Тибетская спина
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2011 г. ) |

Изготовление тибетских ковров – древнее, традиционное ремесло. Тибетские ковры традиционно изготавливаются из тибетских горных овец шерсти , называемых чанпель . Тибетцы используют коврики для самых разных целей: от напольных покрытий до настенных ковров и конских седел, хотя чаще всего их используют в качестве ковра для сидения. Типичный спальный ковер размером около 3 × 5 футов (0,91 × 1,52 м) называется хаден .
Метод завязывания узлов, используемый при изготовлении тибетских ковров, отличается от методов, используемых в других традициях изготовления ковров во всем мире. Некоторые аспекты изготовления ковров в последнее время были вытеснены более дешевыми машинами, особенно прядение пряжи и обрезка ворса после ткачества. Однако некоторые ковры до сих пор изготавливаются вручную. Тибетская диаспора в Индии и Непале создала процветающий бизнес по изготовлению ковров. В Непале производство ковров является одной из крупнейших отраслей промышленности в стране, и существует множество экспортеров ковров. В Тибете также есть ткацкие мастерские, но экспортная сторона промышленности сравнительно неразвита по сравнению с Непалом и Индией.
История
[ редактировать ]Ковровая промышленность в Тибете насчитывает сотни, если не тысячи лет, однако как скромное ремесло оно не упоминалось в ранних трудах, за исключением редких упоминаний о коврах, принадлежавших выдающимся религиозным деятелям. Первые подробные отчеты о тибетском ковроткачестве поступили от иностранцев, прибывших в Тибет во время британского вторжения в Тибет в 1903-04 годах. Оба Лоуренс Уодделл [1] и Персеваль Лэндон [2] описали ткацкую мастерскую, которую они встретили недалеко от Гьянце по пути в Лхасу . Лэндон записывает, что «двор, полностью заполненный ткацкими станками, как мужчинами, так и женщинами», изготавливающими ковры, которые он назвал «красивыми вещами». Мастерская принадлежала и управлялась одной из местных аристократических семей, что было нормой в досовременном Тибете. Многие более простые изделия для домашнего использования изготавливались дома, но специальные мастерские изготавливали украшенные ворсовые ковры, которые продавались богатым семьям в Лхасе и Шигадзе , а также в монастырях. В монастырских учреждениях проживали тысячи монахов, которые во время религиозных церемоний сидели на длинных низких платформах, которые почти всегда были покрыты сотканными вручную коврами для комфорта. Более богатые монастыри регулярно заменяли эти ковры, обеспечивая доход или принимая подарки вместо налогов от сотен или тысяч ткачей.
С момента своего расцвета в 19 и начале 20 века тибетская ковровая промышленность во второй половине 20 века пришла в серьезный упадок. Незаконное китайское вторжение в Тибет, начавшееся в 1959 году, позднее усугубилось коллективизацией земли, которая позволила сельским жителям получать средства к существованию без ткачества и снизила власть землевладельческих монастырей. Многие аристократические семьи, ранее организовавшие ткачество, в этот период бежали в Индию и Непал вместе со своими деньгами и управленческим опытом.
Когда тибетское ковроткачество начало возрождаться в 1970-х годах, это произошло не в Тибете, а в Непале и Индии. Примерно в это же время были написаны первые западные отчеты о тибетских коврах и их дизайне, основанные на информации, полученной от общин изгнанников. [3] [4] Западные путешественники в Катманду организовали создание мастерских по ткачеству тибетских ковров для экспорта на Запад . В ковроткачестве в Непале и Индии в ковровых мастерских в конечном итоге преобладали местные нетибетские рабочие, которые заменили первых тибетских ткачей-эмигрантов. В частности, коренные непальские ткачи быстро расширили дизайн тибетских ковров от небольших традиционных ковров до ковров большой площади, подходящих для использования в западных гостиных. Это положило начало ковровой промышленности, которая важна для непальской экономики и по сей день, хотя ее репутация в конечном итоге была запятнана скандалами с детским трудом в 1990-х годах.
В течение 1980-х и 1990-х годов несколько мастерских были также восстановлены в Лхасе и других частях Тибетского автономного района , но эти мастерские оставались и остаются относительно оторванными от внешних рынков. Сегодня большинство ковров, сотканных на фабриках в Лхасе, предназначены для туристического рынка или для использования в качестве подарков посещающим китайские делегации и правительственные ведомства. Изготовление тибетских ковров в Тибете относительно недорогое, при этом широко используется импортная шерсть и дешевые красители. Некоторые производители роскошных ковров добились успеха в Тибете за последнее десятилетие, но все еще существует разрыв между продукцией, произведенной в Тибете, и коврами «тибетского стиля», изготовленными в Южной Азии.
Дизайн
[ редактировать ]
Тибетские ковры 19-го века (возможно, раньше, хотя в основном сохранились ковры 19-го века) относительно сдержаны с точки зрения дизайна и окраски, производители ковров того времени ограничивались узким диапазоном натуральных красителей, включая марену (красную), индиго. (синий), тибетский ревень (желтый) и тибетский орех (коричневый и серый), а также несколько других местных растений, дающих желтый и зеленоватый цвета. Мотивы состояли из двух классов: первый тип представлял собой простые геометрические мотивы, такие как шахматная доска и рисунок гау (амулета), которые, вероятно, составляли часть репертуара древнего тибетского дизайна, смешанного с узорами медальонов и другими мотивами, заимствованными из китайских декоративных традиций .

С начала 1900-х годов тибетским ткачам стал доступен более широкий спектр синтетических цветов, и это, по-видимому, стимулировало производство новых и более сложных узоров, также во многом основанных на традиционных китайских мотивах. В период 1900-1950 годов было создано множество новых красочных дизайнов с изображением драконов, феникса, цветочных мотивов, облаков и так далее. Хотя основное влияние было китайским , иногда копировались и западные образцы текстиля. Эти узоры до сих пор составляют основу репертуара тибетских ткачей.
Тигровые ковры
[ редактировать ]
Интерес западных коллекционеров тибетских ковров особенно вызвали тигровые ковры, отчасти из-за их ассоциации с тантрической медитацией; многие тибетские тигровые коврики были подарками ламам в монастырях. [5] [6]
Существует несколько видов рисунков ковров с тибетским тигром. Некоторые из них состоят из «реалистичных» изображений тигровых шкур, в то время как близкие ковры демонстрируют более абстрактные версии тигровых полос. Другой тип тигрового ковра представляет собой «целую шкуру» с ногами и ухмыляющейся мордой.
В религиозном контексте тигровые коврики связаны с набедренными повязками из шкуры тигра, которые можно увидеть на нарисованных изображениях свирепых (гневных) тибетских буддийских богов. Считается, что шкура тигра защищает человека, занимающегося медитацией. Гневные богини женского пола носят набедренные повязки с пятнами снежного барса, а старые тибетские ковры иногда также встречаются с пятнами леопарда. [7]
Ковры с изображением тигра встречаются и в некоторых других ковровых культурах, в том числе в коврах Хотана на севере, однако именно среди тибетских ткачей эти узоры достигли своего наивысшего развития. Узоры яркие и одни из самых оригинальных из всех традиционных тибетских мотивов.
Вангден ковры
[ редактировать ]
Многие ковры Вангдена имеют более рыхлое переплетение, меньшее количество узлов и более толстый ворс, чем типичный тибетский ковер, а также имеют толстую мохнатую бахрому. Сегодня эти ковры ткут только в долине Вангден, в регионе к югу от Шигадзе, хотя когда-то их производство, возможно, было более широко распространено. [8]
Этот тип ковра изначально предназначался для монашеского использования в качестве коврика для сидения. В некоторых монастырях до сих пор на скамейках, используемых монахами во время церемоний, стоят длинные полозья Вангдена. Новые ковры все еще ткут, но в основном для домашнего использования и для посетителей рынка в Лхасе.
Ковер Wangden также был интерпретирован в современной интерпретации компанией Bartoli Design для коллекций Nodus. [9]
Современное производство в Тибете
[ редактировать ]В Лхасе магазины ковров обслуживают как местных, национальных, так и иностранных туристов. Темно-красные турецкие имитации с фабрик в Цинхае продаются наряду с другими китайскими коврами и даже шелковыми коврами с ближневосточным орнаментом. Среди местных тибетцев копии традиционных тибетских узоров из полиэстера машинного плетения являются популярной недорогой альтернативой коврам ручной работы.
Семинары, спонсируемые правительством, нацелены на рынки туристов и «подарков официальных делегаций», но шерсть имеет короткую пряжу и позволяет изготавливать ковры, которые с большей вероятностью будут терять ворс и спутываться после чистки. Популярным дизайном является ковер «Потала» с изображением дворца Потала , предназначенный для подвешивания на стену. Ковровые мастерские, основанные иностранцами, используют шерсть с более длинными волокнами и высоким содержанием ланолина, что обеспечивает более сильное содержание ланолина, но они намного дороже и не нашли большого успеха. Однако, как экономическая деятельность, изготовление тибетских ковров обеспечивает ценный денежный доход сельским общинам, которые ткут в зимние месяцы. Несколько зарубежных инвесторов и неправительственных организаций пытаются стимулировать возрождение использования высококачественной местной шерсти и натуральных красителей в производстве тибетских ковров.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лхаса и ее тайны, Л. Остин Уодделл, Джон Мюррей, Лондон, 1905 г.
- ^ Открытие Тибета, Персиваль Лэндон, Даблдей, Нью-Йорк, 1905 г.
- ^ Тибетский ковер, Филип Денвуд, Aris and Phillips Ltd, Англия, 1974 г.
- ^ Тибетские ковры, Холлвард Каре Каллой, Orchid Press, Бангкок, 1995.
- ^ Тибетские тигровые ковры, автор Мими Липтон, Темза и Гудзон, 1988 г.
- ^ О шерсти и ткацком станке, Тринли Чодрак, Weatherhill, 2000 г.
- ^ Радху, AW (2017). Тибетские караваны: Путешествие из Леха в Лхасу . Говоря об издательстве Tiger. ISBN 978-93-86582-29-4 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ «Коврики из фетра» . www.filz-kugel-teppiche.de . Проверено 14 января 2016 г.
- ^ "Ковер WANGDEN1 для коллекции Nodus" . Проверено 20 ноября 2022 г.