Антисербские настроения
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Дискриминация |
---|
![]() |

Антисербские настроения или сербофобия ( сербский : србофобија / srbofobija ) — это в целом негативное представление о сербах как об этнической группе. Исторически это было основой для преследования этнических сербов.
Отличительной формой антисербских настроений являются антисербские настроения, которые можно определить как в целом негативное мнение о Сербии как о национальном государстве сербов. Другой формой антисербских настроений является в целом негативное мнение о Республике Сербской , образовании с сербским большинством в Боснии и Герцеговине .
Самым известным историческим сторонником антисербских настроений была Хорватская партия прав 19-го и 20-го веков . Наиболее крайними элементами этой партии стали усташи в Королевстве Югославия , хорватская фашистская организация, пришедшая к власти во время Второй мировой войны и введшая расовые законы, направленные против сербов, евреев , цыган и диссидентов. Кульминацией этого стал геноцид сербов и представителей других групп меньшинств , проживавших в Независимом Государстве Хорватия .
История
Перед Первой мировой войной
Турки и албанцы в Османском вилайете Косово
Антисербские настроения в Косовском вилайете возросли в результате османско-сербских и османо-греческих конфликтов в период 1877–1897 годов. После битвы при Вранье в 1878 году тысячи османско-албанских солдат и албанских мирных жителей были изгнаны в восточную часть контролируемого Османской империей Косовского вилайета. [1] Эти перемещенные лица, известные как (алб. muhaxhirë, тюрк. muhacir, серб. muhadžir), были крайне враждебно настроены по отношению к сербам в районах, куда они отступили, учитывая тот факт, что они были изгнаны из района Вранье из-за османско-сербского конфликта. [2] Эта враждебность подогревала антисербские настроения, в результате которых албанцы совершали массовые злодеяния , включая убийства сербских мирных жителей на всей территории, включая части Приштины и Буяноваца . [3]
Зверства против сербов в регионе также достигли пика в 1901 году, после того как регион был наводнен оружием, не возвращенным османам после греко-турецкой войны 1897 года. [4] В мае 1901 года албанцы разграбили и частично сожгли города Нови-Пазар , Сеница и Приштина, а также устроили резню сербов в районе Колашина. [5] [6] Дэвид Литтл предполагает, что действия албанцев в то время представляли собой этническую чистку , поскольку они пытались создать однородную территорию, свободную от сербов-христиан. [7]
Болгары в Османской Македонии

Общество против сербов — болгарская националистическая организация, основанная в 1897 году в Салониках , Османская империя . Активистами организации были как «централисты», так и «врховнисты» болгарских революционных комитетов ( Внутренняя македонская революционная организация и Верховный Македонско-Адрианопольский комитет ), и к 1902 году они убили не менее 43 и ранили 52 владельцев сербских школ, учителей. , сербское православное духовенство и другие известные сербы в Османской империи . [8] Болгары также использовали термин « сербманы » для людей несербского происхождения, но имеющих сербское самоопределение в Македонии.
XIX и начало XX века в монархии Габсбургов.
Антисербские настроения усилились в Хорватии XIX века, когда часть хорватской интеллигенции планировала создание хорватского национального государства . [9] Хорватия в то время была частью Габсбургской монархии , а с 1804 года — Австрийской империи , хотя и оставалась в личной унии с Венгерским королевством . После Австро-Венгерского компромисса 1867 года она входила в состав Транлейтании , тогда как Далмация и Истрия оставались отдельными землями австрийской короны. Анте Старчевич , лидер Партии правых с 1851 по 1896 год, считал, что хорваты должны противостоять своим соседям, включая сербов . [10] Он, например, писал, что сербы являются «нечистой расой», и вместе с сооснователем своей партии Евгением Кватерником отрицал существование сербов и словенцев в Хорватии, рассматривая их политическое сознание как угрозу. [11] [12] В 1850-х годах Старчевич придумал термин «Славосерб» ( лат . slavus, servus ) для описания людей, предположительно готовых служить иностранным правителям, первоначально использовавшийся для обозначения некоторых сербов и его хорватского противника, а затем примененный его последователями ко всем сербам. [13] Австро -венгерская оккупация Боснии и Герцеговины в 1878 году, вероятно, способствовала развитию антисербских настроений Старчевича: он считал, что это увеличивает шансы на создание Великой Хорватии . [14] Дэвид Брюс Макдональд выдвинул тезис о том, что теории Старчевича могут оправдать только этноцид , но не геноцид, потому что Старчевич намеревался ассимилировать сербов как «православных хорватов», а не истреблять их. [15]

Идеи Старчевича легли в основу деструктивной политики его преемника Йосипа Франка , хорватского еврейского юриста и политика, перешедшего в католицизм. [16] [17] который руководил многочисленными антисербскими инцидентами. [10] Иосип Франк продолжил идеологию Старчевича и определил хорватскую идентичность «строго с точки зрения сербофобии». [18] Он выступал против любого сотрудничества между хорватами и сербами, а Джилас охарактеризовал его как «ведущего антисербского демагога и зачинщика преследования сербов в Хорватии». [18] Его последователи, называемые Франковцами , впоследствии стали самыми ярыми усташами . [18] Под руководством Франка Партия прав стала одержимо антисербской. [19] [20] и такие настроения доминировали в политической жизни Хорватии в 1880-х годах. [21] Британский историк К.А. Макартни заявил, что из-за «грубой нетерпимости» к сербам, жившим в Славонии , им пришлось искать защиты у графа Кароя Хуэн-Хедервари , запретившего Хорватию-Славонию , в 1883 году. [22] Во время его правления в 1883–1903 годах Венгрия стимулировала раскол и ненависть между сербами и хорватами, чтобы продолжить свою мадьяризации . политику [22] Кармайкл пишет, что этническое разделение между хорватами и сербами на рубеже 20-го века было разожжено националистической прессой и «полностью вынашивалось в умах экстремистов и фанатиков , при этом мало свидетельств того, что районы, в которых жили сербы и хорваты, на протяжении многих столетий в непосредственной близости, например, в Краине , были более склонны к насилию на этнической почве». [14] В 1902 году крупные антисербские беспорядки в Хорватии были вызваны статьей сербского писателя-националиста Николы Стояновича (1880–1964) под названием Do istrage vaše ili naše ( До уничтожения вас или нас ), в которой предсказывали результат «неизбежного» Сербско-хорватский конфликт, перепечатанный в » Сербской независимой партии журнале «Србобран . [23]
существовало две фракции В период с середины 19 по начало 20 века в католической церкви в Хорватии : прогрессивная фракция, которая предпочитала объединение Хорватии с Сербией в прогрессивную славянскую страну, и консервативная фракция, которая выступала против этого. [24] Консервативная фракция стала доминирующей к концу XIX века: Первый хорватский католический конгресс, состоявшийся в Загребе в 1900 году, был безоговорочно сербофобским и антиправославным. [24]
Первая мировая война
После Балканских войн усилились антисербские настроения 1912–1913 годов в австро-венгерской администрации Боснии и Герцеговины . [25] Оскар Потиорек , губернатор Боснии и Герцеговины, закрыл многие сербские общества и внес значительный вклад в антисербские настроения перед началом Первой мировой войны . [25] [26]
Убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда и Софии, герцогини Гогенбергской в 1914 году, привело к антисербскому погрому в Сараево . Иво Андрич называет это событие «сараевским безумием ненависти». [27] Толпа направила свой гнев главным образом на сербские магазины, резиденции известных сербов, Сербскую православную церковь, школы, банки, сербское культурное общество «Просвета » и редакцию газеты «Српска риеч» . В тот день были убиты двое сербов. [28] Той ночью антисербские волнения произошли и в других частях Австро-Венгерской империи. [29] включая Загреб и Дубровник . [30] После убийства в Сараево антисербские настроения усилились по всей империи Габсбургов. [31] Австро-Венгрия заключила в тюрьму и экстрадировала около 5500 видных сербов, приговорила 460 к смертной казни и создала преимущественно мусульманское государство. [32] специальная милиция Шуцкорпс , которая занималась преследованием сербов. [33]
Убийство в Сараево стало поводом для начала Первой мировой войны. [34] Воспользовавшись международной волной недовольства этим актом «сербского националистического терроризма», Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, который привел к Первой мировой войне. Хотя сербы Австро-Венгрии были лояльными гражданами, большинство из которых участвовало в ее силах во время войны. война, антисербские настроения систематически распространялись, а представители этой этнической группы подвергались преследованиям по всей стране. [35] Австро-Венгрия вскоре оккупировала территорию Королевства Сербия , включая Косово , усилив и без того интенсивные антисербские настроения среди албанцев, чьи добровольческие отряды были созданы для сокращения числа сербов в Косово. [36] Культурным примером является джингл «Alle Serben müssen sterben» («Все сербы должны умереть»), который был популярен в Вене в 1914 году (он также был известен как «Serbien muß sterbien»). [37]
Приказы, изданные 3 и 13 октября 1914 года, запретили использование сербской кириллицы в Королевстве Хорватия-Славония , ограничив ее использование в религиозном обучении. 3 января 1915 года был принят указ, полностью запретивший публичное использование сербской кириллицы. Императорский указ от 25 октября 1915 года запретил использование сербской кириллицы в Кондоминиуме Боснии и Герцеговины , за исключением «в пределах полномочий Сербской Православной Церкви». [38] [39]
Межвоенный период
Фашистская Италия
В 1920-х годах итальянские фашисты обвиняли сербов в « атавистических порывах» и утверждали, что югославы сговорились от имени « масонства Великого Востока и его фондов». Одно из антисемитских утверждений заключалось в том, что сербы были частью « социал-демократического масонского еврейского интернационалистического заговора ». [40] Бенито Муссолини считал не только сербов, но и всю « славянскую расу » неполноценной и варварской. [41] Он определил югославов как угрозу для Италии и утверждал, что эта угроза сплотила итальянцев в конце Первой мировой войны : «Опасность того, что югославы расселятся по всему Адриатическому побережью, вызвала объединение в Риме сливки наших несчастных регионов. Студенты, профессора, рабочие, граждане — представители мужского пола — обращались к министрам и профессиональным политикам». [42]
Хорваты в Королевстве Югославия
Отношения между хорватами и сербами были подчеркнуты в самом начале существования югославского государства. [43] Противники объединения Югославии в хорватской элите изображали сербов негативно, как гегемонистов и эксплуататоров, привнося сербофобию в хорватское общество. [43] Сообщалось, что в Лике возникла серьезная напряженность между хорватами и сербами. [44] В послевоенном Осиеке шапка Шайкача была запрещена полицией, но австро-венгерская кепка носилась свободно, а в школьной и судебной системе православных сербов называли «греко-восточными». [45] произошла добровольная сегрегация В Книне . [46]
В отчете Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе за 1993 год говорится, что Королевства централистская политика Белграда в отношении Югославия привела к усилению антисербских настроений в Хорватии. [47]
Вторая мировая война
Нацистская Германия

Сербы, а также другие славяне (в основном поляки и русские ), а также неславянские народы (такие как евреи и цыгане ) не считались арийцами нацистской Германией . Вместо этого их считали недочеловеческими, низшими расами ( Untermenschen ) и иностранными расами , и в результате они не считались частью арийской господствующей расы . [48] [49] Сербы, наряду с поляками, находились в самом низу славянской «расовой иерархии», установленной нацистами. [50] Антисербские настроения все больше проникали в немецкий нацизм после назначения Адольфа Гитлера канцлером в 1933 году. Корни этих настроений можно найти в его ранней жизни в Вене. [51] и когда ему сообщили о югославском государственном перевороте , совершенном группой прозападно настроенных сербских офицеров в марте 1941 года, он решил наказать всех сербов как главных врагов его нового нацистского порядка. [52] Перед министерством пропаганды Йозефа Геббельса при поддержке болгарской, итальянской и венгерской прессы была поставлена задача стимулировать антисербские настроения среди хорватов , словенцев и венгров . [53] Пропаганда держав Оси обвиняла группу в преследовании меньшинств и создании концентрационных лагерей для этнических немцев , чтобы оправдать нападение на Югославию , а нацистская Германия изображала себя как силу, которая спасет югославский народ от угрозы сербского национализма. [53] В 1941 году Югославия была захвачена и оккупирована державами Оси.
Независимое государство Хорватия и усташи

Оккупация Сербии странами Оси позволила усташам , хорватским фашистам [54] и террористическая организация, реализующая свою крайнюю антисербскую идеологию в Независимом Государстве Хорватия (NDH). [55] Его антисербские настроения носили расистский и геноцидный характер . [56] [57] Новое правительство приняло расовые законы, аналогичные тем, которые существовали в нацистской Германии , и нацелило их на евреев , цыган и сербов, которые были определены как «чужаки вне национального сообщества». [58] и преследовался на всей территории Независимого Государства Хорватия (NDH) во время Второй мировой войны . [59] От 200 000 до 500 000 сербов были убиты в NDH усташами и их союзниками по Оси. [60] [61] В целом число сербов, убитых в Югославии во время Второй мировой войны, составило около 700 000 человек, большинство из которых были убиты различными фашистскими силами. [62] [63] Многие историки и авторы описывают массовые убийства сербов режимом усташей как соответствующие определению геноцида, в том числе Рафаэль Лемкин, который известен тем, что придумал слово «геноцид» и инициировал Конвенцию о геноциде . [64] [65] [66] [67] [68] [69] Концентрационный лагерь Сисак был основан 3 августа 1942 года правительством усташей после наступления Козары и был специально создан для детей . [70] [71] [72]

Некоторые священники Хорватской католической церкви участвовали в резне усташей и массовом обращении сербов в католицизм. [73] Во время войны около 250 000 человек православной веры, проживавших на территории НДХ, были вынуждены или принуждены перейти в католичество властями усташей. [74] Одной из причин тесного сотрудничества части католического духовенства была его антисербская позиция. [75]
Албания
Когда после Первой мировой войны Косово стало частью Сербии, югославские власти изгнали 400 000 албанцев из Косово в межвоенный период и способствовали заселению преимущественно сербскими колонистами . региона [76] Во время Второй мировой войны западное и центральное Косово стали частью Албании, и косовские албанцы устроили жестокие репрессии против колонистов. [77] Во время итальянской оккупации Албании во время Второй мировой войны от 70 000 до 100 000 сербов были изгнаны и тысячи убиты в аннексированном Косово албанскими военизированными формированиями, в основном Вулнетари и Балли Комбетар . [76] [78]
Джафер Дева вербовал косовских албанцев в ряды Ваффен-СС . [79] я 21- горнострелковая дивизия СС «Скандербег » (1-я албанская) была сформирована 1 мая 1944 года. [80] состоит из этнических албанцев и названа в честь албанского национального героя Скандербега, сражавшегося с османами в 15 веке. [81] Дивизия была более известна убийствами, изнасилованиями и грабежами в преимущественно сербских районах, чем участием в боевых действиях в интересах немецких военных сил. [82] Дева и его сотрудники были антиславянами и выступали за этнически чистую «Великую Албанию». [83] К сентябрю 1944 года, когда победа союзников на Балканах была неизбежна, Дева и его люди попытались закупить оружие у отступающих немецких солдат, чтобы организовать «окончательное решение» проблемы славянского населения Косово. Из этого ничего не вышло, поскольку могущественные югославские партизаны предотвратили крупномасштабную этническую чистку славян. [78]
Эти конфликты были относительно низкого уровня по сравнению с другими районами Югославии в годы войны. [84] Во время войны в Косово погибло около 10 000 сербов и черногорцев, большинство из которых были убиты албанскими коллаборационистскими силами. [77] Два сербских историка также подсчитали, что погибло 12 000 албанцев. [84] Официальное расследование, проведенное правительством Югославии в 1964 году, зафиксировало около 8000 погибших в результате войны в Косово в период с 1941 по 1945 год, 5489 из которых были сербами и черногорцами, а 2177 - албанцами. [85]
После Второй мировой войны
Почти четыре десятилетия спустя, в проекте Меморандума Сербской академии наук и искусств 1986 года , была выражена обеспокоенность тем, что сербофобия, наряду с другими вещами, может спровоцировать восстановление сербского национализма с опасными последствиями. [86] Югославский экономический кризис 1987 года и различные мнения внутри Сербии и других республик о том, как лучше всего его разрешить, усугубили растущие антисербские настроения среди несербов, но также усилили сербскую поддержку сербского национализма. [87]
Распад Югославии
Во время югославских войн 1990-х годов антисербские настроения захлестнули Хорватию, Боснию и Косово. [88] а из-за своей независимости и исторической связи с сербофобией Независимое Государство Хорватия иногда служило объединяющим символом для людей, которые намеревались заявить о неприятии Сербии. [89] Это также работало и наоборот. И хотя сербский национализм того времени хорошо известен, антисербские настроения присутствовали во всех несербских республиках Югославии во время ее распада . [90] В Хорватии произошел букоцид произведений, написанных на сербском языке: было уничтожено 2,8 миллиона книг. [91]
В 1997 году Союзная Республика Югославия подала иск в Международный Суд , в котором она обвинила Боснию и Герцеговину в ответственности за акты геноцида, совершенные против сербов в Боснии и Герцеговине, действия, которые были спровоцированы антисербскими настроениями и риторикой. о чем сообщалось через все средства массовой информации. Например, мусульманская молодежная газета The Novi Vox опубликовала стихотворение под названием «Патриотическая песня» со следующими стихами: «Милая мама, я посажу ивы; Мы сербов на них повесим; Дорогая мама, я» пойду ножи точить; скоро ямы опять засыплем». [92] Газета «Змай од Босне» опубликовала статью, в которой говорилось: «Каждый мусульманин должен назвать серба и принести клятву убить его». [92] Радиостанция Хаджат передала «публичные призывы к казням сербов». [92]
По словам Воислава Коштуницы и британского комментатора Мэри Деевки , летом 1995 года Франции президент Жак Ширак вызвал споры, когда комментировал боснийскую войну . Он, как сообщается, назвал сербов «нацией грабителей и террористов ». [93] [94]
Во время войны в Хорватии французский писатель Ален Финкелькраут намекал, что сербы по своей сути злы, сравнивая действия сербов с действиями нацистов во время Второй мировой войны. [95]
Во время бомбардировок Югославии НАТО обозреватель Томас Фридман 23 апреля 1999 года следующее написал в «Нью-Йорк Таймс» : «Нравится нам это или нет, но мы находимся в состоянии войны с сербской нацией (сербы, конечно, так думают), и ставки должны будьте предельно ясны: каждая неделя, которую вы опустошаете Косово, — это еще одно десятилетие, и мы отбрасываем вашу страну назад, уничтожая вас. Вы хотите 1950 год? Мы можем сделать 1950 год. Вы хотите 1389 год ? [имеется в виду битва за Косово ] Мы можем сделать и 1389 год». Фридман призвал США уничтожить «в Белграде: все электросети, водопроводы, мосты [и] дороги», аннексировать Албанию и Македонию как «протектораты США», «оккупировать Балканы на годы» и «дать войне шанс." [96] Организация «Справедливость и точность в репортажах» (FAIR) назвала высказывания Фридмана «разжиганием войны» и «грубой расовой ненавистью и пропагандой военных преступлений». [97]
За пределами Балкан Ноам Хомский заметил, что не только правительство Сербии, но и народ подвергались оскорблениям и угрозам. Он описал ура-патриотизм как «феномен, которого я не видел в своей жизни с тех пор, как во время Второй мировой войны разразилась истерия по поводу « японцев ». [98] Хомский сделал такие комментарии, одновременно отрицая некоторые аспекты боснийского геноцида . [99]
Критика
Некоторая критика антисербских настроений или сербофобии якобы соответствует их взаимодействию с предполагаемым историческим ревизионизмом и мифами, практиковавшимися некоторыми сербскими националистическими писателями и правительством Слободана Милошевича в 1990-х годах. [100] По словам политолога Дэвида Брюса Макдональда , в 1980-х годах сербы все чаще начали сравнивать себя с евреями как с такими же жертвами в мировой истории, что включало в себя трагизацию исторических событий, от битвы за Косово 1389 года до югославской конституции 1974 года , поскольку каждый аспект истории был рассматривается как еще один пример преследования и преследования сербов со стороны внешних негативных сил. [101] Сербофобию часто сравнивали с антисемитизмом и выражали себя в виде повторного анализа истории, когда каждое событие, оказавшее негативное влияние на сербов, сравнивалось с трагедией и использовалось для оправдания территориальной экспансии на соседние регионы. [102] По словам Кристофера Беннета, бывшего директора Международной кризисной группы на Балканах, идея исторического сербского мученичества выросла из мыслей и работ Добрицы Чосича , который разработал сложную и парадоксальную теорию сербских национальных преследований, которая развивалась в течение двух десятилетий между конца 1960-х и конца 1980-х годов в программу Великой Сербии . [103] Сербские националистические политики связали сербское «мученичество» в истории (от битвы за Косово в 1389 году до геноцида во время Второй мировой войны), чтобы оправдать сербскую политику 1980-х и 1990-х годов. [103] В конце 1988 года, за несколько месяцев до революции 1989 года , Милошевич обвинил своих критиков, таких как словенский лидер Милан Кучан , в «распространении страха перед Сербией» в качестве политической тактики. [104]
Современные и недавние проблемы
На футбольном матче между Косово и Хорватией, проходившем в Албании в октябре 2016 года, болельщики вместе скандировали убийственные лозунги в адрес сербов. [105] Обе страны предстанут перед слушаниями ФИФА из-за инцидента. [106] Хорватские и украинские спортивные болельщики разместили сообщения, разжигающие ненависть к сербам и россиянам во время матча их национальных сборных в рамках отборочного турнира ЧМ-2018. [107]
Косовские албанцы

Худшее этническое насилие в Косово со времени окончания конфликта 1999 года вспыхнуло в разделенном городе Митровица , в результате чего сотни людей получили ранения и по меньшей мере 14 человек погибли. ООН Миротворцы и войска НАТО пытались сдержать бушующую перестрелку между сербами и этническими албанцами . [108] В течение нескольких часов провинция погрузилась в антисербские беспорядки и беспорядки против ООН, а уровень насилия вернулся к невиданному с 1999 года уровню. В Сербии эти события также называли Мартовским погромом ( сербский : Мартовский погром / Мартовский погром ). Международные суды в Приштине привлекли к ответственности нескольких человек, напавших на несколько сербских православных церквей, и приговорили их к тюремному заключению на срок от 21 месяца до 16 лет. [109] Многочисленные сербские культурные объекты в Косово были разрушены во время и после войны в Косово . По данным Международного центра правосудия переходного периода , 155 сербских православных церквей и монастырей. в период с июня 1999 года по март 2004 года косовскими албанцами было разрушено [110]
Косовские албанские СМИ изображают Сербию и сербов как угрозу государственному строю и безопасности, как нарушителей институционального порядка, истощающих ресурсы, экстремистов, связанных с преступной деятельностью (в Северном Косово ), а в ретроспективе как виновников военных преступлений и нарушений прав человека. (напоминая общественности о сербах как о врагах). Сербов обвиняют в развязывании войны в Косово, и поскольку эту войну негативно характеризуют как отказ от сотрудничества, агрессивную и экстремистскую, а сербские преступления во время войны называют «геноцидом». [111]
Хорватия
Хорватская националистическая пропаганда, особенно группы, поддерживаемые католической церковью , часто пропагандирует антисербские взгляды. [112] [113] В 2015 году Amnesty International сообщила, что хорватские сербы продолжают сталкиваться с дискриминацией при приеме на работу в государственный сектор и с восстановлением прав аренды социального жилья, освобожденного во время войны. [114] В 2017 году они снова отметили, что сербы столкнулись со значительными препятствиями при трудоустройстве и препятствиях при возвращении своей собственности. Amnesty International также заявила, что право на использование языков и письменности меньшинств по-прежнему политизировано и не реализуется в некоторых городах, а усиление националистической риторики и разжигания ненависти способствует росту этнической нетерпимости и отсутствия безопасности. [115] Согласно отчету Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью за 2018 год , расистские и нетерпимые высказывания, разжигающие ненависть, в общественных дискуссиях растут; и одной из главных целей являются сербы. [116]
Хорватское использование усташского приветствия Za dom spremni , эквивалента нацистского приветствия Sieg Heil , не запрещено. [117] Это считается неконституционным, но допускается в «исключительных ситуациях». [118] В 2016 году это приветствие было начертано на мемориальной доске, установленной возле Ясеноваца, что вызвало реакцию сербской и еврейской общины. Его также скандировали во время футбольных матчей. [119] Некоторые хорваты, в том числе политики, пытались отрицать и преуменьшать масштабы геноцида, совершенного против сербов в Независимом Государстве Хорватия . [120] С 2016 по 2019 год антифашистские группы, лидеры сербской, цыганской и еврейской общин Хорватии, а также бывшие высокопоставленные хорватские чиновники бойкотировали официальную государственную церемонию поминовения жертв концлагеря Ясеновац , поскольку, по их словам, хорватские власти отказались осудить усташей. наследие открыто и терпели преуменьшение и активизацию своих преступлений, что включало приравнивание этих преступлений к коммунистическим преступлениям 1945 года . [121] [122] [123] [124] [125]
В 2013 году сообщалось, что группа правых экстремистов захватила хорватскую Википедию , редактируя в основном статьи, связанные с усташами, обещая их преступления, а также статьи, направленные против сербов. [126] [127] прошли протесты В том же году в Вуковаре против введения знаков на сербском языке и кириллице, поскольку, по мнению одного из организаторов, это должен был быть «знак уважения к жертве, Вуковаром ». принесенной [128] Позже вывески с кириллицей на административных зданиях были уничтожены хорватскими ветеранами. [129] В 2019 году мэр Вуковара Иван Пенава сделал вывод о том, что не были выполнены условия для введения специальных прав на равное использование языка и письменности сербского меньшинства в Вуковаре. [130]

Сербские политики недавно обвинили хорватских политиков в антисербских настроениях. [131] В своем докладе о правах человека в Хорватии за 2016 год Госдепартамент США предупредил о проусташских и антисербских настроениях в Хорватии. [132] По данным Национального совета Сербии , в 2016 году количество разжигающих ненависть высказываний, угроз и насилия в отношении сербов выросло на 57%. [133] 12 февраля 2018 года, когда президент Сербии Вучич должен был встретиться с представителями правительства Хорватии в Загребе, сотни демонстрантов скандировали приветствие Za dom spremni! на городской площади. [134]
Марко Перкович и группа Thompson вызвали споры, исполнив песни, открыто прославляющие режим усташей и геноцид сербов. [135] Группа исполнила «Ясеновац и Градишка Стара» , посвященную массовым убийствам в Ясеноваце и Старой Градишке , которые были одними из крупнейших лагерей смерти в Европе. [136]
В 2019 году произошло несколько предполагаемых инцидентов на почве ненависти, направленных против сербов в Хорватии, в том числе нападение на трех игроков ВК «Црвена звезда» в прибрежном городе Сплит , нападение на четырех сезонных рабочих в городе Супетар , двое из которых были сербами, выделены нападавшими из-за диалекта, который они использовали, а также нападения на сербов, которые смотрели матч «Црвены Звезды» в Белграде . [137] Последнее, в результате которого были ранены пять человек, в том числе несовершеннолетний, привело к предъявлению обвинения 15 мужчинам в совершении преступления на почве ненависти. [137]
Черногория при Мило Джукановиче
Некоторые наблюдатели называют Мило Джукановича , давнего правителя Черногории , сербофобом. [138] [139] сербов Черногории заставили объявить себя черногорцами Предположительно , после референдума 2006 года . [140] [ нужен лучший источник ] Приобретение независимости Черногории возобновило спор по поводу этнической и языковой идентичности . [141] [142] [143] [144] Хотя большинство граждан Черногории заявляют, что говорят на сербском языке, он не признан официальным языком. [145] Несколько сербских писателей недавно были исключены из школьной программы в Черногории, что сербский депутат назвал созданием "антисербской атмосферы". [146]

По данным опроса 2017 года, проведенного Советом Европы в сотрудничестве с Управлением государственного омбудсмена , 45% респондентов сообщили о опыте религиозной дискриминации , причем восприятие дискриминации было самым высоким среди членов Сербской Православной Церкви , в то время как сербы столкнулись с дискриминации значительно больше, чем в других этнических общинах. [147] [148] В июне 2019 года Мирна Никчевич, первый советник посольства Черногории в Турции , так прокомментировала протесты перед собором Воскресения Христова в Подгорице против объявленного спорного религиозного закона: «Честно говоря, я бы сожгла храм и все там скот». [149] Несколько дней спустя Зоран Вуйович, актер Черногорского национального театра , опубликовал в своем профиле в Facebook множество оскорблений в адрес сербов, заявив, что они «ничтожи, невежественны, дегенераты, ядовиты». [150] [151] По мнению некоторых журналистов, просербские СМИ столкнулись с дискриминацией. [152]
По состоянию на конец декабря 2019 года был принят недавно провозглашенный закон о религии или официально Закон о свободе религии или убеждений и правовом статусе религиозных общин , который де-юре передает право собственности на церковные здания и поместья от Сербской Православной Церкви черногорскому государству. [153] [154] вызвало серию мирных общенациональных протестов , которые продолжались до февраля 2020 года. [155] Freedom House назвала принятие закона, который, по мнению многих, направлен против Сербской православной церкви, «сомнительным решением». [156] Восемнадцать депутатов от оппозиции, в основном сербы, были арестованы перед голосованием по обвинению в насильственном срыве голосования. [156] [157] Некоторые церковные чиновники подверглись нападению со стороны полиции [158] [159] ряд журналистов, активистов оппозиции и протестующих граждан были арестованы. [160] [161] [162] Президент Мило Джуканович назвал протестующих граждан «сумасшедшим движением». [163] [164] [165]
Разжигание ненависти и уничижительные термины
Среди уничижительных терминов для сербов - « Влахи » (Власи / Vlasi ), который использовался в основном в Хорватско Загорье во время восстания в начале 20 века. [166] и « четники », ; используемые хорватами и боснийцами [167] Лыжи албанцев; [168] [169] в то время как Чефурджи используется в Словении для иммигрантов из других бывших югославских республик. [170] В Черногории широко используется уничижительный термин для сербов - Посрбице (посрбице), который означает «черногорцев, которые идентифицируют себя как сербы». [171] Распространенным уничижительным термином для сербов среди болгар является авары (авари), в честь евразийского кочевого племени.
Антисербские лозунги
Лозунг « Србе на врбе!» (Србе на врбе), что означает «Вешать сербов на ивах!» ( букв. « Сербы на ивы! » ) происходит из стихотворения словенского политика Марко Натлачена, опубликованного в 1914 году, в начале австро-венгерской войны против Сербии . [172] [173] его популяризировал Перед Второй мировой войной Миле Будак . [174] главный архитектор усташской идеологии против сербов. происходили массовые повешения сербов Во время Второй мировой войны в Независимом государстве Хорватия в рамках преследований сербов усташами.
В настоящее время этот лозунг часто используют хорватские националисты и люди, выступающие против возвращения сербских беженцев. Граффити с этой фразой является обычным явлением и было отмечено в прессе, когда оно было найдено нарисованным на церкви в 2004 году. [175] 2006, [176] и в другой церкви в 2008 году. [177] В 2010 году баннер с этим лозунгом появился в разгар туристического сезона у въезда в Сплит , крупный туристический центр Хорватии, во время теннисного матча Кубка Дэвиса между двумя странами. Полиция забрала его в течение нескольких часов. [178] а создатель баннера позже был задержан и обвинен. [179] В 2016 году сербская православная церковь в Джилонге, Австралия, была нарисована баллончиками с этим лозунгом и другими неонацистскими символами. [180]
Галерея
- Разрушенные и ограбленные магазины сербов в Сараево во время антисербского погрома в Сараево.
- Австро-венгерские солдаты казнят сербских мирных жителей во время Первой мировой войны.
- Останки сербов, казненных болгарскими солдатами во время резни в Сурдулице во время Первой мировой войны. Приблизительно 2 000–3 000 сербских мужчин были убиты в городе в первые месяцы болгарской оккупации южной Сербии. [181]
- Приказ сербам и евреям покинуть свои дома в Загребе, марионеточном нацистском государстве во время Второй мировой войны. Также предупреждение о насильственном изгнании сербов и евреев, которые не подчинятся.
- Руины церкви Святого Спасения в Призрене, построенной около 1330 года и разрушенной во время волнений 2004 года в Косово .
- Икона XIV века Левишской Богоматери в Призрене , поврежденная в 2004 году участниками беспорядков.
См. также
- Сербский вопрос
- Преследование православных христиан
- Антисербские беспорядки в Сараево
- Антисербский бунт 1991 года в Задаре
- Инцидент в Панда-баре
- Взрыв автобуса в Подуево
- Убийства в Гораждеваце
- Антиславянские настроения
Ссылки
- ^ Батакович, Душан (1992). Косовские хроники . Плато.
- ^ Франц, Ева Энн (2009). «Насилие и его влияние на формирование лояльности и идентичности в позднеосманском Косово: мусульмане и христиане в период реформ и трансформации». Журнал по делам мусульманских меньшинств . 29 (4): 460–461. дои : 10.1080/13602000903411366 . S2CID 143499467 .
- ^ Краков 1990 , стр. 12–14.
- ^ Скенди 2015 , с. 293.
- ^ Скенди 2015 , с. 201.
- ^ Иэн Кинг; Уит Мейсон (2006). Мир любой ценой: как мир подвел Косово . Издательство Корнельского университета. п. 30. ISBN 0-8014-4539-6 .
- ^ Литтл 2007 , с. 125.
- ^ Хаджи Васильевич, Йован (1928). Действия четников в Старой Сербии и Македонии . п. 14.
- ^ Курт Йонассон; Карин Сольвейг Бьёрнсон (январь 1998 г.). Геноцид и грубые нарушения прав человека: в сравнительной перспективе . Издатели транзакций. п. 281. ИСБН 978-1-4128-2445-3 .
Антисербские настроения выражались уже на протяжении девятнадцатого века, когда хорватские интеллектуалы начали строить планы создания собственного национального государства. Они считали присутствие более миллиона сербов в Краине и Славонии нетерпимым.
- ^ Перейти обратно: а б Мейер 2013 , с. 120.
- ^ Кармайкл 2012 , с. 97
Для Старчевича... сербы были «нечистой расой»... Наряду с... Евгений Кватерник считал, что «в Хорватии не может быть словенцев или сербов, поскольку их существование может выражаться только в праве на отдельную политическую территорию».
- ^ Джон Б. Олкок; Марко Миливоевич; Джон Джозеф Хортон (1998). Конфликт в бывшей Югославии: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 105. ИСБН 978-0-87436-935-9 .
Старцевич был крайне антисербским, считая политическое сознание сербов угрозой для хорватов.
- ^ Томасевич (2001) , с. 3
В полемике 1850-х годов Старчевич также ввёл вводящий в заблуждение термин — «славясерб», происходящий от латинских слов «sclavus» и «servus» и обозначающий людей, готовых служить иностранным правителям против собственного народа.
- ^ Перейти обратно: а б Кармайкл 2012 , с. 97.
- ^ Макдональд 2002 , с. 87.
- ^ Грегори К. Ференс (2000). «Франк, Иосип». В Ричарде Фрухте (ред.). Энциклопедия Восточной Европы: от Венского конгресса до падения коммунизма . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Garland Publishing. стр. 276–277.
- ^ (на хорватском языке) «Евгений Дидо Кватерник, Воспоминания и наблюдения 1925–1945, Вклад в историю Хорватии», доктор. Джере Яреб , Старчевич, Загреб, 1995 год. ISBN 953-96369-0-6 , с. 267.: Иосип Франк крестился, когда ему было 18 лет.
- ^ Перейти обратно: а б с Трбович 2008 , с. 136.
- ^ Роберт А. Канн (1980). История империи Габсбургов, 1526–1918 гг . Издательство Калифорнийского университета. п. 447. ИСБН 978-0-520-04206-3 .
в случае последователей Франка... резко антисербские
- ^ Стивен Ричардс Граубард (1999). Новая Европа для старой? . Издатели транзакций. п. 59. ИСБН 978-1-4128-1617-5 .
При Иосипе Франке, который вывел правых в новую эпоху, партия стала одержимо антисербской.
- ^ Елавич и Елавич 1986 , с. 254.
- ^ Перейти обратно: а б Макдональд 2002 , с. 88.
- ^ Биланджич, Душан (1999). Современная история Хорватии . Золотой маркетинг. стр. 31. ISBN 953-6168-50-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Рамет 1998 , с. 155
Таким образом, с середины девятнадцатого века до 1920-х годов церковь в Хорватии была расколота на две фракции: прогрессистов, которые выступали за включение Хорватии в либеральное славянское государство... и консерваторов,... которые не хотели этого делать. привязать католическую Хорватию к православной Сербии. ... К 1900 году эксклюзивистская ориентация, похоже, взяла верх в католических кругах, и Первый хорватский католический конгресс, состоявшийся в том же году в Загребе, был безоговорочно антиправославным и антисербским.
- ^ Перейти обратно: а б Ричард К. Фрухт (2005). Восточная Европа: введение в людей, земли и культуру . АВС-КЛИО. п. 644. ИСБН 978-1-57607-800-6 .
Балканские войны сделали Сербию сильнейшей державой региона. Отношения Сербии с Австро-Венгрией оставались антагонистическими, а администрация Габсбургов в Боснии и Герцеговине стала антисербской... губернатор Боснии объявил чрезвычайное положение, распустил парламент... и закрыл многие сербские ассоциации...
- ^ Митя Великоня (2003). Религиозное разделение и политическая нетерпимость в Боснии и Герцеговине . Издательство Техасского университета A&M. п. 141 . ISBN 978-1-58544-226-3 .
Антисербская политика и настроения, возникшие в месяцы, предшествовавшие Первой мировой войне, были результатом махинаций генерала Оскара фон Потиорека (1853-1933), деспотичного военного губернатора Боснии и Герцеговины.
- ^ Даниэла Джозеффи (1993). О предрассудках: глобальная перспектива . Якорные книги. п. 246 . ISBN 978-0-385-46938-8 .
Андрич описывает «сараевское безумие ненависти», которое вспыхнуло среди мусульман, католиков и православных верующих после убийства 28 июня 1914 года эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево.
- ^ Роберт Дж. Дония (29 июня 1914 г.). Сараево: Биография . Издательство Мичиганского университета. п. 123. ИСБН 978-0472115570 .
- ^ Джозеф Уорд Суэйн (1933). Начало двадцатого века: история поколения, развязавшего войну . WW Norton & Company, Inc. с. 347.
- ^ Джон Ричард Шиндлер (1995). Безнадежная борьба: австро-венгерская армия и тотальная война, 1914–1918 гг . Университет Макмастера. п. 50. ISBN 978-0612058668 .
Антисербские демонстрации в Сараево, Загребе и Рагузе.
- ^ Кристофер Беннетт (январь 1995 г.). Кровавый развал Югославии: причины, ход и последствия . Издательство C. Hurst & Co. п. 31. ISBN 978-1-85065-232-8 .
- ^ Томасевич 2001 , с. 485.
- ^ Герберт Крёлль (2008). Австрийско-греческие встречи на протяжении веков: история, дипломатия, политика, искусство, экономика . Штудиенверлаг. п. 55. ИСБН 978-3-7065-4526-6 .
арестовано и интернировано около 5500 видных сербов и приговорено к смертной казни около 460 человек, новый Шуцкорпс, вспомогательное ополчение, расширил антисербские репрессии.
- ^ Кляйн 2007 , с. 16.
- ^ Павлович 2002 , с. 94.
- ^ Банак 1988 , стр. 297.
- ^ Густав Регулятор ; Герхард Шмидт-Хенкель; Ральф Шок; Гюнтер Шольдт (2007). Фабрики . Стромфельд/Црвена Звезда. п. 46. ИСБН 978-3-87877-442-6 .
На вагонах было написано мелом: «Каждый выстрел русского, каждый удар француза, каждый удар британца, все сербы должны умереть. Солдаты смеялись, когда я читал надпись вслух». Это было приглашение посмеяться вместе.
- ^ Андрей Митрович, Великая война в Сербии, 1914–1918, стр. 78–79 . Издательство Университета Пердью, 2007. ISBN 1-55753-477-2 , ISBN 978-1-55753-477-4
- ^ Ана С. Трбович (2008). Правовая география распада Югославии . Издательство Оксфордского университета. п. 102. ИСБН 978-0195333435 .
- ^ Бургвин, Х. Джеймс . Внешняя политика Италии в межвоенный период 1918–1940 гг. п. 43. Издательская группа Гринвуд, 1997.
- ^ Сестани, Армандо, изд. (10 февраля 2012 г.). «Il conline orientale: una terra, molti esodi» [Восточная граница: одна земля, множественные исходы]. I profugi istriani, dalmati e fiumani a Lucca [ Беженцы из Истрии, Далмации и Риеки в Лукке ] (PDF) (на итальянском языке). Институт истории сопротивления и современной эпохи в провинции Лукка. стр. 12–13.
Имея дело с такой расой, как славянская – низшая и варварская – мы должны проводить политику не пряника, а кнута. Нам не следует бояться новых жертв. Итальянская граница должна проходить через перевал Бреннер, Монте-Невозо и Динарские Альпы. Я бы сказал, что мы легко можем пожертвовать 500 000 варварских славян за 50 000 итальянцев.
[ постоянная мертвая ссылка ] - ^ Муссолини, Бенито ; Чайлд, Ричард Уошберн; Асколи, Макс ; И Лэмб, Ричард (1988) Мой взлет и падение . Нью-Йорк: Да Капо Пресс. стр. 105–106.
- ^ Перейти обратно: а б Рождество 2010 , стр. 185.
- ^ Рождество 2010 г. , стр. 187.
- ^ Рождество 2010 г. , стр. 188.
- ^ Рождество 2010 , стр. 203–204.
- ^ Соединенные Штаты. Конгресс. Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе (1993 г.). Права человека и демократизация в Хорватии . Комиссия. п. 3.
Однако усиление централизации со стороны Белграда усилило антисербские настроения в Хорватии.
- ^ Холокост и история «Известное, неизвестное, спорное и пересмотренное» под редакцией Майкла Беренбаума и Авраама Дж. Пека, издательство Indiana University Press, стр. 59 «Псевдорасовая политика Третьего рейха… Цыгане, славяне, негры, мишлинге и евреи не являются арийцами».
- ^ Современный геноцид: исчерпывающий сборник ресурсов и документов Пол Р. Бартроп, Стивен Леонард Джейкобс с. 1160: «Этот строгий дуализм между «расово чистыми» арийцами и всеми остальными, особенно евреями и славянами, привел к радикальному объявлению вне закона всех «неарийцев» и их возможному порабощению и попыткам уничтожения».
- ^ Ширер, Уильям Л. (1960) Взлет и падение Третьего рейха . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. С. 937, 939. Цитаты: «Евреи и славянские народы были Untermenschen – недочеловеками». (937); «[] Одержимость немцев идеей о том, что они были господствующей расой, а славяне должны быть их рабами, была особенно опасной в отношении России. Эрих Кох , грубый рейхскомиссар Украины , выразил это в речи на Киев 5 марта 1945 года.
Мы — раса господ, и мы должны править жестко, но справедливо… Я вытащу из этой страны самое последнее. Я пришел не для того, чтобы сеять блаженство... Население должно работать, работать и еще раз работать... Мы — раса господ, которая должна помнить, что самый низший немецкий рабочий расово и биологически в тысячу раз ценнее населения[ Украины]. (выделено мной)
- ^ Стивен Э. Хэнсон; Уилфрид Спон (1995). Может ли Европа работать?: Германия и реконструкция посткоммунистических обществ . Вашингтонский университет Press. п. 156. ИСБН 978-0-295-80188-9 .
Антисербские настроения в Германии усилились после прихода Гитлера к власти в 1933 году. Его сербофобия, уходящая корнями в годы его юности, которые он провел в Вене, была очень опасной. В результате нацистская идеология стала пронизана антисербскими настроениями.
- ^ Павлович 2008 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Кляйн 2007 , с. 17.
- ^ «Устасы (хорватское политическое движение) - Интернет-энциклопедия Britannica» . Britannica.com . Проверено 3 сентября 2012 г.
- ^ Томасевич (2001) , с. 391
Сама Сербия находилась под строгой немецкой оккупацией, и эта ситуация позволяла усташам проводить свою радикальную антисербскую политику.
- ^ Алекса Джилас (1991). Оспариваемая страна: югославское единство и коммунистическая революция, 1919–1953 гг . Издательство Гарвардского университета. п. 142 . ISBN 978-0-674-16698-1 . Проверено 31 августа 2013 г.
Это была расистская и геноцидная ненависть к людям, которые просто имели другое национальное сознание.
- ^ Рори Йоманс; Антон Вайс-Вендт (2013). Расовая наука в новой Европе Гитлера, 1938–1945 гг . Издательство Университета Небраски. п. 228. ИСБН 978-0-8032-4605-8 .
Режим усташей... начал самую жестокую кампанию массовых убийств гражданского населения, свидетелем которой когда-либо была Южная Европа... Кампания массовых убийств и депортаций сербского населения изначально была оправдана научными расистскими принципами.
- ^ Фредерик К. ДеКост; Бернард Шварц (2000). Призрак Холокоста: сочинения по искусству, политике, праву и образованию; [включая материалы конференции, состоявшейся в Университете Альберты в октябре 1997 г.] . Университет Альберты. п. 196. ИСБН 978-0-88864-337-7 .
Новое правительство быстро приняло расовые законы нацистского типа и тактику геноцида для борьбы с цыганами, сербами и евреями, которых в этих законах называли «инородцами за пределами национального сообщества».
- ^ Адели, Лиза Мари (2009). Сопротивление преследованию этнических меньшинств в Хорватии и Боснии во время Второй мировой войны: Лиза М. Адели: Книги . Эдвин Меллен Пресс. ISBN 978-0773447455 .
- ^ Жерьявич, Владимир (1993). Югославия – Манипуляции с количеством жертв Второй мировой войны . Хорватский информационный центр. ISBN 0-919817-32-7 .
- ^ Йоманс, Рори (2012). Видения уничтожения: режим усташей и культурная политика фашизма, 1941–1945 гг . Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета. п. 18. ISBN 978-0822977933 .
- ^ Макадамс, К. Майкл (16 августа 1992 г.). «Хорватия: миф и реальность» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 июня 2011 года . Проверено 16 мая 2015 г.
- ^ «Сербы и хорваты: так много общего, включая ненависть, 16 мая 1991 года» . Нью-Йорк Таймс . 16 мая 1991 года . Проверено 16 января 2012 г.
- ^ Лемкин, Рафаэль (2008). Правление Оси в оккупированной Европе . Кларк, Нью-Джерси: Обмен юридическими книгами. стр. 259–264. ISBN 978-1584779018 .
- ^ «Геноцид сербов» . Ассоциация по борьбе с геноцидом.
- ^ Леви, Мишель Фрухт (ноябрь 2009 г.). «Последняя пуля для последнего серба»: Геноцид усташей против сербов: 1941–1945» . Документы о национальностях . 37 (6): 807–837. doi : 10.1080/00905990903239174 . S2CID 162231741 .
- ^ Маккормик, Роберт Б. (2014). Хорватия при Анте Павеличе: Америка, усташи и геноцид хорватов . Лондон-Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-1780767123 .
- ^ Иво Гольдштейн . «Успон и Пад НДХ» . Факультет гуманитарных и социальных наук Загребского университета . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 20 февраля 2011 г.
- ^ Сэмюэл Тоттен, Уильям С. Парсонс (1997). Век геноцида: критические очерки и свидетельства очевидцев . Тейлор и Фрэнсис. п. 430. ИСБН 0-203-89043-4 . Проверено 28 сентября 2010 г.
- ^ «ЛАГЕРЬ СИСАК» . Мемориальный комплекс Ясеновац . Архивировано из оригинала 31 января 2018 года . Проверено 30 января 2018 г.
- ^ Мария Вуселица: Регионы Хорватии в месте террора: лагеря трудового воспитания, гетто, лагеря защиты молодежи, полицейские лагеря, специальные лагеря, цыганские лагеря, принудительные трудовые лагеря, Том 9 «Места террора», Издательство CH Beck, 2009 г. , ISBN 978-3406572388 стр. 321–323
- ^ Анна Мария Грюнфельдер: Трудовые обязательства по реорганизации Европы: Гражданские и подневольные рабочие из Югославии в «Остмарке» 1938/41–1945, Издательство Böhlau Verlag Вена, 2010 г. ISBN 978-3205784531 стр. 101–106
- ^ Рамет 2006 , с. 124.
- ^ Томасевич (2001) , с. 542
- ^ Томасевич (2001) , с. 391
За этим последовало тесное сотрудничество между усташами и частью католического духовенства... прежде всего антисербское...
- ^ Перейти обратно: а б Рамет, Сабрина П. (1995). Социальные течения в Восточной Европе: источники и последствия великой трансформации . Издательство Университета Дьюка. п. 198 . ISBN 978-0822315483 .
- ^ Перейти обратно: а б Рамет 2006 , с. 141.
- ^ Перейти обратно: а б Йоманс, Рори (2006). «Албания» . В Бламире, Киприан; Джексон, Пол (ред.). Мировой фашизм: А–К . АВС-КЛИО. п. 31. ISBN 978-1-5760-7940-9 .
- ^ Геролиматос, Андре (2010). Замки из песка: век англо-американского шпионажа и интервенции на Ближнем Востоке . Макмиллан. п. 176. ИСБН 978-1-4299-1372-0 .
- ^ Бартроп, Пол Р.; Дикерман, Майкл (2017). Холокост: энциклопедия и собрание документов [4 тома] . АВС-КЛИО. п. 16. ISBN 978-1-4408-4084-5 .
- ^ Холл, Ричард К. (2014). Война на Балканах: энциклопедическая история от падения Османской империи до распада Югославии . АВС-КЛИО. п. 287. ИСБН 978-1-6106-9031-7 .
- ^ Мойзес, Пол (2011). Балканские геноциды: Холокост и этнические чистки в ХХ веке . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. стр. 94–95. ISBN 978-1-4422-0665-6 .
- ^ Петерсен, Ганс-Кристиан; Зальцборн, Самуэль (2010). Антисемитизм в Восточной Европе: история и современность в сравнении . Питер Лэнг. п. 97. ИСБН 978-3-6315-9828-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Малькольм, Ноэль (1998). Косово: Краткая история . Макмиллан. п. 312. ИСБН 978-0333666128 .
- ^ Франк, Хаим (2010). Петерсен, Ганс-Кристиан; Зальцборн, Самуэль (ред.). Антисемитизм в Восточной Европе: история и современность в сравнении . Берн : Питер Лэнг. стр. 97–98. ISBN 978-3-631-59828-3 .
- ^ «САНУ» . 16 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2008 г. Проверено 20 июня 2012 г.
Нынешнее удручающее состояние сербской нации, когда шовинизм и сербофобия выражаются все более яростно в определенных кругах, поддержка возрождения сербского национализма, все более резкое выражение сербской национальной чувствительности и реакции, которые могут быть нестабильными и даже опасными.
- ^ Робер Биделе; Профессор Ричард Тейлор (2013). Европейская интеграция и дезинтеграция: Восток и Запад . Рутледж. п. 60. ИСБН 978-1-134-77522-4 .
К 1987 году ускоряющаяся инфляция и быстрое обесценивание динара усилили требования Словении и Хорватии о радикальной экономической либерализации, но они были заблокированы Сербией. Это усугубило растущие антисербские настроения среди несербов, но также усилило сербскую поддержку национализма Милошевича и его манипулирования вопросом Косово, что привело к отмене автономии этого региона.
- ^ Рамет 2006 , с. 39.
- ^ Рамет 2007 , с. 3
Из-за своей независимости от Белграда (хотя и не от Берлина) и из-за своей связи с антисербской и антисоюзнической политикой NDH позже стала объединяющим символом для тех, кто хотел заявить о своей антипатии к Сербии (во время войны). отделения Югославии)
- ^ Рамет 2006 , с. 240
Националистические и либеральные отголоски в других республиках В эти годы каждая республика и автономная область были поражены националистическими вспышками, и среди всех несербских национальностей были сильные антисербские настроения.
- ^ «Лешая: В 1990-е годы мы уничтожили 2,8 миллиона «нескоропортящихся» книг — Jutarnji List» . www.jutarnji.hr . 13 июля 2012 года . Проверено 24 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Международный Суд, 17 декабря 1997 г. Дело о применении Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него . Проверено 26 августа 2007 г.
- ^ « Грубый Ширак взъерошивает несколько перьев» . Независимый . 28 июня 1995 года. Архивировано из оригинала 7 мая 2022 года . Проверено 20 июня 2019 г.
- ^ «Сербский народ на перепутье» . Пещаник . 2 апреля 2009 года . Проверено 20 июня 2019 г.
- ^ Макдональд 2002 , с. 267.
- ^ Томас Фридман (23 апреля 1999 г.). «Останови музыку» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «CPJ объявляет открытый сезон по Томасу Фридману» . Fair.org . Сентябрь 2000 года.
- ^ Галлахер, Том (5 августа 2000 г.). «Уроки Косово» . Московская Таймс . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ https://digitalcommons.usf.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1738&context=gsp
- ^ Макдональд 2002 , стр. 63–64, 82–83.
- ^ Макдональд 2002 , с. 7.
- ^ Макдональд 2002 , стр. 82–88.
- ^ Перейти обратно: а б Комментарий: Война Сербии с историей. Архивировано 10 октября 2014 г. в Wayback Machine К. Беннеттом, Институт освещения войны и мира , 19 апреля 1999 г.
- ^ "Коммунизм, о национализм!" , Время , 24 октября 1988 г.
- ^ «Матч Косово-Хорватия омрачен антисербскими выкриками» . Балканский взгляд.
- ^ «Косово и Хорватия предстанут перед слушаниями в ФИФА из-за антисербских выкрикиваний» . Би-би-си.
- ^ «Ненавистное послание хорватских и украинских фанатов сербам и русским» . Б92. 27 марта 2017 г.
- ^ «Коллапс в Косово» . 22 апреля 2004 года . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ «Горькие воспоминания о смертоносных мартовских беспорядках в Косово» . balkaninsight.com . 17 марта 2015 г. Проверено 17 марта 2018 г.
- ^ Эдвард Тавил (февраль 2009 г.). «Права собственности в Косово: мрачное наследие общества переходного периода» (PDF) . Нью-Йорк: Международный центр правосудия переходного периода. п. 14.
- ^ Здравкович-Зонта Хелена (2011). «Сербы как угроза крайне негативного изображения сербского «меньшинства» в албаноязычных газетах Косово» . Балканика (42): 165–215. дои : 10.2298/BALC1142165Z .
- ^ Белаяц, Бранко (2015). «Обзор книги Раделича и Топича «Религия в постюгославском контексте» ». Сербская политическая мысль . 36 (4): 76.
- ^ Брюс Макдональд, Дэвид (2002). Балканский Холокост? Сербская и хорватская пропаганда, ориентированная на жертв, и война в Югославии . Издательство Манчестерского университета. п. 20. дои : 10.7228/Манчестер/9780719064661.001.0001 . ISBN 978-1526137258 . JSTOR j.ctt155jbrm .
- ^ «Репортаж по Хорватии» . 25 февраля 2015 года. Архивировано из оригинала 14 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г. .
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Отчет по Хорватии 2016/2017» . Проверено 23 февраля 2017 г.
- ^ «Отчет ECRI по Хорватии 2018» . Проверено 18 июня 2019 г.
- ^ Кристович, Ивица (22 ноября 2013 г.). «Приветствие «Готов к дому» эквивалентно нацистскому «Зиг Хайль!» " . Вечерний список . Проверено 19 декабря 2014 г.
- ^ Милекич, Свен (28 февраля 2018 г.). «Хорватский фашистский лозунг признан неконституционным, но допустимым» . Балканский взгляд . РОЖДЕНИЕ.
- ^ Милошевич, Ана (2020). Европеизация и политика памяти на Западных Балканах . Спрингер Природа. п. 67. ИСБН 978-3-03054-700-4 .
- ^ Драго Хедль (10 ноября 2005 г.). «Готовность Хорватии терпеть фашистское наследие беспокоит многих» . BCR, выпуск 73 . ИВПР . Проверено 30 ноября 2010 г.
- ^ «Сколько времени займет Ясеновац тремя колоннами?» . Н1. 23 апреля 2017 г. Архивировано из оригинала 31 июля 2020 г. . Проверено 28 июля 2019 г.
- ^ «Жертв лагеря Ясеновац снова почтили отдельно» . balkaninsight.com. 12 апреля 2019 года . Проверено 28 июля 2019 г.
- ^ «Еврейские и сербские меньшинства бойкотируют официальное празднование «хорватского Освенцима»» . neweurope.eu. 28 марта 2017 года. Архивировано из оригинала 28 июля 2019 года . Проверено 28 июля 2019 г.
- ^ «Бывшие высокопоставленные хорватские чиновники присоединились к бойкоту мероприятия в Ясеноваце» . Б92. 12 апреля 2016 года . Проверено 28 июля 2019 г.
- ^ Владисавлевич, Аня (22 апреля 2020 г.). «Хорватия вспоминает жертв Второй мировой войны в лагере Ясеновац» . Балканский взгляд .
- ^ « Хорватская Arc.Ask3.Ru находится под пристальным вниманием за фабрикацию хорватской истории!» (на хорватском языке). Новый лист . 15 сентября 2013 года . Проверено 15 сентября 2013 г.
- ^ Сэмпсон, Тим (1 октября 2013 г.). «Как профашистские идеологи переписывают историю Хорватии» . Ежедневная точка . Проверено 11 января 2015 г.
- ^ «Тысячи вуковарских хорватов митингуют против сербских кириллических знаков» . Рейтер . 2 февраля 2013 г.
- ^ «Ветераны войны в Хорватии выбрасывают в Вуковаре кириллические знаки» . 2 сентября 2013 г.
- ^ «Жаркие дебаты о кириллице в городском совете Вуковара» . Глас Хорватске. 18 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 21 октября 2019 года . Проверено 21 октября 2019 г.
- ^ «Дачич: «ЕС не предложил реального ответа на антисербскую политику в регионе» » . МИД.
- ^ «Пощечина хорватам: новый доклад американцев предупреждает о восхвалении усташей и антисербских настроений в Хорватии» . Телеграф .
- ^ «Нетерпимость к сербам в Хорватии обостряется»: отчет» . Балканский взгляд. 7 марта 2017 г.
- ^ «Первый хаос в Загребе Усташи скандируют: «К дому готов» » . Привет!
- ^ «Хорватия забивает автогол после успеха на чемпионате мира» . Файнэншл Таймс . 21 июля 2018 года . Проверено 28 июля 2019 г.
- ^ Зурофф, Эфраим (25 июня 2007 г.). «Устасский рок-н-ролл» . «Джерузалем Пост» . Проверено 28 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Владисавлевич, Аня (23 декабря 2019 г.). «Хорватия: 2019 год, омраченный антисербской ненавистью» . БалканИнсайт . Балканская сеть расследований.
- ^ Бибер, Флориан (2003). Черногория в переходный период. Проблемы идентичности и государственности . Издательство «Номос». п. 12. ISBN 978-3-832-90072-4 .
- ^ Штавлянин, Драган (29 февраля 2008 г.). «Мило Джуканович: Я недооценил опасность манипулирования людьми» . Радио Свободная Европа . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 20 июня 2019 г.
- ^ Милачич, Славиша Батько (9 ноября 2018 г.). «Сербский вопрос в Черногории» . Современная дипломатия . Проверено 18 января 2019 г.
- ^ Гушка, Беата (2013). «Движение за независимость Черногории» . Сепаратистские движения и этнические конфликты: построение дебатов и риторика в кампаниях за независимость . Рутледж. стр. 111–113. ISBN 978-1-134-68784-8 .
- ^ Джанкич, Елена (2014). «Реконструкция смысла быть «черногорцем» ». Славянское обозрение . 73 (2): 347–371. дои : 10.5612/slavicreview.73.2.347 . hdl : 1814/31495 . S2CID 145292451 .
- ^ Вукович, Иван (2015). «Перепись населения в Черногории – век «переупаковки» национальной идентичности ». Современная Юго-Восточная Европа . 2 (2): 126–141.
- ^ Имери, Шкельзен (2016). «Эволюция национальной идентичности в Черногории» . Славянское обозрение . 5 (3): 141. doi : 10.5901/ajis.2016.v5n3p141 .
- ^ «Черногорские сербы заявляют о языковой дискриминации» . Балканский взгляд . 20 октября 2014 года . Проверено 20 февраля 2020 г.
- ^ «К.Г.: В школьных учебниках нет места сербским писателям» . Регион – РТРС . РТРС, Радио Телевидение Республики Сербской, Радио Телевидение Республики Сербской . Проверено 18 января 2019 г.
- ^ «Модели дискриминации в Черногории» . Совет Европы . Архивировано из оригинала 11 сентября 2020 года . Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ «Отчет о международной религиозной свободе за 2017 год: Черногория» . Государственный департамент США . Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
- ^ «Мнения советника не являются точкой зрения государства Черногория» . КТ . Проверено 18 июня 2019 г.
- ^ "Актер Черногорского национального театра оскорбляет сербов, которые, по его словам, "ничтожи, невежды, уроды, сборщики мусора"..." Политика . Проверено 20 июня 2019 г.
- ^ Radiosarajevo.ba (21 июня 2019 г.). «Черногорский актер сначала оскорбил, а затем извинился перед сербами» . Радио Сараево . Проверено 21 июня 2019 г.
- ^ Джурич, Новица. «Дискриминация сербских СМИ в Черногории» . Политика онлайн . Проверено 22 января 2020 г.
- ^ «Протест сербов в Черногории накануне голосования по религиозному закону» . Нью-Йорк Таймс . Рейтер. 26 декабря 2019 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ «Нападение Черногории на церковную собственность приведет к созданию беззаконного общества» . Балканский взгляд . 14 июня 2019 г. Проверено 5 января 2020 г.
- ^ «Несколько тысяч протестующих церковных законопроектов в Черногории» . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс . 1 января 2020 г. ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 2 января 2020 года . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Нация в переходном периоде 2020: Черногория» . Дом Свободы . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ «Парламент Черногории одобрил закон о религии, несмотря на протесты» . Би-би-си . 27 декабря 2019 года . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ «Епископ Мефодий после избиения в Черногории госпитализирован в ВМА» . Политика онлайн . Проверено 20 января 2020 г.
- ^ «Заявление командира Никшича: Священник Мирко Вукотич подвергся физическому нападению» . slobodinahercegovina.com . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ «Бывший президент муниципалитета Даниловград арестован на акции протеста» . N1 Сербия (и сербский (латиница)). 29 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 16 января 2020 года . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ «Столкновения протестующих в Черногории с полицией из-за закона о религии» . Нью-Йорк Таймс . Рейтер. 30 декабря 2019 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ «Марко Милачич арестован за вчерашнюю акцию протеста, Царевич пригласил граждан Будвы протестовать сегодня вечером» . Общественное учреждение СМИ JMU Радио-телевидение Воеводины . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ «Джуканович: «To je ludački pokret», DF: «Mi smo deo tog pokreta» » . Независимое балканское информационное агентство . 28 января 2020 года. Архивировано из оригинала 13 февраля 2020 года . Проверено 13 февраля 2020 г. .
- ^ «Джуканович назвал мирные шествия в защиту святых мест «безумным движением, разрушающим Черногорию» » . Все о Сербской (на сербском языке). 28 января 2020 г. Проверено 13 февраля 2020 г. .
- ^ «Мило Джуканович назвал людей в Литиасе в Черногории сумасшедшими» . www.novosti.rs (на сербском языке (латиницей)) . Проверено 13 февраля 2020 г. .
- ^ Банак 1988 , стр. 255–257.
- ^ Пол Колсто (2009). Медиа-дискурс и югославские конфликты: репрезентации себя и других . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 73. ИСБН 978-1-4094-9164-4 .
Враждебные «они» назывались либо абстрактными, но вездесущими «агрессорами», либо стереотипными «четниками» и «сербокоммунистами». Другие уничижительные упоминания в «Вечернем списке»: ...
- ^ «Сообщества меньшинств, защищающих гражданские права, март 2006 г.» (PDF) . 28 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 28 августа 2008 г. . Проверено 20 июня 2012 г.
- ^ НИН. еженедельная информационная газета . Политика. 2005 г. до н.э. 6.
Албанцы называют сербов Шкие, и их это вполне устраивает, хотя оно столь же оскорбительно, как и сербское уничижительное имя для албанцев.
- ^ «Фран/СНБ» . Фрэн .
- ^ Джурич, Новица. «Преследование «сербов» в «Фейсбуке» в Черногории» . Политика онлайн . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ Доктор Божо Репе (2005 г.). «История Словении – 20 век, избранные статьи» (PDF) . Кафедра истории Люблянского университета. Архивировано из оригинала (PDF) 8 июня 2011 года . Проверено 6 августа 2010 г.
- ^ Петиция 120 хорватских интеллектуалов. «И снова о Миле Будак: десять фактов и десять вопросов – с одним обращением в заключение» (на хорватском языке). Индекс.час . Проверено 6 августа 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Винко Николич (1990). Миле Будак, поэт и мученик Хорватии: памятный сборник к столетию со дня его рождения 1899–1989 . Хорватский журнал. стр. 55. ISBN 978-84-599-4619-3 .
где Будак видимо впервые употребил крылатую фразу "Сербы на ивах"
- ^ «Зловещие усташские граффити на погостной стене церкви Успения Пресвятой Богородицы в Имоцках» . Информационная служба Сербской Православной Церкви . 28 апреля 2004 г. [ постоянная мертвая ссылка ] [ нужны разъяснения ]
- ^ «Всемирный доклад 2006 – Хорватия» . Хьюман Райтс Вотч. Январь 2006 года.
- ^ «Оскорбительные граффити на Сербской православной церкви в Сплите» (на хорватском языке). Нова ТВ / Дневник.хр. 18 января 2008 года . Проверено 6 августа 2010 г.
- ^ «На улазу у Сплита освануо срамотни прозрачное (На въезде в Сплит появляется позорное знамя)» . Список Ютарни (на хорватском языке). 9 июля 2010 года . Проверено 6 августа 2010 г.
- ^ «Выявлен автор создания расистского баннера – Антонио В. (23) разработал баннер «Сербы на ивах» » . Вечерний список (на хорватском языке). 23 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 26 июля 2010 года . Проверено 6 августа 2010 г.
- ^ «Церковная община Джилонга в ужасе от антисербских граффити» . СБС. 16 февраля 2016 г.
- ^ Митрович 2007 , стр. 223.
Источники
- Книги
- Банак, Иво (1988). Национальный вопрос в Югославии: истоки, история, политика . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-9493-2 .
- Батакович, Душан Т. , изд. (2005). народа сербского История (на французском языке). Лозанна: эпоха человека. ISBN 978-2825119587 .
- Кармайкл, Кэти (2012). Этническая чистка на Балканах: национализм и разрушение традиций . Рутледж. ISBN 978-1-134-47953-5 .
- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 978-1405142915 .
- Экмечич, Милорад (2000). Сербофобия и антисемитизм . Белый ангел.
- Клайн, Лайчо (2007). Прошлое в настоящем: Югославская сага . Университетское издательство Америки. п. 17. ISBN 978-0-7618-3647-6 .
- Корб, Александр (2010). «Множественное нападение: преследование усташами сербов, евреев и цыган в военной Хорватии». Искоренение различий: обращение с меньшинствами в Европе, где доминируют нацисты . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. стр. 145–163. ISBN 978-1443824491 .
- Краков, Станислав (1990) [1930]. Пламя четника (и сербского). Белград: Гипнос. (и сербский)
- Елавич, Чарльз; Елавич, Барбара (1986). Создание балканских национальных государств, 1804–1920 гг . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-96413-3 .
- Йованович, Батрич (1989). Пятая колонна антисербской коалиции: ответы авторам «Этногенезофобии» и других брошюр . Свобода. ISBN 9788642100920 .
- Литтл, Дэвид (2007). Миротворцы в действии: Профили религии в разрешении конфликтов . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-85358-3 .
- Макдональд, Дэвид Брюс (2002). Балканские Холокосты?: Сербская и Хорватская пропаганда, ориентированная на жертв, и война в Югославии . Издательство Манчестерского университета. ISBN 0-7190-6466-Х .
- Маккормик, Роб (2008). «Ответ Соединенных Штатов на геноцид в Независимом государстве Хорватия, 1941–1945» . Исследования и предотвращение геноцида . 3 (1): 75–98.
- Мейер, Виктор (2013). Югославия: история ее упадка . Рутледж. ISBN 978-1-134-66511-2 .
- Митрович, Андрей (2007). Великая война Сербии, 1914–1918 гг . Вест-Лафайет , Индиана: Издательство Университета Пердью. ISBN 978-1-55753-476-7 .
- Павлович, Стеван К. (2002). Сербия: История названия . Лондон: Херст и компания. ISBN 978-1850654773 .
- Павлович, Стеван К. (2008). Новый беспорядок Гитлера: Вторая мировая война в Югославии . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-70050-4 .
- Рамет, Сабрина П. (1998). Нихил Обстат: Религия, политика и социальные изменения в Центрально-Восточной Европе и России . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-2070-8 .
- Рамет, Сабрина П. (2006). Три Югославии: государственное строительство и легитимация, 1918-2005 гг . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34656-8 .
- Рамет, Сабрина П. (2007). Независимое государство Хорватия 1941-45 гг . Рутледж. ISBN 978-0-415-44055-4 .
- Скенди, Ставро (2015). Албанское национальное пробуждение . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-4776-1 .
- Штрбац, Саво (2015). Унесенные бурей: хроника этнических чисток сербов в Хорватии . Книн-Баня-Лука-Белград: Графид, DIC Veritas. ISBN 978-9995589806 .
- Томасевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии, 1941–1945: оккупация и сотрудничество . Том. 2. Сан-Франциско: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-3615-4 .
- Трбович, Ана С. (2008). Правовая география распада Югославии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-533343-5 .
- Вингфилд, Нэнси М. , изд. (2003). Создание другого: этнический конфликт и национализм в Габсбургах в Центральной Европе . Книги Бергана. ISBN 978-1782388524 .
- Журналы
- Божич, София (2010). «Сербы в Хорватии (1918–1929): Между мифом о «Великосербской гегемонии» и социальной реальностью» . Балканика (41): 185–208. дои : 10.2298/BALC1041185B .
Дальнейшее чтение
- Антисербизм в учебниках истории в Черногории (на сербском языке). Сербский национальный совет. 2007. ISBN 978-9940-9009-1-5 .
- Митрович, Джеремия Д. (2005). Сербофобия и ее источники . Официальный вестник. ISBN 978-8675494232 .
- Чосич, Добрица (2004). Сербский вопрос (на сербском языке). Филип Вишнич.
- Попович, Василь (1940). Европа и сербский вопрос в период освобождения (1804–1918) . Гека Кон.
Внешние ссылки

- Ови, Майкл. «Жертвовый шик? Риторика жертвенности» . Кембриджские документы . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 18 февраля 2014 г.
- Глобализация Холокоста: еврейское «полезное прошлое» в сербском национализме. Архивировано 9 января 2022 года в Wayback Machine , Дэвид Макдональд, Университет Отаго , Новая Зеландия.
- Новая сербофилия и старая сербофобия , «Новая сербофилия и старая сербофобия», в Junge Welt статья Вернера Пиркера 2000 года (на немецком языке)
- Марк Фумароли в Wayback Machine (архивный указатель), статья Кэтрин Арган из Lire французского литературного журнала (на французском языке) 1999 года.
- Европа и новые национализмы , статья Луки Растелло, 2001 г. (на итальянском языке)
- Бомбы или гражданская война at the Wayback Machine (archive index), a 2000 Sevodnya article by Alexei Makarkin (in Russian)
- Где антимилошевич? , статья Игоря Мекина на AIM 2000 г. (на албанском языке)