Протесты и восстания в Тибете с 1950 года.
Протесты и восстания в Тибете против правительства Китайской Народной Республики происходят с 1950 года и включают восстание 1959 года , восстание 2008 года и последующие протесты самосожжения.
За прошедшие годы тибетское правительство в изгнании, Центральная тибетская администрация (ЦТА) , сместило цель своего сопротивления с попыток умеренного сотрудничества с автономией к требованию полной независимости, к поиску «подлинной автономии для всех тибетцев, живущих в трех традиционных регионах». провинции Тибета в составе Китайской Народной Республики». [1] Однако не все изгнанные тибетцы удовлетворены текущей политикой CTA «Срединного пути», и многие выразили свое разочарование в 2008 году, вопреки желанию Далай-ламы, агитируя за независимость.
Поскольку 14-й Далай-лама объявил о своем уходе из политической жизни незадолго до выборов Сикьёнга (премьер-министра), который отныне будет политическим лидером Тибета, в апреле 2011 года, характер сопротивления может перейти в еще одну фазу, хотя три ведущих кандидата в настоящее время отдают предпочтение Срединный путь. [ нужна ссылка ]
Фон
[ редактировать ]Изолированная география, естественно, определила Тибет как уникальное образование, однако его управление и политический статус менялись на протяжении веков. Второстепенные королевства и племенные государства региона были впервые объединены под властью Сонгцена Гампо и образовали Тибетскую империю в седьмом веке нашей эры . Под влиянием своей китайской невесты и первой непальской жены Бхрикути император обратился в буддизм и сделал его религией Тибета. Затем последовал приток китайской культуры, индийского алфавита и буддийских монахов, которые в сочетании с местными обычаями и анимистической религией Бон породили то, что стало сегодняшним этническим тибетским народом и тибетским буддизмом , также известным как ламаизм. [2]
После распада Тибетской империи в середине 9 века центральное правление в регионе практически не существовало в течение 400 лет. Но буддизм выжил, и когда монголы завоевали этот регион, буддизм был принят в качестве официальной религии их империи. В 1271 году Хубилай-хан основал династию Юань, и Тибет оставался в ее составе полуавтономным образованием. Со второй половины 14 века до начала 17 века Тибетом правили конкурирующие буддийские школы. Однако именно в этот период в 1409 году был основан орден Гелуг , а в 1569 году был учрежден институт Далай-ламы благодаря отношениям священника-покровителя между Алтан-ханом и 3-м Далай-ламой (первым двум был присвоен этот титул задним числом). ). Говорят, что Далай-ламы являются реинкарнациями Бодхисаттвы Сострадания Авалокитешвары.
Именно тогда, когда 5-му Далай-ламе Нгавангу Лобсангу Гьяцо удалось установить правительство Ганден Пходранг и господство гелуг в Тибете с помощью Гуши -хана Хошутского ханства , этот пост взял на себя двойную роль политического и религиозного руководства (однако 9–12-й Далай-ламы умерли, не достигнув совершеннолетия). После смерти Лобсанга Гьяцо в 1682 году, которая хранилась в секрете в течение 15 лет, наступил период анархии и вторжений, которые в конечном итоге привели к установлению цинского протектората над Тибетом в 1720 году, который достиг своего пика в 1790-х годах в ответ на нападения. Непалом, был продлен в 1903 году, когда вторглись британцы , и продлился до 1912 года. [2] [3] [4] Тибет стал независимым после упадка маньчжурской династии Цин и оставался таковым до 1950 года.
Раннее сопротивление, 1950–1958 гг.
[ редактировать ]В своем эссе « Скрытый Тибет: история независимости и оккупации», изданном Библиотекой тибетских трудов и архивов в Дхарамсале, С. Л. Кузьмин , цитируя мемуары советского дипломата А. М. Ледовского, утверждает, что 22 января 1950 г. В Москве Мао Цзэдун попросил его предоставить авиационный полк, поскольку он готовился к наступлению на Тибет. Сталин одобрил эти приготовления и оказал военную поддержку советскими летчиками и персоналом аэродрома, одетыми в китайскую одежду, поскольку эта помощь была незаконной. [5] В 1950 году Народно-освободительная армия Китайской Народной Республики (КНР) вошла в Тибет, и правительство США вступило в контакт с братом Далай-ламы Гьяло Тхондупом , жившим в Индии, чтобы предложить помощь США, которая была отклонена. В мае 1951 года делегация, представлявшая 14-го Далай-ламу , которому на тот момент было 15 лет, и возглавляемая Нгапои Нгавангом Джигмеем , отправилась в Пекин, чтобы ей представили Соглашение из семнадцати пунктов о мирном освобождении Тибета КНР , которое установило суверенитет над Тибетом. Тибет: взять на себя ответственность за внешние дела Тибета, оставив внутреннее управление правительству Лхасы и гарантируя религиозные свободы. Договор подписали делегация Лхасы и 10-й Панчен-лама. [ нужна ссылка ] , который уже перешел на сторону КНР после заигрывания с Гоминьданом и участия в заговоре против центрального правительства Тибета, которое все еще отказывалось признать его истинным Панчен-ламой. Позже возникло много споров по поводу действительности соглашения, возникших из-за утверждений, что оно было подписано под угрозой оружия, и разногласий по поводу того, имели ли делегаты полномочия на его подписание.
Но в то время в Лхасе Кутра [ ВОЗ? ] аристократы смешивались с китайскими чиновниками и процветали благодаря этому союзу. Смешанные вечеринки устраивались в течение года, и даже сам Далай-лама. Бремя снабжения войск продовольствием, лежащее на фермерах и крестьянах, привело к его нехватке и росту цен, а также к вспышкам гриппа и оспы, которые легли тяжелым бременем на большинство тибетцев, которые раньше выживали лишь незначительно. Протесты, получившие название «народные собрания», начались в Лхасе, где организаторы направили правительству письма с жалобами и разместили антикитайские лозунги в общественных местах. Лидеры были немедленно арестованы, а протесты подавлены. [6] (106–108)
В начале 1952 года Тхондуп вернулся в Лхасу с планом экономической реформы, который включал снижение налогов и земельную реформу . С согласия Далай-ламы Тхондуп приступил к реализации реформ, но встретил сильное сопротивление со стороны богатой старой гвардии, которая назвала его радикальным коммунистом. Этот ярлык вызвал интерес у китайцев, которые пригласили его в Пекин для обучения, но вместо этого он бежал обратно в Индию, где начал работать с ЦРУ над формированием и обучением тибетского повстанческого движения. США снова попытались убедить Далай-ламу сделать то же самое, предложив «полную помощь и поддержку», но он отказался. [7]
Далай-лама видел необходимость модернизации Тибета и был открыт марксизму. [8]
Только когда я поехал в Китай в 1954–1955 годах, я по-настоящему изучил марксистскую идеологию и изучил историю китайской революции. Как только я понял марксизм, мое отношение полностью изменилось. Меня так увлек марксизм, что я даже выразил желание стать членом коммунистической партии. Тибет в то время был очень, очень отсталым [...] Марксизм говорил об уверенности в себе, без зависимости от создателя или Бога. Это было очень привлекательно. [...] Я до сих пор думаю, что если бы в Тибет пришло настоящее коммунистическое движение, люди принесли бы много пользы. Вместо этого китайские коммунисты принесли Тибету так называемое освобождение.[...] Они начали разрушать монастыри, убивать и арестовывать лам.
- XIV Далай-лама
По пути тибетского лидера домой после года, проведенного в Китае, лидеры кланов Кхампа и Амдова проинформировали его начальника штаба о своих планах восстать против китайцев в отместку за конфискацию земель и нападения на монастыри. Но в Лхасе все было относительно спокойно, и в апреле 1956 года он принял китайскую делегацию для открытия Подготовительного комитета автономного региона Тибет: комитета из 51 человека, состоящего в основном из тибетцев. [9] Между тем, открытое восстание началось с резни в коммунистическом гарнизоне в Кхаме, в результате которой погибло около 800 китайцев, что вызвало воздушные удары, в результате которых погибло еще больше людей. [ количественно ] Тибетцы. Кроме того, ЦРУ встретилось с двумя братьями Далай-ламы Тубтеном Джигме Норбу и Гьяло Тондупом в Индии и предложило обучить пилотную группу из шести кхампасов партизанской войне и радиосвязи на Сайпане. Их контрабандой вывезли из Тибета, а позже сбросили обратно на парашютах, чтобы обучать других и докладывать ЦРУ о прогрессе и потребностях повстанцев. [8] [10]
По словам Далай-ламы, его визит в Индию в ноябре 1956 года, в ходе которого он встретился с тибетскими «борцами за свободу», в число которых входили двое его старших братьев, «испортил хорошие отношения с Китаем». Изгнанники призвали его остаться и присоединиться к их борьбе за независимость, но премьер-министр Индии Джавахарлал Неру предупредил его, что Индия не может предложить поддержку. Премьер-министр Китая Чжоу Эньлай , также находившийся в Дели, заверил его в решении Мао отложить на шесть лет дальнейшие реформы в Тибете. И Неру, и Энлай посоветовали ламе вернуться в Лхасу. [11]
Хотя китайцы отказались от реформ, они продолжили военные операции в мятежных районах, в результате чего вокруг Лхасы собрались тысячи беженцев. В июле 1957 года Далай-лама устроил большую церемонию во дворце Потала, во время которой он принял золотой трон и петицию от представителей тибетского движения сопротивления Чуши Гангдрук , а в ответ благословил их лбы и вручил им с талисманом. Вскоре они станут «Добровольческой армией защитников веры» численностью 5000 человек под руководством Гомпо Таши Андругацанга, которая будет бороться против китайцев в течение многих лет. [15] [16] Однако в сентябре 1957 года, когда первые два стажера ЦРУ прибыли в Тибет, чтобы передать послание ЦРУ с предложением поддержки тибетскому лидеру, им было отказано. Второе падение четырех человек оказалось катастрофическим: только одному удалось уйти живым. Между тем, к 1958 году армия Гомпо неплохо добилась контроля над значительной частью центрального Тибета . [17]
1959 Тибетское восстание
[ редактировать ]«К закату 9 марта [1959 года] у стен Летнего дворца стали собираться тысячи мужчин, женщин, детей». [18] 10 марта 1959 года толпа окружила летний дворец, опасаясь, что коммунистическая Народно-освободительная армия Китая (НОАК) планирует арестовать Далай-ламу во время «театрального представления в китайском военном лагере Силлинг-Бхук». [19] Люди были полны решимости не позволить Далай-ламе покинуть дворец Норбулинка . Некоторые члены толпы направили агрессию на тибетских чиновников, которых считали пособниками Китая. Тенпа Соепа, который остановился в доме в ночь на 10 марта недалеко от Норбулинки, сказал: «Когда я подошел к воротам, я обнаружил Калон Сампхо лежащим на земле без сознания». Самфо «... прибыл в Норбулинку [ так в оригинале ] на машине со своим китайским телохранителем. Они вышли из машины, и когда толпа увидела китайского охранника, они начали бросать камни». [20] «Пхакпалха Кхенчунг... был убит протестующими. Он был государственным чиновником, и ходили слухи, что у него были очень тесные отношения с китайцами». [20] Генерал НОАК Тан Куан-сен посчитал, что Далай-ламе грозит опасность, и предложил ему убежище, если он сможет добраться до китайского лагеря. Он отклонил предложение. Через неделю после начала боевых действий генерал приказал произвести два минометных выстрела по дворцу. В этот момент Далай-лама решил, что пришло время ускользнуть через горы с очень небольшой группой и через несколько дней прибыть к индийской границе. [21] [22] Правительство Неру предоставило ему убежище с условием, что он не будет заниматься политикой на индийской земле. Подготовительный комитет по созданию Тибетского автономного района . Тем временем Эньлай распустил тибетское правительство и назначил на его место [16] В 1959 году Тенпа Соепа и другие военнопленные возле Тоэма в Амдо говорили: «По дороге мы могли видеть, почему наши охранники так нервничали. Мы видели много сгоревших постов охраны и даже несколько танков, уничтоженных тибетскими партизанами . Амдо, где много лет шла партизанская война». [20]
В изгнании курс Далай-ламы изменился с кооперативной автономии на независимость. Он сослался на Соглашение из 17 пунктов как на доказательство претензий Тибета на суверенитет, но в то же время объявил его недействительным, поскольку китайцы нарушили его и потому, как он утверждал, что оно было подписано под давлением. Он также ясно дал понять, что выступает за экономические, социальные и политические реформы, но что китайцы действовали недобросовестно. [23] Свою первую пресс-конференцию в Индии в апреле 1959 года он завершил, тонко установив правительство в изгнании, заявив: «Где бы меня ни сопровождало мое правительство, тибетский народ будет признавать его правительством Тибета». [24] В ответ Генеральная Ассамблея ООН приняла в первой половине десятилетия три резолюции, призывающие к «уважению основных прав человека тибетского народа и его самобытной культурной и религиозной жизни» и признающие право тибетского народа на самоопределение. . [24] США отреагировали иначе.
Когда он объявлял о своем местонахождении, повстанцы Кхампы были встречены огромными китайскими силами и были почти уничтожены. Хотя они потратили несколько месяцев на перегруппировку, США не смогли сформировать коалицию стран, готовых признать тибетское правительство в изгнании или даже найти страны, которые примут Далай-ламу в туре, чтобы объяснить его причины.
Тибетское сопротивление, 1958–1973 гг.
[ редактировать ]Уже в июле 1958 года начались переброски оружия тибетскому движению сопротивления Чуши Гангдрук , ЦРУ переселило тибетских партизан-стажеров в Кэмп-Хейл в Колорадо, США (где до сих пор проживает тибетская община). [26] а офицеры-десантники были набраны из числа парашютистов лесной службы США в Монтане (которые стали известны как «миссула мафия»). [27] [28] Но, по словам Тандропа, Далай-лама не знал о причастности ЦРУ, пока не прибыл в Индию. [29]
Осенью ЦРУ сбросило с парашютом в Тибет четыре группы стажеров Кэмп-Хейла. Первых встретили китайцы, и мужчины спаслись бегством. Две группы благополучно прибыли и даже способствовали успешному сбросу оружия, но китайцы спохватились, и в течение месяца все члены команды, за исключением нескольких, и тысячи семей Кхампа были убиты. При подготовке партизан ЦРУ не учитывалось, что воины Кхампа путешествовали с семьями и домашним скотом. Четвертой группе повезло примерно так же. Они прибыли, получили оружие, к ним присоединились еще две команды, но в феврале 1960 года китайцы убили их вместе с еще 4000 боевиками и их отрядами. [30] [31] Последняя группа была выброшена в 1961 году, но все, кроме одной, погибли всего через три месяца после приземления. Выжившего схватили и, по его словам, пытали, пока он не рассказал всю историю Колорадо. Он был освобожден из тюрьмы в 1979 году. [6]
По предложению Тундопа и Гомпо Таши в начале 1960 года в Мустанге, Непал , была создана тибетская партизанская база, где около 2000 человек, в основном этнические кхампа, скопились таким беспорядочным образом, что первый год был испытанием на выживание, учитывая, что США не могли доставить им продовольствие в связи с приостановкой полетов из-за инцидента с U-2 . [32] К весне 1961 года партизанские отряды Мустанга начали рейды на территории Тибета протяженностью 250 миль. Кроме того, около 12 000 тибетцев в конечном итоге присоединились к Специальным пограничным силам , охранявшим китайско-индийскую границу. [33] Но по мере того, как шли годы, а внутри Тибета не было создано никаких баз, энтузиазм США по поводу истребителей «Мустанг» угас, а и без того редкие и недостаточные поставки оружия прекратились в 1965 году, оставив стареющие и едва вооруженные партизанские силы в тяжелом положении. [34] 25 небольшим группам тибетцев, прошедших обучение в Колорадо, которые были отправлены в Тибет с 1964 по 1967 год с миссией по установлению фактов, повезло не больше. Только двое смогли работать внутри страны более двух месяцев, не найдя поддержки со стороны соотечественников. [33]
Тем временем ЦРУ предоставило правительству в изгнании деньги на открытие офисов в Женеве и Нью-Йорке, на организацию переселения тибетских сирот в Швейцарию и на обучение нескольких десятков тибетцев в Корнеллском университете. [35]
К тому времени, когда Никсон пришел в Белый дом, ЦРУ уже проинформировало Тандропа о прекращении поддержки. [6] (296) Спустя годы он скажет об этом деле следующее:
Америка не хотела помогать Тибету. Он просто хотел создать проблемы Китаю. У него не было дальновидной политики в отношении Тибета [...] Американцы обещали помочь сделать Тибет независимой страной. Все эти обещания были нарушены... Не могу сказать, что помощь ЦРУ была полезной... она действительно спровоцировала китайцев [и] привела к репрессиям. Мне очень жаль этого.
По словам писательницы и ученого Кэрол МакГранахан из Университета Колорадо, сегодня тибетское правительство в изгнании намеренно преуменьшает значение истории тибетского сопротивления, не отмечает ее и даже игнорирует, поскольку оно не вписывается в глобальный имидж, который оно желает создать. проект и текущая официальная позиция стремления к мирному сосуществованию с Китаем. [36]
Подход Срединного пути, 1973 г.
[ редактировать ]По мнению офиса Далай-ламы, суть подхода Срединного пути заключается в сосуществовании, основанном на равенстве и взаимном сотрудничестве. [37] Это:
беспартийная и умеренная позиция, защищающая жизненно важные интересы всех заинтересованных сторон – для тибетцев: защита и сохранение их культуры, религии и национальной идентичности; для китайцев: безопасность и территориальная целостность Родины; а для соседей и других третьих сторон: мирные границы и международные отношения.
Семена подхода «Срединного пути» были посеяны в начале 1970-х годов в ходе серии внутренних правительственных и внешних консультаций. Далай-лама воодушевился в 1979 году, когда Дэн Сяопин сказал своему брату Гьяло Тхондупу, что «кроме независимости все остальные вопросы могут быть решены путем переговоров». Далай-лама согласился продолжить переговоры для достижения взаимовыгодного и мирного решения, а не бороться за восстановление независимости. [37] Он отправил три миссии по установлению фактов в Тибет и написал Дэн Сяопину длинное личное письмо, прежде чем его представители отправились в Пекин в 1982 году для начала переговоров. Однако они сообщили, что их китайские коллеги не интересуются обсуждением ситуации в Тибете, а только личным статусом и будущим Далай-ламы XIV. [38] Тем не менее, в 1980-е годы Далай-лама отправил в Китай шесть делегаций. США В 1987 году перед собранием Конгресса по правам человека Далай-лама представил Мирный план из пяти пунктов. [38] как «первый шаг к долгосрочному решению».
- Превращение всего Тибета в зону мира;
- Отказ от китайской политики перемещения населения, которая угрожает самому существованию тибетцев как народа;
- Уважение основных прав человека и демократических свобод тибетского народа;
- Восстановление и защита природной среды Тибета и отказ от использования Тибета Китаем для производства ядерного оружия и захоронения ядерных отходов;
- Начало серьезных переговоров о будущем статусе Тибета и отношениях между тибетским и китайским народами.
В следующем году Далай-лама обратился к Европейскому парламенту и предложил то, что позже было названо Страсбургским предложением 1988 года: [39] который развивал подход Срединного пути и видение примирения, напоминающее то, что некоторые историки называют отношениями сюзеренитета между Китаем и Тибетом. Предложение по сути призывает к созданию демократического Тибета с полным суверенитетом над своими внутренними делами и неполитическими внешними делами, при этом Китай сохранит свою ответственность за внешнюю политику Тибета и временно сохранит свое военное присутствие.
Периодические встречи между посланниками Центральной тибетской администрации и китайским правительством были, по мнению Тандропа, «подобны хлопанию в ладоши». [29] В 2008 году на 8-м раунде переговоров представители CTA представили документ под названием « Меморандум о подлинной автономии тибетского народа и записку» . в ответ на заявление китайского правительства с вопросом, какой степени автономии добиваются тибетцы. [40] В Меморандуме говорится, что «для того, чтобы тибетская национальность развивалась и процветала со своей особой самобытностью, культурой и духовной традицией посредством осуществления самоуправления в соответствии с 11 вышеупомянутыми основными тибетскими потребностями , вся община, включающая все территории, обозначенные в настоящее время как КНР как тибетские автономные районы, должны находиться под единым административным образованием, далее упоминается, что «объединение всех тибетцев, в настоящее время проживающих в определенных тибетских автономных районах, в единую автономную административную единицу полностью соответствует конституционному (китайскому) принципу. в статье 4, также отраженной в Законе о региональной национальной автономии ЛРНА (статья 2), говорится, что «региональная автономия практикуется в районах, где люди, принадлежащие к национальным меньшинствам, проживают в концентрированных общинах».
По данным Центральной тибетской администрации, подход Срединного пути пользуется широкой поддержкой международного сообщества. В 2008 году группа из 29 китайских диссидентов призвала Пекин начать прямой диалог с изгнанным духовным лидером Тибета Далай-ламой. [41] В июне 2012 года Европейский парламент в Страсбурге принял резолюцию, в которой высоко оценил приверженность нового руководства ЦТА решению проблемы Тибета посредством подхода Срединного пути. [42] Президент США Барак Обама после встречи с Далай-ламой 21 февраля 2014 года выступил с заявлением, в котором приветствовал приверженность Далай-ламы ненасилию и диалогу с Китаем, а также его стремление к подходу Срединного пути. [43]
5 июня 2014 года Центральная тибетская администрация начала международную информационную кампанию о подходе Срединного пути. По данным CTA, цель кампании заключалась в противодействии преднамеренным попыткам китайского правительства распространить дезинформацию о подходе Срединного пути. [44] В ходе кампании CTA создала серию документов , веб-сайт , документальный фильм и страницы в социальных сетях.
Совсем недавно, в 2018 году, делегация Европейского парламента выразила поддержку подходу «Срединного пути». [45] В 2019 году сенатор канадского парламента. [46] и доклад Госдепартамента США о международной религиозной свободе. [47] выступил с призывом поддержать подход «Срединного пути» как устойчивое решение для разрешения продолжающихся нарушений религиозных прав и прав человека в Тибете.
Критика
[ редактировать ]раскритиковал подход «Срединного пути В 2014 году американский историк Эллиот Сперлинг » как часть «самообмана», основанного на надежде, что этот подход предназначен для обретения независимости и принесет ей независимость. [48]
Восстания и протесты, 1987–1989 гг.
[ редактировать ]Серия протестов в поддержку независимости, проходившая в период с сентября 1987 по март 1989 года в тибетских районах Китайской Народной Республики : Сычуань , Тибетский автономный район и Цинхай , а также в тибетских префектурах в Юньнани и Ганьсу . Крупнейшие демонстрации начались 5 марта 1989 года в тибетской столице Лхасе , когда группа монахов, монахинь и мирян вышла на улицы в преддверии 30-й годовщины тибетского восстания 1959 года . Сотрудники полиции и службы безопасности попытались подавить протесты, но по мере эскалации напряженности толпа протестующих собралась еще больше. После трех дней насилия 8 марта 1989 года было объявлено военное положение, а 10 марта иностранные журналисты и туристы были изгнаны из Тибета. [49] Сообщения о смертях и применении военной силы против протестующих были заметными. [50] Число погибших неизвестно.
2008 протесты и восстания
[ редактировать ]Спорадические и отдельные выступления тибетцев против китайцев продолжались, особенно во время беспорядков с сентября 1987 по март 1989 года в тибетских районах КНР. Но только в 2008 году вспыхнуло крупномасштабное и скоординированное восстание, совпавшее с международными протестами, сопровождавшими эстафету Олимпийского огня , которая закончилась в Пекине, где летние Олимпийские игры 2008 года проходили .
Во время ежегодного празднования Дня тибетского восстания 1959 года и побега Далай-ламы XIV в Индию монахи из двух разных монастырей 10 марта начали марши в Лхасу. Мирные уличные протесты и демонстрации росли, и 14 марта они были встречены чрезмерной силой со стороны китайской полиции и военных подразделений. Борьба с толпой, стрельба, избиения и аресты привели к эскалации напряженности, что в конечном итоге привело к столкновениям между тысячами тибетцев в районе Рамоче в Лхасе и китайскими силами безопасности. Столкновения переросли в поджоги. По сообщениям, было сожжено более 1200 китайских магазинов, офисов и жилых домов, а также подожжено около 100 автомобилей, включая полицейские. В монастырях арестовывали монахов, а число убитых тибетцев колеблется от 140 до 219 человек. [51] Другие тибетцы были арестованы, и Amnesty International сообщает, что к июню 1000 тибетцев оставались «пропавшими без вести». [52] военизированная Народная вооруженная полиция Была отправлена , и 50–100 тибетцев были убиты. Международное сообщество осудило подавление протестов, распространившихся по Тибетскому нагорью. Согласно другим сообщениям о столкновениях среди ханьских поселенцев, 22 человека погибли и 325 получили ранения. Ущерб оценивается в 40 миллионов долларов США. [ нужна ссылка ] В провинции Ганьсу еще одна демонстрация 400 монахов была встречена китайскими силами безопасности, что спровоцировало столкновение более чем 5000 тибетцев, которые снова сожгли заведения местных поселенцев хань и хуэй до прибытия сил.
Тибетский председатель правительства ТАР Джампа Пунцок , находившийся в то время в Пекине, сообщил иностранной прессе, что сотрудники службы безопасности в Лхасе проявили большую сдержанность и не применяли смертельную силу. Однако именно председатель Коммунистической партии Китая был отправлен в Тибет, чтобы разобраться с ситуацией, а тибетские чиновники остались в других провинциях. В конечном итоге протесты вспыхнули в 90 местах. Их общие лозунги и тибетские флаги свидетельствовали о стремлении к независимости или автономии. [53] Мертвая хватка Китая в Тибете и жестокое подавление сепаратистской деятельности продолжались в течение десятилетий после неудачного восстания. [54]
Одновременно в Индии создается коалиция тибетских организаций в изгнании — Конгресс тибетской молодежи (YTC), Ассоциация тибетских женщин , движение тибетских политических заключенных, Студенты за свободный Тибет и Национально-демократическая партия Тибета — называющая себя Движением восстания тибетского народа (TPUM). 10 марта объявили «Марш возвращения в Тибет». Неся тибетские флаги и призывая к независимости, они планировали добраться до Тибета пешком как раз к открытию Олимпийских игр. И Индия, и Непал напомнили Далай-ламе, что прием тибетцев в этом регионе был основан на согласии не проводить антикитайские политические маневры с их территорий. Правительство Дхарамсалы встретилось с участниками марша. Когда стало ясно, что участники марша продолжат свой путь, 28 марта они были арестованы властями штата Уттаракханд на севере Индии.
24 марта 2008 года стартовала эстафета Олимпийского огня протяженностью 137 000 км. Тибетские изгнанники и сторонники в Париже, Лондоне, Сан-Франциско, Нью-Дели, Исламабаде, Джакарте, Сеуле и т. д. использовали это событие для организации протестов. В некоторых местах их встречали местные китайцы и другие контрпротестующие. Фиаско привело к тому, что Международный олимпийский комитет запретил международную эстафету огня в будущем. [55] Китайское правительство обвинило «клику Далай-ламы» в восстании, марше и олимпийских протестах и назвало TYC террористической организацией, готовой начать партизанскую войну, как только перейдет границу. [56] КНР публиковала статьи, осуждающие различные исторические заговоры и деятельность тибетских изгнанников, а также финансирование США тибетских активистов через Национальный фонд за демократию . [57]
Далай-лама отрицал, что его правительство имеет какое-либо отношение к олимпийским протестам, и заявил, что не выступает за бойкот игр. Он призвал демонстрантов воздерживаться от любого насилия и дал интервью, пояснив, что в настоящее время его целью не является стремление к независимости от Китая. [58] Далай-лама пригрозил уйти в отставку из-за неподчинения ТПУМ официальной политике ненасилия и подлинной тибетской автономии. В конце концов, международное давление, наконец, заставило представителей КНР возобновить неофициальные переговоры со своими коллегами из Дхарамсалы.
Самосожжения
[ редактировать ]По состоянию на июль 2020 года самосожжение совершили 156 монахов, монахинь и простых людей. в Тибете [59] [60] [61] [62] с 27 февраля 2009 года, когда Тапей , молодой монах из монастыря Кирти, поджег себя на рыночной площади в городе Нгава , уезд Нгава , Сычуань . [63] Некоторые из протестующих, подожгших себя, были подростками. [64] [65] [66] Большинство таких инцидентов произошло в провинции Сычуань, особенно вокруг монастыря Кирти в городе Нгава уезда Нгава провинции Сычуань. [63] другие в Ганьсу и Цинхай провинциях , а также в Тибетском автономном районе . Протесты по самосожжению тибетцев произошли также в Индии [67] и Катманду , Непал . [62] В 2011 году волна самосожжений тибетцев в Китае, Индии и Непале произошла после инцидента самосожжения Пунцог, произошедшего 16 марта 2011 года в округе Нгава, Сычуань. Далай-лама заявил, что не поощряет протесты, но похвалил смелость тех, кто занимается самосожжением. [68] и обвинил в самосожжениях «культурный геноцид» со стороны китайцев. [64] Премьер Вэнь Цзябао заявил, что такие крайние действия наносят ущерб социальной гармонии и что Тибет и тибетские районы Сычуани являются неотъемлемой частью территории Китая. [69] По данным The Economist , самосожжения привели к ужесточению позиции правительства. [62]
Самосожжения тибетцев, протестовавших против китайского господства в Тибете, оказали большее влияние, чем предыдущие протесты; Несмотря на значительные человеческие жертвы во время тибетских протестов в 2008 году как со стороны тибетского, так и ханьского населения в Тибете, китайское правительство просто не сообщило о жертвах. С другой стороны, самосожжения приводят к драматическим изображениям горящего протестующего. [62] или впоследствии, которые можно легко передать через Интернет средствам массовой информации и сторонникам. Доступ в Интернет достиг даже отдаленных районов Китая, где проживают тибетцы. [70]
Тибетско-мусульманское межконфессиональное насилие
[ редактировать ]В Тибете большинство мусульман составляют народ хуэй. Напряженность между тибетцами и мусульманами возникает из-за событий во время правления мусульманского военачальника Ма Буфанга в Цинхае, таких как восстания Нголока (1917–49) и китайско-тибетская война . В прошлом между мусульманами и тибетцами вспыхивали беспорядки. Подавление тибетского сепаратизма китайским правительством поддерживается мусульманами хуэй. [71] Кроме того, у китайскоязычных хуэй есть проблемы с тибетскими хуэй (тибетскоязычное каче ). меньшинство мусульман [72]
Главные ворота главной мечети в Лхасе были сожжены тибетскими мятежниками, пытавшимися штурмовать здание, а магазины и рестораны китайских мусульман хуэй были разрушены во время тибетских беспорядков в 2008 году . [73] [74] Сектантское насилие между тибетскими буддистами и мусульманами не получает широкого внимания в средствах массовой информации. [75]
Отставка Далай-ламы с поста политического лидера
[ редактировать ]Тензин Далай-лама XIV Гьяцо официально объявил об уходе с поста политического лидера Центральной тибетской администрации в марте 2011 года. [76] незадолго до того, как должны были состояться выборы для выбора следующего премьер-министра, который стал бы самым высокопоставленным политическим постом CTA. Он говорил об этом по крайней мере с 2008 года. На пресс-конференции в декабре 2010 года Далай-лама заявил, что «400-летняя традиция» служения Далай-ламы в качестве духовного и политического лидера была прекращена уже в 2001 году, после в котором избранное политическое руководство ЦТА выполняло административные обязанности. Далай-лама в шутку добавил, что поэтому он уже десять лет находится на полупенсии. [77]
Правительство Китая назвало выход на пенсию «политическим шоу» и заявило, что CTA является незаконным и любые шаги не будут признаны. [78] Кейт Сондерс из Международной кампании за Тибет предположила, что правительства, которым политически сложно иметь дело с Далай-ламой как с политико-религиозным лидером, теперь могут наладить с ним формальные отношения как с чисто религиозным лидером. [76]
Доктор Лобсанг Сангай , стипендиат программы Фулбрайта и выпускник Гарвардской школы права, родившийся в лагере беженцев в Индии в 1968 году и никогда не посещавший Тибет, был назначен премьер-министром ЦТА 27 апреля 2011 года. Он объявил, что будет провел свой первый пятилетний срок пребывания в должности в Дхарамсале, Индия, где находится штаб-квартира CTA. Там он не только возьмет на себя административные обязанности, которые занимал предыдущий премьер-министр, но и станет преемником Далай-ламы в качестве политического лидера тибетского дела, игнорируя, таким образом, настойчивые требования КНР о том, чтобы Далай-ламу сменил посредством реинкарнации, а не другого метода выбор. [79] [80] Сангай, который когда-то был активистом Конгресса тибетской молодежи , группы, которая однозначно поддерживает независимость Тибета, говорит, что он повзрослел и теперь поддерживает подход Срединного пути. [81] Только около 80 000 тибетцев, половина зарегистрированного населения в изгнании, имели право голосовать, поскольку принимающая страна не позволила им принять участие в голосовании. [82] 6 миллионов тибетцев, проживающих в Тибете и Китае, не участвовали. [83] Неизвестно, будет ли жизнеспособным правительство в изгнании, не возглавляемое Далай-ламой, легитимизированным религиозной традицией.
Тем временем Далай-лама продолжает сопротивляться китайскому доминированию над тибетской культурой и религией, описывая политику Китая как «происходит своего рода политика, своего рода культурный геноцид». [84] Китай также пытается гарантировать, что после ухода из этой жизни реинкарнация Авалокитешвары Далай-ламы получит одобрение Китая: Китай заявил, что следующий Далай-лама должен родиться в Китае, тем самым исключая всех, кто родился вне его политического контроля. Далай-лама отказался переродиться в Китае и предположил, что, возможно, бодхисаттва сострадания просто решит не возвращаться на землю после этой жизни. [85]
Поскольку традиция предписывает, что только Далай-ламы могут признавать воплощения Панчен-ламы, которые, в свою очередь, могут признавать воплощения Авалокитешвары, признание воплощений как Далай-ламы, так и Панчен-ламы является политической целью Китая. В 11-м споре о Панчен-ламе Далай-лама признал Гедхуна Чокьи Ньиму в 1995 году, который через три дня был насильственно исчез из поля зрения вместе со своей семьей, когда ему было 6 лет. Правительство Китая заявляет, что он находится под защитой государства, но отклоняет все просьбы правозащитных организаций, в том числе Совета ООН по правам человека, предоставить какие-либо доказательства этого. [86] Впоследствии китайское правительство назначило своего Панчен-ламу Гьяинкана Норбу , поселившегося в монастыре Ташилхунпо , который недавно был назначен членом Китайской народной политической консультативной конференции . [87]
См. также
[ редактировать ]- Аннексия Тибета Китайской Народной Республикой
- Антирелигиозные кампании Коммунистической партии Китая
- Цензура в Китае
- История Тибета (1950 – настоящее время)
- Права человека в Китае
- Расизм в Китае
- Китаизация Тибета
- Тибетское движение за независимость
- Дебаты о суверенитете Тибета
- Чуши Гангдрук
- 1987–1989 беспорядки в Тибете.
- 2008 Тибетские беспорядки
- Протесты тибетцев по самосожжению в Китае
- Последние события монастыря Кирти
- Специальные пограничные силы
- Движение за независимость Восточного Туркестана
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Подход Срединного пути. Архивировано 2 апреля 2017 г. в Wayback Machine , полный текст.
- ^ Перейти обратно: а б Хатхисинг, Раджа (1960). Тибет борется за свободу: Белая книга . Ориент Лонгманс. ASIN: B000JOE01W
- ^ Штейн, Рольф Альфред (1972). Тибетская цивилизация . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-0901-7
- ^ Энциклопедия Чемберса , Pergamon Press, Нью-Йорк, 1967, стр. 637
- ^ Кузьмин, С.Л. Скрытый Тибет: история независимости и оккупации . Дхарамсала, LTWA, 2011, стр. 165–166 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кнаус, Джон Кеннет (1999). «Сироты холодной войны: Америка и тибетская борьба за выживание». Связи с общественностью . п. 133
- ^ Кнаус с. 112-120.
- ^ Перейти обратно: а б «Его путешествие: изгнание» Далай-ламы. Журнал Время . 4 октября 1999 г.
- ^ Кнаус с. 126-127.
- ^ Кнаус с. 136-140.
- ^ Данэм, Микель. Воины Будды: история тибетских борцов за свободу, поддерживаемых ЦРУ, китайского вторжения и окончательного падения Тибета . 2004. Пингвин. п. 181–187
- ^ Тондуп, Гьяло; Терстон, Энн Ф. (2015). Производитель лапши из Калимпонга: нерассказанная история моей борьбы за Тибет (1-е изд.). Гургаон, Индия: Random House India. п. 169. ИСБН 978-818400-387-1 .
Большинство участников сопротивления в Индии были последователями Андруга Гомпо Таши, богатого и патриотичного торговца из Кхама из Литанга, где сопротивление началось с проведением в Китае так называемых реформ. Народное возмущение еще больше усилилось из-за смертей и разрушений, вызванных нападением китайцев на местный монастырь Литанг и его бомбардировкой.
- ^ Конбой, Кеннет Дж (2002). Тайная война ЦРУ в Тибете . Моррисон, Джеймс. Лоуренс: Университетское издательство Канзаса. п. 67. ИСБН 9780700617883 . ОСЛК 47930660 .
Лишь в декабре 1956 года, через полгода после того, как его родной Литанг был атакован бомбардировщиками НОАК, он начал испытывать вооруженное инакомыслие. Он сделал это по доверенности: трое его сотрудников были отправлены в Кхам, каждый с письмом, подписанным Гомпо Таши, призывающим разрозненные партизанские отряды объединиться для общей борьбы против китайцев.
- ^ Андругацанг, Гомпо Таши (5 ноября 2017 г.). Четыре реки, шесть хребтов: воспоминания о движении сопротивления в Тибете . Офис информации и рекламы Его Святейшества Далай-ламы. OCLC 786420708 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кнаус с. 150.
- ^ Перейти обратно: а б «Нгапои вспоминает об основании ТАР» , Китайско-Тибетский информационный центр, 18 августа 2005 г.
- ^ Кнаус с. 153
- ^ Барбер, Ноэль (1970). Земля утраченного контента: борьба Далай-ламы за Тибет . Бостон: Компания Houghton Mifflin. п. 77. LCCN 75-82942 .
- ^ Майкл Харрис, Гудман (1986). Последний Далай Лама . Бостон: Шамбала. стр. 281 . ISBN 9780877733553 . OCLC 12947771 .
Это было 1 марта 1959 года, место личных покоев Далай-ламы в храме Джоканг. (...) когда два китайских младших офицера, посланные генералом Тан Куан-сеном, появились без предварительного уведомления (...) Целью их звонка, как они ему объяснили, было приглашение на театральное представление в китайской армии лагерь в Силлинг-Бхуке...
- ^ Перейти обратно: а б с Патт, Дэвид (1992). Странное освобождение: тибетцы живут в руках китайцев (1-е изд.). Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. п. 145. ИСБН 1-55939-013-1 .
- ^ Кнаус с. 164
- ^ Шакья, Церинг. Дракон в стране снегов (1999) Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-11814-9
- ^ Кнаус с. 177
- ^ Перейти обратно: а б "Индекс.PHP" .
- ^ Ассошиэйтед Пресс (2 октября 1998 г.). «Краткий обзор мировых новостей: Группа Далай-ламы заявляет, что получила деньги от ЦРУ», The New York Times . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 14 октября 2017 года . Проверено 25 ноября 2017 г.
- ^ «Тибетская ассоциация Колорадо – колорадские яки» . Архивировано из оригинала 23 августа 2013 г. Проверено 27 апреля 2011 г.
- ^ Кнаус с. 154
- ^ Джон Б. Робертс, Элизабет А. Робертс, Освобождение Тибета: 50 лет борьбы, устойчивости и надежды , Отделение AMACOM American Mgmt Assn, 2009, 288 страниц, стр. 40: «Многие пилоты и члены экипажа CAT были эмигрантами из Восточной Европы, подписавшими контракт с ЦРУ, но некоторые также были «дымовыми прыгунами» – пожарными, которые прыгали с парашютом в места пожаров – с американского Запада. Дымовые прыгуны были специально были приняты на работу из-за их навыков полетов с перехватом через хребты и прыжков с парашютом в гористой местности. Поскольку многие из них были выходцами из Монтаны, дымовых прыгунов прозвали «миссулской мафией».
- ^ Перейти обратно: а б с Гьяло Тондуп: отрывки из интервью . Уолл Стрит Джорнал . 20 февраля 2009 г.
- ^ Кнаус с. 224
- ^ «Цирк ЦРУ: забытая армия Тибета. Как ЦРУ спонсировало и предало тибетцев в войне, о которой мир никогда не знал», Рамананда Сенгупта. Перспективы . 10 февраля 1999 г., по состоянию на апрель 2011 г.
- ^ Кнаус с. 240
- ^ Перейти обратно: а б Кнаус п. 281
- ^ Кнаус с. 126-279
- ^ Кнаус с. 283
- ^ МакГранахан, Кэрол (2010). Арестованные истории: Тибет, ЦРУ и воспоминания о забытой войне . Книги издательства Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-4771-2
- ^ Перейти обратно: а б Срединный путь Его Святейшества к решению проблемы Тибета. Архивировано 2 апреля 2017 г. в Wayback Machine . По состоянию на апрель 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б мирному плану из пяти пунктов Обращение к группе Конгресса США по правам человека, посвященной . 21 сентября 1987 г. По состоянию на апрель 2011 г.
- ^ Офис Его Святейшества Далай-ламы XIV. «Страсбургское предложение 1988 года» . Проверено 8 октября 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «The Tribune, Чандигарх, Индия – издание для Химачал-Прадеша» . Проверено 8 октября 2015 г.
- ^ «Китайские диссиденты призывают к диалогу с Далай-ламой» . China Digital Times (CDT) . 22 марта 2008 года . Проверено 8 октября 2015 г.
- ^ «Тексты приняты – четверг, 14 июня 2012 г. – Ситуация в Тибете – P7_TA(2012)0257» . Проверено 8 октября 2015 г.
- ^ «Зачет встречи Президента с Его Святейшеством XIV Далай-ламой» . Белый дом . 21 февраля 2014 года . Проверено 8 октября 2015 г. - из Национального архива .
- ^ Джейсон Берк (5 июня 2014 г.). «Тибетский лидер призывает Китай положить конец «репрессивной политике» » . Хранитель . Проверено 8 октября 2015 г.
- ^ «Делегация Европарламента выражает поддержку политике Срединного пути по решению тибетской проблемы» .
- ^ «Сенатор Тхань Хай Нго» .
- ^ «Тибет» .
- ^ Эллиот Сперлинг, Самообман , (май 2014 г.), http://info-buddhism.com/Self-Delusion_Middle-Way-Approach_Dalai-Lama_Exile_CTA_Sperling.html , цитата: ... таким образом убеждая тех, кто хотел убедиться в том, что его утверждение не был против борьбы за независимость. И многие держались за эту надежду, которая на самом деле была актом самообмана ... Но тибетцы, которые думают, что они могут предвещать рост китайского общества, основанного на широких представлениях о справедливости и правах человека, которые будут способствовать удовлетворению чаяний тибетцев неправильно оценивают большую часть своего контекста.
- ↑ Хобарт Меркьюри, «Тибет готовится к репрессиям», 10 марта 1989 г.
- ^ Беккер, Джаспер. Тибетцы опасаются еще большей тайной жестокости. The Guardian (Лондон), 10 марта 1989 г.
- ^ Вангпо Тетонг, Восстание 2008 года и Олимпийские игры , (22 июня 2018 г.), Tibetan Review, https://www.tibetanreview.net/the-2008-uprising-and-the-olympics/
- ↑ Протестующие в Тибете пропали без вести, сообщает Amnesty (19 июня 2008 г.), CNN, http://edition.cnn.com/2008/WORLD/asiapcf/06/19/oly.tibet.torch/
- ^ Смит, Уоррен В. младший (2009). Последняя битва Тибета?: Тибетское восстание 2008 года и реакция Китая . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 0-7425-6685-4 стр. 1–10.
- ^ «Сопротивление Тибета – свобода Тибету» . Свободный Тибет . Проверено 9 августа 2023 г.
- ^ Международная эстафета огня МОК Барс Линн Зинсер. 27 марта 2009 г. Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 марта 2009 г.
- ^ «Конгресс тибетской молодежи» — чистая террористическая организация, 10 апреля 2008 г. Официальный сайт посольства Китайской Народной Республики в США. Доступ осуществлен в апреле 2011 г.
- ^ Факты, разоблачающие руководство кликой Далай-ламы насилием в Лхасе . Синьхуа. 30 марта 2008 г. По состоянию на апрель 2011 г.
- ^ Далай-лама о кризисе в Тибете: Полное интервью с Энн Карри. Новости Эн-Би-Си. 14 апреля 2008 г. видео.
- ^ Фадиман, Энн (28 июля 2020 г.). «Китайский город, ставший мировой столицей самосожжения» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 21 октября 2020 г.
- ^ Эндрю Джейкобс (15 июня 2012 г.). «Тибетский пастух умер после того, как поджег себя в знак протеста правительства» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 июня 2012 г.
- ^ «Тибетская монахиня-подросток подожгла себя в Китае» . «Дейли телеграф» . Ассошиэйтед Пресс. 12 февраля 2012 г. Проверено 12 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Никакого воздействия: протесты в Тибете кажутся все более неэффективными» . Экономист . 31 марта 2012 года . Проверено 29 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвард Вонг (2 июня 2012 г.). «В оккупированном тибетском монастыре — повод для огненных смертей» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Тибетский монах-подросток совершил самосожжение и умер: правозащитная группа» . Рейтер . 19 февраля 2012 года . Проверено 29 мая 2012 г.
- ^ «Тибетский подросток сжег себя заживо во время протеста в Китае » Новости Би-би-си. 6 марта 2012 года . Проверено 29 мая 2012 г.
- ^ «Тибетская монахиня-подросток подожгла себя в Китае» . Телеграф . 12 февраля 2012 года . Проверено 29 мая 2012 г.
- ^ «Самосожжение в Индии: пугающе распространенное явление» . Экономист . 26 марта 2012 года . Проверено 29 мая 2012 г.
- ^ «Монах-подросток поджег себя в 53-ю годовщину неудавшегося тибетского восстания» . Телеграф . 13 марта 2012 года . Проверено 29 мая 2012 г.
- ^ «Комментарии премьер-министра Китая Вэнь Цзябао на пресс-конференции ВСНП» . Рейтер . 14 марта 2012 года . Проверено 29 мая 2012 г.
- ^ Эндрю Джейкобс (23 мая 2012 г.). «Технологии достигают отдаленных уголков Тибета, разжигая беспорядки» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 мая 2012 г.
- ^ Демик, Барбара (23 июня 2008 г.). «Тибетско-мусульманская напряженность волнует Китай» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 22 июня 2010 года . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Маярам, Шаил (2009). Еще один глобальный город Тейлор Фрэнсис США. п. 75. ИСБН 978-0-415-99194-0 . Проверено 30 июля 2010 г.
- ^ «Полиция закрыла мусульманский квартал в Лхасе» . CNN . ЛХАСА, Тибет. 28 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 4 апреля 2008 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: непригодный URL ( ссылка ) : «Полиция закрыла мусульманский квартал Лхасы в пятницу, через две недели после того, как тибетские бунтовщики сожгли городскую мечеть на фоне крупнейших антикитайских протестов за почти два десятилетия». - ↑ Барбара Демик, Тибетско-мусульманская напряженность волнует Китай , Los Angeles Times , 23 июня 2008 г.: «Среди десятков национальных меньшинств Китая лишь немногие ладят так плохо, как тибетцы и мусульмане. Столкновения происходят с середины марта. Во время беспорядков 14 марта в столице тибетского региона Лхасе многие из подвергшихся нападению магазинов и ресторанов принадлежали мусульманам. Толпа попыталась штурмовать главную мечеть города и сумела ее поджечь. главные ворота мусульманского квартала были разрушены».
- ^ Фишер, Эндрю Мартин (сентябрь 2005 г.). «БЛИЗКИЕ ВСТРЕЧИ ВНУТРЕННЕАЗИАТСКОГО РОДА: ТИБЕТО-МУСУЛЬМАНСКОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ И КОНФЛИКТ В ТИБЕТЕ, ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ» (PDF) . Серия рабочих документов CSRC (Рабочий документ № 68). Центр исследования кризисных состояний: 1–2. Архивировано из оригинала 3 января 2006 года . Проверено 26 сентября 2015 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б «Далай-лама уходит из политической жизни» Джейсон Берк и Таня Браниган. Хранитель . 10 марта 2011 г. По состоянию на апрель 2011 г.
- ↑ Разъяснение по поводу заявлений о выходе на пенсию – 14 декабря 2010 г., YouTube, загружено 14 декабря 2010 г. По состоянию на апрель 2011 г.
- ^ Далай-лама уходит из «политического шоу» UPI. 11 марта 2011 г. По состоянию на апрель 2011 г.
- ^ Тибетские изгнанники избирают гарвардского ученого премьер-министром. Аль Джазира. 27 апреля 2011 г. По состоянию на апрель 2011 г.
- ^ «Китай говорит, что Далай-лама должен перевоплотиться» . Новости Индии Таймс . 09.04.2011. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 г. Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Расследование кандидатов на срединном пути» Тибетское политическое обозрение . 18 марта 2011 г. По состоянию на апрель 2011 г.
- ^ Передача власти - трудный путь для правительства Тибета в изгнании . Голос Америки. 29 марта 2011 г. По состоянию на апрель 2011 г.
- ^ Тибет: Европейский парламент осуждает запрет на выборы в Непале (UNPO). 8 апреля 2011 г. По состоянию на апрель 2011 г.
- ^ «Далай-лама: за самосожжениями стоит «культурный геноцид» . Новости Би-би-си . 07.11.2011 . Проверено 21 октября 2020 г.
- ^ Тибетцы возмущены китайскими правилами реинкарнации. Венкатесан Вембу. Ежедневные новости и анализ . 3 сентября 2007 г. По состоянию на апрель 2011 г.
- ^ «Китай не отвечает на вопрос эксперта ООН по правам человека о Панчен-ламе». Архивировано 7 сентября 2017 г. в Wayback Machine Tibetan Advocacy ООН. 25 апреля 2008 г. По состоянию на апрель 2011 г.
- ^ «Китай дает Панчен-ламе политическую роль» UPI. Маршировать. 3, 2010. По состоянию на апрель 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Четырнадцатый Далай-лама (1991). Свобода в изгнании: Автобиография Далай-ламы. ХарперУан. ISBN 978-0-06-098701-5
- Хилтон, Изабель (1999). Поиски Панчен-ламы. WW Нортон и компания. ISBN 0-393-32167-3
- Кнаус, Джон Кеннет (2000). Сироты Америки времен холодной войны и борьба тибетцев за выживание. Общественные дела. ISBN 9781891620850
- Ардли, Джейн (2002). Движение за независимость Тибета: политические, религиозные и Гандианские перспективы. Рутледж. ISBN 0-7007-1572-X .
- Данэм, Микель (2004). Воины Будды: история тибетских борцов за свободу, поддерживаемых ЦРУ, китайского вторжения и окончательного падения Тибета. Группа Пингвин. ISBN 1-58542-348-3
- Департамент информации и международных отношений (2008 г.). Восстание в Тибете: хронология и анализ. Центральная тибетская администрация. ISBN 978-93-80091-15-0
- Смит, Уоррен В. младший (2009). Последняя битва Тибета?: Тибетское восстание 2008 года и реакция Китая . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 0-7425-6685-4
- МакГранахан, Кэрол (2010). Арестованные истории: Тибет, ЦРУ и воспоминания о забытой войне. Книги издательства Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-4771-2
- Конбой, Кеннет Дж. и Джеймс Моррисон (2011). Тайная война ЦРУ в Тибете. Университетское издательство Канзаса. ISBN 978-0-7006-1788-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архив восстания: Архив, посвященный восстанию 2008 года в Тибете.
- Цирк теней: ЦРУ в Тибете (1998) BBC/White Crane Productions. (Большую часть фильма можно найти на YouTube, но они снабжены субтитрами на китайском языке, поэтому на английском языке есть только интервью с сотрудниками ЦРУ.)