Jump to content

Карабахский ковер

Карабахский ковер подгруппы Малибейли, Малибейли , село
Ковер Бахмнали, вероятно, сотканный в Бахманлы или рядом с ним на иранской границе в Карабахе, около 1875 года.
Ковер " Шабалыт бута " (18 век). Азербайджанский музей ковра, Баку
Ковер "Гоар" с армянской надписью, 18 век.

Карабахский ковер ( арм .: Карабах карпет , азербайджан . Qarabağ xalçası ), или арцахский ковер ( арм .: Арцабхян горг ), — одна из разновидностей ковров Закавказья , изготавливаемых в Карабахском регионе. [1]

Ковроткачество исторически было традиционной профессией женского населения Карабаха, в том числе многих армянских семей, хотя среди мужчин были выдающиеся карабахские ковроткачи. Самый старый сохранившийся армянский ковер из региона, называемого Арцахом с древности и в средневековый период, происходит из села Бананц (недалеко от Гандзака, Армения ) и датируется началом тринадцатого века. [2] Впервые армянское слово, обозначающее ворсовый ковер, горг , было упомянуто в армянской надписи 1242–1243 годов на стене церкви Каптаван в Арцахе , тогда как армянское слово, обозначающее «ковер», впервые было использовано в армянском языке V века. перевод Библии . [3]

Ковроткачество в Карабахе особенно развито во второй половине XIX века, когда население многих районов Карабаха занималось ковроткачеством, главным образом, в целях коммерческой продажи. В это время Шуша стала центром карабахского ковроткачества. [4]

Армянский

[ редактировать ]

Начав развиваться в Армении и Арцахе как часть повседневной жизни, ковроткачество стало обязательным в каждой армянской семье, причем изготовление ковров и ковроделие были почти женским занятием. [5] Одним из важнейших условий развития ковроткачества было наличие городов, где могли развиваться декоративно-прикладное искусство. Эти города и поселки также служили крупными торговыми центрами, расположенными на основных древних торговых путях, проходивших по Армянскому нагорью , в том числе на одной из ветвей Шелкового пути , проходившего через Армению и Арцах. Каждый регион Арцаха имеет свой стиль и узор. [6] Арцахские ковры представляют собой уникальные «тексты», составленные из орнаментов, где сакральные символы отражают дошедшие до нас из глубины веков верования и религиозные представления древних предков армян. [7] Историк искусства Гравард Акопян отмечает, что «арцахские ковры занимают особое место в истории армянского ковроделия». [3] Развитие ковроткачества в Арцахе было крайней необходимостью, продиктованной климатическими условиями всего Армянского нагорья . Тип, размер и толщина ковров и ковриков также зависели от климата каждого конкретного региона на территории Армянского нагорья . [8] Общие темы и узоры, встречающиеся на армянских коврах, включают драконов и орлов. Они были разнообразны по стилю, богаты цветом и орнаментальными мотивами и даже разделялись на категории в зависимости от того, какие животные на них изображались, например, артсвагорги (ковры-орлы), вишапагорги (ковры-драконы) и отсагорги (ковры-змеи). ковры). [3] Ковер, упомянутый в надписи Каптавана, состоит из трех арок, «покрытых растительным орнаментом» и имеет художественное сходство с иллюминированными рукописями, созданными в Арцахе. [3]

О том, что искусство ковроткачества было тесно связано с изготовлением штор, свидетельствует отрывок Киракоса Гандзакеци , армянского историка тринадцатого века из Арцаха, который восхвалял Арзу-Хатун, жену регионального князя Вахтанга Хаченаци, и ее дочерей за их ловкие навыки в ткачестве. [9] Арцахские ковры были известны и иностранцам, приезжавшим в Арцах; арабский географ и историк Аль-Масуди отмечал, что среди других произведений искусства он никогда больше в жизни не видел подобных ковров. [10]

«Сложная история армянского ткачества и рукоделия разыгрывалась на Ближнем Востоке , в обширном, древнем и этнически разнообразном регионе. Лишь немногие люди, подобно армянам, могут похвастаться непрерывным и последовательным опытом производства прекрасного текстиля из с 1-го тысячелетия до нашей эры по настоящее время армяне сегодня благословлены разнообразием и богатством текстильного наследия, переданного за тридцать столетий усердной практики, но они обременены необходимостью сохранить традицию, почти разрушенную во время геноцида армян 1915 года ; и подрывается технологией, которая отправляет ткани ручной работы в музеи и позволяет машинам производить идеальные, но безжизненные ткани». [11]

Азербайджан

[ редактировать ]

Карабахская ковровая школа, также называемая карабахским ковром , развивалась в двух регионах: в равнинной и горной частях Карабаха. Последнюю часто и самую известную часто называют «Шушинская ковровая группа». Помимо Шуши, своими коврами были известны и окрестные села Дашбулаг, Довшанлы, Гиров, Тернивиз, Малибейли, Чанакча, Тун, Туглар, Гадрут, Мурадханлы, Гасимушаги, Губатели, Гозаг, Мирсеид, Багирбейли, Ханлиг, Тутмас. Каждая деревня имела оригинальный дизайн и орнаменты и имела свои особенности, отличавшие ее от одной деревни к другой. В низинах производство ковров базировалось в Джебраиле, Горадизе, Барде и Агдаме (особенно в селе Ламбаран). [12]

Ковроткачество в Карабахе особенно развилось со второй половины XIX в., когда население многих районов Карабаха занималось ковроткачеством, преимущественно для коммерческой продажи. В это время Шуша стала центром карабахского ковроткачества. Карабахские и Шушинские ковры оказали влияние на Нахчыванскую и Зангезурскую школы ковров. Некоторые эксперты фактически считают эти школы подкатегориями карабахской ковровой школы. Шушинские ковроткачи Мешеди Байрам Гурбан-оглу, Джаббар Хаджи Акбер-оглу, Фатима Ага Шериф-гызы, Ахмед Дашдамир-оглы участвовали и были удостоены наград на международной выставке в Париже в 1867 году. Шушинские ковры также получили награды в 1872 году в Москве. Политехническая выставка. [13]

Азербайджан на протяжении примерно трех десятилетий особенно стремился использовать свои связи с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), сделав щедрое пожертвование в размере 5 миллионов долларов, чтобы представить Азербайджан как крупный центр этого вида искусства. Азербайджан успешно лоббировал включение традиционного искусства азербайджанского ковроткачества в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. [14] [15] Таким образом, с 2010 года ковроткачество в азербайджанском стиле включено в список ЮНЕСКО шедевров нематериального наследия . [16]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Карабахский ковер» . Britannica.com . Проверено 4 января 2018 г.
  2. ^ Акопян, Гравард Х (1990). Средневековое искусство Арцаха . Ереван: Рассеяние. п. 84. ИСБН  5-8079-0195-9 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Акопян. Средневековое искусство Арцаха , с. 84.
  4. ^ Акопян, Гравард Х (1990). Средневековое искусство Арцаха . Ереван: Рассеяние. стр. 85–86. ISBN  5-8079-0195-9 .
  5. ^ «Армяне. Конец 19 - начало 20 века» в Российском этнографическом музее, Санкт-Петербург, Россия. Архивировано 24 декабря 2009 года, в Wayback Machine.
  6. ^ Памела, Нельсон (1988). Армянские ковры: ткань культуры . Балч Инст. ISBN  9780937437049 .
  7. ^ «Армяне. Конец 19 - начало 20 века» в Российском этнографическом музее, Санкт-Петербург, Россия. Архивировано 24 декабря 2009 года, в Wayback Machine.
  8. ^ Давид Цицишвили "Коврики и ковры с Кавказа", "Аврора", Ленинград, 1984 № 672(7-20); стр. 7-8(всего страниц: 151)
  9. ^ (на армянском языке) Киракос Гандзакеци . «Патмутюн Айоц», [История армян]. Ереван: Армянская академия наук, 1961, с. 216, цитируется по делу Акопяна. Средневековое искусство Арцаха , с. 84, примечание 18.
  10. ^ "Улубабян, Баграт Аршаки (Княжество Хачен, X-XVI вв.)" (Улубабян, Баграт Аршаки). Советская Армянская энциклопедия . том. xiii. Ереван, Армянская ССР. Армянская академия наук , 1986, с. 212.
  11. ^ «Текстиль Армении: обзор» . Архивировано из оригинала 25 января 2010 г. Проверено 24 февраля 2010 г. Дикран Куймджян, «Армянский текстиль: обзор», Каталог выставки под названием «Trames de memoire d'Armenie: broderies et Tapis sur les chemins de l'exil de 1900-1940», посвященной армянским беженцам в текстильной промышленности на юге Франции. после геноцида 1915 года будет проходить в Музеоне Арлатен в Арле, Франция, с июня по декабрь 2007 года в рамках Года Армении во Франции.
  12. ^ Каримов, Лэтиф (2 сентября 2010 г.). Ковры и ковры с Кавказа: Русские коллекции - Лятиф Керимов - Google Книги . Аллен Лейн / Penguin Books. ISBN  9780140063707 . Проверено 4 января 2018 г.
  13. ^ "-= Азербайджанский Музей Ковра =-" . Архивировано из оригинала 8 апреля 2015 г. Проверено 29 апреля 2015 г.
  14. ^ «Война за узоры, символы и культурное наследие ковров Карабаха» . Hyperallergic.com . 28 февраля 2021 г.
  15. ^ «Коррумпированный бывший генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова выступит на конференции AIEA по «интернационализации»» . thebluntpost.com . 10 февраля 2021 г.
  16. ^ «Традиционное искусство азербайджанского ковроткачества в Азербайджанской Республике – нематериальное наследие – Сектор культуры» . ЮНЕСКО . Проверено 4 января 2018 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ec3aea6a40a08355a6a1a3e654cfdbb0__1720545960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/b0/ec3aea6a40a08355a6a1a3e654cfdbb0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Karabakh carpet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)