Jump to content

Кочевое скотоводство

(Перенаправлено с кочевого скотовода )

Кочевое скотоводство — это форма скотоводства при которой скот выпасают , в поисках свежих пастбищ, на которых можно пастись . Настоящие кочевники следуют нерегулярному образцу передвижения, в отличие от отгонного животноводства , при котором сезонные пастбища являются фиксированными. [1] Однако это различие часто не соблюдается, и для обоих используется термин «кочевник», а в исторических случаях регулярность перемещений в любом случае часто неизвестна. Пастушный скот включает крупный рогатый скот , водяных буйволов , яков , лам , овец , коз , северных оленей , лошадей , ослов или верблюдов , а также смеси видов. Кочевое скотоводство обычно практикуется в регионах с небольшим количеством пахотных земель , обычно в развивающихся странах , особенно в степных землях к северу от сельскохозяйственной зоны Евразии. [2] Скотоводы часто торгуют с оседлыми земледельцами , обменивая мясо на зерно, однако известны случаи совершения набегов.

Из примерно 30–40 миллионов кочевых скотоводов во всем мире большинство проживает в Центральной Азии и Сахельском регионе Северной и Западной Африки, например фулани , туареги и тубу , а некоторые также на Ближнем Востоке , например, традиционно бедуины и в других частях Африки, таких как Нигерия и Сомали . Увеличение поголовья может привести к чрезмерному выпасу территорий и опустыниванию, если землям не позволят полностью восстановиться между одним периодом выпаса и следующим. Увеличение огораживания и ограждения земель привело к уменьшению количества земли для этой практики.

Существует значительная неопределенность относительно того, в какой степени различные причины деградации влияют на пастбища. Были выявлены различные причины, в том числе чрезмерный выпас, добыча полезных ископаемых, сельскохозяйственная мелиорация, вредители и грызуны, свойства почвы, тектоническая активность и изменение климата. [3] В то же время утверждается, что некоторые данные, такие как чрезмерный выпас скота и затоваривание поголовья, могут быть завышены, в то время как другие, такие как изменение климата, горнодобывающая промышленность и сельскохозяйственная мелиорация, могут быть занижены. В этом контексте также существует неопределенность относительно долгосрочного воздействия поведения человека на пастбища по сравнению с небиотическими факторами. [4]

Происхождение и история

[ редактировать ]
Обзорная карта мира середины I тысячелетия до нашей эры:
  кочевники-скотоводы

Кочевое скотоводство было результатом неолитической революции и возникновения земледелия . Во время этой революции люди начали приручать животных и растения для еды и начали формировать города. Кочевничество обычно существовало в симбиозе с такими оседлыми культурами, обменивавшими продукты животного происхождения (мясо, шкуры, шерсть, сыр и другие продукты животного происхождения) на промышленные товары, не производимые кочевыми скотоводами. Анри Флейш предварительно предположил, что неолитическая индустрия Ливана пастушеская может относиться к эпипалеолиту и что она, возможно, использовалась одной из первых культур кочевых пастухов в долине Бекаа . [5] [6] Эндрю Шерратт показывает, что «раннее земледельческое население использовало домашний скот в основном для производства мяса, и что по мере того, как земледельцы адаптировались к новым условиям, особенно в полузасушливой зоне, изучались и другие варианты его применения». [7]

Молодой пастух племени масаи в Кении .

В прошлом утверждалось, что кочевники-скотоводы не оставили после себя археологических следов или были обедневшими, но теперь это оспаривается. [8] и явно не так было для многих древних евразийских кочевников , оставивших после себя очень богатые курганные захоронения. Пасторальные кочевья идентифицируются по их расположению вне зоны земледелия, отсутствию зерна или оборудования для переработки зерна, ограниченной и характерной архитектуре, преобладанию костей овец и коз, а также по этнографической аналогии с современными пастушескими кочевым народами. [9] Юрис Зариньш предположил, что скотоводческое кочевничество началось как культурный образ жизни после климатического кризиса 6200 г. до н.э., когда харифская керамика, занимавшаяся охотой-собирательством на Синае, соединилась с земледельцами докерамического неолита B, образовав мунхата. [10] культура, кочевой образ жизни, основанный на приручении животных , перерастающий в ярмукскую [11] а затем в околоаравийский кочевой пастырский комплекс и распространение протосемитских языков. [12]

В Центральной Азии бронзового века кочевое население связано с самыми ранними перемещениями зерна проса и пшеницы через регион, который в конечном итоге стал центральным для Шелкового пути . [13] Ранние индоевропейские миграции из Понтийско-Каспийской степи распространили происхождение Ямной скотоводческое степи и индоевропейские языки на большую часть Евразии. [14] [15] К средневековому периоду в Центральной Азии кочевые сообщества демонстрировали изотопно разнообразный рацион питания, что предполагает множество стратегий существования. [16]

Кочевой образ жизни в сезон

[ редактировать ]
Доение оленей в лесу; западный Финнмарк , конец 1800-х гг.

Часто традиционные кочевые группы переходят на регулярный сезонный отгон скота. Пример нормального кочевнического цикла в северном полушарии:

  • Весна (с начала апреля до конца июня) – переходный период.
  • Лето (конец июня – конец сентября) – более высокое плато.
  • Осень (середина сентября – конец ноября) – переходный период.
  • Зима (с декабря до конца марта) – пустынные равнины. [17]

Перемещения в этом примере составляют примерно от 180 до 200 км. Лагеря создаются в одном и том же месте каждый год; часто полупостоянные убежища строятся хотя бы в одном месте на этом пути миграции.

В субрегионах, таких как Чад, цикл кочевого скотоводства выглядит следующим образом:

  • В сезон дождей группы проживают в поселке, предназначенном для комфортного проживания. Деревни часто построены из прочного материала, например глины. Старики и женщины остаются в этой деревне, когда другие люди перегоняют стада в засушливый сезон.
  • В засушливый сезон люди перегоняют свои стада в южные деревни, носящие более временный характер. Затем они переезжают вглубь страны, где остаются в палаточных лагерях.

В Чаде крепкие деревни называются хилле, менее крепкие — данкхаут, а палаточные — ферик. [18]

Аккаунт Дэвида Кристиана

[ редактировать ]
Мальчик пасет стадо овец в Индии.

Дэвид Кристиан сделал следующие наблюдения о скотоводстве. [19] Земледелец живет за счет одомашненных растений, а скотовод – за счет домашних животных. Поскольку животные находятся выше в пищевой цепи, скотоводство поддерживает более редкую популяцию, чем сельское хозяйство. Преобладает скотоводство там, где из-за низкого количества осадков земледелие становится непрактичным. Полное скотоводство потребовало революции в производстве вторичных продуктов, когда животных начали использовать для получения шерсти, молока, верховой езды и тяги, а также мяса. Там, где трава скудна, стада приходится перегонять, что приводит к кочевничеству. Некоторые народы ведут полностью кочевой образ жизни, тогда как другие живут в защищенных зимних стоянках, а летом уводят свои стада в степь. Некоторые кочевники путешествуют на большие расстояния, обычно летом на север, а зимой на юг. Вблизи гор стада летом перегоняют в гору, а зимой вниз ( отгонное животноводство ). Скотоводы часто торгуют со своими аграрными соседями или совершают набеги.

Кристиан отличал «Внутреннюю Евразию», которая была пасторальной, с несколькими охотниками-собирателями на крайнем севере, от «Внешней Евразии», полумесяца аграрных цивилизаций от Европы через Индию до Китая. Высокая цивилизация основана на сельском хозяйстве, где крестьяне-плательщики налогов поддерживают землевладельцев-аристократов, королей, города, грамотность и ученых. Пастырские общества менее развиты и, как следствие, по мнению Христиана, более эгалитарны. Одно племя часто доминировало над своими соседями, но эти «империи» обычно распадались примерно через сто лет. Сердцем скотоводства являются евразийские степи . В центре Евразии скотоводство распространилось на юг до Ирана и окружило аграрные города-оазисы. Когда скотоводческие и аграрные общества вступили в войну, конная мобильность уравновешивала большее количество людей. Попытки аграрных цивилизаций завоевать степь обычно терпели неудачу вплоть до последних нескольких столетий. Скотоводы часто совершали набеги, а иногда и регулярно собирали дань со своих соседей-фермеров. Особенно в северном Китае [20] и Иране они иногда завоевывали земледельческие общества, но эти династии обычно были недолговечными и распадались, когда кочевники становились «цивилизованными» и теряли свои воинственные добродетели.

По всему миру

[ редактировать ]
Торговец верблюдами в Харгейсе , Сомалиленд .

Кочевое скотоводство исторически было широко распространено в менее плодородных регионах Земли. Он встречается в районах с малым количеством осадков, таких как Аравийский полуостров, населенный бедуинами , а также Северо-Восточная Африка , населенная, среди других этнических групп, сомалийцами (где верблюдов , крупного рогатого скота, овец и коз). особенно распространено кочевое скотоводство [21] Кочевое отгонное животноводство также распространено в районах с суровым климатом, таких как Северная Европа и Россия, где проживают коренные народы саамы , ненцы и чукчи . По оценкам, в мире насчитывается 30–40 миллионов кочевников. [22] Кочевники-скотоводы и полукочевые скотоводы составляют значительное, но сокращающееся меньшинство в таких странах, как Саудовская Аравия (вероятно, менее 3%), Иран (4%) и Афганистан (максимум 10%). Они составляют менее 2% населения стран Северной Африки, за исключением Ливии и Мавритании . [23]

Евразийская степь была в основном населена кочевниками-скотоводами с поздних доисторических времен, с рядом народов, известных под названиями, данными им окружающими грамотными оседлыми обществами, включая бронзового века протоиндоевропейцев , а позже протоиндоевропейцев. Иранцы , скифы , сарматы , киммерийцы , массагеты , аланы , печенеги , половцы , кипчаки , карлуки , саки , юэчжи , усуни , цзе сяньбей , , хунну, , кидани паннонские , авары гунны , джунгары , монголы и различные тюрки .

Монголы были кочевым народом, который практиковал на территории нынешней Монголии , России и Китая, а также татары или тюрки Восточной Европы и Центральной Азии кочевое отгонное скотоводство в суровых азиатских степях . Некоторые остатки этого населения и по сей день ведут кочевой образ жизни. В Монголии около 40% населения продолжает вести традиционный кочевой образ жизни. [24] По оценкам, в Китае чуть более пяти миллионов пастухов рассредоточено по пастбищным уездам и более 11 миллионов — по полупастбищным уездам. В результате общее число (полу)кочевых пастухов превысило 16 миллионов человек, которые, как правило, живут в отдаленных, разбросанных и бедных ресурсами общинах. [25]

Кочевники туареги на юге Алжира

В Средних холмах и Гималаях Непала отгонное люди, живущие на высоте более 2000 м, практикуют животноводство и кочевое скотоводство, поскольку оседлое земледелие становится менее продуктивным из-за крутых склонов, более низких температур и ограниченных возможностей орошения. Расстояния между летними и зимними пастбищами могут быть небольшими, например, в окрестностях Покхары , где долина на высоте около 800 метров составляет менее 20 км. с альпийских пастбищ чуть ниже Аннапурны в Гималаях, или расстояния могут составлять 100 км и более. Например, в зоне Рапти , примерно в 100 км к западу от Покхары, кхаммагары перемещают свои стада между зимними пастбищами к северу от Индии и летними пастбищами на южных склонах Дхаулагири в Гималаях. На крайнем западе Непала этнические тибетцы, живущие в Долпо и других долинах на севере среди высоких Гималаев, перегоняли свои стада на север, чтобы зимовать на равнинах верхнего Брахмапутры бассейна в самом Тибете , пока эта практика не была запрещена после того, как Китай захватил Тибет в 1950–51 годах. . [26]

Кочевой народ саамы , коренные народы северной Финляндии, Швеции, Норвегии и Кольского полуострова России, практикуют форму кочевого отгонного животноводства, основанную на использовании оленей . В XIV и XV веках, когда популяция оленей сократилась настолько, что саамы не могли существовать только за счет охоты, некоторые саамы, организованные по семейному принципу, стали оленеводами. У каждой семьи есть традиционные территории, на которых они пасутся, прибывая примерно в одно и то же время каждый сезон. Лишь небольшая часть саамов в течение прошлого столетия существовала за счет оленеводства; как самая колоритная часть населения, они хорошо известны. Но, как и везде в Европе, отгонное животноводство вымирает. [26]

Места ) , была ассоциацией владельцев овец ( испанская знать и религиозные ордена которая играла важную экономическую и политическую роль в средневековой Кастилии . Чтобы сохранить право проезда своих отгонных стад через каньяды , места действовали против мелких крестьян. [27]

В Чаде к кочевникам-скотоводам относятся загава , креда и мими . Дальше на север, в Египте и западной Ливии , бедуины также практикуют скотоводство. [28]

Трансграничное скотоводство

[ редактировать ]

Иногда кочевые скотоводы перемещают свои стада через международные границы в поисках новых пастбищ или для торговли. Эта трансграничная деятельность может иногда приводить к напряженности в отношениях с национальными правительствами, поскольку эта деятельность часто носит неформальный характер и находится вне их контроля и регулирования. В Восточной Африке, например, более 95% трансграничной торговли осуществляется через неофициальные каналы, а общая стоимость неофициальной торговли живым рогатым скотом, верблюдами, овцами и козами из Эфиопии, проданной в Сомали , Кению и Джибути, оценивается примерно в 250 долларов США. и 300 миллионов долларов США в год (в 100 раз больше официальной цифры). [29] Эта торговля помогает снизить цены на продовольствие , повысить продовольственную безопасность, ослабить пограничную напряженность и способствовать региональной интеграции. [29] Однако существуют и риски, поскольку нерегулируемый и недокументированный характер этой торговли сопряжен с риском, например, с более легким распространением болезней через национальные границы. Более того, правительства недовольны потерей налоговых поступлений и валютных поступлений. [29]

Были инициативы, направленные на содействие трансграничной торговле, а также ее документирование, чтобы стимулировать региональный рост и продовольственную безопасность, а также обеспечить эффективную вакцинацию скота. [29] Инициативы включают в себя повышение региональной устойчивости к засухе (RREAD), «Улучшение средств к существованию в треугольнике Мандеры/Улучшение средств к существованию в Южной Эфиопии» (ELMT/ELSE) в рамках программы «Региональное повышение уровня жизни в пастбищных районах» (RELPA) в Восточной Африке и «Региональные средства к существованию». Адвокаси-проект (REGLAP), финансируемый Офисом гуманитарной помощи Европейской Комиссии (ECHO) . [29]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бленч, Роджер (2001). Скотоводы в новом тысячелетии (PDF) . ФАО. стр. 11–12.
  2. ^ Поллард, Розенберг и Тиньор, Элизабет, Клиффорд и Роберт (2015). Миры вместе, миры врозь . Нью-Йорк: WW Norton & Company. п. 23. ISBN  978-0-393-91847-2 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  3. ^ Хо, Питер; Азади, Хосейн (2010). «Деградация пастбищ в Северном Китае: взгляды скотоводов». Экологические исследования . 110 (3): 302–307. Бибкод : 2010ER....110..302H . дои : 10.1016/j.envres.2009.12.007 . ПМИД   20106474 .
  4. ^ Хо, П. (2001). «Возврат к деградации пастбищ в Северном Китае? Предварительный статистический анализ для подтверждения неравновесной экологии ареала». Журнал исследований развития . 37 (3): 99–133. дои : 10.1080/00220380412331321991 . ISSN   0022-0388 . S2CID   154397243 .
  5. ^ Л. Коупленд; П. Уэскомб (1966). Опись памятников каменного века в Ливане: Северный, Южный и Восточно-Центральный Ливан, с. 49 . Показ Католик . Проверено 29 августа 2011 г.
  6. ^ Флейш, Анри, Заметки о предыстории Ливана: 1) Ард эс Сауде. 2) Северная Бекаа. 3) Полировщик для улицы. БСПФ, вып. 63, 1966.
  7. Шерратт, Эндрю (1983), «Вторичная эксплуатация животных в Старом Свете» в (World Archeology Volume 15, Issue 1, Special Issue: 1983: Отгонное животноводство и скотоводство)
  8. ^ Крибб, Р. (1991) Кочевники в археологии. Издательство Кембриджского университета. Кембридж.
  9. ^ Восточный институт Чикаго «Кочевники, племена и государство на древнем Ближнем Востоке: междисциплинарные перспективы».
  10. ^ Перро Дж. (1964), «Первые две раскопки в Мунхате», Сирия XLI, стр. 323-45
  11. ^ Меллаарт, Джеймс (1975), Неолит Ближнего Востока (Лондон: Темза и Гудзон), стр. 239-241.
  12. ^ Зариньш, Юрис (1992) «Пастырское кочевничество в Аравии: этноархеология и археологические данные», в О. Бар-Йосефе и А. Хазанове, ред. «Скотоводство в Леванте»
  13. ^ Шпенглер, Роберт; Фрачетти, Майкл; Думани, Паула; Роуз, Линн; Черазетти, Барбара; Буллион, Элисса; Марьяшев, Алексей (22 мая 2014 г.). «Раннее земледелие и передача сельскохозяйственных культур у мобильных скотоводов бронзового века Центральной Евразии» . Труды Лондонского королевского общества B: Биологические науки . 281 (1783): 20133382. doi : 10.1098/rspb.2013.3382 . ISSN   0962-8452 . ПМЦ   3996608 . ПМИД   24695428 .
  14. ^ Гиббонс, Энн (10 июня 2015 г.). «Кочевники-скотоводы оставили сильный генетический след у европейцев и азиатов» . Наука . АААС.
  15. ^ Гиббонс, Энн (21 февраля 2017 г.). «Тысячи всадников, возможно, ворвались в Европу бронзового века, изменив местное население» . Наука .
  16. ^ Гермес, Тейлор Р.; Фрачетти, Майкл Д.; Буллион, Элисса А.; Максудов, Фарход; Мустафокулов, Самариддин; Макаревич, Шерил А. (26 марта 2018 г.). «Городские и кочевые изотопные ниши демонстрируют диетическую связь на Шелковом пути Центральной Азии» . Научные отчеты . 8 (1): 5177. Бибкод : 2018NatSR...8.5177H . дои : 10.1038/s41598-018-22995-2 . ISSN   2045-2322 . ПМК   5979964 . ПМИД   29581431 .
  17. ^ Бек, Лоис (1991) «Кочевник: год из жизни кочевого представителя племени кашкай в Иране» (University of California Press)
  18. ^ Чад Доррит ван Дален, 3 августа 2024 г.
  19. ^ Дэвид Кристиан, История России, Центральной Азии и Монголии, 1998, стр. 81-98 и пассим.
  20. ^ Хо, Питер (2000). «Миф об опустынивании на северо-западной границе Китая: случай провинции Нинся, 1929–1958». Современный Китай . 26 (3): 348–395. дои : 10.1177/009770040002600304 . ISSN   0097-7004 . S2CID   83080752 .
  21. ^ Льюис, IM (1999). Пастырская демократия . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 31. ISBN  978-3825830847 .
  22. ^ КОЧЕВНИКИ - ФАКТЫ
  23. ^ Дейл Эйкельман, Ближний Восток и Центральная Азия. Антропологический подход. Четвертое издание. Прентис Холл, 2002, с. 11
  24. ^ Монголия сегодня - интернет-журнал. Архивировано 22 января 2009 г., в Wayback Machine.
  25. ^ Хо, Питер (2016). «Пустые институты, недоверие и скотоводство: запрет на выпас скота в Китае, добыча полезных ископаемых и этническая принадлежность». Журнал крестьянских исследований . 43 (6): 1145–1176. дои : 10.1080/03066150.2016.1239617 . ISSN   0306-6150 . S2CID   157632052 .
  26. ^ Jump up to: а б АРТЭ Франция. Films Media Group, дистрибьютор фильмов., Ладакх: Последние кочевники , OCLC   965342516
  27. ^ Йылмаз, Энгин; Гогиб, Лиза; Уривеларреа, Пабло; Демирбас Чаглаян, Семиха (03.05.2019). «Мобильное скотоводство и охраняемые территории: конфликты, сотрудничество и связь» . ПАРКИ . 25 (1): 7–24. doi : 10.2305/iucn.ch.2019.parks-25-1ey.en . ISSN   0960-233X .
  28. ^ Брасс, Майкл (декабрь 2015 г.). «Взаимодействие и скотоводство вдоль южных и юго-восточных границ Мероитского государства Судан» . Журнал мировой предыстории . 28 (4): 255–288. дои : 10.1007/s10963-015-9089-1 . ISSN   0892-7537 . ПМЦ   4856204 . ПМИД   27158190 .
  29. ^ Jump up to: а б с д и Паванелло, Сара 2010. Работа через границы – Использование потенциала трансграничной деятельности для улучшения безопасности средств к существованию в засушливых районах Африканского Рога . Лондон: Институт зарубежного развития.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a0896c7c8df832d5a4636d9706859518__1720370880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/18/a0896c7c8df832d5a4636d9706859518.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nomadic pastoralism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)