Jump to content

неприкасаемость

Неприкасаемость — это форма социального института, который узаконивает и насаждает практику, носящую дискриминационный, унизительный, исключительный и эксплуататорский характер в отношении людей, принадлежащих к определенным социальным группам. Хотя аналогичные формы дискриминации встречаются во всем мире, неприкасаемость, связанная с кастовой системой, во многом уникальна для Южной Азии . [1] [2] [3]

Этот термин чаще всего ассоциируется с обращением с общинами далитов на Индийском субконтиненте, которые считались «загрязняющими». Этот термин также использовался для обозначения других групп, включая Буракумин в Японии, Пэкджон в Корее и Рагьябпа в Тибете, а также цыган и каготов в Европе и Аль-Ахдам в Йемене . [4] [5] Традиционно к группам неприкасаемых относились те, чьи занятия и образ жизни включали ритуально «оскверняющие» действия, такие как карьера, основанная на убийстве (например, рыбаки) или общий контакт с чужими фекалиями или потом (например, ручные сборщики мусора , подметальщики и мойщики). [6]

Согласно религиозному индуистскому тексту, неприкасаемые не считались частью системы варн . Поэтому к ним не относились как к саварнам ( браминам , кшатриям , вайшьям и шудрам ). [7]

Из-за множества дискриминаций по кастовому признаку в Непале правительство Непала юридически отменило кастовую систему и ввело уголовную ответственность за любую дискриминацию по кастовому признаку, включая «неприкасаемость» в 1963 году. [8]

Неприкасаемость объявлена ​​вне закона в Индии, Непале и Пакистане. Однако «неприкасаемость» не получила юридического определения. [ нужна ссылка ] Происхождение неприкасаемости и ее историчность до сих пор дискуссионны. Исследование выборки домохозяйств в Индии, проведенное в 2020 году, пришло к выводу, что «несмотря на вероятность занижения информации о практике неприкасаемости, 70 процентов населения сообщили, что не придерживаются этой практики. Это обнадеживающий признак». [9]

Происхождение [ править ]

Б.Р. Амбедкар с лидерами и активистками Всеиндийской конференции неприкасаемых женщин, проходившей в Нагпуре в 1942 году.

Б. Р. Амбедкар , индийский социальный реформатор и политик, выходец из социальной группы, считавшейся неприкасаемой, выдвинул теорию, что неприкасаемость возникла из-за целенаправленной политики брахманов . По его словам, брахманы презирали людей, отказавшихся от брахманизма в пользу буддизма . Более поздние ученые, такие как Вивекананд Джа, опровергли эту теорию. [10]

Нрипендра Кумар Датт, профессор истории, предположил, что концепция неприкасаемости возникла из обращения, подобного « париям », которое применялось к коренным народам Индии со стороны ранних дравидов , и что эта концепция была заимствована индоарийцами у дравидов. . Такие ученые, как Р.С. Шарма, отвергли эту теорию, утверждая, что нет никаких доказательств того, что дравиды практиковали неприкасаемость до того, как вступили в контакт с индоарийцами. [10]

Австрийский этнолог Кристоф фон Фюрер-Хаймендорф предположил, что неприкасаемость возникла как классовое расслоение в городских районах цивилизации долины Инда . Согласно этой теории, более бедные рабочие, занятые на «нечистых» работах, таких как подметание или кожевенное дело, исторически были изолированы и изгнаны за пределы города. Со временем личная чистота стала отождествляться с «чистотой», а концепция неприкасаемости со временем распространилась и на сельскую местность. После упадка городов долины Инда эти неприкасаемые, вероятно, распространились на другие части Индии. [11] Такие ученые, как Сувира Джайсвал, отвергают эту теорию, утверждая, что ей не хватает доказательств, и не объясняют, почему концепция неприкасаемости более выражена в сельской местности. [12]

Американский ученый Джордж Л. Харт , основываясь на своей интерпретации древнетамильских текстов, таких как Пуранануру , проследил происхождение неприкасаемости в древнем тамильском обществе. По его словам, в этом обществе считалось, что определенные профессиональные группы участвуют в контроле над злонамеренными сверхъестественными силами; в качестве примера Харт упоминает Парайаров , которые играли на барабанах во время сражений и торжественных событий, таких как рождения и смерти. Людей из этих профессиональных групп стали избегать другие, которые считали, что они «опасны и способны загрязнять других». [13] Джайсвал отвергает доказательства, представленные Хартом, как «чрезвычайно слабые» и противоречивые. Джайсвал указывает, что среди авторов древних тамильских текстов было несколько брахманов (факт, принятый Хартом); таким образом, общество, описанное в этих текстах, уже находилось под брахманским влиянием и могло позаимствовать у них концепцию неприкасаемости. [14]

Британский антрополог Джон Генри Хаттон объяснил происхождение неприкасаемости табу на принятие пищи, приготовленной человеком другой касты. Это табу, по-видимому, возникло из-за заботы о чистоте и, в конечном итоге, привело к другим предрассудкам, таким как табу на вступление в брак вне касты. Джайсвал утверждает, что эта теория не может объяснить, как различные социальные группы были изолированы как неприкасаемые или им был присвоен социальный статус. [15] Джайсвал также отмечает, что несколько отрывков из древних ведических текстов указывают на то, что не существовало табу на принятие пищи от людей, принадлежащих к другой варне или племени . Например, некоторые Шраута-сутры предписывают, чтобы исполнитель жертвоприношения Вишваджит должен был жить с Нишадами (племенем, которое в более поздний период считалось неприкасаемым) в течение трех дней в их деревне и есть их пищу. [16]

Такие ученые, как Сувира Джайсвал, Р.С. Шарма и Вивекананд Джа, характеризуют неприкасаемость как относительно позднее развитие после установления варн и кастовой системы. [17] Джа отмечает, что самый ранний ведический текст Ригведа не упоминает о неприкасаемости, и даже более поздние ведические тексты, которые оскорбляют определенные группы, такие как чандалы , не предполагают, что неприкасаемость существовала в современном обществе. По словам Джа, в более поздний период несколько групп стали характеризоваться как неприкасаемые, и это развитие достигло своего пика в 600–1200 годах нашей эры. Шарма предполагает, что институт неприкасаемости возник, когда аборигенные племена с «низкой материальной культурой» и «неопределенными средствами к существованию» стали считаться нечистыми со стороны привилегированных классов, которые презирали ручной труд и считали нечистоту, связанную с «определенными материальными объектами». [18] По мнению Джайсвала, когда члены групп аборигенов ассимилировались в брахманское общество, привилегированные из них, возможно, пытались утвердить свой более высокий статус, отмежевавшись от своих собратьев с более низким статусом, которых постепенно заклеймили как неприкасаемых. [19]

Согласно Дхармашастрам , древним правовым кодексам различных королевств древней Индии, определенные народы, сгруппированные по этническому признаку или профессии, не считались частью общества, основанного на варнах . Поэтому к ним не относились как к саварнам ( браминам , кшатриям , вайшьям и шудрам ). [7]

Характеристики [ править ]

Люди, считающиеся «неприкасаемыми» в Малабаре , Керала (1906 г. н. э. )

По словам антрополога Сары Пинто , современная неприкасаемость в Индии распространяется на людей, чья работа связана с «мясом и телесными жидкостями». [20] На основании наказаний, предусмотренных Законом о неприкасаемости (преступлениях) 1955 года, можно считать, что следующие практики связаны с неприкасаемостью в Индии:

  • Запрет есть вместе с другими участниками
  • Предоставление отдельных чашек в деревенских чайных
  • Раздельная рассадка и посуда в ресторанах.
  • Сегрегация в рассадке и питании на деревенских мероприятиях и фестивалях.
  • Запрет на вход в места общественного богослужения
  • Запрет носить сандалии или держать зонтики перед представителями высших каст.
  • Запрет на вход в дома других каст.
  • Запрет на использование общих деревенских дорог.
  • Отдельные места захоронения/кремации
  • Запрет на доступ к общей/общественной собственности и ресурсам (колодцы, пруды, храмы и т. д.)
  • Сегрегация (отдельное место для сидения) детей в школах
  • Кабальный труд
  • Социальные бойкоты со стороны других каст за отказ выполнять свои «обязанности». [21]

в Действия Индии правительства

В Индии проживает более 200 миллионов далитов . [22] Во время обретения Индией независимости активисты далитов начали призывать к созданию отдельных электоратов для неприкасаемых в Индии, чтобы обеспечить справедливое представительство. Официально получивший название «Закон о меньшинствах», он гарантировал представительство сикхов , мусульман , христиан и неприкасаемых в недавно сформированном индийском правительстве. Закон был поддержан британскими представителями, такими как Рамзи Макдональд . Согласно учебнику « Религии в современном мире », Б. Р. Амбедкар , который также был сторонником Акта, считался «неприкасаемым лидером», приложившим большие усилия для ликвидации привилегий кастовой системы, включавших участие в общественных праздниках, доступ в храмы. и свадебные ритуалы. В 1932 году Амбедкар предложил неприкасаемым создать отдельный электорат, что в конечном итоге заставило Ганди поститься, пока это предложение не было отклонено. [23]

В то время против разделения внутри индуистского общества выступали национальные лидеры, такие как Ганди, хотя он не делал исключений из требований других меньшинств. Он начал голодовку , заявив, что такое разделение создаст нездоровый раскол внутри религии. На конференциях «круглого стола» он дал следующее объяснение своих рассуждений:

Я не возражаю против обращения неприкасаемых, если они того пожелают, в ислам или христианство. Я должен был бы это терпеть, но я не могу терпеть того, что ждет индуизм, если в деревнях появятся два разделения. Те, кто говорит о политических правах неприкасаемых, не знают своей Индии, не знают, как сегодня устроено индийское общество, и поэтому я хочу сказать со всем ударением, что я мог бы приказать, если бы я был единственным человеком, который сопротивлялся бы это вещь, которой я бы сопротивлялся всю свою жизнь. [24]

Ганди добился определенного успеха благодаря своей голодовке, однако активисты далитов столкнулись с давлением со стороны индуистского населения в целом, требующего прекратить его протест, рискуя его больным здоровьем. Обе стороны в конечном итоге пришли к компромиссу, согласно которому количество гарантированных мест для «Неприкасаемых» будет увеличено как на центральном, так и на провинциальном уровне, но при этом останется общий электорат.

Национальная конституция Индии 1950 года юридически отменила практику неприкасаемости и предусмотрела меры для позитивных действий как в образовательных учреждениях, так и в государственных службах для далитов и других социальных групп, принадлежащих к кастовой системе. Их дополняют такие официальные органы, как Национальная комиссия по зарегистрированным кастам и зарегистрированным племенам .

Несмотря на это, случаи предубеждений в отношении далитов все еще имеют место в некоторых сельских районах, о чем свидетельствуют такие события, как резня в Херланджи .

Кералы реформаторы Социальные

Примеры [ править ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Определение неприкасаемости | Dictionary.com» . www.dictionary.com . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 г. Проверено 28 февраля 2021 г.
  2. ^ Шах, Ганшьям; Мандер, Харш; Торат, Сукхадео; Дешпанде, Сатиш; Бавискар, Амита (7 августа 2006 г.). Неприкасаемость в сельской Индии . Издательство SAGE, Индия. п. 19. ISBN  978-93-5280-564-8 .
  3. ^ Тельтумбде, Ананд (2022). МАХАД поднял первое восстание далитов . [Sl]: РУТЛЕДЖ. п. 15. ISBN  978-1-000-78061-1 . OCLC   1334333041 .
  4. ^ Пассен, Герберт (1955). «Неприкасаемость на Дальнем Востоке». Монумента Ниппоника : 247–267. JSTOR   2382914 .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Томас, Шон (28 июля 2008 г.). «Последний неприкасаемый в Европе» . Независимый . Лондон. Архивировано из оригинала 12 января 2021 года . Проверено 28 июля 2008 г.
  6. ^ «Неприкасаемые – Британская энциклопедия» .
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Дхармасутры, своды законов древней Индии, Патрик Оливель ОУП» . archive.org . Проверено 03 октября 2018 г.
  8. ^ «Непал: Смертоносные нападения на кастовой основе вызывают протесты по поводу социальной дискриминации» . Немецкая волна . 16 июня 2020 г. Проверено 28 февраля 2021 г.
  9. ^ «Длительная практика неприкасаемости в Индии: закономерности и смягчающие воздействия» (PDF) . Экономический и политический еженедельник . 55 (2): 37.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сувира Джайсвал 1978 , с. 218.
  11. ^ Сувира Джайсвал 1978 , с. 219.
  12. ^ Сувира Джайсвал 1978 , стр. 219–220.
  13. ^ Сувира Джайсвал 1978 , с. 220.
  14. ^ Сувира Джайсвал 1978 , стр. 221–222.
  15. ^ Сувира Джайсвал 1978 , с. 223.
  16. ^ Сувира Джайсвал 1978 , с. 224.
  17. ^ Сувира Джайсвал 1978 , стр. 225–227.
  18. ^ Сувира Джайсвал 1978 , с. 226.
  19. ^ Сувира Джайсвал 1978 , с. 227.
  20. ^ Пинто, Сара (2013). Где нет акушерки: рождение и потеря в сельской Индии . Книги Бергана. п. 47. ИСБН  978-0-85745-448-5 .
  21. ^ https://www.indiacelebrating.comsocial-issuesuntouchability-in-india [ мертвая ссылка ]
  22. ^ «Верховный суд Индии отзывает спорный кастовый порядок» . Новости Би-би-си . 1 октября 2019 г.
  23. ^ Смит, Дэвид (2016). Вудхед, Линда; Партридж, Кристофер; Каванами, Хироко, ред. Индуизм. Нью-Йорк: Рутледж . п. 38-40.
  24. ^ Кумар, Равиндер. «Ганди, Амбедкар и Пунский пакт, 1932 год». Южная Азия: Журнал исследований Южной Азии 8.1–2 (1985): 87–101.
  25. ^ Котек, Рути. «Неприкасаемые Кореи, или: Как распознать призрачного Пэкджона?» . www.academia.edu .

Библиография [ править ]

  • Пайк, Шайладжа. «Появление новых далитов в индийской историографии». History Compass 16.10 (2018): e12491. онлайн
  • Сувира Джайсвал (1978). «Некоторые недавние теории происхождения неприкасаемости: историографическая оценка». Труды Индийского исторического конгресса . 39 (я): 218–229. JSTOR   44139355 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5c9f5f1884a99a41be0a162aa0fccba9__1721192820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/a9/5c9f5f1884a99a41be0a162aa0fccba9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Untouchability - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)