Принудительное обращение мусульман в Испанию

Принудительное обращение мусульман в Испании было осуществлено посредством серии указов, вне закона объявляющих ислам на землях испанской монархии . Это преследование преследовали три испанских королевства в начале 16 века: Корона Кастилии в 1500–1502 годах, затем Наварра в 1515–1516 годах и, наконец, Корона Арагона в 1523–1526 годах. [1]
После того, как христианские королевства завершили завоевание Аль-Андалуса 2 января 1492 года, мусульманское население составляло от 500 000 до 600 000 человек. В это время мусульманам, живущим под христианским правлением, был присвоен статус « мудехар », что юридически разрешало открытое исповедание ислама. В 1499 году архиепископ Толедо кардинал Франсиско Хименес де Сиснерос начал в городе Гранаду кампанию по принуждению к религиозному согласию с христианством с помощью пыток и тюремного заключения; это спровоцировало мусульманское восстание . В конечном итоге восстание было подавлено, а затем использовано для оправдания отмены правовой и договорной защиты мусульман. Усилия по обращению были удвоены, и к 1501 году официально в Гранаде не осталось ни одного мусульманина. Воодушевленная успехом в Гранаде, королева Кастилии Изабелла издала в 1502 году указ, запрещавший ислам на всей территории Кастилии. После аннексии Иберийской Наварры в 1515 году все больше мусульман все еще были вынуждены соблюдать христианские верования в соответствии с кастильским указом. Последним королевством, которое навязало обращение, была Корона Арагона, короли которой ранее были обязаны гарантировать свободу религии своим мусульманам под клятвой, включенной в их коронации. В начале 1520-х годов произошло антиисламское восстание, известное как восстание Братств Произошло , и мусульмане на повстанческих территориях были вынуждены принять христианство. Когда королевские силы Арагона при помощи мусульман подавили восстание, король Карл I (более известный как Карл V Священной Римской империи ) постановил, что эти насильственные обращения были действительными; таким образом, «обращенные» теперь официально стали христианами. Это поместило новообращенных под юрисдикцию испанской инквизиции . Наконец, в 1524 году Карл обратился к Папе Клименту VII с просьбой освободить короля от клятвы, защищающей свободу религии мусульман. Это дало ему право официально действовать против оставшегося мусульманского населения; в конце 1525 года он издал официальный указ об обращении в ислам: ислам больше не распространялся официально на всей территории Испании.
Хотя публичное следование христианству требовалось королевскими указами и обеспечивалось испанской инквизицией, данные свидетельствуют о том, что большинство насильственно обращенных (известных как « мориски ») тайно придерживались ислама. В повседневной общественной жизни традиционные исламские законы больше не могли соблюдаться без преследований со стороны инквизиции ; в результате была издана фетва Орана, в которой признавалась необходимость смягчения шариата, а также подробно описывались способы, которыми мусульмане должны были это сделать. Эта фетва стала основой криптоислама , практиковавшегося морисками до их изгнания в 1609–1614 годах . Некоторые мусульмане, многие из которых живут недалеко от побережья, эмигрировали в ответ на обращение. Однако ограничения, наложенные властями на эмиграцию, означали, что покинуть Испанию для многих было невозможно. В некоторых районах также вспыхнули восстания, особенно в тех, где есть обороноспособная гористая местность, но все они оказались безуспешными. В конечном итоге указы создали общество, в котором набожные мусульмане, тайно отказывавшиеся принять обращение, сосуществовали с бывшими мусульманами, которые стали настоящими практикующими христианами, вплоть до изгнания.
Фон
[ редактировать ]
Ислам присутствовал на Пиренейском полуострове со времен завоевания Испании Омейядами в восьмом веке. В начале двенадцатого века мусульманское население Пиренейского полуострова , называемого мусульманами « Аль-Андалусом », оценивалось в 5,5 миллионов человек; среди них были арабы , берберы и новообращенные коренные жители. [2] В течение следующих нескольких столетий, когда христиане продвигались с севера в ходе процесса, называемого Реконкиста , мусульманское население сокращалось. [3] В конце пятнадцатого века Реконкиста завершилась падением Гранады , при этом мусульманское население Испании оценивалось в 500 000–600 000 человек из общей численности испанского населения в 7–8 миллионов человек. [2] Примерно половина мусульман проживала в бывшем Гранадском эмирате , последнем независимом мусульманском государстве на Пиренейском полуострове, которое было аннексировано короной Кастилии. [2] Около 20 000 мусульман проживали на других территориях Кастилии, а большая часть остальных проживала на территориях Арагонской Короны. [4] Эти мусульмане, жившие под христианским правлением, были известны как мудехары .
В первые годы после завоевания Гранады мусульмане в Гранаде и других местах продолжали пользоваться свободой религии. [1] Это право гарантировалось различными правовыми инструментами, включая договоры, хартии, капитуляции и коронационные присяги. [1] Например, Гранадский договор (1491 г.) гарантировал религиозную терпимость мусульманам завоеванной Гранады. [5] Короли Арагона, в том числе король Фердинанд II и Карл V , в своих коронационных клятвах поклялись защищать религиозную свободу мусульман. [6] [7]
Через три месяца после завоевания Гранады, в 1492 году, Указ Альгамбры приказал изгнать или обратить всех евреев в Испании; это положило начало ряду новых политик. [8] В 1497 году западный сосед Испании, Португалия, изгнал еврейское и мусульманское население по договоренности испанского кардинала Сиснероса в обмен на королевский брачный контракт. [9] В отличие от евреев, португальским мусульманам было разрешено переселиться по суше в Испанию, и большинство из них так и сделали. [10]
Процесс конвертации
[ редактировать ]В середине-конце пятнадцатого века Испания была разделена между двумя королевствами: Короной Кастилии и меньшей Короной Арагона. Брак между королем Фердинандом II Арагонским и королевой Изабеллой I Кастильской объединил две короны, и в конечном итоге их внук Карл унаследовал обе короны (как Карл I Испанский, но более известный как Карл V, согласно его царственному номеру как император Священной Римской империи). ). Несмотря на союз, земли двух корон функционировали совершенно по-разному, с разными законами, приоритетами управления и обращением с мусульманами. [11] Были также мусульмане, проживавшие в Королевстве Наварра , которое изначально было независимым, но было аннексировано Кастилией в 1515 году. [12] Принудительное обращение различалось по срокам в зависимости от правящего органа: оно было принято Короной Кастилии в 1500–1502 годах, Наваррой в 1515–1516 годах и Короной Арагона в 1523–1526 годах. [1]
В короне Кастилии
[ редактировать ]Королевство Гранада
[ редактировать ]
Первые усилия по принуждению испанских мусульман к обращению в другую веру были предприняты кардиналом Сиснеросом, архиепископом Толедо, который прибыл в Гранаду осенью 1499 года. [13] В отличие от собственного архиепископа Гранады Эрнандо де Талавера , который имел дружеские отношения с мусульманским населением и полагался на мирный подход к обращению в веру, [14] Сиснерос принял жесткие и авторитарные меры. [14] Он отправлял отказывающихся сотрудничать мусульман, особенно дворян, в тюрьму, где с ними обращались жестоко (включая сообщения о пытках), пока они не обратились. [15] [16] Сиснерос проигнорировал предупреждения своего совета о том, что эти методы могут нарушить Гранадский договор , который гарантировал мусульманам свободу религии . [15] Вместо этого он активизировал свои усилия и в декабре написал Папе Александру VI , что обратил 3000 мусульман за один день. [15]
Принудительное обращение привело к серии восстаний , первоначально начавшихся в городе Гранада. Это восстание было спровоцировано жестоким убийством констебля, который перевозил мусульманку на допрос через мусульманский квартал Гранады; оно закончилось переговорами, после которых мусульмане сложили оружие и выдали виновных в убийстве констебля. [17] Впоследствии Сиснерос убедил короля Фердинанда и королеву Изабеллу , что, предприняв попытку восстания, мусульмане потеряли свои права по договору и теперь должны принять обращение. [17] [18] Монархи отправили Сиснероса обратно в Гранаду, чтобы возглавить новую кампанию обращения. [17] [18] Мусульмане в городе были насильственно обращены в другую веру в больших количествах – 60 000, согласно Папе Римскому в письме Сиснеросу в марте 1500 года. [18] Сиснерос заявил в январе 1500 года, что «в городе нет никого, кто не был бы христианином». [17]
Хотя город Гранада теперь находился под контролем христиан, восстание распространилось на сельскую местность. Лидер восстания бежал в горы Альпухарра в январе 1500 года. Опасаясь, что они также будут вынуждены принять христианство, население там быстро подняло восстание. [19] Однако после серии кампаний 1500–01, в которых было мобилизовано 80 000 христианских солдат, а некоторые операции король Фердинанд лично руководил, восстание потерпело поражение. [20] [19] Условия капитуляции побежденных повстанцев обычно требовали от них принятия крещения. [19] [21] К 1501 году в Гранаде не осталось ни одного необращенного мусульманина. [22]
Остальная часть Кастилии
[ редактировать ]В отличие от мусульман Гранады, которые находились под властью мусульман до 1492 года, мусульмане в остальной части Кастилии на протяжении поколений жили под властью христиан. [23] После обращений в Гранаде Изабелла решила издать указ об обращении или изгнании мусульман. [24] Кастилия объявила ислам вне закона в законодательстве Гранады, датированном июлем 1501 года, но оно не было сразу обнародовано. [22] Провозглашение произошло 12 февраля 1502 года в Севилье (историк Л.П. Харви назвал его «ключевой датой» принятия этого закона ), а затем локально в других городах. [22] Указ затронул «все королевства и владения Кастилии и Леона». [22] Согласно указу, все мусульмане мужского пола в возрасте 14 лет и старше или женщины в возрасте 12 лет и старше должны принять христианство или покинуть Кастилию к концу апреля 1502 года. [25] Под действие указа подпадали как мусульмане, рожденные в Кастилии, так и иммигранты, но рабы были исключены в целях уважения прав их владельцев. [22] Указ оправдал это решение, заявив, что после успешного преобразования Гранады разрешение мусульманам на остальную часть Кастилии было бы скандальным, даже несмотря на то, что в нем признавалось, что эти мусульмане были мирными. В указе также утверждалось, что это решение было необходимо для защиты тех, кто принял обращение, от влияния необращенных мусульман. [22]
На бумаге указ предписывал изгнание, а не принудительное обращение, но запрещал почти все возможные направления; на самом деле кастильские власти предпочли, чтобы мусульмане обратились в христианство, а не эмигрировали. [26] Западный сосед Кастилии, Португалия, уже запретил мусульманам с 1497 года . [27] Приказ прямо запрещал выезд в другие соседние регионы, такие как Королевства Арагон и Валенсия , Княжество Каталония и Королевство Наварра . [22] Из возможных заграничных направлений Северная Африка и территории Османской империи . также исключались [22] Указ разрешал поездки в Египет , который тогда находился под властью Мамлюкского султаната , но между Кастилией и Египтом в те дни курсировало мало кораблей. [28] Он определил Бискайю в Стране Басков как единственный порт, откуда могли отправляться мусульмане, а это означало, что жителям юга (например, Андалусии) придется путешествовать по всей длине полуострова. [25] Указ также установил конец апреля 1502 года в качестве крайнего срока, после которого ислам станет вне закона, а те, кто укрывает мусульман, будут строго наказаны. [28] Следующий указ, изданный 17 сентября 1502 года, запрещал новообращенным мусульманам покидать Кастилию в течение следующих двух лет. [25]
Историк Л.П. Харви писал, что этим указом, «таким кратким образом и в такой короткий срок», мусульманское присутствие под статусом мудехар подошло к концу. [28] В отличие от Гранады, здесь сохранилось мало записей о таких событиях, как массовые крещения или организация обращений. [28] Есть записи о христианских праздниках, последовавших за обращением в веру, таких как «довольно тщательно продуманный праздник», включающий корриду в Авиле . [28]
В Наварре
[ редактировать ]
Королева Наварры Екатерина де Фуа ( годы правления 1483–1517 ) и ее соправящий муж Иоанн III не были заинтересованы в изгнании или принудительном обращении. [12] Когда испанская инквизиция прибыла в Наварру в конце пятнадцатого века и начала преследовать местных мусульман, королевский двор Наварры предупредил ее прекратить. [12]
Однако в 1512 году Наварра подверглась вторжению Кастилии и Арагона . [12] Испанские войска под предводительством короля Фердинанда быстро оккупировали иберийскую половину королевства, включая столицу Памплону ; в 1513 году он был провозглашен королем. [12] В 1515 году Наварра была официально присоединена к короне Кастилии как одно из ее королевств. [12] После этого завоевания в Наварре вступил в силу указ об обращении в христианство 1501–02 годов, и инквизиции было поручено обеспечить его соблюдение. [12] Однако, в отличие от Кастилии, немногие мусульмане приняли обращение. [12] Историк Брайан А. Катлос утверждает, что отсутствие записей о крещении и большой объем продаж земли мусульманами в 1516 году указывают на то, что большинство из них просто покинули Наварру, чтобы бежать через земли Арагонской Короны в Северную Африку (Арагонская Корона была к этому времени негостеприимны к мусульманам). [12] Некоторые также остались, несмотря на приказ; например, в 1520 году в Туделе проживало 200 мусульман , которые были достаточно богаты, чтобы их можно было внести в реестры. [12]
В короне Арагона
[ редактировать ]
Несмотря на то, что Фердинанд II руководил обращением мусульман на кастильских землях своей жены, он не распространил обращение на своего арагонского подданного. [29] Короли Арагона, в том числе Фердинанд, должны были принести коронационную клятву не принуждать своих мусульманских подданных к насильственному обращению. [6] Он повторил ту же клятву своим кортесам (собранию поместий) в 1510 году и на протяжении всей своей жизни не хотел ее нарушать. [30] Фердинанд умер в 1516 году, и ему наследовал его внук Карл V, который также принес ту же присягу при своей коронации. [30]
Первая волна насильственных обращений в Арагонскую Корону произошла во время Восстания Братств . восстание антимусульманских вспыхнуло В начале 1520-х годов среди христианских подданных Валенсии настроений . [31] и те, кто активно участвовал в этом, заставляли мусульман становиться христианами на территориях, которые они контролировали. [32] Мусульмане присоединились к Короне в подавлении восстания, сыграв решающую роль в нескольких сражениях. [32] После подавления восстания мусульмане сочли обращение повстанцев недействительным и вернулись к своей вере. [33] Впоследствии король Карл I (также известный как Карл V Священной Римской империи) начал расследование, чтобы определить обоснованность обращений. [34] Комиссия, которой было поручено это расследование, приступила к работе в ноябре 1524 года. [35] В конечном итоге Чарльз поддержал обращение, поставив насильственно обращенных подданных под власть инквизиции. [34] Сторонники этого решения утверждали, что у мусульман был выбор, когда они столкнулись с повстанцами: они могли отказаться и умереть, но не сделали этого, указывая на то, что обращение произошло по свободной воле и должно оставаться в силе. [32]
В то же время Чарльз попытался освободиться от клятвы, которую он дал защищать мусульман. [36] Об этом устроении он писал Папе Клименту VII в 1523 году и еще раз в 1524 году. [36] Климент сначала сопротивлялся этой просьбе, но в мае 1524 года издал папскую грамоту, освобождающую Карла от присяги и освобождающую его от всех лжесвидетельств , которые могут возникнуть в результате ее нарушения. [37] Папа также уполномочил инквизицию подавлять сопротивление предстоящим преобразованиям. [37]
25 ноября 1525 года Карл издал указ, предписывающий изгнание или обращение оставшихся мусульман в Короне Арагона. [32] [38] Как и в случае с Кастилией, хотя возможность изгнания была доступна на бумаге, на практике это было практически невозможно. [34] [39] [40] Чтобы покинуть королевство, мусульманину пришлось бы получить документы в Сьете-Агуас на западной границе Арагона, а затем отправиться вглубь страны через всю территорию Кастилии, чтобы отправиться морем из Ла-Коруньи на северо-западном побережье. [34] Указ установил крайний срок 31 декабря в Королевстве Валенсия и 26 января 1526 года в Арагоне и Каталонии. [34] Те, кто не прибудет вовремя, будут подлежать порабощению. [34] В последующем указе говорилось, что тем, кто не уедет до 8 декабря, необходимо будет предъявить доказательство крещения. [34] [41] Мусульманам также было приказано «слушать, не отвечая» на христианские учения. [41]
Очень небольшому числу мусульман удалось бежать во Францию, а оттуда в мусульманскую Северную Африку. [41] вспыхнуло восстание Некоторые восстали против этого приказа — например, в Серра-д’Эспада . [42] Войска короны разгромили это восстание в ходе кампании, в ходе которой было убито 5000 мусульман. [42] После поражения восстаний вся Арагонская Корона была номинально обращена в христианство. [43] [38] Мечети были снесены, имена и фамилии были изменены, а религиозная практика ислама была загнана в подполье. [44]
Мусульманская реакция
[ редактировать ]Крипто-Ислам
[ редактировать ]
Для тех, кто не мог эмигрировать, обращение было единственным вариантом выжить. [45] Однако насильно обращенные и их потомки (известные как « мориски ») продолжали тайно исповедовать ислам. [45] По словам Харви, «многочисленные, неопровержимые доказательства» указывали на то, что большинство насильственно обращенных были тайными мусульманами. [46] Исторические свидетельства, такие как писания мусульман и записи инквизиции, подтвердили сохранившиеся религиозные убеждения первых. [46] [47] Поколения мориско рождались и умирали в этом религиозном климате. [48] Однако на новообращенных также оказывали давление, чтобы они внешне соответствовали христианству, например, посещая мессу или употребляя еду и напитки, запрещенные в исламе. [45] [49] Ситуация привела к нетрадиционной форме ислама, в которой внутреннее намерение ( нийя ), а не внешнее соблюдение ритуалов и законов. определяющей характеристикой веры было [48] Гибридная или неопределенная религиозная практика, представленная во многих текстах Мориско: [50] например, в произведениях морисконского писателя « Молодой человек из Аревало» 1530-х годов описываются криптомусульмане, использующие христианское богослужение в качестве замены регулярных исламских ритуалов. [51] Он также писал о практике тайной коллективной ритуальной молитвы ( салат джамаа ), [52] сбор милостыни для совершения паломничества в Мекку (хотя неясно, было ли путешествие в конечном итоге достигнуто), [52] а также решимость и надежда тайных мусульман восстановить полную практику ислама как можно скорее. [53]
Оранская фетва
[ редактировать ]Оранская фетва — это фетва (исламское юридическое заключение), изданная в 1504 году для решения кризиса, вызванного насильственным обращением в христианство в Кастилии в 1501–1502 годах. [54] Он был издан североафриканским -маликитом ученым Ахмадом ибн Аби Джумой и подробно излагал смягчение требований шариата (исламского закона), позволяя мусульманам внешне соответствовать христианству и совершать действия, которые обычно запрещались, когда это необходимо для выживания. [55] Фетва включала менее строгие инструкции по совершению ритуальных молитв , ритуальной благотворительности и ритуальному омовению ; он также рассказал мусульманам, как действовать, когда они вынуждены нарушать исламские законы, например, поклоняясь христианам, совершая богохульство или употребляя свинину и вино. [56] Фетва пользовалась широким распространением среди обращенных мусульман и их потомков, а один из сохранившихся переводов Альджамиадо был датирован 1564 годом, через 60 лет после издания оригинальной фетвы. [57] Харви назвал его «ключевым богословским документом» для изучения испанского ислама после насильственного обращения в ислам вплоть до изгнания мориско - описание, которое -исламовед ученый Девин Стюарт . повторил [54] [55]
Эмиграция
[ редактировать ]
Преобладающая позиция исламских ученых заключалась в том, что мусульманин не мог оставаться в стране, где правители сделали невозможным надлежащее соблюдение религиозных обрядов: [58] следовательно, обязанностью мусульманина было уйти, когда он сможет. [57] Еще до систематического принудительного обращения религиозные лидеры утверждали, что мусульмане на христианской территории будут подвергаться прямому и косвенному давлению, и проповедовали эмиграцию как способ защитить религию от разрушения. [23] Ахмад аль-Ваншарис , современный североафриканский ученый и ведущий специалист по испанским мусульманам, [59] писал в 1491 году, что эмиграция из христианских стран в мусульманские была обязательна почти при всех обстоятельствах. [23] Далее он призвал к суровому наказанию оставшихся мусульман и предсказал, что в загробной жизни они временно будут обитать в аду . [60]
Однако политика христианских властей в целом заключалась в блокировании такой эмиграции. [61] Следовательно, этот вариант был практичен лишь для самых богатых из числа тех, кто проживал вблизи южного побережья, да и то с большим трудом. [61] Например, в Сьерра-Бермехе , Гранада, в 1501 году вариант изгнания предлагался в качестве альтернативы обращению только тем, кто заплатил пошлину в десять золотых доблас , которую большинство граждан не могли себе позволить. [62] [63] В том же году жители деревень Турре и Тереза недалеко от Сьерра-Кабреры в Альмерии сражались с христианскими ополченцами с помощью своих североафриканских спасателей в Мохакаре , покидая регион. [64] Жители Турре потерпели поражение, а запланированный побег превратился в резню; люди Терезы ушли, но их имущество, за исключением того, что могло поместиться в их маленькие лодки, было оставлено и конфисковано. [45]
Хотя указ об обращении в Кастилию номинально разрешал эмиграцию, он явно запрещал почти все доступные направления для мусульманского населения Кастилии, и, следовательно, «практически все» мусульмане были вынуждены принять обращение. [28] В Арагоне мусульмане, которые хотели уехать, должны были отправиться в Кастилию, пройти по внутреннему маршруту через Кастилию через Мадрид и Вальядолид и, наконец, отправиться морем на северо-западное побережье, и все это в сжатые сроки. [34] Религиовед Брайан А. Катлос сказал, что эмиграция «не является жизнеспособным вариантом»; [39] историк Испании Л. П. Харви назвал этот предписанный маршрут «безумным» и «настолько труднодостижимым», что возможность изгнания «на практике почти не существовала», [34] и сефардский историк Морис Кригель согласился, заявив, что «практически для них было невозможно покинуть полуостров». [40] Тем не менее небольшое количество мусульман бежало во Францию , а оттуда в Северную Африку. [41]
Вооруженное сопротивление
[ редактировать ]Кампания кардинала Сиснероса по обращению в Гранаду спровоцировала восстание Альпухаррас (1499–1501) . [65] [66] Восстание закончилось победами роялистов, и побежденным повстанцам пришлось обратиться в христианство. [19] [21]
После указа о преобразовании в Арагоне мусульмане также взяли в руки оружие, особенно в районах с защищенной горной местностью. [67] Первое вооруженное восстание произошло в Бенагуасиле мусульманами города и прилегающих районов. [68] Первоначальное нападение роялистов было отражено, но город капитулировал в марте 1526 года после пятинедельной осады, что привело к крещению повстанцев. [69] Более серьезное восстание развернулось в Сьерра-де-Эспадан . Лидер повстанцев назвал себя «Селим Альманзо», ссылаясь на Альманзора , мусульманского лидера во время пика власти испанских мусульман . [67] [70] Мусульмане держались несколько месяцев и отбили несколько атак. [71] пока армия роялистов, увеличенная до 7000 человек с немецким контингентом в 3000 солдат, наконец, не предприняла успешный штурм 19 сентября 1526 года. [72] Нападение закончилось убийством 5000 мусульман, включая стариков и женщин. [72] [67] Выжившие в резне бежали в Муэла-де-Кортес; некоторые из них позже сдались и крестились, а другие бежали в Северную Африку. [73] [67]
Искренние обращения
[ редактировать ]Некоторые новообращенные были искренне набожны в своей христианской вере. Сиснерос сказал, что некоторые новообращенные предпочли умереть мученической смертью, когда мусульманские повстанцы в Гранаде потребовали отречься. [74] Новообращенный по имени Педро де Меркадо из деревни Ронда отказался присоединиться к восстанию в Гранаде; в ответ повстанцы сожгли его дом и похитили членов его семьи, в том числе жену и дочь. [74] Позже корона выплатила ему компенсацию за убытки. [74]
В 1502 году вся мусульманская община Теруэля (часть Арагона, граничащая с Кастилией) массово обратилась в христианство, хотя указ 1502 года об обращении кастильских мусульман на них не распространялся. [75] Харви предположил, что на них оказывали давление кастильцы по ту сторону границы, но историк Тревор Дадсон утверждал, что это обращение было ненасильственным, а вызвано столетиями контактов с их христианскими соседями и стремлением к равному статусу с христианами. [76]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Харви 2005 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с Карр 2009 , с. 40.
- ^ Харви 1992 , с. 9.
- ^ Карр 2009 , стр. 40–41.
- ^ Карр 2009 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б Харви 2005 , стр. 85–86.
- ^ Карр 2009 , с. 81.
- ^ Харви 1992 , с. 325.
- ^ Харви 2005 , стр. 15–16.
- ^ Харви 2005 , стр. 20.
- ^ Харви 2005 , стр. 257.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Катлос 2014 , с. 220.
- ^ Карр 2009 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б Харви 2005 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б с Карр 2009 , с. 58.
- ^ Коулман 2003 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с д Карр 2009 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б с Харви 2005 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б с д Карр 2009 , с. 63.
- ^ Харви 2005 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Харви 2005 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Харви 2005 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б с Харви 2005 , с. 56.
- ^ Эдвардс 2014 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б с Эдвардс 2014 , с. 100.
- ^ Харви 2005 , стр. 56–57.
- ^ Харви 2005 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Харви 2005 , с. 58.
- ^ Харви 2005 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б Харви 2005 , с. 86.
- ^ Харви 2005 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б с д Харви 2005 , с. 93.
- ^ Леа 1901 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Харви 2005 , с. 94.
- ^ Леа 1901 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б Леа 1901 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б Леа 1901 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б Катлос 2014 , с. 226.
- ^ Jump up to: а б с Катлос 2014 , с. 227.
- ^ Jump up to: а б Харви 2005 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б с д Леа 1901 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б Харви 2005 , стр. 99–100.
- ^ Харви 2005 , с. 101.
- ^ Катлос 2014 , стр. 226–227.
- ^ Jump up to: а б с д Харви 2005 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Харви 2006 .
- ^ Харви 2005 , стр. 102, 256.
- ^ Jump up to: а б Роза-Родригес 2010 , с. 153.
- ^ Харви 2005 , с. 52.
- ^ Роза-Родригес 2010 , стр. 153–154.
- ^ Харви 2005 , с. 185.
- ^ Jump up to: а б Харви 2005 , с. 181.
- ^ Харви 2005 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б Харви 2005 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Стюарт 2007 , с. 266.
- ^ Харви 2005 , стр. 61–62.
- ^ Jump up to: а б Харви 2005 , с. 64.
- ^ Харви 2005 , стр. 63–64.
- ^ Стюарт 2007 , с. 298.
- ^ Хендриксон 2009 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б Харви 2005 , с. 48.
- ^ Карр 2009 , с. 65.
- ^ Леа 1901 , с. 40.
- ^ Харви 2005 , стр. 48–49.
- ^ Леа 1901 , с. 33.
- ^ Карр 2009 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с д Харви 2005 , с. 100.
- ^ Леа 1901 , с. 91.
- ^ Леа 1901 , стр. 91–92.
- ^ Леа 1901 , стр. 92.
- ^ Леа 1901 , стр. 93–94.
- ^ Jump up to: а б Леа 1901 , с. 94.
- ^ Леа 1901 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б с Карр 2009 , с. 64.
- ^ Харви 2005 , с. 82.
- ^ Дадсон 2006 .
Библиография
[ редактировать ]- Карр, Мэтью (2009). Кровь и вера: чистка мусульманской Испании . Нью-Йорк : Нью Пресс. ISBN 978-1-59558-361-1 .
- Катлос, Брайан А. (20 марта 2014 г.). Мусульмане средневекового латинско-христианского мира, около 1050–1614 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-88939-1 .
- Коулман, Дэвид (2003). Создание христианской Гранады: общество и религиозная культура в приграничном городе Старого Света, 1492–1600 гг . Итака, Нью-Йорк : Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-4111-0 .
- Дадсон, Тревор (10 февраля 2006 г.). «Мавры Ламанчи» . Литературное приложение к «Таймс» .
- Эдвардс, Джон (11 июня 2014 г.). Фердинанд и Изабелла . Рутледж. ISBN 978-1-317-89345-5 .
- Харви, LP (1992). Исламская Испания, 1250–1500 гг . Чикаго : Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-31962-9 .
- Харви, LP (16 мая 2005 г.). Мусульмане в Испании, 1500–1614 гг . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-31963-6 .
- Харви, LP (24 февраля 2006 г.). «Фетвы в Испании раннего Нового времени» . Литературное приложение к «Таймс» .
- Хендриксон, Джоселин Н (2009). Девин Дж. Стюарт (ред.). Исламское обязательство эмигрировать: новый взгляд на Асну аль-матаджир Аль-Ваншариси (доктор философии). Университет Эмори . Архивировано из оригинала 18 июня 2010 года . Проверено 1 февраля 2016 г.
- Леа, Генри Чарльз (1901). Мориски Испании: их обращение и изгнание . Филадельфия : Lea Brothers & Company.
- Роза-Родригес, Мария (2010). «Моделирование и сокрытие: религиозная гибридность в фетве Мориско». Средневековые встречи . 16 (2). Лейден, Нидерланды: Брилл : 143–180. дои : 10.1163/138078510X12535199002758 . ISSN 1380-7854 .
- Стюарт, Девин (2007). «Личность «муфтия Орана» Абу ль-Аббаса Ахмада ибн Аби Джумы аль-Маграви аль-Вахрани» . Аль-Кантара . 27 (2). Мадрид , Испания: 265–301. дои : 10.3989/alqantara.2006.v27.i2.2 . ISSN 1988-2955 .