Jump to content

Цивилизация

Древние шумеры Месопотамии н.э. были древнейшей цивилизацией в мире, возникшей около 4000 г. до
Ancient Egypt provides an example of an early culture civilization.[1]

Цивилизация естественного ( британский английский : Civilization ) — любое сложное общество, характеризующееся развитием государства , социальной стратификацией , урбанизацией и символическими системами общения, выходящими за рамки разговорного языка (а именно, системой письма ). [2] [3] [4] [5] [6]

Цивилизации также часто характеризуются дополнительными особенностями, включая сельское хозяйство , архитектуру , инфраструктуру , технологический прогресс , валюту , налогообложение , регулирование и специализацию труда . [5] [6] [7]

Исторически под цивилизацией часто понимали более крупную и «более развитую» культуру , что подразумевало контраст с меньшими, предположительно менее развитыми культурами. [8] [9] [10] [11] В этом широком смысле цивилизация контрастирует с нецентрализованными племенными обществами, включая культуры кочевых скотоводов , неолитические общества или общества охотников-собирателей ; однако иногда это также контрастирует с культурами, существующими внутри самих цивилизаций. Цивилизации представляют собой организованные густонаселенные поселения, разделенные на иерархические социальные классы с правящей элитой и подчиненным ей городским и сельским населением, которые занимаются интенсивным сельским хозяйством , горнодобывающей промышленностью , мелким производством и торговлей . Цивилизация концентрирует власть, расширяя контроль человека над остальной природой, в том числе над другими людьми. [12]

The word civilization relates to the Latin civitas or 'city'. As the National Geographic Society has explained it: "This is why the most basic definition of the word civilization is 'a society made up of cities.'"[13]The earliest emergence of civilizations is generally connected with the final stages of the Neolithic Revolution in West Asia, culminating in the relatively rapid process of urban revolution and state formation, a political development associated with the appearance of a governing elite.

History of the concept[edit]

The End of Dinner by Jules-Alexandre Grün (1913). The emergence of table manners and other forms of etiquette and self-restraint are presented as a characteristic of civilized society by Norbert Elias in his book The Civilizing Process (1939).

The English word civilization comes from the 16th-century French civilisé ('civilized'), from Latin: civilis ('civil'), related to civis ('citizen') and civitas ('city').[14] The fundamental treatise is Norbert Elias's The Civilizing Process (1939), which traces social mores from medieval courtly society to the early modern period.[a] In The Philosophy of Civilization (1923), Albert Schweitzer outlines two opinions: one purely material and the other material and ethical. He said that the world crisis was from humanity losing the ethical idea of civilization, "the sum total of all progress made by man in every sphere of action and from every point of view in so far as the progress helps towards the spiritual perfecting of individuals as the progress of all progress".[16]

Related words like "civility" developed in the mid-16th century. The abstract noun "civilization", meaning "civilized condition", came in the 1760s, again from French. The first known use in French is in 1757, by Victor de Riqueti, marquis de Mirabeau, and the first use in English is attributed to Adam Ferguson, who in his 1767 Essay on the History of Civil Society wrote, "Not only the individual advances from infancy to manhood but the species itself from rudeness to civilisation".[17] The word was therefore opposed to barbarism or rudeness, in the active pursuit of progress characteristic of the Age of Enlightenment.

In the late 1700s and early 1800s, during the French Revolution, "civilization" was used in the singular, never in the plural, and meant the progress of humanity as a whole. This is still the case in French.[18] The use of "civilizations" as a countable noun was in occasional use in the 19th century,[b] but has become much more common in the later 20th century, sometimes just meaning culture (itself in origin an uncountable noun, made countable in the context of ethnography).[19] Only in this generalized sense does it become possible to speak of a "medieval civilization", which in Elias's sense would have been an oxymoron. Using the terms "civilization" and "culture" as equivalents are controversial and generally rejected so that for example some types of culture are not normally described as civilizations.[20]

Already in the 18th century, civilization was not always seen as an improvement. One historically important distinction between culture and civilization is from the writings of Rousseau, particularly his work about education, Emile. Here, civilization, being more rational and socially driven, is not fully in accord with human nature, and "human wholeness is achievable only through the recovery of or approximation to an original discursive or prerational natural unity" (see noble savage). From this, a new approach was developed, especially in Germany, first by Johann Gottfried Herder and later by philosophers such as Kierkegaard and Nietzsche. This sees cultures as natural organisms, not defined by "conscious, rational, deliberative acts", but a kind of pre-rational "folk spirit". Civilization, in contrast, though more rational and more successful in material progress, is unnatural and leads to "vices of social life" such as guile, hypocrisy, envy and avarice.[18] In World War II, Leo Strauss, having fled Germany, argued in New York that this opinion of civilization was behind Nazism and German militarism and nihilism.[21]

Characteristics[edit]

The Acropolis of Athens: Greece is traditionally seen as the cradle of a distinct European or "Western" civilization.[22][23]

Social scientists such as V. Gordon Childe have named a number of traits that distinguish a civilization from other kinds of society.[24][25] Civilizations have been distinguished by their means of subsistence, types of livelihood, settlement patterns, forms of government, social stratification, economic systems, literacy and other cultural traits. Andrew Nikiforuk argues that "civilizations relied on shackled human muscle. It took the energy of slaves to plant crops, clothe emperors, and build cities" and considers slavery to be a common feature of pre-modern civilizations.[26]

All civilizations have depended on agriculture for subsistence, with the possible exception of some early civilizations in Peru which may have depended upon maritime resources.[27][28]

The traditional "surplus model" postulates that cereal farming results in accumulated storage and a surplus of food, particularly when people use intensive agricultural techniques such as artificial fertilization, irrigation and crop rotation. It is possible but more difficult to accumulate horticultural production, and so civilizations based on horticultural gardening have been very rare.[29] Grain surpluses have been especially important because grain can be stored for a long time.

Research from the Journal of Political Economy contradicts the surplus model. It postulates that horticultural gardening was more productive than cereal farming. However, only cereal farming produced civilization because of the appropriability of yearly harvest. Rural populations that could only grow cereals could be taxed allowing for a taxing elite and urban development. This also had a negative effect on rural population, increasing relative agricultural output per farmer. Farming efficiency created food surplus and sustained the food surplus through decreasing rural population growth in favour of urban growth. Suitability of highly productive roots and tubers was in fact a curse of plenty, which prevented the emergence of states and impeded economic development.[30][31]

A surplus of food permits some people to do things besides producing food for a living: early civilizations included soldiers, artisans, priests and priestesses, and other people with specialized careers. A surplus of food results in a division of labour and a more diverse range of human activity, a defining trait of civilizations. However, in some places hunter-gatherers have had access to food surpluses, such as among some of the indigenous peoples of the Pacific Northwest and perhaps during the Mesolithic Natufian culture. It is possible that food surpluses and relatively large scale social organization and division of labour predates plant and animal domestication.[32]

Civilizations have distinctly different settlement patterns from other societies. The word civilization is sometimes defined as "living in cities".[33] Non-farmers tend to gather in cities to work and to trade.

Compared with other societies, civilizations have a more complex political structure, namely the state.[34] State societies are more stratified[35] than other societies; there is a greater difference among the social classes. The ruling class, normally concentrated in the cities, has control over much of the surplus and exercises its will through the actions of a government or bureaucracy. Morton Fried, a conflict theorist and Elman Service, an integration theorist, have classified human cultures based on political systems and social inequality. This system of classification contains four categories.[36]

Economically, civilizations display more complex patterns of ownership and exchange than less organized societies. Living in one place allows people to accumulate more personal possessions than nomadic people. Some people also acquire landed property, or private ownership of the land. Because a percentage of people in civilizations do not grow their own food, they must trade their goods and services for food in a market system, or receive food through the levy of tribute, redistributive taxation, tariffs or tithes from the food producing segment of the population. Early human cultures functioned through a gift economy supplemented by limited barter systems. By the early Iron Age, contemporary civilizations developed money as a medium of exchange for increasingly complex transactions. In a village, the potter makes a pot for the brewer and the brewer compensates the potter by giving him a certain amount of beer. In a city, the potter may need a new roof, the roofer may need new shoes, the cobbler may need new horseshoes, the blacksmith may need a new coat and the tanner may need a new pot. These people may not be personally acquainted with one another and their needs may not occur all at the same time. A monetary system is a way of organizing these obligations to ensure that they are fulfilled. From the days of the earliest monetarized civilizations, monopolistic controls of monetary systems have benefited the social and political elites.

The transition from simpler to more complex economies does not necessarily mean an improvement in the living standards of the populace. For example, although the Middle Ages is often portrayed as an era of decline from the Roman Empire, studies have shown that the average stature of males in the Middle Ages (c. 500 to 1500 CE) was greater than it was for males during the preceding Roman Empire and the succeeding Early Modern Period (c. 1500 to 1800 CE).[39][40] Also, the Plains Indians of North America in the 19th century were taller than their "civilized" American and European counterparts. The average stature of a population is a good measurement of the adequacy of its access to necessities, especially food, and its freedom from disease.[41]

Writing, developed first by people in Sumer, is considered a hallmark of civilization and "appears to accompany the rise of complex administrative bureaucracies or the conquest state".[42] Traders and bureaucrats relied on writing to keep accurate records. Like money, the writing was necessitated by the size of the population of a city and the complexity of its commerce among people who are not all personally acquainted with each other. However, writing is not always necessary for civilization, as shown by the Inca civilization of the Andes, which did not use writing at all but except for a complex recording system consisting of knotted strings of different lengths and colors: the "Quipus", and still functioned as a civilized society.

Aristotle, the Ancient Greek philosopher and scientist

Aided by their division of labour and central government planning, civilizations have developed many other diverse cultural traits. These include organized religion, development in the arts, and countless new advances in science and technology.

Assessments of what level of civilization a polity has reached are based on comparisons of the relative importance of agricultural as opposed to trading or manufacturing capacities, the territorial extensions of its power, the complexity of its division of labour, and the carrying capacity of its urban centres. Secondary elements include a developed transportation system, writing, standardized measurement, currency, contractual and tort-based legal systems, art, architecture, mathematics, scientific understanding, metallurgy, political structures, and organized religion.

As a contrast with other societies[edit]

The idea of civilization implies a progression or development from a previous "uncivilized" state. Traditionally, cultures that defined themselves as "civilized" often did so in contrast to other societies or human groupings viewed as less civilized, calling the latter barbarians, savages, and primitives. Indeed, the modern Western idea of civilization developed as a contrast to the indigenous cultures European settlers encountered during the European colonization of the Americas and Australia.[43] The term "primitive," though once used in anthropology, has now been largely condemned by anthropologists because of its derogatory connotations and because it implies that the cultures it refers to are relics of a past time that do not change or progress.[44]

Because of this, societies regarding themselves as "civilized" have sometimes sought to dominate and assimilate "uncivilized" cultures into a "civilized" way of living.[45] In the 19th century, the idea of European culture as "civilized" and superior to "uncivilized" non-European cultures was fully developed, and civilization became a core part of European identity.[46] The idea of civilization can also be used as a justification for dominating another culture and dispossessing a people of their land. For example, in Australia, British settlers justified the displacement of Indigenous Australians by observing that the land appeared uncultivated and wild, which to them reflected that the inhabitants were not civilized enough to "improve" it.[43] The behaviors and modes of subsistence that characterize civilization have been spread by colonization, invasion, religious conversion, the extension of bureaucratic control and trade, and by the introduction of new technologies to cultures that did not previously have them. Though aspects of culture associated with civilization can be freely adopted through contact between cultures, since early modern times Eurocentric ideals of "civilization" have been widely imposed upon cultures through coercion and dominance. These ideals complemented a philosophy that assumed there were innate differences between "civilized" and "uncivilized" peoples.[46]

Культурная идентичность

«Цивилизация» также может относиться к культуре сложного общества, а не только к самому обществу. Каждое общество, цивилизация или нет, имеет определенный набор идей и обычаев, а также определенный набор производств и искусств, которые делают его уникальным. Цивилизации имеют тенденцию развивать сложные культуры, включая государственный и аппарат принятия решений , литературу , профессиональное искусство , архитектуру , организованную религию сложные обычаи образования , принуждения и контроля, связанные с сохранением элиты.

Сложная культура, связанная с цивилизацией, имеет тенденцию распространяться и влиять на другие культуры, иногда ассимилируя их с цивилизацией, классическим примером является китайская цивилизация и ее влияние на соседние цивилизации, такие как Корея , Япония и Вьетнам. [47] Многие цивилизации на самом деле представляют собой большие культурные сферы, включающие множество наций и регионов. Цивилизация, в которой живет человек, является его самой широкой культурной идентичностью. [48] [49]

Миссия Blue Shield International в Ливии во время войны в 2011 году по защите тамошних культурных ценностей.

Именно защита этой культурной самобытности становится все более важной на национальном и международном уровне. Согласно международному праву, Организация Объединенных Наций и ЮНЕСКО пытаются установить и обеспечить соблюдение соответствующих правил. Целью является сохранение культурного наследия человечества, а также культурной самобытности, особенно в случае войны и вооруженного конфликта. По словам Карла фон Габсбурга , президента Blue Shield International , уничтожение культурных ценностей также является частью психологической войны. Целью атаки часто является культурная идентичность противника, поэтому основной мишенью становятся символические культурные ценности. Он также направлен на уничтожение особо чувствительной культурной памяти (музеи, архивы, памятники и т. д.), растущего культурного разнообразия и экономической основы (например, туризма) государства, региона или сообщества. [50] [51] [52] [53] [54] [55]

Многие историки сосредоточили внимание на этих широких культурных сферах и рассматривали цивилизации как отдельные единицы. Философ начала ХХ века Освальд Шпенглер . [56] использует немецкое слово Kultur , «культура», для обозначения того, что многие называют «цивилизацией». Шпенглер считал, что целостность цивилизации основана на одном первичном культурном символе. Культуры переживают циклы рождения, жизни, упадка и смерти, часто вытесняемые мощной новой культурой, сформированной вокруг нового убедительного культурного символа. Шпенглер утверждает, что цивилизация — это начало упадка культуры как «самого внешнего и искусственного состояния, на которое способен вид развитого человечества». [56]

Эта концепция цивилизации «единой культуры» также повлияла на теории историка Арнольда Дж. Тойнби в середине двадцатого века. Тойнби исследовал цивилизационные процессы в своем многотомном «Исследовании истории» , в котором прослежен взлет и, в большинстве случаев, упадок 21 цивилизации и пяти «арестованных цивилизаций». По мнению Тойнби, цивилизации обычно приходили в упадок и падали из-за неспособности «творческого меньшинства» из-за морального или религиозного упадка решить какую-то важную проблему, а не из-за простых экономических или экологических причин.

Сэмюэл П. Хантингтон определяет цивилизацию как «высшую культурную группу людей и самый широкий уровень культурной идентичности, которой обладают люди, за исключением того, что отличает людей от других видов». [48]

Сложные системы [ править ]

Изображение объединенных мидян и персов в Ападане , Персеполь .

Другая группа теоретиков, использующая теорию систем , рассматривает цивилизацию как сложную систему , то есть структуру, с помощью которой можно анализировать группу объектов, которые работают согласованно для получения определенного результата. Цивилизации можно рассматривать как сети городов, возникшие из догородских культур и определяемые экономическими, политическими, военными, дипломатическими, социальными и культурными взаимодействиями между ними. Любая организация – это сложная социальная система , а цивилизация – это большая организация. Теория систем помогает защититься от поверхностных и вводящих в заблуждение аналогий при изучении и описании цивилизаций.

Теоретики систем рассматривают многие типы отношений между городами, включая экономические отношения, культурные обмены и политические/дипломатические/военные отношения. Эти сферы часто встречаются в разных масштабах. Например, до XIX века торговые сети были намного больше, чем культурные или политические сферы. Обширные торговые пути, в том числе Шелковый путь через Центральную Азию и Индийского океана морские пути , связывающие Римскую империю , Персидскую империю , Индию и Китай, были прочно установлены 2000 лет назад, когда эти цивилизации едва ли имели какие-либо политические, дипломатические, военные или культурные отношения. Первые свидетельства такой торговли на дальние расстояния встречаются в древнем мире . В период Урука Гильермо Альгазе утверждал, что торговые отношения связывали Египет, Месопотамию, Иран и Афганистан. [57] Предполагается, что смолу, найденную позже на Королевском кладбище в Уре, продавали на север из Мозамбика.

Многие теоретики утверждают, что весь мир уже интегрирован в единую « мировую систему » ​​— процесс, известный как глобализация . Различные цивилизации и общества по всему миру во многих отношениях экономически, политически и даже культурно взаимозависимы. Ведутся споры о том, когда началась эта интеграция и какой тип интеграции – культурная, технологическая, экономическая, политическая или военно-дипломатическая – является ключевым показателем, определяющим масштабы цивилизации. Дэвид Уилкинсон предположил, что экономическая и военно-дипломатическая интеграция месопотамской и египетской цивилизаций привела к созданию того, что он называет «центральной цивилизацией» около 1500 г. до н.э. [58] Позже Центральная цивилизация расширилась, включив в себя весь Ближний Восток и Европу, а затем расширилась до глобального масштаба с европейской колонизацией, объединив Америку, Австралию, Китай и Японию к девятнадцатому веку. Согласно Уилкинсону, цивилизации могут быть культурно неоднородными, как Центральная цивилизация, или однородными, как японская цивилизация. То, что Хантингтон называет «столкновением цивилизаций», Уилкинсон может охарактеризовать как столкновение культурных сфер внутри единой глобальной цивилизации. Другие указывают на крестоносное движение как на первый шаг в глобализации. Более традиционная точка зрения заключается в том, что сети обществ расширялись и сокращались с древних времен , и что нынешняя глобализированная экономика и культура являются продуктом недавнего европейского колониализма . [ нужна ссылка ]

История [ править ]

Представление о человеческой истории как о последовательности «цивилизаций» является совершенно современным. В европейскую эпоху Великих географических открытий зарождающаяся современность резко контрастировала со стадией неолита и мезолита в культурах многих народов, с которыми они столкнулись. [59] [ устаревший источник ] Тем не менее, события на этапе неолита, такие как сельское хозяйство и оседлые поселения, имели решающее значение для развития современных концепций цивилизации. [60] [61]

революция Городская

Натуфийская культура в Левантийском коридоре представляет собой самый ранний случай неолитической революции: посадка зерновых культур засвидетельствована ок. 11000 г. до н.э. [62] [63] Самые ранние неолитические технологии и образ жизни были установлены сначала в Западной Азии (например, в Гёбекли-Тепе , примерно с 9130 г. до н. э.), позже в бассейнах Желтой реки и Янцзы в Китае (например, культуры Пейлиган и Пэнтушань ), и из этих ядер распространились по всей Евразии. Месопотамия является местом возникновения самых ранних цивилизаций, возникших 7400 лет назад. Беверли Милтон-Эдвардс оценила эту область как «вдохновившую некоторые из наиболее важных событий в истории человечества, включая изобретение колеса, строительство первых городов и развитие рукописного письма». [64] Подобные доцивилизованные «неолитические революции» также начались независимо от 7000 г. до н.э. на северо-западе Южной Америки ( цивилизация Карал-Супе ). [65] и в Мезоамерике . [66] Причерноморье . служило колыбелью европейской цивилизации Место Сольницата — доисторическое укрепленное ( обнесенное стеной ) каменное поселение (доисторический город ) (5500–4200 гг. до н. э.) — по мнению некоторых археологов, является старейшим известным городом в современной Европе. [67] [68] [69] [70]

Засушливое событие продолжительностью 8,2 тыс. лет и межплювиальное событие продолжительностью 5,9 тыс. лет привели к высыханию полузасушливых регионов и значительному распространению пустынь . [71] Это изменение климата изменило соотношение затрат и выгод от эндемического насилия между общинами, в результате чего деревенские общины, не обнесенные стенами, были заброшены и появились обнесенные стеной города, что некоторые считают характерной чертой ранних цивилизаций. [72]

Руины мезоамериканского города Теотиуакан

Эта « городская революция » – термин, введенный Чайльдом в 1930-х годах – начиная с 4-го тысячелетия до нашей эры, [73] ознаменовало начало накопления передаваемых экономических излишков , которые помогли экономике и городам развиваться. Городские революции были связаны с государственной монополией на насилие , появлением воина , или солдата, классовой и эндемической войной (состоянием постоянной или частой войны), быстрым развитием иерархий , использованием человеческих жертвоприношений . [74] [75]

Цивилизованная городская революция, в свою очередь, зависела от развития оседлости , одомашнивания зерна, растений и животных, постоянства поселений и развития образа жизни , который способствовал экономии за счет масштаба и накоплению излишков производства отдельными социальными секторами. Переход от сложных культур к цивилизациям , хотя и до сих пор оспаривается, по-видимому, связан с развитием государственных структур, в которых власть в дальнейшем монополизировалась элитным правящим классом. [76] который практиковал человеческие жертвоприношения. [77]

К концу периода неолита различные элитарные цивилизации энеолита начали возникать в различных «колыбелях» примерно с 3600 г. до н.э., начиная с Месопотамии , расширяясь в крупномасштабные королевства и империи в течение бронзового века ( Аккадская империя , цивилизация долины Инда). , Древнее Египетское царство , Неошумерская империя , Среднеассирийская империя , Вавилонская империя , Хеттская империя и в некоторой степени территориальные экспансии эламитов , хурритов , амореев и Эблы ) .

За пределами Старого Света более позднее развитие происходило независимо в доколумбовой Америке . Урбанизация в цивилизации Норте-Чико в прибрежном Перу возникла около 3200 г. до н.э.; [78] Самый старый известный город майя , расположенный в Гватемале, датируется примерно 750 годом до нашей эры. [79] а Теотиуакан в Мексике был одним из крупнейших городов мира в 350 году нашей эры с населением около 125 000 человек. [80]

возраст Осевой

За крахом бронзового века последовал железный век около 1200 г. до н. э., во время которого возник ряд новых цивилизаций, кульминацией которых стал период с 8 по 3 н . века до к классической цивилизации . [81]

Современность [ править ]

Крупный технологический и культурный переход к современности начался примерно в 1500 году нашей эры в Западной Европе , и с этого момента новые подходы к науке и праву быстро распространились по всему миру, инкорпорируя более ранние культуры в технологическое и индустриальное общество настоящего. [77] [82]

Падение цивилизаций [ править ]

Традиционно считается, что цивилизации заканчиваются одним из двух способов; либо путем включения в другую расширяющуюся цивилизацию (например, когда Древний Египет был включен в эллинистическую греческую, а затем и римскую цивилизации), либо путем разрушения и возврата к более простой форме жизни, как это происходит в так называемые Темные века. [83]

Было выдвинуто множество объяснений коллапса цивилизации. Некоторые сосредотачиваются на исторических примерах, а другие на общей теории.

  • Ибн Халдуна повлияла «Мукаддима» на теории анализа, роста и упадка исламской цивилизации. [84] Он предположил, что неоднократные нашествия кочевых народов ограничили развитие и привели к социальному коллапсу.
    Варварские нашествия сыграли важную роль в падении Римской империи .
  • Эдварда Гиббона Работа «Упадок и падение Римской империи» представляет собой хорошо известный и подробный анализ падения римской цивилизации. Гиббон ​​предположил, что заключительным актом краха Рима стало падение Константинополя турками -османами в 1453 году нашей эры. По Гиббону, «упадок Рима был естественным и неизбежным следствием чрезмерного величия. , огромная ткань поддалась давлению собственного веса. История разрушения проста и очевидна, и вместо того, чтобы задаваться вопросом, почему Римская империя была разрушена, нам следует скорее удивляться тому, что она существовала так долго». [85]
  • Теодор Моммзен в своей «Истории Рима» предположил, что Рим рухнул вместе с распадом Западной Римской империи в 476 году нашей эры, а также склонялся к биологической аналогии «генезиса», «роста», «старения», «коллапса» и «распада».
  • Освальд Шпенглер в своей работе «Закат Запада» отверг хронологическое деление Петрарки и предположил, что существовало только восемь «зрелых цивилизаций». Растущие культуры, утверждал он, имеют тенденцию развиваться в империалистические цивилизации, которые расширяются и в конечном итоге разрушаются, а демократические формы правления приводят к плутократии и, в конечном итоге, к империализму .
  • Арнольд Дж. Тойнби в своем «Исследовании истории» предположил, что существовало гораздо большее количество цивилизаций, включая небольшое количество остановленных цивилизаций, и что все цивилизации имели тенденцию проходить через цикл, определенный Моммзеном. Причина падения цивилизации произошла, когда культурная элита стала паразитической элитой, что привело к возвышению внутренних и внешних пролетариатов .
  • Джозеф Тейнтер в книге «Коллапс сложных обществ» имеет уменьшающуюся отдачу предположил, что отдача от сложности , из-за чего по мере того, как государства достигают максимально допустимой сложности, она будет снижаться, когда дальнейшее увеличение фактически приведет к отрицательной отдаче. Тейнтер предположил, что Рим достиг этого показателя во II веке нашей эры.
  • Джаред Даймонд в своей книге 2005 года «Коллапс: как общества выбирают неудачу или успех» предлагает пять основных причин коллапса 41 изученной культуры: ущерб окружающей среде, такой как вырубка лесов и эрозия почвы ; изменение климата ; зависимость от дальней торговли необходимыми ресурсами; рост уровня внутреннего и внешнего насилия, такого как война или вторжение; и реакция общества на внутренние и экологические проблемы.
  • Петр Турчин в своей «Исторической динамике» и Андрей Коротаев и др. в своей работе «Введение в социальную макродинамику, вековые циклы и тенденции тысячелетия» предлагают ряд математических моделей, описывающих коллапс аграрных цивилизаций. Например, основную логику «фискально-демографической» модели Турчина можно изложить следующим образом: на начальном этапе социально-демографического цикла мы наблюдаем относительно высокие уровни производства и потребления на душу населения, что приводит не только к относительно высоким роста населения. темпам , но и к относительно высоким темпам прибавочного производства. В результате на этом этапе население может без особых проблем платить налоги, налоги достаточно легко собираются, а рост населения сопровождается ростом государственных доходов. На промежуточном этапе увеличивающийся прирост населения приводит к снижению уровня производства и потребления на душу населения, становится все труднее собирать налоги, государственные доходы перестают расти, тогда как государственные расходы растут за счет роста контролируемого населения. государством. В результате на этом этапе государство начинает испытывать значительные финансовые проблемы. На заключительных этапах, предшествовавших коллапсу, перенаселение приводит к дальнейшему снижению производства на душу населения, прибавочное производство еще больше снижается, государственные доходы сокращаются, но государству требуется все больше и больше ресурсов для контроля растущего (хотя и все более низкими темпами) населения. В конечном итоге это приводит к голоду, эпидемиям, государственному распаду, демографическому и цивилизационному коллапсу. [86] [87]
  • Питер Хизер рассуждает в своей книге «Падение Римской империи: новая история Рима и варваров». [88] что эта цивилизация закончилась не по моральным или экономическим причинам, а потому, что столетия контактов с варварами по ту сторону границы породили своего собственного врага, сделав их более изощренным и опасным противником. Тот факт, что Риму требовалось получать все большие доходы для оснащения и переоснащения армий, впервые неоднократно терпевших поражение на поле боя, привел к расчленению Империи. Хотя этот аргумент характерен для Рима, его также можно применить к Азиатской империи египтян, к династиям Хань и Тан в Китае, к мусульманскому халифату Аббасидов и другим.
  • Брайан Уорд-Перкинс в своей книге «Падение Рима и конец цивилизации » [89] утверждает, основываясь в основном на археологических данных, что крах римской цивилизации в Западной Европе оказал пагубное влияние на уровень жизни населения, в отличие от некоторых историков, которые преуменьшают это значение. Коллапс сложного общества означал, что даже базовая сантехника для элиты исчезла с континента на 1000 лет. Подобные последствия были постулированы для Темного века после краха позднего бронзового века в Восточном Средиземноморье, краха майя , на острове Пасхи и в других местах.
  • Артур Демарест утверждает в книге « Древние майя: взлет и падение цивилизации тропических лесов» : [90] Используя целостный подход к новейшим данным археологии, палеоэкологии и эпиграфики, мы видим, что ни одно объяснение не является достаточным, но что ряд хаотичных, сложных событий, включая потерю плодородия почвы, засуху и рост уровня внутреннего и внешнего насилия, привели к распад дворов царств майя, положивший начало спирали упадка и распада. Он утверждает, что крах майя может послужить уроком для современной цивилизации.
  • Джеффри А. Макнили недавно предположил, что «обзор исторических свидетельств показывает, что прошлые цивилизации имели тенденцию чрезмерно эксплуатировать свои леса, и что такое злоупотребление важными ресурсами было важным фактором упадка чрезмерно эксплуатирующего общества». [91]
  • Томас Гомер-Диксон считает падение рентабельности инвестиций в энергетику . Соотношение затраченной энергии и ее выхода имеет решающее значение для ограничения выживания цивилизаций. По его мнению, степень социальной сложности тесно связана с количеством доступной энергии, которую позволяют экологические, экономические и технологические системы. Когда это количество уменьшится, цивилизациям придется либо получить доступ к новым источникам энергии, либо погибнуть. [92]
  • Феликс Конечный в своей работе «О множественности цивилизаций» называет свое исследование наукой о цивилизациях. Он утверждает, что цивилизации рушатся не потому, что они должны или существует некая циклическая или «биологическая» продолжительность жизни, и что все еще существуют две древние цивилизации – брамино-индуистская и китайская – которые не готовы к падению в ближайшее время. Конечный утверждал, что цивилизации нельзя смешивать в гибриды: низшая цивилизация, получившая равные права внутри высокоразвитой цивилизации, преодолеет ее. Одно из утверждений Конечного в его исследовании цивилизаций заключается в том, что «человек не может быть цивилизованным двумя или более способами», не впадая при этом в то, что он называет «абцивилизованным состоянием» (то есть ненормальным). Он также заявил, что когда две или более цивилизации существуют рядом друг с другом и пока они жизнеспособны, они будут находиться в экзистенциальной борьбе, навязывая друг другу свой собственный «метод организации социальной жизни». [93] Поглощение чуждого «метода организации общественной жизни», то есть цивилизации, и придание ей равных прав приводит к процессу распада и разложения.

Будущее [ править ]

Карта мира основных цивилизаций согласно политической гипотезе Столкновение цивилизаций» « Сэмюэля П. Хантингтона .

По мнению политолога Сэмюэля П. Хантингтона , XXI век будет характеризоваться столкновением цивилизаций . [48] который, по его мнению, заменит конфликты между национальными государствами и идеологиями, которые были заметны в 19 и 20 веках. Однако эта точка зрения была решительно оспорена другими, такими как Эдвард Саид , Мухаммед Асади и Амартия Сен . [94] Рональд Инглхарт и Пиппа Норрис утверждают, что «истинное столкновение цивилизаций» между мусульманским миром и Западом вызвано неприятием мусульманами более либеральных сексуальных ценностей Запада, а не различиями в политической идеологии, хотя они отмечают, что этого не хватает. Толерантность, вероятно, приведет к возможному отказу от (истинной) демократии. [95] В книге «Идентичность и насилие» Сен задается вопросом, следует ли делить людей по принципу предполагаемой «цивилизации», определяемой только религией и культурой. Он утверждает, что это игнорирует многие другие идентичности, составляющие людей, и приводит к сосредоточению внимания на различиях.

Историк культуры Моррис Берман утверждает в книге «Темные века Америки: конец империи» , что в корпоративно-потребительских Соединенных Штатах те самые факторы, которые когда-то привели их к величию – крайний индивидуализм, территориальная и экономическая экспансия, а также стремление к материальному богатству – подтолкнули Соединенные Штаты перешли критический порог, когда крах неизбежен. Политически связанный с чрезмерным охватом, а также в результате истощения окружающей среды и поляризации богатства между богатыми и бедными, он приходит к выводу, что нынешняя система быстро приближается к ситуации, когда продолжение существующей системы обременено огромным дефицитом и опустошенным экономика физически, социально, экономически и политически невозможна. [96] Хотя тезис Бермана разработан гораздо глубже, он в некотором смысле похож на тезис градостроителя Джейн Джейкобс , которая утверждает, что пять столпов культуры Соединенных Штатов находятся в серьезном упадке: сообщество и семья; высшее образование; эффективная научная практика; налогообложение и правительство; и саморегулирование изучаемых профессий. Коррозия этих столпов, утверждает Джейкобс, связана с такими социальными бедами, как экологический кризис, расизм и растущая пропасть между богатыми и бедными. [97]

Культурный критик и писатель Деррик Дженсен утверждает, что современная цивилизация направлена ​​на доминирование над окружающей средой и самим человечеством по своей сути вредным, неустойчивым и саморазрушительным способом. [98] Защищая свое определение как лингвистически, так и исторически, он определяет цивилизацию как «культуру... которая одновременно приводит к росту городов и возникает в результате него», при этом «города» определяются как «люди, живущие более или менее постоянно в одном месте с высокой плотностью населения». достаточно, чтобы потребовать регулярного ввоза продуктов питания и других предметов первой необходимости». [99] По его мнению, потребность цивилизаций в импорте все большего количества ресурсов проистекает из чрезмерной эксплуатации и истощения собственных местных ресурсов. Таким образом, цивилизации по своей сути принимают империалистическую и экспансионистскую политику и, чтобы поддерживать ее, высоко милитаризованные, иерархически структурированные и основанные на принуждении культуры и образ жизни.

Шкала Кардашева классифицирует цивилизации на основе их уровня технологического прогресса, измеряемого, в частности, количеством энергии, которую цивилизация способна использовать. Масштаб является лишь гипотетическим, но он рассматривает потребление энергии в космической перспективе. Шкала Кардашева предполагает существование цивилизаций, гораздо более технологически развитых, чем те, которые известны в настоящее время.

Нечеловеческие цивилизации [ править ]

Нынешний научный консенсус заключается в том, что люди — единственный вид животных, обладающий когнитивной способностью создавать цивилизации, возникшие на Земле. Однако недавний мысленный эксперимент, силурийская гипотеза , рассматривает вопрос о том, можно ли «обнаружить индустриальную цивилизацию в геологических записях», учитывая скудность геологической информации об эпохах, предшествовавших четвертичному периоду . [100]

Астрономы размышляют о существовании взаимодействующих разумных цивилизаций внутри и за пределами галактики Млечный Путь, обычно используя варианты уравнения Дрейка . [101] Они проводят поиск таких сведений – например, технологических следов, называемых « техносигнатурами ». [102] Предлагаемая протонаучная область « ксеноархеология » связана с изучением останков артефактов нечеловеческих цивилизаций с целью реконструкции и интерпретации прошлых жизней инопланетных обществ, если таковые будут обнаружены и подтверждены научно. [103] [104]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Это остается самым влиятельным социологическим исследованием этой темы, порождающим собственную вторичную литературу. Примечательно, что Ганс Петер Дюрр подверг критике эту проблему в своей крупной работе (3500 страниц в пяти томах, опубликованных в 1988–2002 гг.). Элиас, которому на тот момент было 90 лет, все еще был в состоянии ответить на критику за год до своей смерти. В 2002 году Дюрр сам подвергся критике со стороны Майкла Хинца в книге Der Zivilisationsprozeß: Mythos oder Realität (2002), заявив, что его критика представляет собой ненавистную клевету на Элиаса посредством чрезмерных стандартов политкорректности . [15]
  2. ^ Например, в заголовке « Рассказ о гибели корабля Winterton East Indiaman, потерпевшего крушение у побережья Мадагаскара в 1792 году»; и о страданиях, связанных с этим событием. К этому прилагается краткий отчет о туземцах Мадагаскара с предложениями Дж. Хэтчарда, Л. Б. Сили и Т. Гамильтона относительно их цивилизаций, Лондон, 1820 г.

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Хронология» . Цифровой Египет для университетов . Университетский колледж Лондона. 2000. Архивировано из оригинала 16 марта 2008 года.
  2. ^ Хэвиленд, Уильям; и др. (2013). Культурная антропология: человеческий вызов . Cengage Обучение. п. 250. ИСБН  978-1-285-67530-5 . Архивировано из оригинала 13 июля 2019 года . Проверено 20 июня 2015 г.
  3. ^ Фернандес-Арместо, Фелипе (2001). Цивилизации: культура, амбиции и преобразование природы . Саймон и Шустер . ISBN  978-0-7432-1650-0 . Архивировано из оригинала 1 апреля 2021 года . Проверено 20 июня 2015 г.
  4. ^ Бойден, Стивен Викерс (2004). Биология цивилизации . УНСВ Пресс. стр. 7–8. ISBN  978-0-86840-766-1 . Архивировано из оригинала 30 декабря 2016 года . Проверено 20 июня 2015 г.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Зольмс-Лаубах, Франц (2007). Ницше и ранняя немецкая и австрийская социология . Вальтер де Грюйтер. стр. 115, 117, 212. ISBN.  978-3-11-018109-8 . Архивировано из оригинала 30 декабря 2016 года . Проверено 20 июня 2015 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б АбдельРахим, Лейла (2015). Детская литература, приручение и социальные основы: рассказы о цивилизации и дикой природе . Нью-Йорк: Рутледж. п. 8. ISBN  978-0-415-66110-2 . OCLC   897810261 .
  7. ^ Моррис, Ян (2013). Мера цивилизации: как социальное развитие решает судьбу наций . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-15568-5 . Архивировано из оригинала 29 мая 2023 года . Проверено 29 мая 2023 г.
  8. ^ Адамс, Роберт МакКормик (1966). Эволюция городского общества . Издатели транзакций. п. 13. ISBN  978-0-202-36594-7 . Архивировано из оригинала 30 декабря 2016 года . Проверено 20 июня 2015 г.
  9. ^ Райт, Рональд (2004). Краткая антропологическая история . Дом Ананси Пресс. ISBN  978-0-88784-706-6 .
  10. ^ Льобера, Хосеп (2003). Приглашение к антропологии . Книги Бергана. стр. 136–137. ISBN  978-1-57181-597-2 . Архивировано из оригинала 30 декабря 2016 года . Проверено 20 июня 2015 г.
  11. ^ Болешти, Мария (2013). Варварство и его недовольство . Издательство Стэнфордского университета. ISBN  978-0-8047-8537-2 . Архивировано из оригинала 21 ноября 2023 года . Проверено 20 июня 2015 г.
  12. ^ Манн, Майкл (1986). Источники социальной власти . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. стр. 34–41.
  13. ^ «Цивилизации» . Национальное географическое образование . Национальное географическое общество . 20 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 29 мая 2023 года . Проверено 29 мая 2023 г.
  14. ^ Салливан, Ларри Э. (2009). Глоссарий социальных и поведенческих наук SAGE . Публикации SAGE. п. 73. ИСБН  978-1-4129-5143-2 . Архивировано из оригинала 30 декабря 2016 года . Проверено 20 июня 2015 г.
  15. ^ «Денкер: Краткое описание Entlarvende» . Дер Шпигель (на немецком языке). Том. 2002, нет. 40. 30 сентября 2002 г. Архивировано из оригинала 28 февраля 2019 г. . Проверено 16 октября 2014 г.
  16. ^ Альберт Швейцер. «Философия цивилизации » в переводе К. Т. Кэмпиона (Амхерст, Нью-Йорк: Prometheus Books, 1987), стр. 91.
  17. ^ Цитируется по Эмилю Бенвенисту , Цивилизация. Вклад в историю слова [ Цивилизация. Вклад в историю слова ], 1954, опубликовано в «Проблемах общего языкознания» , Éditions Gallimard , 1966, стр. 336–345 (перевод Мэри Элизабет Мик как «Проблемы общей лингвистики» , 2 тома, 1971).
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Велкли, Ричард (2002). «Напряжение в прекрасном: о культуре и цивилизации в Руссо и немецкой философии». Быть после Руссо: философия и культура под вопросом . Издательство Чикагского университета. стр. 11–30.
  19. ^ «Цивилизация» (1974), Британская энциклопедия, 15-е изд. Том. II, Британская энциклопедия , Inc., 956. Проверено 25 августа 2007 г.
  20. ^ Лоттик, Кеннет В. (1950). «Некоторые различия между культурой и цивилизацией в социологической литературе» . Социальные силы . 28 (3): 240–250. дои : 10.2307/2572007 . ISSN   0037-7732 . JSTOR   2572007 . Архивировано из оригинала 24 октября 2023 года . Проверено 19 сентября 2023 г.
  21. ^ « О немецком нигилизме » (1999, первоначально лекция 1941 года), Интерпретация 26, вып. 3 под редакцией Дэвида Янссенса и Дэниела Тангея.
  22. ^ «Афины» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 6 января 2009 года . Проверено 31 декабря 2008 г. Древнегреческие Афины, исторический город и столица Греции. Здесь зародились многие интеллектуальные и художественные идеи классической цивилизации, и город обычно считается местом зарождения западной цивилизации.
  23. ^ Браун, Томас Дж. (1975). Афинские фурии: наблюдения над основными факторами, влияющими на политику в современной Греции, 1973–1974 гг. (Диссертация). Государственный университет Болла. Архивировано из оригинала 22 мая 2022 года . Проверено 14 августа 2022 г. Греция — живописная страна на южной оконечности Балканского полуострова, омывающая всегда голубые Эгейское, Ионическое и Адриатическое моря. Ее древнее прошлое, которое многие считают колыбелью западной цивилизации и местом зарождения демократии, долгое время было источником и источником вдохновения западной мысли. [ нужен лучший источник ]
  24. ^ Чайлд, Гордон (1950) [1923]. Что произошло в истории . Хармондсворт, Миддлсекс, Англия: Пингвин.
  25. ^ Чайлд, В. Гордон [Вир Гордон] (1951) [1936]. Человек делает себя сам . Нью-Йорк: Новая американская библиотека.
  26. ^ Никифорук, Андрей (2012). Энергия рабов: нефть и новое рабство . Ванкувер, Британская Колумбия, Канада: Greystone Books; Фонд Дэвида Сузуки. ISBN  978-1-55365-978-5 .
  27. ^ Мозли, Майкл (24 января 2005 г.). «Морские основы Андской цивилизации: развивающаяся гипотеза» . В зале Маат . Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года.
  28. ^ Мозли, Майкл (1975). Морские основы Андской цивилизации . Менло-Парк: Каммингс. ISBN  978-0-8465-4800-3 .
  29. ^ Хаджикумис, Ангелос; Робинсон, Эрик; Винер-Дэниелс, Сара, ред. (2011). Динамика неолитизации в Европе: исследования в честь Эндрю Шерратта (1-е изд.). Оксфорд-Оуквилл, Коннектикут, США: Oxbow Books. п. 1. ISBN  978-1-84217-999-4 .
  30. ^ Киггинс, Шейла. «Исследование проливает новый свет на происхождение цивилизации» . Физика.орг . Архивировано из оригинала 18 апреля 2022 года . Проверено 25 мая 2022 г.
  31. ^ Майшар, Джорам; Моав, Омер; Паскали, Луиджи (2022). «Происхождение государства: продуктивность земли или присвоение?» . Журнал политической экономии . 130 (4): 1091–1144. дои : 10.1086/718372 . hdl : 10230/57736 . S2CID   244818703 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2022 года . Проверено 17 апреля 2022 г.
  32. ^ Манн, Чарльз К. (июнь 2011 г.). «Гёбекли Тепе» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 27 февраля 2018 года . Проверено 8 июля 2011 г.
  33. ^ Стэндадж, Том (2005). История мира в 6 очках . Нью-Йорк: Уокер и компания. п. 25. ISBN  978-0-8027-1447-3 . OCLC   57009997 .
  34. ^ Гринин, Леонид (2004). «Раннее государство и его аналоги: сравнительный анализ». У Леонида Гринина; Роберт Карнейро; Дмитрий Бондаренко; Николай Крадин; Андрей Коротаев (ред.). Раннее государство, его альтернативы и аналоги . Волгоград: Издательство Учитель. стр. 88–133. ISBN  978-5-7057-0547-4 . OCLC   56596768 . Архивировано из оригинала 26 октября 2023 года . Проверено 22 сентября 2023 г.
  35. ^ Бондаренко Дмитрий; Гринин Леонид; Коротаев, Андрей В. (2004). «Альтернативы социальной эволюции». У Леонида Гринина; Роберт Карнейро; Дмитрий Бондаренко; Николай Крадин; Андрей Коротаев (ред.). Раннее государство, его альтернативы и аналоги . Волгоград: Издательство Учитель. стр. 3–27. ISBN  978-5-7057-0547-4 . OCLC   56596768 .
  36. ^ Богуцкий, Питер (1999). Происхождение человеческого общества . Молден, Массачусетс (США): Уайли Блэквелл. ISBN  978-1-55786-349-2 .
  37. ^ Ли, Ричард Боршей; ДеВор, Ирвен, ред. (1968). Человек-охотник: первое интенсивное исследование единственного, решающего этапа человеческого развития — когда-то универсального охотничьего образа жизни человека . При содействии Джилл Нэш-Митчелл (1-е изд.). Альдин. ISBN  978-0-202-33032-7 .
  38. ^ Бек, Роджер Б.; Линда Блэк; Ларри С. Кригер; Филип К. Нейлор; Дахия Ибо Шабака (1999). Всемирная история: закономерности взаимодействия . Эванстон, Иллинойс: Макдугал Литтел. ISBN  978-0-395-87274-1 .
  39. ^ Стеккель, Ричард Х. (4 января 2016 г.). «Новый свет на «темные века» ». История социальных наук . 28 (2): 211–229. дои : 10.1017/S0145553200013134 . S2CID   143128051 .
  40. ^ Кепке, Никола; Батен, Йорг (1 апреля 2005 г.). «Биологический уровень жизни в Европе за последние два тысячелетия». Европейский обзор экономической истории . 9 (1): 61–95. дои : 10.1017/S1361491604001388 . hdl : 10419/47594 . JSTOR   41378413 .
  41. ^ Лейтвайлер, Кристен (30 мая 2001 г.). «Индейцы американских равнин имели здоровье и рост» . Научный американец . Архивировано из оригинала 20 апреля 2021 года . Проверено 20 апреля 2021 г.
  42. ^ Паукетат, Тимоти Р. (2004). Древняя Кахокия и Миссисипи . Издательство Кембриджского университета. п. 169. ИСБН  978-0-521-52066-9 .
  43. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Смитерс, Грегори Д. (2009). «Погоня за цивилизованным человеком: раса и значение цивилизации в Соединенных Штатах и ​​Австралии, 1790–1850-е годы». Журнал всемирной истории . 20 (2): 245–272. дои : 10.1353/jwh.0.0047 . S2CID   143956999 .
  44. ^ «Заявление ASA об использовании слова «примитив» для описания современных человеческих групп» . Ассоциация социальных антропологов. Архивировано из оригинала 14 ноября 2011 года.
  45. ^ Боуден, Бретт (2015). «Цивилизация и ее последствия». Оксфордский справочник по политическим темам . Оксфордский академический. Архивировано из оригинала 29 июля 2023 года . Проверено 29 июля 2023 г.
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гераклид, Алексис; Диалла, Ада (2015). «3 Европоцентризм, «цивилизация» и «варвары» ». Гуманитарная интервенция в долгом девятнадцатом веке: создание прецедента . Издательство Манчестерского университета. стр. 31–56. дои : 10.2307/j.ctt1mf71b8.7 . JSTOR   j.ctt1mf71b8.7 . Архивировано из оригинала 29 июля 2023 года . Проверено 29 июля 2023 г.
  47. ^
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хантингтон, Сэмюэл П. (1997). Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка . Саймон и Шустер. п. 43. ИСБН  978-1-4165-6124-8 . Архивировано из оригинала 30 декабря 2016 года . Проверено 20 июня 2015 г.
  49. ^ «Ключевые компоненты цивилизации» . Национальное географическое образование . Национальное географическое общество. 17 августа 2023 года. Архивировано из оригинала 19 июля 2023 года . Проверено 19 сентября 2023 г.
  50. ^ Вегенер, Корин; Выдра, Марьян (весна 2008 г.). «Культурные ценности во время войны: защита наследия во время вооруженного конфликта» . Информационный бюллетень Института охраны природы Гетти . Том. 23, нет. 1. Архивировано из оригинала 11 октября 2022 года . Проверено 19 сентября 2023 г.
  51. ^ Стиффман, Иден (11 мая 2015 г.). «Сохранение культуры во время стихийных бедствий и в зонах боевых действий представляет собой серьезную проблему» . Хроника благотворительности . Архивировано из оригинала 24 октября 2023 года . Проверено 19 сентября 2023 г.
  52. ^ Хайдер, Ганс (29 июня 2012 г.). «Интервью с Карлом Габсбургом: «Неправильное использование культурных ценностей — наказуемое правонарушение» » [Интервью с Карлом Габсбургом: «Неправильное использование культурных ценностей — наказуемое правонарушение»]. Wiener Zeitung (на немецком языке).
  53. ^ « Защита культурных ценностей: Карл фон Габсбург с миссией в Ливане». Газета «Кроне» (на немецком языке). 28 апреля 2019 года. Архивировано из оригинала 26 мая 2020 года . Проверено 18 декабря 2020 г.
  54. ^ «МККК и «Голубой щит» подписали Меморандум о взаимопонимании, 26 февраля 2020 г.» . 26 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 22 марта 2020 года . Проверено 18 декабря 2020 г.
  55. ^ Фридрих Шиппер (6 марта 2015 г.). «Иконоборчество: глобальные нормы защиты культурных ценностей не применяются». Стандарт (на немецком языке).
  56. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шпенглер, Освальд (1928). Упадок Запада . Том. II: Перспективы всемирной истории . Перевод Аткинсона, Чарльза Фрэнсиса (пересмотренная редакция). Лондон: Джордж Аллен Анвин.
  57. ^ Альгазе, Гильермо, Мировая система Урука: динамика расширения ранней месопотамской цивилизации (второе издание, 2004 г.) ( ISBN   978-0-226-01382-4 )
  58. ^ Уилкинсон, Дэвид (осень 1987 г.). «Центральная цивилизация» . Сравнительный обзор цивилизаций . Том. 17. С. 31–59. Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 года . Проверено 28 августа 2014 г.
  59. ^ Карнейро, Роберт Л. (21 августа 1970 г.). «Теория происхождения государства» . Наука . 169 (3947): 733–738. Бибкод : 1970Sci...169..733C . дои : 10.1126/science.169.3947.733 . ISSN   0036-8075 . ПМИД   17820299 . S2CID   11536431 . Архивировано из оригинала 30 мая 2014 года . Проверено 5 августа 2014 г. Явные теории происхождения государства относительно современны [...] эпоха исследований, заставившая европейцев осознать, что многие народы во всем мире жили не в государствах, а в независимых деревнях или племенах, сделали государство менее естественным. , и, следовательно, больше нуждается в объяснении.
  60. ^ Игли, Элис Х.; Вуд, Венди (июнь 1999 г.). «Истоки половых различий в человеческом поведении: развитые предрасположенности и социальные роли» . Американский психолог . 54 (6): 408–423. дои : 10.1037/0003-066x.54.6.408 . Архивировано из оригинала 17 августа 2000 года.
  61. ^ «BBC - История - Глубокая древняя история: Обзор: от неолита до бронзового века, 8000–800 до н.э.» . Архивировано из оригинала 12 мая 2021 года . Проверено 21 июля 2017 г.
  62. ^ Мур, Эндрю М.Т.; Хиллман, Гордон С.; Легг, Энтони Дж. (2000). Деревня на Евфрате: от собирательства к сельскому хозяйству в Абу-Хурейре . (Издательство Оксфордского университета).
  63. ^ Хиллман, Гордон; Хеджес, Роберт; Мур, Эндрю; Колледж, Сьюзен; Петтит, Пол (27 июля 2016 г.). «Новые свидетельства выращивания зерновых в позднеледниковье в Абу-Хурейре на Евфрате». Голоцен . 11 (4): 383–393.
  64. ^ Сравните: Милтон-Эдвардс, Беверли (май 2003 г.). «Ирак, прошлое, настоящее и будущее: полностью современный мандат?» . История и политика . Великобритания. Архивировано из оригинала 8 декабря 2010 года . Проверено 9 декабря 2010 г. Плодородная земля между Тигром и Евфратом вдохновила на некоторые из наиболее важных событий в истории человечества, включая изобретение колеса, посадку первых зерновых культур и развитие скорописи.
  65. ^ Хаас, Джонатан; Кример, Уинифред; Руис, Альваро (декабрь 2004 г.). «Датировка позднеархаической оккупации региона Норте-Чико в Перу». Природа . 432 (7020): 1020–1023. Бибкод : 2004Natur.432.1020H . дои : 10.1038/nature03146 . ISSN   0028-0836 . ПМИД   15616561 . S2CID   4426545 .
  66. ^ Кеннетт, Дуглас Дж.; Винтерхалдер, Брюс (2006). Поведенческая экология и переход к сельскому хозяйству . Издательство Калифорнийского университета. стр. 121–. ISBN   978-0-520-24647-8 . Проверено 27 декабря 2010 г.
  67. ^ Мо II, Томас Х. (1 ноября 2012 г.). «Болгары находят старейший европейский город, центр добычи соли» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 4 мая 2019 года . Проверено 1 ноября 2012 г.
  68. ^ Норман, Джереми М. (ред.). «Самый ранний доисторический город в Европе, около 4700–4200 гг. до н. э.» . История информации Джереми Нормана: изучение истории информации и средств массовой информации через временные рамки . Архивировано из оригинала 2 июля 2012 года . Проверено 19 сентября 2023 г. . . Ранее: Джереми Норман «От наскальных рисунков до Интернета»: хронологические и тематические исследования по истории информации и средств массовой информации . . (Архивная запись от 2 июля 2012 г.)
  69. ^ Сквайрс, Ник (31 октября 2012 г.). «Археологи нашли самый доисторический город Европы» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2012 года . Проверено 1 ноября 2012 г. Археологи в Болгарии полагают, что они обнаружили старейший доисторический город Европы, поселение, основанное почти за 5000 лет до Рождества Христова [...] «Город», известный как Провадия-Солницата, был небольшим по современным меркам и имел бы около 350 жителей.
  70. ^ Николов, Василий. «Соль, раннее комплексное общество, урбанизация: Провадия-Солницата (5500–4200 до н. э.) (Аннотация)» (PDF) . Болгарская академия наук . Архивировано (PDF) из оригинала 23 января 2013 года . Проверено 1 ноября 2012 г. По критериям, принятым для того периода, доисторическое поселение Провадия-Солницата можно было определить как доисторический город, существовавший в середине и второй половине V тысячелетия до нашей эры.
  71. ^ Де Мео, Джеймс (2-е издание), «Сахаразия»
  72. ^ Фрай, Дэвид (27 августа 2019 г.) [2018]. «Акушерка цивилизации: строители стен на заре истории: Древний Ближний Восток, 2500–500 гг. До н.э.». Стены: История цивилизации в крови и кирпиче (переиздание). Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN  978-1-5011-7271-7 . Архивировано из оригинала 6 мая 2023 года . Проверено 15 апреля 2023 г.
  73. ^ Португалии, Жюваль (6 декабря 2012 г.) [2000]. «Самоорганизация и городские революции: от городской революции до городской революции». Самоорганизация и город (переиздание). Берлин: Springer Science & Business Media. п. 306. ИСБН  978-3-662-04099-7 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2023 года . Проверено 15 апреля 2023 г. Городская революция, произошедшая 5500 лет назад, является в то же время подъемом цивилизации . [...] среди ученых существует общий консенсус относительно общей картины революции Чайльда, как она изображена выше [...].
  74. ^ Чайлд, В. Гордон (1950). «Городская революция». Обзор городского планирования . 21 (1): 3–17. дои : 10.3828/tpr.21.1.k853061t614q42qh . ISSN   0041-0020 . S2CID   39517784 .
  75. ^ Уоттс, Джозеф; Шиэн, Оливер; Аткинсон, Квентин Д.; Бульбулия, Джозеф; Грей, Рассел Д. (4 апреля 2016 г.). «Ритуальные человеческие жертвоприношения способствовали и поддерживали эволюцию стратифицированных обществ» . Природа . 532 (7598): 228–231. Бибкод : 2016Natur.532..228W . дои : 10.1038/nature17159 . ПМИД   27042932 . S2CID   4450246 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2023 года . Проверено 15 апреля 2023 г. Мы находим сильную поддержку моделей, в которых человеческие жертвоприношения стабилизируют социальную стратификацию, как только она возникла, и способствуют переходу к строго унаследованным классовым системам.
  76. ^ Карньеро, RL (редактор) (1967). Эволюция общества: отрывки из «Принципов социологии » Герберта Спенсера (Чикаго: University of Chicago Press), стр. 32–47, 63–96, 153–165.
  77. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уоттс, Джозеф; Шиэн, Оливер; Аткинсон, Квентин Д.; Бульбулия, Джозеф; Грей, Рассел Д. (4 апреля 2016 г.). «Ритуальные человеческие жертвоприношения способствовали и поддерживали эволюцию стратифицированных обществ». Природа . 532 (7598): 228–231. Бибкод : 2016Natur.532..228W . дои : 10.1038/nature17159 . ПМИД   27042932 . S2CID   4450246 .
  78. ^ Манн, Чарльз К. (2006) [2005]. 1491: Новые открытия Америки до Колумба . Винтажные книги. стр. 199–212. ISBN   1-4000-3205-9 .
  79. ^ Ольмедо Вера, Бертина (1997). А. Арельяно Эрнандес; и др. (ред.). Майя классического периода . Мехико, Мексика: Национальный совет по культуре и искусству (КОНАКУЛЬТА). п. 26 ISBN   978-970-18-3005-5 .
  80. ^ Сандерс, Уильям Т.; Вебстер, Дэвид (1988). «Мезоамериканская городская традиция». Американский антрополог . 90 (3): 521–546. дои : 10.1525/aa.1988.90.3.02a00010 . ISSN   0002-7294 . JSTOR   678222 .
  81. ^ Тарнас, Ричард (1993). Страсти западного разума: понимание идей, которые сформировали наше мировоззрение (Ballantine Books)
  82. ^ Фергюсон, Найл (2011). Цивилизация .
  83. ^ Тойнби, Арнольд (1946). Исследование истории . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
  84. ^ Массимо Кампанини (2005), Исследования Ибн Халдуна. Архивировано 28 августа 2019 г. в Wayback Machine , Polimetrica sas, стр. 75
  85. ^ Гиббон, Упадок и падение Римской империи , 2-е изд., том. 4, изд. Дж. Б. Бери (Лондон, 1909), стр. 173–174. Глава XXXVIII: Царствование Хлодвига. Часть VI. Общие наблюдения о падении Римской империи на Западе.
  86. ^ Питер Турчин. Историческая динамика . Издательство Принстонского университета , 2003: 121–127.
  87. ^ Секулярные циклы и тенденции тысячелетия. Москва: Российская академия наук, 2006 . Архивировано из оригинала 18 сентября 2018 года . Проверено 6 января 2020 г.
  88. ^ Питер Дж. Хизер (2005). Падение Римской империи: новая история Рима и варваров . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-515954-7 . Архивировано из оригинала 19 июня 2013 года . Проверено 22 июня 2012 г.
  89. ^ Брайан Уорд-Перкинс (2006). Падение Рима: и конец цивилизации . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-280728-1 . Проверено 22 июня 2012 г.
  90. ^ Демарест, Артур (9 декабря 2004 г.). Древние майя: взлет и падение цивилизации тропических лесов . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-53390-4 .
  91. ^ Макнили, Джеффри А. (1994) «Уроки прошлого: леса и биоразнообразие» (Том 3, № 1, 1994. Биоразнообразие и сохранение )
  92. ^ « Перевернутая сторона: катастрофа, творчество и обновление цивилизации » . Архивировано из оригинала 12 октября 2017 года . Проверено 17 апреля 2015 г.
  93. ^ Конечный, Феликс (1962) О множественности цивилизаций , посмертный английский перевод Polonica Publications, Лондон ASIN   B0000CLABJ . Первоначально опубликовано на польском языке: O Wielości Cywilizacyj , Gebethner & Wolff, Краков, 1935 г.
  94. ^ Асади, Мухаммед (22 января 2007 г.). «Критика столкновения цивилизаций Хантингтона » . Я и другие . Архивировано из оригинала 26 апреля 2009 года . Проверено 23 января 2009 г.
  95. ^ Инглхарт, Рональд; Пиппа Норрис (март – апрель 2003 г.). «Истинное столкновение цивилизаций» . Глобальный политический форум . Архивировано из оригинала 20 января 2019 года . Проверено 23 января 2009 г.
  96. ^ Берман, Моррис (2007), Темные века Америки: Конец Империи (W.W. Нортон)
  97. ^ Джейкобс, Джейн (2005). Впереди темные века (иллюстрированное издание). Винтаж; Случайный дом. ISBN  978-1-4000-7670-3 .
  98. ^ Дженсен, Деррик (2006), Финал: Проблема цивилизации , Том 1 и Том 2 (Seven Stories Press)
  99. ^ Дженсен, Деррик (2006), Финал: Проблема цивилизации , Том 1 (Seven Stories Press), стр. 17
  100. ^ Шмидт, Гэвин А.; Фрэнк, Адам (10 апреля 2018 г.). «Силурийская гипотеза: можно ли обнаружить индустриальную цивилизацию в геологических записях?». arXiv : 1804.03748 [astro-ph.EP].
  101. ^ Вестби, Том; Конселиче, Кристофер Дж. (15 июня 2020 г.). «Астробиологические коперниканские слабые и сильные ограничения разумной жизни» . Астрофизический журнал . 896 (1): 58. arXiv : 2004.03968 . Бибкод : 2020ApJ...896...58W . дои : 10.3847/1538-4357/ab8225 . S2CID   215415788 .
  102. ^ Сокас-Наварро, Гектор; Хакк-Мисра, Джейкоб; Райт, Джейсон Т.; Коппарапу, Рави; Бенфорд, Джеймс; Дэвис, Росс; Участники семинара TechnoClimes 2020 (1 мая 2021 г.). «Концепции будущих миссий по поиску техносигнатур» . Акта Астронавтика . 182 : 446–453. arXiv : 2103.01536 . Бибкод : 2021AcAau.182..446S . дои : 10.1016/j.actaastro.2021.02.029 . ISSN   0094-5765 . S2CID   232092198 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 17 апреля 2021 г. {{cite journal}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  103. ^ МакГи, Бен В. (1 ноября 2010 г.). «Призыв к активным рекомендациям по ксеноархеологии - научные, политические и социально-политические соображения». Космическая политика . 26 (4): 209–213. Бибкод : 2010СпПол..26..209М . doi : 10.1016/j.spacepol.2010.08.003 . ISSN   0265-9646 .
  104. ^ МакГи, BW (1 декабря 2007 г.). «Археология и планетология: вступая в новую эру междисциплинарных исследований» . Тезисы осеннего собрания АГУ . 2007 : 41А–0203. Бибкод : 2007AGUFM.P41A0203M . Архивировано из оригинала 11 ноября 2021 года . Проверено 11 ноября 2021 г.

Библиография [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Гриббин, Джон , «Один в Млечном Пути: почему мы, вероятно, единственная разумная жизнь в галактике», Scientific American , vol. 319, нет. 3 (сентябрь 2018 г.), стр. 94–99. «Вероятно ли существование жизни где-нибудь еще в галактике [Млечный Путь]? Почти наверняка да, учитывая скорость, с которой она появилась на Земле. Вероятно ли существование сегодня еще одной технологической цивилизации? Почти наверняка нет, учитывая цепочку обстоятельств, которые привели к Наше существование Эти соображения предполагают, что мы уникальны не только на нашей планете, но и во всем Млечном Пути. И если наша планета настолько особенная, становится тем более важным сохранить этот уникальный мир для себя, наших потомков и многих живых существ. которые называют Землю своим домом». (стр. 99.)

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3c6ae9a8beb24cbfca61e4c8a0bf2d2b__1717247820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/2b/3c6ae9a8beb24cbfca61e4c8a0bf2d2b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Civilization - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)