", "Аврора", Ленинград, 1984 № 672(7-20); стр. 7-8(всего страниц: 151)
  37. ^ Геродот, Book 1, Chapter 203, Volume 1,
  38. ^ «Британская энциклопедия: новый обзор универсальных знаний, том 19, автор: Уолтер Юст, 1953, стр. 623».
  39. ^ Шелковый путь представляет собой ранний феномен политической и культурной интеграции благодаря межрегиональной торговле. В период своего расцвета Шелковый путь поддерживал международную культуру, объединявшую такие разные группы, как мадьяры, армяне и китайцы.
  40. ^ Jump up to: а б А. Н. Тер-Гевондян «Армения и Арабский Халифат» Издательство Армянской ССР, Ереван 1977; стр. 205 (всего 326)
  41. ^ Jump up to: а б Deutscher Kaliverein «Kali» p 109 Издатель Brill Archive, 1907.
  42. ^ М.В Бабеников «Народное декоративное искусство Закавказья и его мастера» гос.архитектуриздательство 1948 г.,173стр. стр-ца 67
  43. ^ Марко Поло, Il Milione, перевод Ульриха Кеппенса из рукописи Оттимо 1309 года, Флорентийская национальная библиотека, инв. нет. II.IV.88, Берлин: Пропилян, 1971.
  44. ^ Обсуждение различных рукописей и ранних печатных версий Марко Поло на французском, итальянском и немецком языках в Volkmar Ganzhorn, Der christlich orientalische Carpet, Кельн: Taaschen, 1990, стр. 13-15.
  45. ^ М.В Бабеников «Народное декоративное искусство Закавказья и его мастера», ГосАрхитектурИздательство, 1948, 173 стр., стр. 67
  46. ^ Армянские ковровые традиции.
  47. ^ «О Карабахском ковре» . Архивировано из оригинала 07 сентября 2019 г. Проверено 19 ноября 2016 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f23e60f85663cddb4b5d5011b23606f4__1720587240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/f4/f23e60f85663cddb4b5d5011b23606f4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Armenian carpet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)