Jump to content

Антисербские настроения

Страница полузащищена

Serbien muss sterbien! («Сербия должна умереть!»), австрийская карикатура, нарисованная после убийства австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда в 1914 году, изображающая Сербию как обезьяноподобного террориста.
Serbiens ende («Конец Сербии»), пропагандистская открытка, посвященная победе центральных держав над Сербией в 1915 году.

Антисербские настроения или сербофобия ( сербский : србофобија / srbofobija ) — это в целом негативное представление о сербах как об этнической группе. Исторически это было основой для преследования этнических сербов.

Отличительной формой антисербских настроений являются антисербские настроения, которые можно определить как в целом негативное мнение о Сербии как о национальном государстве сербов. Другой формой антисербских настроений является в целом негативное мнение о Республике Сербской , образовании с сербским большинством в Боснии и Герцеговине .

Самым известным историческим сторонником антисербских настроений была Хорватская партия прав 19-го и 20-го веков . Наиболее крайними элементами этой партии стали усташи в Королевстве Югославия , хорватская фашистская организация, пришедшая к власти во время Второй мировой войны и введшая расовые законы, направленные против сербов, евреев , цыган и диссидентов. Кульминацией этого стал геноцид сербов и представителей других групп меньшинств , проживавших в Независимом Государстве Хорватия .

История

Перед Первой мировой войной

Башня Черепа в Нише . После битвы при Чегаре (1809 г.) он был построен из голов убитых сербов по приказу османского генерала Хуршид-паши.

Турки и албанцы в Османском вилайете Косово

Антисербские настроения в Косовском вилайете возросли в результате османско-сербских и османо-греческих конфликтов в период 1877–1897 годов. После битвы при Вранье в 1878 году тысячи османско-албанских солдат и албанских мирных жителей были изгнаны в восточную часть контролируемого Османской империей Косовского вилайета. [1] Эти перемещенные лица, известные как (алб. muhaxhirë, тюрк. muhacir, серб. muhadžir), были крайне враждебно настроены по отношению к сербам в районах, куда они отступили, учитывая тот факт, что они были изгнаны из района Вранье из-за османско-сербского конфликта. [2] Эта враждебность подогревала антисербские настроения, в результате которых албанцы совершали массовые злодеяния , включая убийства сербских мирных жителей на всей территории, включая части Приштины и Буяноваца . [3]

Зверства против сербов в регионе также достигли пика в 1901 году, после того как регион был наводнен оружием, не возвращенным османам после греко-турецкой войны 1897 года. [4] В мае 1901 года албанцы разграбили и частично сожгли города Нови-Пазар , Сеница и Приштина, а также устроили резню сербов в районе Колашина. [5] [6] Дэвид Литтл предполагает, что действия албанцев в то время представляли собой этническую чистку , поскольку они пытались создать однородную территорию, свободную от сербов-христиан. [7]

Болгары в Османской Македонии

Даме Груев заявил, что «сербы будут изгнаны из Македонии огнем и мечом»

Общество против сербов болгарская националистическая организация, основанная в 1897 году в Салониках , Османская империя . Активистами организации были как «централисты», так и «врховнисты» болгарских революционных комитетов ( Внутренняя македонская революционная организация и Верховный Македонско-Адрианопольский комитет ), и к 1902 году они убили не менее 43 и ранили 52 владельцев сербских школ, учителей. , сербское православное духовенство и другие известные сербы в Османской империи . [8] Болгары также использовали термин « сербманы » для людей несербского происхождения, но имеющих сербское самоопределение в Македонии.

XIX и начало XX века в монархии Габсбургов.

Антисербские настроения усилились в Хорватии XIX века, когда часть хорватской интеллигенции планировала создание хорватского национального государства . [9] Хорватия в то время была частью Габсбургской монархии , а с 1804 года — Австрийской империи , хотя и оставалась в личной унии с Венгерским королевством . После Австро-Венгерского компромисса 1867 года она входила в состав Транлейтании , тогда как Далмация и Истрия оставались отдельными землями австрийской короны. Анте Старчевич , лидер Партии правых с 1851 по 1896 год, считал, что хорваты должны противостоять своим соседям, включая сербов . [10] Он, например, писал, что сербы являются «нечистой расой», и вместе с сооснователем своей партии Евгением Кватерником отрицал существование сербов и словенцев в Хорватии, рассматривая их политическое сознание как угрозу. [11] [12] В 1850-х годах Старчевич придумал термин «Славосерб» ( лат . slavus, servus ) для описания людей, предположительно готовых служить иностранным правителям, первоначально использовавшийся для обозначения некоторых сербов и его хорватского противника, а затем примененный его последователями ко всем сербам. [13] Австро -венгерская оккупация Боснии и Герцеговины в 1878 году, вероятно, способствовала развитию антисербских настроений Старчевича: он считал, что это увеличивает шансы на создание Великой Хорватии . [14] Дэвид Брюс Макдональд выдвинул тезис о том, что теории Старчевича могут оправдать только этноцид , но не геноцид, потому что Старчевич намеревался ассимилировать сербов как «православных хорватов», а не истреблять их. [15]

Анте Старчевич сделал шовинистические заявления в адрес сербов

Идеи Старчевича легли в основу деструктивной политики его преемника Йосипа Франка , хорватского еврейского юриста и политика, перешедшего в католицизм. [16] [17] который руководил многочисленными антисербскими инцидентами. [10] Иосип Франк продолжил идеологию Старчевича и определил хорватскую идентичность «строго с точки зрения сербофобии». [18] Он выступал против любого сотрудничества между хорватами и сербами, а Джилас охарактеризовал его как «ведущего антисербского демагога и зачинщика преследования сербов в Хорватии». [18] Его последователи, называемые Франковцами , впоследствии стали самыми ярыми усташами . [18] Под руководством Франка Партия прав стала одержимо антисербской. [19] [20] и такие настроения доминировали в политической жизни Хорватии в 1880-х годах. [21] Британский историк К.А. Макартни заявил, что из-за «грубой нетерпимости» к сербам, жившим в Славонии , им пришлось искать защиты у графа Кароя Хуэн-Хедервари , запретившего Хорватию-Славонию , в 1883 году. [22] Во время его правления в 1883–1903 годах Венгрия стимулировала раскол и ненависть между сербами и хорватами, чтобы продолжить свою мадьяризации . политику [22] Кармайкл пишет, что этническое разделение между хорватами и сербами на рубеже 20-го века было разожжено националистической прессой и «полностью вынашивалось в умах экстремистов и фанатиков , при этом мало свидетельств того, что районы, в которых жили сербы и хорваты, на протяжении многих столетий в непосредственной близости, например, в Краине , были более склонны к насилию на этнической почве». [14] В 1902 году крупные антисербские беспорядки в Хорватии были вызваны статьей сербского писателя-националиста Николы Стояновича (1880–1964) под названием Do istrage vaše ili naše ( До уничтожения вас или нас ), в которой предсказывали результат «неизбежного» Сербско-хорватский конфликт, перепечатанный в » Сербской независимой партии журнале «Србобран . [23]

существовало две фракции В период с середины 19 по начало 20 века в католической церкви в Хорватии : прогрессивная фракция, которая предпочитала объединение Хорватии с Сербией в прогрессивную славянскую страну, и консервативная фракция, которая выступала против этого. [24] Консервативная фракция стала доминирующей к концу XIX века: Первый хорватский католический конгресс, состоявшийся в Загребе в 1900 году, был безоговорочно сербофобским и антиправославным. [24]

Первая мировая война

Отрывок из австро-венгерского указа 1913 года, запрещавшего многочисленные социал-демократические и этнические сербские культурные общества в Боснии и Герцеговине.
Австро-венгерская пропагандистская открытка с надписью «Сербы, мы вас разобьем на куски!»

После Балканских войн усилились антисербские настроения 1912–1913 годов в австро-венгерской администрации Боснии и Герцеговины . [25] Оскар Потиорек , губернатор Боснии и Герцеговины, закрыл многие сербские общества и внес значительный вклад в антисербские настроения перед началом Первой мировой войны . [25] [26]

Убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда и Софии, герцогини Гогенбергской в ​​1914 году, привело к антисербскому погрому в Сараево . Иво Андрич называет это событие «сараевским безумием ненависти». [27] Толпа направила свой гнев главным образом на сербские магазины, резиденции известных сербов, Сербскую православную церковь, школы, банки, сербское культурное общество «Просвета » и редакцию газеты «Српска риеч» . В тот день были убиты двое сербов. [28] Той ночью антисербские волнения произошли и в других частях Австро-Венгерской империи. [29] включая Загреб и Дубровник . [30] После убийства в Сараево антисербские настроения усилились по всей империи Габсбургов. [31] Австро-Венгрия заключила в тюрьму и экстрадировала около 5500 видных сербов, приговорила 460 к смертной казни и создала преимущественно мусульманское государство. [32] специальная милиция Шуцкорпс , которая занималась преследованием сербов. [33]

Убийство в Сараево стало поводом для начала Первой мировой войны. [34] Воспользовавшись международной волной недовольства этим актом «сербского националистического терроризма», Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, который привел к Первой мировой войне. Хотя сербы Австро-Венгрии были лояльными гражданами, большинство из которых участвовало в ее силах во время войны. война, антисербские настроения систематически распространялись, а представители этой этнической группы подвергались преследованиям по всей стране. [35] Австро-Венгрия вскоре оккупировала территорию Королевства Сербия , включая Косово , усилив и без того интенсивные антисербские настроения среди албанцев, чьи добровольческие отряды были созданы для сокращения числа сербов в Косово. [36] Культурным примером является джингл «Alle Serben müssen sterben» («Все сербы должны умереть»), который был популярен в Вене в 1914 году (он также был известен как «Serbien muß sterbien»). [37]

Приказы, изданные 3 и 13 октября 1914 года, запретили использование сербской кириллицы в Королевстве Хорватия-Славония , ограничив ее использование в религиозном обучении. 3 января 1915 года был принят указ, полностью запретивший публичное использование сербской кириллицы. Императорский указ от 25 октября 1915 года запретил использование сербской кириллицы в Кондоминиуме Боснии и Герцеговины , за исключением «в пределах полномочий Сербской Православной Церкви». [38] [39]

Межвоенный период

Фашистская Италия

В 1920-х годах итальянские фашисты обвиняли сербов в « атавистических порывах» и утверждали, что югославы сговорились от имени « масонства Великого Востока и его фондов». Одно из антисемитских утверждений заключалось в том, что сербы были частью « социал-демократического масонского еврейского интернационалистического заговора ». [40] Бенито Муссолини считал не только сербов, но и всю « славянскую расу » неполноценной и варварской. [41] Он определил югославов как угрозу для Италии и утверждал, что эта угроза сплотила итальянцев в конце Первой мировой войны : «Опасность того, что югославы расселятся по всему Адриатическому побережью, вызвала объединение в Риме сливки наших несчастных регионов. Студенты, профессора, рабочие, граждане — представители мужского пола — обращались к министрам и профессиональным политикам». [42]

Хорваты в Королевстве Югославия

Отношения между хорватами и сербами были подчеркнуты в самом начале существования югославского государства. [43] Противники объединения Югославии в хорватской элите изображали сербов негативно, как гегемонистов и эксплуататоров, привнося сербофобию в хорватское общество. [43] Сообщалось, что в Лике возникла серьезная напряженность между хорватами и сербами. [44] В послевоенном Осиеке шапка Шайкача была запрещена полицией, но австро-венгерская кепка носилась свободно, а в школьной и судебной системе православных сербов называли «греко-восточными». [45] произошла добровольная сегрегация В Книне . [46]

В отчете Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе за 1993 год говорится, что Королевства централистская политика Белграда в отношении Югославия привела к усилению антисербских настроений в Хорватии. [47]

Вторая мировая война

Нацистская Германия

Адольф Гитлер встречает Анте Павелича в 1941 году.

Сербы, а также другие славяне (в основном поляки и русские ), а также неславянские народы (такие как евреи и цыгане ) не считались арийцами нацистской Германией . Вместо этого их считали недочеловеческими, низшими расами ( Untermenschen ) и иностранными расами , и в результате они не считались частью арийской господствующей расы . [48] [49] Сербы, наряду с поляками, находились в самом низу славянской «расовой иерархии», установленной нацистами. [50] Антисербские настроения все больше проникали в немецкий нацизм после назначения Адольфа Гитлера канцлером в 1933 году. Корни этих настроений можно найти в его ранней жизни в Вене. [51] и когда ему сообщили о югославском государственном перевороте , совершенном группой прозападно настроенных сербских офицеров в марте 1941 года, он решил наказать всех сербов как главных врагов его нового нацистского порядка. [52] Перед министерством пропаганды Йозефа Геббельса при поддержке болгарской, итальянской и венгерской прессы была поставлена ​​задача стимулировать антисербские настроения среди хорватов , словенцев и венгров . [53] Пропаганда держав Оси обвиняла группу в преследовании меньшинств и создании концентрационных лагерей для этнических немцев , чтобы оправдать нападение на Югославию , а нацистская Германия изображала себя как силу, которая спасет югославский народ от угрозы сербского национализма. [53] В 1941 году Югославия была захвачена и оккупирована державами Оси.

Независимое государство Хорватия и усташи

Сербская семья убита в своем доме во время рейда усташей, 1941 год.

Оккупация Сербии странами Оси позволила усташам , хорватским фашистам [54] и террористическая организация, реализующая свою крайнюю антисербскую идеологию в Независимом Государстве Хорватия (NDH). [55] Его антисербские настроения носили расистский и геноцидный характер . [56] [57] Новое правительство приняло расовые законы, аналогичные тем, которые существовали в нацистской Германии , и нацелило их на евреев , цыган и сербов, которые были определены как «чужаки вне национального сообщества». [58] и преследовался на всей территории Независимого Государства Хорватия (NDH) во время Второй мировой войны . [59] От 200 000 до 500 000 сербов были убиты в NDH усташами и их союзниками по Оси. [60] [61] В целом число сербов, убитых в Югославии во время Второй мировой войны, составило около 700 000 человек, большинство из которых были убиты различными фашистскими силами. [62] [63] Многие историки и авторы описывают массовые убийства сербов режимом усташей как соответствующие определению геноцида, в том числе Рафаэль Лемкин, который известен тем, что придумал слово «геноцид» и инициировал Конвенцию о геноциде . [64] [65] [66] [67] [68] [69] Концентрационный лагерь Сисак был основан 3 августа 1942 года правительством усташей после наступления Козары и был специально создан для детей . [70] [71] [72]

Вход в «Загребацкий збор» в 1942 году, во время существования Независимого государства Хорватия он служил пересыльным лагерем .

Некоторые священники Хорватской католической церкви участвовали в резне усташей и массовом обращении сербов в католицизм. [73] Во время войны около 250 000 человек православной веры, проживавших на территории НДХ, были вынуждены или принуждены перейти в католичество властями усташей. [74] Одной из причин тесного сотрудничества части католического духовенства была его антисербская позиция. [75]

Албания

Когда после Первой мировой войны Косово стало частью Сербии, югославские власти изгнали 400 000 албанцев из Косово в межвоенный период и способствовали заселению преимущественно сербскими колонистами . региона [76] Во время Второй мировой войны западное и центральное Косово стали частью Албании, и косовские албанцы устроили жестокие репрессии против колонистов. [77] Во время итальянской оккупации Албании во время Второй мировой войны от 70 000 до 100 000 сербов были изгнаны и тысячи убиты в аннексированном Косово албанскими военизированными формированиями, в основном Вулнетари и Балли Комбетар . [76] [78]

Джафер Дева вербовал косовских албанцев в ряды Ваффен-СС . [79] я 21- горнострелковая дивизия СС «Скандербег » (1-я албанская) была сформирована 1 мая 1944 года. [80] состоит из этнических албанцев и названа в честь албанского национального героя Скандербега, сражавшегося с османами в 15 веке. [81] Дивизия была более известна убийствами, изнасилованиями и грабежами в преимущественно сербских районах, чем участием в боевых действиях в интересах немецких военных сил. [82] Дева и его сотрудники были антиславянами и выступали за этнически чистую «Великую Албанию». [83] К сентябрю 1944 года, когда победа союзников на Балканах была неизбежна, Дева и его люди попытались закупить оружие у отступающих немецких солдат, чтобы организовать «окончательное решение» проблемы славянского населения Косово. Из этого ничего не вышло, поскольку могущественные югославские партизаны предотвратили крупномасштабную этническую чистку славян. [78]

Эти конфликты были относительно низкого уровня по сравнению с другими районами Югославии в годы войны. [84] Во время войны в Косово погибло около 10 000 сербов и черногорцев, большинство из которых были убиты албанскими коллаборационистскими силами. [77] Два сербских историка также подсчитали, что погибло 12 000 албанцев. [84] Официальное расследование, проведенное правительством Югославии в 1964 году, зафиксировало около 8000 погибших в результате войны в Косово в период с 1941 по 1945 год, 5489 из которых были сербами и черногорцами, а 2177 - албанцами. [85]

После Второй мировой войны

Почти четыре десятилетия спустя, в проекте Меморандума Сербской академии наук и искусств 1986 года , была выражена обеспокоенность тем, что сербофобия, наряду с другими вещами, может спровоцировать восстановление сербского национализма с опасными последствиями. [86] Югославский экономический кризис 1987 года и различные мнения внутри Сербии и других республик о том, как лучше всего его разрешить, усугубили растущие антисербские настроения среди несербов, но также усилили сербскую поддержку сербского национализма. [87]

Распад Югославии

Руины средневековой сербской православной церкви Святого Иоанна Крестителя в Косово.
Остатки дома, где раньше жили сербы, в Хорватии

Во время югославских войн 1990-х годов антисербские настроения захлестнули Хорватию, Боснию и Косово. [88] а из-за своей независимости и исторической связи с сербофобией Независимое Государство Хорватия иногда служило объединяющим символом для людей, которые намеревались заявить о неприятии Сербии. [89] Это также работало и наоборот. И хотя сербский национализм того времени хорошо известен, антисербские настроения присутствовали во всех несербских республиках Югославии во время ее распада . [90] В Хорватии произошел букоцид произведений, написанных на сербском языке: было уничтожено 2,8 миллиона книг. [91]

В 1997 году Союзная Республика Югославия подала иск в Международный Суд , в котором она обвинила Боснию и Герцеговину в ответственности за акты геноцида, совершенные против сербов в Боснии и Герцеговине, действия, которые были спровоцированы антисербскими настроениями и риторикой. о чем сообщалось через все средства массовой информации. Например, мусульманская молодежная газета The Novi Vox опубликовала стихотворение под названием «Патриотическая песня» со следующими стихами: «Милая мама, я посажу ивы; Мы сербов на них повесим; Дорогая мама, я» пойду ножи точить; скоро ямы опять засыплем». [92] Газета «Змай од Босне» опубликовала статью, в которой говорилось: «Каждый мусульманин должен назвать серба и принести клятву убить его». [92] Радиостанция Хаджат передала «публичные призывы к казням сербов». [92]

По словам Воислава Коштуницы и британского комментатора Мэри Деевки , летом 1995 года Франции президент Жак Ширак вызвал споры, когда комментировал боснийскую войну . Он, как сообщается, назвал сербов «нацией грабителей и террористов ». [93] [94]

Во время войны в Хорватии французский писатель Ален Финкелькраут намекал, что сербы по своей сути злы, сравнивая действия сербов с действиями нацистов во время Второй мировой войны. [95]

Во время бомбардировок Югославии НАТО обозреватель Томас Фридман 23 апреля 1999 года следующее написал в «Нью-Йорк Таймс» : «Нравится нам это или нет, но мы находимся в состоянии войны с сербской нацией (сербы, конечно, так думают), и ставки должны будьте предельно ясны: каждая неделя, которую вы опустошаете Косово, — это еще одно десятилетие, и мы отбрасываем вашу страну назад, уничтожая вас. Вы хотите 1950 год? Мы можем сделать 1950 год. Вы хотите 1389 год ? [имеется в виду битва за Косово ] Мы можем сделать и 1389 год». Фридман призвал США уничтожить «в Белграде: все электросети, водопроводы, мосты [и] дороги», аннексировать Албанию и Македонию как «протектораты США», «оккупировать Балканы на годы» и «дать войне шанс." [96] Организация «Справедливость и точность в репортажах» (FAIR) назвала высказывания Фридмана «разжиганием войны» и «грубой расовой ненавистью и пропагандой военных преступлений». [97]

За пределами Балкан Ноам Хомский заметил, что не только правительство Сербии, но и народ подвергались оскорблениям и угрозам. Он описал ура-патриотизм как «феномен, которого я не видел в своей жизни с тех пор, как во время Второй мировой войны разразилась истерия по поводу « японцев ». [98] Хомский сделал такие комментарии, одновременно отрицая некоторые аспекты боснийского геноцида . [99]

Критика

Некоторая критика антисербских настроений или сербофобии якобы соответствует их взаимодействию с предполагаемым историческим ревизионизмом и мифами, практиковавшимися некоторыми сербскими националистическими писателями и правительством Слободана Милошевича в 1990-х годах. [100] По словам политолога Дэвида Брюса Макдональда , в 1980-х годах сербы все чаще начали сравнивать себя с евреями как с такими же жертвами в мировой истории, что включало в себя трагизацию исторических событий, от битвы за Косово 1389 года до югославской конституции 1974 года , поскольку каждый аспект истории был рассматривается как еще один пример преследования и преследования сербов со стороны внешних негативных сил. [101] Сербофобию часто сравнивали с антисемитизмом и выражали себя в виде повторного анализа истории, когда каждое событие, оказавшее негативное влияние на сербов, сравнивалось с трагедией и использовалось для оправдания территориальной экспансии на соседние регионы. [102] По словам Кристофера Беннета, бывшего директора Международной кризисной группы на Балканах, идея исторического сербского мученичества выросла из мыслей и работ Добрицы Чосича , который разработал сложную и парадоксальную теорию сербских национальных преследований, которая развивалась в течение двух десятилетий между конца 1960-х и конца 1980-х годов в программу Великой Сербии . [103] Сербские националистические политики связали сербское «мученичество» в истории (от битвы за Косово в 1389 году до геноцида во время Второй мировой войны), чтобы оправдать сербскую политику 1980-х и 1990-х годов. [103] В конце 1988 года, за несколько месяцев до революции 1989 года , Милошевич обвинил своих критиков, таких как словенский лидер Милан Кучан , в «распространении страха перед Сербией» в качестве политической тактики. [104]

Современные и недавние проблемы

На футбольном матче между Косово и Хорватией, проходившем в Албании в октябре 2016 года, болельщики вместе скандировали убийственные лозунги в адрес сербов. [105] Обе страны предстанут перед слушаниями ФИФА из-за инцидента. [106] Хорватские и украинские спортивные болельщики разместили сообщения, разжигающие ненависть к сербам и россиянам во время матча их национальных сборных в рамках отборочного турнира ЧМ-2018. [107]

Косовские албанцы

Дорожные знаки, на которых изображены сербские названия населенных пунктов по всему Косово, обычно подвергаются вандализму.

Худшее этническое насилие в Косово со времени окончания конфликта 1999 года вспыхнуло в разделенном городе Митровица , в результате чего сотни людей получили ранения и по меньшей мере 14 человек погибли. ООН Миротворцы и войска НАТО пытались сдержать бушующую перестрелку между сербами и этническими албанцами . [108] В течение нескольких часов провинция погрузилась в антисербские беспорядки и беспорядки против ООН, а уровень насилия вернулся к невиданному с 1999 года уровню. В Сербии эти события также называли Мартовским погромом ( сербский : Мартовский погром / Мартовский погром ). Международные суды в Приштине привлекли к ответственности нескольких человек, напавших на несколько сербских православных церквей, и приговорили их к тюремному заключению на срок от 21 месяца до 16 лет. [109] Многочисленные сербские культурные объекты в Косово были разрушены во время и после войны в Косово . По данным Международного центра правосудия переходного периода , 155 сербских православных церквей и монастырей. в период с июня 1999 года по март 2004 года косовскими албанцами было разрушено [110]

Косовские албанские СМИ изображают Сербию и сербов как угрозу государственному строю и безопасности, как нарушителей институционального порядка, истощающих ресурсы, экстремистов, связанных с преступной деятельностью (в Северном Косово ), а в ретроспективе как виновников военных преступлений и нарушений прав человека. (напоминая общественности о сербах как о врагах). Сербов обвиняют в развязывании войны в Косово, и поскольку эту войну негативно характеризуют как отказ от сотрудничества, агрессивную и экстремистскую, а сербские преступления во время войны называют «геноцидом». [111]

Хорватия

Хорватская националистическая пропаганда, особенно группы, поддерживаемые католической церковью , часто пропагандирует антисербские взгляды. [112] [113] В 2015 году Amnesty International сообщила, что хорватские сербы продолжают сталкиваться с дискриминацией при приеме на работу в государственный сектор и с восстановлением прав аренды социального жилья, освобожденного во время войны. [114] В 2017 году они снова отметили, что сербы столкнулись со значительными препятствиями при трудоустройстве и препятствиях при возвращении своей собственности. Amnesty International также заявила, что право на использование языков и письменности меньшинств по-прежнему политизировано и не реализуется в некоторых городах, а усиление националистической риторики и разжигания ненависти способствует росту этнической нетерпимости и отсутствия безопасности. [115] Согласно отчету Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью за 2018 год , расистские и нетерпимые высказывания, разжигающие ненависть, в общественных дискуссиях растут; и одной из главных целей являются сербы. [116]

Хорватское использование усташского приветствия Za dom spremni , эквивалента нацистского приветствия Sieg Heil , не запрещено. [117] Это считается неконституционным, но допускается в «исключительных ситуациях». [118] В 2016 году это приветствие было начертано на мемориальной доске, установленной возле Ясеноваца, что вызвало реакцию сербской и еврейской общины. Его также скандировали во время футбольных матчей. [119] Некоторые хорваты, в том числе политики, пытались отрицать и преуменьшать масштабы геноцида, совершенного против сербов в Независимом Государстве Хорватия . [120] С 2016 по 2019 год антифашистские группы, лидеры сербской, цыганской и еврейской общин Хорватии, а также бывшие высокопоставленные хорватские чиновники бойкотировали официальную государственную церемонию поминовения жертв концлагеря Ясеновац , поскольку, по их словам, хорватские власти отказались осудить усташей. наследие открыто и терпели преуменьшение и активизацию своих преступлений, что включало приравнивание этих преступлений к коммунистическим преступлениям 1945 года . [121] [122] [123] [124] [125]

В 2013 году сообщалось, что группа правых экстремистов захватила хорватскую Википедию , редактируя в основном статьи, связанные с усташами, обещая их преступления, а также статьи, направленные против сербов. [126] [127] прошли протесты В том же году в Вуковаре против введения знаков на сербском языке и кириллице, поскольку, по мнению одного из организаторов, это должен был быть «знак уважения к жертве, Вуковаром ». принесенной [128] Позже вывески с кириллицей на административных зданиях были уничтожены хорватскими ветеранами. [129] В 2019 году мэр Вуковара Иван Пенава сделал вывод о том, что не были выполнены условия для введения специальных прав на равное использование языка и письменности сербского меньшинства в Вуковаре. [130]

Спорная мемориальная доска в Ясеноваце с хорватским усташским приветствием Готов к дому

Сербские политики недавно обвинили хорватских политиков в антисербских настроениях. [131] В своем докладе о правах человека в Хорватии за 2016 год Госдепартамент США предупредил о проусташских и антисербских настроениях в Хорватии. [132] По данным Национального совета Сербии , в 2016 году количество разжигающих ненависть высказываний, угроз и насилия в отношении сербов выросло на 57%. [133] 12 февраля 2018 года, когда президент Сербии Вучич должен был встретиться с представителями правительства Хорватии в Загребе, сотни демонстрантов скандировали приветствие Za dom spremni! на городской площади. [134]

Марко Перкович и группа Thompson вызвали споры, исполнив песни, открыто прославляющие режим усташей и геноцид сербов. [135] Группа исполнила «Ясеновац и Градишка Стара» , посвященную массовым убийствам в Ясеноваце и Старой Градишке , которые были одними из крупнейших лагерей смерти в Европе. [136]

В 2019 году произошло несколько предполагаемых инцидентов на почве ненависти, направленных против сербов в Хорватии, в том числе нападение на трех игроков ВК «Црвена звезда» в прибрежном городе Сплит , нападение на четырех сезонных рабочих в городе Супетар , двое из которых были сербами, выделены нападавшими из-за диалекта, который они использовали, а также нападения на сербов, которые смотрели матч «Црвены Звезды» в Белграде . [137] Последнее, в результате которого были ранены пять человек, в том числе несовершеннолетний, привело к предъявлению обвинения 15 мужчинам в совершении преступления на почве ненависти. [137]

Черногория при Мило Джукановиче

Некоторые наблюдатели называют Мило Джукановича , давнего правителя Черногории , сербофобом. [138] [139] сербов Черногории заставили объявить себя черногорцами Предположительно , после референдума 2006 года . [140] [ нужен лучший источник ] Приобретение независимости Черногории возобновило спор по поводу этнической и языковой идентичности . [141] [142] [143] [144] Хотя большинство граждан Черногории заявляют, что говорят на сербском языке, он не признан официальным языком. [145] Несколько сербских писателей недавно были исключены из школьной программы в Черногории, что сербский депутат назвал созданием "антисербской атмосферы". [146]

Протесты в Которе (2020 г.) против религиозной дискриминации и спорного закона о свободе вероисповедания.

По данным опроса 2017 года, проведенного Советом Европы в сотрудничестве с Управлением государственного омбудсмена , 45% респондентов сообщили о опыте религиозной дискриминации , причем восприятие дискриминации было самым высоким среди членов Сербской Православной Церкви , в то время как сербы столкнулись с дискриминации значительно больше, чем в других этнических общинах. [147] [148] В июне 2019 года Мирна Никчевич, первый советник посольства Черногории в Турции , так прокомментировала протесты перед собором Воскресения Христова в Подгорице против объявленного спорного религиозного закона: «Честно говоря, я бы сожгла храм и все там скот». [149] Несколько дней спустя Зоран Вуйович, актер Черногорского национального театра , опубликовал в своем профиле в Facebook множество оскорблений в адрес сербов, заявив, что они «ничтожи, невежественны, дегенераты, ядовиты». [150] [151] По мнению некоторых журналистов, просербские СМИ столкнулись с дискриминацией. [152]

По состоянию на конец декабря 2019 года был принят недавно провозглашенный закон о религии или официально Закон о свободе религии или убеждений и правовом статусе религиозных общин , который де-юре передает право собственности на церковные здания и поместья от Сербской Православной Церкви черногорскому государству. [153] [154] вызвало серию мирных общенациональных протестов , которые продолжались до февраля 2020 года. [155] Freedom House назвала принятие закона, который, по мнению многих, направлен против Сербской православной церкви, «сомнительным решением». [156] Восемнадцать депутатов от оппозиции, в основном сербы, были арестованы перед голосованием по обвинению в насильственном срыве голосования. [156] [157] Некоторые церковные чиновники подверглись нападению со стороны полиции [158] [159] ряд журналистов, активистов оппозиции и протестующих граждан были арестованы. [160] [161] [162] Президент Мило Джуканович назвал протестующих граждан «сумасшедшим движением». [163] [164] [165]

Разжигание ненависти и уничижительные термины

Среди уничижительных терминов для сербов - « Влахи » (Власи / Vlasi ), который использовался в основном в Хорватско Загорье во время восстания в начале 20 века. [166] и « четники », ; используемые хорватами и боснийцами [167] Лыжи албанцев; [168] [169] в то время как Чефурджи используется в Словении для иммигрантов из других бывших югославских республик. [170] В Черногории широко используется уничижительный термин для сербов - Посрбице (посрбице), который означает «черногорцев, которые идентифицируют себя как сербы». [171] Распространенным уничижительным термином для сербов среди болгар является авары (авари), в честь евразийского кочевого племени.

Антисербские лозунги

Граффити с призывами к убийству сербов перед книжным магазином архиепископства в Сплите , Хорватия .

Лозунг « Србе на врбе!» (Србе на врбе), что означает «Вешать сербов на ивах!» ( букв. « Сербы на ивы! » ) происходит из стихотворения словенского политика Марко Натлачена, опубликованного в 1914 году, в начале австро-венгерской войны против Сербии . [172] [173] его популяризировал Перед Второй мировой войной Миле Будак . [174] главный архитектор усташской идеологии против сербов. происходили массовые повешения сербов Во время Второй мировой войны в Независимом государстве Хорватия в рамках преследований сербов усташами.

В настоящее время этот лозунг часто используют хорватские националисты и люди, выступающие против возвращения сербских беженцев. Граффити с этой фразой является обычным явлением и было отмечено в прессе, когда оно было найдено нарисованным на церкви в 2004 году. [175] 2006, [176] и в другой церкви в 2008 году. [177] В 2010 году баннер с этим лозунгом появился в разгар туристического сезона у въезда в Сплит , крупный туристический центр Хорватии, во время теннисного матча Кубка Дэвиса между двумя странами. Полиция забрала его в течение нескольких часов. [178] а создатель баннера позже был задержан и обвинен. [179] В 2016 году сербская православная церковь в Джилонге, Австралия, была нарисована баллончиками с этим лозунгом и другими неонацистскими символами. [180]

См. также

Ссылки

  1. ^ Батакович, Душан (1992). Косовские хроники . Плато.
  2. ^ Франц, Ева Энн (2009). «Насилие и его влияние на формирование лояльности и идентичности в позднеосманском Косово: мусульмане и христиане в период реформ и трансформации». Журнал по делам мусульманских меньшинств . 29 (4): 460–461. дои : 10.1080/13602000903411366 . S2CID   143499467 .
  3. ^ Краков 1990 , стр. 12–14.
  4. ^ Скенди 2015 , с. 293.
  5. ^ Скенди 2015 , с. 201.
  6. ^ Иэн Кинг; Уит Мейсон (2006). Мир любой ценой: как мир подвел Косово . Издательство Корнельского университета. п. 30. ISBN  0-8014-4539-6 .
  7. ^ Литтл 2007 , с. 125.
  8. ^ Хаджи Васильевич, Йован (1928). Действия четников в Старой Сербии и Македонии . п. 14.
  9. ^ Курт Йонассон; Карин Сольвейг Бьёрнсон (январь 1998 г.). Геноцид и грубые нарушения прав человека: в сравнительной перспективе . Издатели транзакций. п. 281. ИСБН  978-1-4128-2445-3 . Антисербские настроения выражались уже на протяжении девятнадцатого века, когда хорватские интеллектуалы начали строить планы создания собственного национального государства. Они считали присутствие более миллиона сербов в Краине и Славонии нетерпимым.
  10. ^ Перейти обратно: а б Мейер 2013 , с. 120.
  11. ^ Кармайкл 2012 , с. 97

    Для Старчевича... сербы были «нечистой расой»... Наряду с... Евгений Кватерник считал, что «в Хорватии не может быть словенцев или сербов, поскольку их существование может выражаться только в праве на отдельную политическую территорию».

  12. ^ Джон Б. Олкок; Марко Миливоевич; Джон Джозеф Хортон (1998). Конфликт в бывшей Югославии: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 105. ИСБН  978-0-87436-935-9 . Старцевич был крайне антисербским, считая политическое сознание сербов угрозой для хорватов.
  13. ^ Томасевич (2001) , с. 3

    В полемике 1850-х годов Старчевич также ввёл вводящий в заблуждение термин — «славясерб», происходящий от латинских слов «sclavus» и «servus» и обозначающий людей, готовых служить иностранным правителям против собственного народа.

  14. ^ Перейти обратно: а б Кармайкл 2012 , с. 97.
  15. ^ Макдональд 2002 , с. 87.
  16. ^ Грегори К. Ференс (2000). «Франк, Иосип». В Ричарде Фрухте (ред.). Энциклопедия Восточной Европы: от Венского конгресса до падения коммунизма . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Garland Publishing. стр. 276–277.
  17. ^ (на хорватском языке) «Евгений Дидо Кватерник, Воспоминания и наблюдения 1925–1945, Вклад в историю Хорватии», доктор. Джере Яреб , Старчевич, Загреб, 1995 год. ISBN   953-96369-0-6 , с. 267.: Иосип Франк крестился, когда ему было 18 лет.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Трбович 2008 , с. 136.
  19. ^ Роберт А. Канн (1980). История империи Габсбургов, 1526–1918 гг . Издательство Калифорнийского университета. п. 447. ИСБН  978-0-520-04206-3 . в случае последователей Франка... резко антисербские
  20. ^ Стивен Ричардс Граубард (1999). Новая Европа для старой? . Издатели транзакций. п. 59. ИСБН  978-1-4128-1617-5 . При Иосипе Франке, который вывел правых в новую эпоху, партия стала одержимо антисербской.
  21. ^ Елавич и Елавич 1986 , с. 254.
  22. ^ Перейти обратно: а б Макдональд 2002 , с. 88.
  23. ^ Биланджич, Душан (1999). Современная история Хорватии . Золотой маркетинг. стр. 31. ISBN  953-6168-50-2 .
  24. ^ Перейти обратно: а б Рамет 1998 , с. 155

    Таким образом, с середины девятнадцатого века до 1920-х годов церковь в Хорватии была расколота на две фракции: прогрессистов, которые выступали за включение Хорватии в либеральное славянское государство... и консерваторов,... которые не хотели этого делать. привязать католическую Хорватию к православной Сербии. ... К 1900 году эксклюзивистская ориентация, похоже, взяла верх в католических кругах, и Первый хорватский католический конгресс, состоявшийся в том же году в Загребе, был безоговорочно антиправославным и антисербским.

  25. ^ Перейти обратно: а б Ричард К. Фрухт (2005). Восточная Европа: введение в людей, земли и культуру . АВС-КЛИО. п. 644. ИСБН  978-1-57607-800-6 . Балканские войны сделали Сербию сильнейшей державой региона. Отношения Сербии с Австро-Венгрией оставались антагонистическими, а администрация Габсбургов в Боснии и Герцеговине стала антисербской... губернатор Боснии объявил чрезвычайное положение, распустил парламент... и закрыл многие сербские ассоциации...
  26. ^ Митя Великоня (2003). Религиозное разделение и политическая нетерпимость в Боснии и Герцеговине . Издательство Техасского университета A&M. п. 141 . ISBN  978-1-58544-226-3 . Антисербская политика и настроения, возникшие в месяцы, предшествовавшие Первой мировой войне, были результатом махинаций генерала Оскара фон Потиорека (1853-1933), деспотичного военного губернатора Боснии и Герцеговины.
  27. ^ Даниэла Джозеффи (1993). О предрассудках: глобальная перспектива . Якорные книги. п. 246 . ISBN  978-0-385-46938-8 . Андрич описывает «сараевское безумие ненависти», которое вспыхнуло среди мусульман, католиков и православных верующих после убийства 28 июня 1914 года эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево.
  28. ^ Роберт Дж. Дония (29 июня 1914 г.). Сараево: Биография . Издательство Мичиганского университета. п. 123. ИСБН  978-0472115570 .
  29. ^ Джозеф Уорд Суэйн (1933). Начало двадцатого века: история поколения, развязавшего войну . WW Norton & Company, Inc. с. 347.
  30. ^ Джон Ричард Шиндлер (1995). Безнадежная борьба: австро-венгерская армия и тотальная война, 1914–1918 гг . Университет Макмастера. п. 50. ISBN  978-0612058668 . Антисербские демонстрации в Сараево, Загребе и Рагузе.
  31. ^ Кристофер Беннетт (январь 1995 г.). Кровавый развал Югославии: причины, ход и последствия . Издательство C. Hurst & Co. п. 31. ISBN  978-1-85065-232-8 .
  32. ^ Томасевич 2001 , с. 485.
  33. ^ Герберт Крёлль (2008). Австрийско-греческие встречи на протяжении веков: история, дипломатия, политика, искусство, экономика . Штудиенверлаг. п. 55. ИСБН  978-3-7065-4526-6 . арестовано и интернировано около 5500 видных сербов и приговорено к смертной казни около 460 человек, новый Шуцкорпс, вспомогательное ополчение, расширил антисербские репрессии.
  34. ^ Кляйн 2007 , с. 16.
  35. ^ Павлович 2002 , с. 94.
  36. ^ Банак 1988 , стр. 297.
  37. ^ Густав Регулятор ; Герхард Шмидт-Хенкель; Ральф Шок; Гюнтер Шольдт (2007). Фабрики . Стромфельд/Црвена Звезда. п. 46. ​​ИСБН  978-3-87877-442-6 . На вагонах было написано мелом: «Каждый выстрел русского, каждый удар француза, каждый удар британца, все сербы должны умереть. Солдаты смеялись, когда я читал надпись вслух». Это было приглашение посмеяться вместе.
  38. ^ Андрей Митрович, Великая война в Сербии, 1914–1918, стр. 78–79 . Издательство Университета Пердью, 2007. ISBN   1-55753-477-2 , ISBN   978-1-55753-477-4
  39. ^ Ана С. Трбович (2008). Правовая география распада Югославии . Издательство Оксфордского университета. п. 102. ИСБН  978-0195333435 .
  40. ^ Бургвин, Х. Джеймс . Внешняя политика Италии в межвоенный период 1918–1940 гг. п. 43. Издательская группа Гринвуд, 1997.
  41. ^ Сестани, Армандо, изд. (10 февраля 2012 г.). «Il conline orientale: una terra, molti esodi» [Восточная граница: одна земля, множественные исходы]. I profugi istriani, dalmati e fiumani a Lucca [ Беженцы из Истрии, Далмации и Риеки в Лукке ] (PDF) (на итальянском языке). Институт истории сопротивления и современной эпохи в провинции Лукка. стр. 12–13. Имея дело с такой расой, как славянская – низшая и варварская – мы должны проводить политику не пряника, а кнута. Нам не следует бояться новых жертв. Итальянская граница должна проходить через перевал Бреннер, Монте-Невозо и Динарские Альпы. Я бы сказал, что мы легко можем пожертвовать 500 000 варварских славян за 50 000 итальянцев. [ постоянная мертвая ссылка ]
  42. ^ Муссолини, Бенито ; Чайлд, Ричард Уошберн; Асколи, Макс ; И Лэмб, Ричард (1988) Мой взлет и падение . Нью-Йорк: Да Капо Пресс. стр. 105–106.
  43. ^ Перейти обратно: а б Рождество 2010 , стр. 185.
  44. ^ Рождество 2010 г. , стр. 187.
  45. ^ Рождество 2010 г. , стр. 188.
  46. ^ Рождество 2010 , стр. 203–204.
  47. ^ Соединенные Штаты. Конгресс. Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе (1993 г.). Права человека и демократизация в Хорватии . Комиссия. п. 3. Однако усиление централизации со стороны Белграда усилило антисербские настроения в Хорватии.
  48. ^ Холокост и история «Известное, неизвестное, спорное и пересмотренное» под редакцией Майкла Беренбаума и Авраама Дж. Пека, издательство Indiana University Press, стр. 59 «Псевдорасовая политика Третьего рейха… Цыгане, славяне, негры, мишлинге и евреи не являются арийцами».
  49. ^ Современный геноцид: исчерпывающий сборник ресурсов и документов Пол Р. Бартроп, Стивен Леонард Джейкобс с. 1160: «Этот строгий дуализм между «расово чистыми» арийцами и всеми остальными, особенно евреями и славянами, привел к радикальному объявлению вне закона всех «неарийцев» и их возможному порабощению и попыткам уничтожения».
  50. ^ Ширер, Уильям Л. (1960) Взлет и падение Третьего рейха . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. С. 937, 939. Цитаты: «Евреи и славянские народы были Untermenschen – недочеловеками». (937); «[] Одержимость немцев идеей о том, что они были господствующей расой, а славяне должны быть их рабами, была особенно опасной в отношении России. Эрих Кох , грубый рейхскомиссар Украины , выразил это в речи на Киев 5 марта 1945 года.

    Мы — раса господ, и мы должны править жестко, но справедливо… Я вытащу из этой страны самое последнее. Я пришел не для того, чтобы сеять блаженство... Население должно работать, работать и еще раз работать... Мы — раса господ, которая должна помнить, что самый низший немецкий рабочий расово и биологически в тысячу раз ценнее населения[ Украины]. (выделено мной)

  51. ^ Стивен Э. Хэнсон; Уилфрид Спон (1995). Может ли Европа работать?: Германия и реконструкция посткоммунистических обществ . Вашингтонский университет Press. п. 156. ИСБН  978-0-295-80188-9 . Антисербские настроения в Германии усилились после прихода Гитлера к власти в 1933 году. Его сербофобия, уходящая корнями в годы его юности, которые он провел в Вене, была очень опасной. В результате нацистская идеология стала пронизана антисербскими настроениями.
  52. ^ Павлович 2008 , с. 16.
  53. ^ Перейти обратно: а б Кляйн 2007 , с. 17.
  54. ^ «Устасы (хорватское политическое движение) - Интернет-энциклопедия Britannica» . Britannica.com . Проверено 3 сентября 2012 г.
  55. ^ Томасевич (2001) , с. 391

    Сама Сербия находилась под строгой немецкой оккупацией, и эта ситуация позволяла усташам проводить свою радикальную антисербскую политику.

  56. ^ Алекса Джилас (1991). Оспариваемая страна: югославское единство и коммунистическая революция, 1919–1953 гг . Издательство Гарвардского университета. п. 142 . ISBN  978-0-674-16698-1 . Проверено 31 августа 2013 г. Это была расистская и геноцидная ненависть к людям, которые просто имели другое национальное сознание.
  57. ^ Рори Йоманс; Антон Вайс-Вендт (2013). Расовая наука в новой Европе Гитлера, 1938–1945 гг . Издательство Университета Небраски. п. 228. ИСБН  978-0-8032-4605-8 . Режим усташей... начал самую жестокую кампанию массовых убийств гражданского населения, свидетелем которой когда-либо была Южная Европа... Кампания массовых убийств и депортаций сербского населения изначально была оправдана научными расистскими принципами.
  58. ^ Фредерик К. ДеКост; Бернард Шварц (2000). Призрак Холокоста: сочинения по искусству, политике, праву и образованию; [включая материалы конференции, состоявшейся в Университете Альберты в октябре 1997 г.] . Университет Альберты. п. 196. ИСБН  978-0-88864-337-7 . Новое правительство быстро приняло расовые законы нацистского типа и тактику геноцида для борьбы с цыганами, сербами и евреями, которых в этих законах называли «инородцами за пределами национального сообщества».
  59. ^ Адели, Лиза Мари (2009). Сопротивление преследованию этнических меньшинств в Хорватии и Боснии во время Второй мировой войны: Лиза М. Адели: Книги . Эдвин Меллен Пресс. ISBN  978-0773447455 .
  60. ^ Жерьявич, Владимир (1993). Югославия – Манипуляции с количеством жертв Второй мировой войны . Хорватский информационный центр. ISBN  0-919817-32-7 .
  61. ^ Йоманс, Рори (2012). Видения уничтожения: режим усташей и культурная политика фашизма, 1941–1945 гг . Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета. п. 18. ISBN  978-0822977933 .
  62. ^ Макадамс, К. Майкл (16 августа 1992 г.). «Хорватия: миф и реальность» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 июня 2011 года . Проверено 16 мая 2015 г.
  63. ^ «Сербы и хорваты: так много общего, включая ненависть, 16 мая 1991 года» . Нью-Йорк Таймс . 16 мая 1991 года . Проверено 16 января 2012 г.
  64. ^ Лемкин, Рафаэль (2008). Правление Оси в оккупированной Европе . Кларк, Нью-Джерси: Обмен юридическими книгами. стр. 259–264. ISBN  978-1584779018 .
  65. ^ «Геноцид сербов» . Ассоциация по борьбе с геноцидом.
  66. ^ Леви, Мишель Фрухт (ноябрь 2009 г.). «Последняя пуля для последнего серба»: Геноцид усташей против сербов: 1941–1945» . Документы о национальностях . 37 (6): 807–837. doi : 10.1080/00905990903239174 . S2CID   162231741 .
  67. ^ Маккормик, Роберт Б. (2014). Хорватия при Анте Павеличе: Америка, усташи и геноцид хорватов . Лондон-Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN  978-1780767123 .
  68. ^ Иво Гольдштейн . «Успон и Пад НДХ» . Факультет гуманитарных и социальных наук Загребского университета . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 20 февраля 2011 г.
  69. ^ Сэмюэл Тоттен, Уильям С. Парсонс (1997). Век геноцида: критические очерки и свидетельства очевидцев . Тейлор и Фрэнсис. п. 430. ИСБН  0-203-89043-4 . Проверено 28 сентября 2010 г.
  70. ^ «ЛАГЕРЬ СИСАК» . Мемориальный комплекс Ясеновац . Архивировано из оригинала 31 января 2018 года . Проверено 30 января 2018 г.
  71. ^ Мария Вуселица: Регионы Хорватии в месте террора: лагеря трудового воспитания, гетто, лагеря защиты молодежи, полицейские лагеря, специальные лагеря, цыганские лагеря, принудительные трудовые лагеря, Том 9 «Места террора», Издательство CH Beck, 2009 г. , ISBN   978-3406572388 стр. 321–323
  72. ^ Анна Мария Грюнфельдер: Трудовые обязательства по реорганизации Европы: Гражданские и подневольные рабочие из Югославии в «Остмарке» 1938/41–1945, Издательство Böhlau Verlag Вена, 2010 г. ISBN   978-3205784531 стр. 101–106
  73. ^ Рамет 2006 , с. 124.
  74. ^ Томасевич (2001) , с. 542
  75. ^ Томасевич (2001) , с. 391

    За этим последовало тесное сотрудничество между усташами и частью католического духовенства... прежде всего антисербское...

  76. ^ Перейти обратно: а б Рамет, Сабрина П. (1995). Социальные течения в Восточной Европе: источники и последствия великой трансформации . Издательство Университета Дьюка. п. 198 . ISBN  978-0822315483 .
  77. ^ Перейти обратно: а б Рамет 2006 , с. 141.
  78. ^ Перейти обратно: а б Йоманс, Рори (2006). «Албания» . В Бламире, Киприан; Джексон, Пол (ред.). Мировой фашизм: А–К . АВС-КЛИО. п. 31. ISBN  978-1-5760-7940-9 .
  79. ^ Геролиматос, Андре (2010). Замки из песка: век англо-американского шпионажа и интервенции на Ближнем Востоке . Макмиллан. п. 176. ИСБН  978-1-4299-1372-0 .
  80. ^ Бартроп, Пол Р.; Дикерман, Майкл (2017). Холокост: энциклопедия и собрание документов [4 тома] . АВС-КЛИО. п. 16. ISBN  978-1-4408-4084-5 .
  81. ^ Холл, Ричард К. (2014). Война на Балканах: энциклопедическая история от падения Османской империи до распада Югославии . АВС-КЛИО. п. 287. ИСБН  978-1-6106-9031-7 .
  82. ^ Мойзес, Пол (2011). Балканские геноциды: Холокост и этнические чистки в ХХ веке . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. стр. 94–95. ISBN  978-1-4422-0665-6 .
  83. ^ Петерсен, Ганс-Кристиан; Зальцборн, Самуэль (2010). Антисемитизм в Восточной Европе: история и современность в сравнении . Питер Лэнг. п. 97. ИСБН  978-3-6315-9828-3 .
  84. ^ Перейти обратно: а б Малькольм, Ноэль (1998). Косово: Краткая история . Макмиллан. п. 312. ИСБН  978-0333666128 .
  85. ^ Франк, Хаим (2010). Петерсен, Ганс-Кристиан; Зальцборн, Самуэль (ред.). Антисемитизм в Восточной Европе: история и современность в сравнении . Берн : Питер Лэнг. стр. 97–98. ISBN  978-3-631-59828-3 .
  86. ^ «САНУ» . 16 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2008 г. Проверено 20 июня 2012 г. Нынешнее удручающее состояние сербской нации, когда шовинизм и сербофобия выражаются все более яростно в определенных кругах, поддержка возрождения сербского национализма, все более резкое выражение сербской национальной чувствительности и реакции, которые могут быть нестабильными и даже опасными.
  87. ^ Робер Биделе; Профессор Ричард Тейлор (2013). Европейская интеграция и дезинтеграция: Восток и Запад . Рутледж. п. 60. ИСБН  978-1-134-77522-4 . К 1987 году ускоряющаяся инфляция и быстрое обесценивание динара усилили требования Словении и Хорватии о радикальной экономической либерализации, но они были заблокированы Сербией. Это усугубило растущие антисербские настроения среди несербов, но также усилило сербскую поддержку национализма Милошевича и его манипулирования вопросом Косово, что привело к отмене автономии этого региона.
  88. ^ Рамет 2006 , с. 39.
  89. ^ Рамет 2007 , с. 3

    Из-за своей независимости от Белграда (хотя и не от Берлина) и из-за своей связи с антисербской и антисоюзнической политикой NDH позже стала объединяющим символом для тех, кто хотел заявить о своей антипатии к Сербии (во время войны). отделения Югославии)

  90. ^ Рамет 2006 , с. 240

    Националистические и либеральные отголоски в других республиках В эти годы каждая республика и автономная область были поражены националистическими вспышками, и среди всех несербских национальностей были сильные антисербские настроения.

  91. ^ «Лешая: В 1990-е годы мы уничтожили 2,8 миллиона «нескоропортящихся» книг — Jutarnji List» . www.jutarnji.hr . 13 июля 2012 года . Проверено 24 сентября 2019 г.
  92. ^ Перейти обратно: а б с Международный Суд, 17 декабря 1997 г. Дело о применении Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него . Проверено 26 августа 2007 г.
  93. ^ « Грубый Ширак взъерошивает несколько перьев» . Независимый . 28 июня 1995 года. Архивировано из оригинала 7 мая 2022 года . Проверено 20 июня 2019 г.
  94. ^ «Сербский народ на перепутье» . Пещаник . 2 апреля 2009 года . Проверено 20 июня 2019 г.
  95. ^ Макдональд 2002 , с. 267.
  96. ^ Томас Фридман (23 апреля 1999 г.). «Останови музыку» . Нью-Йорк Таймс .
  97. ^ «CPJ объявляет открытый сезон по Томасу Фридману» . Fair.org . Сентябрь 2000 года.
  98. ^ Галлахер, Том (5 августа 2000 г.). «Уроки Косово» . Московская Таймс . Проверено 1 декабря 2020 г.
  99. ^ https://digitalcommons.usf.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1738&context=gsp
  100. ^ Макдональд 2002 , стр. 63–64, 82–83.
  101. ^ Макдональд 2002 , с. 7.
  102. ^ Макдональд 2002 , стр. 82–88.
  103. ^ Перейти обратно: а б Комментарий: Война Сербии с историей. Архивировано 10 октября 2014 г. в Wayback Machine К. Беннеттом, Институт освещения войны и мира , 19 апреля 1999 г.
  104. ^ "Коммунизм, о национализм!" , Время , 24 октября 1988 г.
  105. ^ «Матч Косово-Хорватия омрачен антисербскими выкриками» . Балканский взгляд.
  106. ^ «Косово и Хорватия предстанут перед слушаниями в ФИФА из-за антисербских выкрикиваний» . Би-би-си.
  107. ^ «Ненавистное послание хорватских и украинских фанатов сербам и русским» . Б92. 27 марта 2017 г.
  108. ^ «Коллапс в Косово» . 22 апреля 2004 года . Проверено 25 апреля 2020 г.
  109. ^ «Горькие воспоминания о смертоносных мартовских беспорядках в Косово» . balkaninsight.com . 17 марта 2015 г. Проверено 17 марта 2018 г.
  110. ^ Эдвард Тавил (февраль 2009 г.). «Права собственности в Косово: мрачное наследие общества переходного периода» (PDF) . Нью-Йорк: Международный центр правосудия переходного периода. п. 14.
  111. ^ Здравкович-Зонта Хелена (2011). «Сербы как угроза крайне негативного изображения сербского «меньшинства» в албаноязычных газетах Косово» . Балканика (42): 165–215. дои : 10.2298/BALC1142165Z .
  112. ^ Белаяц, Бранко (2015). «Обзор книги Раделича и Топича «Религия в постюгославском контексте» ». Сербская политическая мысль . 36 (4): 76.
  113. ^ Брюс Макдональд, Дэвид (2002). Балканский Холокост? Сербская и хорватская пропаганда, ориентированная на жертв, и война в Югославии . Издательство Манчестерского университета. п. 20. дои : 10.7228/Манчестер/9780719064661.001.0001 . ISBN  978-1526137258 . JSTOR   j.ctt155jbrm .
  114. ^ «Репортаж по Хорватии» . 25 февраля 2015 года. Архивировано из оригинала 14 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г. . {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  115. ^ «Отчет по Хорватии 2016/2017» . Проверено 23 февраля 2017 г.
  116. ^ «Отчет ECRI по Хорватии 2018» . Проверено 18 июня 2019 г.
  117. ^ Кристович, Ивица (22 ноября 2013 г.). «Приветствие «Готов к дому» эквивалентно нацистскому «Зиг Хайль!» " . Вечерний список . Проверено 19 декабря 2014 г.
  118. ^ Милекич, Свен (28 февраля 2018 г.). «Хорватский фашистский лозунг признан неконституционным, но допустимым» . Балканский взгляд . РОЖДЕНИЕ.
  119. ^ Милошевич, Ана (2020). Европеизация и политика памяти на Западных Балканах . Спрингер Природа. п. 67. ИСБН  978-3-03054-700-4 .
  120. ^ Драго Хедль (10 ноября 2005 г.). «Готовность Хорватии терпеть фашистское наследие беспокоит многих» . BCR, выпуск 73 . ИВПР . Проверено 30 ноября 2010 г.
  121. ^ «Сколько времени займет Ясеновац тремя колоннами?» . Н1. 23 апреля 2017 г. Архивировано из оригинала 31 июля 2020 г. . Проверено 28 июля 2019 г.
  122. ^ «Жертв лагеря Ясеновац снова почтили отдельно» . balkaninsight.com. 12 апреля 2019 года . Проверено 28 июля 2019 г.
  123. ^ «Еврейские и сербские меньшинства бойкотируют официальное празднование «хорватского Освенцима»» . neweurope.eu. 28 марта 2017 года. Архивировано из оригинала 28 июля 2019 года . Проверено 28 июля 2019 г.
  124. ^ «Бывшие высокопоставленные хорватские чиновники присоединились к бойкоту мероприятия в Ясеноваце» . Б92. 12 апреля 2016 года . Проверено 28 июля 2019 г.
  125. ^ Владисавлевич, Аня (22 апреля 2020 г.). «Хорватия вспоминает жертв Второй мировой войны в лагере Ясеновац» . Балканский взгляд .
  126. ^ « Хорватская Arc.Ask3.Ru находится под пристальным вниманием за фабрикацию хорватской истории!» (на хорватском языке). Новый лист . 15 сентября 2013 года . Проверено 15 сентября 2013 г.
  127. ^ Сэмпсон, Тим (1 октября 2013 г.). «Как профашистские идеологи переписывают историю Хорватии» . Ежедневная точка . Проверено 11 января 2015 г.
  128. ^ «Тысячи вуковарских хорватов митингуют против сербских кириллических знаков» . Рейтер . 2 февраля 2013 г.
  129. ^ «Ветераны войны в Хорватии выбрасывают в Вуковаре кириллические знаки» . 2 сентября 2013 г.
  130. ^ «Жаркие дебаты о кириллице в городском совете Вуковара» . Глас Хорватске. 18 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 21 октября 2019 года . Проверено 21 октября 2019 г.
  131. ^ «Дачич: «ЕС не предложил реального ответа на антисербскую политику в регионе» » . МИД.
  132. ^ «Пощечина хорватам: новый доклад американцев предупреждает о восхвалении усташей и антисербских настроений в Хорватии» . Телеграф .
  133. ^ «Нетерпимость к сербам в Хорватии обостряется»: отчет» . Балканский взгляд. 7 марта 2017 г.
  134. ^ «Первый хаос в Загребе Усташи скандируют: «К дому готов» » . Привет!
  135. ^ «Хорватия забивает автогол после успеха на чемпионате мира» . Файнэншл Таймс . 21 июля 2018 года . Проверено 28 июля 2019 г.
  136. ^ Зурофф, Эфраим (25 июня 2007 г.). «Устасский рок-н-ролл» . «Джерузалем Пост» . Проверено 28 июля 2019 г.
  137. ^ Перейти обратно: а б Владисавлевич, Аня (23 декабря 2019 г.). «Хорватия: 2019 год, омраченный антисербской ненавистью» . БалканИнсайт . Балканская сеть расследований.
  138. ^ Бибер, Флориан (2003). Черногория в переходный период. Проблемы идентичности и государственности . Издательство «Номос». п. 12. ISBN  978-3-832-90072-4 .
  139. ^ Штавлянин, Драган (29 февраля 2008 г.). «Мило Джуканович: Я недооценил опасность манипулирования людьми» . Радио Свободная Европа . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 20 июня 2019 г.
  140. ^ Милачич, Славиша Батько (9 ноября 2018 г.). «Сербский вопрос в Черногории» . Современная дипломатия . Проверено 18 января 2019 г.
  141. ^ Гушка, Беата (2013). «Движение за независимость Черногории» . Сепаратистские движения и этнические конфликты: построение дебатов и риторика в кампаниях за независимость . Рутледж. стр. 111–113. ISBN  978-1-134-68784-8 .
  142. ^ Джанкич, Елена (2014). «Реконструкция смысла быть «черногорцем» ». Славянское обозрение . 73 (2): 347–371. дои : 10.5612/slavicreview.73.2.347 . hdl : 1814/31495 . S2CID   145292451 .
  143. ^ Вукович, Иван (2015). «Перепись населения в Черногории – век «переупаковки» национальной идентичности ». Современная Юго-Восточная Европа . 2 (2): 126–141.
  144. ^ Имери, Шкельзен (2016). «Эволюция национальной идентичности в Черногории» . Славянское обозрение . 5 (3): 141. doi : 10.5901/ajis.2016.v5n3p141 .
  145. ^ «Черногорские сербы заявляют о языковой дискриминации» . Балканский взгляд . 20 октября 2014 года . Проверено 20 февраля 2020 г.
  146. ^ «К.Г.: В школьных учебниках нет места сербским писателям» . Регион – РТРС . РТРС, Радио Телевидение Республики Сербской, Радио Телевидение Республики Сербской . Проверено 18 января 2019 г.
  147. ^ «Модели дискриминации в Черногории» . Совет Европы . Архивировано из оригинала 11 сентября 2020 года . Проверено 3 сентября 2020 г.
  148. ^ «Отчет о международной религиозной свободе за 2017 год: Черногория» . Государственный департамент США . Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
  149. ^ «Мнения советника не являются точкой зрения государства Черногория» . КТ . Проверено 18 июня 2019 г.
  150. ^ "Актер Черногорского национального театра оскорбляет сербов, которые, по его словам, "ничтожи, невежды, уроды, сборщики мусора"..." Политика . Проверено 20 июня 2019 г.
  151. ^ Radiosarajevo.ba (21 июня 2019 г.). «Черногорский актер сначала оскорбил, а затем извинился перед сербами» . Радио Сараево . Проверено 21 июня 2019 г.
  152. ^ Джурич, Новица. «Дискриминация сербских СМИ в Черногории» . Политика онлайн . Проверено 22 января 2020 г.
  153. ^ «Протест сербов в Черногории накануне голосования по религиозному закону» . Нью-Йорк Таймс . Рейтер. 26 декабря 2019 г. ISSN   0362-4331 . Проверено 5 января 2020 г.
  154. ^ «Нападение Черногории на церковную собственность приведет к созданию беззаконного общества» . Балканский взгляд . 14 июня 2019 г. Проверено 5 января 2020 г.
  155. ^ «Несколько тысяч протестующих церковных законопроектов в Черногории» . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс . 1 января 2020 г. ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 2 января 2020 года . Проверено 5 января 2020 г.
  156. ^ Перейти обратно: а б «Нация в переходном периоде 2020: Черногория» . Дом Свободы . Проверено 10 мая 2020 г.
  157. ^ «Парламент Черногории одобрил закон о религии, несмотря на протесты» . Би-би-си . 27 декабря 2019 года . Проверено 5 января 2020 г.
  158. ^ «Епископ Мефодий после избиения в Черногории госпитализирован в ВМА» . Политика онлайн . Проверено 20 января 2020 г.
  159. ^ «Заявление командира Никшича: Священник Мирко Вукотич подвергся физическому нападению» . slobodinahercegovina.com . Проверено 5 января 2020 г.
  160. ^ «Бывший президент муниципалитета Даниловград арестован на акции протеста» . N1 Сербия (и сербский (латиница)). 29 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 16 января 2020 года . Проверено 5 января 2020 г.
  161. ^ «Столкновения протестующих в Черногории с полицией из-за закона о религии» . Нью-Йорк Таймс . Рейтер. 30 декабря 2019 г. ISSN   0362-4331 . Проверено 5 января 2020 г.
  162. ^ «Марко Милачич арестован за вчерашнюю акцию протеста, Царевич пригласил граждан Будвы протестовать сегодня вечером» . Общественное учреждение СМИ JMU Радио-телевидение Воеводины . Проверено 5 января 2020 г.
  163. ^ «Джуканович: «To je ludački pokret», DF: «Mi smo deo tog pokreta» » . Независимое балканское информационное агентство . 28 января 2020 года. Архивировано из оригинала 13 февраля 2020 года . Проверено 13 февраля 2020 г. .
  164. ^ «Джуканович назвал мирные шествия в защиту святых мест «безумным движением, разрушающим Черногорию» » . Все о Сербской (на сербском языке). 28 января 2020 г. Проверено 13 февраля 2020 г. .
  165. ^ «Мило Джуканович назвал людей в Литиасе в Черногории сумасшедшими» . www.novosti.rs (на сербском языке (латиницей)) . Проверено 13 февраля 2020 г. .
  166. ^ Банак 1988 , стр. 255–257.
  167. ^ Пол Колсто (2009). Медиа-дискурс и югославские конфликты: репрезентации себя и других . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 73. ИСБН  978-1-4094-9164-4 . Враждебные «они» назывались либо абстрактными, но вездесущими «агрессорами», либо стереотипными «четниками» и «сербокоммунистами». Другие уничижительные упоминания в «Вечернем списке»: ...
  168. ^ «Сообщества меньшинств, защищающих гражданские права, март 2006 г.» (PDF) . 28 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 28 августа 2008 г. . Проверено 20 июня 2012 г.
  169. ^ НИН. еженедельная информационная газета . Политика. 2005 г. до н.э. 6. Албанцы называют сербов Шкие, и их это вполне устраивает, хотя оно столь же оскорбительно, как и сербское уничижительное имя для албанцев.
  170. ^ «Фран/СНБ» . Фрэн .
  171. ^ Джурич, Новица. «Преследование «сербов» в «Фейсбуке» в Черногории» . Политика онлайн . Проверено 4 мая 2021 г.
  172. ^ Доктор Божо Репе (2005 г.). «История Словении – 20 век, избранные статьи» (PDF) . Кафедра истории Люблянского университета. Архивировано из оригинала (PDF) 8 июня 2011 года . Проверено 6 августа 2010 г.
  173. ^ Петиция 120 хорватских интеллектуалов. «И снова о Миле Будак: десять фактов и десять вопросов – с одним обращением в заключение» (на хорватском языке). Индекс.час . Проверено 6 августа 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  174. ^ Винко Николич (1990). Миле Будак, поэт и мученик Хорватии: памятный сборник к столетию со дня его рождения 1899–1989 . Хорватский журнал. стр. 55. ISBN  978-84-599-4619-3 . где Будак видимо впервые употребил крылатую фразу "Сербы на ивах"
  175. ^ «Зловещие усташские граффити на погостной стене церкви Успения Пресвятой Богородицы в Имоцках» . Информационная служба Сербской Православной Церкви . 28 апреля 2004 г. [ постоянная мертвая ссылка ] [ нужны разъяснения ]
  176. ^ «Всемирный доклад 2006 – Хорватия» . Хьюман Райтс Вотч. Январь 2006 года.
  177. ^ «Оскорбительные граффити на Сербской православной церкви в Сплите» (на хорватском языке). Нова ТВ / Дневник.хр. 18 января 2008 года . Проверено 6 августа 2010 г.
  178. ^ «На улазу у Сплита освануо срамотни прозрачное (На въезде в Сплит появляется позорное знамя)» . Список Ютарни (на хорватском языке). 9 июля 2010 года . Проверено 6 августа 2010 г.
  179. ^ «Выявлен автор создания расистского баннера – Антонио В. (23) разработал баннер «Сербы на ивах» » . Вечерний список (на хорватском языке). 23 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 26 июля 2010 года . Проверено 6 августа 2010 г.
  180. ^ «Церковная община Джилонга в ужасе от антисербских граффити» . СБС. 16 февраля 2016 г.
  181. ^ Митрович 2007 , стр. 223.

Источники

Книги
Журналы

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ce9be90fe099cdeac29aba753ad3b8b3__1722034440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/b3/ce9be90fe099cdeac29aba753ad3b8b3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anti-Serb sentiment - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)