Настроения против игбо
![]() | Эта статья может потребовать редактирования текста с точки зрения грамматики, стиля, связности, тона или орфографии . ( февраль 2024 г. ) |

Часть серии о |
Дискриминация |
---|
![]() |
Настроения против игбо (также известные как игбофобия ) включают в себя ряд негативных отношений и чувств по отношению к народу игбо . Народ игбо составляет всю юго-восточную Нигерию и часть геополитических зон Юг-Юг и Средний пояс Нигерии . игбофобия [1] наблюдается в критическом и враждебном поведении, таком как политическая и религиозная дискриминация и насилие по отношению к игбо. [2] [3] [4]
История
[ редактировать ]Настроения до гражданской войны
[ редактировать ]Появление настроений против игбо было катализировано введением западного образования . На ранних этапах британского колониализма этническая группа йоруба стала первой, кто познакомился с западным образованием, за ней последовал народ игбо. Напротив, власти Севера сопротивлялись усилиям колониальных хозяев/христианских миссионеров по обучению своего населения, что привело к значительному дефициту образовательных возможностей. [5] Следовательно, это препятствовало их доступу к занятости в развивающейся колониальной Нигерии , где западное образование было необходимым условием для должностей в промышленном, коммерческом и государственном секторах, контролируемых британцами. [6] Несмотря на то, что народ игбо является второй по величине этнической группой, получившей западное образование, он быстро воспользовался его преимуществами, используя его как средство восхождения по социальной иерархии. Такое активное участие предоставило им возможности трудоустройства в колониальной Нигерии, что привело к их доминированию в таких важнейших секторах, как армия, канцелярские должности и другие квалифицированные или полуквалифицированные должности в почтовых службах , банковских учреждениях и железнодорожных службах, особенно в такие регионы, как северная Нигерия , где местному населению не хватало образовательной квалификации, чтобы удовлетворить спрос на квалифицированную рабочую силу. [7] В результате народ игбо все чаще стал восприниматься как непропорционально благоприятствуемая этническая группа с достатком и многорегиональными возможностями из-за трудоустройства игбо в колониальной Нигерии колониальными властями и их известности в государственном секторе. Эта ситуация вызвала гнев других по отношению к игбо. [8] Широкое передвижение народа игбо по стране, которое способствовало их успеху в бизнесе и торговле, также подогревало антиигбоские настроения на юге Камеруна. Эта враждебность стала лишь незначительной причиной решения южного Камеруна о слиянии с Камеруном . Местное население южного Камеруна ощущало конкурентное давление со стороны в основном иммигрантов из южной Нигерии, особенно игбо, чья настойчивость и умение в торговле, а также открытое празднование успеха вызывали зависть. [9] Камерунские политики усилили этнические стереотипы, распространяя необоснованные слухи, которые вызвали разногласия. [10] Хотя существовало и другое соперничество, антиигбоские настроения были особенно очевидны на выборах 1954, 1957 и 1959 годов, вызванные неудовлетворенностью связями с Нигерией, отчасти в результате антиигбоских настроений, подогреваемых политиками. [11] Хотя стоит отметить, что игбофобия, возможно, оказала определенное влияние на решение южного Камеруна присоединиться к Камеруну, враждебность по отношению к игбо, похоже, не была серьезной проблемой. Это видно по тому, как во время восстания в Бамилеке в Камеруне Игбос помогал повстанцам, обеспечивая уход и снабжение на границе. [12]
«Когда в Камеруне вспыхнуло восстание в Бамилеке, именно чиновники игбо собрали повстанцев на границе, чтобы лечить их и снабжать их…»
- Роберт Корневен, Биафранцы, кажется, обречены рано или поздно пойти на компромисс. [13]
Анти-игбо настроения усугубились нигерийским государственным переворотом 1966 года , который был расценен как переворот под руководством игбо на востоке, который привел к гибели нескольких видных нигерийских политических деятелей, в том числе премьер-министра сэра Абубакара Тафавы Балева , премьер-министра Северного региона. Сэр Ахмаду Белло , премьер-министр Западного региона Самуэль Акинтола и несколько военных офицеров. [14] Это событие привело к контрперевороту, который в первую очередь возглавили северяне. За этим последовала резня тысяч игбо в ходе погромов , произошедших в северном регионе, событие, которое заставило миллионы игбо вернуться на свою родину в Восточную Нигерию ; этнические отношения быстро ухудшились, и в 1967 году была провозглашена отдельная республика Биафра , что привело к Биафрской войне . [8]
Погром против игбо
[ редактировать ]Погром против игбо 1966 года представлял собой серию массовых убийств, направленных против игбо и других людей южнонигерийского происхождения, проживавших в северной Нигерии. Резня началась в мае 1966 года и достигла пика в сентябре 1966 года. [15] В течение этого периода мирные жители игбо были убиты по всей северной Нигерии северными солдатами и гражданскими лицами, которые стремились отомстить за государственный переворот в Нигерии 1966 года , который был осуществлен шестью майорами и тремя капитанами из племени игбо и привел к гибели 11 нигерийских политиков. и офицеры армии хауса , фула , ицекири и йоруба . [16] Эти события привели к контрперевороту в Нигерии, а в конечном итоге привели к отделению восточного нигерийского региона и провозглашению Республики Биафра , что в конечном итоге привело к нигерийско-биафрской войне . [15] назвали резню южных нигерийцев 1966 года холокостом . Некоторые авторы [17] и их по-разному описывали как беспорядки , погромы или геноцид . [18] [19]
Переворот и очаг ненависти
Частая тема ненависти и отсутствия доверия к игбо со стороны некоторых людей в Нигерии частично берет свое начало в государственном перевороте в январе 1966 года, который возглавили военные большинства игбо под командованием офицеров (Чуквума Кадуна Нзеогву и Эммануэль Ифеахуна). [20] В результате переворота погибли многие видные лидеры хауса-фулани и йоруба, в том числе премьер-министр Абубакар Тафава Балева , премьер-министр Северного региона Ахмаду Белло и премьер-министр Западного региона Ладок Акинтола . Переворот также привел к убийству самых высокопоставленных военачальников хауса-фулани и йоруба, включая Брига. Сэмюэл Адемулегун, бригадир. Закария Маймалари, полковник Ральф Шодейнде, полковник Кур Мохаммед, подполковник Абого Ларгема и подполковник Джеймс Пэм. [21] [22] [23] Хотя переворот изначально мог быть планом по приходу к власти Аволово (йоруба), люди из разных этнических групп, особенно северян, рассматривали это как попытку игбо взять под свой контроль Нигерию. Последовавшие за этим насилие и этнические чистки считались оправданными в качестве возмездия за переворот, который, если он будет совершен, устранит предполагаемое влияние игбо. [24]
Примечательно, что Адевале Адемойега , майор армии йоруба и один из пяти революционных майоров нигерийской армии, которые возглавили переворот 1966 года, утверждал, что мотивы переворота были в первую очередь национальными и идеалистическими, сосредоточенными на изменении курса страны, а не на этнических мотивах. [25] Во время переворота Ннамди Азикиве , церемониальный президент Нигерии, находился за границей с официальной поездкой в Карибский регион , поэтому отсутствовал во время событий 15 января 1966 года. [26] Его отсутствие имело серьезные последствия для политического ландшафта Нигерии и реакции на разворачивающиеся события. Однако отсутствие жертв среди игбо усилило недовольство народом игбо. Переворот вызвал всеобщий гнев и враждебность, особенно в северном регионе, где он был воспринят как попытка игбо утвердить господство над нацией. Эти настроения в конечном итоге усилили насилие, которое последовало после переворота.
Насилие, последовавшее за переворотом в январе 1966 года, привело к вспышке гражданской войны в Нигерии в 1967 году. Война длилась три года, после чего регион Биафрия был вновь присоединен к федерации . Правительства Нигерии под руководством хауса-фулани и йоруба восстановили контроль над страной, но конфликт оставил в наследство горечь и недовольство (часто либо в отношении Нигерии со стороны игбо, либо против игбо со стороны не-игбо), которое продолжается и по сей день.
Гражданская война в Нигерии
[ редактировать ]
Республика Биафра была сепаратистским государством на востоке Нигерии, существовавшим с 30 мая 1967 года по январь 1970 года. Свое название она получила от залива Биафра , атлантического залива к югу от него. Жителями были в основном люди игбо, которые возглавили отделение по экономическим , этническим, [27] культурная и религиозная напряженность между различными народами Нигерии. Другими этническими группами, составлявшими республику, были Эфик , Ибибио , Аннанг , Эджагам , Экет , Ибено и Иджау , среди других.
Антиигбо настроения также распространились во время гражданской войны в Нигерии с почти преднамеренным истреблением игбо во время войны. Разговоры об убийстве игбо были обычным явлением: 21 декабря 1967 года газета New York Review процитировала слова полицейского Лагоса , заявившего, что «численность игбо должна быть значительно сокращена». [28] Федеральное правительство Нигерии также объявило о разрешении выдачи удостоверений личности людям игбо: [29]
Они должны были иметь при себе удостоверения личности, когда бы они ни находились вне дома. Это объявление привело к появлению слухов о том, что правительство Нигерии через этот канал намеревается выяснить точную численность игбо в Лагосе, планируя в конечном итоге их истребление. Каждому мужчине и женщине игбо было выдано удостоверение личности.
- Эгоди Ученду, Женщины и конфликты в гражданской войне в Нигерии [29]
Этническое профилирование также использовалось для выяснения того, кто такие игбо, чтобы их убить. В Лагосе, например, общественные и частные автобусы часто останавливали и обыскивали пассажиров в очереди с целью сбора имен и этнического происхождения пассажиров. [30] Все игбо или лица, подозреваемые в том, что они игбо, обнаруженные в автобусах, были казнены. Так произошло с игбо , публично казненными на площади Тинубу в июне 1968 года. [29]
Из-за жестокого обращения и жестокости, с которыми столкнулись игбо, людям игбо пришлось искать другие способы выживания. Женщины игбо в Лагосе, например, отказались от одежды с двойной оберткой, которую они часто носили, и переняли одежду йоруба (иро и буба). [29] Игбо также перестали публично разговаривать на языке игбо и игбо, которые могли говорить на других языках, относящихся к другим этническим группам, чтобы избежать смерти или жестокости. В это время предприятия, рекламировавшие свою продукцию на рекламных щитах, также старались убрать названия, звучащие на языке игбо. [29] Многие люди игбо во время войны меняли свои имена, чтобы выжить, например, актриса Стелла Дамасус . [31] В интервью 2021 года Эбуке Оби-Ученду Стелла, чья фамилия « Дамас » часто вызывает дискуссии и интернет-мемы: [32] подчеркнула, что ее семья была вынуждена сменить свое имя игбо, чтобы защититься от потенциального вреда или насилия. [31] [33]
Традиционные правители игбо в штате Дельта также заявляли, что они не игбо, чтобы избежать убийств своего народа, утверждая, что они — Бини перед федеральными войсками, хотя это не мешало войскам убивать свой народ. [30] Игбо , которые остались в Нигерии во время войны, столкнулись с пытками и жестокостью со стороны полиции , солдат и гражданских лиц, которые чаще всего были соседями и друзьями, но часто использовались нигерийским правительством в качестве символа , чтобы продемонстрировать и доказать, что игбо приветствовали в Нигерии. [29] Хотя игбо сталкивались с ненавистью и жестокостью из-за своей идентичности, жестокость то возрастала, то падала в зависимости от того, как развивалась война. [29] Жесткость также возросла из-за простых подозрений в военных достижениях биафрийских вооруженных сил. [30]
Во время войны люди аниомы и другие игбо, оставшиеся в Бенине, столкнулись с тем, что можно назвать геноцидом . Прежде чем федеральная армия прибыла в Бенин-Сити , люди Урхобо/Исоко напали на своих Аниома / Ика . соседей [29] Правоохранительные органы не помогли людям, на которых охотились. [29] В некоторых случаях люди Аниома/Ика не были полностью уничтожены, а были оставлены бунтовщиками Урхобо / Исоко для федеральных солдат. [29] рабочих игбо, которые не знали о ситуации на окраине Бенин-Сити забили камнями или до смерти дубинками Местные молодые люди происхождения Эдо и Урхобо / Исоко . [29] Некоторые убежавшие игбо были брошены в реку Икпоба мятежниками, которые перехватили их при бегстве. [29]
Когда федеральные солдаты прибыли в Бенин , это событие было отмечено хаосом и насилием . [29] Толпы с помощью армии направились к таким учреждениям, как НИФОР , больницам и тюрьмам города, убивая там людей игбо. [29] Место происхождения в Игболенде , пол и род занятий (старшие врачи были среди убитых в больницах) не учитывались во время этого беспорядка, поскольку любой человек игбо происхождения был ограблен, подвергся нападению или был убит. [29] Эта прерогатива была направлена на уничтожение людей Аниома / Ика и других игбо. [29] Многие из убитых верили, что хорошие отношения с друзьями-не-игбо защитят их. [29] В Лагосе игбо рассказали об одном из самых больших неудобств, вызванном насмешками со стороны людей йоруба, призывавших их покинуть Лагос и вернуться в Игболенд . [30] Именно в этот период слово « окоро » на языке игбо стало уничижительным. Люди йоруба публично обращались к знакомым игбо, используя термин « Окоро », имя игбо, означающее «молодой человек», особенно в пределах слышимости властей. [30] Подобные провокации часто приводили к жестокости по отношению к индивидууму игбо, к которому обращались. [30] Например, г-н Нзерибе, покойный муж Флоры Нвапы , который в этот период подвергся физическому насилию и тюремному заключению из-за своей идентичности игбо. жертвой этого стал [29]
За пределами Нигерии
[ редактировать ]йоруба, В августе 2019 года сторонник превосходства и сепаратизма иммигрировавший в Соединенное Королевство из Нигерии, был арестован британской полицией за создание на YouTube видеороликов, содержащих агрессивные высказывания, разжигающие ненависть в отношении народа игбо . В марте 2022 года его приговорили к четырем с половиной годам лишения свободы по восьми пунктам обвинения в разжигании расовой ненависти. [34]
Антиигбо настроения в Интернете
[ редактировать ]Игбофобия в Интернете проявляется как форма предрассудков и дискриминационной риторики, направленной против лиц происхождения игбо , часто характеризующаяся ненавистническими речами , стереотипами и взглядами. [35] Это предубеждение может проявляться по-разному: от уничижительных комментариев, публикаций в социальных сетях , интернет-мемов и других ненавистнических изображений, направленных на маргинализацию культуры и людей игбо. [36] Настроения против игбо можно увидеть на различных платформах и форумах социальных сетей, таких как Nairaland , Twitter , Facebook , новостных статьях и блогах .
16 марта 2023 года профессор по имени Рашид Оджикуту опубликовал статью в газете The Guardian Indonesia News. [37] В статье Оджикуту утверждает, что Лагос принадлежит народу йоруба , а не является «ничейной землей». [37] Фраза «Лагос — ничейная земля» вызвала жаркие споры относительно идентичности города. Некоторые, часто выходцы из племени игбо, интерпретировали эту фразу как прославление разнообразия региона, в то время как другие, часто йоруба, рассматривали ее как стирание наследия коренного населения. [38] Выступая против того, чтобы Лагос назывался ничейной землей, хотя и тонко , Оджикуту непреднамеренно увековечил стереотип о том, что игбо не хватает более древнего, существенного исторического наследия цивилизации . [37]
В период всеобщих выборов и выборов губернатора 2023 года в социальных сетях наблюдался всплеск антиигбоских настроений. Учитывая исторические этнические сложности Нигерии, политические круги часто питают подобные настроения. [39] Однако отличительной особенностью этого избирательного цикла было использование игбофобии в предвыборной рекламе на Nairaland . онлайн-платформе [40] Пользователи сети резко выступили против этого действия, вызвав призывы удалить рекламу из-за ее потенциального и опасного риска для жизни людей. [41] В конце концов рекламу удалили, а основатель сайта Сеун Осева принес извинения. [42] Тем не менее, некоторые пользователи социальных сетей по-прежнему настроены скептически, ставя под сомнение время и искренность извинений Осевой, учитывая постоянное признание этнического фанатизма в Найралэнде. [42] [43]
Игбофобия и APC
[ редактировать ]После перехода власти от НДП к ВПК в Нигерии в 2015 году в правительстве Нигерии возникли заметные случаи игбофобии. Хотя случаи институциональной дискриминации игбо уже наблюдались в сфере трудоустройства и жилья дискриминация игбо приобрела более системный характер , под руководством APC .
С тех пор как политическая партия АПК взяла на себя руководство, возросла дискриминация и распространение ненавистнической риторики со стороны правительственных чиновников, что вызвало дискуссии о предвзятости и игбофобии в , возглавляемом АПК правительстве Нигерии . [44] Обвинения в маргинализации и недостаточном представительстве народа игбо на политических должностях и в принятии решений усилили обеспокоенность по поводу потенциальной предвзятости или дискриминационной практики внутри администрации. [45]
Антиигбо настроения сегодня
[ редактировать ]Положить конец движению атипичной пневмонии
[ редактировать ]Движение «Покончить с атипичной пневмонией» , хотя оно в основном представляло собой движение, призывающее положить конец жестокости полиции в Нигерии, некоторые использовали его как возможность для распространения антиигбоских настроений.
Было обнаружено, что некоторые люди игбо были вовлечены в жестокие последствия резни в Лекки , а также в передаче Ипоба , сепаратистской организации, тесно связанной с игбо, провоцирующей насилие против йоруба. Поэтому народ игбо был обвинен в насилии, произошедшем во время ликвидации атипичной пневмонии. [46] [47] [48] [49] Люди, распространяющие эту теорию, часто не делали различия между «Ипоб» организацией и народом игбо , ссылаясь на этот инцидент как на причину отстранить людей игбо от государственных должностей во время всеобщих/губернаторских выборов в Нигерии в 2023 году. [50] [51]
Антиигбоские настроения на всеобщих выборах и выборах губернатора в Нигерии
[ редактировать ]выборы 2015 г.
В преддверии выборов губернатора Лагоса в 2015 году Оба Лагоса заявил, что игбо, которые не проголосуют за Акинвунми Амбоде, погибнут в лагуне в течение семи дней. [52] В ответ на распространение записи Нолливуда . высказались многочисленные актеры, политики, комментаторы и знаменитости [53] Дон Джаззи , магнат популярной музыки, подвергся критике со стороны фаната за это заявление. Далее он заявил: «Я в первую очередь нигериец, а во вторую — игбо... Как мудрый/цивилизованный/уважительный человек игбо, я не буду осквернять стул королевской семьи, даже несмотря на то, что [ sic ] я совершенно не одобряю эту запись. Но я скажу вам бесплатно, что у всех нас есть свобода выбирать, за кого голосовать, и никто не может заставить вас или меня голосовать так, как ему/ей заблагорассудится». [53]
выборы 2019 года
Антиигбоские настроения также присутствовали на губернаторских выборах 2019 года . Сенатор Олуреми Тинубу , жена Асиваджу Бола Ахмеда Тинубу , сказала: «Мы призовем всех божеств Лагоса, чтобы выгнать людей игбо. Игбо, которые отказываются изучать наш язык. Игбо, которые не женились на йоруба, мы унаследуем их». [54]
Джими Агбадже , который не имеет никакого отношения к народу игбо и не говорит на игбо, был обвинен в том, что он игбо. Соответственно, во время избирательного цикла против него были использованы анти-игбо настроения. Имя «Джимичукву» использовалось, чтобы высмеять его по этническому признаку. Имя представляет собой смесь имени Джими и слова игбо « Чукву », которое часто используется в именах игбо. [55] Это слово использовалось для обозначения того, что Агбадже не настоящий йоруба, а иностранец, и поэтому не должен быть губернатором на западе .
выборы 2023 года
Питера Оби Появление в качестве кандидата от Лейбористской партии вызвало игбофобские настроения и ненависть к народу игбо. Во время его кампании различные люди по очереди критиковали Оби и сообщество игбо в целом. [56] Даже после нескольких интервью и дебатов, что было редкостью для популярных кандидатов в президенты в последние годы, его кандидатуру время от времени отвергали, поскольку игбо жаждали президентства игбо. [57]
В результате выдвижения кандидатуры Оби певец Бримо сделал ненавистные комментарии в адрес народа игбо, намекая на то, что народ игбо не готов к президентству и что Питер Оби должен продолжать заниматься организацией восточного региона , из которого он приехал. [58] После этого комментария он опубликовал еще один игбофобный комментарий, отвечая на теперь удаленный твит, в котором говорилось: «К черту Нди Игбо !!». [59] Это повлекло за собой онлайн-петицию на сайте Change.org к All Africa Music Awards против его номинации на звание Автора песен года. [60] Он принес извинения, но продолжал оставлять аналогичные комментарии в своих аккаунтах в социальных сетях. Эти комментарии Бримо были поддержаны этническими националистами и сторонниками АПК . [61] После завершения выборов Бримо в твиттере отозвал свои извинения . Антиигбоские настроения во время выборов в Нигерии 2023 года проявились в лишении избирательных прав народа игбо во время сбора ПВХ и предполагаемом фанатичном заявлении против народа игбо постоянного избирательного комиссара штата Олусегуна Агбадже. [62] [63] Насилие переросло в повторяющиеся поджоги и нападения на предприятия игбо в Лагосе во время выборов посредством блокад и угроз в отношении людей игбо, пытающихся получить доступ к предприятиям, которыми они владели. [64] [65] [66] [67]
За несколько недель до выборов губернатора 2023 года кандидат Гбадебо Родос-Вивур , который является частично йоруба (со стороны отца) и частично игбо (со стороны матери), подвергся нападкам против игбо. Несмотря на то, что он принадлежал к двум этническим группам, его неоднократно допрашивали на основании его происхождения игбо и личности его жены игбо. Эти нападения распространились на более широкую общину игбо в Лагосе, при этом этнические националисты поставили под сомнение легитимность любого игбо, стремящегося к политической власти в Йорубаленде . За три дня до выборов лоялист APC MC Олуомо выступил с угрозами в адрес народа игбо, посоветовав игбо оставаться дома, если они не будут голосовать за кандидатов от APC. [68] Сторонники Лейбористской партии призвали правительство Нигерии задержать MC Олуомо за запугивание избирателей, в то время как сторонники APC и этнические националисты высказались в его пользу. [69] [70] В ответ на давление общественности нигерийская полиция назвала комментарий «шуткой», преуменьшив количество угроз. [71]
В день выборов игбо и не-игбо, которые предположительно были игбо, подвергались угрозам и избиениям, чтобы помешать им проголосовать. [72] [73]
Мне сказали вернуться в Анамбру! Как Боларинва звучит как имя игбо? Со мной грубо обошлись, избили и выгнали, потому что я выгляжу как игбо? Потому что я не собирался голосовать за APC?... [35]
Сиси Йемми, популярный нигерийский ютубер , и ее муж, оба этнического происхождения йоруба, также стали жертвами этого этнического профилирования, поскольку им не разрешили голосовать из-за их внешнего вида, который считался игбо. [74] Во время президентских выборов игбо на их избирательном участке также было приказано вообще не голосовать. [75]
В день выборов губернатора они напали здесь на игбос, угрожая нам, если мы придем голосовать, они нас убьют. В ходе драки, произошедшей в тот день, один мужчина получил ножевое ранение.Три дня назад мы узнали, что мужчина умер, а хулиганы устроили неприятности, нападая на всех, кого видели на дороге, особенно если вы не йоруба. [76]
Анти-игбо настроения присутствовали в комментариях и рекламе на платформах социальных сетей во время этих губернаторских выборов . [77] На следующий день игбо подверглись нападению в Абуле-Адо в штате Лагос . [78]
Оправдания ненависти
[ редактировать ]Лица, пропагандирующие эти ненавистные настроения на выборах 2023 года, приводят различные причины своей ненависти к народу игбо. Обоснования различаются, но включают в себя:
- «Лагос — ничейная земля»
В период выборов это противоречивое заявление вызвало споры по поводу идентичности самого Лагоса. [79] [80] Первоначально эта фраза была приписана Джадже Вачуку в 1947 году. Вачуку считал, что, поскольку Лагос в то время был федеральной столичной территорией, он принадлежал всем нигерийцам. [81] Он подчеркнул роль Лагоса как общего пространства для граждан разного происхождения. Позже Латиф Джаканде использовал эту фразу в своей инаугурационной речи на посту губернатора в 1979 году. [82]
Во время выборов 2023 года некоторые люди использовали эту фразу, чтобы оправдать ненависть к игбо. [83] Некоторые люди, в том числе представители СМИ, поддержали эту фразу, утверждая, что игбо пытались утвердить свое господство над Лагосом и Нигерией посредством выборов 2023 года. [84] Однако это убеждение является теорией заговора . [84]
После выборов 2023 года Мудаширу Обаса , спикер Палаты собрания штата Лагос, подчеркнул необходимость принятия законов, защищающих интересы коренных жителей Лагоса. [85] [86] Обаса, который был переизбран спикером на третий срок подряд, заявил, что Лагос — это земля йоруба, и «[t] поэтому частью нашей законодательной программы является обеспечение перевода законов, принятых этой Палатой, на язык йоруба. [84] [87] [88] [89] Законодательная повестка дня также включала новые законы о собственности и бизнесе, которые отдают предпочтение коренным народам штатов. [86]
Несмотря на то, что игбо не широко использовалась в качестве объединяющего лозунга во время выборов, широкое распространение этой фразы, которая использовалась как предполагаемое доказательство доминирования игбо в Лагосе, побудило различных видных деятелей игбо и культурные организации игбо публично отречься от нее. [90] [91] Однако их усилия мало что изменили в восприятии народа игбо.
- Обидентное движение как повестка дня IPOB .
Люди, оправдывающие нападения на игбо во время выборов, также часто пытаются связать политическое движение (движение Оби-диент) от Лейбористской партии кандидата Питера Оби с IPOB . [92] Среди лиц, пропагандирующих антиигбоские настроения как в правящих, так и в оппозиционных партиях, возникло преобладающее убеждение, что Питер Оби в силу своей этнической принадлежности намеренно избегал упоминаний об IPOB . [93] Некоторые пользователи в социальных сетях призывали кандидата от Лейбористской партии заняться вопросами, связанными с IPOB , а некоторые критики даже дошли до того, что классифицировали его как агитатора от Биафры , а не как лояльного кандидата на пост президента Нигерии. [93] [94] Интересно, что эти критики часто упускают из виду ответственность правительства Нигерии за решение проблем в стране, вместо этого направляя свои запросы исключительно к Питеру Оби для получения комментариев о деятельности IPOB. [95] Хотя IPOB отрицает какие-либо связи между своей организацией и Питером Оби, критики по-прежнему обвиняют их в совместной работе. [96] Примечательно, что к другим видным кандидатам в президенты, таким как Бола Тинубу и Атику Абубакар , родом из различных регионов, где есть сепаратистские группы, не предъявлялись аналогичные требования о привлечении к ответственности за действия сепаратистских группировок из своих соответствующих регионов. [97] Помимо ассоциаций с IPOB , другие оправдания против людей игбо включают в себя повествование о том, что движение «Покорный» является инициативой, движимой игбо , а сторонников, не являющихся игбо, призывают отмежеваться. [98] Отвечая на эти частые обвинения, Питер Оби , кандидат в президенты от Лейбористской партии, подчеркнул, что «... движение не связано с моим племенем или моей религией, и это не программа игбо или каким-либо образом христианизация Нигерии. Никто не должен приписывать движение OBIdient этнической или религиозной окраски. Нигерия является одним из них, и я стремлюсь стать президентом единой и неделимой Нигерии». [99] [100]
Последствия и последствия выборов 2023 года
[ редактировать ]Последствия выборов 2023 года ухудшили этнические отношения и межэтнические отношения игбо внутри страны:
Также рассказывая о своем опыте, Иджеома Уба, медсестра, проживающая в Икотуне, район местного самоуправления Алимошо, сказала, что результаты всеобщих выборов привели к расколу между игбо и некоторыми местными жителями, подчеркнув, что теперь она рано закрывается из своего магазина, потому что страха нападения. [101]
Не было предпринято никаких усилий по улучшению этнических отношений, и правительство Нигерии не понесло никаких последствий для большинства людей, выражавших чувства ненависти, которые подтолкнули нападки и дискриминацию, с которыми игбос столкнулись во время выборов. Последствия выборов 2023 года привели к замкнутости различных этнических групп, которые активно участвовали в выборах. Игбо призвали своих собратьев, мужчин и женщин игбо, переместить свою собственность на восток. Эти призывы сохранялись на протяжении всего периода после этого и поступали в основном после разрушения собственности, которой они владели в Лагосе. [102] С другой стороны, йоруба через правительство Лагоса теперь публикуют информацию на языке йоруба в своих социальных сетях. Этот акт получил сопротивление со стороны людей в социальных сетях, которые утверждали, что Лагос является разнообразной и космополитичной частью Нигерии, поэтому следует рассмотреть возможность жить в нем. [103] Были также культурные группы йоруба, которые призвали компании, имеющие офисы в юго-западной части страны, выделить 90% своих рабочих мест людям йоруба. [104]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Игбофобия как плач о помощи | Новости Памбазуки» . www.pambazuka.org . 20 июня 2017 г. Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ Когбара, Дону (11 февраля 2022 г.). «Игбофобия (2)» . Новости Авангарда . Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ Онвука, Азука (15 февраля 2022 г.). «Игбофобия глубже, чем мы думаем» . Удар . Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ Когбара, Дону (4 февраля 2022 г.). «Игбофобия: что игбо сделали другим нигерийцам? [Мнение]» . Авангард . Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ Соуэлл, Томас (1999). Завоевания и культуры [звукозапись]: Международная история . Книги на пленке, Incorporated. ISBN 978-0-7366-4360-3 .
- ^ Соуэлл, Томас (1999). Завоевания и культуры [звукозапись]: Международная история . Книги на пленке, Incorporated. ISBN 978-0-7366-4360-3 .
- ^ Соуэлл, Томас (1999). Завоевания и культуры [звукозапись]: Международная история . Книги на пленке, Incorporated. ISBN 978-0-7366-4360-3 .
- ^ Перейти обратно: а б «Вспоминая Биафру» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 16 сентября 2008 года.
- ^ Амаази, Виктор Бонг (1990). «Паника игбо» в Британском Камеруне, ок. 1945–61 гг . Журнал африканской истории . 31 (2): 281–293. ISSN 0021-8537 .
- ^ Амаази, Виктор Бонг (1990). «Паника игбо» в Британском Камеруне, ок. 1945–61 гг . Журнал африканской истории . 31 (2): 281–293. ISSN 0021-8537 .
- ^ Амаази, Виктор Бонг (1990). «Паника игбо» в Британском Камеруне, ок. 1945–61 гг . Журнал африканской истории . 31 (2): 281–293. ISSN 0021-8537 .
- ^ Корневен, Роберт (1 мая 1969 г.). «Биафранцы, кажется, обречены рано или поздно пойти на компромисс» . Le Monde Diplomatique (на французском языке) . Проверено 10 февраля 2024 г.
- ^ https://www.monde-diplomatique.fr/1969/05/CORNEVIN/28965
- ^ Сабит, Хадиджа (15 января 2016 г.). «50 лет спустя: 8 фактов, которые нужно знать о государственном перевороте 15 января 1966 года» . Legit.ng — Новости Нигерии . Проверено 10 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт, Чарльз; Энтони, Дуглас А. (2003). «Яд и медицина: этническая принадлежность, власть и насилие в нигерийском городе, 1966–86». Международный журнал африканских исторических исследований . 36 (1): 133–136. дои : 10.2307/3559324 . JSTOR 3559324 .
- ^ «Геноцид игбо и его последствия | Новости Памбазуки» . 5 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 4 января 2016 г.
- ^ Кирк-Грин, AHM (январь 1975 г.). «Борьба за отделение 1966-70: личный отчет о гражданской войне в Нигерии Н.У. Акпана; Закат в Биафре: дневник гражданской войны Элечи Амади; Гражданская война в Нигерии 1967-70: аннотированная библиография К.К. Агуолу. Обзор: АХМ Кирк-Грин». Королевское африканское общество . 74 (294): 100–102. JSTOR 720916 .
- ^ Ван Ден Берселаар, Дмитрий (3 марта 2011 г.). «Дуглас А. Энтони, яд и медицина: этническая принадлежность, власть и насилие в нигерийском городе, с 1966 по 1986 год. Оксфорд: Джеймс Карри, 2002, 265 стр.». Африка . 74 (4): 711–713. дои : 10.2307/3556867 . JSTOR 3556867 . (твердый переплет £45,00, ISBN 0 85255 959 3 ; мягкая обложка £ 17,95, ISBN 0 85255 954 2 ) Портсмут, Нью-Хэмпшир: Heinemann (твердая обложка — 67,95 долларов США, ISBN 0 32507 052 0 ; мягкая обложка 24,95 доллара США, ISBN 0 32507 051 2 ).
- ^ Аньядуба, Чигбо Артур (12 февраля 2019 г.). «Нигерийские писатели сравнивают геноцид игбо с Холокостом» . Разговор . Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ Линч, Холлис Р. (2012), «Гражданская война» , KO Mbadiwe , Нью-Йорк: Palgrave Macmillan US, стр. 213–231, doi : 10.1057/9781137002624_10 , ISBN 978-1-349-43387-2 , получено 9 июня 2023 г.
- ^ «От государственного переворота к гражданской войне» , Испанская республика и гражданская война , Cambridge University Press, стр. 153–178, 29 июля 2010 г., doi : 10.1017/cbo9780511763137.008 , ISBN 9780521737807 , получено 9 июня 2023 г.
- ^ «Заметки и новости 1 января 2009 г. - 30 июня 2009 г.» . Дела Африки . 108 (432): 485–488. 18 июня 2009 г. дои : 10.1093/афраф/adp040 . ISSN 0001-9909 .
- ^ «Цели нигерийского переворота обладают широкими полномочиями» . Нью-Йорк Таймс . 16 января 1966 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 9 июня 2023 г.
- ^ «Переворот, контрпереворот и Биафранская война – DW – 29.07.2016» . dw.com . Проверено 9 июня 2023 г.
- ^ Адемойега, Адевале (1981). Почему мы нанесли удар: история первого переворота в Нигерии . Братья Эванс. ISBN 978-978-167-167-8 .
- ^ Обаси, Сколько (18 августа 2018 г.). Анаба, Азе (ред.). Почему Зик избежал смерти в « Авангард . Лагос , Нигерия: Vanguard Media Limited . Получено 29 июля.
- ^ «Этническая принадлежность - определение, значение и синонимы» . Словарь.com . Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ ОКЕКЕ, Генри ЧУКВУДИ (18 февраля 2020 г.). Духовность народа игбо в Нигерии как пример религиозной модернизации в глобальном мире . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 978-3-643-91109-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Ученду, Эгоди (2007). Женщины и конфликты в гражданской войне в Нигерии . Африка World Press. ISBN 978-1-59221-473-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Экечи, Феликс К. (2008). «Женщины и конфликты в гражданской войне в Нигерии (обзор)» . Обзор африканских исследований . 51 (2): 182–183. дои : 10.1353/arw.0.0048 . ISSN 1555-2462 . S2CID 142378942 .
- ^ Перейти обратно: а б #radiobiafrafreedom (31 января 2022 г.). «Моя фамилия была ОДЖУКВУ, но во время гражданской войны она была изменена на ДАМАС, чтобы избежать нападения нигерийских солдат в Асабе, штат Дельта – актриса Стелла Дамасус» . Радио Биафра Свобода . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ Ажетунмоби, Маймуна (06 декабря 2021 г.). «Слишком поздно: реакция Стеллы Дамасус на то, как фанаты пишут ее фамилию» . Legit.ng — Новости Нигерии . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ Почему моя семья сменила имя на Дамасус - актриса Нолливуда , получено 28 декабря 2023 г.
- ^ «Суд Великобритании заключил в тюрьму внука Адейинки, «сторонника превосходства йоруба», за нападения на игбо, фулани» . Репортеры Сахары . 1 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кану, Икечукву (2023). «АФРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ В ГЛОБАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ» . philarchive.org . Проверено 19 сентября 2023 г.
- ^ «Настроения против игбо в Нигерии: нарушение человеческого достоинства» . Африканская свобода . 30 марта 2023 г. Проверено 24 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Нигерия, Guardian (16 марта 2023 г.). «Какой Лагос является «ничейной землей»?» . The Guardian Новости Нигерии — Нигерия и мировые новости . Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ Акинбоде, Айомиде (14 мая 2021 г.). «Является ли Лагос ничейной землей? – HistoryVille» . Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ Нвеке, Эрнест (20 марта 2023 г.). «Вопиющая игбофобия выборов 2023 года» . Республика . Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ «Реклама с этническим профилированием: основатель Найраланда Осева извиняется перед народом игбо» . Independent.ng . 22 марта 2023 г. Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ «Реклама с этническим профилированием: основатель Найраланда Осева извиняется перед народом игбо» . Independent.ng . 22 марта 2023 г. Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Реклама с этническим профилированием: основатель Найраланда Осева извиняется перед народом игбо | Независимая газета Нигерия» . Independent.ng . 22 марта 2023 г. Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ Одинкалу, Чиди (март 2023 г.). «Фальшивые извинения Сеуна Осевы » авангарднгр .
- ^ Гистловер, Моисей (07 октября 2022 г.). «Предполагаемая аудиозапись разговора Шеттимы о плохих планах относительно игбо снова всплывает в сети» . Гистловер . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Daily, Peoples (21 июля 2023 г.). «Джо Игбокве нападает на Тинубу из-за несправедливости и маргинализации Юго-Востока в APC - Peoples Daily Newspaper» . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Нсеен, Нсикак (11 августа 2022 г.). «Протесты против SARS: мужчина заключен под стражу за поджог автовокзала BRT» . Дейли Пост Нигерии . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ Айомиде, Чуквуэмека (23 октября 2021 г.). «IPOB: Малами солгал, документы показывают, что 15 подозреваемых, обвиняемых в поджоге дворца Оба в Лагосе, являются йоруба» . Народный вестник . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Эжеквоньило, Аме. «Правительство Нигерии обвиняет IPOB/ESN в атаках #EndSARS в Лагосе, разграблении дворца Оба и других преступлениях» . www.premiumtimesng.com . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Оханаезе Ндигбо осуждает призыв IPOB уничтожить активы йоруба в Лагосе» . The Guardian Новости Нигерии — Нигерия и мировые новости . 23 октября 2020 г. Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Питер Оби не спонсировал протест EndSars, ответили нигерийские профессионалы Лай Мохаммеду - независимая газета Нигерия» . Independent.ng . 18 июля 2022 г. Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Ируке, Чиома (12 марта 2023 г.). «ПРОВЕРКА ФАКТА: сжигала ли GRV машины и дома во время протеста EndSARS, как утверждает ФФК?» . Проверка фактов CDD . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Голосуйте за Амбоде или погибните внутри лагуны, — Оба Акиолу говорит игбосу — RoyalFM 95,1 МГц, Илорин» . 06 апреля 2015 г. Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б АДЖАЛА, АЙОМИДЕ (08 апреля 2015 г.). «Дон Джаззи говорит о споре между Лагосом и Игбо» . ОлориСуперГал . Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ Онда, Стивен (08 сентября 2022 г.). «ПРОВЕРКА ФАКТА: Жена Тинубу угрожала призвать божеств, чтобы те преследовали Игбо из Лагоса?» . Ежедневное доверие . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ акахисекретарь (07.03.2023). «Выборы: мужчина обвиняет APC Лагоса в разжигании племенной войны между йоруба и игбо накануне субботних выборов» . Новости Акахи . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ Нвеке, Эрнест (20 марта 2023 г.). «Вопиющая игбофобия выборов 2023 года» . Республика . Проверено 11 июля 2024 г.
- ^ Идума, Эммануэль (24 июля 2024 г.). «Что будет означать для Нигерии избрание президента игбо?» . Внешняя политика . Проверено 11 июля 2024 г.
- ^ Осадебе, Ада (5 января 2023 г.). «Бримо подвергся критике из-за высказываний о президентстве Игбо» . www.vanguardngr.com/amp/ . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ «Нигерийские деятели критикуют Бримо из-за уничижительных комментариев в адрес игбо» . ГанаВеб . 11 января 2023 г. Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ Онлайн, Трибьюн (14 января 2023 г.). «28 000 нигерийцев подписывают петицию против Бримо из-за высказываний, направленных против игбо» . Трибьюн Онлайн . Проверено 20 марта 2023 г.
- ^ Унаэгбу, Иеффай Элочукву (18 августа 2023 г.). «ИГБОФОБИЯ В ЛАГОСЕ И НИГЕРИИ, ВЫБОРЫ 2023 ГОДА: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?» . АМАМИХЕ Журнал прикладной философии . 21 (4). ISSN 1597-0779 .
- ^ «Торговцы с юго-востока в Алабе и других районах Лагоса подверглись нападению, им было отказано в регистрации для получения избирательных карточек | Репортеры из Сахары» . saharareporters.com . Проверено 22 марта 2023 г.
- ^ Нвачукву, Джон Оуэн (08 февраля 2023 г.). «INEC приказал немедленно удалить Лагосский REC из-за предполагаемых комментариев, направленных против игбо» . Дейли Пост Нигерии . Проверено 22 марта 2023 г.
- ^ Ути, Эммануэль (27 февраля 2023 г.). «Бандиты APC мешают торговцам игбо продавать на популярном рынке Лагоса — «потому что они голосовали за Лейбористскую партию» » . Фонд журналистских расследований . Проверено 22 марта 2023 г.
- ^ Рафил (12 марта 2023 г.). «Игбофобия как стратегия кампании в Лагосе» . Солнце Нигерии . Проверено 22 марта 2023 г.
- ^ Дэвид (08 марта 2023 г.). «Лагос: политические бандиты подожгли рынок, на котором проживает большинство игбо» . Солнце Нигерии . Проверено 20 марта 2023 г.
- ^ «Хулиганы нападают на торговцев игбо на острове Лагос за отказ проголосовать за Бухари – PM News» . Проверено 22 марта 2023 г.
- ^ «Лоялист Тинубу, MC Олуомо, угрожает людям игбо в Лагосе, говорит им оставаться дома, если они не будут голосовать за губернатора Санво-Олу и других кандидатов от APC | Репортеры Сахары» . saharareporters.com . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ Омедже, Икенна (17 марта 2023 г.). «Жена кандидата от Лейбористской партии Лагоса от Губера требует ареста MC Олуомо» . Газета Уистлера . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ Рафил (12 апреля 2023 г.). «Этническое профилирование: Группа требует ареста MC Олуомо» . Солнце Нигерии . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ Олувасанджо, Ахмед (18 марта 2023 г.). « Это шутка», — полиция преуменьшает угрозу MC Олуомо в адрес игбо . Народный вестник . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ Опеджоби, Сын (20 марта 2023 г.). «Лагосский губер: на йоруба напали за то, что они похожи на игбо – GRV» . Дейли Пост Нигерии . Проверено 22 марта 2023 г.
- ^ Нвеке, Эрнест (20 марта 2023 г.). «Вопиющая игбофобия выборов 2023 года» . Республика . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ Салями, Жиде (18 марта 2023 г.). «Опыт ютубера Сиси Йемми и ее мужа, которым запретили голосовать из-за их внешнего вида» . НовостиСейчас Нигерия . Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ Опеджоби, Сын (26 февраля 2023 г.). «Полиция реагирует на видео, на котором мужчина угрожает игбосу во время президентских выборов в Лагосе» . Дейли Пост Нигерии . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ Эмелике, Обинна (2 апреля 2023 г.). «Как выборы 2023 года разрушили наши отношения — нигерийцы рассказывают личные истории» . Рабочий день НГ . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ «Реклама с этническим профилированием: основатель Найраланда Осева извиняется перед народом игбо - независимая газета Нигерия» . 22 марта 2023 г. Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Одунси, Уэль (19 марта 2023 г.). «Выборы в Лагосе: сообщается, что на игбо напали в Абуле Адо, реакция полиции» . Дейли Пост Нигерии . Проверено 20 марта 2023 г.
- ^ Салау, Сейи Джон (11 декабря 2023 г.). «Как всеобщие выборы 2023 года ухудшили отношения йоруба и игбо в Лагосе» . Рабочий день НГ . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Онвука, Азука (17 июля 2023 г.). «Что в выпуске Илорина раскрыто об уловке «Лагос — ничейная земля»» . Пунш Газеты . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Юсуф, Бада (2 апреля 2023 г.). « Джаджа Вачукву»: первый политик-игбо, заявивший, что Лагос — ничейная земля» . Legit.ng — Новости Нигерии . Проверено 18 марта 2024 г.
- ^ Лаваль, Нурудин (11 февраля 2021 г.). «Воспоминания: инаугурационная речь Джаканде на посту губернатора штата Лагос в 1979 году» . Legit.ng — Новости Нигерии . Проверено 18 марта 2024 г.
- ^ Онвука, Азука (17 июля 2023 г.). «Что в выпуске Илорина раскрыто об уловке «Лагос — ничейная земля»» . Пунш Газеты . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Онвука, Азука (17 июля 2023 г.). «Что в выпуске Илорина раскрыто об уловке «Лагос — ничейная земля»» . Пунш Газеты . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Апанпа, Оланийи (8 июня 2023 г.). «Ничья земля: Ассамблея Лагоса примет законы для защиты коренных народов — Обаса» . Пунш Газеты . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б авангард (июнь 2023 г.). «Ассамблея Лагоса примет новые законы о собственности и владении бизнесом – Обаса» . авангарднгр .
- ^ Доверие, Daily (6 июня 2023 г.). «Ничья земля: Лагос примет законы, защищающие коренное население» . Африканское информационное агентство . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Грейс, Ихесиуло (6 июня 2023 г.). «Обаса переизбран спикером Ассамблеи Лагоса на третий срок подряд» . ЕЖЕДНЕВНОЕ ВРЕМЯ Нигерия . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Айомиде, Чуквуэмека (8 июня 2023 г.). «Лагос принадлежит йоруба; законодатели примут новые законы о собственности и владении бизнесом, отдающие предпочтение только коренным народам: спикер Обаса» . Народная газета Нигерии . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Соте, Лекан (15 марта 2023 г.). «Вопрос игбо в Лагосе» . Пунш Газеты . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Огунделе, Кайоде (12 августа 2023 г.). «Группа игбо: Лагос не «ничейная земля», оскорбительно так думать» . Новая Почта Нигерии . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Нвеке, Эрнест (20 марта 2023 г.). «Вопиющая игбофобия выборов 2023 года» . Республика . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б ННАЕМЕКА, ЧУДЕСНАЯ (август 2022 г.). «ФАКТИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА: Насколько правдиво утверждение, что Питер Оби не выступал на IPOB?» . Уистлер .
- ^ Нвеке, Эрнест (20 марта 2023 г.). «Вопиющая игбофобия выборов 2023 года» . Республика . Проверено 20 марта 2024 г.
- ^ Вахаб, Байо (17 января 2023 г.). «Питер Оби обращается к своему предполагаемому отказу публично осудить IPOB» . Пульс Нигерии . Проверено 20 марта 2024 г.
- ^ Опеджоби, Сын (22 августа 2022 г.). «2023: IPOB отказывается от поста президента Игбо Питера Оби» . Дейли Пост Нигерии . Проверено 20 марта 2024 г.
- ^ «Сепаратистские волнения в Нигерии: причины и траектории» . Брукингс . Проверено 20 марта 2024 г.
- ^ Элайджа, Има (27 марта 2023 г.). «Питер Оби: Движение OBIdient не о племени или религии, а о спасении Нигерии» . Пульс Нигерии . Проверено 1 апреля 2024 г.
- ^ AriseNews (30 марта 2023 г.). «Оби: Попытка приписать этнические, религиозные мотивы «Послушному» движению провалится» . Новости «Восстань» . Проверено 1 апреля 2024 г.
- ^ Элайджа, Има (27 марта 2023 г.). «Питер Оби: Движение OBIdient не о племени или религии, а о спасении Нигерии» . Пульс Нигерии . Проверено 1 апреля 2024 г.
- ^ Эмелике, Обинна; Ивок (2 апреля 2023 г.). «Как выборы 2023 года разрушили наши отношения — нигерийцы рассказывают личные истории» . Рабочий день НГ . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ «Продолжается возмущение по поводу сноса рынка Лагоса, направленного против торговцев игбо» . thesouthernexaminer.com . Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ Салау, Сейи Джон (11 декабря 2023 г.). «Как всеобщие выборы 2023 года ухудшили отношения йоруба и игбо в Лагосе» . Рабочий день НГ . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ «Выделить 90% вакансий для людей йоруба на юго-западе Нигерии и в других регионах, говорящих на языке йоруба», — говорится в плакате группы компаний и агентств | Sahara Reporters» . saharareporters.com . Проверено 18 ноября 2023 г.