Карабахский ковер



Карабахский ковер ( арм .: Карабах карпет , азербайджан . Qarabağ xalçası ), или арцахский ковер ( арм .: Арцабхян горг ), — одна из разновидностей ковров Закавказья , изготавливаемых в Карабахском регионе. [1]
История
[ редактировать ]Ковроткачество исторически было традиционной профессией женского населения Карабаха, в том числе многих армянских семей, хотя среди мужчин были выдающиеся карабахские ковроткачи. Самый старый сохранившийся армянский ковер из региона, называемого Арцахом с древности и в средневековый период, происходит из села Бананц (недалеко от Гандзака, Армения ) и датируется началом тринадцатого века. [2] Впервые армянское слово, обозначающее ворсовый ковер, горг , было упомянуто в армянской надписи 1242–1243 годов на стене церкви Каптаван в Арцахе , тогда как армянское слово, обозначающее «ковер», впервые было использовано в армянском языке V века. перевод Библии . [3]
Ковроткачество в Карабахе особенно развито во второй половине XIX века, когда население многих районов Карабаха занималось ковроткачеством, главным образом, в целях коммерческой продажи. В это время Шуша стала центром карабахского ковроткачества. [4]
Типы
[ редактировать ]Армянский
[ редактировать ]Начав развиваться в Армении и Арцахе как часть повседневной жизни, ковроткачество стало обязательным в каждой армянской семье, причем изготовление ковров и ковроделие были почти женским занятием. [5] Одним из важнейших условий развития ковроткачества было наличие городов, где могли развиваться декоративно-прикладное искусство. Эти города и поселки также служили крупными торговыми центрами, расположенными на основных древних торговых путях, проходивших по Армянскому нагорью , в том числе на одной из ветвей Шелкового пути , проходившего через Армению и Арцах. Каждый регион Арцаха имеет свой стиль и узор. [6] Арцахские ковры представляют собой уникальные «тексты», составленные из орнаментов, где сакральные символы отражают дошедшие до нас из глубины веков верования и религиозные представления древних предков армян. [7] Историк искусства Гравард Акопян отмечает, что «арцахские ковры занимают особое место в истории армянского ковроделия». [3] Развитие ковроткачества в Арцахе было крайней необходимостью, продиктованной климатическими условиями всего Армянского нагорья . Тип, размер и толщина ковров и ковриков также зависели от климата каждого конкретного региона на территории Армянского нагорья . [8] Общие темы и узоры, встречающиеся на армянских коврах, включают драконов и орлов. Они были разнообразны по стилю, богаты цветом и орнаментальными мотивами и даже разделялись на категории в зависимости от того, какие животные на них изображались, например, артсвагорги (ковры-орлы), вишапагорги (ковры-драконы) и отсагорги (ковры-змеи). ковры). [3] Ковер, упомянутый в надписи Каптавана, состоит из трех арок, «покрытых растительным орнаментом» и имеет художественное сходство с иллюминированными рукописями, созданными в Арцахе. [3]
О том, что искусство ковроткачества было тесно связано с изготовлением штор, свидетельствует отрывок Киракоса Гандзакеци , армянского историка тринадцатого века из Арцаха, который восхвалял Арзу-Хатун, жену регионального князя Вахтанга Хаченаци, и ее дочерей за их ловкие навыки в ткачестве. [9] Арцахские ковры были известны и иностранцам, приезжавшим в Арцах; арабский географ и историк Аль-Масуди отмечал, что среди других произведений искусства он никогда больше в жизни не видел подобных ковров. [10]
«Сложная история армянского ткачества и рукоделия разыгрывалась на Ближнем Востоке , в обширном, древнем и этнически разнообразном регионе. Лишь немногие люди, подобно армянам, могут похвастаться непрерывным и последовательным опытом производства прекрасного текстиля из с 1-го тысячелетия до нашей эры по настоящее время армяне сегодня благословлены разнообразием и богатством текстильного наследия, переданного за тридцать столетий усердной практики, но они обременены необходимостью сохранить традицию, почти разрушенную во время геноцида армян 1915 года ; и подрывается технологией, которая отправляет ткани ручной работы в музеи и позволяет машинам производить идеальные, но безжизненные ткани». [11]
Азербайджан
[ редактировать ]Карабахская ковровая школа, также называемая карабахским ковром , развивалась в двух регионах: в равнинной и горной частях Карабаха. Последнюю часто и самую известную часто называют «Шушинская ковровая группа». Помимо Шуши, своими коврами были известны и окрестные села Дашбулаг, Довшанлы, Гиров, Тернивиз, Малибейли, Чанакча, Тун, Туглар, Гадрут, Мурадханлы, Гасимушаги, Губатели, Гозаг, Мирсеид, Багирбейли, Ханлиг, Тутмас. Каждая деревня имела оригинальный дизайн и орнаменты и имела свои особенности, отличавшие ее от одной деревни к другой. В низинах производство ковров базировалось в Джебраиле, Горадизе, Барде и Агдаме (особенно в селе Ламбаран). [12]
Ковроткачество в Карабахе особенно развилось со второй половины XIX в., когда население многих районов Карабаха занималось ковроткачеством, преимущественно для коммерческой продажи. В это время Шуша стала центром карабахского ковроткачества. Карабахские и Шушинские ковры оказали влияние на Нахчыванскую и Зангезурскую школы ковров. Некоторые эксперты фактически считают эти школы подкатегориями карабахской ковровой школы. Шушинские ковроткачи Мешеди Байрам Гурбан-оглу, Джаббар Хаджи Акбер-оглу, Фатима Ага Шериф-гызы, Ахмед Дашдамир-оглы участвовали и были удостоены наград на международной выставке в Париже в 1867 году. Шушинские ковры также получили награды в 1872 году в Москве. Политехническая выставка. [13]
Азербайджан на протяжении примерно трех десятилетий особенно стремился использовать свои связи с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), сделав щедрое пожертвование в размере 5 миллионов долларов, чтобы представить Азербайджан как крупный центр этого вида искусства. Азербайджан успешно лоббировал включение традиционного искусства азербайджанского ковроткачества в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. [14] [15] Таким образом, с 2010 года ковроткачество в азербайджанском стиле включено в список ЮНЕСКО шедевров нематериального наследия . [16]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Карабахский ковер» . Britannica.com . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Акопян, Гравард Х (1990). Средневековое искусство Арцаха . Ереван: Рассеяние. п. 84. ИСБН 5-8079-0195-9 .
- ^ Jump up to: а б с д Акопян. Средневековое искусство Арцаха , с. 84.
- ^ Акопян, Гравард Х (1990). Средневековое искусство Арцаха . Ереван: Рассеяние. стр. 85–86. ISBN 5-8079-0195-9 .
- ^ «Армяне. Конец 19 - начало 20 века» в Российском этнографическом музее, Санкт-Петербург, Россия. Архивировано 24 декабря 2009 года, в Wayback Machine.
- ^ Памела, Нельсон (1988). Армянские ковры: ткань культуры . Балч Инст. ISBN 9780937437049 .
- ^ «Армяне. Конец 19 - начало 20 века» в Российском этнографическом музее, Санкт-Петербург, Россия. Архивировано 24 декабря 2009 года, в Wayback Machine.
- ^ Давид Цицишвили "Коврики и ковры с Кавказа", "Аврора", Ленинград, 1984 № 672(7-20); стр. 7-8(всего страниц: 151)
- ^ (на армянском языке) Киракос Гандзакеци . «Патмутюн Айоц», [История армян]. Ереван: Армянская академия наук, 1961, с. 216, цитируется по делу Акопяна. Средневековое искусство Арцаха , с. 84, примечание 18.
- ^ "Улубабян, Баграт Аршаки (Княжество Хачен, X-XVI вв.)" (Улубабян, Баграт Аршаки). Советская Армянская энциклопедия . том. xiii. Ереван, Армянская ССР. Армянская академия наук , 1986, с. 212.
- ^ «Текстиль Армении: обзор» . Архивировано из оригинала 25 января 2010 г. Проверено 24 февраля 2010 г. Дикран Куймджян, «Армянский текстиль: обзор», Каталог выставки под названием «Trames de memoire d'Armenie: broderies et Tapis sur les chemins de l'exil de 1900-1940», посвященной армянским беженцам в текстильной промышленности на юге Франции. после геноцида 1915 года будет проходить в Музеоне Арлатен в Арле, Франция, с июня по декабрь 2007 года в рамках Года Армении во Франции.
- ^ Каримов, Лэтиф (2 сентября 2010 г.). Ковры и ковры с Кавказа: Русские коллекции - Лятиф Керимов - Google Книги . Аллен Лейн / Penguin Books. ISBN 9780140063707 . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ "-= Азербайджанский Музей Ковра =-" . Архивировано из оригинала 8 апреля 2015 г. Проверено 29 апреля 2015 г.
- ^ «Война за узоры, символы и культурное наследие ковров Карабаха» . Hyperallergic.com . 28 февраля 2021 г.
- ^ «Коррумпированный бывший генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова выступит на конференции AIEA по «интернационализации»» . thebluntpost.com . 10 февраля 2021 г.
- ^ «Традиционное искусство азербайджанского ковроткачества в Азербайджанской Республике – нематериальное наследие – Сектор культуры» . ЮНЕСКО . Проверено 4 января 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мозаффари, Али; Барри, Джеймс (2022). «Наследие и территориальные споры в армяно-азербайджанском конфликте: сравнительный анализ музеев ковров Баку и Шуши» . Международный журнал исследований наследия . 28 (3): 318–340. дои : 10.1080/13527258.2021.1993965 . hdl : 10536/DRO/DU:30158379 . S2CID 240207752 .
